Научная статья на тему 'Реинжиниринговые процессы и их роль в развитии банковского бизнеса'

Реинжиниринговые процессы и их роль в развитии банковского бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реинжиниринговые процессы и их роль в развитии банковского бизнеса»

РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

РЕИНЖИНИРИНГОВЫЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ БАНКОВСКОГО

БИЗНЕСА

И.Н. РЫКОВА, доцент кафедры «Финансы и кредит» Ставропольского государственного университета

В условиях межбанковской конкуренции особое значение приобретает необходимость тщательного исследования своей стратегии развития на рынке финансовых услуг. Необходимость управления банковским сектором с помощью реинжиниринговых бизнес-процессов заключается в возможности эффективного управления банком и снижении рисков кредитной организации.

Острая конкуренция между банками заставляет искать не только оптимальные стратегии развития на финансовом рынке, но и совершенствовать информационные технологии. Решающим фактором в конкурентной среде банков является успешное освоение технологий бизнес-инжиниринга, которые могут приблизить их к самым передовым достижениям мировой управленченской практики.

Термин «реинжиниринг бизнес-процессов» получил широкое распространение в связи с выходом в 1993 году книги М. Хаммера и Д. Чам-ли «Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе»1.

Достаточно подробно этимология понятия «реинжиниринг» приведена в работе А.В. Тютюн-ника2, где указано, что впервые этот термин «...удалось обнаружить за рубежом после 1995 г., а в России после 1998 г.».

Особо актуален реинжиниринг в свете фундаментального переосмысления и радикального перепроектирования бизнес-процессов банков для достижения коренных улучшений в основных финансовых показателях. Для достижения наивысших результатов на финансовых рынках банки должны добиваться значительных конкурентных преимуществ в сфере управления банком.

' Иванов В.В., Хан O.K. Аутсорсинг производственных и финансовых бизнес-процессов предприятия с использованием средств электронной коммерции //Финансы и кредит. -2002.-№ 15.-С. 49- 53.

2 Тютюнник A.B. Реинжиниринг в кредитных организаци-

ях. Управленческая аналитическая разработка / Изд. 2-е. -

М.: Издательская группа «БДЦ-пресс», 2001. - 312 с.

Автор не зря выделяет решающую роль реинжиниринговых процессов для устойчивого и стабильного развития банковской системы, так как зачастую на решение экономических и технологических задач уходит драгоценное время, которое можно было бы затратить на повышение качества обслуживания и развитие информационных технологий, позволяющих снизить затраты на обслуживание одного клиента.

Практически во всех банках работают сотрудники или созданы отделы по управлению ресурсами, которые занимаются прогнозированием финансово-экономической деятельности с помощью методов статистического анализа, экономико-математического моделирования, нейронных сетей, технического и фундаментального анализа и т.д. Но в основном с помощью данных методов можно оценить работу банка в разрезе отдельных направлений, и очень тяжело построит реальную модель банка на финансовом рынке.

Неадекватность полученной модели или ошибки в ее построении могут привести к потере времени и конкурентоспособности банка на рынке или еще хуже к потере доходов в случае неверного функционирования модели.

В процессе оценки бизнес-процессов отдельно взятого банка следует выделять основные задачи, стоящие перед повышением эффективности деятельности банка (рис. 1).

Можно сделать вывод, что реинжиниринг позволяет повышать эффективность банковского бизнеса с помощью оптимизации параметров стратегии деятельности банка.

Достаточно подробно исследовал данные вопросы в своих трудах Ю. Масленченков3, который отметил, что реинжиниринг бизнес-процессов требует осмысления и профессионализма. Его концепция заключается в перспективе развития банковских технологий.

3 Масленченков 10.С. // Бизнес и банки. - 14.11.97.

Задачи реинжиниринговых процессов в банковской системе

Планирование и оптимизация денежных потоков (прогнозирование потенциальной ресурсосоставляющей привлекательности счетов юридических лиц, планирование остатков и т.д)

i

Определение эффективности филиальной сети,

пересмотр •организационной структуры банка, возможности альянсов, холдингов и т.д.)

1

Платформа для проведения политики управления персоналом, РЯ (паблик релэйшен), информационная безопасность и оперативность

Построение модели, адаптированной к реальным требованиям финансовых рынков и клиентов

Рис. 1. Основные задачи реинжиниринга бизнес-процессов в банковском бизнесе

Сравнение бизнес-процессов любого банка позволяет сделать вывод о том, что его деятельность состоит из множества повторяющихся бизнес-процессов, каждый из которых решает только определенную задачу. Только от прибыльности и конкурентоспособности этих процессов будет зависеть эффективность деятельности банка и, соответственно, стабильность и устойчивость банковской системы.

