Научная статья на тему 'РЕКЛАМА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ПРЕССЫ ГОРОДА КАЗАНИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА'

РЕКЛАМА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ПРЕССЫ ГОРОДА КАЗАНИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
казанская периодическая печать / история Казани / история рекламы / Kazan periodical press / history of Kazan / history of advertising

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сергей Федорович Галанин

Рассмотрены направления развития казанской периодической печати второй половины ХIХ века, связанные с ростом экономики и торговли, в частности. Представлены основные формы рекламы в казанских газетах. Показаны процессы коммерциализации периодической печати, напрямую связанные с превращением рекламы в важнейший инструмент работы с потребителем и повышением конкурентоспособности предприятия. На основе архивных источников отражены основные этапы развития казанской коммерческой прессы второй половины ХIХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Сергей Федорович Галанин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVERTISING AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF KAZAN CITY’ COMMERCIAL PRESS IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY

The article enlightens the directions of development of the Kazan periodical press of the second half of the 19th century, associated with the growth of economy and trade. The main forms of advertising in Kazan newspapers are presented. The processes of commercialization of periodicals are shown, which are directly related to the transformation of advertising into the most important tool for working with the consumer and increasing the competitiveness of the enterprise. Based on archival sources, the main stages in the development of the Kazan commercial press in the second half of the 19th century are reflected.

Текст научной работы на тему «РЕКЛАМА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ПРЕССЫ ГОРОДА КАЗАНИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА»

Научная статья УДК: 908:659.127

https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2023-6-2-113-125

Исторические науки

РЕКЛАМА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ПРЕССЫ ГОРОДА КАЗАНИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Сергей Федорович Галанин

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия, SFGalanin@kpfu.ru

Аннотация. Рассмотрены направления развития казанской периодической печати второй половины XIX века, связанные с ростом экономики и торговли, в частности. Представлены основные формы рекламы в казанских газетах. Показаны процессы коммерциализации периодической печати, напрямую связанные с превращением рекламы в важнейший инструмент работы с потребителем и повышением конкурентоспособности предприятия. На основе архивных источников отражены основные этапы развития казанской коммерческой прессы второй половины XIX века.

Ключевые слова: казанская периодическая печать, история Казани, история рекламы

Для цитирования: Галанин С.Ф. Реклама как фактор развития коммерческой прессы города Казани во второй половине XIX века // Наследие и современность = Heritage and Modern Times. 2023. Т. 6. № 2. С. 113-125. https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2023-6-2-113-125.

0 I Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

© Галанин С.Ф., 2023 © Наследие и современность, 2023

ISSN 2619-0214 (Print)

113

Original article Historical Sciences

https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2023-6-2-113-125

ADVERTISING AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF KAZAN CITY' COMMERCIAL PRESS IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY

Sergey F. Galanin

Kazan Federal University, Kazan, Russia, SFGalanm@kpfu.ru

Abstract. The article enlightens the directions of development of the Kazan periodical press of the second half of the 19th century, associated with the growth of economy and trade. The main forms of advertising in Kazan newspapers are presented. The processes of commercialization of periodicals are shown, which are directly related to the transformation of advertising into the most important tool for working with the consumer and increasing the competitiveness of the enterprise. Based on archival sources, the main stages in the development of the Kazan commercial press in the second half of the 19th century are reflected.

Keywords: Kazan periodical press, history of Kazan, history of advertising

For citation: Galanin S.F. Advertising as a factor in the development of Kazan city' commercial press in the second half of the XIX century. Heritage and Modern Times. 2023;6(2):113-125. (In Russ.). https://doi.org/10.52883/2619-0214-2023-6-2-113-125.

Казань - важнейший город, связанный с развитием российской периодической печати в XIX веке. Достаточно вспомнить об одной из первых провинциальных газет в России - «Казанских известиях» (1811-1820 гг.). Конечно, газета как публичная форма массовой коммуникации - это свидетельство определенного культурного уровня развития общества, значимое социокультурное явление. Но в то же время вплоть до 1930-1950-хх гг. газетная реклама - это и один из важнейших инструментов коммерческого продвижения. Казанская периодика второй половины XIX века позволяет проследить взаимосвязь процессов развития периодической печати и экономического развития, соединившихся в рамках процесса коммерциализации периодической печати.

С 1872 г. по 1881 г. после начала издания «Казанского биржевого листка» следовали отказы властей на прошения об издании новых газет. Но здесь есть одно исключение. Им стала старейшая рекламная газета Казани - «Листок объявлений». Первая попытка создать рекламное издание относится к 1872 г. 20 июня 1872 г. по примеру «Уфимского листка объявлений и извещений» в Казани в типографии Н.Г. Воскобойниковой вышел «Листок ежедневных объявлений». В первом номере была обещана «даровая разноска» газеты «на тысячу домов и во все магазины города

© Galanin S.F., 2023 © Heritage and Modern Times, 2023

Казани и рассылка по несколько экземпляров во все губернские города Поволжья и Сибири». Но «дальнейший выпуск ...Листка вдруг прекратился» [1]. Причинами могли стать как отсутствие разрешения цензуры, так и недостаток средств (доход от рекламы был незначителен). Следующий издатель «Листка объявлений» - Карл Августович Тилли сумел решить эти проблемы.

