Научная статья на тему 'Реинжиниринг страховых компаний как инструмент повышения конкурентоспособности страховой отрасли'

Реинжиниринг страховых компаний как инструмент повышения конкурентоспособности страховой отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
522
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕИНЖИНИРИНГ / СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАХОВОЙ ОТРАСЛИ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимофеева М. С.

В статье рассматривается роль реинжиниринга страховых компаний как инструмент повышения конкурентоспособности на основе такого решения бизнес-процессов, которое обеспечивает «прорыв» в управлении, маркетинговой деятельности и технологиях продажи страховых продуктов. В новую бизнес-модель страховой компании должен входить, как минимум, набор организационных, методических и информационных компонентов, обеспечивающих цели страховой компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реинжиниринг страховых компаний как инструмент повышения конкурентоспособности страховой отрасли»

вМ =

1,1 1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1 1,1 1,1 0.8 0.9 1,1

Для матрицы ВМ, применяя (2) получим проекцию B

min.

Dmin BX

1 1

0.8

CD

ü h ü (□ J

СП

а

z ш

о I-

00 □

tu

о

ö I—

Ф

I—

s

0 а ф

со S

1

>

0

1

I

ф

m н

О

а

ö £

о

0

1_

0

1_

о <3

со О 1— О О CL

о ф

о ф

т

0

1

о А)

В результате матрица, задающая эффективное распределение информационных сервисов для бизнес-процессов внутреннего учета инвестиционной компании принимает следующий вид:

0 1 0 0 0

0 0 0 0 1

0 0 0.8 0 0

что соответствует наиболее эффективному варианту структуры информационной системы: xj ^ у2, х^ ^ У5, хз ^ уз. Вышерассмотренный пример иллюстрирует возможности проектирования сервис-ориентированной архитектуры экономической информационной системы с использованием нечеткой модели и модифицированного, для нечеткой постановки, алгоритма задачи о назначениях для каждого бизнес-процесса эффективных, в определенном смысле, информационных сервисов.

Выводы. Предложенный метод эффективного выбора сервис-ориентированной архитектуры экономической информационной системы базируется на использовании положений теории нечетких множеств и позволяет учитывать не только функциональность Web-сервисов, но и их потребительское качество для бизнес-системы. Модель позволяет обосновать выбор эффективного варианта назначения информационного Web-сервиса конкретному бизнес-процессу в слабо формализуемых условиях. Использование, введенного в работе, подмножества Д-уровня нечеткого множества, позволяет сократить число альтернативных вариантов распределения ИТ-сервисов, а применение сформулированных критериев выбора - провести окончательный выбор эффективного набора информационных сервисов для экономической информационной системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. ЗадеЛ.А. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. М.: Мир. 1976.

2. Лугачев М.И., Анно Е.Н. и др. Экономическая информатика: Введение в экономический анализ информационных систем: Учебник / М.И. Лугачев, Е.Н. Анно, М.Р. Кагаловский, Ю.П. Липунцов, К.Г. Скрипкин, С.Н. Смирнов, Е.Е. Смирнова. - М.: ИНФРА-М, 2005.

3. Сервис-ориентированная архитектура. / [Электронный документ] http://www.citforum.ru/intemet/ webservice/soa/

4. Черноморов Г.А. Теория принятия решений: Учебное пособие Юж. Рос. Гос. техн. Ун-т. 3-е изд. перераб. и доп. Новочеркасск: Ред. Журн. «Изв. Вузов. Электромеханика», 2005.

ТИМОФЕЕВА М.С.

РЕИНЖИНИРИНГ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАХОВОЙ ОТРАСЛИ

Тимофеева М.С.РГУПС, к.э.н., доцент, 344038, г. Ростов-на-Дону, пл. им. Полка народного ополчения, 2

В статье рассматривается роль реинжиниринга страховых компаний как инструмент повышения конкурентоспособности на основе такого решения бизнес-процессов, которое обеспечивает «прорыв» в управлении, маркетинговой деятельности и технологиях продажи страховых продуктов. В новую бизнес-модель страховой компании должен входить, как минимум, набор организационных, методических и информационных компонентов, обеспечивающих цели страховой компании.

Ключевые слова: реинжиниринг; страховая компания; конкурентоспособность страховой отрасли; бизнес-процессы; реинжиниринг бизнес-процесса

Коды классификатора JEL: G 22

В настоящее время развитие российского рынка страховых услуг в целях государственного регулирования социально-экономических процессов складывается в двухкомпонентную модель интеграции страны

в глобальное хозяйство. Она воплощается в экспорте капитала сырьевых отраслях при соблюдении внутреннего суверенитета и импорте капитала в отраслях потребительского сектора.

