Научная статья на тему 'РЕКА ТУМНИН И ПОБЕРЕЖЬЕ ТАТАРСКОГО ПРОЛИВА К ЮГУ ОТ СОВЕТСКОЙ ГАВАНИ В ФОТОГРАФИЯХ С.Г. ЛЕОНТОВИЧА 1894 Г.'

РЕКА ТУМНИН И ПОБЕРЕЖЬЕ ТАТАРСКОГО ПРОЛИВА К ЮГУ ОТ СОВЕТСКОЙ ГАВАНИ В ФОТОГРАФИЯХ С.Г. ЛЕОНТОВИЧА 1894 Г. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
219
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жизнь Земли
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОТОАРХИВ / ИСТОРИЯ РОССИИ / ЭКСПЕДИЦИИ / ПРИАМУРСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ / РЕКА ТУМНИН / СОВЕТСКАЯ ГАВАНЬ / ОРОЧИ / С.Г. ЛЕОНТОВИЧ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дурыгин Иван Сергеевич

Статья продолжает серию публикаций, рассказывающих о результатах изучения фотоколлекции, собранной Д.Н. Анучиным в конце XIX - начале XX вв. и хранящейся в настоящее время в Музее землеведения МГУ. Объектом исследования стали фотографии, сделанные капитаном С.Г. Леонтовичем во время разведывательной экспедиции по реке Тумнин в 1894 г., содержащие богатый этнографический и географический материал. Фотоснимки позволяют познакомиться с ландшафтами реки Тумнин, устройством поселений тумнинских орочей, жилыми и культовыми сооружениями, предметами быта. Каждая фотография снабжена подробными пометами С.Г. Леонтовича, что позволяет ещё глубже постигнуть образ жизни и обычаи местного населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дурыгин Иван Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TUMNIN RIVER AND STRAIT OF TARTARY SOUTHWARDTO SOVETSKAYA GAVAN ON S.G. LEONTOVICH PICTURES FROM 1894

The article continues the series of publications investigating the photography collection made up by D.N. Anuchin at the turn of 19th and 20th century. Nowadays the collection is stored in The Earth Science Museum at Moscow State University. The present article deals with the pictures made by S.G. Leontovich during scouting expedition on the Tumnin river in 1894. This photo collection contains rich ethnographic and geographical material. With the help of the photographs it is possible to learn the landscapes of the Tumnin river, settlements structures of the Tumnin’s Orochi, get acquainted with the appearance of residential and religious buildings (yurts, huts, barns, shrines, grave cabins, etc.) and household items. Each photo is provided with detailed notes of CaptainS.G. Leontovich providing better understanding of the Tumnin river population’ way of life and customs.

Текст научной работы на тему «РЕКА ТУМНИН И ПОБЕРЕЖЬЕ ТАТАРСКОГО ПРОЛИВА К ЮГУ ОТ СОВЕТСКОЙ ГАВАНИ В ФОТОГРАФИЯХ С.Г. ЛЕОНТОВИЧА 1894 Г.»

Дурыгин И.С. Река Тумнин и побережье Татарского пролива к югу от Советской Гавани в фотографиях... УДК 908

DOI 10.29003/m1997.0514-7468.2020_43_1/91-108

РЕКА ТУМНИН И ПОБЕРЕЖЬЕ ТАТАРСКОГО ПРОЛИВА К ЮГУ ОТ СОВЕТСКОЙ ГАВАНИ В ФОТОГРАФИЯХ С.Г. ЛЕОНТОВИЧА 1894 Г.

И.С. Дурыгин*

Статья продолжает серию публикаций, рассказывающих о результатах изучения фотоколлекции, собранной Д.Н. Анучиным в конце XIX - начале XX вв. и хранящейся в настоящее время в Музее землеведения МГУ. Объектом исследования стали фотографии, сделанные капитаном С.Г. Леонтовичем во время разведывательной экспедиции по реке Тумнин в 1894 г., содержащие богатый этнографический и географический материал. Фотоснимки позволяют познакомиться с ландшафтами реки Тумнин, устройством поселений тумнинских орочей, жилыми и культовыми сооружениями, предметами быта. Каждая фотография снабжена подробными пометами С.Г. Леонтовича, что позволяет ещё глубже постигнуть образ жизни и обычаи местного населения.

Ключевые слова: фотоархив, история России, экспедиции, Приамурский военный округ, река Тумнин, Советская гавань, орочи, С.Г. Леонтович.

Ссылка для цитирования: Дурыгин И.С. Река Тумнин и побережье Татарского пролива к югу от Советской Гавани в фотографиях С.Г. Леонтовича 1894 г. // Жизнь Земли. 2021. Т. 43, № 1. С. 91-108. DOI: 10.29003/m1997.0514-7468.2020_43_1/91-108.

Поступила 30.12.2020/Принята к публикации 17.02.2021

THE TUMNIN RIVER AND STRAIT OF TARTARY SOUTHWARD TO SOVETSKAYA GAVAN ON S.G. LEONTOVICH PICTURES FROM 1894

I.S. Durygin School number 924, Moscow

The article continues the series of publications investigating the photography collection made up by D.N. Anuchin at the turn of 19th and 20th century. Nowadays the collection is stored in The Earth Science Museum at Moscow State University. The present article deals with the pictures made by S.G. Leontovich during scouting expedition on the Tumnin river in 1894. This photo collection contains rich ethnographic and geographical material. With the help of the photographs it is possible to learn the landscapes of the Tumnin river, settlements structures of the Tumnin's Orochi, get acquainted with the appearance of residential and religious buildings (yurts, huts, barns, shrines, grave cabins, etc.) and household items. Each photo is provided with detailed notes of Captain S.G. Leontovich providing better understanding of the Tumnin river population' way of life and customs.

