Научная статья на тему 'Река Тиста в трансграничных спорах Индии и Бангладеш'

Река Тиста в трансграничных спорах Индии и Бангладеш Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
264
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / БАНГЛАДЕШ / ТИСТА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕКИ / ВСЕИНДИЙСКИЙ ТРИНАМУЛ КОНГРЕСС / МАМАТА БАНЕРДЖИ / INDIA / BANGLADESH / TEESTA / INTERNATIONAL RIVERS / ALL INDIA TRINAMOOLCONGRESS / MAMATA BANERJEE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Подоплелов Святослав Андреевич

В статье рассматривается проблема раздела вод реки Тиста, протекающей по территории Индии и Бангладеш. Использование потенциала этой крупной реки имеет ключевое значение для развития сельского хозяйства северных районов Бангладеш, а также индийского штата Западная Бенгалия. Дели и Дакка сформулировали различные подходы к тому, какое распределение водных ресурсов Тисты можно считать справедливым. Первые попытки юридически закрепить режим водопользования реки Тиста двумя сторонами (1972-1983) не привели к выработке долгосрочного решения проблемы. В 1983-2014 гг. спор о водах реки был отложен в «долгий ящик» во многом благодаря позиции западнобенгальской политической элиты, использующей противоречия с бангладешской стороной в целях политической агитации. Приход к власти в Индии в 2014 г. Бхаратия джаната парти, провозгласившей курс на расширение сотрудничества с соседями и имевшей в союзниках западнобенгальскую партию Всеиндийский тринамул конгресс, дал надежду на прогресс в деле урегулирования спора о водах Тисты. Однако «неудобная» для переговоров тема по-прежнему обходится стороной, а негибкость региональных властей в Калькутте препятствует предметному обсуждению параметров возможного раздела вод реки и использования обеими странами объектов речной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teesta River as a Bone of Contention Between India and Bangladesh

The article discusses the problem of sharing waters of the Teesta river that flows through India and Bangladesh. Teesta’s resources are vital for the agricultural development of northern areas of Bangladesh as well as the Indian state of West Bengal. Delhi and Dhaka have been taking different approaches as to what is deemed to be an equitable distribution of Teesta resources.In 1972-1983, first attempts were made by India and Bangladesh to create a legal framework for the use of Teesta waters; those attempts proved insufficient. In 1983-2014, the position of West Bengal political elites who used the issue in their political agitation played an important role in postponing the negotiations on the matter.In 2014, the Bharatiya Janata Party came into power in Delhi and announced a new political course towards increased cooperation with neighbours, which raised hopes for a breakthrough in Teesta dispute resolution. However, the complicated issue is still being glossed over during negotiations, while the rigid stance of regional authorities in Kolkata inhibits the thorough discussion of Teesta waters distribution and operation of river infrastructure on both sides.

Текст научной работы на тему «Река Тиста в трансграничных спорах Индии и Бангладеш»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2019. № 2

С.А. Подоплелов

РЕКА ТИСТА В ТРАНСГРАНИЧНЫХ СПОРАХ ИНДИИ И БАНГЛАДЕШ1

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

119991, Москва, Ленинские горы, 1

В статье рассматривается проблема раздела вод реки Тиста, протекающей по территории Индии и Бангладеш. Использование потенциала этой крупной реки имеет ключевое значение для развития сельского хозяйства северных районов Бангладеш, а также индийского штата Западная Бенгалия. Дели и Дакка сформулировали различные подходы к тому, какое распределение водных ресурсов Тисты можно считать справедливым.

Первые попытки юридически закрепить режим водопользования реки Тиста двумя сторонами (1972-1983) не привели к выработке долгосрочного решения проблемы. В 1983-2014 гг. спор о водах реки был отложен в «долгий ящик» во многом благодаря позиции западнобенгальской политической элиты, использующей противоречия с бангладешской стороной в целях политической агитации.

Приход к власти в Индии в 2014 г. Бхаратия джаната парти, провозгласившей курс на расширение сотрудничества с соседями и имевшей в союзниках западнобенгальскую партию Всеиндийский тринамул конгресс, дал надежду на прогресс в деле урегулирования спора о водах Тисты. Однако «неудобная» для переговоров тема по-прежнему обходится стороной, а негибкость региональных властей в Калькутте препятствует предметному обсуждению параметров возможного раздела вод реки и использования обеими странами объектов речной инфраструктуры.

Ключевые слова: Индия; Бангладеш; Тиста; международные реки; Всеиндийский тринамул конгресс; Мамата Банерджи.

Подоплелов Святослав Андреевич - соискатель кафедры истории Южной Азии ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: hardedge7@yandex.ru).

