Научная статья на тему 'Реклама как средство повышения мотивации к изучению французского языка'

Реклама как средство повышения мотивации к изучению французского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
340
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реклама как средство повышения мотивации к изучению французского языка»

РЕКЛАМА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА

И. В. Новикова

С расширением экономических, политичес- ламных материалов, несомненно, способству-

ют и культурных контактов изменилась языковая политика. Владение иностранным языком становится не только престижным, но и превращается в насущную необходимость. Каждому учащемуся общеобразовательного учреждения известно, что незнание иностранного языка снижает рейтинг делового человека.

Реклама прочно вошла в повседневную жизнь, являясь отражением повседневного образа жизни и своего рода «сейсмографом развития представления о ценностях, запретах, нормах поведения в современном обществе» [1, с. 316]. Слово «реклама» происходит от ла-

■ь

тинского слова reclamare «выкрикивать» и обозначает:

1) информацию о товарах, услугах и т. п. для оповещения, привлечения потребителей, зрителей, создания спроса на товары, услуги и т. д., например, торговая реклама;

2) распространение такой информации, например телереклама [4, с. 409].

Существуют разнообразные определения рекламы. С. И. Ожегов приводит следующее определение: «Реклама — это оповещение различными способами для создания широкой известности, с целью привлечения потребителей, зрителей и т. п.» [3, с. 587].

Важнейшим элементом рекламного обращения, кратко и емко отражающим неповторимость торгового предложения, является слоган (рекламный лозунг). Люди читают слоганы в пять раз чаще, чем рекламные тексты, поэтому потребитель должен видеть все, его интересующее, а главное — выгоду этого рекламного предложения для себя. Слоган выполняет следующие функции: привлечение внимания потребителей, поднятие престижа фирмы, увеличение объема продаж и т. д.

На уроке работе с рекламными материалами должно быть уделено такое же внимание, как и работе с песней или видео. Практика показывает, что использование на уроках французского языка аутентичных рек-

ет повышению мотивации к его изучению.

Для облегчения восприятия рекламы и правильного ее понимания необходимо проводить анализ ее компонентного состава. Выделяют основные компоненты рекламы: Текстовый компонент: — слово (чаще имя собственное);

фраза (как правило, рекламный лозунг); микротекст (преимущественно описательного характера);

И зоб разительный компонент (фотография, рисунок, серия картинок, коллаж и другие, которые подразделяются на основные, представляющие рекламируемое изделие, и фоновые);

Социокультурный компонент. Для успешной работы с рекламой необходим подготовительный этап, который включает вступительную беседу о том, что такое реклама, ее назначение и роль в жизни общества, лингвокультурологические комментарии, облегчающие понимание рекламного текста, а также фонетические и лексико-грамматичес-кие упражнения.

Общеизвестно, что для понимания рекламных материалов необходим достаточно высо-

CJ

кии уровень развития социокультурнои компетенции. Приведем примеры некоторых фонетических упражнений.

1. LISEZ les slogans et FAITES attention â la prononciation:

— du son [u]: Diîfazur pures et dures (Diffazur piscines);

du son nasal: Du pain, du vin, du boursin.

2. FAITES attention â l'intonation des phrases exclamatives et interrogative!

a) Bronzage, j'optimise! (PHYTO)

b) Quel est le matelas qui vous permet de rêver même quand vous ne dormez pas? — C'est le matelas Rêvasol!

c) Le Champagne le plus dégusté au monde? Dites un nom au hasard... (Les Champagnes de Vignerons)

198

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2008 ! № 3

d) Mince! Quel goût unique!

J]ексико-грамматические упражнения

1. INVENTEZ un mot publicitaire â partir de deux mots donnés:

Confiture + compote —> Confipote

Ordinateur + Nathan —> ...

Jex + extraordinaire —> ...

Crédit + disponible —> ...

Réponses: Ordinathan, Jextraordinaire, Crédisponible.

2. REGARDEZ attentivement le mot carambar! A partir de chacune des parties de ce mot, RECONSTITUEZ les deux mots qui ont permis de le former: caram... / bar... (caramel + + en barre ou une barre de caramel) —> c'est une sorte de caramel long et dur (une marque de bonbon au caramel) que tous les gamins français connaissent.

3. TROUVEZ les homonymes dans les slogans proposés:

— Faites de la musique a la fête de la musique!

— C'est fort, c'est Ford.

— Il n'y a que Maille qui m'aille!

— Il y a foie et foie gras. (Comtesse du Barry.)

Réponses: fort — Ford, maille — m'aille, foie — foie gras.

4. FORMEZ les slogans avec l'antonyme du mot souligné:

— Plus proche pour aller plus loin. (CIC Banq ue.)

— Mieux bronzer en s'exposant... (Clarins, soins solaires.)

— Pour le meilleur, nous sommes prêt a... (Hif Hifa, meubles.)

— Oui a l'été... au vieillissement de ma peau! (L'Oréal, lait soin protection avancée) ça fait bien la où ça fait... (Syntol, médicament.)

