Научная статья на тему 'Реклама как средство продвижения услуг на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма на примере суши-бара «Зебры»'

Реклама как средство продвижения услуг на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма на примере суши-бара «Зебры» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
502
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RECLAME / CATERING SERVICE / MAINTENANCE / PROMOTIONAL ACTIVITIES / CONSUMERS / TYPES OF RECLAME / QUESTIONING / SUSHI BAR / SEARCH ENGINES / WEBSITE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Малыгина Марина Викторовна

Статья посвящена разработке комплекса рекламных мероприятий для суши-бара «Зебры». В ходе проведенного анкетирования посетителей суши-бара «Зебры» предложено провести рекламные мероприятия для выделенного сегмента семьи с детьми, разработаны предложения для руководства, которые повысят посещаемость суши-бара и увеличат прибыль предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECLAME AS A MEANS OF PROMOTION OF SERVICES AT THE ENTERPRISES OF SOCIO-CULTURAL SERVICE AND TOURISM ON THE EXAMPLE OF A SUSHI BAR "ZEBRA"

The article is devoted to develop a set of promotional activities for the sushi bar "Zebras". In the course of questioning sushi bar visitors "Zebra" has been proposed to carry out promotional activities for the highlighted segments: families with children, as well as to proposals for guidelines that will increase traffic to the sushi bar in the evenings and weekends and will increase the profits of the enterprise

Текст научной работы на тему «Реклама как средство продвижения услуг на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма на примере суши-бара «Зебры»»

УДК 338.487:659.1 © М. В. Малыгина

М. В. Малыгина

РЕКЛАМА КАК СРЕДСТВО ПРОДВИЖЕНИЯ УСЛУГ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ СУШИ-БАРА «ЗЕБРЫ»

Статья посвящена разработке комплекса рекламных мероприятий для суши-бара «Зебры». В ходе проведенного анкетирования посетителей суши-бара «Зебры» предложено провести рекламные мероприятия для выделенного сегмента семьи с детьми, разработаны предложения для руководства, которые повысят посещаемость суши-бара и увеличат прибыль предприятия.

Ключевые слова: реклама, предприятия общественного питания, обслуживание, рекламные мероприятия, потребители, виды рекламы, анкетирование, суши-бар, поисковые системы, сайт.

I I оследние годы отмечены развитием пред-I I приятий социально-культурного сервиса и И И туризма в России и в городе Омске, в частности. Экономический кризис привел, с одной стороны, к уходу с рынка некоторых предприятий данной сферы, а с другой стороны, обострил конкурентную борьбу между ними. Как известно, деятельность предприятий общественного питания невозможна без рекламы. Прежде всего функция рекламы состоит в предоставлении информации потребителям о товаре или услуге, а также об их конкурентных преимуществах. В этой связи реклама как эффективный инструмент конкурентной борьбы приобретает все большее значение для предприятий общественного питания, так как соперничество и борьба за клиентов между ними постоянно усиливаются.

Реклама играет важнейшую роль в реализации маркетинговой стратегии

организаций общественного питания. Она является мощнейшим инструментом

наращивания объемов реализации услуг предприятиями общественного питания, а также повышения их авторитета не только в глазах потенциальных клиентов, но и общественности [4]. В данной ситуации все большую актуальность приобретает вопрос правильной организации рекламных действий предприятий общественного питания, от которой зависят возможности предприятия активно

воздействовать на рынок, укреплять на нем свои позиции. Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы российских и зарубежных ученых по проблемам теории маркетинга. Работы, в которых в той или иной степени рассматриваются вопросы управления продвижением товаров и услуг, достаточно многочисленны. Необходимо отметить, что проблемами разработки вопросов управления продвижением услуг в нашей стране занимались следующие отечественные ученые: Алексунина В. А., Большов Т. А., Витюгова М. И., Герчикова И. Н., Головлева Е. Л., Гольман И. А., Голубков Е. П., Дурович А. П., Иванов А. А., Костина А.

В., Маслова Т. Д., Музыкант В. Л. и др. Данные работы в значительной степени представляют собой анализ и осмысление зарубежного опыта. Однако из-за слабого внимания, которое на протяжении многих лет уделялось в нашей стране управлению поведением потребителей, основной вклад в развитие теории и практики продвижения внесли в большей степени зарубежные специалисты, такие как У. Ф. Арене, Р. Батра, Дж. Майерс, Д. Аакер, М. Бейкер, К. Л. Бове, Ф. Джекинс, Ж.-Ж. Ламбен, Росситер Дж. Р., Л. Перси, Ч. Сендидж и др.

