Секция «Фундаментальнее и прикладньш проблемы культурологии»
УДК 659.1.01
А. К. Шелавина Научный руководитель - Л. А. Непомнящий Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
РЕКЛАМА КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ
Рассматривается реклама, как целостный социокультурный феномен, некое социально-культурное явление, влияющее отдельного человека и на все общество в целом.
Реклама - одна из самых противоречивых категорий гуманитарного знания. Как результат возникло множество различных трактовок рекламы, которые чаще всего отражают предметно-дисциплинарный ракурс рассмотрения.
Актуальность темы данного исследования определяется противоречиями социально- экономического развития России и потребностями их оптимального решения. Немалая роль в этом процессе отводится рекламе.
Цель данной работы рассмотрение рекламы как специфического средства формирования культуры повседневности.
Поставленная цель обусловила необходимость дать характеристику и исследовать социальные функций рекламы.
Объект исследования - реклама, как целостный социокультурный феномен и вид социально-культурной деятельности, обладающий ценностно-нормативной природой.
Реклама как социально-культурное явление выполняет несколько функций, она влияет на человека отдельно и на общество в целом сразу по нескольким направлениям. Социализация. Это процесс внедрения в сознание человека знаний и представлений о существующих как в обществе в целом, так и в отдельных общностях нормах, стереотипах, ценностях, моделях поведения. Можно сказать, что реклама, адаптирует человека к существующему социальному миру, с ее помощью он включается в общество. Реклама транслирует различным аудиториям предоставляемые обществом человеку материальные, социальные, культурные возможности. Она формирует желание использовать эти возможности, а также заставляет его действовать в направлении удовлетворения этого желания.
Содействие прогрессу. Реклама внедряет в сознание человека новые знания и представления о новых способах совершенствования своей жизни. Тем самым она ускоряет внедрение технических и нетехнических нововведений в различные сферы социальной практики.
Реклама существенно ускорила введение в жизни карманных калькуляторов, персональных компьютеров, систем здорового питания, экологических идей и т. д. Воздействие на интеграцию общества. Реклама транслирует на различные аудитории тексты, образы, модели поведения, способствующие формированию в обществе единых ценностей, норм, стереотипов.
Стереотип - это стандартизированный, устойчивый и ,как правило, упрощенный образ какого-либо
объекта или явления в сознании человека. Человек воспринимает, оценивает какой-либо реальный объект, ориентируясь на уже имеющуюся у него в голове «картинку» этого объекта - стереотип.
Если приблизительно одни и те же « картинки» свойственны всему социуму, то говорят о социальных стереотипах. Именно стереотипы являются основой для формирования социальных привычек, т. е. многократно повторяющихся в данном обществе или группе стандартных схем политического, экономического, бытового, досугового и иного поведения. Чем более распространены в обществе одни и те же стереотипы, тем более общество устойчиво, хотя при этом замедляется его развитие.
Реклама предлагает массовым аудиториям одни и те же идеальные модели потребительской активности, одни и те же «модели перемен», улучшения своей жизни и тем самым способствует типизации сознания членов общества по данному направлению социальной реальности.
Воздействие на дифференциацию общества. Общество представляет собой сложную систему, состоящую из различных больших и малых социокультурных групп. Именно их наличие служит залогом развития общества, поскольку источник любого развития - противоречие, конфликт между частью и целым, различными частями одного целого.
Реклама способствует социокультурной дифференциации общества, поскольку направлена, как правило, не на все общество, а на отдельные социумы, входящие в него, отдельные слои и группы потребителей. Вместе с тем, реклама «не закрывает» информацию о моделях потребления тех или иных групп, не делает ее «внутренней» информацией группы. Наоборот, размещая свои предложения в СМИ, реклама делает гласными модели потребления (стиль, моду, вкус, конкретные предметы потребления), предназначенные для той или иной части общества, в том числе и элитных слоев. Влияние на экономическое развитие. Ускоряя сбыт, реклама способствует более быстрой оборачиваемости средств, росту прибыли на всех этапах движения товара от производителя к потребителю. Реклама также обостряет конкуренцию, заставляет производителей улучшать качество товаров, модифицировать их, снижать цены.
