Научная статья на тему 'РЕКЛАМА КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ'

РЕКЛАМА КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
443
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА / КОНКУРЕНЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА / РЕКЛАМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавлева В.В., Хачатурова Э.Э.

В данной статье рассмотрены роль конкуренции в рыночной экономике, а также такой инструмент конкурентной борьбы как реклама. Приведены функции рекламы как инструмента конкурентной борьбы и ее виды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVERTISING AS ONE OF THE TOOLS OF COMPETITIVE FIGHT

In this article, the role of competition in a market economy, as well as such a tool of competition as advertising, is considered. The functions of advertising as a tool of competitive struggle and its types are given.

Текст научной работы на тему «РЕКЛАМА КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ»

13.Лихачев М.О. Макроэкономическое равновесие как базовая концепция современной макроэкономики (историческая эволюция и методологический статус). Дис. на соиск. уч. степ, д.э.н. М., 2010.

14. Лихачев М.О. Макроэкономическое равновесие как теоретический принцип анализа рыночной экономики // Журнал экономической теории. 2008. № 2. С. 105-112.

15. Лихачев М.О. Кризис современной модели глобализации и роста мировой экономики // Интернет-журнал Науковедение. 2016. Т. 8. № 2. С. 54.

16.Манделл Р. А. Выбор экономической политики для достижения внутреннего и внешнего равновесия. // Этот изменчивый обменный курс. - М. 2001. С. 155 - 164.

17.Оболенский В.П. Глобальный кризис и внешняя торговля России // Российский внешнеэкономический вестник. - 2012. - № 1. -С. 4-16.

18.Попов В. Глобальные дисбалансы — нетрадиционная трактовка // Вопросы экономики. -2013. -№ 1. -С. 69-80.

19.Флеминг Д. М. Внутренняя финансовая политика при фиксированном и плавающем обменных курсах.// Этот изменчивый обменный курс. - М. 2001. С. 165 - 178.

20.Eekelen B. Knowledge for the West, Production for the Rest? // Journal of Cultural Economy, 2015, 8:4, 479-500.

21.Yu Y. Мacroeconomic management of the Chínese economy since the 1990s // Routledge handbook of the Chinese economy. NY, 2015. pp. 138 - 156.

УДК 33

Журавлева В.В. студент

финансово-экономический факультет Финансовый университет при Правительстве Российской

Федерации, Владикавказский филиал Россия, ¿.Владикавказ Хачатурова Э.Э., к. э. н. старший преподаватель кафедры «Менеджмент» Финансовый университет при Правительстве Российской

Федерации, Владикавказский филиал Россия, ¿.Владикавказ

РЕКЛАМА КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ Аннотация: В данной статье рассмотрены роль конкуренции в рыночной экономике, а также такой инструмент конкурентной борьбы как реклама. Приведены функции рекламы как инструмента конкурентной борьбы и ее виды.

Ключевые слова: Рыночная экономика, конкуренция, конкурентная борьба, реклама, антиреклама, интернет-реклама.

Zhuravleva V. V.

student offinancial and economic faculty Finance University under the Government of the Russian Federation, Vladikavkaz branch

Russia, Vladikavkaz Khachaturova E.E.

ph. D. in Economics, senior lecturer of the Department "Management" Finance University under the Government of the Russian Federation

Vladikavkaz branch Russia, Vladikavkaz ADVERTISING AS ONE OF THE TOOLS OF COMPETITIVE FIGHT

Annotation: In this article, the role of competition in a market economy, as well as such a tool of competition as advertising, is considered. The functions of advertising as a tool of competitive struggle and its types are given.

Keywords: market economy, competition, competition, advertising, anti-advertising, online advertising.

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейшую структуру, состоящую из огромного количества разнообразных организаций, взаимодействующих и объединяемых понятием - «рынок».

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции.

Конкуренция (от лат. «concurrere» - сталкиваться, соперничать) -состязание между экономическими субъектами: борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.1

Конкуренция всегда была, есть и будет. Она возникла еще в древности, но существует и по сей день, только уже в более агрессивной форме и между огромным количеством хозяйствующих субъектов.

На сегодняшний день конкуренция, является главным рычагом прогресса в рыночной экономике т.к. она:

1.Стимулирует производство тех товаров, которые требуются потребителям.

2.В основе победы конкурентной борьбе лежит техническое превосходство, высокое качество и надёжность продукции, более эффективные методы производства и сбыта.

З.Она побуждает производителей применять новейшие достижения науки и техники, что позволяет снижать издержки производства и цены.

4.В ходе конкурентной борьбы происходит «вымывание» неэффективных производителей.

1 Борисов Д. Б. Большой экономический словарь. - М. : Книжный мир, 2013. - с.25

Основными инструментами конкурентной борьбы являются: повышение качества продукции, снижение цен ("война цен"), реклама, развитие до- и послепродажного обслуживания, создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТП.

