Научная статья на тему 'Реклама адвокатской деятельности'

Реклама адвокатской деятельности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
135
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спонсорство / деловая репутация / адвокатура / менеджмент деловой репутации / реклама / SEO-продвижение / sponsorship / business reputation / advocacy / reputation management / advertising / SEO promotion

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Анастасия Геннадьевна Селиванова

В условиях современного медиапространства вопросы рекламы и продвижения услуг становятся особенно актуальными для всех профессий, включая адвокатскую деятельность. Однако специфика этой сферы требует особого подхода к рекламной стратегии, с учетом этических, законодательных и профессиональных особенностей. В статье отдельно рассматриваются вопросы корректности использования инструментов SEO-продвижения, размещения информации в рейтингах, а также в целом необходимости и правомерности рекламы адвокатской деятельности. Предлагаются и обосновываются соответствующие изменения и рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advertising of advocacy activities

In the conditions of modern media space, the issues of advertising and promotion of services become especially relevant for all professions, including advocacy. However, the specificity of this sphere requires a special approach to advertising strategy, considering ethical, legislative, and professional peculiarities. The article deals separately with the issues of correctness of using SEO-promotion tools, placement of information in ratings, as well as in general the necessity and legality of advertising of advocacy activities. The relevant changes and recommendations are proposed and justified.

Текст научной работы на тему «Реклама адвокатской деятельности»

Закон и право. 2023. № 12. С. 85-89. Law and legislation. 2023;(12):85-89.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-85-89 NIION: 1997-0063-12/23-701

EDN: https://elibrary.ru/TEYOMU MOSURED: 77/27-001-2023-12-901

Реклама адвокатской деятельности

Анастасия Геннадьевна Селиванова

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, kosovme@mail.ru

Аннотация. В условиях современного меднапространства вопросы рекламы и продвижения услуг становятся особенно актуальными для всех профессий, включая адвокатскую деятельность. Однако специфика этой сферы требует особого подхода к рекламной стратегии, с учетом этических, законодательных и профессиональных особенностей. В статье отдельно рассматриваются вопросы корректности использования инструментов БЕО-продвижения, размещения информации в рейтингах, а также в целом необходимости и правомерности рекламы адвокатской деятельности. Предлагаются и обосновываются соответствующие изменения и рекомендации.

Ключевые слова: спонсорство, деловая репутация, адвокатура, менеджмент деловой репутации, реклама, ББО-продвижение.

Для цитирования: Селиванова А.Г. Реклама адвокатской деятельности // Закон и право. 2023. № 12. С. 85—89. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-85-89 ЕБЫ: https://elibrary.ru/TEYOMU

Original article

Advertising of advocacy activities

Anastasia G. Selivanova

National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia, kosovme@mail.ru

Abstract. In the conditions of modern media space, the issues of advertising and promotion of services become especially relevant for all professions, including advocacy. However, the specificity of this sphere requires a special approach to advertising strategy, considering ethical, legislative, and professional peculiarities. The article deals separately with the issues of correctness of using SEO-promotion tools, placement of information in ratings, as well as in general the necessity and legality of advertising of advocacy activities. The relevant changes and recommendations are proposed and justified.

Keywords: sponsorship, business reputation, advocacy, reputation management, advertising, SEO promotion.

For citation: Selivanova A.G. Advertising of advocacy activities // Law and legislation. 2023; (12) :85—89. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-85-89 EDN: https://elibrary.ru/TEYOMU

Правовое регулирование рекламной деятельности осуществляется на основании -^Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 (далее — Закон о рекламе). Согласно п. 1 ст. 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на при-

© Селиванова А.Г. М., 2023. LAW & LEGISLATION • 12-2023

влечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 (далее — Закон об адвокатуре) адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном Законом об

адвокатуре, физическим и юридическим лицам (далее — доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

В части 2 ст. 2 Закона о рекламе очерчивается сфера действия Закона, указывается закрыпый перечень того, на что Закон о рекламе не распространяется, в числе которого отсутствует адвокатская деятельность. В Закон об адвокатуре и Кодексе профессиональной этики адвоката1 также не содержится прямой запрет на рекламу.

Адвокат и адвокатское образование имеют право информировать общество о себе, своей деятельности, распространять справочную информацию любым не запрещенным действующим законодательством способом2. Информирование об адвокатской деятельности не должно принижать достоинство и авторитет адвокатского сообщества.