Новизна нашего исследования состоит в использовании метода анкетироания для определения сегмента потребителей суши-бара

Теоретическая значимость заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в процессе подготовки бакалавров и магистров по направлению «Туризм», для написания научных статей и монографий по продвижению услуг предприятий общественного питания. Практическая значимость состоит в том, что разработанные мероприятия данного

исследования могут быть использованы маркетологами предприятия для продвижения услуг суши-бара «Зебры». Проблема исследования - недостаточная ориентированность рекламной политики суши-бара «Зебры» на определенную целевую аудиторию.

специализированным предприятием

общественного питания, основное направление деятельности которого - организация питания, ориентированного на японскую национальную кухню.

Реклама является одним из важнейших видов деятельности, с помощью которого суши-бар «Зебры» передает информацию, убеждающую потребителя в целесообразности приобретения услуги. Суш и-бар «Зебры» использует следующие рекламные средства:

- наружная реклама (средством наружной рекламы является вывеска, которая знакомит посетителей с предприятием). Она заметна

издали, клиенты легко находят ее в вечернее время. Красивый вид наружной рекламы достигается за счет использования световых букв.

- печатная реклама (различные буклеты и листовки с описанием сервиса, акций и предстоящих мероприятий);

интернет (у суш и-бара имеется собственный сайт, который является отличным средством рекламы и привлечения клиентов. Периодически информация на сайте обновляется, а также на нем помещается информация о проводимых акциях, предстоящих мероприятиях и отзывы посетителей);

- радио (ежедневно на радио «Европа плюс» транслируется информация о проводимых акциях);

- реклама в печати (в журналах «Блеск» и «Выбирай» размещаются фотографии интерьера суши-бара и информация о его услугах).

Проанализировав рекламные мероприятия суши-бара «Зебры» отмечаем, что в организации рекламно-информационной деятельности

имеются свои достоинства и недостатки. Реклама суши-бара в интернете является более эффективной, нежели реклама в специализированных печатных изданиях, так как воздействует на более широкий охват аудитории [3]. На собственном сайте суши-бара содержится не только информация о том, где можно вкусно поесть блюда японской кухни, но и информация о продуктах, которые используются для приготовления блюд, некоторые рецепты, а также история самой японской кухни, традиции и отзывы самих посетителей. В том числе при помощи интернета можно сделать заказ блюд с доставкой на дом.

Несмотря на то, что суши-бар «Зебры» ежедневно посещает большое количество гостей, в рекламной политике предприятия имеются минусы. Средства, которые используются для рекламы суши-бара «Зебры» недостаточны. Практически каждое заведение города пользуется такими же способами рекламы. Поэтому необходимо разработать более эффективную рекламную политику, которая сделала бы суш и-бар более известным в широких кругах общественности г.Омска. Также недостатком рекламной политики является отсутствие рекламы на телевидении, так как телереклама по эффективности

психологического воздействия превосходит радиорекламу [1].

Для определения сегментов потребителей нами была разработана анкета для гостей суши-бара. Анкетирование проводилось в январе 2016 года в течение недели в разные часы работы предприятия. В опросе приняло участие 200 человек в возрасте 18-40 лет, из них 61 % -женщины, 39 % - мужчины. По результатам исследования нами было выявлено следующее.

По ответам респондентов можно отметить частоту посещений ими предприятий общественного питания. Так, большая часть опрашиваемых (57 %) посещают суши-бар один раз в месяц; 14 % - один раз в неделю; 7 % -почти каждый день; 11 % - больше раза в неделю. В разделе «другое» следующие ответы: 4 % респондентов посещают кафе по праздникам; 7 % - по рабочей необходимости (деловые

11 раз в месяц

11 раз в неделю

почти каждый день

12-3 раза в неделю

IТолько по праздникам

По необходимости деловых встреч

Рис. 1. Частота посещений суши-бара «Зебры»,9

Посетители суши-бара чаще всего утренние часы (11 %), вечером (41 %), по-

11

I Утренние часы (до 12.30)

Обеденное время (с.12.30 до 15.30)

Дневные часы (С 15.30 до 19.00)

Вечернее время (после 19.00)

11

Рис. 2. Предпочтительное время посещения суши-бара «Зебры»

Таким образом, большая часть посетителей, все же приходят всё же в вечернее время суток, хотя в часы бизнес-ланча суши-бар становится всё популярнее, в связи со скидочной политикой предприятия на обеды и бизнес-ланчи с 12.30 до 15.00. Также, в это

время очень много заказов приходиться на доставку и суши на вынос.