В июле 1875 г. право на издание «Листка объявлений» три раза в неделю получила Л.Н. Ленкевич, дочь коллежского асессора. Помимо общей цензуры, каждое объявление должно было иметь, согласно соответствующим нормативным положениям Российской империи того времени, письменное разрешение полицмейстера. Губернатор дал согласие при условии, чтобы в «Листке объявлений» печатались «исключительно лишь одни объявления». Газета стала издаваться с ноября 1875 г. в типографии прусского подданного казанского временного купца К.А. Тилли [2]. Есть основания полагать, что фактически ему принадлежала газета уже с самого создания. В июле 1876 г. издательницей «Листка объявлений» становится его жена - И.А. Тилли, а в 1883 г. в качестве редактора мы видим самого К.А. Тилли [3]. Семья Тилли продолжает издавать «Листок объявлений» в течение двадцати лет до 1894 г. Это было их основным делом, которое давало прибыль.

В 1875 г. вышли №№ 1-26, в 1876 г. - №№ 27-180. В 1880-82 гг. газета называлась «Казанский листок объявлений». Тогда издание получило широкое распространение и благодаря этому стало известно [4]. Возникновение «Листков объявлений» или подобных по содержанию газет в 1870-1880-е гг. было характерно для многих экономически значимых городов России. Следует отметить, что для некоторых городов они становились вообще первыми газетами. Их владельцами были, как правило, предприниматели, надеющиеся получить от изданий доход.

Главные признаки рекламно-информационного издания - преобладание рекламы и в основном бесплатное распространение. Если доходную часть бюджета общественно-литературная газета формирует прежде всего из средств подписчиков или издателей, то имеющая коммерческий характер в финансовом плане зависит только от рекламодателей.

Редактор объявлял, что «Листок объявлений» «рассылается бесплатно в магазины, номера, гостиницы, вагоны и станции конно-железной дороги, во время навигации на все пристани и мимо Казани идущие пароходы, во все прочие подобные общественные места и наклеивается на многих публичных местах города». Декларировалось, что «Листок объявлений» отправляется «во все присутственные и общественные места Волжско-Камского края и Сибири». Тилли таким образом ставил перед собой задачу сделать рекламодателя максимально известным широкой публике на огромной территории.

Несмотря на бесплатное распространение, было у «Листка объявлений» небольшое число подписчиков, желающих регулярно получать га-

зету. Подписка на год стоила 2 руб., затем - 3 руб. Доставка отдельных номеров стоила 5 коп. [5], что было для того времени совсем не дёшево. Подписчиками были прежде всего мелкие и средние предприниматели, заинтересованные в оперативной коммерческой информации.

«Листок объявлений» по форме был листком. Обычный номер полулистового формата состоял из двух, очень редко - четырёх страниц. Деление на столбцы являлось произвольным (от двух до пяти) в зависимости от размера объявлений и их количества. Тилли хотел обратить внимание на газету как потребителей, так и рекламодателей. Внешне это выражалось в применении многообразия шрифтов, графики. В 1880-е гг. красиво оформленный в виде жанровой картины заголовок с названием газеты занимал почти четверть страницы. В полиграфическом отношении «Листок объявлений» был лучшей газетой Казани своего времени, не уступая ежедневным «Казанскому биржевому листку» и «Волжскому вестнику».

С целью привлечения читателей к «Листку объявлений», а значит, и к рекламе в нём, Тилли начал с февраля 1884 г. публикацию телеграмм Северного Телеграфного Агентства, содержащих внутренние и заграничные известия. То, что теперь «желающим прочесть новые телеграммы ... стоило лишь зайти в любой магазин или остановиться на углу улицы», а не покупать специально номер «Казанского биржевого листка» или «Волжского вестника», даже вызвало некоторую тревогу в редакции последнего, испугавшегося падения розничной продажи [6]. Публикация новостных телеграмм обходилась в 200 руб. в год. Видимо, этот расход себя оправдывал. Росту аудитории предпринимателей способствовало создание «Торгового отдела», в котором печатались некоторые биржевые сведения о курсах ценных бумаг, о товарных сделках.