Экспорт российского капитала и импорт иностранного капитала, опосредованный постепенным перемещением части мощностей глобальных страховщиков в различные страны, приводит к формированию новой структуры страховых рынков. Проникновение на внешние рынки глобальных страховщиков российского капитала происходит неравномерно.

Это порождает массу непростых вопросов: почему в одной и той же макроэкономической ситуации возникает разнообразие рыночных структур; почему глобальные страховщики легко завоёвывают одни рыночные сегменты и не могут потеснить иностранных страховщиков в других; действие каких факторов объясняет быстрое достижение высокого уровня капитализации одними страховщиками, в то время как на сотни относительно мелких субъектов действуют иностранные страховые компании?

Современное состояние рынков капитала таково, что они обладают высокой мобильностью. Потоки капитала устремляются туда, где условия его размещения наиболее благоприятны. Конечно, если условия меняются, то меняется направленность и интенсивность потоков капитала. Поэтому важно говорить о конкурентных преимуществах страховой отрасли по факторам привлекательности инвестиционного климата, таких как богатство ресурсов, стоимость и качество рабочей силы. Но кроме этих факторов важную роль играют финансовые институты и культура, формальные и неформальные нормы и правила - законодательство, уровень его соблюдения, обычаи и традиции, степень свободы и контроля, уровень доверия, которые являются основой категории социального капитала.

Достижение российскими страховыми компаниями конкурентоспособности может быть признано целью модернизации, масштабной национальной задачей стратегического характера, решение которой позволило бы России занять достойные позиции в мире, прежде всего по благосостоянию населения, эффек- П тивности экономики и развитию культуры страхования. ^

Есть множество определений конкурентоспособности, в понятие которых вовлекаются военно-поли- д тические факторы, но это не верно. Под конкурентоспособностью услуг понимается способность продавать их по рыночным ценам с нормальной прибыль [9].

Р. Миддлетон уточняет понятие конкурентоспособности и определяет эту категорию как способность поддерживать приемлемые темпы роста реального уровня жизни, избегая социальных издержек, таких как

О

О о

I—

ш

высокая безработица, чрезмерное загрязнение окружающей среды или экстремальное неравенство в рас- ^ пределении доходов [14].

Под конкурентоспособностью страховой отрасли мы будем понимать степень, в которой страховые компании при свободных и справедливых рыночных условиях могут оказывать страховые услуги, прохо- □ дящие испытание на международных рынках. □

Конкурентоспособность страховой компании зависит от ряда факторов, таких как: размер (числен- ^ ность занятых, объем услуг); размещение (регион, большой или малый город, сеть); менеджмент (качество управления); распределение прав собственности (уровень контроля со стороны собственников); технический уровень и инновации; кадры и их обучение (соотносится с трудовыми ресурсами страны и регионов, с рынком труда, системой образования); обеспеченность инфраструктурой (соотносится с развитостью инфраструктуры в стране); доступ к капиталу, инвестиционная привлекательность (соотносится с рынками q капиталов). ®

Оценка указанных факторов объясняет уровень конкурентоспособности страховой компании и позволяет понять проблемы, которые следует решать за счет новых инструментов для ее повышения. Сегодня потребность в реинжиниринге страховых компаний как инструменте повышения конкурентоспособности страховой отрасли объясняется двумя факторами: глобализацией и информационными технологиями.

В условиях глобализации происходит возрастание проникновения иностранных страховых компаний ш на российский страховой рынок, ужесточение международной конкуренции. Процесс дерегулирования страховых отношений в условиях глобализации мирового страхового рыка, либерализация международ- g-ной торговли страховыми услугами, приводит к обострению конкуренции между транснациональными страховщиками, появлению новых форм страхования и перестрахования, сращиванию страхового, финан- о сового и информационного капиталов.

Руководству страховой компании в повседневной деятельности приходится принимать финансовые 2 решения для обеспечения устойчивой и прибыльной работы, причем принимать их в условиях неопреде- g ленности и риска. Финансовые решения - решения, принимаемые по поводу привлечения и (или) разме- g щения денежных средств на определенных условиях с целью эффективной и прибыльной деятельности ^ страховщика в инновационной экономике России. о

Организационная структура управления является основой существования количественно определен- ^ ной системы управления и формой проявления изменений в новое качество. Для осуществления измене- 1 ний в страховой компании, предназначенных для повышения конкурентоспособности страховой отрасли о и скорости реакции страховщика на изменения мирового страхового рынка введем понятия «бизнес-про- m цесс» и «реинжиниринг».