Keywords: photoarchives, Russian History, expeditions, The Amur military district, Governorate, Tumnin river, Sovetskaya gavan, Orochi, S.G. Leontovich.

Введение. В Музее землеведения МГУ хранится обширная фотоколлекция (более 3500 снимков), собранная Д.Н. Анучиным в конце XIX - начале XX вв., представляющая большой интерес с географической и этнографической точек зрения. Результаты изучения фотоколлекции изложены в ряде публикаций [1, 2, 4, 7, 8, 10 и др.], однако большая часть фотографий ещё ожидает описания. К счастью, авторы многих из них известны. В фотоколлекции Д.Н. Анучина присутствует комплекс изображений из

* Дурыгин Иван Сергеевич - учитель, ГБОУ школа № 924, Москва, ivandurigin@mail.ru.

Жизнь Земли 43(1) 2021 91-108

91

46 снимков, на которых запечатлены «виды» и жители бассейна реки Тумнин1 и части побережья Татарского пролива к югу от Советской гавани2. Фотоснимки были сделаны капитаном штаба Приамурского военного округа С.Г. Леонтовичем3, который участвовал в рекогносцировке бассейна реки Тумнин вместе с охотничьей командой 6-го Восточно-Сибирского линейного батальона в 1894 г. Экспедиция в земли тумнинских орочей была организована по инициативе Военного министерства. По словам капитана С.Г. Леонтовича, свою основную задачу он видел в изучении бассейна реки Тумнин «в сельскохозяйственном, лесопромышленном и военном отношениях» [6, с. 3].

В ходе разведки охотничья команда во главе с капитаном С.Г. Леонтовичем проделала путь длиной в 213 верст от устья реки Тумнин к её верховьям (с юга на север). Капитан запечатлел на фотоплёнке все населенные пункты4, которые встречались на пути следования разведчиков, а также «типичные виды» бассейна реки. Помимо этого, он составил орочско-русский разговорник и собрал достаточно обширную коллекцию предметов быта местного населения (орочей), которую впоследствии передал музеям общества изучения Амурского края и Приамурского отдела Русского географического общества [12, с. 112]. Так, в газете «Приамурские ведомости» за 1895 г. присутствует заметка о том, что местный музей обогатился этнографической коллекцией, всесторонне характеризующей быт орочей: «Коллекция заняла целую стену от пола до потолка одной из комнат музея: встречается много моделей жилищ, лодок и разных снарядов для зверовой и рыбной ловли: несколько истуканов, прекрасные шкуры лосей, чум из рыбьей кожи и проч.» [11]. В настоящее время данные экспонаты входят в состав коллекции Хабаровского краеведческого музея имени Н.И. Гродекова [11], но их можно увидеть и на фотографиях из собрания Д.Н. Анучина.

В 1896 г. за свою этнографическую деятельность С.Г. Леонтович был провозглашён членом-соревнователем Общества изучения Амурского края (филиал РГО) [12], а его «русско-ороченский словарь» был опубликован в отдельном номере «Записок Общества изучения Амурского края» [5]. Этнографические заслуги С.Г. Леонтовича были оценены и Императорским обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете (ОЛЕАЭ), которое избрало его непременным членом общества [9]. Таким образом комплекс фотографий «Виды и Типы бассейна реки Тумни...» стал частью фонда фотоматериалов Д.Н. Анучина: по-видимому, С.Г. Леонтович передал их в дар ОЛЕАЭ.

Коренное население и ландшафты района реки Тумнин на фотографиях Леонтовича 1894 года. Комплекс фотографий состоит из двух альбомов: «Виды и типы бассейна реки Тумни и части побережья Татарского пролива, к югу - до Императорской гавани, включительно» (Сер. 192, Шк. 35-Б) и «Снимки с бытовых, исторических и прочих предметов района разведки» (Геол. муз. инв. 353-136). В первом находятся 38 фотографий, сделанных С.Г. Леонтовичем по ходу экспедиции, второй состоит из 8 снимков-«таблиц», на которых запечатлены вещи тумнинских орочей. Альбомы задумывались как приложение к общему отчёту по военной разведке, подготовленному С.Г. Леонтовичем для Военного министерства; в связи с этим каждая фотография

1 В переводе с языка орочей «Тумждин» - «полноводная». Сейчас река входит в состав Ванинского района Хабаровского края России. Автор фотографий С.Г. Леонтович использует написание «Тумни».

2 В 1852-1853 гг. - залив Хаджи, с 1853 по 1923 г. - Императорская гавань (Гавань императора Николая).

3 Сергей Гаврилович Леонтович родился 24 мая 1862 г. В 1880 г. окончил Петровскую Полтавскую военную гимназию. В 1892 г. стал адъютантом штаба Приамурского военного округа. Впоследствии служил во Владикавказе, Очакове, Туркестане [9].

4 Деревни Датта, Хади, Дюанко, Хутудатани, Дюлика, Акудатани, Мулидатани, Уй, Хади.

снабжена подробными пометами (на полях и обороте), часть из которых приведена полностью или комментируется в тексте данной статьи.