Поскольку «Листок объявлений» являлся выгодным местом для размещения рекламы, цены на публикацию были высокими. Разовое напечатание строки петита в один столбец обходилось в 10 коп. Столько же стоило место, ею занимаемое. В 1875-1879 гг. за каждую повторную публикацию платили 5 коп. Сообщение об издании на 1881 г. этого уточнения уже не содержит, хотя и говорится об «уступке». Однако за большую часть объявлений рекламодателям приходилось платить в два раза дороже (20 коп. за строку петита). По такой таксе шли публикации «на первой странице и в отделе реклам». Последний, под заголовком «Рекомендованные фирмы в Казани», занимал от четверти до половины второй страницы. Объявления в нем, часто состоявшие только из названия фирмы и её адреса, давали обычно наиболее солидные казанские предприятия. В номере таких было от двадцати до тридцати. Создание особого отдела для объявлений «рекомендованных фирм» увеличило доход газеты - каждому хотелось оказаться в ряду престижных предпринимателей Казани, рядом с именами Вараксина, Петцольда, Свешникова и т.п.

Умение Тилли извлекать максимальную прибыль из своей газеты нашло отражение в одном из фельетонов «Волжского вестника». Его ав-

тор словами купца, разместившего объявление в рубрике «для фирм лучших рекомендованных», так отзывается о редакторе «Листок объявлений»: «Ай, да немец!! Вот ведь, сидя на месте, заработал 20 рублёвиков! Не чета нашим писакам: пишут, пишут, а кому толк-то от того?..» [7].

В отличие от казанских ежедневных газет Тилли, не желая делиться доходами, доверил рекламным агентствам сбор объявлений только иностранных фирм. Это вполне объяснимо, так как подавляющее большинство рекламы в «Листке объявлений» принадлежит казанским предпринимателям. Значительно меньше объявлений столичных фирм, иностранных почти нет, да и то, рекламу давали, главным образом, их местные агенты. Чаще всего объявляли о себе крупные предприятия. Например, во время навигации до трети второй страницы занимала реклама ведущих волжских пароходных обществ [8]. Первоначально в «Листке объявлений» была значительна доля мелких объявлений о продаже домов, мебели, сдаче квартир, репетиторстве и т.п. По числу они составляли до трети. Но уже в начале 1880-х гг. таких объявлений в среднем остается не более пятнадцати в номере, помещаемых, как правило, в конце второй страницы. Одна из причин этого сокращения - дороговизна рекламы в «Листке объявлений».

Тилли удалось успешно поставить дело издания. Это доказывает рост количества объявлений. Если в 1877 г. в газете было 4981 объявление, в среднем по 35 в номере, то в 1887 г. - соответственно 5508 и 42.

Продолжение «Листка объявлений» - «Листок объявлений торго-во-промышленности и техники». Газета стала издаваться с конца 1894 г. Тираж составлял около 1000 экземпляров [9]. По-прежнему распространялась она бесплатно, но выходила уже не три раза в неделю, а неопределённо. В 1900 г. в типографии и литографии А.А. Родионова было выпущено 15 номеров (№ 165-179), то есть примерно по одному в месяц, со средним тиражом - 1025 экз. Значение «Листка объявлений» как рекламной газеты в 1890-е гг. падает. Предприниматели были больше заинтересованы в ежедневных газетах, чьи тиражи сильно выросли. Средний тираж «Казанского телеграфа» к 1900 г. составил 4667 экземпляров [10]. Давать рекламу в нём было выгоднее, чем в «Листке объявлений».

Долгое время «Листок объявлений» был единственной рекламной газетой в Казани, хотя в течение 1870-х гг. в Главное управление по делам печати подавались прошения об учреждении в Казани других подобных газет. В частности, неоднократно получала отказ на издание «бесплатного листка» «Вестник объявлений по Казанской губернии» владелица одной из городских типографий М.А. Гладышева. Губернатор полагал, что одного «Листка объявлений» достаточно [11].

Однако, 10 мая 1882 г. разрешение издавать «с дозволения предварительной цензуры» ежедневную, за исключением понедельников и по-слепраздничных дней, справочную газету... «Казанский листок для справок и известий» получил управляющий типографией В.М. Ключникова

надворный советник В.С. Марасанов. Важное отличие этой газеты от «Листка объявлений» - большая периодичность: выход не 3 раза в неделю, а ежедневно. В ней должны были «помещаться исключительно» объявления как правительственных, юридических, земских и др. сословных учреждений, так и частных лиц. При бесплатной рассылке «в места, посещаемые публикою», частным лицам предлагалась подписка с платою за год 3 руб. 50 коп.

Получению разрешения помогло личное содействие казанского губернатора А.К. Гейнса. Марасанов сумел заручиться его поддержкой, обязуясь «печатать бесплатно объявления лиц, ищущих труда, бедность которых будет удостоверена начальником полиции». Губернатор в своём заключении по ходатайству (январь 1882 г.) признал его «вполне заслуживающим удовлетворения, тем более, что несмотря на существование в Казани трёх газет и специального Листка объявлений, потребность в справочном органе сильно ощущается, особенно людьми бедными, не имеющими возможности платить за помещение их объявлений» [12].

