Реинжиниринг полномочий органов власти в сфере экологического
регулирования
Powers system reengineering in the sphere of environmental regulation
Кучкаров Захирджан Анварович
Kuchkarov Zakhirdzhan Anvarovich
Доктор экономических наук, кандидат технических наук, академик
Российской академии естественных наук,
заведующий кафедрой концептуального анализа и проектирования МФТИ, директор Центра инноваций и высоких технологий «КОНЦЕПТ»
kuchkarov@acconcept.ru
Шумилин Дмитрий Евгеньевич
Shumilin Dmitry Evgenyevich
Аспирант кафедры концептуального анализа и проектирования ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт (государственный
университет)»
DShumilin@acconcept.ru
Кузнецова Евгения Борисовна
Kuznetsova Evgeniya Borisovna
Магистрант кафедры концептуального анализа и проектирования ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт (государственный
университет)»
ekuznetsova@acconcept.ru
Дербенцев Дмитрий Дмитриевич
Derbentsev Dmitry Dmitrievich
Магистрант кафедры концептуального анализа и проектирования ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт (государственный
университет)»
dderbentsev@acconcept.ru Кузива Татьяна Дмитриевна Kuziva Tatyana Dmitrievna
Магистрант кафедры концептуального анализа и проектирования ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт (государственный
университет)»
tdk@acconcept.ru
Аннотация
В данной статье представлен подход к реинжинирингу системы исполнительной власти. Подход основан на модели системы полномочий и обеспечивает разработку таких проектов совершенствования, благодаря которым система будет содержать меньше дефектов и стремиться к полной и непротиворечивой. Реинжиниринг полномочий является одним из направлений проведения Экологической реформы в Российской Федерации. Реформой предусмотрен постепенный переход от сложившейся за последние 20 лет системы к системе, спроектированной с учетом обстоятельств государства, бизнеса и населения.
Abstract
This article presents the approach to the reengineering of the state executive branch system. The approach is based on the model of the system of powers. It ensures the improvement due to which the powers system will be less defective and will strive to become complete and consistent. Reengineering of powers is one of the directions of the implementation of the Environmental Reform in the Russian Federation. The goal of the reform is gradual transition from the existing messy
system to an ideal system designed considering the current circumstances of the state, business and people.
Ключевые слова
Система полномочий, реинжиниринг полномочий, экологическое отношение, система исполнительной власти, системный подход, государственное управление.
Keywords
System of powers, reengineering of powers, ecological relations, executive branch, system approach, public administration.
Введение
Существующая в Российской Федерации система полномочий сложилась в результате многократных изменений, в связи с которыми содержит множество дефектов. Дефекты в распределении полномочий и сфер деятельности приводят к конфликтам интересов и неэффективности органов исполнительной власти.
Проведение Экологической реформы в Российской федерации невозможно без качественных изменений в исполнительной власти. Поэтому одним из направлений реформы является Реинжиниринг полномочий. Реинжиниринг состоит в анализе сложившейся системы и локальных совершенствованиях найденных недостатков. Реинжиниринг полномочий позволит устранить недостатки и выработать механизмы для будущего распределения полномочий, не порождающие дефекты.
Основная часть
Описание системы полномочий федеральных органов исполнительной власти
Принципы системы государственного управления
Государственное управление в Российской Федерации осуществляется через деятельность органов исполнительной власти. Для совершенствования
системы полномочий рассмотрены полномочия органов исполнительной власти федерального уровня. Каждый из таких органов находится в ведении Правительства или Президента РФ.
Типы органов исполнительной власти, функции государственного управления и их распределение по типам органов определены указом Президента РФ [2]. Согласно Указу, исполнительная власть на федеральном уровне представлена Министерствами, Службами и Агентствами.
Службы и Агентства могут быть подведомственны как Министерствам, так и напрямую Правительству или Президенту РФ. Сфера экологических отношений относится к сферам ведения Правительства РФ [6, ст. 18] и подведомственных Правительству органов исполнительной власти.
Сферы государственного регулирования определяются федеральными законами РФ. Для каждой сферы в соответствующем федеральном законе определены полномочия по её регулированию. Сфера экологических отношений ограничивается в положениях девяти федеральных законов, наиболее общим из которых является закон «Об охране окружающей среды»
[5].