В современном мире все большее значение приобретает реклама, как один из инструментов конкурентной борьбы.

Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.2

Одна из задач рекламы в современной рыночной экономике - доведение товаров от производителя до потребителей, формирование спроса на них с учётом социально-демографической специфики отдельных групп потребителей для того, чтобы побудить их к приобретению конкретных товаров и услуг.

Практически все может служить для рекламирования торговой марки, поэтому реклама вездесуща. Когда мы выходим на улицу, наш взгляд сразу притягивают билборды, брендированные машины, витрины, журналы в кафе, листовки на улицах. Чем ярче и оригинальнее реклама, тем более высока вероятность привлечь внимание потенциального покупателя. Повсеместную рекламу невозможно остановить, в этот процесс втянуто все население Земли.

Занимаясь бизнесом, нам приходится вступать в гонку за внимание, в которой с каждым днем становится все больше участников, а ритм все безумнее. Именно поэтому реклама играет ведущую роль в конкурентной борьбе.

На мой взгляд, реклама, являясь инструментом конкурентной борьбы, призвана выполнять следующие функции:

1.Предоставлять потребителям необходимую информацию о товаре.

2.Создавать спрос на данный товар, способствовать появлению спроса на предлагаемую продукцию. Чем больше людей будут осведомлены о товаре и его потребительских свойствах, тем больше вероятность появления спроса на товар.

З.Обеспечивать сбыт, поддерживать необходимый объем сбыта и расширять его. Запуская в постоянный оборот рекламу, производитель позволяет покупателю запоминать и отождествлять ее с конкретным видом продукции. При этом, когда продукция впервые появляется на рынке, реклама просто информирует потребителей. Затем она призвана завоевывать новые доли рынка, вытесняя товары конкурентов. После стабилизации товара на рынке целью рекламы является удержание достигнутых позиций.

2

Ноздрева Р.Б., Крылова М.И. и др. Маркетинг. - М.: Юристъ, 2013. - с. 301

4.Работать над престижем предприятия. Производитель должен иметь хорошую репутацию, поскольку потребитель склонен проводить параллели между качеством товара и имиджем предприятия.

5.Побуждать покупателя отождествлять приобретаемый товар с его изготовителем.

6.Создавать определенный образ (имидж) товара. Реклама дает возможность отличать предлагаемый товар от конкурентного товара. Это делается с помощью создания фирменного названия, логотипа, внешнего вида. Например, газированные напитки обладают одинаковыми потребительскими свойствами, но именно фирменное название, логотип, внешний вид, лозунг дают возможность отличить их друг от друга.

7.Внушать доверие к товару и его изготовителю. Производитель должен стараться донести до потребителя с помощью рекламы и имиджа, что у него чистые помыслы и добрые намерения. Примерами могут служить лозунги компаний «Страховая группа Спасские ворота» - «Как за каменной стеной», ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский» - «Бабаевский - Настоящий шоколад».

8.Постоянно идти навстречу потребностям клиента. Помимо того, что люди приобретают товары и пользуются услугами для удовлетворения жизненно необходимых повседневных потребностей, они также испытывают потребности психологические. Часто при покупке товара играют роль такие факторы как потребность человека в самоутверждении, обеспечении признания, стремление к подражанию и т.п. Поэтому реклама должна изучать особенности психологии человека; его поведения и мотивации его поступков.

Из вышесказанного ясно, что реклама охватывает все сферы деятельности организации. Элементами рекламы являются такие факторы как внешний вид организации и его сотрудников, название и внешний вид продукции, качество обслуживания клиентов и т.д.

Значение рекламы в мире возросло, так как именно она является наиболее действенным средством донесения информации о товаре до потребителя, в связи с этим она стала более разнообразной и специфичной. Наиболее распространенной рекламой является:

- Информативная - необходима для информирования потенциальных потребителей о появлении на рынке новых товаров, услуг, идей.

- Увещевательная - формирует предпочтение к товару, при наличии преимуществ перед другими товарами. Стремится переключить внимание с товара-конкурента на свой товар.

- Сравнительная - проводятся основные характеристики рекламируемого товара в сопоставлении с аналогичными характеристиками товаров-конкурентов.

- Напоминающая - рекламируется товар, который уже завоевал рынки сбыта. Ее цель заключается в поддержании устойчивого спроса.

Реклама на изготавливаемую продукцию и то, как она

используется;

Реклама самого предприятия (фирмы); Открытая (прямая) реклама; Скрытая (косвенная) реклама;

В конкурентной борьбе применяется такой вид рекламы как антиреклама. Антиреклама — информация, призванная не поднимать, а уменьшать интерес, либо дискредитировать товары, предприятия, товарные знаки.3

Очень часто антиреклама используется, как откровенная попытка подорвать репутацию конкурента. В массы запускается информация о вопиющих нарушениях технологии производства, безобразно низком качестве товара, использовании труда несовершеннолетних и т.п.

