Научная статья на тему 'Реклама: понятие, тенденции, перспективы её развития'

Реклама: понятие, тенденции, перспективы её развития Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
22816
1541
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
настоятельная потребность / неотъемлемая часть / общественное разделение труда / форма общения / две тенденции / рекламный рынок / the persistent requirement / the integral part / public labor division / the form of communication / two tendencies / the market of advertisement

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шарипова Зарина Сафаровна

Реклама неотъемлемая часть деятельности торговли. А с другой стороны, довольно широко бытует весьма скептическое отношение к рекламе. Автор статьи путём систематизации и анализа определений рекламы, содержащихся в работах Ф. Котлера, П.С. Завьялова, И.Я. Рожкова, Г. Сендиджа, К.Ротцола, В. Фрайбургера, Дж. Беонета, С. Мориарти, Р.И. Роктанцева, А.Н. Матенцева и др. выделяет основные характеристики этого сложного, многоаспектного явления. Автор рассматривает рекламу по этапам её становления, которые формируются с относительной постепенностью и по схожим направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author clearly gives definition to term advertisement and emphasizes that advertisement is an integral part of trade activity. On the other hand there is a skeptical attitude towards advertisement. The author of the article by the ways of analysis and systematization of definition to term advertisement by well known scientists F. Cotler, P.S.Zavyalova, I.Ya. Rozhkova and others gives his own characteristics of this complex, many aspected term. The author considers advertisement by its stage formation, which is formed gradually and in similar directions.

Текст научной работы на тему «Реклама: понятие, тенденции, перспективы её развития»

Key words: small enterprises, small entrepreneurship, state support, service infrastructure, factors, direction.

Список использованной литературы:

1. Закон Республики Таджикистан «О государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан». -Душанбе, № 46 от 19 мая 2002.

2. Каюмов Н.К. Приоритеты и меры по стимулированию экономического развития РТ в переходный период // Экономика Таджикистана: стратегия развития. -2001.- №3.-с.116-117.

3. Розанова Н.М. Место и роль государственной промышленной политики как регулятора взаимодействия фирм // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика.- 1999. № 3. - С. 20.

4. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе, 2009. - С. 126-235.

5. Э. Рахмон: « Предприниматели и коммерсанты - огромная сила в развитии экономики страны» //Согдийская правда. № 6 (15783) от 20 января 2010. -с. 2-4.

Орипов А. О., Мухаммадиева З.Э.

Основные направления поддержки государством малого предпринимательства в

Республике Таджикистан

В статье рассматриваются особенности развития малого предпринимательства в системе национальной экономики. Государственное регулирование развития малого предпринимательства, создание широкой сети поддержки, включение его как составной части в экономику страны - все эти проблемы уже несколько десятилетий решаются во многих индустриально развитых странах. Государство использует огромные финансовые и производственные ресурсы, способствует формированию конкурентной среды, играет значительную роль в осуществлении прорыва по ряду важных направлений научно-технического прогресса.

Авторами уточняются понятия государственной поддержки малого предпринимательства и пути его регулирования. В связи с этим исследуется институт государственной поддержки на примере зарубежного опыта.

A.O.Oripov, Z. E. Mukhammadieva The main directions of small business support by Tajik republic state

The article considers the peculiarities of small business development in national economy system of Tajikistan. Here is specified ideas of state support and the ways of its regulations. In connection with this it is explored institute of state support on example of foreign experience. The authors underline that the state use huge finance and productive resourses, contributes to formation of competitive atmosphere, plays significance role in implimentation a number of important directions of scientific-technical progress

Шарипова Зарина Сафаровна, -

преподаватель кафедры экономики

предприятий и предпринимательства

ТГУПБП

РЕКЛАМА: ПОНЯТИЕ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

ЕЁ РАЗВИТИЯ

«Реклама - предмет увлекательный», - говорят маркетологи. И с этим мнением не могут не согласиться те, кому уже пришлось вплотную столкнуться с одной или несколькими сторонами рекламной деятельности. А тот, кому ещё предстоит работать в этой области, надо думать, с большим интересом совершит «путешествие» в непростой, противоречивый и в чём-то непредсказуемый мир, именуемой рекламой.