За 6 месяцев 1882 г. (с июня по декабрь) был напечатан 161 номер «Казанского листка для справок и известий». С № 162 (19 декабря 1882 г.) газета, бывшая ежедневной, начинает выходить три раза в неделю и меняет название на «Городской листок». Уменьшение периодичности связано, скорее всего, с тем, что ежедневная газета была менее выгодна для издателей, чем выходящая 3 раза в неделю (по соотношению затрачиваемых средств и извлекаемой прибыли). Изменение названия объясняется также сменой официальных издателей. Издателем «Городского листка» был уже не В.С. Марасанов, а Д.А. Соколовский (до своей смерти в конце 1883 г.), затем - В.М. Ключников, а с № 22 1884 г. - С.А. Гисси.

«Городской листок» продолжил «Казанский листок для справок и известий». Нумерация за 1882 г. была продолжена: в декабре вышли №№ 162-168 «Городского листка». В 1883 г. был выпущен 141 номер газеты, а в 1884 г. - 66 номеров. Последний номер датирован 23 июля 1884 г. [13, с. 418, 428-429]. Издание было приостановлено из-за финансовых трудностей почти на год, чтобы потом возродиться, но уже в значительно изменённом виде как общественно-литературная газета «Казанские новости». Таким образом был пройден путь от чисто рекламного издания до газеты универсального содержания.

Превращение газеты, которая начала выходить как рекламно-коммерческая, в общественно-политическое издание - типичное явление для периода усиления контроля над печатью в 80-е гг. XIX столетия. Получить разрешение на газету с широкой программой было сложно. «Власти препятствовали созданию новых газет и журналов, требующих дополнительных трудов по надзору за ними» [14, с. 147]. Значительно проще в цензурном отношении было начать издание типа листка объявлений. Со временем за счёт постепенного расширения программы некоторые из таких газет становились органами печати универсальной направ-

ленности [15, с. 185]. Одна из наиболее крупных и успешных газет России 1880-х гг. «Одесский листок» начиналась в 1873 г. с обычного «Листка объявлений» [16]. Для Казани подобное утверждение справедливо по отношению к следующим газетам: «Казанские новости» (преобразованные из «Городского листка»), «Казанские вести» (из «Справочного листка»), «Камско-Волжский корреспондент» (из «Листка объявлений продажи, покупки имений, земель, заводов во всей России»).

Особенность «Казанского листка для справок и известий» и «Городского листка» - их тесная связь с «Казанским биржевым листком». Эти две городские газеты первой половины 1880-х гг. фактически являлись его рекламными приложениями, хотя на их издание требовалось получение отдельных свидетельств. Издатели и редакторы были одни и те же. Таким образом, воплотился замысел, началом осуществления которого стала неудача в 1881 г. с «Дополнительным листком объявлений».

Частично «Городской листок» распространялся вместе с «Казанским биржевым листком». Желавшие получать его дополнительно платили 3 руб. Отдельной подписки не было [17].

Реклама в «Казанском листке...» и «Городском листке» во многом дублировала объявления в «Казанском биржевом листке». Но отличие заключалось как в их общем количестве, так и в количестве повторов. Достоинство рекламных приложений - охват за счёт бесплатного распространения более широкой аудитории, чего не мог достичь «Казанский биржевой листок». Высокая подписная цена (7 руб. в год для городских подписчиков) делала его для многих недоступным. Средством привлечения заказчиков служили низкие тарифы - реклама в «Городском листке» стоила в 2 раза дешевле, чем в «Казанский биржевой листок» [18].

Последней попыткой создания рекламной газеты в 1880-е гг. явился «Справочный листок». 29 июля 1885 г. казначей и управляющий типографией Казанского университета губернский секретарь А.Т. Соловьёв получил разрешение издавать два раза в неделю бесплатную газету. Первым пунктом программы значились «всякого рода казённые и частные объявления» [19]. В объявлении редакции говорилось, что «самое большое место в газете будет отведено объявлениям, почему газета будет представлять собою и Листок Объявлений». Но там же Соловьёв добавляет, что «программа, по желанию публики и заказчиков может быть ... расширена» [20]. Возможно, у редактора были такие планы. Заметки «по сельскому хозяйству, торговле, промышленности и вопросам, имеющим практическое значение в частной жизни», статистические материалы, календарные и справочные сведения присутствовали практически в каждом номере. Была, конечно, в «Справочном листке» и реклама. Она занимала обычно всю первую страницу, часть второй, большую часть четвёртой.