Подбизнес-процессоммыпонимаемреализацию функциивовремени, способрешения бизнес-задачи[3]. о Бизнес-задачи страховой компании заключаются в решении вопросов, связанные с удовлетворением общественных потребностей в своей услуге, реализацией на основе полученной прибыли социальных и | экономических интересов, как членов его коллектива, так и интересов собственника имущества. о

Существует множество определений или интерпретаций базовой категории реинжиниринг бизнес- о процесса (Business Process Reengineering - BPR). К сожалению, не только мнения авторов по этому вопросу О

не сходятся, но число этих мнений превышает число их авторов. Приведем лишь основные определения бизнес-процесса:

1. Совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используются один или более видов ресурсов, а в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя [12, 6]..

2. Набор логически взаимосвязанных действий, выполняемых для достижения определенного выхода бизнес-деятельности [11].

3. Структурированное конечное множество действий, спроектированных для производства специфической услуги (продукта) для конкретного потребителя или рынка. Или: специфически упорядоченная совокупность работ, заданий во времени и в пространстве, с указанием начала и конца, точным определением входов и выходов. Или: структурируемый, измеряемый набор действий, созданный, чтобы произвести определенный выход для конкретного клиента или рынка [10].

4. Сущность, определяемая через точки входа и выхода, интерфейсы и организационные устройства, частично включающие устройства потребителя услуг/товаров, в которой происходит наращивание стоимости производимой услуги/товара [15].

5. Множество внутренних шагов (видов) деятельности, начинающихся с одного и более входов и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту и удовлетворяющей его по стоимости, долговечности, сервису и качеству или полный поток событий в системе, описывающий, как клиент начинает, ведет и завершает использование бизнеса [5].

6. Логические серии взаимозависимых действий, которые используют ресурсы предприятия для создания или получения в обозримом или измеримо предсказуемом будущем полезного для заказчика

^ выхода, такого, как продукт или услуга [2].

Ь 7. Совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы ^ в выходящие [1].

X 9. Ряд взаимосвязанных видов деятельности, преобразующих входы в выходы [13].

При использовании термина реинжиниринг бизнес-процесса страховой компании мы имеем в виду основополагающего переосмысления и решительная реконструкция бизнес-процессов с целью достижения оптимальных улучшений в критически важных в современных условиях критериях производительности, таких, как стоимость, качество, услуги, скорость.

Целью реинжиниринга бизнес-процесса страховой компании является системная реорганизация ма-Ь териальных, финансовых и информационных потоков, направленная на упрощение организационной 00 структуры страховой компании, перераспределение и минимизацию использования различных ресурсов, О сокращение сроков реализации потребностей клиентов, повышение качества их обслуживания и урегу-СУ лирования убытков. Таким образом, речь идет о формировании нового инструмента повышающего кон-ф курентоспособность страховой отрасли на внешнем рынке за счет использования последних достижений

0 информационных технологий.

ф В реинжиниринга бизнес-процесса страховой компании на первый план выведены новые цели и мето-ё ды, диктуемые новой ситуацией в мире:

о. - резкое снижение затрат времени на выполнение функций;

ЕЕ - резкое снижение числа работников и других затрат на выполнение функций;

1 - глобализация бизнеса: работа с клиентами и партнерами в любой точке мира; о - работа с клиентом в режиме 24*365;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о - опора на рост мобильности персонала;

- работа на будущие потребности клиента;

- ускоренное продвижение новых технологий;

0 - движение в информационное общество («общество знаний»).

з В общей схеме выполнения работ реинжиниринга бизнес-процесса страховой компании предусматри-^ ваются принципиально важные положения: ключевым элементом является конструирование такого решения бизнес-процессов, которое обеспечивает «прорыв». То есть предлагается такая организация бизнес-процессов, которая в реальности может обеспечить радикальное повышение итоговой эффективности (на пример, на 80-100%).

В новую бизнес-модель страховой компании должен входить, как минимум, набор организационных, § методических и информационных компонентов, обеспечивающих цели страховой компании.

Подход реинжиниринга процесса для реализации разработки наиболее выгодно нацеленного на буду-£ щее решения состоит из четырех задач [8]:

^ 1. Анализ общей картины. Сформулированное представление определяет, что должно быть сделано, а

1 не то, что делается.