Наверное, не много найдётся общественных явлений, мнение о которых в нашей стране было бы столь же разноречиво, как о рекламе. С одной стороны, есть немало свидетельств, что люди нуждаются в ней, даже ищут её. Многие отрасли народного хозяйства испытывают настоятельную потребность в оперативном оповещении потребителей. И эту потребность удовлетворяет целая сеть разных по структуре и возможностям рекламных организаций. Реклама - неотъемлемая часть деятельности торговли. А с другой стороны, довольно широко бытует весьма скептическое отношение к рекламе.

Во всех этих спорах реклама предстаёт то объективной необходимостью, то расточительным излишеством, то потенциальным благом, то чужеродным наростом. Крайности плохи уже тем, что в полемическом запале на первый план выходят эмоции и оттесняют в сторону логику, причинно-следственные связи, исторические закономерности.

Понять сущность явления, оценить тенденции и перспективы его развития можно только в контексте определённых общественноисторических условий и отношений.

Почему появилась реклама? Если обратиться к истории, то первые упоминания об этом виде общественной деятельности относятся к тому периоду, когда возникло общественное разделение труда и производство на обмен. До превращения материальной деятельности в профессиональную, специфическую, продукт которой обменивался на другие, жизненно необходимые, ни общество, ни его отдельные члены не испытывали потребности в информации о предметах возможного обмена.

Овеществление человеческой деятельности в предметах обмена привело к отчуждению производителя от сделанной им вещи, к возникновению противоречия между конкретным и абстрактным трудом. Человек становится производителем и потребителем, причём обе эти социальные роли обусловлены отношениями собственности, присущими данной общественно-экономической формации.

Разделение труда повлекло за собой и совершенствование путей обмена. В феодальном обществе по мере развития ремесленничества оно всё больше испытывало потребность в посреднике при обмене. Несмотря на то что обмен основных продуктов труда во многом оставался натуральным, был

и универсальный эквивалент обменных операций - деньги, и посредник в этих операциях - торговля. Эта форма общественной деятельности лежала вне рамок производства и потребления, а результатом её стало получение прибыли в размере разницы между покупной и продажной стоимостью предметов обмена - товаров.

Успешное осуществление посреднических функций, а следовательно, и размер прибыли, ставили торговцев перед необходимостью специально оповещать людей о предлагаемых товарах. Первой появляется потребность обозначить место продажи. Ответом на неё стало появление вывесок и показ товаров в окне или перед входом в лавку (магазин).

Вторым рекламным средством было то, что впоследствии получило название «устная реклама», - беседа продавца с покупателем о свойствах и способах употребления товара. По сути дела, это выяснение существующих и одновременно формирование новых потребностей. Подобные конкретные знания торговца позволяли ему оказывать влияние на развитие производства. Он мог подсказать производителю определённую программу действий. Здесь важно подчеркнуть один из важнейших аспектов рекламной деятельности, пока ещё не ставшей самостоятельной сферой, а пребывающей в рамках производства и торговли. На самых первых этапах своей предыстории (а период феодализма можно, как и дофеодальные времена, считать предысторией рекламы) она зародилась и развивалась как форма общения.

В зарубежной исследовательской традиции отчётливо различаются две тенденции во взглядах на рекламу: конкретно - прагматическая, нацеленная и историко-культурологическая.

Конкретно - прагматическая нацелена на оперативную подготовку профессионалов - практиков рекламного дела.

Менее известны среди отечественных специалистов параллельные зарубежные разработки фундаментальных историко - культурологических взглядов на рекламу.

Общим источником понятия общепризнано считается латинский глагол «reclamare» - кричать, выкрикивать. Думается, он хорошо отражает стадию бытования устной словесной рекламы. Эта лексема сохранилась в ряде западноевропейских языков и через французское влияние укоренилась в СНГ. В современной немецкой лексике используется понятия «werbung», акцентирующее воздействие рекламы, что ясно по родственности корня данного слова хорошо известному русскому «вербовать».

В английском языке к началу 19 века стал широко использоваться глагол «advertise», который в 15-16 столетиях, как указывает Оксфордский словарь, означал просто сообщение о чём - либо. Романские языки (французский, итальянский, испанский) добавили к понятию «reclamare» -«publicite» (франц.), «pablicitad» (исп.), подчёркивающее массовость рекламного адресата.

Следует отметить, что о рекламной деятельности речь идёт уже в самых ранних документах письменной истории.

В Средиземноморье археологи нашли стены, расписанные объявлениями о гладиаторских боях и цирковых представлениях. Финикийцы разрисовывали скалы по маршрутам разного рода шествий, всячески превознося в этих росписях свои товары. Всё это - предшественники современной наружной рекламы. Одна из настенных надписей в Помпее расхваливала политического деятеля и призывала людей отдавать за него голоса.

