УДК 332.056.3+004.94+608.2
РЕИНЖИНИРИНГ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИЕЙ
Барановская Татьяна Петровна д .э.н., профессор
Вострокнутов Александр Евгеньевич соискатель
Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
В статье рассматриваются модели, методика и процесс реинжиниринга системы управления региональной потребительской кооперацией, включающий в себя системный и когнитивный анализ, теорию массового обслуживания и др.
Использование перечисленных инструментов позволило создать деревья целей и функций всех уровней управления региональной потребительской кооперацией, разработать и проанализировать когнитивную модель, учитывающую цели и функции системы управления, выполнить корректировку организационных структур.
Ключевые слова: РЕИНЖИНИРИНГ, СИСТЕМА, Key words: REENGINEERING, SYSTEM,
УПРАВЛЕНИЕ, РЕГИОНАЛЬНАЯ, MANAGEMENT, REGIONAL CONSUMER
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ COOPERATION.
Перестройка всей системы политических и экономических отношений, развернувшаяся в России на рубеже тысячелетий, способствовала адаптации старых и поиску новых форм и методов хозяйствования, в том числе и в потребительской кооперации. Российская потребительская кооперация прошла сложный исторический путь от добровольного и социального соединения имущества мелких производителей и потребителей к созданию мощных и независимых региональных и отраслевых объединений кооперативов. Структура предприятий, как производственная, так и управленческая, доставшихся от командно-административной системы, принципиально не в состоянии поддерживать гибкость рыночных отношений.
UDC 332.056.3+004.94+608.2
REENGINEERING OF MANAGEMENT SYSTEM OF REGIONAL CONSUMER COOPERATION
Baranovskaya Tatyana Petrovna Dr. Econ. Sci., professor
Vostroknutov Alexander Eugenievich candidate for degree
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
Models, method and process of reengineering of management system of regional consumer cooperation, including systemic and cognitive analyses in it, theory of mass service and so on are considered in the article. Use of above enumerated instruments allowed to create trees of purposes and functions of all levels of management of regional consumer cooperation, to work out and analyze the cognitive model taking into account the aims and functions of management system, to implement correction of organizational structures.
С системной точки зрения возникновение требований к структурной перестройке сферы управления возникло в связи с изменением целей и функций. Для достижения новых целей, соответствующих условиям рыночной экономики, и реализации новых, ранее не существовавших функций требуется изменение функциональных связей, удаление одних и введение других, более отвечающих целям элементов структур.
Ранее авторами была разработана методика проведения реинжиниринга, состоящая из пяти этапов (рисунок 1), базирующаяся на системном подходе и учитывающая окружающую среду и целеполагание.
Внешняя среда \
Этап 1. Выявление и анализ проблемы функционирования системы
Рис. 1. Схема методики реинжиниринга системы управления региональной
потребительской кооперацией
Изучая особенности и основные тенденции развития потребительской кооперации Краснодарского края, было отмечено, что при растущих объемных показателях деятельности идет сокращение материально-технической базы, снижение среднесписочного состава основных и производственных рабочих, однако отмечен рост административно-управленческого состава. Сложившаяся ситуация обратила внимание на систему управления.
Для проведения анализа действующей системы управления была составлена обобщенная модель системы управления, представленная на рисунке 2. Ее анализ выявил две схемы взаимодействия организаций региональной системы потребительской кооперации:
1. Потребительское общество (районное потребительское общество) -Краевой союз потребительских обществ.
2. Потребительское общество (районное потребительское общество) -Районный союз потребительских обществ - Краевой союз потребительских обществ.
Каждый из перечисленных элементов имеет одинаковую структуру управления и в своей деятельности должен руководствоваться следующей информацией:
- входящие информационные потоки подсистемы «Пайщики»;
- входящие информационные потоки координирующего союза;
- входящие информационные потоки внешней среды;
- входящие информационные потоки внутри элемента (текущее
состояние объекта управления).
Следовательно, можно сделать вывод о том, что действующая модель системы управления несовершенна и требует реинжиниринга, базирующегося на системном подходе к сфере управления.
Реализуя второй этап разработанной методики, была проведена декомпозиция системы управления региональной потребительской кооперации Краснодарского края и построены семиуровневые деревья целей и функций всех уровней управления (рисунки 3, 4, 5).