Réponses: moins, au pire, non, dernier, mal.

5. N'oubliez pas de METTRE les prépositions!

— La légèreté ... une mousse la fraocheur ... un yaourt mousse ... yaourt ... Danone. (Danone)

Réponses: de, de, de, de.

6. FORMULEZ un ordre:

— (Donner) ta chemise lavée avec Gaffo, elle est plus blanche que la mienne!

— Vos enfants mérites une bonne tarte. Et vous aussi. Bref, (manger) des pommes!

— (Sécher) sans déshydrater! (Vidal Sasson, sèche-cheveux.)

— (Venir) vitaminer votre français!

Réponse: donne-moi, mangez, séchez, puisez, prenez, venez.

7. Quelle est la signification de "si" dans les publicités sur Sprit et sur Vichy?

a) Si vous aussi vous voulez être beau si vous aussi vous voulez être riche et intelligent vous aussi buvez Sprit.

b) Si la beauté venait de l'intérieur. (Vichy eau minérale.)

FAITES le slogan publicitaire avec le subjonctif!

Qu'ils (être) horizon, ciel, lavande ou lagon, les bleus sont une invitation au rêve, a la détente et au farniente. (Le Grand Bleu,shopping turquoise.)

Réponse: soient.

8. CITEZ les slogans qui contiennent:

a) abbréviations;

b) néologismes;

c) emprunts (mots étrangers).

— Naf naf, le grand méchant looê.

— CD a la tentation.

— Rowentez-vous la vie!

— Avec Carrefour, je positive.

— Bye bye monotonie.

9. RELISEZ les slogans précédents et TROUVEZ ceux: qui:

a) ont la rime;

b) sont formé a la base d'un proverbe.

Второй, репродуктивно-продуктивный этап,

предусматривает такие виды работ:

1. LISEZ la publicité et DECRIVEZ les

avantages qu'on nous offre.

2. LISEZ la publicité et DITES de quel produit on parle.

3. EXPLIQUEZ votre attitude envers la publicité télévisée. Ennumérez ses avantages et ses inconvéniens.

Творческий этап завершает работу с рекламными материалами. Предлагаем следую-щие виды работ:

L. Учащимся предлагают написать новый слоган на основе данного, например: FAITES un nouveau slogan à la base du slogan donn?!

— Faites de la musique a la fête de la musiq ue.

— Faites du Français, fête du Français.

IMAGINEZ des publicités sur les mêmes

modèles!

a) Pour avoir un métier intéressant

Pour connaître des langues étrangères

FAITES le slogan a la base des textes donnés.

Серия «Гуманитарные науки»

199

a) Quand Tefal crée une balance elle est entièrement électronique pour être ultra précise mais aussi ultra plate la vraie précision c'est Tefal alors faites passer Tefal tu penses a tout.

b) Le nouveau Réponse a tout vient de paraotre un magazine avec plus d'actualité epmloi argent vie quotidienne un encart spécial pour pouvoir et savoir profiter de tous les avantages cachés de l'Europe.

c) Pepsidac: Certaines personnes savent qu'il existe un nouveau médicament réservé a l'adulte contre les brûlures d'estomac et les remontées d'acides Pepsidac un comprimé pour contrôler durablement l'acidité.

2. Учащимся раздают карточки со слоганами, предлагая графически изобразить суть этих слоганов. Учащиеся по очереди показывают работы всей группе. Группа дает оценку, правильно ли отражен смысл слогана, а также предлагает свои варианты.

3. Наоборот, раздаются рисунки, а учащиеся должны быстро придумать слоганы.

4. В конце необходимо организовать выстав-

к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ку лучших работ. Следует предоставить учащимся возможность самостоятельного выбора наиболее удачных рисунков к заданным слоганам и наиболее удачных слоганов.

5. Можно предложить учащимся придумать игру со слоганами и провести конкурс наиболее понравившихся игр.

В заключение следует отметить, что реклама является одним из самых «педагогически адаптированных» и доступных любому преподавателю иностранного языка видом аутентичного материала. Необходимо помнить, что работа с аутентичными рекламными материалами способствует не только повышению мотивации к изучению французского языка, но и билингвистическому и би-культурному развитию личности обучаемых.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Захарова Н. Ю. Язык немецкой рекламы / / Вопросы исследования и преподавания иностранных языков : межвуз. тематич. сб. Омск : Омск. гос. ун-т, 2003. С. 316—320.

2. Карамышева Т. В., Иванченко А. И. Реклама как компонент межкультурной коммуникации // Уроки французского языка. СПб. : КАРО, 2001. С. 105—136.

3. Ожегов С. И. Словарь. М. : Рус. яз., 1986. 797 с.

4. Толковый словарь иностранных слов в русском языке / Т. В. Новик, В. А. Суханова. Смоленск.: Русич, 2000. 592 с.

5. La communication par 1'image / Ch. Cadet, R. Charles, J.-L. Galus. P. : Nathan, 1990. P. 159.

% л

* A

Поступила 10.06.08.

200 ВЕСТНИК Мордовскога университета | 2008 | № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.