о 2. Теория единиц. Команда должна быть крайне осторожна при добавлении в процесс мероприятий и ш ресурсов. В какой-то момент процесс и сформулированное представление совпадут. Как мы можем

заметить, реинжиниринг представляет собой итеративный процесс. о 3. Имитация процесса. Когда проект нового процесса теоретически согласуется с целями, установит ленными в сформулированном представлении, строится имитационная модель. Под имитационной моделью в широком смысле слова понимается модель, предназначенная для анализа воздействия на моделируемую систему изменений в ее структуре и внешних условий функционирования [4]. В узком смысле слова под имитационной моделью понимается модель, с максимально возможной точ-

0

1

о о

ностью воспроизводящая реальную структуру и процедуры функционирования изучаемого объекта [7]. На имитационной модели проверяется, как будет функционировать новый процесс (рис. 1).

Модель целей страховой компании

с

Модель стратегий страховой компании

Дерево страховых продуктов

: с

с

Дерево функции страховой

компании

Модели бизнес-процессов страховой компании

Модель ключевых показателей деятельности

Ж

Организационная структура страховой компании

Организационно-функциональная модель страховой компании

Процессная модель страховой компании

V

Модели управления

1СЕ

Финансовая модель страховой компании

^ V

Модель корпор ативной информационной системы страховой компании

Рис. 1. Взаимосвязь между моделями отдельных функциональных элементов страховой компании

Если имитационная модель окажется нестабильной или даст результаты, не удовлетворяющие сформулированному представлению, команда по улучшению процесса возвращается к предыдущему этапу «теории единиц». Затем подготавливается и испытывается новая имитационная модель.

4. Моделирование процесса. Как только имитационная модель показывает, что вновь разработанный процесс соответствует сформулированному представлению, теоретическая модель реализуется физически для подтверждения концепции.

На основе модели корпоративной информационной системы страховой компании строится технологический цикл страховой компании, являющийся базовым для построения бизнес-процесса страхования. Под технологическим циклом страховой компании понимается взаимосвязанная последовательность операций по страховой и инвестиционной деятельности.

Маркетинг - это процесс изучения страхового рынка в аспектах предложения страховых продуктов, спроса на них с целью повышения продаж страховых продуктов. Маркетинг является основой обеспечения конкурентных преимуществ страховой компании.

Отдел маркетинга должен заниматься:

- изучением страхового рынка, особенно с позиций потенциального и реального спроса на страховые продукты и степени его удовлетворенности;

- изучением состояния страховых продуктов компании с позиций стадий их жизненного цикла;

- исследованием возможностей внедрения новых страховых продуктов с позиций конкурентоспособности компании и анализом возможностей продвижения страхового продукта к клиенту.

Результатом маркетинговой политики будет формирование стратегии развития компании, ориентированной на максимальное удовлетворение потребностей клиентов в страховых продуктах, опережающее формирование потенциального спроса для перспективных страховых продуктов, а также увеличение прибыльности компании в долгосрочном периоде.

Разработка правил страхования и страховых продуктов - это процесс определения юридической формы и технологической основы страховых услуг. Разработка страховых продуктов, условий и правил страхования в соответствии с нормативной базой для бизнес-процессов продаж и андеррайтинга является основой долгосрочной деятельности страховой компании на рынке.

Данный процесс должен основываться на следующих требованиях:

- определение потребности в новых страховых услугах и обновление существующих;

- разработка правил страхования как юридической основы операций по виду страхования и разработка страховых продуктов (услуг) в рамках правил и лицензии страховых продуктов;

- разработка методологических (технологических) документов по применению правил и продуктов и разработка тарифных руководств.

В результате разработки правил страхования создается страховой продукт, ориентированный на определенный сегмент рынка, позволяющий компании реализовать свои конкурентные преимущества и описанный в правилах страхования.

СП

и ь о (О X СП

а

г

ш

^

о ь

00 □

ш

о

о

I—

ф

I—

^

0 а ф

со ^

1

>

0

1 I Ф ш н О

а о

£ о

0

1_

0

1_

о о

со

О

I—

О

о о.

о ф

о ф

т

0

1

о 0)

z m

о

Процесс продажами страховых продуктов состоит из заключения договоров страхования. Продажа является началом достижения финансового результата и обеспечения прибыльности страховой компании по страховой деятельности. Процесс продажи страховых продуктов может быть как быстрым (ОСАГО, страхование выезжающих за рубеж), так и очень длительным (страхование имущества предприятий, морских судов) и занимает, в зависимости от вида страхования и размера рисков клиента, от 10-15 минут до полугода.

Цель - превращение потенциальных покупателей услуг страховой компании в реальных клиентов посредством каналов продаж страховых продуктов, таких как офисы продаж страховой компании; страховые посредники (агенты, брокеры); альтернативные каналы распространения (банки, почта, туристические фирмы, автосалоны, железнодорожные и авиакассы и т.д.); Интернет. Результатом данного этапа бизнес-процесса страховой компании является увеличение страхового портфеля компании, расширение доли компании на рынке, увеличение прибыльности компании.