ПАЙЩИКИ
Кооперативный
участок
Кооперативный
участок
Кооперативный
участок
I Потребительское ______общество
11 Районное потребительское общество
Ревизионная
комиссия
СОВЕТ
ПРАВЛЕНИЕ
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ
СУБЪЕКТЫ
Iех
Районный союз потребительских обществ
о V |
Общее собрание представителей
Ревизионная
комиссия
СОВЕТ
ПРАВЛЕНИЕ
Т
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ
СУБЪЕКТЫ
Общее собрание уполномоченных
СОВЕТ
Общее собрание представителей
Ревизионная
комиссия
СОВЕТ
ПРАВЛЕНИЕ
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ
СУБЪЕКТЫ
Краевой
союз
потребительских
обществ
Ревизионная
комиссия
ПРАВЛЕНИЕ
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ
СУБЪЕКТЫ
Центральный союз потребительских обществ
Рис. 2. Обобщенная модель системы управления региональной потребительской кооперацией Краснодарского края
I
I
ех
I
ех
ос
ех
I
ех
I
ех
I
ех
I
I.
ех
I
ос
I
ос
I
ех
I.
ех
I
ех
http://ei.kubagro.ru/2007/07/pdt/01.pdf
Рис. 3. Дерево целей и функций региональной системы управления потребительской кооперацией
http://ei.kubagro.ru/2007/07/pdf/01.pdf
Рис. 4. Дерево целей и функций системы управления краевым союзом потребительских обществ http://ei.kubagro.ru/2007/07/pdf/01.pdf
Рис. 5. Дерево целей и функций системы управления потребительским обществом http://ei.kubagro.ru/2007/07/pdf/01.pdf
Анализ составленных деревьев целей и функций выявил, что глобальной целью деятельности каждого уровня системы управления потребительской кооперацией является социальная миссия, обслуживание и удовлетворение потребностей и социальных вопросов пайщиков и населения, однако цели и функции краевого и районных союзов потребительских обществ носят координационный характер и дублируют друг друга. Ранее районные союзы создавались для управления материально-финансовыми потоками внутри района, координирования импортно-экспортных операций. Экономическая и политическая ситуация, развернувшаяся в России в начале 90-х годов, привела к экономическому кризису, разрыву сотрудничества и утрате многих функций управления. Однако после сокращения управленческих функций, структура системы осталась неизменной, что и вызвало системный конфликт.
Для снятия конфликта рекомендуется рассмотреть вопрос о необходимости и рациональности функционирования районного союза потребительских обществ, однако немаловажным остается вопрос связанности функций управления. Когнитивная структуризация и анализ составленных деревьев целей и функций позволили определить ряд параметров и факторов описывающих систему управления региональной потребительской кооперацией:
- (Х1) - потребности пайщиков;
- (X2) - разработка и ведение социально-экономического развития потребительской кооперации края;
- (X3) - координирование деятельности, представление интересов в органах государственной власти;
- (X4) - обслуживание населения дальних и малых населенных пунктов;
- (X5) - создание новых рабочих мест, развитие малых производств, оказание новых видов услуг;
- (Х6) - выпуск конкурентоспособной продукции, ее реализация;
- (Х7) - закупка всех видов сельхозпродуктов, животноводческого, лекарственно-технического сырья;
- (Х8) - ведение торговой деятельности, расширение функций магазина;
- (Х9) - создание кооперативных подсобных хозяйств;
- (Хю) - социальная миссия потребительской кооперации.
Учитывая приведенные параметры и факторы, была составлена когнитивная карта (таблица 1) и модель системы управления (рисунок 6), учитывающая цели и функции системы.
Таблица 1 - Когнитивная карта параметров и факторов системы управления потребительской кооперацией Краснодарского края
Xi X2 X3 X4 X5 X6 X7 X8 Х9 Х10
Xi +
X2 + + + + +
Хз +
Х4 +
Х5 +
X Os + +
Х7 +
X 00 + +
Х9 + +
Х10 + +
Из приведенной когнитивной модели видно, что координирование деятельности, представление интересов потребительских обществ и их союзов в органах государственной власти (х3) осуществляется на основе потребностей пайщиков (х^) и сельского населения, обслуживаемого потребительской кооперацией (х4). На основе собранной и обработанной информации составляется программа социально-экономического развития потребительских обществ и их союзов (х2), влияющая на такие функции управления региональной потребительской кооперации как создание
новых рабочих мест, развитие малых производств, оказание новых видов услуг (Х5), выпуск конкурентоспособной продукции, ее реализация (х6), закупка всех видов сельхозпродуктов, животноводческого, лекарственнотехнического сырья (Х7), ведение торговой деятельности (х8), создание кооперативных подсобных хозяйств (х9). Выполнение программы социально-экономического развития определит качество выполнения социальной миссии (хю), а от этого соответственно будут зависеть Х1 и х4 следующего цикла.