Процедуры исполнения полномочий ФОИВ зафиксированы в Административных регламентах исполнения государственных функций и оказания государственных услуг.
Иллюстрация системы полномочий ФОИВ РФ приведена на рис. 1.
ФщДЦр*Л[1||!:|И ИКОН «О '1 ПолйНЛНЩ 0 ФОИ:>
Полномочия Сф£ ра деятельности
г-^ -
\ 1
Федеральный закон "оложенш о псЕнедгмстнечноы ФОНЕ1
Сфера деятельности
-V -
Адмш- тсгржтнримй
рЕгламен-
ПОЛНОМОЧИЕ
ДдмннЦ(Тр»Ти»ны^
регламеь~
Полнемочм
Рис.1 Схема системы полномочий ФОИВ
Органы власти, вовлечённые в сферу экологического регулирования
В перечень ФОИВ, регулирующих экологические отношения, вошли органы, которым переданы полномочия «экологических» федеральных законов, и иные органы, в Положениях о которых содержатся полномочия по регулированию рассматриваемой сферы.
Регулирование экологическими правоотношениями делегировано двенадцати ФОИВ:
— Государственная служба защиты растений;
— Министерство природных ресурсов;
— Министерство сельского хозяйства;
— Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
— Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
— Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
— Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
— Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
— Федеральное агентство водных ресурсов;
— Федеральное агентство лесного хозяйства;
— Федеральное агентство по недропользованию;
— Федеральное агентство по рыболовству.
Орган исполнительной власти, обладающий целостным набором полномочий по регулированию сферы экологических отношений, в Российской Федерации отсутствует.
Подход к определению полномочий ФОИВ
Под полномочием понимается обязанность органа исполнительной власти выполнять определенные действия. Обязанность делегирована полномочным на то органом власти (Правительством РФ или Министерством) и зафиксирована в виде нормы нормативно-правового акта (НПА).
Основным НПА, содержащим полномочия ФОИВ, является Положение об этом ФОИВ. Как правило, Положения содержат открытый перечень полномочий, на что обычно указывает формулировка «... и иные полномочия в установленной сфере деятельности».
Иными являются полномочия, зафиксированные в прочих НПА, например, в государственных программах. Иные полномочия не вносятся в Положение о ФОИВ поправками к нему, а их полный перечень отсутствует. Полномочия, определенные вне Положения при реинжиниринге названы «распылёнными» (в нормативно-правовом поле). В ходе анализа сферы экологического регулирования сформирован полный перечень НПА,
содержащих «распылённые» полномочия каждого ФОИВ, и полные перечни содержащихся в них «распылённых» полномочий.
Разработка предложений по реинжинирингу системы полномочий требует реконструкции и анализа всей системы, а не отдельных полномочий органов. Требования к формулировкам полномочий не зафиксированы в НПА, в связи с чем одно полномочие может содержать несколько действий ФОИВ по отношению к одному объекту, одно действие по отношению к нескольким объектам или даже несколько несвязанных действий по отношению к разным объектам.
Для количественного анализа полномочий разных ФОИВ введено понятие «простого» полномочия. Простое полномочие — это полномочие вида «одно действие по отношению к одному объекту (действия)». Введение простого полномочия позволяет сравнивать объемы делегированных полномочий ФОИВ одного типа.
«Экологические» полномочия делятся на природоохранные и природоресурсные. Полномочия по регулированию таких действий человека в отношении природы, которые вызывают её изменение и последствия для другого человека, названы природоохранными. Остальные полномочия (регулирующие взаимодействие человека с природой) считаются природоресурсными.
Интерес представляют количественные характеристики системы государственных полномочий, которые позволяют оценить объем и сложность реинжиниринга полномочий органов власти в сфере экологического регулирования и предстоящей Экологической реформы.