1 Статья подготовлена в рамках НИР ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова по теме «История и культура стран Востока; межцивилизационные контакты».

Южная Азия - регион, в котором проблема нехватки воды стоит особенно остро. По данным ФАО ООН за 2014 г.2, в Индии на душу населения в год приходились 1458 куб. м воды, а в Пакистане -и вовсе 1306 куб. м при среднем мировом показателе 6000 куб. м. В Бангладеш этот показатель составляет 7621 куб. м, однако такая цифра не должна вводить в заблуждение относительно водных ресурсов бенгальского государства: значительная их часть непригодна для сельскохозяйственного и личного пользования ввиду высокой концентрации мышьяка, смертельно опасного для человека.

Неудивительно, что Бангладеш традиционно уделяет много внимания урегулированию вопросов совместного водопользования тех источников пресной воды, которые можно считать относительно безопасными. Значимость решения вопроса совместного индийско-бангладешского водопользования колоссальна: 54 реки являются общими, входя в важнейшие для региона речные системы Ганги, Брахмапутры и Мегхны. К сожалению, индийско-бангладешское взаимодействие в данной сфере далеко не всегда носит конструктивный характер.

Гидроресурсы Тисты как социально-экономический фактор

Река Тиста берет свое начало на северо-востоке Индии, протекает по территории штатов Сикким и Западная Бенгалия, а в нижнем течении пересекает границу с Бангладеш. Общая протяженность этой водной артерии составляет 414 км, из них 151 км расположен в Сиккиме, 142 км - в Западной Бенгалии, оставшиеся 121 км -в Бангладеш, где она впадает в еще одну крупную международную реку - Брахмапутру. 90% общего объема водотока за год приходятся на время с июня по сентябрь - традиционный сезон дождей в регионе. Неравномерность распределения водных ресурсов наблюдается и по средним максимальному и минимальному объемам водотока за год, фиксируемым бангладешской стороной - 7900 куб. м/с и 283 куб. м/с, соответственно. В последние годы минимальный уровень водотока и вовсе упал до 14 куб. м/с3.

2 FAO's Information System on Water and Agriculture. URL: http://www.fao.org/nr/ water/aquastat/main/index.stm

3 Noolkar-Oak G. Geopolitics of Water Conflicts in the Teesta River Basin. Amsterdam: Both ENDS, 2017. P. 4.

57% площади бассейна Тисты (6930 кв. км) приходятся на территорию Сиккима, где река берет свое начало в озере Цо-Ламо и резко спускается с высоты более 5 тыс. м. В связи с этим вполне естественным является интерес к гидроэнергетическому потенциалу реки, освоение которого началось после вхождения горного княжества в состав Индии в 1975 г. К 2017 г. в штате насчитывалось 38 проектов гидроэнергетических сооружений, однако 24 из них были свернуты по различным причинам. На данный момент в строй введены лишь пять ГЭС общей мощностью 1975 МВт, однако и для выработки этих мощностей ресурсы Тисты используются весьма интенсивно. Поток проходит через дамбы и отводится в каналы, через которые вновь выбрасывается в русло ниже по течению. Выбросы воды осуществляются таким образом, чтобы искусственно наводнять реку в дневные часы, когда потребность в электричестве наиболее высока, а ночью поддерживать более спокойный водоток. Такие манипуляции приводят к постепенному размыванию русла, вследствие которого в регионе участились наводнения и оползни. Резкое увеличение водотока реки негативно сказывается и на сельхозугодиях, расположенных ниже по течению, нарушая привычный ход посевных и уборочных работ, приводя к паводкам и порче угодий.

Значимость вод Тисты высока для аграрного сектора Западной Бенгалии. На территории штата, относящейся к бассейну Тисты, 24% ВВП дает сельское хозяйство (аналогичный показатель для Сиккима - 8%). Как возделывание чая и джута в северной части штата, так и традиционно характерное для всей его территории рисоводство требуют стабильного доступа к значительным объемам воды. Более 8 млн. чел., проживающие в районе бассейна Тисты в штате, во многом зависят от нее экономически. Главным сооружением речной инфраструктуры Тисты в Западной Бенгалии является плотина Гаджалдоба, сооруженная в 1976-1990 гг. Расположенное в 66 км от границы с Бангладеш сооружение, по предварительным расчетам, должно было обеспечить потребности в орошении 922 тыс. га посевных площадей, а также генерировать 67,5 МВт электроэнергии. Тем не менее по состоянию на 2011 г. реально используемые мощности составляли всего 66 тыс. га и 20 МВт соответственно. В среднем генерируемая ГЭС электроэнергия не превышает 6% от заявленных возможностей, ставя под сомнение целесообразность их

функционирования4. Впрочем, на протяжении большей части года невелика потребность и в ирригационных сооружениях, особенно в северных районах штата, буквально пронизанных реками. Нехватка воды становится актуальной проблемой лишь в сухой сезон, и тогда производится дополнительное отведение гидроресурсов Тисты, не ограниченное какими-либо договоренностями. Это приводит к ежегодному значительному снижению водотока, отмечаемому соседом Индии5.