Другую раннюю разновидность рекламы олицетворял собой городской глашатай. «Золотой век» Древней Греции видел глашатаев, которые ходили по улицам Афин, возглашая о продажах рабов, скота и прочих товаров.

Ещё одной ранней разновидностью рекламы было клеймо, которое ремесленники ставили на своих товарах, таких как гончарные изделия. По мере того как молва разносила сведения о репутации ремесленника, покупатели начинали искать товар с его клеймом. В наши дни для этих же целей пользуются товарными знаками и марочными названиями. По мере централизации производства и удаления рынков значение клейма постоянно росло.

Поворотным пунктом в истории рекламы стал 1450 год - год изобретения Гуттенбергом печатного станка. Рекламодателю не нужно было больше вручную изготовлять дополнительные экземпляры своих извещений. Первое печатное объявление на английском языке появилось в 1478г.

В 1622г. реклама получила мощный стимул в виде начавшей выходить первой газеты на английском языке, которая называлась «Уикли ньюс». Позднее Эдисон и Стел начали выпускать газету «Тэтлер», став верными пособниками рекламы. Эдисон напечатал следующий совет составителям рекламных текстов: «Великое искусство написания рекламного объявления заключается в отыскании правильного подхода, дабы захватить внимание читателя, без чего добрая весть может остаться незамеченной или затеряться среди извещений о банкротстве». 1 Наибольшего расцвета реклама

достигла в Соединенных Штатах Америки.

Рекламный рынок - один из наиболее динамично растущих рынков во всём мире. В настоящее время существуют два подхода к пониманию термина «реклама». В первом случае под рекламой понимается размещение объявления (рекламного обращения) обычно в средствах массовой информации и на наружных щитах. Второе, более широкое понимание данного термина, включает любое обращение производителя к своему потенциальному потребителю и использование им для этого большого арсенала средств: нетрадиционные газетные и журнальные статьи, выставки, коммерческие семинары, упаковка товара, внутренние витрины и т. д.

В западных странах для обозначения этих двух аспектов восприятия рекламы используют два термина «реклама» (advertising) - реклама,

1 Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Рекламное дело. /Учебник/. - М., 1998.- С.11.

рекламирование и «комплекс маркетинговых коммуникаций». Последний, как известно, включает в себя пять дисциплин:

1. Собственно реклама (в средствах массовой информации).

2. Стейлз промоушин (sales promotion - «способствование к продвижению»).

3. Паблик рилейшнз (public relations - «связи с обществом»).

4. Директ - маркетинг (direct marketinq - «прямой маркетинг»).

5. Сопутствующие материалы и мероприятия.

Анализ трактовок термина «реклама» разными учёными показывает, что однозначного определения авторы не дают. Некоторые трактуют это понятие с позиции только информации, другие - с позиции маркетинговых коммуникаций, третьи - с позиции средств стимулирования сбыта продукции и формирования спроса на неё.

Однако во всех этих определениях явно прослеживаются черты, характерные именно для рекламы, в отличие от многих других способов маркетинговой деятельности:

1. Реклама - всегда оплачиваемая форма передачи информации.

2. «Неличное предоставление информации» означает, что производитель предлагает свой товар через посредническое звено, например средства массовой информации.

3. Реклама всегда имеет целью стимулирование спроса на товары и услуги, о которых она сообщает потенциальным покупателям.

4. Во всех определениях рекламы делается акцент на понятие «точно установленный заказчик». Это означает, что в рекламе, помимо сообщения о продукте, обязательно содержится информация о том, кто его предлагает, а также название фирмы и её адрес или телефон, то есть сведения, по которым покупатель сможет легко найти рекламируемый товар или непосредственно связаться с фирмой.

Наиболее полное определение рекламы, отражающее, на наш взгляд, современную точку зрения на роль рекламы в жизни общества, представлено И.Я. Рожковым: «Реклама - это вид деятельности либо произведённая в её результате информационная продукция, реализующая сбытовые или иные цели промышленных и сервисных предприятий, общественных организаций или отдельных лиц путём распространения оплаченной ими и идентифицирующей их информации, сформулированной таким образом, чтобы оказывать усилие, направленное воздействие на массовое или индивидуальное сознание с целью вызвать определённую реакцию выбранной аудитории»2.