Рассмотрены следующие количественные характеристики:
— количество органов власти, уполномоченных в сфере регулирования экологических отношений — общий объем
реинжиниринга системы государственного регулирования сферы экологических отношений;
— количество органов, имеющих полномочия по управлению объектами экологических отношений — объем контроля содержания реформы;
— доля полномочий природоохранных и природоресурсных — к
какой сфере регулирования тяготеет орган власти для разделения ФОИВ на природоохранные и природоресурсные в рамках Экологической реформы;
— число НПА, содержащих «распыленные» полномочия — в
зависимости от ФОИВ. Всего 2357 «распыленных» полномочий;
— количество скрытых полномочий — сложность контроля и актуализации существующих полномочий органов власти;
Доля простых полномочий в общем количестве исходных полномочий, из которых они получены — коэффициент, позволяющий оценить общее число полномочий ФОИВ.
Значения этих характеристик, в том числе, в графической форме, представлены ниже.
140 -
120 -
100
80 -
60 -
40
20 -12
0
¿Г
42 42
Число НПА содержащих скрытые полномочия
83
77 77 78
llll
У
* Я^
J1
* У .У
Ж
/ У
У
ж
Рис.2. Число НПА, содержащих «распыленные» полномочия, в зависимости от органа власти, всего — 782
Доли природоохранных и природоресурсных полномочий в общем числе
0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0
11 * J i J I-. * л l.-l ' J" лЯ 1.1
✓ S
/ S /
Доля природоохранных полномочий
ж <е <
У ^
Доля природорусрсных понломочий
132
Рис.3. Доли природоохранных и природоресурсных полномочий в общем числе полномочий, в зависимости от органа власти
Количество скрытых полномочий
600 -
500 -
400 „„ 349
300 258
200
100 56 29 84 49 36 157319 И 2313
73 .... 96 9 0 84
8 8 1
1
96 90 -
38 42 ■ 1 10 29 23 2 ■ 20 19 6
/ У J / / / d У f
У У .У У / У
о
^ &
«Г ^ Л»'
/ / / / / ' * / «
я® 4 я° я® «г
■ Природоохранные ■ Природоресурсные ■ Смешанные ■ Общее число скрытых
Рис.4. Количество скрытых полномочий, в зависимости от органа власти
Отношение прямых и скрытых полномочий
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
У У # У /
/ / / / /У
■ Общее число скрытых ■ Общее число прямых
Рис.5. Отношение прямых и скрытых полномочий, в зависимости от органа власти
Квалификация действующей системы полномочий ФОИВ в сфере экологического регулирования.
Сложившаяся система полномочий ФОИВ в сфере регулирования экологических отношений рассмотрена с точки зрения полноты (достаточности элементов системы), неизбыточности и непротиворечивости.
Достаточным считается выполнение всех государственных функций в каждой сфере деятельности, определенной федеральными законами. Неизбыточность состоит в том, что каждый ФОИВ выполняет только те полномочия, которые соответствуют его типу (Министерство, Агентство или Служба), а значит только его набору государственных функций. Непротиворечивость заключается в отсутствии пересечений сфер деятельности
245
неподведомственных ФОИВ и уникальности каждого полномочия (отсутствии дублирования).
Сферы деятельности ФОИВ заданы Положениями о ФОИВ и не связаны со сферами, определенными в «экологических» федеральных законах. Сферы определены размыто и в большинстве случаев открыто. Для Министерства природных ресурсов и экологии одной из установленных сфер деятельности является «гидрометеорология и смежные с ней области». При этом смежные гидрометеорологии области в Положении о Министерстве не определены.
Фактически сфера деятельности ФОИВ задается набором всех его полномочий. При этом в разделе «Полномочия» положений о ФОИВ сферы не выделяются, поэтому оценить полноту покрытия сфер полномочиями затруднительно.
Для дальнейшего анализа полномочия двенадцати ФОИВ сгруппированы по сферам деятельности. Сфера деятельности каждого ФОИВ выделена как совокупность объектов действий всех его полномочий.
Найдены объекты, не регулируемые никаким ФОИВ. Например, водные биологические ресурсы, находящиеся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенные в Красную книгу Российской Федерации, не входят в сферу регулирования ни Министерства природных ресурсов и экологии, ни Министерства сельского хозяйства РФ.
Выявлены пересечения сфер деятельности неподведомственных ФОИВ. Выделенная на основе изученных текстовых формулировок полномочий сфера деятельности Министерства природных ресурсов и экологии не равна объединению сфер деятельности подведомственных ему Служб и Агентств.