В середине 80-х годов XX в., когда возможности экстенсивного роста компаний в развитых странах (и прежде всего в США) были уже давно исчерпаны, специалисты по управленческим технологиям в поисках возможностей по радикальному повышению эффективности, прибыльности и стоимости бизнеса обратили свое внимание на проблему эффективности реализации бизнес-процессов4 . Согласно его мнению, именно эффективность бизнес процессов дала толчок развитию новой управленческой дисциплины, получившей название реинжиниринга бизнес-процессов, а также свою методологию, терминологию, инструментальные средства, систему подготовки специалистов и т.д. Именно реинжиниринг стал одним из важнейших рычагов успешной перестройки американских компаний, позволив им успешно "перестроиться" в 80-е годы, вернуть мировое лидерство в эффективности и обеспечить невиданный рост амери-

4 Черемных О. Реинжиниринг: в чем его польза?: http:// ant-managment.narod.ru

канской экономики и фондового рынка.

Билл Гейтс считает, что «человек, имеющий представление о том, как можно поставить технологию на службу основной деятельности, чрезвычайно ценен для компании; а тот, кто такого представления не имеет, вряд ли сможет принести большую пользу»5.

Автор отмечает, что в условиях вступления России в ВТО именно реинжиниринг банковской системы может увеличить ее стабильность и устойчивость, а также прибыльность банковского бизнеса.

Существуют достаточно различные методологические подходы к моделированию биз-нес-процессов в банковском бизнесе. Среди них основные: ■ методология структурного анализа и проектирования (SA/SD);

■ методология SADT;

■ методология IDEF.

Приведем алгоритм или схему поэтапного моделирования бизнес-процессов банка (рис. 2).

Использование поэтапного алгоритма позволяет определить, какие банковский операции наименее конкурентоспособны и минимизируют их эффективность, где мотивация персонала снижена, а где, наоборот, повышена, какие операции требуют максимизации финансовых ресурсов и ряд других вопросов, не позволяющих банку использовать наиболее эффективно свои ресурсы.

По мере изменения условий, внутренних и внешних, периодически можно повторять реинжиниринговые процессы, частоту их должен определять руководитель банка.

Предлагается следующее авторское видение понятия «реинжиниринг».

Реинжиниринг - это моделирование банковского бизнеса для получения максимальной прибыли путем повышения качества услуг, мотивации персонала, снижения затрат путем агрессивного внедрения информационных процессов и полного удовлетворения запросов потребителей банковских услуг.

Наибольшую роль в оптимизации бизнес-процессов играют IT-технологии, или способ, с помощью которого информация передается или

5 Билл Гейтс. Бизнес со скоростью мысли.

Выбор методологии бизнес-процесса

Составление блок-схемы, включающей действия и возможность принятия решений на каждом этапе

Формирование целей, задач, бюджета на решение задач и ожидаемый эффект от их решения

Проведение перманентного реинжиниринга

Оценка стоимости банка

Оптимизация бизнес-процесса

Описание текущего состояния бизнес-процессов

Анализ прибыльности операций

Разработка оптимального бизнес-процесса

Составление реинжинирингового процесса

Рис. 2. Схема поэтапного выполнения бизнес-процессов в банке

предлагается клиентам. Достаточно длительное время считалось, что информационные технологии - это способ хранения, обработки, систематизации баз данных, но сейчас их роль кардинально меняется.

В соответствии с утверждениями Наттега М. и СЬатру I., в процессе принятия решений менеджеры традиционно используют дедуктивное мышление, которое состоит в следующем: менеджеры определяют проблему (проблемы), а затем ищут и оценивают различные способы решения этой проблемы. Однако при реинжиниринге надо использовать индуктивное мышление, т.е. способность сначала распознать эффективное решение, а затем искать проблемы, которое оно может разрешить6.

В.А. Гончарук провел сравнительную оценку возможных этапов совершенствования бизнеса и предложил следующий алгоритм реинжиниринга7:

6 Hammer М. and Champy J. Reengineering the Corporation: A Manifesto for Business Revolution. New York: HarperCollins, 1993.

7 Гончарук В. А. Реинжиниринг: бизнес-процессы или зоны ответственности? consult.webzone.ru

• оценка сильных и слабых сторон - его потенциала (который составляют в первую очередь идеи и люди, опыт и квалификация), также анализируются потенциальные и реальные рынки;

• для перспективных рынков выстраиваются альтернативы позиционирования, наиболее приемлемые, которые согласовываются между сО(бой;

• формулируются общие стратегические цели (которые могут охватывать разные рынки и отрасли) и цели бизнесов;

• для каждого бизнеса разрабатываются средне- и краткосрочные стратегии, позволяющие достичь поставленных целей;

• когда стратегии определены, прорабатываются мероприятия по их реализации, оптимальным образом выстраивается оргструктура (включая все технологии взаимо-

действия подразделений, бизнес-процессы, а также системы планирования, стимулирования и контроля);

• затем по каждому бизнесу формируются бюджеты, сводятся в общий, проводится коррекция запланированных мероприятий и выстраивается годовой оперативный план. Реализация плана тщательно контролируется. Все возможные способы проведения реинжиниринга должны базироваться на переосмыслении своей деятельности для поиска более доходных источников своего бизнеса.