Может быть, со временем Соловьёв и хотел довести периодичность до двух раз в неделю. Но даже в первый год (1886) вышло всего 53 номера (от 2 до 9 в месяц). С №15 (10 июня 1886 г.) указание на выход два раза

в неделю исчезло со страниц газеты. В последующие годы издания тенденция уменьшения периодичности «Справочный листок» прослеживается ещё более чётко: в 1887 г. напечатано 27 номеров, причём № 66 вышел только через полгода после № 65, в 1888 г. - 26, а в 1889 г. - 5. Последний из них датирован 3 мая. Почти все номера становятся двухстраничными, а не четырёх.

С самого появления «Справочный листок» не смог найти своего места в газетном мире Казани. Издание держалось лишь благодаря энтузиазму А.Т. Соловьёва. В материальном плане значительной поддержкой выступало то, что он являлся управляющим типографией Казанского университета, где и печатался «Справочный листок». В противном случае газета была бы слишком убыточна.

Издатель «Справочного листка» не имел возможности выплачивать гонорар. С № 36 (12 октября 1886 г.) на первой странице сообщалось: «За статьи, помещённые в газете, платы не выдаётся». Поэтому большинство статей принадлежало самому А.Т. Соловьёву. Однако про него нельзя сказать, что он обладал литературным талантом.

В Казани второй половины 1880-х гг. выходили две ежедневные общественно-литературные газеты («Казанский биржевой листок» и «Волжский вестник») и одно солидное рекламное издание («Листок объявлений»). «Справочный листок», в котором Соловьёв попытался совместить достоинства обоих типов газет, не сумел соперничать с ними.

Рекламодатели в большинстве отдавали предпочтение не «Справочному листку», а другим газетам. Хотя его редактор-издатель многое сделал для их привлечения. Во-первых, обещалась бесплатная рассылка газеты с тиражом не менее 1000 экз. «по усмотрению редакции» в земские управы и волостные правления, землевладельцам по Волжско-Камскому бассейну, книгопродавцам и в учебные заведения, расклейка «на столбах по Казани, во всех многолюдных собраниях», а также отправка в места, указанные заказчиками объявлений. Во-вторых, гарантировались самые низкие цены: 8 руб. за объявление в 5 строк петита, опубликованное 100 раз, «что будет стоить вдвое дешевле, чем платится за напечатание объявлений в других газетах» [21]. Плата за строку петита в один столбец составляла всего от 3 до 5 копеек., а разовая публикация объявления в 5 строк стоила только 8-10 копеек. Это действительно были самые дешёвые цены в Казани. Предоставлялись скидки. В-третьих, Соловьёв ввёл практику рассылки при газете отдельных объявлений. Если они печатались в типографии Казанского университета, то это обходилось в два раза дешевле, чем в других типографиях (2 руб. вместо 4-5 руб.) [22]. В-четвёртых, в «Справочном листке» был создан «Справочный отдел» по образцу раздела «Рекомендованные фирмы» в «Листке объявлений» Тилли. Там печатались названия и адреса 15-20 казанских предприятий, в том числе и довольно солидных (часовой магазин А. Банк, книжная торговля А. Дубровина, магазин готового мужского платья Н. Банарцева и др.). Но имён крупных казанских предпринимателей среди них мало.

Несмотря на все попытки обратить внимание рекламодателей на газету, рекламы в «Справочном листке» было мало для издания подобного типа. В течение первого же года издания интерес предпринимателей к «Справочному листку» падает. Большинство объявлений в 1887-1889 гг. принадлежит тем, кто заплатил вперёд за публикацию в предполагаемых в 1886 г. ста номерах, польстившись на дешёвую цену. К этому следует прибавить постоянную рекламу типографии Казанского университета.

Особенность «Справочного листка» - существование двух особых отделов, носящих рекламный характер. Один из них - «Библиография». Он был посвящён книгам, вышедшим из университетской типографии. Другой - список врачей Казани, принимающих бесплатно в определённые дни недели. Данные разделы не приносили явного дохода, но являются ценным историческим источником о состоянии медицины и издательской деятельности в Казани.

Издание не привлекало рекламодателей и соответственно не могло окупить себя. «Справочный листок» должен был прекратиться. В 1890 г. право на него приобрёл у А.Т. Соловьёва Н.А. Ильяшенко, бывший редактор «Казанского биржевого листка». «Справочный листок» переименовали в «Казанские вести» - ежедневную «политическую, общественную, литературную и коммерческую газету» с очень обширной программой [23].

«Справочный листок» интересен как попытка издания рекламной газеты с огромной долей материалов нерекламного характера. Изначально она была обречена на неудачу. Если бы не инициатива Соловьёва, то газета перестала бы существовать, едва появившись на свет. Для Казани вполне хватало трёх частных изданий («Казанский биржевой листок», «Волжский вестник», «Листок объявлений»), куда предприниматели и отдавали свои объявления.