В части полномочий объект действия задан родовым понятием и уточнён одним из видовых. Например, «мониторинг загрязнения окружающей природной среды, в том числе регулирование радиационного контроля и мониторинга». При этом дополнительно не поясняется, что входит в объект действия кроме упомянутого радиационного контроля и мониторинга.
Административные регламенты, описывающие порядок исполнения ряда полномочий, отсутствуют.
Существующие механизмы изменения системы полномочий ФОИВ
Механизмы изменений системы полномочий ФОИВ
Согласно действующей системе государственного регулирования полномочия могут быть изменены:
— органами исполнительной власти. ФОИВ может изменять административный регламент исполнения полномочия.
— министерствами, которые могут изменять административный регламент исполнения полномочий.
— Правительством РФ. Правительство может изменять структуру системы ФОИВ, сферу деятельности определенного ФОИВ и полномочия подведомственных ему ФОИВ;
— Правительством РФ на основании ФЗ или Указа Президента РФ могут быть изменены сферы деятельности и полномочия ФОИВ.
Правительство РФ занимается только реализацией решений в соответствии с федеральными законами или Указами Президента РФ. Организационные формы, которые занимаются разработкой решений по изменениям системы полномочий, отсутствуют.
Процедуры внесения изменений в систему полномочий ФОИВ
Законотворческая деятельность Правительства РФ осуществляется в двух направлениях: внесение изменений в законодательство заинтересованными лицами и разработка законопроектов по инициативе Правительства.
В первом случае проекты изменений направляются в федеральные министерства и другие ФОИВ на рассмотрение. Во втором — законотворчество осуществляется в соответствии с планами законопроектных работ и программами Правительства по разработке законопроектов.
Существующие процедуры таковы, что работа по совершенствованию системы полномочий не производится. Изменяются только границы сфер деятельности и уточняются формулировки полномочий. Отсутствует целостное управление всей системой полномочий.
Не проводится мониторинг качества системы полномочий, отсутствуют механизмы устранения дефектов существующей системы.
Не определен государственный орган, ответственный за совершенствование системы полномочий исполнительной власти. Нет организационных форм для разработки предложений по совершенствованию. Вышеперечисленное справедливо не только для регулирования экологических отношений, но и для остальных сфер, регулируемых исполнительной властью.
Проводится сокращение административных барьеров, которое является нижним уровнем системы полномочий.
Операции изменения модели системы полномочий
Операциями изменения системы являются операции работы с множествами — добавление, изменение или удаление элемента. Множествами являются множество государственных функций, ФОИВ, сфер деятельности и самих полномочий.
Проведен анализ изменения полномочий ФОИВ, регулирующих экологические отношения. Всего в полномочия двенадцати «экологических» ФОИВ внесено 874 изменения (95 постановлений Правительства РФ). Нормативное основание для внесения изменения указывалось только для 25% изменений. В среднем, Положение о ФОИВ изменялось 12 раз. 14 полномочий изменялись не менее 3 раз, из них 2 — 4 раза.
Проекты совершенствования системы полномочий ФОИВ в сфере государственного экологического регулирования
Требования к системе полномочий государственных органов исполнительной власти
Как описано ранее, идеальная система полномочий должна быть полной, неизбыточной и непротиворечивой. При рассмотрении системы полномочий с точки зрения множеств должны выполняться следующие правила:
— объединение сфер деятельности «экологических» органов составляет сферу экологических отношений без пробелов;
— сферы деятельности органов, выполняющих одинаковые государственные функции, не пересекаются;
— государственные функции, выполняемые органом исполнительной власти, соответствуют его типу;
— в каждой сфере деятельности выполняются все государственные функции;
— все сферы деятельности имеют указания на федеральные законы, в которых они определены;
— если сфера деятельности разбивается на сферы деятельности (например, в случае подведомственных ОИВ), то такое разбиение должно быть без пробелов и пересечений;
— все полномочия, выполнение которых есть услуга физическим и юридическим лицам, имеют Административный регламент оказания государственной услуги;
— все полномочия по взаимодействию с другими органами для целей государственного управления имеют Административный регламент исполнения государственной функции;
— сферы деятельности Министерства в сумме совпадают (в объединении) со сферами деятельности подведомственных ему Агентств и Служб.