На первой фотографии (рис. 1) запечатлена панорама деревни Дата, которая расположена вблизи устья реки Тумнин (при впадении в неё р. Улика). Снимок сделан «с утёса Моджюка, в направлении с севера на юг». В левой части снимка виднеется Татарский пролив. Центральную часть фотографии занимают два берега р. Улика: на правом берегу располагается деревня Дата, на левом - всего три юрты. Вдоль береговой линии стоят многочисленные колья и жерди для вяления рыбы и мяса. Само поселение состоит из трёх рядов построек: первый ряд составляют жилища-юрты (шалаши из жердей и коры), вторая линия - амбары (срубы на четырёх столбах), третья - могилы (находятся в перелеске). В правой части фотографии можно увидеть два японских рыболовных шалаша. За селением начинается перелесок. Почва песчаная, покрытая высокой травой.

Рис. 1. Общий вид деревни Дата.

Fig. 1. General view of the village Datta.

Деревня Дата в комментариях к фотоснимку определяется как «столица ороче-ского мирка», что свидетельствует о том, что данное поселение имело центральное административное значение в бассейне реки Тумнин и прилегающей части побережья Татарского пролива. Село Датта существует по сей день: в 1938 г. на месте деревни («стойбища») орочей было основано село, чуть позже создан рыболовецкий колхоз. Согласно Всероссийской переписи населения 2002 г., в селе Датта зафиксировано наибольшее количество представителей народа орочей [3].

Следующие две фотографии знакомят нас с жителями деревни Дата. На рис. 2 люди -23 человека - выстроены в два ряда: впереди сидят женщины и маленькие дети (в возрасте до 6 лет, но «уже в серьгах»), позади - четверо мужчин и четыре мальчика. Все одеты в ха-

Рис. 2. Типы жителей деревни Дата. Fig. 2. Residents of the village Datta.

латы «из сине-голубой китайской дабы». Подпоясанный мужчина в центре держит в зубах длинную курительную трубку. На заднем плане присутствуют два строения: справа виднеется двускатная юрта, по центру - амбар. На жерди, приделанной к амбару, лежат «берестяные коробки»; посередине жерди подвешено берестяное ведро, справа лежит чугунный котёл.

На рис. 3 с правой стороны запечатлён шестидесятипятилетний «старшина» деревни Дата - Андрей, «весьма почтенный и развитой, но слепой», одет в чёрный халат. За ним стоят его тринадцатилетний сын и муж дочери (25 лет), оба одеты в синие халаты. По правую руку от старшины сидит его жена Пелагея (40 лет). Она уроженка деревни Хади, которая находится в Императорской гавани; одета в чёрный халат. В центре снимка помощник старшины Тимофей Неко (56 лет). На нём два халата: нижний коричневый, верхний белый, на груди серебряная медаль «за усердие», которую Неко получил в 1893 г. за участие в спасении команды разбившегося недалеко от деревни корабля «Владивосток». На голове помощника старшины «берестяная летняя шляпа» (похожа на азиатскую). Слева от Неко стоит его шестнадцатилетняя жена «Баланка», «первая из красавиц, купленная на Амуре за 200 с лишком рублей». В левой части снимка находятся две девочки, женщина с грудным ребёнком и двое мужчин: один с «русской» трубкой в зубах, другой, по словам капитана на Леонтовича, является жителем деревни Дюанко, который на лето перебирается в деревню Дата. Все одеты в халаты: женщины - в тёмные, мужчины - в светлые. У девочек по две пары ушных серёг, у женщин - три и, кроме того, серьги в носу. Фоном фотографии служит «коробчатая» юрта с «откинутой» дверью.

На рис. 4 запечатлена изба помощника старшины Тимофея Неко, которая стоит у подножия утёса Моджюка. Изба представляет собой бревенчатый сруб с крытым

Рис. 3. Типы жителей деревни Дата. Fig. 3. Residents of the village Datta.

Рис. 4. Виды деревни Дата. Изба помощника старшины. Fig. 4. Views of the village Datta. The hut of the headman's assistant.

крыльцом, с «корьевой» крышей, «со ставнями из бересты на рамах и петлях». На боковой стенке избы присутствуют три окна; ко входу на чердак приставлена деревянная лестница. Вокруг избы растёт высокая трава; позади виднеется утёс с перелеском.

На следующем фотоснимке (рис. 5) показано кладбище, расположенное в западной части деревни Дата. По центру виднеется двускатная крыша «одного из новейших могильных срубов», С. Леонтович оценивает его высоту примерно в один аршин. Сруб покрыт узорами, на коньке крыши помещены две цельные резные «колоды», «из коих висящая "должна" изображать соболя». Внутри сруба помещается гроб: «на поверхности земли или же зарывается в землю, на 1-2 арш.». Ингу-мация, по словам С. Леонтовича, стала применяться у орочей совсем недавно. Слева видна часть крыши соседнего сруба. На заднем фоне - перелесок (в основном хвойные деревья).

Следующий фотоснимок (рис. 6) определяется С.Г. Леонтовичем как «Арена "Медвежьих празднеств"». Располагалось это сакральное место у подножия утёса Моджюка, к западу от деревни Дата. В центре композиции три человека: два охотника-разведчика и подпоручик Бурский между ними. Охотники держат в руках ритуальные предметы: медвежьи черепа и кости. В левой части фотографии, за одним из разведчиков, находится могила медведя, заваленная брёвнами. Между охотником и подпоручиком - два кола с декоративными «куклообразными заплетами» из лыка. Такие же «заплеты» находятся справа. Позади подпоручика - рама из жердей и кольев «для установки медведя перед расстрелом», а ещё далее - «щит из хворостин, для перехватывания стрел». По бокам декоративные вилы и жерди, «с костями и черепами медведей на них». Почвенный покров и перелесок, по словам С. Леонтовича, принадлежат к болотному типу местности.

Рис. 5. Кладбище деревни Дата. Fig. 5. The cemetery in the village Datta.