Для Бангладеш Тиста является четвертой по объему водотока среди тех рек, которые она делит с Индией. От ее вод в большой степени зависит экономическое благополучие 21 млн человек, проживающих в сельскохозяйственных северных районах Бангладеш6. Она протекает по территории провинции Рангпур, выделенной в 2010 г. из состава провинции Раджшахи. Необычный для Бангладеш набор культур, выращиваемых в Рангпуре - маис, картофель, табак - обусловил славу этого региона как «житницы» всей страны, где аграрный акцент предопределяет слабое развитие промышленности. Однако у такого экономического профиля региона есть и обратная сторона. Для него характерны высочайший в стране уровень бедности7 -46,2% по состоянию на 2010 г.8 - и самая низкая доля городского населения - 12,3% по состоянию на 2011 г.9 В попытках придать новый импульс развитию региона руководство Бангладеш последовало за своими индийскими коллегами и инициировало сооружение в 16 км от государственной границы плотины Далия. Идею ее сооружения вынашивало еще с 1960 г. правительство тогдашней провинции Восточный Пакистан10. Проект имел целью обеспечить фермерам

4 Rudra K. Sharing Water Across Indo-Bangladesh Border. Regional Cooperation in South Asia. Contemporary South Asian Studies. Ed. by Bandyopadhyay S., Torre A., Casaca P., Dentinho T. Cham, Switzerland: Springer, 2017. P. 199-201.

5 Noolkar-Oak G. Op. cit. P. 8-9.

6 Noolkar-Oak G. Op. cit. P. 10.

7 Согласно критериям Всемирного банка.

8 Rukunujjaman M. Poverty Level of Bangladesh: Special Case, Rangpur and Rajshahi Division // International Journal of Science and Research Methodology. Human Journal. Vol. 5, Issue 1, 2016. P. 221.

9 Population Monograph of Bangladesh: Population Distribution and Internal Migration in Bangladesh. Dhaka: Bangladesh Bureau of Statistics, Ministry of Planning, 2015. P. 88.

10 Народная Республика Бангладеш образовалась в результате войны за независимость Восточного Пакистана от центрального пакистанского правительства в 1971 г.

более стабильный доступ к водным ресурсам и контролировать паводки, сводя к минимуму наносимый ими ущерб. Первая фаза реализации проекта была завершена в 1990 г.; благодаря ей доступ к водам Тисты получили посевные площади в размере 111 тыс. га, а общий размер территорий с улучшенной ирригацией должен был составить 540 тыс. га. Реализация гидроресурсного потенциала реки с бангладешской стороны быстро столкнулась с трудностями. Отведение вод реки индийской стороной под свои нужды постепенно усугубляет ее обмеление на территории Рангпура в засушливые периоды, а неравномерные выбросы воды гидроэнергетическими сооружениями вызывают размывание русла и часто приводят к паводкам, нежелательным для выращивания основных культур провинции. Ослабление водотока Тисты за время функционирования плотины Гаджалдоба привело к тому, что на данный момент Далия не может выполнять отведенную ей роль стабилизирующего фактора и приносить столь необходимую влагу ежегодно изнывающим от засухи полям11. В таких условиях достижение соглашения о справедливом разделе вод Тисты является для Бангладеш одной из приоритетных задач во взаимодействии с влиятельным соседом по региону, который не спешит предоставлять гарантии обеспечения рангпурских фермеров водой.

Подходы сторон к проблеме раздела вод рек

В Индии федеральные власти стали руководствоваться принципом справедливого и разумного водопользования12 еще в 1970-е годы при выработке позиций по спорам между штатами, имеющими общие реки. Так, арбитражный суд, проводивший в 1969-1976 гг. слушания по спору о разделе ресурсов южноиндийской реки Кришна

11 Noolkar-Oak G. Op. cit. P. 8-9.

12 Принцип справедливого и разумного водопользования впервые был введен Ассоциацией международного права в 1966 г., а закреплен в международном праве Конвенцией о праве несудоходных видов использования международных водотоков 1997 г. Документ определяет этот принцип как освоение водных ресурсов «с целью достижения его оптимального и устойчивого использования и извлечения связанных с этим выгод, с учетом интересов соответствующих государств водотока, при надлежащей защите водотока». Индия и Бангладеш не являются участниками Конвенции, однако используют содержащиеся в ней понятия при формулировании своей политики в области совместного водопользования.