Содействие становлению демократического общества. Реклама появляется там, где есть возможность выбора (потребительского, политического), она «обслуживает» право человека на выбор. А именно возможность выбора из нескольких альтер-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
натив - непременный атрибут демократии вообще и гражданского общества, в частности. Таким образом, взаимоотношения рекламы и личности, социального института рекламы и общества неоднозначны. Здесь не подходят полярные суждения типа «черное-белое», или «плохо-хорошо». Но как бы к ней не относиться, ясно то, что это мощный инструмент воздействия на человека и на группу.
Реклама как социально-культурное явление выполняет несколько функций, она влияет на человека отдельно и на общество в целом сразу по нескольким направлениям. Таким образом, взаимоотношения рекламы и личности, социального института рекламы и общества неоднозначны. Здесь не подхо-
дят полярные суждения типа «черное-белое», или «плохо-хорошо». Но как бы к ней не относиться, ясно то, что это мощный инструмент воздействия на человека и на группу. Воздействие рекламы разносторонне и многогранно. Ее непосредственная утилитарная задача состоит в выполнении сбытовой функции, а цель - активизация спроса и расширение рынка. Активно действуя на сознание потребителей, пропагандируя преимущества того или иного товара, реклама оказывает большое влияние на формирование потребностей в целом: уровня и стиля потребления, образа жизни, моды и т. д.
© Шелавина А. К., Непомнящий Л. А., 2010
УДК 339.138:659.1
А. К. Шелавина, О. А. Петрова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И БЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТЫ ВИРУСНОГО МАРКЕТИНГА
Рассматриваются особенности такого вида продвижения товаров и услуг как вирусный маркетинг, а также особенности использования социальных сетей и блогов как средств распространения вирусного маркетинга.
Под вирусной рекламой, вирусным маркетингом понимается разработка рекламных стратегий, поощряющих потребителей передавать рекламное сообщение друг другу. Информация при этом воспринимается не как реклама, а скорее как досуг и развлечение. Люди пересылают друг другу забавный ролик или ссылку, и получается, что вирусная реклама распространяется «самостоятельно» от человека к человеку без дополнительных затрат рекламодателя [1]. В настоящее время, самым распространённым средством вирусного маркетинга является Интернет. Одними из основных причин этого являются скорость распространения информации и интерактивность.
Существует несколько факторов, которые влияют на успешность распространения «вирусных» сообщений. Во-первых, должны быть созданы такие условия, при которых человек сможет быстро и без лишних усилий сообщить о интересной информации своим друзьям, например, отправить ссылку по ICQ. Вторым важным фактором успеха вирусной идеи является скорость ее распространения. Следующим немаловажным фактором является новизна идеи, ее необычность, она должна «цеплять» зрителя.
Таким образом, успешный «вирус» должен иметь четкий и интересный сценарий; иметь аудиторию, которая будет его распространять; легко распространяться; быть уникальным и иметь продуманную схему запуска и распространения.
Способствует распространению вирусного маркетинга и растущая популярность всевозможных онлайновых сообществ: социальных сетей и блогов.
Социальная сеть - сообщества людей со схожими интересами и/ или деятельностью. Суммарная аудитория социальных сетей составляет более
70.000.000 пользователей. Социальные сети, такие как www.odnoklassniki.ru,www.vkontakte.ru и др., открывают безграничные возможности для продвижения любых компаний, их товаров и услуг.
При продвижении через социальные сети важен профессионализм исполнителя. Если вы хотите добиться максимальной отдачи от «вируса», продвижение в социальных сетях должно быть грамотно и четко спланировано. Прежде всего, необходим действительно уникальный и увлекательный контент. Потребителю должно быть интересно, иначе велика вероятность того, что реклама останется незамеченной.
Ярким примером вирусного маркетинга стала сама социальная сеть «Вконтакте». Большинство попали на этот сайт по ссылке знакомого, или по приглашению по e-mail. Ведь на самом деле проект не рекламировался «нигде». Но стал даже более популярным нежели «Одноклассники» со своей рекламой. Многие организации используют социальные сети (в частности, социальную сеть «Вконтакте») как один из основных инструментов продвижения в социальных медиа. Примерами могут служить кампании по продвижению клубов (например, московский клуб «Сквот») или музыкальных групп (группа «Пиджаки») [4].
В качестве преимуществ распространения «вирусов» в социальных сетях можно выделить:
- четкий таргетинг (страна, город, пол, возраст, интересы и т. д.);
- положительное отношение пользователей;
- нестандартные решения.
Другим перспективным каналом распространения вирусного маркетинга являются блоги. Блог -это личная страница пользователя на сервисе, кото-