Рис. 6. Когнитивная модель системы управления потребительской кооперацией Краснодарского края
Для определения целевого фактора в модели была составлена «Карта звездного неба», уточнившая цепи целевых факторов в модели: Х5 ® хю, х6
® хю, х7 ® хю, х8 ® хю, х9 ® хю, они связывают все группы факторов, входящих в модель и при этом связаны между собой (рисунок 7).
Рис. 7. Определение цепей целевых факторов
Составленная матрица смежности (таблица 2) установила, что все параметры и факторы, входящие в модель связаны между собой, а граф модели является максимальным или неразделимым.
Таблица 2 - Матрица смежности
Кф—
Х1 Х2 Хз Х4 Х5 Хб Х7 Х8 Х9 Х10
XI 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0
Х2 0 0 0 0 1 1 1 1 1 0
Хз 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0
Х4 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0
Х5 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1
Хб 0 0 0 0 0 0 0 1 0 1
Х7 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1
Х8 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1
Х9 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1
Х10 1 0 0 1 0 0 0 0 0 0
Реализуя следующий этап когнитивного анализа, были определены причинно-следственные пути в когнитивной модели и выполнен численный расчет возмущений на графе.
М = (в!, Є2, Єз, Є5, Єв, Є7, Є8, Є4, Єд, Єю, Єц, Є12, Є13, Єі4, е15, ^16, Єі7, ^Ів)
М1 = (в1, Є9, Є10, Є11, Є12, Є13, Є14, Є15, Є16, Є17, Є18, Є2, Є3, Є5, Є6, Є8, Є7, Є4)
М2 = (в2, Єз, Є5, Єв, Є4, Єд, Є10, Є11, Є12, Є13, Є14, Є15, Є16, Є17, Є18, Є1, Єв, Є7)
М3 = (є4, є9, Є10, Є11, Є12, Є13, Є14, Є15, Є16, Є17, Є18, Є1, Є2, Є3, Є5, Є6, Є7, Є8)
М4 = (є5, є6, є4, є9, Є10, Є11, Є12, Є13, Є14, Є15, Є16, Є17, Є18, Є1, Є2, Є3, Є7, Є8)
М5 = (Є7, Є8, Є4, Єд, Є10, Єц, Є12, Є13, Є14, Є15, Є16, Є17, Є18, Є1, Є2, Є3, Є5, Є6)
Определено, что Иі, і=1,2,...,п - численное значение вершин равно 1, а р, (1) - изменение в вершине Xj в момент времени 1, тогда влияние этого
изменения на хі в момент 1+1 описывается функцией + Р, (1) в зависимости
от знака дуги, соединяющего хі и Xj и равно +1. Далее, воспользовавшись правилом распространения возмущений на графе (1) были определены численные значения возмущений по всем маршрутам (таблица 3).
иі(і+1) = иі(і)+X / (V, VI) Р, (і), (1)
, =1
Таблица 3 - Процесс распространения возмущений на графе (маршруты М, М1, М2, М3, М4, М5)
Иі 1 1+1 1+2 1+3 1+4 1+5 1+6
М 1 24 26 28 58 60 -
М1 1 3 5 14 16 18 156
М2 1 13 15 34 36 38 80
Мз 1 3 5 14 16 18 99
М4 1 8 10 24 26 28 90
М5 1 8 10 24 26 28 119
При когнитивном исследовании системы управления было выявлено, что в каждом цикле фактор х6 выпуск конкурентоспособной продукции, ее реализация увеличивает эффективность х8 ведение торговой деятельности. В свою очередь на фактор х7 закупка всех видов сельхозпродуктов, животноводческого, лекарственно-технического сырья влияют такие факторы модели как х8 ведение торговой деятельности и х9 создание кооперативных подсобных хозяйств. Вследствие этого входной сигнал модели увеличился в 24 раза. Следовательно, рекомендуется разработать модель межотраслевой интеграции, которая установит более тесную связь между отраслями деятельности потребительской кооперации.