штатами Карнатака, Андхра-Прадеш и Махараштра, рассматривал жалобы первого из них в отношении двух других именно сквозь призму «справедливого» водопользования13. На этот же принцип ссылались и отчеты арбитражных судов о разделе вод р. Нармада 1978 г. и р. Годавари 1979 г. При урегулировании противоречий на международном уровне Индия традиционно выступает за выработку решений на двусторонней основе. Такой подход оказался весьма действенным при разделе вод р. Инд, позволив подписать действующее до сих пор индийско-пакистанское соглашение 1960 г. Взаимодействие с появившейся на политической карте в 1971 г. Бангладеш складывалось не столь успешно. Создание в 1972 г. Комиссии по совместным рекам не способствовало ускорению переговоров на главном для обеих стран треке раздела вод Ганги. Многочисленные разногласия удалось отставить в сторону лишь в 1996 г., когда соответствующее соглашение было подписано. Однако к подлинному урегулированию спорных моментов оно не привело, лишь закрепив сложившийся в пользу индийской стороны status quo.

Другой фактор, ограничивающий возможности индийско-бангла-дешского сотрудничества в области совместного водопользования -активная позиция правительств заинтересованных штатов. Статья 262 Конституции наделяет индийский парламент приоритетным правом в решении спорных вопросов по поводу межштатовских рек (inter-State rivers); он также может в законодательном порядке лишить Верховный суд или какой-либо иной суд права осуществлять юрисдикцию в данных вопросах1415. Однако в переводе с английского языка термин "inter-State" имеет два значения - «межштатовский» и «межгосударственный». Исходя из этого российский исследователь А. Гербст полагает, что статья 262 также может быть применима к межгосударственным водным потокам16. В случае

13 The Report Of the Krishna Water Disputes Tribunal With the Decision. New Delhi: Krishna Water Disputes Tribunal, 2010. URL: http://mowr.gov.in/sites/default/ files/KWDTReport9718468760.pdf

14 The Constitution of India, 1949. URL: https://www.india.gov.in/sites/upload_files/ npi/files/coi_part_full.pdf

15 См.: Гербст А.Ю. Гидроресурсы р. Тиста как фактор внутренней и внешней политики современной Индии // Водные ресурсы Индии: экономические, политические, социальные аспекты. Материалы научной конференции. М., 2015. С. 269.

16 Там же.

возникновения противоречий между федеральным и региональным правительствами парламент Индии, согласно статье 253, может принимать законы, касающиеся выполнения международных договоров отдельными штатами федерации17. Тем не менее правительство в Нью-Дели при решении вопросов водопользования на федеральном уровне вынуждено считаться с мнением крупных местных партий, формирующих правительства ряда штатов - Тамилнаду, Кералы, Телинганы, Западной Бенгалии, Сиккима. Высокая зависимость многочисленного сельского населения Западной Бенгалии от рек, воды которых используются в аграрном секторе, предопределяет жесткость и неуступчивость региональных властей, стремящихся отстоять интересы своего электората. Особенно актуальной проблема согласования договоренностей по разделу вод рек стала с приходом к власти в Западной Бенгалии популистского правительства Всеиндийского тринамул конгресса (ВТК)18 во главе с Маматой Банерджи в 2011 г.

Стремление Бангладеш к конструктивному взаимодействию по вопросам межгосударственных рек долгие годы сдерживалось непростой внутриполитической ситуацией. В 1975-1984 гг. в стране произошла серия военных переворотов и контрпереворотов. Создание военным правителем Бангладеш Зиауром Рахманом Бангладеш-ской националистической партии19 (БНП) не привело к стабилизации обстановки. В этих условиях власти использовали критику индийских позиций в пограничных вопросах для консолидации общества на почве антииндийских настроений. С приходом к власти генерала Хуссейна Мохаммада Эршада в 1984 г. упреков в адрес Нью-Дели стало меньше, но уже к 1987 г. внутриполитическая борьба практически полностью поглотила внимание центрального правительства. Правительства БНП во главе с Халедой Зия (1991-1996, 2001-2006) вели диалог по совместному водопользованию с Индией с позиций максимальной защиты национальных интересов. В 1995 г. премьер-

17 The Constitution of India, 1949.

18 Всеиндийский тринамул конгресс (ВТК) - политическая партия правоцентристского толка, созданная в 1998 г. путем выделения местной западнобенгальской фракции из Индийского национального конгресса.

19 Бангладешская националистическая партия (БНП) - правоцентристская политическая партия, основанная в 1978 г. По состоянию на 2018 г. - главная оппозиционная политическая сила в стране, противостоящая правящей Народной лиге.