Согласно п. 2 ст. 5 Кодекса профессиональной этики адвоката адвокат должен избегать действий (бездействия), направленных на подрыв доверия к нему или к адвокатуре.

В статье 17 Кодекса профессиональной этики адвоката указывается, что информация об адвокате и адвокатском образовании допустима, если она не содержит:

1) оценочных характеристик адвоката;

2) отзывов других лиц о работе адвоката;

3) сравнений с другими адвокатами и критики других адвокатов;

4) заявлений, намеков, двусмысленностей, которые могут ввести в заблуждение потенциальных доверителей или вызывать у них безосновательные надежды.

Пункт 2 ст. 17 Кодекса профессиональной этики предусматривает, что если адвокату или адвокатскому образованию стало известно о распространении без его ведома информации о его деятельности, которая не отвечает настоящим требованиям, он обязан сообщить об этом Совету соответствующей адвокатской палаты субъекта Российской Федерации. Важно отметить, что до изменений, внесенных решением VI Всероссийского съезда адвокатов от 22 апреля 2013 г. в п. 2 ст. 17 Кодекса профессиональной этики вместо слова «информации» использовалось слово «рекламы».

1 Принят I Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003.

2 Власова О. Реклама или информирование о деятель-

ности адвоката // URL: https://fparf.ru/polemic/opinions/ reklama- ili- informirovanie-o-deyatelnosti- advokata/ (Дата обращения: 17.06.2023)

В Рекомендациях адвокатам по взаимодействию со средствами массовой информации3 указывается, что использование СМИ в рекламных целях не допускается: адвокатам следует воздерживаться от размещения информации о себе на платной основе, независимо от того, связана ли такая информация с его профессиональной деятельностью или нет. Исключение составляют случаи размещения справочной информации (п. 7.1 рекомендаций). Предоставляя СМИ информацию о выполнении своих профессиональных обязанностей, адвокат должен избегать саморекламы. Обращение к СМИ с целью рассказать о случаях из практики, прецедентных делах или ответить на вопросы граждан — оптималь-ныш вариант сотрудничества с масс-медиа и представления адвоката в СМИ (п. 7.4 рекомендаций). Адвокат не вправе размещать информацию о себе в рекламе организаций, оказывающих юридические услуги и не являющихся адвокатскими образованиями (п. 7.5 рекомендаций).

Таким образом, несмотря на отсутствие законодательного запрета рекламы адвокатской деятельности, де-факто действует запрет на рекламу адвокатской деятельности, за нарушение которого возможно применение к адвокату мер дисциплинарной ответственности, включая прекращение статуса адвоката. Вопрос о правомерности рекламы адвоката и адвокатской деятельности относится к числу дискуссионных и имеет большое практическое значение [1].

Социальный, публично-правовой характер адвокатской деятельности, отраженный в Законе об адвокатуре, вступает в противоречие с характеризующим компонентом и сущностью рекламы [8]. Российская адвокатура всегда стояла на позиции недопустимости рекламы и саморекламы деятельности адвоката. Это правило исходит из обычаев и традиций отечественной адвокатуры [7, с. 11, 14]. В то же время в ряде зарубежных юрисдикций реклама адвокатской деятельности допускается, например, в Норвегии, Бельгии, Швеции, США [7, с. 11, 14], и это свидетельствует о том, что запрет на рекламу адвокатской деятельности не повсеместен.

Однако нельзя запретить адвокату писать что-то в своем блоге или на своей странице в социальных сетях. В рекомендациях ФПА отме-

3 Утверждены Советом Федеральной палаты адвокатов России 21.06.2010, протокол № 5 // URL: https://fparf.ru/ documents/fpa-rf/the-documents-of-the-council/re-commendations-for-interaction-with-the-media/ (Дата обращения: 17.06.2023)

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023

чается, что существует запрет именно на платную рекламу и саморекламу, тогда как выражать свое мнение в блоге и давать экспертную оценку тем или иным правовым событиям не запрещено. В этом контексте необходимо уделить дополнительное внимание «новым медиа» таким, как телеграм-каналы.