Посетители предприятий общественного питания предпочитают следующие виды блюд: блюда основного меню (58 %), напитки (17 %), десерт (13 %), с собой (4 %), кальян (8%). (рис.

17

I Блюда основного меню (суши)

Барная карта Десерты Кальян С собой

Рис. 3. Предпочтительный ассо\

- Для большей посещаемости посетителей ресторана необходимо учитывать следующие обстоятельства:

- снижение цен (10 %);

- создание уютной обстановки (33 %);

- расширение ассортимента (17 %);

- увеличение скорости обслуживания (8 %);

- введение новых бонусных и скидочных карт для постоянных гостей (10 %);

имент меню суши-бара для заказа,%

- создание нового стиля ресторана (22 %).

При выборе ресторана посетители предпочитают следующие характеристики: дизайн ресторана (23 %); широта и ассортимент меню (21 %); месторасположение (7 %); уровень и качество обслуживания (20 %); цены (14%); возможность курить в зале (4 %); график работы заведения (11 %). По мнению респондентов, данный ресторан создан для следующих категорий

населения: для подростков и молодежи (45 %); для состоятельных людей (30 %); для обычных посетителей (25 %). Мнение друзей и знакомых станет определяющим фактором для посещения суши-бара «Зебры», об этом сказали 66 % опрошенных. Кроме того, еще одним мощным фактором информирования о ресторане будут являться СМИ в Интернете (70 %) (социальные сети, баннеры на сайта и т. п.).

Главным минусом рекламных мероприятий суши-бара «Зебры» является слабая ориентированность рекламных материалов на определённую целевую аудиторию. Для усовершенствования рекламной деятельности с°уши-бара «Зебры» необходимо провести рекламные мероприятия, направленные на новый сегмент целевой аудитории. В качестве невой а°удитории в°ыбраны семьи с детьми. К°ак правило - э°то г°ости с°тарше 30 лет. В рекламных материалах должна присутствовать информация о детском меню и детской игровой комнате. В процессе деятельности с°уши-б°ара «Зебры», в°ыбор тех и°ли иных методов и средств рекламы и продвижения или же комбинаций методов, определяется следующими главными факторами: денежными ресурсами, целями кампании в области продвижения, характеристиками целевого рынка,

характеристиками продукта, его ценой, возможностью применения тех или иных методов продвижения, нахождением

потребителя на определенной с°тадии готовности купить продукцию и услуги суши-бара, а также выбранной стратегией продвижения.

В качестве средств распространения рекламной информации предлагается иепользовать следующие виды рекламы: печатная реклама (листовки); реклама в интернете; нетрадиционная реклама.

Макет печатной рекламы выглядит следующим о°бразом: рекламное обращение начинается с°о с°логана рекламного предложения суши-бара - «Отдыхаем всей семьёй!». Далее идет информационный блок: «Мы заботимся о самых м°аленьких песетителях н°ашего з°аведения, предлагая детское меню и детскую игровую комнату!».

Как визуальная реализация изложенной информации выступило изображение фотографии игровой комнаты и детского меню. Т°ак же необходимо использовать фирменные атрибуты ресторана - логотип, телефон для заказа столиков, фактический и электронный адрес.

Для привлечения клиентов предлагается размещать информацию в Интернете, т. к. з°десь вее бельше петенциальных клиентов пользуются интернет-ресурсами. Более 80 % потенциальных потребителей ищет информацию

при помощи четырех ведущих поисковых систем российского Интернета: «Яндекс», «Р°амблер», «Г°угл», «М°эйл» [5]. Реклама суши-бара в поисковых системах, а также социальных сетях становится все более актуальной. Во-первых, такая реклама дешевле традиционной, во-вторых, на порядок эффективнее. Для того, чтобы потенциальный клиент мог легко найти сайт суши-бара «Зебры» и получить всю необходимую информацию о предлагаемых услугах, необходимо, во-первых, создание качественного сайта, во-вторых, его продвижение в поисковых системах. Планируется размещение информации на следующих сайтах в связи наибольшей посещаемостью в г.Омске: https://vk.com/; www.biletomsk.ru;omsk.resto.ru.