министр, к огромному недовольству индийской стороны, даже предприняла безуспешную попытку вынести вопрос о разделе вод Ганги на рассмотрение Генеральной ассамблеи ООН. Халеда Зия не раз выступала с критикой соглашения 1996 г. о разделе вод Ганги и обвинениями в адрес Индии, которая, по ее утверждениям, превышает свою квоту водотока, нарушая тем самым право Бангладеш на справедливое водопользование20. Партия Авами лиг (АЛ)21 во главе с Хасиной Вазед в периоды своего нахождения у власти (1996-2001, 2009- по н.в.) следовала более компромиссному подходу к пограничным спорам, в том числе касающимся совместного водопользования. Во главу угла ставятся интересы развития долгосрочного стратегического партнерства с Индией и поддержание с ней дружественных отношений, а имеющиеся противоречия сглаживаются до тех пор, пока не будет найдено взаимоприемлемое решение.

По некоторым направлениям сотрудничества в использовании совместных рек две страны достигли значительных успехов. Так, в 2008 г. была достигнута договоренность о проведении совместных работ по углублению русла р. Барак для развития речного судоходства по маршрутам Калькутта-Халдия и Каримгандж22. В 2011 г. Индия и Бангладеш достигли соглашения о реализации инициативы по сохранению природного комплекса Сундарбан23, что включает наблюдение за водными артериями района и пополнение резервов пресной воды24. Тем не менее сложившиеся за годы межгосударственных контактов противоречия, касающиеся раздела вод общих

20 Jayaram D. India-Bangladesh River Water Sharing: Politics over Cooperation. 2013-20-12. URL: https://intpolicydigest.org/2013/12/20/india-bangladesh-river-water -sharing-politics-cooperation/

21 Авами лиг (АЛ, в переводе с урду - «Народная лига») - левоцентристская политическая партия, созданная в тогдашней восточной провинции Пакистана в 1949 г. бенгальской политической элитой. В 1966-1971 г. - основная политическая сила, вставшая во главе движения за независимость Бангладеш. С 1981 г. партию возглавляет Хасина Вазед.

22 Jayaram D. Op. cit.

23 Сундарбан - крупнейший в мире комплекс мангровых лесов, расположенный в юго-западных районах Бангладеш и восточных районах индийского штата Западная Бенгалия. В 1997 г. включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

24 Memorandum of Understanding Between the Government of the Republic of India and the Government of the People's Republic of Bangladesh on Сonservation of the Sundarban, 2011. URL: http://www.moef.nic.in/downloads/public-information/ MoU-Sundarban.pdf

для Индии и Бангладеш рек, по-прежнему осложняют развитие двустороннего сотрудничества. Главным же камнем преткновения на пути организации совместного использования водных ресурсов двумя странами остается вопрос раздела вод р. Тиста.

Состояние и перспективы переговорного процесса

Переговорный процесс о разделе водотока Тисты между Индией и Пакистаном был начат в середине 1950-х годов; после обретения независимости Бангладеш он продолжался в рамках бангладешско-ин-дийской Комиссии по совместным рекам25. В июле 1983 г. сторонам удалось достичь компромисса и подписать временное соглашение о совместном водопользовании, по которому 39% водотока Тисты закреплялись за Индией, 36% - за Бангладеш, а 25% резервировались в качестве экологического запаса реки с целью не допустить ее обмеления и не лишать бедняков из сельскохозяйственных районов возможности ловить рыбу для пополнения своего скудного рациона. Договоренность действовала до 1985 г., при этом допускалась возможность дальнейшего пересмотра квоты неиспользуемого водотока в соответствии с результатами совместных научных исследований26. Однако отсутствие реальных инструментов принуждения, растущая потребность в водных ресурсах по обе стороны границы и приоритетность разработки соглашения по Ганге предопределили судьбу временных договоренностей, которые не были продлены. Впервые должное внимание проблемам четвертой по величине общей реки было уделено в 1997 г., когда представители Индии и Бангладеш провели первое заседание Совместной экспертной комиссии по разделу вод Тисты. До 2004 г. обсуждение велось исключительно в этом формате, а в 2004-2005 гг. взаимодействие происходило в рамках новой Совместной технической группы, проведшей четыре встречи. Прогресса в достижении согласия по вопросу раздела вод достичь не удалось, и после двухлетнего затишья в 2007 г. западнобенгальское правительство, сформированное Коммунистической партией Индии

25 nogp. cm.: Abbas A.T. The Ganges Water Dispute, 2nd edition. Dhaka, University press Ltd., 1984.