Одно из видных мест в реинжиниринге должно занимать использование корпоративного интранета8. Он позволяет обеспечить максимальную безопасность и защиту информации, так как основан на интернет-сетях, но намеренно изолирован от Интернета. Не углубляясь в описательное содержание, можно отметить, что использование интранет-технологий дает возможность построить внутреннюю структуру банка на базе однородной платформы и разместить практически любую информацию как для сотрудников, так

Грегори Б., Рейнгрубер М. Интранет и реинжиниринг.

и для клиентов. Это позволит более оперативно и с максимальным эффектом размещать всю необходимую информацию для всех пользователей.

Даже если банк провел совершенствование или оптимизацию своих бизнес-процессов, он должен идти дальше и внедрять экс-инжиниринг, который выходит за корпоративные рамки и ориентируется на потребности клиентов. Сегодня мы видим, что практически каждый банк имеет стандартный набор услуг, но большее число клиентов не может получить даже их (например, неразвитость ипотеки, ограниченность получения суммы кредита ввиду низкой платежеспособности заемщика и т.д.). Закрытость информации о деятельности банка, за исключением тарифов на услуги, местонахождении банка и его руководителях, позволяет судить о них достаточно субъективно. Хотя если сравнить их с помощью простых аналитических наблюдений, то можно отметить, что практически все банки имеют одинаковый набор услуг, практически одинаковые тарифы, т.е. наблюдается отсутствие реальной конкуренции.

Наибольшего эффекта в экс-инжиниринге достиг Майкл Делл, который начинал свой бизнес из принципов клиентоориентированного подхода. Поэтому, когда банк будет открыт для своих клиентов с позиции информационной прозрачности и открытости, только тогда имеет смысл говорить об открытой конкуренции на финансовых рынках.

Автор видит установление стабильной и устойчивой банковской системы на инновационных технологиях банковского управления, повышении квалификации банковского менеджмента, реальной адаптации банковских услуг к потребностям клиента.

В рамках данной работы невозможно рассмотреть все пути реализации реинжиниринга в банковской среде, поэтому остановимся на аутсорсинге, как наиболее значимом в его реализации.

Большой энциклопедический словарь дает следующую формулировку: «Аутсорсинг - это выполнение всех или части функций по управлению организацией сторонними специалистами».

Существует другое определение.

Аутсорсинг - вид функциональных компьютерных услуг, предоставляемых специализированной фирмой своим клиентам (банкам, страховым компаниям, биржам и др.)9. Иногда эти фирмы называются поставщиками аутсорсинга. Ими мо-

гут быть, например, для банков другие банки, клиринговые или расчетные палаты и т.п. Обычно различают три формы аутсорсинга: услуги сер-вис-бюро, менеджмент установок, менеджмент программного обеспечения. В первом случае данные покупателя обрабатываются на программно-аппаратных средствах поставщика. Во втором -сотрудники поставщика управляют обработкой данных покупателя, используя его оборудование и программные средства. В третьем - поставщик обрабатывает данные покупателя на своих аппаратных средствах, используя программное обеспечение покупателя.

Что же дает аутсорсинг при использовании его банком? Прежде всего возможность проведения собственной тарифной политики по предоставлению услуг своей системы (например, свое видение системы банк-клиент). Большинство компаний модифицируют конкретный продукт с учетом своих потребностей и запросов, а не разрабатывая инновационную программу. Для этого необязательно иметь в своем штате службу автоматизации, достаточно обратиться к внешней компании и выполнить заказное программирование. Как пример работы с аутсорсингом мы видим, что большинство банков сейчас реализуют Интернет-банкинг.

Следует не забывать о рисках и тщательно выбирать компанию, реализующую аутсорсинг, и более четко отрабатывать свои бизнес-процессы и бизнес-схемы.

Решением данной проблемы может стать создание аутсорсинг-центра, который может реализовать многообразие услуг как для самого банка, так и для его клиентов.

В целом, можно сделать вывод:

1. Устойчивость, стабильность и надежность банка являются взаимозависящими друг от друга понятиями, влияющими как на банковскую систему в целом, так и на экономику страны и региона, в частности.

2. Необходимо более широко использовать информационные технологии для конкурентного преимущества отдельно взятого банка путем внедрения реинжиниринговых процессов.

3. Создание аутсорсинг-центра является наиболее актуальным для достижения наивысшего эффекта конкуренции и максимизации прибыли путем снижения трансакционных издержек.

' Российский энциклопедический словарь. - М.: Эта, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.