В России антиреклама официально запрещена. Но это не мешает пользователям в Интернет - сети обмениваться собственными соображениям или изображениями, раскрывающими негативную суть того или иного бренда: «Ржавчину отмоет без труда из Америки вода» (антиреклама Coca-

Кроме того, антирекламой может обернуться неудачно размещенный билборд, нелепый слоган (Фен, который не сушит "Panasonic") или публичное возмущение недовольного потребителя.

Согласно Международной Рекламной Ассоциации можно выделить основные средства торговой рекламы: реклама в прессе; печатная реклама; аудиовизуальная реклама; радиореклама; телевизионная реклама; рекламные сувениры; наружная реклама; Интернет-реклама; выставки и ярмарки (PR); почтовая реклама (direct-mark).4

Я считаю, что в наше время интернет превратился в эффективный инструмент бизнеса, новый мощный канал распространения рекламы. Интернет обеспечивает возможность быстрого и дешевого (по сравнению с традиционными методами) выхода на международный рынок без открытия представительства или магазина в каждой стране.

Сейчас доступ к сети интернет есть почти у каждого. Он работает семь дней в неделю, 24 часа в сутки. В течение всего этого времени можно ознакомить с рекламируемой продукцией тысячи потенциальных клиентов.

В отличие от других средств торговой рекламы Интернет-реклама интегрируется постоянно, она обладает гибкостью и мгновенно реагирует на изменения в политике ценообразования, планах предпринимателя, качественном составе продукции или наборе предоставляемых услуг.

В Интернет-рекламе применяется использование цветных изображений, видео-роликов и звука, что обеспечивает более оперативное и комплексное

3 Реклама [Электронный ресурс] // https://ru.wikipedia.org/wiki/Реклама (дата обращения: 26.02.2017 г.) 4Основные средства торговой рекламы [Электронный ресурс] //

http://www.grandars.ru/student/marketing/reklamnye-sredstva.html (дата обращения: 25.02.2017 г.)

Cola).

восприятие информации. В сети Интернет помимо рекламы существую и возможность прямой продажи, что также является огромным плюсом для товаропроизводителей. Для этого необходимо создать электронный магазин, обеспечивающий возможность выбора, заказа и оплаты товаров.

Реклама своеобразный инструмент конкурентной борьбы. Рекламируя свой товар компании, вступают в борьбу за привлечение внимания покупателя. Чем ярче и запоминающейся будет реклама, тем более высока возможность переманить на свою сторону потребителя. В данной борьбе побеждает лишь тот, кто сумел предоставить нужную информацию о своем товаре в необходимом виде. Реклама должна быть эффективной, а потому производитель должен тщательно продумать и спланировать стратегию рекламной кампании. Он должен знать ответы на главные вопросы: какую цель преследует конкретная рекламная кампания, кому она адресована и чем необходимо располагать в ходе ее проведения?

На сегодняшний день реклама играет значительную роль в жизни общества, она является неизменным спутником человека, ежедневно и массированно влияя на него. Особенно возросла роль рекламы в сфере экономики. Как никогда прежде, реклама выступает одним из важнейших ключей к успеху во всяком деловом предприятии развитого мира. Сегодня рынок всё больше и больше наполняется конкурентоспособными товарами и услугами, и при таких обстоятельствах рекламирование своей продукции приобретает особую значимость. Очень часто в рекламе участвуют не потому, чтобы выиграть, а чтобы не проиграть в случае отказа от нее. Свое эссе, я хочу закончить словами В.В. Маяковского: "Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы... Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь,- хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама - это имя вещи... Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи... Думайте о рекламе!" 5

Использованные источники:

1.Борисов Д. Б. Большой экономический словарь. - М. : Книжный мир, 2013. - 860 с.

2.Маяковский В.В., статья "Агитация и реклама", Полн. собр. соч. Т. 12. М., 1959. с. 57-58

3.Ноздрева Р.Б., Крылова М.И. и др. Маркетинг. - М.: Юристъ, 2013. - с. 568

4. Основные средства торговой рекламы [Электронный ресурс] // http://www.grandars.ru/student/marketing/reklamnye-sredstva.html (дата обращения: 25.02.2017 г.)

5.Реклама [Электронный ресурс] // https://ru.wikipedia.org/wiki/Реклама (дата обращения: 26.02.2017 г.)

УДК 336.61

5 В.В. Маяковский, статья "Агитация и реклама", Полн. собр. соч. Т. 12. М., 1959. с. 57-58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.