Рис. 6. Арена «медвежьих празднеств». Fig. 6. The arena for «bear festivities».

На рис. 7 виден типичный пейзаж бассейна реки Тумнин. Снимок сделан в окрестностях деревни Хутудатани, в 37 верстах от устья реки Тумнин. В центре композиции можно различить разведчиков, готовящихся к ночлегу: пять человек вытаскивают на берег лодки для просушки, ещё один разводит костёр; рядом с ним стоит собака. В левой части снимка виднеются горы Букэ, в правой - горы Пиоку. Берег представляет собой оголённую крупную речную гальку «серых цветов».

На следующей фотографии (рис. 8) можно видеть несколько жителей деревни Дюлика. Деревня находится на реке Хуту, главном притоке реки Тумнин, в 4 верстах от устья р. Хуту и 43 верстах от устья р. Тумнин. В первом ряду сидят (справа налево) «рулевой разведки» «Чимэной» («Семен») из деревни Дата; одет в халат, с одной парой «гриных» небольших серёг в ушах и азиатской шляпой на голове. Далее - три женщины разных возрастов и девочка, одеты в халаты, у двух помимо ушных есть носовые серьги. Во втором ряду три человека: двое мужчин и женщина между ними. Мужчина слева - гольд Александр, «женатый на рядом стоящей с ним ороченке, старухе - лет ок. 50». На голове у Александра капюшон «от мошки». На заднем плане - две юрты двускатного типа, «зимние, с одним входным отверстием»; у обращённой к зрителю юрты дверь сделана из бересты. Справа - шесты с нанизанной рыбой.

На следующем снимке (рис. 9) в кадр попала большая речная лодка орочей в лимане реки Тумнин, у главного южного русла (вид на запад). Длина лодки 11 аршин, в ней находятся три человека: старшина деревни Мулидатани Георгий (в хвостовой части), его жена (с платком на голове) и родственник. Груз прикрыт циновками из бересты.

Очередной снимок (рис. 10) содержит богатый этнографический материал. Здесь изображены ороч и ороченка в охотничьих костюмах. На девяностолетнем мужчине

Рис. 7. Долина реки Тумнин. Вид на горы Пиоку. Fig. 7. The valley of the Tumnin river. View of the Piocou Mountains.

Рис. 8. Типы жителей и вид части деревни Дюлика. Fig. 8. Residents and views of the village Dulika.

Рис. 9. Орочены на большой речной лодке в лимане реки Тумнин. Fig. 9. Orochi on a large river boat in the estuary of the Tumnin river.

Рис. 10. Орочен и ороченка в зимних охотничьих костюмах. Fig. 10. Orochi in winter hunting suits.

по имени Мапача (из деревни Дата) надеты: круглая шапка из кожи лося (мехом наружу, с выпушкой выдры), меховые наушники из собаки (шерстью внутрь), суконный грубый халат жёлтого цвета, опоясанный узким промысловым поясом с орудиями для охоты, наколенники из рыбьей кожи; вокруг шеи обмотано «покупное» полотенце. В правой руке он держит топор («для работ по налаживанию самострела»), в левой -древко лука-самострела. «Надетая рукавица откинута в сторону, и кисть руки просунута сквозь её отверстие». Справа стоит женщина двадцати шести лет из деревни Хади, она приходится невесткой мужчине. Одета в меховые наушники (мехом внутрь), халат из рыбьей кожи, шерстяной поясок, на шее платок, на ногах башмаки-«унты» из кожи нерпы. В правой руке она держит пешеходную палку, левая рука в рукавице. На заднем плане угол амбара на сваях.

На рис. 11 запечатлён вид с утёса Сявака - конечного пункта данной разведывательной экспедиции (213 верст от устья р. Тумнин).

На следующем снимке (рис. 12) изображены жители-орочи деревни Хади («"культурного центра" района») на фоне Константиновского поста, где расквартирован постоянный русский военный отряд из 10 человек «от 613.-6. линейного батальона». Слева направо: старшина деревни Хади Иван Михайлович («Ванька-Кузнец») - самый зажиточный из числа окрестных орочей. Одет в сапоги, бархатный халат, шля-пу-«котелок»; на груди медаль за участие в спасении судна «Владивосток» в 1893 г. Рядом с ним стоит его брат Василий (в халате, на голове картуз), далее - жена старшины, из одежды имеет платок, рыбьи унты, халат с ракушками по подолу. В центре «Ванька-хромой», на нём чёрный суконный халат и войлочный колпак; позади

Рис. 11. Типичный вид долины реки Тумнин (213 вёрст от устья). Fig. 11. Typical view of the Tumnin River valley (213 versts (8946000 inches or 227228,4 meters)

from the mouth).

Рис. 12. Общий вид поста Константиновского.

Fig. 12. General view of the Konstantinovsky post.

него меньшой брат «наиболее "цивилизованного" орочена, Алексея, не пожелавшего сняться» (также в халате, отличается «остриженной головой»). Справа ещё один брат старшины, Алексей Михайлович (из одежды халат, унты из кожи лося); на груди такая же медаль за те же заслуги, что и у брата. Все женщины в халатах и ситцевых платках. Люди стоят на бревенчатой пристани; позади них: слева казённая казарма, в которой проживают холостые «нижние чины» военного отряда, а также амбар. Справа кладбище и частный дом, занятый семейными нижними чинами отряда.

Одну из фотографий (рис. 13) капитан С.Г. Леонтович назвал «Далёкая, но не заброшенная могила». Это место упокоения английского офицера-моряка Ф.А. Галло-рана («F.A. Halloran») с корабля «H.M.L. Cleopatra», похороненного в 1882 г. Могила окружена деревянным заборчиком, над ней возвышается крупный латинский крест (видимо, тоже деревянный), выкрашенный в белый цвет. Могила расположена рядом с казармой русских солдат в деревне Хади.