Вторая половина 1890-х гг. - время экономического подъёма. Усиление хозяйственной деятельности вызвало к жизни в Казани несколько рекламно-коммерческих газет.

Первой из них стал «Листок покупки, продажи имений, земель, заводов и фабрик во всей России». В начале 1897 г. ходатайство на выпуск дважды в неделю бесплатно рассылающейся газеты под названным заглавием подал сын обер-офицера И. Иванов. В ней должны были печататься только объявления. Отметим, что Иванов был хорошо знаком с рекламным делом. В течение двух лет он издавал «Казанскую справочную книжку», для издания которой «предварительно собирал деньги с лиц, желавших печатать объявления о своих фирмах». Но на прошение дал отрицательный отзыв казанский полицмейстер на том основании, что издавать газету Иванов не может, так как не обладает достаточными материальными средствами, а скорее крайне нуждающийся человек» [24]. Видимо, Иванов рассчитывал поправить свои финансовые дела за счёт издания рекламной газеты.

Узнав об отрицательном отзыве, Иванов отказывается от ходатайства. Оно было переадресовано от имени «учёного управителя» П.И. Ки-далинского. Программа газеты осталась по-прежнему состоящей из одних объявлений, но периодичность возросла до трех раз в неделю. В данном случае казанский полицмейстер уже не возражал, и 16 августа 1897 г. Кидалинский получил разрешение Главного управления по делам печати [25]. Редактор также до этого был связан с рекламой. Он являлся владельцем Казанской справочной конторы, занимавшейся «рекомендацией служащих на разные частные должности: управляющих, бухгалтеров, кассиров..., разной домашней прислуги» [26].

С 15 октября 1897 г. по 1 июля 1898 г. вышло 102 номера «Листка объявлений покупки, продажи имений, земель, заводов во всей России». Но Кидалинский быстро понял, что время самостоятельных рекламных изданий прошло. Они не выдерживали конкуренции с частными ежедневными газетами. Уже в начале 1898 г. он стал ходатайствовать о расширении программы газеты. Пункт «Рекламы и объявления» в ней являлся лишь пятнадцатым по счёту. Программа была утверждена, но в значительно урезанном виде. По совету казанского отдельного цензора профессора А.И. Осипова из программы вычеркнули разделы, позволяющие публиковать материалы аналитического характера. Цензора испугала «весьма незначительная подписная цена» (3 руб. в год). При условии, что «Кидалинский может попасть в руки кружка псевдомарксистов...», она может привести к «проведению в малообразованной среде мелких коммерсантов, ремесленников и даже рабочих... идей с отрицательным отношением к современному экономическому строю... » В программе были оставлены разделы, придающие газете «специальный характер торгово-промышленного и сельско-хозяйственного повременного издания, в каковом ощущается потребность среди местных коммерсантов и сельских хозяев» [27].

Таким образом, с 1 июля 1898 г. стала выходить газета «Камско-Волжский корреспондент: орган торговли, справок и публикации» под редакцией П.И. Кидалинского. В первый год удалось набрать около 300 подписчиков, 1700 экз. распространялись бесплатно [28]. Но газета не смогла отбить подписчиков и рекламодателей от «Казанского телеграфа» и «Волжского вестника». Тираж к 1900 г. падает до 1000 экземпляров. Периодичность снижается ещё более резко - за весь 1900 г. вышло всего 2 номера [29]. Кидалинский продолжал издавать газету только с тем, чтобы не потерять право на неё. В 1901 г. издание прекратилось.

Помимо уже названных к газетам коммерческого характера можно отнести «Казанскую сельско-хозяйственную газету» (1897-1903 гг.) и «Биржевую и сельско-хозяйственную газету Камско-Волжского края» (1899-1902, 1904 гг.). Оба издания были приложениями: первое - к «Волжскому вестнику» (о чём прямо говорилось в названии газеты), второе - к «Казанскому телеграфу» (издателем обеих выступал Н.А. Ильяшенко). Их тиражи составляли по 2500-

3000 экземпляров, рассылка была бесплатной, преимущественно «многим сельским хозяевам, торговым фирмам, коммерсантам Камско-Волжского края, в земские и городские управы», а периодичность предельно редкой: в 1900 г. вышло по одному номеру [30]. Хотя в свидетельстве на право издания «Биржевой и сельско-хозяйственной газеты Камско-Волжского края» и говорилось о периодичности от двух до пяти раз в неделю, о годовой подписной цене в 6 руб., о чрезвычайно широкой программе [31]. Рассылаться она должна была, кроме подписчиков «Казанского телеграфа», «многим сельским хозяевам, торговым фирмам, коммерсантам Камско-Волжского края, земским и городским управам». Цена за публикацию рекламы была низкой: 5 коп. - на четвёртой и 10 коп. - на первой странице за строку петита [32]. Эти газеты-приложения стали одним из средств в конкурентной борьбе двух главных ежедневных казанских газет 1890-х гг.: «Казанского телеграфа» и «Волжского вестника», принимавшей подчас причудливые формы.