26 Agreement On the Ad-hoc Sharing of the Teesta Waters Between India and Bangladesh Reached During the 25th Meeting of the Indo-Bangladesh Joint Rivers Commission Held in July, 1983 at Dhaka. URL: http://extwprlegs1.fao.org/docs/pdf/bi-17927.pdf

(марксистской) заявило о том, что согласно выделить бангладешской стороне гарантированную квоту лишь в размере 25% водотока Тисты при резервировании еще четверти объема вод реки под экологический запас27. Такое решение не могло устроить Бангладеш, которая, впрочем, погрязла во внутриполитических проблемах и до 2009 г. существовала без полноценного центрального правительства.

Бангладешская сторона активизировала усилия по координации совместного использования гидроресурсов Тисты в 2009 г. после возвращения к власти АЛ. Итогом этой работы стал проект соглашения, которое гарантировало бы каждой стороне по 40% водных ресурсов реки в засушливый сезон при сохранении квоты не используемой в хозяйственных целях воды на уровне 20%. Однако подписание соглашения, планировавшееся в ходе визита главы сформированного Индийским национальным конгрессом правительства Манмохана Сингха в Дакку в сентябре 2011 г., было сорвано неконструктивной позицией Маматы Банерджи, которая заявила о согласии предоставить бангладешской стороне лишь 25% общего объема водотока реки и, узнав о планах своего федерального правительства подписать не столь выгодное соглашение, вышла из состава индийской делегации28.

По итогам парламентских выборов в Индии в 2014 г. правительство сформировала Бхаратия джаната парти (БДП), а новый премьер-министр Нарендра Моди уже 26 ноября того же года провел переговоры с Хасиной Вазед в ходе 18-го саммита СААРК29 в столице Непала Катманду30. Он отмечал, что с индийской стороны для подготовки соглашения о разделе вод Тисты ведется энергичная работа, в рамках которой центральное правительство старается добиться согласия властей индийских штатов, интересы которых затрагивает возможное соглашение31. 21 февраля 2015 г., в День родного языка в Бангладеш, Мамата Банерджи посетила Дакку и в ходе переговоров с Хасиной Вазед заверила ее, что не будет препятствовать «спра-

27 Noolkar-Oak G. Op. cit. P. 18.

28 Ibid. P. 19.

29 СААРК (SAARC) - Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии (South Asian Association for Regional Cooperation).

30 Tusher H.J. Trying, sincerely. 27.11.2014. URL: https://www.thedailystar.net/ trying-sincerely-52213

31 Ibidem.

ведливому» разделу вод Тисты между Бангладеш и Индией32. Свою приверженность конструктивному сотрудничеству с Бангладеш Мамата Банерджи подтвердила и в ходе встречи с Н. Моди, которая прошла в Дели 9 марта33.

Тем не менее 31 мая 2015 г. министр иностранных дел Республики Индии Сушма Сварадж официально заявила, что во время визита индийской делегации во главе с Нарендрой Моди в Дакку соглашение по разделу вод Тисты подписано не будет34. Прогресс в деле подписания соглашения не был достигнут и по результатам

посещения Хасиной Вазед Нью-Дели в 2017 г.

* * *

Наметившийся в марте-апреле 2018 г. распад правящей коалиции во главе с БДП и уход ВТК в оппозицию действующему федеральному правительству Индии сделали перспективы достижения компромисса по Тисте еще более туманными. Декларируемое нынешним индийским руководством стремление выработать системный подход к решению спорных вопросов в области совместного водопользования может способствовать открытию новых путей выхода из тупика в проблеме Тисты. Но налаживание эффективного механизма преодоления существующих споров требует открытого межгосударственного и межрегионального диалога, который осложняется внутриполитической борьбой и постоянными политическими спекуляциями неконструктивно настроенных сил по обе стороны границы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гербст А.Ю. Гидроресурсы р. Тиста как фактор внутренней и внешней политики современной Индии // Водные ресурсы Индии: экономические, политические, социальные аспекты. Материалы научной конференции. М., 2015.

С. 260-280.

2. Abbas A.T. The Ganges Water Dispute (2nd edition). Dhaka, University press Ltd.,

1984. 163 p.