На фотокарточках-«таблицах» из второго альбома «снимки с бытовых, исторических и прочих предметов района разведки»: запечатлены разложенные рядами предметы одежды, быта, модели жилищ и лодок тумнинских орочей. Каждый предмет на фотографиях помечен определённой буквой, цифрой или знаком и снабжён подробными заметками на полях и задней стороне карточек. Объём отснятых С.Г. Леонтови-чем вещей поистине велик5, однако в рамках данной статьи есть возможность показать только две карточки-«таблицы» из восьми.

5 Иногда среди вещей, попавших на фотографии С.Г. Леонтовича, можно найти совершенно неожиданные артефакты: например, в «Таблице № 6» запечатлены кусок деревянной обшивки и железный болт из палубной лестницы фрегата «Паллада», который был затоплен русскими моряками в Императорской гавани в зиму 1856 г. «из нежелания отдать его в руки англичан». В 1852-55 гг. на фрегате была осуществлена дипломатическая миссия вице-адмирала Е.В. Путятина в Японию, которая получила широкую огласку благодаря очеркам писателя И.А. Гончарова.

Рис. 13. «Далёкая, но не заброшенная могила». Fig. 13. «The distant but not abandoned grave».

В «Таблице № 2» (рис. 14) собраны предметы одежды тумнинских орочей. «А» и «Б» - летние мужские шляпы из бересты с нитяными подбородниками (цвета элементов: белый, чёрный, красный, синий). «В» и «Г» - зимние мужские шапки из шкур лося и «выпушки» из выдры или соболя (тоже с подбородником). Цветовая гамма представлена чёрным, красным и синим цветами. По словам С.Г. Леонтовича, «женщины никакого головного убора не имеют, а заменяют его собственной "шевелюрой" и наушниками; впрочем, за последнее время среди них стали появляться ситцевые головные платки». «Д-Ж» - меховые и суконные рукавицы. «З-И» - «общеобиходные» наушники из меха собаки или китайского барана с матерчатым подбоем и выпушкой из выдры или соболя: «обе половинки связываются между собой - с одной стороны -глухой тесьмой, а с другой - завязанными ремешками. Внизу имеется ещё по одному ремешку для закрепления наушников под подбородком». «К» - широкие матерчатые «набрюшные» мужские пояса; «употребляются в дело только дома, в "торжественных" случаях и состоят из шёлковой или атласной широкой полосы голубого или красного цвета с вышивными узорами разноцветными шелками, с красной или синей круговой каймой и цветными кантами - между ними и по краям». На концах пояса имеется по три ремешка для закрепления надетого пояса сзади.

Литерой «Л» помечены два предмета: верхний - наплечник женский, сшитый из шкурок утиных шеек (с шейным отверстием посередине), и нижний - наспинник женский из китайской узорчатой шёлковой ткани (синего или красного цвета, с узорами из других цветов); вверху вырез для шеи. Оба предмета, по словам С. Леон-товича, одеваются крайне редко. «М» - передник женский, состоит из треуголь-

f ~Т М^&Ш \

*

Рис. 14. Таблица № 2. Одежда. Fig. 14. Table No 2. Clothes.

ных цветных лоскутков, подобранных в шахматном порядке и окружённых пятью «круговыми» одноцветными полосками с кантами. «Н-П» - рабочие нарукавники из материи и рыбьей кожи («О»); на концах находятся тесёмочные завязки для обматывания вокруг рук. «Р-У» - сапоги из «рыбьей кожи» (кеты, доё) с вставками из кожи лося и нерпы. Согласно подписям на фотокарточке, «шерсть на подошве располагается всегда наклоном к пятке, в предупреждение возможности поскользнуться назад». Сапоги, помеченные буквой «У», считаются домашними, «заменяют собой туфли». Вместо портянок орочи используют «траву-подстилку» («Ф», «Х»). «Ц» - короткие «тельные» штаны из «брели или бязи», которые фиксируются узким «тельным» поясом («Ч»), также к ремню подвязываются наколенники. Буквы «Ш-Щ» обозначают женские матерчатые наколенники из того же материала, что и ранее упомянутые штаны. «Э-Ю» - мужские наколенники. «Я» - мужской зимний «набрюшный» пояс из беличьего или заячьего меха («встречается крайне редко»). «Э» - мужской наружный узкий костяной пояс, надеваемый поверх халатов; костяшки из кости лося, основанием служит «ремень лося».

В таблице № 7 (рис. 15) приведены примеры промыслово-охотничьих орудий и приспособлений тумнинских орочей, музыкальные инструменты, детские вещи, принадлежности «шаманских танцев», украшения и «общеобиходные» предметы.

«А» - ручной лук (древко лиственничное; тетива из привозной конопляной пряжи). «Б-В» - луки-самострелы (древко лиственничное, тетива из местной крапивной пряжи). «Г» - ложе с зарубками-взводами для натягивания тетивы лука-самострела

Рис. 15. Таблица № 7. Промыслово-охотничьи орудия и приспособления, музыкальные инструменты, детские вещи, принадлежности «шаманских танцев».

Fig. 15. Table No 7. Fishing and hunting tools and accessories; musical instruments; children's things; accessories for «shamanic dances».

