Научная статья на тему 'Реклама - это искусство!'

Реклама - это искусство! Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
725
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реклама - это искусство!»

генции конца XIX - XX в.» рекомендовано Министерством культуры РФ для вузов культуры и искусства страны. За работу «Культура России во второй половине XIX - первой трети ХХ в.» удостоен звания лауреата всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2008 г. среди преподавателей вузов и научных сотрудников научно-исследовательских учреждений.

Виталий Семенович является автором и составителем книг по истории Челябинской государственной академии культуры и искусств: «Челябинская государственная академия культуры и искусств: страницы истории» (2003), «Созвездие творческих судеб» (2007), «Челябинская государственная академия культуры и искусств: энциклопедия» (2012).

В. С. Толстиков способствовал открытию в Челябинской государственной академии культуры и искусств новой специальности «Музейное дело и охрана памятников», аспирантуры по специальности «Отечественная история», организации студенческого исторического клуба.

В. С. Толстиков - постоянный автор статей в ведущих профессиональных журналах, сборниках, энциклопедиях: «КЛИО»; «Вестник Челябинского государственного университета»; «Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств»; «Социологические исследования»;

«Журнал Уральского Федерального округа»; «Отечественная история»; «Вопросы истории»; «Уральская историческая энциклопедия»; энциклопедии «Челябинск» и «Челябинская область» и др.

В. С. Толстиков поддерживает тесные творческие связи с Институтом истории и археологии Уральского отделения РАН, Проблемным советом «Российская Федерация в годы Второй мировой войны» Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, Челябинским государственным университетом, ЮжноУральским государственным университетом, актив

но сотрудничает с учеными ряда стран, занимающимися аналогичными проблемами. Профессор Леннарт Самуэльсон (Швеция), профессор Кэтрин Браун (США), ознакомившись с трудами В. С. Толстикова, заинтересовались его исследованиями.

Ведущие российские и зарубежные историки неоднократно отмечали универсальность научного подхода, оригинальность исследовательского мышления В. С. Толстикова, богатейший фактический материал, введенный им в научный оборот.

В. С. Толстиков постоянно участвует в деятельности диссертационных советов, оппонирует докторским и кандидатским диссертациям, готовит отзывы ведущей организации. Под научным руководством Виталия Семеновича защищены 6 кандидатских диссертаций. В настоящее время готовятся к защите 7 аспирантов В. С. Толстикова. Всей научной работе Виталия Семеновича присущи систематичность, высокий профессионализм и убедительность. Его идеи всегда свежи и оригинальны, имеют практическое значение. Виталий Семенович хорошо начитан, всегда находится в курсе литературных новинок, блестяще владеет словом и пером, обладает даром убеждения.

За активную многолетнюю деятельность В. С. Толстиков награжден медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд», «За освоение целинных и залежных земель», «Ветеран труда», знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ». 7 октября 2010 г. Виталий Семенович был удостоен диплома лауреата форума «Общественное признание».

И сейчас В. С. Толстиков - известный ученый, внимательный руководитель, талантливый педагог -полон творческих планов, интересных проектов и идей.

Коллектив академии сердечно поздравляет Виталия Семеновича со знаменательной датой и желает ему крепкого здоровья, счастья, талантливых учеников, осуществления самых заветных надежд.

К ЮБИЛЕЮ А. М. ЧЕБОТАРЁВА

РЕКЛАМА - ЭТО ИСКУССТВО!

О. В. Терехова

Жизненный путь доктора исторических наук, заслуженного работника высшей школы Российской Федерации Анатолия Михайловича Чеботарёва - это череда «но»: родился в Сталинградской области (1942), но вся жизнь связана с Челябинском; с детства успешно занимался в изостудии у И. И. Архипцева при дворце

пионеров и школьников им. Н. К. Крупской г. Челябинска (ныне Изостудия им. И. И. Архипцева), но получил профессиональное музыкальное образование (музыкальная школа, музыкальные отделения Челябинского культпросветучилища (1963) и Ленинградского государственного института культуры им. Н. К. Крупской (1970); является кандидатом педагогических наук (1980), но в 2009 г. защищает диссертацию на ученую степень доктора исторических наук (подобная перепрофилизация в науке - редкость!).