На четвертом этапе реинжиниринга системы управления было построено обновленное дерево целей и функций системы управления региональной потребительской кооперации (рисунок 8). Жирным абрисом обведены те блоки, в которых был обновлен или принципиально изменен набор функций. А блоки с черной заливкой - принципиально новые.
Повышая роль пайщика в потребительском обществе, была разработана модель кооперативного участка (рисунок 9), учитывающая расширение функций и внедрение самоуправления на кооперативном участке, что позволит при необходимости райпотребсоюз преобразовать в райпо, а мелкие потребительские общества в кооперативные участки, а выполняемые ими управленческие функции передать районному потребительскому обществу (райпо).
Для осуществления межотраслевой интеграции хозяйственных субъектов потребительской кооперации рекомендуется ввести модель «магазин-приемозаготовительный пункт» (рисунок 10). Магазин
становится центром организации и проведения работы по всем направлениям деятельности потребительской кооперации: торговой,
заготовительной, информационной, консультационной, организационномассовой, сервисной.
Научный журнал КубГ АУ, №31(7), 20^-7^
Социальная миссия потребительской кооперации
Функции
16
Обслуживание и удовлетворение потребностей и социальных вопросов пайщиков и населения
Выполнение рекомендаций Собраний пайщиков, постановлений Центросоюза РФ и союзов других уровней, научнопрактических конференций
Расширение видов и форм деятельности потребительской кооперации
Изучение потребностей пайщиков и обслуживаемого населения
Эффективное ведение хозяйственной деятельности
Совершенствование системы управления, технологий
Разработка программы социально-экономиче ского развит ия потребительской кооперации края
Координирование деятельности, представление интересов в органах государственной власти
Обслуживание населения отдаленных и малых населенных пунктов
Создание новых рабочих мест, развитие малых производств, оказание новых видов услуг
Выпуск конкурентоспос обной продукции, ее реализация
Закупка всех видов сельхозпродуктов, животноводческого, лекарственнотехнического сырья
Ведение
торговой
деятельности,
расширение
функций
магазина
у Совет краевого Совет Правление Правление
союза потребительского краевого союза потребительского
потребительских общества потребительских общества
обществ обществ
Создание
кооперативных
подсобных
хозяйств
Рис. 8. Дерево целей и функций перспективной системы управления региональной потребительской кооперацией
http://ei.kubagro.ru/2007/07/pdf/0Lpdf
Оформление опорного пункта в магазине, включающего: постановление совета общества о создании кооперативного участка; текст Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ»;
Законы РФ, указы президента РФ, постановления правительства РФ, касающиеся деятельности потребительской кооперации;
Устав потребительского общества с приложениями;
с писок пайщиков кооперативного участка, уполномоченных, избранных от данного кооперативного участка; состав комиссий кооперативного участка; подшивка газеты «Российская кооперация»;
решения собраний пайщиков,
уполномоченных;
другие правовые аспекты.
КООПЕРАТИВЫ часть потребител объединяющая пайщ территориальному при в работе с п ЫЙ УЧАСТОК -ьского общества, иков, как правило, по знаку - основное звено айщиками.
кооперативный уч наименование, ад асток имеет номер, рес расположения
Оформление в магазинах уголка пайщика, на котором размещаются законодательные и другие документы, права и обязанности пайщиков, краткая характеристика деятельности кооперативного участка, ассортиментный перечень товаров, книга з аявлений, предложений покупателей и другие материалы
Участие раз в квартал на заседаниях Совета потребительского общества, заслушивание отчетов правления об итогах работы
Кооперирование населения
Сбор вступительных и паевых взносов
Организация работы комиссий кооперативного участка
Подготовка к проведению собраний пайщиков
Рассмотрение вопросов деятельности кооперативного участка и потребительского общества
Информирование пайщиков о деятельности кооперативного участка
Отчет Совета потребительского общества о результатах работы потребительского общества
Организация библиотек в магазине
Контроль за работой магазинов на территории участка
Изуч ение спроса населения, проживающего на территории участка
Рассмотрение жалоб пайщиков и внесение Совету потребительского общества предложений о принимаемых мерах
Выполнение наказов пайщиков
Предоставление услуг пайщикам: вспашка огородов; доставка дров, товаров; помощь малоимущим и т.д.