и для расположения на ней различных стрел: «в настороженном луке защемляется между верхушками двух кольев, несколько покато и взводами вниз, за которые в свою очередь закрепляется глухая петля особого курка». Буквами с «Д» по «Н» помечены различные виды стрел, используемые для охоты на разных зверей. «Д» - две стрелы ручного лука с железными наконечниками и тройными перистыми хвостами, раскрашенными поперечными (чёрными и красными) полосками; железный наконечник самодельный, укрепляется внутри конца древка обмоткой из жил лося. «Е» - стрела ручного лука с железным наконечником-гвоздём, найденная «в старом гробу» близ деревни Мулидатани. В могильниках деревни Дата были обнаружены четыре стрелы: две стрелы ручного лука с наконечниками из кости лося («Ж»), изготовленные белее 100 лет тому назад, и две стрелы ручного лука с деревянными наконечниками («З»), которые орочи используют для практики в стрельбе и охоты на уток. По словам С.Г. Леонтовича, последние почти уже вышли из употребления. «Й» - две стрелы для охоты на лося, оленя и других крупных животных. «К» - три стрелы для мелкого зверя: «наконечник вставлен в канал древка и притянут к его обрезу при помощи особой верёвки, пропущенной сначала сквозь этот канал, а затем выходящей вскоре в щель на поверхности древка и закреплённой в конце этой щели узлом; остающийся свободным конец этой веревки в настороженном луке прикрепляется к какому-либо ближайшему колу, благодаря чему животное, заполучив подобную стрелу, остаётся на месте поражения». «Л» - две стрелы для охоты на кабаргу. Охотятся с ними так: «Перед употреблением в дело он (наконечник) вставляется

вертикально в углубление на конце этого древка, а вонзившись в тело животного, выскакивает оттуда и волочит за собой древко, которое, беспокоя постоянно рану, заставляет животное истекать кровью, оставлять за собой кровавые следы, по которым его находят». «М» - две стрелы для охоты на выдру (для самострела). «Н» - две стрелы для соболя: «наконечник - вилообразный, с одной зарубиной на каждой извилине, смотрящей в разные стороны».

«И» - два курка из коленчатых веток с одной неподвижной верёвочной петлёй, одной подвижной петлёй и одним верёвочным приводом, с волосяным концом: «курки эти служат для уборки на месте взведённой тетивы лука, а верёвочный привод - для "спуска" её». «I» - колчан для стрел ручного лука, сшитый из шкуры лося; вверху -откидной клапан и отверстие с окошечком для вкладывания и вытаскивания стрел, внутри - остов из жёрдочек, «предохраняющий колчан от помятия, и стрелы - от поломки». Носят колчан преимущественно под полами халата, спереди или сзади. «О» -копье против медведя (древко 2 аршина).

«П-Р» - промыслово-рабочие пояса «с принадлежностью»: узкий «ремень» лося, два рабочих ножа в ножнах: (.) - один большой для строгания от себя (он же кухонный, столовый и скорняжный), другой маленький для строгания к себе и для кроя мелких узоров; первые ножны выполнены из твёрдой рыбьей кожи, привезённой с Амура; вторые - из кожи лося, с ремённой бахромой на конце. (,) - железный стерженёк для выколачивания старых ненужных деревянных гвоздей из разных предметов; стержень четырёхгранный, с фигурной головкой. (;) - сумочки («лядунки») для разной мелочи: спичек, огнива, гвоздей, пистонов, запасных собачек к ружью и т. п. (материал - кожа лося с шерстью, имеет выпушку из выдры или соболя, застегивается на медную пуговицу). (:) - коробочка для трута, кремня и огнива; состоит из двух равных раздвижных половинок, соединённых вместе ременной затяжной петлей с кистью на конце и кольцом или медной китайской монетой («чах») вверху (материал - твёрдая бугорчатая кожа рыбы с Амура). Пояс под буквой «Р» - «победный»; материалом для обоих ножен (-) служит кожа лося, а для спичечницы (=) - береста. «С» - силки для добычи соболя: левая половина - верёвочная или нитяная, правая представляет собой скрученный вдвое-втрое конский волос; посредине - деревянный крючок (зацеп). Охотятся при помощи этой ловушки так: «Силки устанавливаются на брёвнах, опрокинувшихся чрез неширокие, но глубокие ручьи. Из волоса образуется петля, располагаемая посреди особой загородки, устраиваемой на подобных брёвнах; верёвочная часть прикрепляется к какой-либо ближайшей запружиненной жерди, а зацеп задевается за вбитый посреди бревна колышек. Соболь, идя по бревну, попадает в петлю, сдвигает зацеп и повисает в воздухе».

«Т-У» - музыкальный инструмент «бандурка». Представляет собой берестяной «кузов», затянутый рыбьей высушенной кожей без чешуи, гриф деревянный, с «костыльком» и узорчатыми надрезами; струна выполнена из 2-3 скрученных вместе конских волосков; «кобылка» берестяная; вблизи «костылька» нитяная или струнная петля для перемены «тона». Смычок («У») сделан из небольшой пряди конских волос, натянутых на изогнутый прутик. Играют на этом инструменте так же, как на скрипке. Капитан Леонтович весьма критически оценивает уровень игры на данном инструменте, оставляя следующую пометку: «стиль "музыки" - монотонное пиликанье». «Ф» - музыкальный инструмент «гудок», состоит из деревянной пластинки (-) с вырезанным клапаном и петлёй, деревянного ударника (=) и нитки. Играют на данном инструменте следующим образом: «пластина берётся в рот - между зубами, придерживается за петлю, ударник откидывается от времени

до времени в сторону и натягивает при этом струну; струна передает производимый ею звук клапану пластины, а этот последний, пользуясь естественным резонатором в виде полости рта, воспроизводит его уже довольно явственно».