Совершенствование системы полномочий на основе оценок качества нормоприменения субъектами экологического регулирования
Подход состоит в оценке субъектами экологических отношений (например, представителями промышленности), качества действующей системы полномочий и выявлении проблем на основе данной оценки. Примерами проблем являются излишняя затрата ресурсов на юридические процедуры, повышенные риски при осуществлении деятельности, неопределённость в решениях регулирующих органов.
Сбор информации о проблемах среди представителей промышленности и экспертов в сфере промышленной экологии позволил выявить дефекты в нормативно-правовой базе. Из них выделены дефекты системы полномочий, после чего подобраны необходимые изменения сфер деятельности и полномочий ФОИВ. Симптомы неэффективности, проблема и предлагаемые решения по совершенствованию объединены в Проект совершенствования системы полномочий для каждого обнаруженного дефекта.
Каждый Проект совершенствования системы полномочий содержит описание и оценку состояния регулирования — проблему, идею-предложение по устранению недостатков — изменение нормативно-правовой базы, оценку эффекта от предлагаемых изменений. Предлагаемые изменения охарактеризованы с точки зрения модели системы полномочий ФОИВ, а также указано, в какие нормативно-правовые акты предлагается внести изменения и полномочия каких ФОИВ затрагиваются предлагаемыми изменениями.
В рамках подхода, проект совершенствования системы полномочий содержит:
— проблему состояния системы полномочий: симптомы, причины и последствия для субъектов бизнеса,
— идею устранения проблемы в системе полномочий,
— оценку эффекта от изменений, предлагаемых в соответствии с идеей,
— характер вносимых изменений в существующую систему полномочий,
— затрагиваемые изменениями нормативно-правовые акты и ФОИВ.
Для вносимых изменений должны быть разработаны проекты изменений нормативно-правовых актов — приказов и постановлений Правительства РФ и ФОИВ, федеральных законов.
Совершенствование системы полномочий на основе федерального законодательства
Подход состоит в поиске и выявлении дефектов системы полномочий, связанных с несоответствием полномочий ФОИВ нормам федеральных законов, определяющих полномочия и сферы деятельности ФОИВ. Основные типы дефектов, выявленные в рамках этого подхода:
— отсутствие полномочия у ФОИВ, ответственного за него согласно федеральному закону,
— исполнение полномочий в отношении части объектов сферы деятельности, определённой в федеральном законе.
Проведено сопоставление полномочий, определенных федеральными законами и полномочий органов исполнительной власти. Для рассмотрения выбран федеральный закон «Об охране окружающей среды» [5], как определяющий и охватывающий большую сферу экологических правоотношений.
Изучение закона показало, что полномочия содержит не только Статья 5 «Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды», но и остальные статьи закона. Объем полномочий федерального закона — 58 полномочий.
Сопоставление полномочий проведено следующим образом:
— полномочия ФЗ и 12 «экологических» ФОИВ приведены к виду наборов простых полномочий;
— среди полномочий ФОИВ и полномочий ФЗ найдены совпадающие. Такие полномочия не создают дефекты в системе полномочий;
— в оставшихся наборах простых полномочий найдены похожие;
— для похожих полномочий проведено сравнение действия и объекта действия.
Результатом описанного сопоставления двух наборов полномочий является типология дефектов системы полномочий. Эти дефекты являются точками несогласованности федерального законодательства и правительственного распределения полномочий, выполняемых ФОИВ.
Выявлены следующие основные типы дефектов системы полномочий:
— полномочие выполняется в части сферы деятельности;
— одно из действий полномочия не осуществляется;
— полномочие не выполняется;
— полномочие вводится в будущем;
— полномочие расширено за область действия закона.
Для устранения дефектов разработаны типовые решения. Выделено два способа устранения дефектов: внесение изменений в законодательство и внесение изменений в Положения о ФОИВ.
Первый способ состоит в исключении норм из законодательства, второй — в добавлении норм в Положения о ФОИВ. Для реинжиниринга системы выбран второй способ, с помощью которого разработаны проекты нормативно-правовых актов, вносящих изменения.