В конце 1899 г. отставным надворным советником М.А. Констан-ским было возбуждено ходатайство о разрешении издавать три раза в неделю бесплатную газету «Реклама. Листок объявлений Волжско-Камского края», «в которой будут помещаться торгово-промышленные объявления и перепечатки из подцензурных изданий беллетристического содержания». Второй пункт казанский цензор отверг, не желая придавать справочной газете общественно-литературный характер [33]. Издание не состоялось, но интересен сам факт вынесения в качестве названия газеты слова «реклама». К концу XIX века реклама как явление и как понятие становится неотъемлемой частью жизни российского общества.

Подводя итоги рассмотрения казанских рекламно-коммерческих газет второй половины XIX века, заметим следующее: 1) их появление и развитие теснейшим образом связано с ходом общего экономического роста пореформенной Казани (пять из десяти возникли во время экономического подъёма 1890-х гг.); 2) значительная часть изданий (пять) были не самостоятельными газетами, а приложениями ведущих казанских газет общественно-литературного характера, реклама в них дублировалась; 3) лидером среди казанских газет коммерческого характера второй половины XIX века являлся «Казанский биржевой листок» (1868-1892 гг.), со временем ставший газетой универсальной направленности содержания, а среди рекламных изданий - «Листок объявлений» (1875-1894 гг.). Все это имело прямую связь с общим экономическим ростом края и повышением значения как периодической печати, так и рекламы как социокультурного явления, приобретающего новые формы.

Литература

1. Местный отдел // Камско-Волжская Газета. 1872. 4 июля. № 52. С. 218.

2. ГАРТ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 3624. 1875. Л. 101, 109, 110, 114, 149.

3. ГАРТ. Ф. 1. Оп. 3. Д, 4113. 1877. Л. 1; Д. 6003. 1883. Л. 1-5.

4. Листок объявлений. 1887. 2 января. № 1.

5. ГАРТ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 7354. 1887. Л. 2- 2 об.

6. Нечто о Северном Телеграфном Агентстве / / Волжский вестник. 1884. 12 июня. № 68. С. 2.

7. Щипчики. Ай, да немец!! / / Волжский вестник. 1884. 10 июня. № 67. С. 4.

8. Листок объявлений. 1887. 9 августа. № 66. С. 2.

9. ГАРТ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 11444. 1898. Л. 4.

10. ГАРТ. Ф. 420. Оп.1. Д. 1. Л. 9-9 об., 43.

11. ГАРТ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 4113. 1877. Л. 86-86 об.

12. ГАРТ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 5179. 1881-1882. Л. 1 об., 6-6 об.

13. Лисовский Н. М. Библиография русской периодической печати. 1703-1900 гг. (материалы для истории русской журналистики). СПб.: Типография Акц. Общ. Тип. Дела, 1915. 1067 с.

14. Чернуха В.Г. Правительственная политика в отношении печати в 60-70-е гг. XIX века. Л.: Наука, 1989. 208 с.

15. Гиляровский В.А. Москва газетная. М.: Юрайт, 2022. 203 с.

16. О чём газеты говорят / / Казанский биржевой листок. 1889. 14 февраля. № 37. С. 3.

17. [О подписке на «Казанский биржевой листок»] // Казанский биржевой листок. 1884. 6 января. № 2. С. 1.

18. Адрес-указатель Казани / / Казанский биржевой листок. 1884. 8 июня. № 66. С. 4.

19. ГАРТ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 6783. 1885. Л. 3-7.

20. От редакции // Справочный листок. 1886. 5 января. № 3. С. 3.

21. От редакции // Справочный листок. 1886. 5 января. № 2. С. 3.

22. Справочный листок. 1887. 8 марта. № 58. С. 1.

23. ГАРТ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 8726. 1890. Л. 1-2.

24. ГАРТ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 10853. 1897. Л. 1-7 об.

25. ГАРТ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 10854. 1897-98. Л. 1-11.

26. ГАРТ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 10854. 1897-98. Л. 14-14 об.

27. ГАРТ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 11443. 1898-99. Л. 4, 9-9 об., 12.

28. ГАРТ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 11444. 1898. Л. 4.

29. ГАРТ. Ф. 420. Оп. 1. Д.1. 1901. Л. 13, 43.

30. Вниманию публикаторов // Казанский телеграф. 1898. 31 декабря. № 1834. С.1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. ГАРТ. Ф.1. Оп. 3. Д. 11442. 1898. Л. 2 об.

32. [Объявление об издании «Биржевой и сельско-хозяйственной газеты Камско-Волжского края»] / / Казанский телеграф. 1898. 31 дек. № 1834. С. 1.