Буквами «Х», «Ц», «Ч» обозначены детские игрушки: узорчатая вырезка из светлой ткани с подкладкой более тёмных цветов (автор не комментирует, как её используют); куклы, изображающие мужчину и женщину; игрушечный промысловый поясок для мальчиков, ремешок сделан из кожи лося; (,) - уменьшенные деревянные копии настоящих рабочих ножей (в ножнах) «с инкрустацией по поверхности»; ниже ножей - кусочек инкрустированной плоской кости лося. К поясу также приторочены две половинки челюстей собаки (;) «в роли побрякушек». «Ш» - универсальная колыбель («денная и ночная, домашняя и полевая»). Остов выполнен из лыка, дно изголовья затянуто рыбьей кожей; сидение состоит из двух поперечных полос бересты «с промежутками для выхода мочи». В колыбели находятся три ситцевые подушки (набитые пухом и шерстью лося): полуовальная, квадратная (под голову) и продолговатая («под сиденье»), а также одеяло из мягко выделанной кожи кабарги «с ременным переплётом для укрепления ребёнка в колыбели». В изголовье одеяло украшено угловой матерчатой полосатой каймой с нашитыми на ней маленькими ракушками. По краям колыбели расположены ременные петли, «за которые сама колыбель может быть подвешена к любой жерди юрты или сучку дерева при помощи верёвки или ремня». В комментариях к фотографии отмечается, что «к спинке остова снаружи подвязан на верёвочке целый ряд костей (берцовых - уток, половинок челюстей собак и т. д.), выполняющих роль побрякушек». Ребёнок, укладываемый в колыбель, обвёртывается в какие-либо ткани и иногда обкладывается вываренным мхом.

«Щ-Ю» - принадлежности шамана. «Щ» - шаманский бубен, «употребляемый при "шаманских танцах"»; обод деревянный, обтянутый кожей молодого оленя или лося; перекрестье в нижней половине веревочное, а в верхней - ременное, с ременным или костяным кольцом посредине, обвёрнутым какой-либо цветной (красной) тесёмкой для держания бубна в руке. «Ъ» - колотушка к шаманскому бубну: рукоять иногда обтягивается кожей лося (с кисточкой на конце), ударная часть обклеена мехом зайца, белки или собаки, а с обратной стороны покрыта поперечной полосатой раскраской (используются красный и чёрный цвета). «Ы» - побрякушки из шаманского пояса: конические железные трубочки, которые подвязываются на коротких ремешках к общему ремню. Согласно С.Г. Леонтовичу, при малейшем движении «танцора» они издают «невообразимый шум и гам». «Ь» - шаманские палки: «внизу имеют вид не то ступни человека или медвежьей лапы, не то копыта лося или оленя, а вверху - грубое резное изображение медведя или же одного или двух рядом стоящих людей». Иногда покрываются поперечной полосатой раскраской в чёрный и красный цвета. Подобные палки заменяют собой бубен: «выбивают дробь по земле, причём держатся в руках нижними половинками вперед». «Э» - головной убор шамана, «камилавка»: «состоит из ременного лосёвого перекрестья с тульей; на верхушке прикреплён комочек кожи, "долженствующий" изображать соболя или утку; на поверхности перекрестья - чёрный контур человека или медведя, с красными и чёрными узорами от руки в одну линию, продолжающимися также и на тулье». «Ю» - шаманская «юбка» из кожи лося с полосатой матерчатой каймой внизу (синего, зелёного, белого и красного цветов), с меховой выпушкой из выдры или кабарги по нижнему краю и с ременными кисточками посредине пол. При употреблении в дело юбка эта верхней своей частью подсовывается под ремень шаманского пояса. «Ъ» - веера: сверху из бересты, внизу «из пера». 106

Берестяной веер состоит из двух слоёв, сшитых вместе и простёганных нитками. Веера служат не только для охлаждения, но также и для «отгона» мошки, а берестяные ещё и для раздувания костра.

«Я» - «модель завязки и убранства кос женщин». Коса сложена втрое, «шкур-ковая» обмотка красного цвета. По словам С.Г. Леонтовича, мужчины крайне редко «убирают» свою единственную косичку и зачастую она свободно висит вдоль спины. «в» - образцы медных и цинковых бляшек (китайского изделия), употребляемых для украшения женских халатов. Под цифрами «1-4» сгруппированы украшения орочских женщин. Так, можно увидеть железные и серебряные ручные браслеты («1»), четыре пары серебряных и цинковых ушных серег («2»), украшенных цветными бусинами, носовые женские серьги («3»), кольца («4»). По сообщению капитана С.Г. Леонтовича, тумнинские модницы носят на себе по несколько пар подобных украшений.

Заключение. Подводя итог, можно констатировать, что фотографии, сделанные С.Г. Леонтовичем в ходе экспедиции 1894 г. и бережно собранные им в два альбома («Виды и типы бассейна реки Тумни ...» и «Снимки с бытовых, исторических и прочих предметов района разведки»), представляют исключительный интерес для науки. Причина тому - невероятная скрупулёзность, с которой капитан штаба Приамурского военного округа С.Г. Леонтович подошёл к военной разведке бассейна р. Тумнин. На 46 фотоснимках ему удалось запечатлеть практически все стороны жизни тумнин-ских орочей. Комментарии же на полях и обороте фотографий представляют собой целый этнографический трактат и позволяют очень близко познакомиться с уже отчасти канувшей в Лету культурой тумнинских орочей, которые на рубеже Х1Х-ХХ вв. оказались на стыке первобытной и индустриальной цивилизаций. Особым везением можно считать тот факт, что данный комплекс документов оказался в фотоколлекции Д.Н. Анучина и таким образом сохранился до наших дней.