Например, бесплатные кросс-коллаборации между блогерами направлены на повышение узнаваемости канала и в действительности являются бесплатными. Один блогер размещает информацию на своем канале за то, что другой блогер сделает то же самое. При этом оба участника такой коллаборации дорожат своей репутацией перед подписчиками и не будут размещать невали-дированный контент и / или информацию. Такие коллаборации могут значительно повысить узнаваемость адвоката и тем самым адвокат будет нести полезную функцию, в то же время это будет оказывать положительно влияние на деловую репутацию как самого адвоката, так и адвокатского образования. Однако чтобы избежать двойственного толкования, следует внести соответствующие дополнения в рекомендации Федеральной палаты адвокатов и конкретизировать понятие колла-бораций в социальных сетях и «новых медиа».

Возвращаясь к невозможности запрета ведения блога адвокатом, следует отметить, что, во-первых, такой запрет будет противоречить Конституции РФ, во-вторых, невозможно предвидеть все возможные случаи, которые теоретически можно было бы запретить [5]. Адвокаты активно используют эту нишу и привлекают доверителей через социальные сети, а некоторые, не выходя из них, получают гонорары [3]. Учитывая возрастающую роль Интернета и социальных сетей, в частности, Федеральной палатой адвокатов России были утверждены Правила поведения адвокатов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет4, в которых были приведены основные принципы деятельности адвоката в сети Интернет:

■ профессионализм;

■ сдержанность и корректность;

■ достоинство;

■ безопасность;

■ корпоративность.

4 Утверждены решением Совета Федеральной палаты адвокатов от 28.09.2016, протокол № 7 // URL: https:// fparf.ru/documents/fpa-rf/the-documents-of-the-council/ rules-of-conduct-for-lawyers-in-the-information-telecommunication-network-internet/?sphrase_id=7443 (Дата обращения: 17.06.2023)

По мнению И.С. Богдановой, запрет на рекламу адвокатских услуг не исключает использование адвокатом иных способов информирования общественности о себе и своих услугах, в частности, путем сообщения информации, предусмотренной ст. 17 Кодекса профессиональной этики адвокатов [2], так как предлагается осуществить подмену понятий, называть рекламу информацией. Цель такой информации одна — поиск новых доверителей, что соответствует цели рекламы по Закону о рекламе.

С.А. Грипич, A.A. Яшина отмечают, что следует в Законе об адвокатуре и Кодексе профессиональной этики более детально раскрыть «составы» конкретных нарушений, чтобы у региональных палат был минимум возможностей их толкования. Если в одной адвокатской палате вполне лояльно относятся к размещению адвокатами «историй успеха» и развернутой информации о себе и своей деятельности, то в других видят нарушение даже в упоминании ученой степени или опыта работы в правоохранительных органах [4].

Существующие реалии российской адвокатуры таковы, что общество и адвокатура как институт гражданского общества готовы к снятию табу с рекламы адвокатской деятельности. В пользу данной позиции свидетельствует развитие Интернета и цифровых технологий, а также то, что запретом рекламирования адвокатов злоупоотребляют недобросовестные адвокаты и юристы, не имеющие статуса адвоката; получается, что потенциальный доверитель увидит рекламу их, а не адвокатов.

Нередко в газетах и журналах можно обнаружить объявления адвокатов о предлагаемых ими услугах. Одни просто сообщают, что они есть и приводят свои координаты. Другие объявляют себя специалистами в различных отраслях права.

Менее активно используется другой жанр — статьи, заметки, очерки с рассказом об адвокате, его семье, адвокатской практике и т.д. Как определить, где в подобных объявлениях и публикациях заканчивается информация и начинается реклама?

Действительно, эту тонкую грань распознать весьма затруднительно. Скажем прямо, любая информация об адвокате преследует одну единственную цель — привлечь клиентов. Та же цель и у рекламы — создать широкую известность для привлечения потенциальных покупателей, зрителей, т.е. клиентов [6].

Солидаризуемся с мнением мэтра адвокатуры современности Г.П. Падвы, который считает, что

LAW & LEGISLATION • 12-2023

адвокатская деятельность — такая же, как и любая другая, и она может рекламироваться [9]. Разрешение рекламирования квалифицированной юридической помощи, которую оказывают адвокаты, наоборот, повлияло бы положительно на защиту прав населения, так как упростило бы их доступ к квалифицированной юридической помощи.

Гипотетическая легализация рекламы адвокатской деятельности нисколько не умалила бы престиж адвокатуры, честь и достоинство профессии адвоката, а, наоборот, повысила бы их, равно, как и узнаваемость института адвокатуры сре -ди граждан, а также решила бы одну из главных проблем во взаимодействии с населением: невысокая правовая грамотность граждан, из-за чего у значительной части населения отсутствует понимание, что юрист и адвокат не одно и то же.