Каждую неделю дранные с°айты песещают белее 500 уникальных песетителей, а ежемесячная а°удитория превышает 1 млн. пользователей в г. Омске. В течение месяца просматривается более 30 ООО страниц сайта www.biletomsk.ru и более 25 ООО сайта omsk.resto.ru. Согласно статистике, аудитория н°а 95 % сестоит и°з пельзователей Омского региона.

Кроме размещения объявлений на других сайтах, необходимо продвигать и собственный сайт суши-бара «Зебры». Основные причины, по которым пользователь может не найти на сайте суши-бара «Зебры» искомой информации:

сайт иногда не отображается (или отображается некорректно) по техническим причинам;

страница перегружена контентом (текстом, рекламными предложениями, баннерами);

информация о скидках и акциях находится очень глубоко на сайте, чтобы до неё добраться, надо переходить из одного раздела в другой и т. д.;

сайтом неудобно пользоваться, эргономика, интерфейс и оформление продуманы плохо.

К продвижению сайта суши-бара «Зебры» следует приступать только после того, как вышеперечисленные недостатки будут исправлены, иначе эти обстоятельства снизят эффект от рекламы до минимума. И главное, необходимо регулярное обновление сайта, чтобы посетители могли найти новую информацию И-

Для эффективного привлечения на сайт потребителей суши-бара «Зебры» необходимо выполнять следующие рекомендации:

1. Информация на сайте должна соответствовать данным, которые выдала поисковая система. Человек должен найти то, что искал.

2. При первом взгляде на страницу

посетитель должен увидеть интересующую его информацию. Самые важные разделы должны сразу «бросаться в глаза».

3. Продуманная система навигации. Удобное меню.

4. Правильно составленный контент (текст, баннеры, реклама), отвечающий поставленной перед сайтом цели. Посетитель не только должен быстро найти полезную ему информацию, но она должна еще и «зацепить», заинтересовать его как покупателя.

5. Четко выделенная контактная информация. Отсутствие контактного телефона на страницах сайта резко снижает уровень продаж.

Исправление недостатков сайта будет осуществлять Web-студия "WEB-OMSK".

В качестве носителя нетрадиционной рекламы выбраны воздушные шары, так как данные рекламные средства оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей. На воздушных шарах будет выполнено изображение в виде зебры, название предприятия и контактные телефоны. Распространять воздушные шары будет промоутер. Он будет раздавать их детям, которые гуляют с родителями в непосредственной близости от суши-бара.

Таким образом, рекламные мероприятия являются одним из важнейших способов продвижения услуг суши-бара «Зебры». В ходе анализа используемых рекламных средств в суши-баре «Зебры» были выявлены как положительные стороны, так и недостатки. К недостаткам можно отнести использование таких же, как и у конкурентов, способов рекламы, а также отсутствие рекламы на телевидении. Для определения сегмента потребителей в январе 2016 года в течение недели было проведено анкетирование, что позволило разработать предложения руководству суши-бара «Зебры» для усовершенствования рекламной деятельности. Предлагаемые рекламные мероприятия будут способствовать привлечению нового сегмента целевой аудитории - семьи с детьми, повысят посещаемость суши-бара в вечернее время и выходные дни, повлияют на формирование позитивного отношения к нему и, как следствие, увеличат прибыль предприятия.

В рамках проведенного исследования были выработаны следующие предложения для руководства суши-бара «Зебры»:

1. Необходимо провести рекламные мероприятия, направленные на новый сегмент

целевой аудитории. В качестве новой аудитории выбраны семьи с детьми. Как правило - это гости старше 30 лет. В рекламных материалах должна присутствовать информация о детском меню и детской игровой комнате.

2. В качестве средств распространения рекламной информации предлагается использовать следующие виды рекламы: печатная реклама (листовки); реклама в интернете; нетрадиционная реклама.

3. На сайте предприятия рекомендуется поместить следующую информацию: «Вниманию любящих и заботливых пап и мам! Вам захотелось отдохнуть, но не с кем оставить ребёнка? Приглашаем Вас в суши-бар «Зебры!». У нас Вы можете весело провести время и порадовать любимых малышей! Для самых маленьких посетителей нашего заведения мы предлагаем детское меню и специально оборудованную детскую игровую комнату! Для получения подробной информации звоните по телефону 580-760; 530-330». Данную информацию иллюстрировать фотографиями интерьера суши-бара, игровой детской комнаты и блюдами детского меню. Планируется размещение информации наследующих сайтах в связи наибольшей посещаемостью в г.Омске: https://vk.com/; www.biletomsk.ru; omsk.resto.ru.