Как следует из этого определения, в нём сохраняются все четыре признака рекламы (платность, неличное представление информации, коммерческая цель и точно установленный заказчик).

2 Рожков И.Я. Планка для «профи».- М., 1997.- С.27.

Однако они выражены несколько иными понятиями, отражающими особенности современного развития общества, его перехода с технологической стадии на информационную.

Систематизация и анализ определений рекламы, содержащихся в работах Ф. Котлера, П.С. Завьялова, И.Я. Рожкова, Г. Сендиджа, К.Ротцола,

В. Фрайбургера, Дж. Беонета, С. Мориарти, Р.И. Роктанцева, А.Н. Матенцева и др. позволяют выделить следующие основные характеристики этого сложного, многоаспектного явления.

Реклама - это прежде всего процесс распространения традиционных и новых знаний, идей, изобретений и т.д.

Реклама - это коммерческое обращение, осуществляемое через средства массовой информации и другие виды связи, агентирующее в пользу какого - либо товара, услуги, марки, фирмы.

Реклама - это не только наука, но и продукт культуры, её зеркало, ибо она отражает её традиции, верования, системы ценностей, образ жизни.

Реклама - составная неотъемлемая часть маркетинга. Методы и приёмы маркетинга являются обязательным атрибутом рекламы.

Реклама - ознакомление потребителя с товаром или услугой, которую предлагает данное производственное, торговое или иное предприятие.

Реклама - платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой информации и другие виды связи, агитация в пользу какого - либо товара или услуги.

Реклама - печатное, рукописное, устное или графическое уведомление о лице товара, услугах или общественном движении, открыто исходящее от рекламодателя и оплаченное им с целью увеличения сбыта, расширения клиентуры, получения голосов или публичного одобрения.

Итак, мы видим, что в понимании природы рекламы существуют различные точки зрения и подходы, которые подчас не совпадают и даже отчасти исключают друг друга. Реклама, по мнению ряда учёных, призвана сыграть четыре важные роли, а именно: маркетинговую, коммуникационную, экономическую и социальную3.

Хронологические рамки изложения широки, но не всеобъемлющи. Автор рассматривает рекламу по этапам её становления, которые формируются с относительной постепенностью и по схожим направлениям. Ситуация последних лет, смещая многие пласты культуры, знаменует крутой перелом в рекламном процессе Республики Таджикистан. В стране значительно усиливается национальное своеобразие рекламного творчества. Ключевые слова: настоятельная потребность, неотъемлемая часть, общественное

разделение труда, форма общения, две тенденции, рекламный рынок.

Key words: the persistent requirement, the integral part, public labor division, the form of communication, two tendencies, the market of advertisement.

Список использованной литературы:

3 Уэллс У., Бернест Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. - СПб., 2001.-с.38.

1. Богачева Н. Реклама, её возникновение и некоторые сведения из истории развития. - Министерство торговли СССР. Международный совет по рекламе. - М., 1969.

2. Учёнова В.В., Старых Н.В. История рекламы. 2 - ое издание. - СПб.: Питер., 2002.- 304с.

3. Батра, Раджив, Майерс, Джон Дж., Аакер, Дэвид А. Рекламный менеджмент: Перевод с английского. 5 - е изд. - М. - СПб. : Издательский дом «Вильямс», 1999. - 784 с.

4. Сэндидж Ч.Г., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. Пер.с. анг./ Общ. ред. и вступ. ст. Е.Н. Пеньковой. - М: Прогресс, 1989. - 630 с.

5. Ромат Е.В. Реклама. 2 - е изд.- СПб.: Питер, 2007. - 208 с.

6. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Рекламное дело. - М: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд. Экмос, 1998. - 227 с.

7. Романов А.А. Реклама: между социумом и маркетингом. Научная монография - М: Маркет ДС, 2002. - 300с. (Академическая серия).

8. Учёнова В.В., Старых Н.В. История рекламы: детство и отрочество. -М: Смысл, 1994.

9. Хромов А.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика.-Петрозаводск: Фолиум, 1994.

10. Котлер Ф. Маркетинг - менеджмент. - СПб: Питер, 2003. - 752с.

11. Рожков И.Я. Реклама: планка для «профи». - М: Юрайт, 1997. - 208с.

12. Котлер Ф., Амстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга. -М. - СПб: Вильямс, 1998.

Шарипова З.С.