Благодарности. Автор выражает искреннюю благодарность к.и.н., доценту исторического факультета МГУ Кулаковой Ирине Павловне, руководившей студенческой практикой в 2016 году, благодаря которой произошло знакомство с фотоархивом Д.Н. Анучина в Музее землеведения МГУ, а также к.э.н., с.н.с. Музея землеведения МГУ Максимову Юрию Игоревичу за помощь в создании данной статьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева Л.В., Джобадзе Т.Ф. История России по материалам фотоархива Музея землеведения МГУ: Шпицберген // Жизнь Земли. 2017. Т. 39 (3). С. 296-310.

2. Алымов С.С., Джобадзе Т.Ф., Лейбов М.Б., Максимов Ю.И., Смурова Т.Г., Снакин В.В. Образы России и мира в фотоколлекции Д.Н. Анучина. Этнографический альбом. М., 2020. 296 с.

3. Всероссийская перепись населения 2002 года (www.perepis2002.ru).

4. Джобадзе Т.Ф., Максимов Ю.И. Экспедиции Д.Н. Анучина к истокам Волги и Западной Двины в 1894-95 гг. // Жизнь Земли. 2017. 39 (4). С. 444-457.

5. Леонтович С. Русско-Ороченский словарь // Записки Общества изучения Амурского края, СПб. Т. 5, вып. 2. 1897. 216 с.

6. Леонтович С. Русско-ороченский словарь с грамматической заметкой. Владивосток, 1896. 147 с.

7. Ливанцова С.Ю., Джобадзе Т.Ф., Максимов Ю.И. Исследование и каталогизация фотоколлекции Дмитрия Николаевича Анучина в Музее землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова // Музей в научно-образовательном процессе: сборник статей. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2015. С. 187-193.

8. Максимов Ю.И., Мамбетова А.Б., Смурова Т.Г. Русский Север на рубеже XIX-XX веков по материалам фотоархива Музея землеведения МГУ // Жизнь Земли. 2019. Т. 41 (2). С. 171-183.

9. Ромашкевич А.Д. Материалы к истории Петровского Полтавского кадетского корпуса с 1-го октября 1907 г. по 1-е октября 1908 г. Год пятый. Полтава, 1908. 210 с.

10. Смурова Т.Г., Джобадзе Т.Ф., Снакин В.В. История России по материалам фотоархива Музея землеведения МГУ: Порт Александровский // Жизнь Земли. 2016. Т. 38 (1). С. 92-102.

11. Уникальные коллекции Гродековского музея. Орочи. Возвращение ушедшей культуры // Словесница Искусств. Региональный культурно-просветительский журнал. 2014. №2 (34) (http://www.slovoart.ru/node/1793).

12. Хисамутдинов А.А. «Славные великими делами...», или Подвижники края и общества (1884-2009 гг.). Справочник. Владивосток, 2009. 227 с.

REFERENCES

1. Alekseeva L.V., Jobadze T.F. History of Russia based on materials from the photographic archive of the Museum of Geosciences of Moscow State University: Spitsbergen. Zizn'Zemli [Life of the Earth]. 39 (3), 296-310 (2017) (in Russian).

2. Alymov S.S., Jobadze T.F., Leibov M.B., Maksimov Yu.I., Smurova T.G., Snakin V.V. Images of Russia and the World in D.N. Anuchinsphoto collection. Ethnographic album. 296 p. (Moscow, 2020) (in Russian).

3. All-Russian population census of2002 (www.perepis2002.ru) (in Russian).

4. Jobadze TF, Maksimov Yu.I. D.N. Anuchin to the sources of the Volga and Western Dvina in 1894-95. Zizn'Zemli [Life of the Earth]. 39 (4), 444-457 (2017) (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Leontovich S. Russian-Orochen dictionary. Notes of the Society for the Study of the Amur Region. 216 p. 5, (2) (St. Petersburg, 1897) (in Russian).

6. Leontovich S. Russian-Orochen dictionary with a grammatical note. 147 p. (Vladivostok, 1896) (in Russian).

7. Livantsova S.Yu., Jobadze TF, Maksimov Yu.I. Research and cataloging ofthe photo collection of Dmitry Nikolaevich Anuchin in the Museum of Earth Science of the Moscow State University. Museum in the scientific and educational process: collection of articles. P. 187-193 (Syktyvkar: Publishing house of SyktSU, 2015) (in Russian).

8. Maksimov Yu.I., Mambetova A.B., Smurova T.G. Russian North at the turn of the XIX-XX centuries based on the materials of the photographic archive of the Museum of Earth Science of the Moscow State University. Zizn'Zemli [Life of the Earth]. 41 (2), 171-183 (2019) (in Russian).

9. Romashkevich A.D. Materials for the history of the Petrovsky Poltava Cadet Corps from October 1, 1907 to October 1, 1908. The fifth year. 210 p. (Poltava, 1908) (in Russian).

10. Smurova T.G., Jobadze T.F., Snakin V.V. History of Russia based on the materials of the photographic archive of the Museum of Earth Science of the Moscow State University: Port of Alexandrovsky. Zizn'Zemli [Life of the Earth]. 38 (1), 92-102 (2016) (in Russian).

11. Unique collections of the Grodekov Museum. Orochi. The return of a bygone culture. Slowesnitca Iskusstv. 2 (2014) (http://www.slovoart.ru/node/1793) (in Russian).

12. Khisamutdinov A.A. "Glorious for great deeds ...", or ascetics of the region and society (18842009). Directory. 227 p. (Vladivostok, 2009) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.