Процедура андеррайтинга по принятию или непринятию на ответственность страховщика заявленных рисков по оговоренному объекту страхования с установлением (согласованием) страхового тарифа и франшиз в целях предложения страховой услуги с условиями, удовлетворяющими страховщика и страхователя, а также защиты страхового портфеля по виду страхования. Андеррайтинг является основой формирования сбалансированного страхового портфеля компании.

Результатом определение основных параметров договора страхования являются объем страхового покрытия, страховые суммы, страховая премия. Сопровождение договоров - это процесс оформления и учета договора страхования в соответствии с требованиями законодательства и технологии компании, а также оказания страхователю необходимой помощи в процессе действия договора страхования. Сопровождение договоров является способом контроля за состоянием риска, а также необходимым условием своевремен-^ ного возобновления договора. В результате сформирование базы данных о страховом портфеле компании Ь и формирование информационно-статистической базы объема поступившей страховой премии, страховых

случаев, причиненных ущербов и осуществленных выплат. X Важнейшим этапом бизнес-процесса является процесс урегулирования убытков, который определяет ¡г) величины ущерба по страховому случаю и возмещение этого ущерба. Процесс урегулирования убытков является основой долгосрочных партнерских отношений с клиентом страховой компании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результатом является исполнение обязанности страховщика по осуществлению страховой выплаты и как следствие возобновление договоров страхования. В условиях резко и часто непредсказуемо меняющейся рыночной конъюнктуры и жесткой конкурентной борьбы быстрота реакции всех систем организа-Ь ции, точность и эффективность операций страховых субъектов приобретают особую значимость. В таких rn услов»ях пр» осущесттаении срахово» деяте™ на»более эфф™ подао» ре»нж»к»р»нта.

q 1. Госстандарт. ГОСТ РИСО 9001-96. Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, ф разработке, производстве, монтаже и обслуживании. М.: ИПК «Издательство стандарт», 1997. s 2. Зиндер Е.З. Новое системное проектирование: информационные технологии и бизнес-реинжиниринг о. // Система управления базами данных. 1996. № 1.

$ 3. Ильин В.В. Реинжиниринг бизнес-процессов с помощью ARIS. 2-е издание. М.: ООО «И.Д. Вильямс», i 2008. 256 с.: ил. С.18.

q 4. Лопатников Л.И. Популярный экономико-математический словарь. 3-е изд., доп. М.: Знание, 1990. 5 С. 136 (256 с).

5. Ойхман Е.Г., Попов Э.М. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные тех® нологии. М.: Финансы и статистика, 1997.

0 6. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе / Майкл Хаммер, Ждеймс Чампи; пер. с q англ. Ю.Е. Корнилович. 2-е изд. М.: Манн, Иванов и Фебер, 2007. 288 с.

7. Статистический словарь / Гл. ред. М.А. Ковалев. 2-е изд. перераб. и доп.М.: Финансы и статистика, 1989. С. 283. (623 с).

8. Харрингтон Д., Эсселинг К. Ван Химвеген Х. Оптимизация бизнес-процессов. Документирование, анализ управление, оптимизация. СПб.: Азбука, 2002.

9. Ясин Е.Г. Структура российской экономики и структурная политика: вызовы глобализации и модерни-g зация [Тест]:докл. к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1-3

апреля 2008 г. / Е.Г. Ясин; Гос. ун-т Высшая школа экономики. М.: Изд. дом ГУ ВЭШ, 2008. С. 93 (200 с). £ 10. Davenport T.H. Pracess innovation: reengineering work thraugh information technology. Boston, Mass: g Harvard Business School Press, 1993.

1 11. Davenport T.H., Short J.E. The New Industrial Engineering: Information Technology and Business Process и Redesign // Sloan Management Review. 1990.

m 12. Hammer M. Champiy J. Reengineering the Corporation: A Manifesto for Business Revolution. N-Y: Harper 'Л Collins, 1993.

ô 13. ISO/IEC. Оценка и аттестация зрелости процессов создания и сопровождения программных средств и ? информационных систем (ISO/IEC TR 15504-СММ). М.: Книга и Бизнес, 2001. Ц 14. Middleton R. The British Economy since 1945. Macmillan Press, 2000.

§ 15. Porter M.E., Millar V.E. How Information Gives You Competitive Advantage // Harvard Business Review, 9 1985.

ЛИТЕРАТУРА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.