Реклама: понятие, тенденции, перспективы её развития

Реклама - неотъемлемая часть деятельности торговли. А с другой стороны, довольно широко бытует весьма скептическое отношение к рекламе. Автор статьи путём систематизации и анализа определений рекламы, содержащихся в работах Ф. Котлера, П.С. Завьялова, И.Я. Рожкова, Г. Сендиджа, К.Ротцола, В. Фрайбургера, Дж. Беонета, С. Мориарти, Р.И. Роктанцева, А.Н. Матенцева и др. выделяет основные характеристики этого сложного, многоаспектного явления. Автор рассматривает рекламу по этапам её становления, которые формируются с относительной постепенностью и по схожим направлениям.

Sharipova Z.S.

Advertisement: notion, tendency, perspectives and its development

The author clearly gives definition to term advertisement and emphasizes that advertisement is an integral part of trade activity. On the other hand there is a skeptical attitude towards advertisement.

The author of the article by the ways of analysis and systematization of definition to term advertisement by well known scientists F. Cotler, P.S.Zavyalova, I.Ya. Rozhkova and others gives his own characteristics of this complex, many aspected term.

The author considers advertisement by its stage formation, which is formed gradually and in similar directions.

Шокиров Равшан Сиддикбоевич, Абдуллоева Мадина Гайратовна, -

унвонлуёни кафедраи Иктисоди лапонии ДДЫБСТ

ЗАМИНА&ОИ ПАЙДОИШ ВА РУШДИ БОЗОРИ ArPAPÏ ДАР ЛУЛПЬУРИИ ТОЛИКИСТОН

Маълум аст, ки сошаи кишоварз! дар лумшур! асоси бехатарии озукавор! ва рушди иктисодиёти мамлакатро таъмин мекунад. Ролеъ ба ин масоил шолат ба башс нест. Зеро хусусият ва шароити лугрофии кишвар, иктисодиёти миллии он машз аз сектори аграр! вобастаг! дошта, талаб менамояд, ки бо такозои замон минбаъд зарурати мукаммалгардонии сошаи кишоварз! ба таври боварибахш таъмин гардад. Пас аз ислошоти куллии иктисод! дар сохтори аграр! тагйироти зиёд ба вулуд омад, ки аксари он шам ба дешкон, шам ба заминдорон мустакилияти бемашдудро башри истешсоли шарч! бештари машсулоти босифат ва арзони холагии кишлок мушайё сохт. Яъне, сошибистиклолии сошиби заминро таъмин намуд. Холагишои дешкон! (фермер!) аз ин имтиёзшо самаранок истифода бурда, чун дар давлатшои мутаракк!, лавшари ин сошаро ташкил доданд ва минбаъд барои самаранок истифода бурдани базаи хукукии давлат дилгармона ба башрабардории бемонеъа ва самараноки замин камари шиммат бастанд.

Назар ба тадбиршои амалии ислошоти иктисодие, ки шукумат нисбати рушди сошаи холагии кишоварз! андешидааст, кÿшишшои сохтори комплекси агросаноатии лумшур! дар роши рушди муносибатшои бозоргон! дар ин лабша шоло шам суст ба назар мерасад. Аз шамин лишоз, маршилаи муосири рушди иктисодиёти мамлакат барои шалли муаммошо байни истешсолкунандагони сошаи кишоварз! ва сохтори мазкур монеашои зиёдеро ба миён меоварад. Ин муаммошо асосан ба тилорати хорилии холагишои дехкон! (фермер!), фаъолияти бозори аграр!, сатши пасти даромаднокии холагишо, нархгузор!, андозбанд!, милеоратсия ва гайрашо вобастаг! доранд.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ба назари мо шоло дар лумшур! фурсате ба миён омадааст, ки сохтори бозори аграр! ва асосноккунии усулшои нави холагидор! ба таври мушаххас ва дакик муайян карда шавад. Зеро андешидани чунин тадбир барои рушди муносибатшои бозоргон! дар сошаи кишоварз! яке аз масъалашои мушим ба шисоб меравад. Барои амал! гаштани он пеш аз шама ташаккулёбии бозори аграр! дар лумшур! зарур аст. Бозори аграриро олимоне, ки бо муаммошои назарияи иктисод! машгуланд, шамчун кисми лудонашавандаи комплекси агросаноат! мешисобанд. Бозори аграр! - ин малмÿи муносибатшои иктисод!-илтимоии истешсолкунандагон ва истеъмолкунандагони машсулоти холагии кишоварз! дар доираи мубодила мебошад, ки тавассути хариду фурÿши мол

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.