174

А. М. Чеботарёв более 40 лет работает в Челябинской государственной академии культуры и искусств. По окончании ЛГИК А. М. Чеботарёв был распределен в Челябинский государственный институт культуры и искусств (3 августа 1970 г.) и связал с нашим вузом свою жизнь педагога и ученого, занимаясь исследованием истории российской рекламы. Понятие реклама в советские годы подменялось наглядной пропагандой и агитацией, что наиболее соответствовало социально-политической ситуации и интересам идеологии. Но уже тогда в рамках учебной дисциплины «Оформление клубов и домов культуры» молодой педагог интуитивно пытался связать свою преподавательскую деятельность с богатыми традициями информационно-рекламной деятельности в предшествующие периоды российской истории. Во многом это можно объяснить его искренним детским увлечением изобразительным искусством, переросшим в устойчивый интерес в годы учебы в Ленинграде, когда один из дней недели он посвящал посещению музеев Северной столицы и ее окрестностей. В 1980 г. Анатолий Михайлович защищает диссертацию по теме «Пути совершенствования наглядной пропаганды и агитации в учреждениях культуры», в ходе работы над которой перед ним раскрываются интереснейшие страницы российской истории, что и стало толчком для дальнейшего исследования. Богатый практический опыт в сочетании с активным исследовательским интересом к истории российской рекламы послужили основой для докторской диссертации «Информационно-рекламная деятельность государственных и общественных организаций в России в XVШ в.: этапы развития, тенденции, особенности», защищенной в Московском гуманитарном университете (2009).

Сегодня А. М. Чеботарев является высококвалифицированным специалистом в области истории, теории и практики рекламы. Им разработаны авторские лекционные курсы «История рекламы», «Бренд и фирменный стиль», «Организация рекламной деятельности на предприятиях социально-культурной сферы» и др., которые представлены в учебных планах академии на протяжении более чем пятнадцати лет, постоянно обновляются и совершенствуются в соответствии с требованиями времени.

В должности декана факультета культурнопросветительной работы (1989-1999 гг., в дальнейшем культурологический факультет) Анатолий Михайлович активно участвует в открытии новых специальностей: в специальности «Социально-культурная деятельность» появились специализации: экономика и управление в социально-культурной сфере, педагог - организатор досуга детей и подростков, социолог социально-культурной деятельности.

С середины 1980-х гг. началась работа по открытию новых специальностей - «Реклама» и «Декора-

тивно-прикладное творчество». Первым шагом стала профильная секция при кафедре теории и методики культурно-досуговой деятельности, на основе которой в 2001 г создана кафедра рекламы и декоративноприкладного творчества, а затем факультет декоративно-прикладного творчества (2003). Анатолий Михайлович является деканом этого факультета с 2004 г. Сегодня на ФДПТ ведется обучение по двум специальностям: «Реклама» (квалификация - специалист по рекламе), «Народное художественное творчество» (квалификация - художественный руководитель студии декоративно-прикладного творчества, преподаватель) и трем направлениям - «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (бакалавриат и магистратура), «Дизайн» (бакалавриат) и «Реклама и связи с общественностью» (бакалавриат). Так воплотились в жизнь планы и мечты Анатолия Михайловича о подготовке в Челябинске специалистов по рекламе, изобразительному и декоративно-прикладному искусству с высшим профессиональным образованием! А мысль о том, что реклама - это искусство, была впервые вслух высказана Анатолием Михайловичем на Первом всероссийском заседании заведующих кафедрами рекламы высших учебных заведений России в 2006 г. и полностью поддержана. Впервые идея совмещения творческих специальностей в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и рекламы в рамках одного факультета, которая много лет вызывала у Анатолия Михайловича сомнение, оказалась поддержана, можно сказать, на всероссийском уровне! Современная реклама так нуждается в возвращении к своим, российским, истокам!

А. М. Чеботарев - автор более 200 научных и научно-методических работ, в том числе: «Книготорговая реклама в России. 1762-1800 гг.» (1997), «Реклама. Словарь-справочник» (1997), «Культурно-

досуговая деятельность и зрелищная реклама петровской эпохи» (1998), «Государственно-политическая информация и реклама в России. 17421762 гг.» (1999), «Политическая реклама петровской эпохи» (1999), «Государственно-политическая информация и реклама в России. 1725-1741 гг.» (1999), «Реклама российской книги в XVIII веке» (2005), «Реформы Петра I и возникновение российской рекламы» (2005), «Информационно-просветительная

деятельность государственных и общественных организаций в период правления Екатерины II» (2007), «Информационно-рекламная деятельность государственных и общественных организаций России в XVIII веке» (2009) и др. Дважды, в 2005 и 2007 г Анатолий Михайлович становился победителем внитриакадемического конкурса за научно-публикаторскую деятельность.