4. В качестве носителя нетрадиционной рекламы выбрать в°оздушные ш°ары, т°ак к°ак дранные рекламные средства оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей. На воздушных шарах должно быть выполнено изображение в виде зебры, название предприятия и контактные телефоны.

В заключении отметим, что в ходе проведенного исследования нами был разработан комплекс рекламных мероприятий для суши-бара «Зебры». Данные рекламные мероприятия позволят более эффективно продвигать услуги и достойно конкурировать на рынке предприятий общественного питания г. Омска, что является наиболее перспективным моментом для функционирования и развития предприятия.

Библиографический список

1. Бороноева, Т.А. Современный рекламный менеджмент [Текст] / Т.А. Бороноева.- М.: Аспект-Пресс, 2009.- 114 с.

2. Малыгина, М.В., Базилевич, С.В., Акименко А.Б. Роль PR- мероприятий в деятельности куль-турно-досуговых учреждений на примере Омского Государственного Музыкального театра [Текст] / М.В.Малыгина, С.В.Базилевич // Омский научный вестник. - 2015. - № 3 (139). - С. 237-241.

3. Малыгина, М.В., Базилевич, С.В. Модель анализа конкурентоспособности фирмы на рынке услуг [Текст] / М.В.Малыгина, С.В.Базилевич // Инновационная экономика и общество. - 2015. - № 1. - С.26- 30.

4. Хапенков, В.Н. Реклама в торговле [Текст]: учебное пособие/ В. Н. Хапенков. - М.: Академия, 2010.- 160 с.

5. Юткина, Е.А. Тонкости продаж рекламных площадей на интернет-сайтах [Текст]/ Е.А. Юткина // Реклама. Теория и практика. - 2013. - №3. - С.59- 68.

References

1. Boronoeva Т.A. Sovremennyi reklamnyi menedgment [Modern advertising management]. Ed. by T.A. Boronoeva. Moscow, Aspect Press, 2009, 114 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Malygina M.V., Bazilevich S.V. Model' analiza konkurentosposobnosti firmy na rynke и slug [Model analysis of the competitiveness of firms in the market]. Innovatsyonnaya ekonomika i obschestvo -Innovative Economy and Society, 2015, no 1, pp.26-30.

3. Malygina M.V., Bazilevich S.V., Akimenko A.B. Rol' PR- meropriyatij v deyatel'nosti kultyrno-dosugovyh uchrezhdenuyah na primere Omskogo Gosudarstvennogo Muzykal'nogo teatra [The role of PRevents in the activities of cultural and leisure facilities on an example of Omsk State Musical Theatre]. Omskij nauchyi vestnik - Omsk Scientific Bulletin, 2015, no 3 (139). - pp. 237-241.

4. Hapenkov V.N. Reklama v torgovle uchebnoe posob/e_[Advertising in trade tutorial]. Ed. by V. N. Hapenkov. Moscow, Academy, 2010, 160 p.

5. Yutkina E.A. Tonkosti prodazh peklamnyh ploschadei na internet-sajtah [Subtleties of sales of advertising space on websites]. Reklama. Teoriya i praktika - Reklame. Theory and practice, 2013, no 3, pp. 59-68.

RECLAME AS A MEANS OF PROMOTION OF SERVICES AT THE ENTERPRISES OF SOCIO-CULTURAL SERVICE AND TOURISM ON THE EXAMPLE OF A SUSHI BAR "ZEBRA"

Marina V. Malygina,

associate Professor, Siberian State University of Physical Culture

Abstract. The article is devoted to develop a set of promotional activities for the sushi bar "Zebras". In the course of questioning sushi bar visitors "Zebra" has been proposed to carry out promotional activities for the highlighted segments: families with children, as well as to proposals for guidelines that will increase traffic to the sushi bar in the evenings and weekends and will increase the profits of the enterprise.

Keywords: Reclame, catering service, maintenance, promotional activities, consumers, types of reclame, questioning,_sushi bar, search engines, website.

Сведения об авторе:

Малыгина Марина Викторовна - кандидат философских наук, доцент кафедры теории и ме тодики туризма и социально-культурного сервиса Сибирского государственного университета физи ческой культуры (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 09.03.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.