Это также упростило бы деятельность адвокатов и управление адвокатским образованием, так как им не пришлось бы лишний раз задумываться о той грани, где заканчивается информирование о своей деятельности, а где начинается рекламирование. Поэтому инструментарий PR-менеджера, которых часто нанимают в адвокатские образования, по информационному сопровождению адвокатской деятельности крайне ограничен. По сути, сейчас в адвокатуре существует «скрытая реклама», которая имеет специфические формы, например участие в юридических рейтингах «Право-300»5 или «Лидеры рынка юридических услуг»6 от «Коммерсантъ»; они дают возможность потенциальному клиенту оценить качество оказываемых услуг в той или иной области права [10]. Говоря о таких способах «скрытой рекламы», как рейтинги, следует также вспомнить о возможности SEO-продвижения сайта адвокатского образования.

Возможно привести аргумент, что если адвокат платит за некое упоминание о своей деятельности, будь то участив в рейтинге или тарге-тированная реклама, это запрещено. Однако желаем привести следующую аргументацию в пользу защиты данных инструментов, в особенности таргетированной рекламы и SEO-продви-жения, поскольку данные инструменты следует рассматривать не как прямую рекламу, а как методы улучшения видимости и доступности информации для потенциальных доверителей.

Во-первых, такие инструменты носят неинтрузивный характер. В отличие от агрессивной рекламы SEO и таргетированная реклама предоставляют информацию только тем, кто активно

5 URL: https://300.pravo.ru/ (Дата обращения: 17.06.2023)

6 URL: https://www.kommersant.ru/doc/5889602 (Дата обращения: 17.06.2023)

ищет юридические услуги или схожую информацию. Это делает их менее навязчивыми и направленными на помощь, а не на навязывание услуг, что, наоборот, способствует доступности юридической помощи тем, кто в ней нуждается.

Во-вторых, традиционная реклама фокусируется на прямом продвижении услуг или товаров, SEO и таргетированная реклама направлены на предоставление информации и улучшение пользовательского опыта.

В-третьих, эффективное SEO-продвижение предполагает постоянное создание и распространение качественного контента (статей, профильных новостей, тематических экспертных заключений). Такое содержимое имеет образовательную и информационную составляющую и помогает потенциальному доверителю принимать более взвешенные решения.

Также можно говорить о неравенстве между адвокатами и юристами: реклама юридических услуг юристов, не имеющих статуса адвоката, допускается, а реклама адвокатов, оказывающих квалифицированную юридическую помощь, нет.

В случае допустимости рекламы адвокатской деятельности она бы регулировалась Законом о рекламе, где к такой рекламе предъявлялись бы общие требования: добросовестности и достоверности, закрепленной в ст. 5 Закона о рекламе. Учитывая значимость адвокатуры для общества и государства, на наш взгляд, целесообразно в отношении рекламы адвокатской деятельности предус -мотреть в Законе о рекламе и специальные требования, добавив ст. 30.3 «Реклама адвокатской деятельности» в главу 3. «Особенности рекламы отдельных видов товаров» Закона о рекламе.

Заметим, что Закон о рекламе в 2010 г. и 2018 г. уже был дополнен специальными требованиями по отношению к рекламе деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации и рекламе в сфере арбитража (третейского разбирательства) соответственно, что подтверждает вектор на разрешение рекламы юридических услуг различного толка, и это прямо пропорционально качеству защиты прав граждан.

В случае нарушения общих и специальных требований рекламы адвокатской деятельности активизировалась бы Федеральная антимонопольная служба России, которая признавала бы такую рекламу нарушающей Закон о рекламе, с последующем возбуждением и рассмотрением дел по признакам нарушения Закона о рекламе, выдачей рекламодателям, рекламопроизводите-лям, рекламораспространителям, операторам рекламных систем обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения Зако-

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023

на о рекламе, с привлечением к административной ответственности.

Отметим, что существует взаимосвязь деловой репутации и рекламы. В пункте 2 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе указывается, что реклама, которая порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента, является недобросовестной рекламой.