Рис. 9. Функции кооперативного участка
Информирование пайщиков и обслуживаемого населения:
- газета «Российская кооперация»
- уголок пайщика
- библиотека
- список многосемейных пайщиков, инвалидов, больных
- плакат «Функции магазина»
Привлечение заемных средств обслуживаемого населения
Прием на переработку сельхозпродуктов на мельницу, крупорушку, зернодробилку, маслобойку
Организация сепараторных пунктов или сепарирование молока при магазине
Прием заказов на бытовые услуги (ремонт сложной бытовой техники, часов, проявка фотографий, ритуальные и др.). Объявления с перечнем услуг и порядком их оказания вывешиваются в магазине
Возможность наглядно показать, что потребительская кооперация
- социально ориентированная система, имеющая цель - оказывать пайщикам, населению различные услуги. Пайщики гораздо больше, чем просто постоянные покупатели. Они - хозяева потребительского общества и данного магазина.
МАГАЗИН - ПРИЕМО ЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПУНКТ
ЦЕНТР
КООПЕРАТИВНОГО
УЧАСТКА
Связь с пайщиками и обслуживаемым населением
/
/
Совет райпо в квартал отчитывается об итогах работы на заседании совета с участием заведующих магазинами, председателей участковых комитетов, комиссий кооперативного контроля
\
Закупки всех видов сельхозпродукции и сырья
Торговля, в т.ч. по заказам, в кредит, круглосуточно
Киоски, ларьки, лавки на дому - филиалы магазина
Аптеки, зооаптеки, парикмахерские, раскрой тканей
Придорожный сервис
Специальные услуги: условия для быстрого приготовления пельменей, сосисок
Чайные столы (бесплатно)
Работа с надомниками, организация выпечки хлеба надомниками, вязание варежек, носков, прием изделий народных промыслов
Рис. 10. Схема межотраслевой интеграции http://ei.kubagro.ru/2007/07/pdf/01.pdf
Совокупность описанных операций снимает сложившийся системный конфликт, однако, актуальным остается вопрос о скорости процессов, протекающих внутри каждой подсистемы управления и их эффективности.
Рациональность построения организационных структур характеризует эффективность управления и скорость протекающих процессов внутри каждой организации. Тогда как методы теории массового обслуживания позволяют проанализировать структуру любой сложности и выявить в ней узкие места, снижающие скорость протекающих процессов. Таким образом, организационные структуры всех уровней управления потребительской кооперацией были представлены в виде сетей массового обслуживания (рисунки 11, 12, 13).
В ходе проведения декомпозиции полученных структур, был сделан вывод, что каждый элемент сети - это простейшие системы массового обслуживания (СМО): одно- и многоканальные без ограничения очереди.
Рис. 11. Схема сети массового обслуживания районного потребительского общества
Рис. 12. Схема сети массового обслуживания краевого союза потребительских обществ
Граф состояний одноканальных СМО характеризуется состояниями: Б0- канал свободен;
Б1- канал занят, очереди нет;
Б2- канал занят, одна заявка стоит в очереди; и т.д.
Рис. 13. Схема сети массового обслуживания потребительского общества
Число состояний ничем не ограничено, следовательно, граф состояний имеет вид (рисунок 14).
Рис. 14. Граф состояний одноканальной СМО с неограниченной очередью
Финальные вероятности и параметры эффективности СМО определялись по формулам:
Р о =1 - Р , (2)
Рх = Р ■ (1 - Р), Р 2 = Р 2 • (1 - Р) , ... , Ри = Р к • (1 - Р), (3)
Ь = Р ^ =-----Р---- (4)
сист л ? гг аист л /л ч ?