За многолетний и добросовестный труд, высокий профессионализм, большой вклад в подготовку кадров культуры А. М. Чеботарев награжден Почет-

175

ной грамотой Областного управления культуры (1978), медалью «Ветеран труда» (1998), Почетной грамотой Главного управления культуры и искусств Челябинской области (1998), указом президента Российской Федерации ему присвоено звание «Заслуженный работник высшей школы» (2005).

Несколько лет назад в Музее редкой книги академии по инициативе ректора В. Я. Рушанина прошла выставка графики А. М. Чеботарева «А я еду за туманом...» (2009), что было большой неожиданностью даже для его ближайших коллег по факультету. Представленные работы охватывали период с 1960 по 1984 г

Еще одно многолетнее увлечение Анатолия Михайловича - уральский камень, первое знакомство с которым произошло в 1958 г. в знаменитом Ильменском заповеднике. И только с середины 1980-х гг. эта внезапно вспыхнувшая любовь переросла в семейное занятие: в свободное от работы

время вся семья Чеботаревых увлеченно создавала каменные картины, ювелирные украшения, и всегда наш, уральский, камень в них был главным героем! Свою любовь к камню Анатолий Михайлович старается передать студентам факультета, при котором создана камнерезная мастерская.

За последние годы на факультете Анатолий Михайлович смог создать и бережно удерживает преподавательский коллектив - людей, заинтересованных в общем деле. И самое приятное, наверное, для юбиляра то, что в этом коллективе уже не первый год работают его бывшие студенты, выпускники родного факультета!

Коллеги поздравляют Анатолия Михайловича, желают здоровья, новых творческих и научных достижений! У Вас еще столько смелых идей, которые нужно воплотить в жизнь! А если не Вы, то кто же?

_____НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ

Н. Г. Апухтина, И. Н. Морозова

«УРАЛ. ПРАВОСЛАВИЕ. КУЛЬТУРА»: ЮБИЛЕЙ РЕГИОНАЛЬНОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

Философско-культурологический опыт изучения коммуникации религиозной и секулярных сфер является актуальным в современной культурной ситуации в России. Теоретически, как отмечают отечественные исследователи данной проблемы, «.светский и религиозный принципы организации смыслосимволического универсума культуры не являются абсолютно взаимоисключающими»2. Возможности взаимодействия светской и религиозной культур на уровне взаимодополнения и параллельного развития возрастают3; особое значение приобретает тема диалога всех субъектов культурного сообщества, вне

„4

зависимости от мировоззренческих предпочтений .

В контексте идеи диалога культурная и социальная секуляризация понимается «. как двоякий образовательный процесс, заставляющий как просветительские традиции, так и традции религиозных учений осмыслить пределы каждого из этих воззрений»5. Исключение религиозного языка из присутствия в общественном мнении, по Хабермасу, ставит под сомнение демократичность процесса

2 Котельников Г. А., Лебедев С. Д. Концептуальные модели взаимодействия светской и религиозной культур // Социс. 2004. №5. С. 129.

3 См. там же.

4 Feijter I. The Art of Dialogue. Religion, Communicication and Global Media Culture Berlin: LIT VERLAG, 2007.

5 Хабермас Ю., Ратцингер Й. (Бенедикт XVI) Диалектика секуляризации: о разуме и религии. М.: ББИ св. апостола Андрея, 2006. С. 43.

принятия решений. Религия в обществе выполняет аксиологическую и социально-интегративную функции. Формирование «диалоговых зон» на основе взаимопонимания и трансформации сознания участников общественного дискурса оказывается условием для достижения согласия и гражданской солидарности.

На площадке Челябинской государственной академии культуры реализуется конкретный вариант такого рода социально-культурного, исследовательского диалога. Юбилей научно-практического, социокультурного проекта представляет возможность для обобщения итогов, достигнутых результатов, определения перспектив для дальнейшего развития. Ежегодная конференция, приуроченная ко Дню славянской письменности и культуры (24 мая), сопровождаемая масштабной культурнообразовательной программой, на протяжении 10 лет остается уникальным явлением по своей значимости в научном, культурно-образовательном пространстве Уральского региона.

Инициатива проведения Славянского научного собора принадлежит доктору философских наук, профессору Н. Г. Апухтиной (Челябинская государственная академия культуры и искусств) и доктору философских наук, профессору Л. А. Шкато-вой (Челябинский государственный университет); идея была поддержана ректором академии докто-

176

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.