Таким образом, в современных реалиях юридического бизнеса, неотъемлемой частью которого является и адвокатура, стоит рассмотреть вопрос снятия негласного запрета на рекламу адвокатской деятельности. Для того чтобы это нормативно закрепить, необходимо комплексное внесение изменений в Закон о рекламе, включение соответствующих дополнений в Закон об адвокатуре и Кодекс профессиональной этики адвоката, а также внесение дополнений в рекомендации Федеральной палаты адвокатов.

Дополнительно следует отметить, что уже сейчас адвокаты могут использовать такие способы распространения информации, как ББО-продвижение, поскольку они существенно отличаются от типичной рекламы.

Список источников

1. Аванесова Н.Г. Муравская Е.А. К вопросу о допустимости рекламы адвокатской деятельности / Модернизация современного общества: инновации, управление, совершенствование: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные закономерности и тенденции: В 3-х ч. Новосибирск: Армавир: Саратов, 29 июня 2015. Новосибирск; Армавир; Саратов: ООО «Академия управления», 2015. С. 3—5.

2. Богданова И.С. К вопросу о допустимости «рекламы» адвокатской деятельности // Адвокат. 2012. № 8. С. 20—25.

3. Васяев А.А. Диджитализация адвокатуры // Адвокатская практика. 2019. № 3. С. 49—53.

4. Грипич С.А., Яшина А.А. Этические аспекты использования адвокатами социальных сетей в условиях информационного общества / / Адвокатская практика. 2022. № 6. С. 12—17.

5. Гутерман А.Е. Правила профессиональной этики адвоката в сети Интернет // Адвокатская практика. 2020. № 3. С. 10—13.

6. Залманов В.Я. Информация об адвокате и реклама // Адвокат. 2004. № 12.

7. Иванов А. Реклама адвокатской деятельности // ЭЖ-Юрист. 2014. № 13.

8. Мозолев В.В. Миф о рекламе адвокатских услуг // Реклама и право. 2006. № 2. С. 38—47.

9. Оводов А.А. Нужно любить то дело, которым занимаешься, а не думать о том, сколько ты заработаешь (интервью с Заслуженным юристом РФ, адвокатом Г.П. Падвой) // Юрист. 2010. № 4.

10. Чернявский М.П. Дискуссионные вопросы регулирования рекламы адвокатской деятельности // Цивилистика: право и процесс. 2019. № 2. С. 158—161.

References

1. Avanesova N.G. Muravskaya E.A. On the issue of the admissibility of advertising advocacy / Modernization of modern society: innovations, management, improvement: economic, social, philosophical, political, legal, general scientific patterns and trends: In 3 parts. Novosibirsk: Armavir: Saratov, June 29, 2015. Novosibirsk; Armavir; Saratov: LLC «Academy of Management», 2015. Pp. 3—5.

2. Bogdanova I.S. On the question of the admissibility of «advertising» of advocacy / / Lawyer. 2012. № 8. Pp. 20—25.

3. Vasyaev A.A. Digitalization of advocacy // Law practice. 2019. № 3. Pp. 49—53.

4. Gripich S.A., Yashina A.A. Ethical aspects of the use of social networks by lawyers in an information society // Law practice. 2022. № 6. Pp. 12—17.

5. Guterman A.E. Rules of professional ethics of a lawyer on the Internet / / Law practice. 2020. № 3. Pp. 10—13.

6. Zalmanov V. Ya. Information about a lawyer and advertising // Lawyer. 2004. № 12.

7. Ivanov A. Advertising of advocacy // EZH-Yurist. 2014. № 13.

8. Mozolev V. V. The myth of advertising legal services // Advertising and law. 2006. № 2. Pp. 38—47.

9. Ovodov A.A. You need to love the business you are doing, and not think about how much you will earn (interview with Honored Lawyer of the Russian Federation, lawyer G.P. Padva) // Lawyer. 2010. № 4.

10. Chernyavsky M.P. Debatable issues of regulation of advertising of advocacy // Civil law: law and process. 2019. № 2. Pp. 158—161.

Информация об авторе

Селиванова А. Г. — адвокат, соискатель степени доктора юридического администрирования

Статья поступила в редакцию 30.08.2023; одобрена после рецензирования 08.11.2023; принята к публикации 14.11.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the author

Seiivanova A.G. — attorney-at-law, candidate for the degree of doctor of legal administration

The article was submitted 30.08.2023; approved after reviewing 08.11.2023; accepted for publication 14.11.2023.

LAW & LEGISLATION • 12-2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.