33. ГАРТ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 12175. 1899. Л. 1-3.

References

1. Mestnyi otdel // Kamsko-Volzhskaya Gazeta. 1872. 4 iyulya. № 52. S. 218.

2. GART. F. 1. Op. 3. D. 3624. 1875. L. 101, 109, 110, 114, 149.

3. GART. F. 1. Op. 3. D, 4113. 1877. L. 1; D. 6003. 1883. L. 1-5.

4. Listok ob"yavlenii. 1887. 2 yanvarya. № 1.

5. GART. F. 1. Op. 3. D. 7354. 1887. L. 2- 2 ob.

6. Nechto o Severnom Telegrafnom Agentstve // Volzhskii vestnik. 1884. 12 iyunya. № 68. S. 2.

7. Shchipchiki. Ai, da nemets!! // Volzhskii vestnik. 1884. 10 iyunya. № 67. S. 4.

8. Listok ob"yavlenii. 1887. 9 avgusta. № 66. S. 2.

9. GART. F. 1. Op. 3. D. 11444. 1898. L. 4.

10. GART. F. 420. Op.1. D. 1. L. 9-9 ob., 43.

11. GART. F. 1. Op. 3. D. 4113. 1877. L. 86-86 ob.

12. GART. F. 1. Op. 3. D. 5179. 1881-1882. L. 1 ob., 6-6 ob.

13. Lisovskii N. M. Bibliografiya russkoi periodicheskoi pechati. 1703-1900 gg. (materi-aly dlya istorii russkoi zhurnalistiki). SPb.: Tipografiya Akts. Obshch. Tip. Dela, 1915. 1067 s.

14. Chernukha V.G. Pravitel'stvennaya politika v otnoshenii pechati v 60-70-e gg. XIX veka. L.: Nauka, 1989. 208 s.

15. Gilyarovskii V.A. Moskva gazetnaya. M.: Yurait, 2022. 203 s.

16. O chem gazety govoryat // Kazanskii birzhevoi listok. 1889. 14 fevralya. № 37. S. 3.

17. [O podpiske na «Kazanskii birzhevoi listok»] // Kazanskii birzhevoi listok. 1884. 6 yanvarya. № 2. S. 1.

18. Adres-ukazatel' Kazani // Kazanskii birzhevoi listok. 1884. 8 iyunya. № 66. S. 4.

19. GART. F. 1. Op. 3. D. 6783. 1885. L. 3-7.

20. Ot redaktsii // Spravochnyi listok. 1886. 5 yanvarya. № 3. S. 3.

21. Ot redaktsii // Spravochnyi listok. 1886. 5 yanvarya. № 2. S. 3.

22. Spravochnyi listok. 1887. 8 marta. № 58. S. 1.

23. GART. F. 1. Op. 3. D. 8726. 1890. L. 1-2.

24. GART. F. 1. Op. 3. D. 10853. 1897. L. 1-7 ob.

25. GART. F. 1. Op. 3. D. 10854. 1897-98. L. 1-11.

26. GART. F. 1. Op. 3. D. 10854. 1897-98. L. 14-14 ob.

27. GART. F. 1. Op. 3. D. 11443. 1898-99. L. 4, 9-9 ob., 12.

28. GART. F. 1. Op. 3. D. 11444. 1898. L. 4.

29. GART. F. 420. Op. 1. D.1. 1901. L. 13, 43.

30. Vnimaniyu publikatorov // Kazanskii telegraf. 1898. 31 dekabrya. № 1834. S.1.

31. GART. F.1. Op. 3. D. 11442. 1898. L. 2 ob.

32. [Ob"yavlenie ob izdanii «Birzhevoi i sel'sko-khozyaistvennoi gazety Kamsko-Volzhskogo kraya»] // Kazanskii telegraf. 1898. 31 dek. № 1834. S. 1.

33. GART. F. 1. Op. 3. D. 12175. 1899. L. 1-3.

Сведения об авторе Галанин Сергей Федорович, кандидат исторических наук, доцент кафедры Всемирного культурного наследия Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета, Казань, Россия. E-mail: SFGalanin@kpfu.ru

Раскрытие информации о конфликте интересов Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Информация о статье Поступила в редакцию: 16.04.2023. Одобрена после рецензирования: 28.04.2023.

Принята к публикации: 15.05.2023. Опубликована: 17.07.2023. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Author of the publication Sergey F. Galanin, Ph. D in History, Associate Professor of the Department of World Cultural Heritage Institute of International Relations Kazan Federal University, Kazan, Russia. E-mail: SFGalanin@kpfu.ru

Conflicts of Interest Disclosure

The author declares that there is no conflict of interest.

Article info

Submitted: 16.04.2023. Approved after peer reviewing: 28.04.2023. Accepted for publication: 15.05.2023. Published: 17.07.2023

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.