32 URL: http://www.dnaindia.com/india/report-mamata-banerjee-assures-bangladesh -pm-sheikh-hasina-of-resolving-teesta-river-issue-2062966

33 URL: http://www.thedailystar.net/frontpage/mamata-talks-teesta-lba-70705

34 URL: http://www.dnaindia.com/india/report-no-signing-of-teesta-pact-during-pm -modi-s-bangladesh-visit-confirms-sushma-swaraj-2091020

3. Agreement on the ad-hoc sharing of the Teesta Waters between India and Bangladesh reached during the 25th meeting of the Indo-Bangladesh Joint Rivers Commission held in July, 1983 at Dhaka. URL: http://extwprlegs1.fao.org/docs/pdf/bi-17927.pdf

4. Banerjee M. Mamata Banerjee In A Letter To PM Modi: Teesta Water Issue Can Be Resolved Through Talks. 04.03.2015. URL: http://www.ndtv.com/india-news/ teesta-water-issue-can-be-resolved-through-talks-mamata-banerjee-in-a-letter-to -pm-modi-744335

5. Bangladesh National Drinking Water Quality Survey of 2009. Dhaka: UNICEF Bangladesh, 2011. 192 p.

6. Chakravarty P.R. PM Modi's visit to Bangladesh has set the tone for future cooperation to bring two countries even closer. 08.06.2015. URL: https://blogs.economictimes. indiatimes.com/et-commentary/pm-modi-visit-to-bangladesh-has-set-the-tone-for -future-cooperation-to-bring-two-countries-even-closer

7. FAO's Information System on Water and Agriculture. URL: http://www.fao.org/nr/ water/aquastat/main/index.stm

8. Islam F.M., Higano Y. Equitable Sharing of Bilateral International Water: A Policy Measure for Optimal Utilization of the Teesta River // Studies in Regional Science, № 32, 2001. P. 17-32.

9. Jayaram D. India-Bangladesh River Water Sharing: Politics over Cooperation. 20.12.2013. URL: https://intpolicydigest.org/2013/12/20/india-bangladesh-river-wa-ter-sharing-politics-cooperation/

10. Memorandum of Understanding Between the Government of the Republic of India and the Government of the People's Republic of Bangladesh on conservation of the Sundarban, 2011. URL: http://www.moef.nic.in/downloads/public-information/ MoU-Sundarban.pdf

11. Noolkar- Oak G. Geopolitics of Water Conflicts in the Teesta River Basin. Amsterdam: Both ENDS, 2017. P. 57. URL: http://www.indiawaterportal.org/sites/indiawaterpor-tal.org/files/geopolitics_of_water_conflicts_in_the_teesta_river_basin_gauri_nool-kar_oak_2018.pdf

12. Population Monograph of Bangladesh: Population Distribution and Internal Migration in Bangladesh. Dhaka: Bangladesh Bureau of Statistics, Ministry of Planning, 2015. - 133 p. URL: http://203.112.218.65:8008/WebTestApplication/userfiles/Image/ PopMonographs/Volume-6_PDIM.pdf

13. Rudra K. Sharing Water Across Indo-Bangladesh Border // Regional Cooperation in South Asia. Contemporary South Asian Studies. Edited by Bandyopadhyay S., Torre A., Casaca P., Dentinho T. Cham, Switzerland: Springer, 2017. P. 189-207.

14. Rukunujjaman M. Poverty Level of Bangladesh: Special Case, Rangpur and Rajshahi Division// International Journal of Science and Research Methodology. Human Journal. Vol. 5, Issue 1, 2016. P. 211-228.

15. The Constitution of India, 1949. URL: https://www.india.gov.in/sites/upload_files/ npi/files/coi_part_full.pdf

16. The Report Of the Krishna Water Disputes Tribunal With the Decision. New Delhi: Krishna Water Disputes Tribunal, 2010. URL: http://mowr.gov.in/sites/default/files/ KWDTReport9718468760.pdf

17. Tusher H.J. Trying, sincerely. 27.11.2014. URL: https://www.thedailystar.net/tryin-g-sincerely-52213

18. Upreti T. International Watercourses Law And Its Application In South Asia. Kathmandu: Pairavi Prakashan, 2006. 367 p.

Sviatoslav A. Podoplelov

TEESTA RIVER AS A BONE OF CONTENTION BETWEEN INDIA AND BANGLADESH

Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991

The article discusses the problem of sharing waters of the Teesta river that flows through India and Bangladesh. Teesta's resources are vital for the agricultural development of northern areas of Bangladesh as well as the Indian state of West Bengal. Delhi and Dhaka have been taking different approaches as to what is deemed to be an equitable distribution of Teesta resources.

In 1972-1983, first attempts were made by India and Bangladesh to create a legal framework for the use of Teesta waters; those attempts proved insufficient. In 19832014, the position of West Bengal political elites who used the issue in their political agitation played an important role in postponing the negotiations on the matter.

In 2014, the Bharatiya Janata Party came into power in Delhi and announced a new political course towards increased cooperation with neighbours, which raised hopes for a breakthrough in Teesta dispute resolution. However, the complicated issue is still being glossed over during negotiations, while the rigid stance of regional authorities in Kolkata inhibits the thorough discussion of Teesta waters distribution and operation of river infrastructure on both sides.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: India; Bangladesh; Teesta; international rivers; All India Trinamool Congress; Mamata Banerjee.