1 - Р 1 ■ (1- Р)
2
Ь =—— ж =_____Р__________________ (5)
04 1 - Р ’ 04 1 ■ (1 - р) ()
Соответственно граф многоканальных следующими состояниями:
Б0- все каналы свободны;
Б1- один канал занят, очереди нет;
Б2- занято два канала;
Бп- занято п каналов;
Бп+г заняты все п каналов, одна заявка стоит в очереди;
8п+г- заняты все п каналов, г заявок стоит в очереди;
без очереди с очередью
Рис. 15. Граф состояний многоканальной СМО с неограниченной очередью
Финальные вероятности и параметры эффективности СМО определялись по формулам:
СМО характеризуется
Ро=(і+г+п+...+п+_р:-_ґ
1! 2! п! п!(п - р)
Р Рк Рп
Рі = —• Ро,•••, Рк = ~ТГ• Ро,•••, Рп =— • Ро, 1! к! п!
РР
Рп+1 =--• Ро,:; Рп+г = ~Г~.
п • п! п • п!
• Рот:
(6)
ь,о
Р п+1 • Ро
п • п!(1 - р /п)2
Ш' = 1 ■ 1°'
Ьсист Ьоч + Р
ш = — • ь
сист і с
(7)
(8)
С использованием формулы финальных вероятностей и параметров эффективности СМО, была проведена оценка и анализ эффективности действующих организационных структур, а так же их совершенствование и рационализация по критериям количество и времени заявок в системе •
На основе данных оценки организационных структур (действующих и перспективных) был проведен сравнительный анализ• Результаты анализа представлены в таблице 4 Таблица 4 - Сравнительный анализ организационных структур системы
управления потребительской кооперации Краснодарского края
Наименование сети СМО X ^сист гг сист ^оч Шоч
Краевой союз потребительских обществ (действующая) 25,33 34,42 112,86 23,67 43,94
Краевой союз потребительских обществ (перспективная) 25,33 19,23 94,51 8,02 19,86
Отклонение, +,- - -15,09 -18,35 -15,65 -24,08
Районное потребительское общество (действующая) 16,3 14,74 164,11 9,26 93,99
Районное потребительское общество (перспективная) 16,3 14,93 186,51 8,51 105,99
Отклонение, +,- - +0,19 +22,4 -0,75 +12
Потребительское общество (действующая) 15,9 12,70 165,88 8,70 113,97
Потребительское общество (перспективная) 15,9 17,39 215,60 12,52 152,27
Отклонение, +,- - +4,69 +49,72 +3,82 +38,3
В сети СМО краевого союза потребительских обществ время простоя заявок в очереди снизилось на 24,08 часа, а время пребывания заявки в системе снизилось на 18,35 часа^ Увеличение показателей в системах районное потребительское общество и потребительское общество связано с перспективным внедрением информационных технологий в деятельность организаций •
Литература
1. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года, - М.: Центросоюз РФ, 2001.
2. Математика в экономике: Учебник: В 2-х ч. Ч.1 / А.С. Солодовников, В.А. Бабайцев, А.В. Браилов, И.Г. Шандра. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 384 с.
3. Интрилигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория. - М.: Айрис-пресс, 2002 г. - 576 с.
4. Смирнова Г.Н. и др. Проектирование экономических информационных систем: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 512 с.
5. Горелова Г. В., Джаримов Н. Х. Региональная система образования, методология комплексных исследований. - Майкоп: МГПУ, 2002.
6. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа: Учебник - СПб.: Изд. СПГГТУ, 1998.-510 с.
7. Системный анализ в экономике и организации производства: Учебник/ Под ред. С. А. Валуева, В.Н. Волковой. - Л.: Политехника, 1991.
8. Барановская Т.П., Семенов М.И., Безродный О.К. Концепция информационной
технологии в управлении. - Экономика, информатика, управление. Вестник Краснодарского центра АМАН. Выпуск 6. - Краснодар, 1999, с. 60-67.
9. Бурков В.Н. Модели и методы управления организационными системами. - М.:
Наука,1994.
10. Информационные системы и технологии в экономике: Учебник. - 2-е изд., доп. и перераб./ Т.П. Барановсакая, В.И. Лойко, М.И. Семенова, А.И. Трубилин; Под ред. В.И. Лойко. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 416 с.: ил.
11. Коротков Э.И. Исследование систем управления: Учебник. - М.: изд-во «ДАКА», 2000.- 288 с.
12. Семенов М.И., Лойко В.И., Барановская Т.П. Компьютерные системы и сети: Учеб. пособие - Краснодар: КубГАУ, 2000. - 215 с.