About the author: Sviatoslav A. Podoplelov - MA, postgraduate student, Department of South Asian History, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University (e-mail: hardedge7@yandex.ru).

REFERENCES

1. Abbas A.T. The Ganges Water Dispute, 2nd edition. Dhaka, University press Ltd, 1984. 163 p.

2. Agreement on the ad-hoc sharing of the Teesta Waters between India and Bangladesh reached during the 25th meeting of the Indo-Bangladesh Joint Rivers Commission held in July, 1983 at Dhaka. URL: http://extwprlegs1.fao.org/docs/pdf/bi-17927.pdf

3. Banerjee M. Mamata Banerjee In A Letter To PM Modi: Teesta Water Issue Can Be Resolved Through Talks. 04.03.2015. URL: http://www.ndtv.com/india-news/ teesta-water-issue-can-be-resolved-through-talks-mamata-banerjee-in-a-letter-to -pm-modi-744335

4. Bangladesh National Drinking Water Quality Survey of 2009. Dhaka: UNICEF Bangladesh, 2011. 192 p.

5. Chakravarty P.R. PM Modi's visit to Bangladesh has set the tone for future cooperation to bring two countries even closer. 08.06.2015. URL: https://blogs. economictimes.indiatimes.com/et-commentary/pm-modi-visit-to-bangladesh-has-set-the-tone-for-future-cooperation-to-bring-two-countries-even-closer

6. FAO's Information System on Water and Agriculture (accessed: 06.09.2018). URL: http://www.fao.org/nr/water/aquastat/main/index.stm

7. Gerbst A.Yu. Gidroresursy r. Tista kak faktor vnutrennej i vneshnej politiki sovre-mennoj Indii (Water resources of Teesta river as a factor of domestic and foreign policy of modern India). Vodnye resursy Indii: ehkonomicheskie, politicheskie, sotsial'nye aspekty. Materialy nauchnoj konferentsii. (Water resources of India: economic, political, social aspects. Works of the scientifi c conference) Moscow: Institut vostokovedeniya RАN, 2015, pp. 260-280.

8. Islam F.M., Higano Y. Equitable Sharing of Bilateral International Water: A Policy Measure for Optimal Utilization of the Teesta River. Studies in Regional Science, № 32, 2001, pp. 17-32.

9. Jayaram D. India-Bangladesh River Water Sharing: Politics over Cooperation. 2013-20-12. URL: https://intpolicydigest.org/2013/12/20/india-bangladesh-river -water-sharing-politics-cooperation/

10. Memorandum of Understanding between the Government of the Republic of India and the Government of the People's Republic of Bangladesh on conservation of the Sundarban, 2011. URL: http://www.moef.nic.in/downloads/public-information/ MoU-Sundarban.pdf

11. Noolkar-Oak G. Geopolitics of Water Conflicts in the Teesta River Basin. Amsterdam: Both ENDS, 2017. P. 57. URL: http://www.indiawaterportal.org/sites/ indiawaterportal.org/files/geopolitics_of_water_conflicts_in_the_teesta_river_ba-sin_gauri_noolkar_oak_2018.pdf

12. Population Monograph of Bangladesh: Population Distribution and Internal Migration in Bangladesh. Dhaka: Bangladesh Bureau of Statistics, Ministry of Planning, 2015. 133 p. URL: http://203.112.218.65:8008/WebTestApplication/userfiles/Image/ PopMonographs/Volume-6_PDIM.pdf

13. Rudra K. Sharing Water Across Indo-Bangladesh Border. Regional Cooperation in South Asia. Contemporary South Asian Studies. Edited by Bandyopadhyay S., Torre A., Casaca P., Dentinho T. Cham, Switzerland: Springer, 2017, pp. 189-207.

14. Rukunujjaman M. Poverty Level of Bangladesh: Special Case, Rangpur and Rajshahi Division. International Journal of Science and Research Methodology. Human Journal. Vol. 5, Issue 1, 2016, pp. 211-228.

15. The Constitution of India, 1949. URL: https://www.india.gov.in/sites/upload_files/ npi/files/coi_part_full.pdf

16. The Report Of the Krishna Water Disputes Tribunal With the Decision. New Delhi: Krishna Water Disputes Tribunal, 2010. URL: http://mowr.gov.in/sites/default/files/ KWDTReport9718468760.pdf

17. Tusher H.J. Trying, sincerely. 27.11.2014. URL: https://www.thedailystar.net/tryin-g-sincerely-52213

18. Upreti T. International watercourses law and its application in South Asia. Kath-mandu: Pairavi Prakashan, 2006. 367 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.