Возможные направления совершенствования системы полномочий органов исполнительной власти
Дальнейшим совершенствованием системы полномочий является развитие модели этой системы. Предлагаемые направления развития уточняют структуру систему полномочий органов исполнительной власти.
Прежде всего необходимо разделение природоохранных и природоресурсных полномочий между разными ФОИВ. Природоохранные и природоресурсные функции государства направлены на достижение различных целей. В связи с этим, передача полномочий двух типов одному органу власти (сейчас — Министерству природных ресурсов и экологии РФ) неизбежно ведёт к внутреннему конфликту и невыполнению одной из функций.
Вариантом развития может быть разделение функций планирования, управления и мониторинга между разными ФОИВ. Предлагается следующее закрепление функций:
— целеполагание — Министерство — полномочия Министерства должны охватывать целеполагание всей сферы экологических отношений;
— целедостижение — Агентство — полномочия Агентств в сфере регулирования экологических отношений должны охватывать все функции управления по достижению целей в сфере экологических отношений;
— надзор — Служба — полномочия Служб в сфере регулирования экологических отношений должны охватывать все функции надзора за целеполаганием и целедостижением.
Важнейшим направлением развития системы полномочий является переход к регулированию, основанному на модели Экологического отношения. Развитие в этом направлении потребует реорганизации системы органов исполнительной власти, но при этом будет согласовано с планируемым ко введению Экологическим кодексом.
Заключение
Исследование сложившейся системы полномочий федеральных органов исполнительной власти в РФ показало, что для перехода к совершенствованию необходим полный охват всей системы. Такой охват невозможен при отсутствии структурированных сведений о полномочиях ФОИВ — Государственного реестра полномочий ФОИВ.
В связи с частыми внесениями изменений в Положения о ФОИВ и утверждением государственных программ, Реестр полномочий должен регулярно обновляться. Государственный реестр полномочий должен стать неотъемлемой частью разработки и совершенствования нормативно-правовой базы РФ.
В работе предложены и использованы новые понятия: «распыленные» полномочия, «простые» полномочия, которые дали возможности описать систему полномочий органов власти.
Разработанные и примененные подходы, основанные на работе с множествами элементов, позволяют перенести опыт совершенствования со сферы экологического регулирования на другие сферы государственного регулирования РФ.
Совершенствование системы полномочий является одним из этапов Экологической реформы, а именно предшествующим введению Экологического кодекса. Исследование системы полномочий только в сфере экологических отношений показало, что реинжиниринг действующей системы полномочий, а в перспективе Экологическая реформа, требуют существенных
ресурсов на преодоление неполноты, неточности и неопределённости сферы экологического регулирования.
Библиографический список
1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 21.07.2014 г.) Дата обновления: 21.07.2014. Доступ из системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Аналитик / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». Версия от 29.04.2017.
2. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти [Текст] указ Президента Рос. Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 [Электронный ресурс] Дата обновления: 07.12.2016. Доступ из системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Аналитик / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». Версия от 29.04.2017.
3. Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации [Текст] постановление Правительства РФ от 11 ноября 2015 г. № 1219 [Электронный ресурс] Дата обновления: 24.11.2016 Доступ из системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Аналитик / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». Версия от 29.04.2017.
4. О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации [Текст] постановление Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 450 [Электронный ресурс] Дата обновления: 25.11.2016 Доступ из системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Аналитик / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». Версия от 29.04.2017.
5. Об охране окружающей среды: федер. закон Рос. Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ [Электронный ресурс] : принят Гос. Думой Рос.
Федерации 20 дек. 2001 г., одобр. Советом Федерации Рос. Федерации 26 дек. 2001 г. Дата обновления: 03.07.2016. Доступ из системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Аналитик / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». Версия от 29.04.2017.
6. О Правительстве Российской Федерации [Текст] федер. Конст. закон от 17 дек. 1997 г. № 2-ФКЗ [Электронный ресурс] : принят Гос. Думой Рос. Федерации 11 апреля 1997 г., одобр. Советом Федерации Рос. Федерации 14 мая 1997 г. Дата обновления: 28.12.2016. Доступ из системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Аналитик / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». Версия от 29.04.2017.
7. Кучкаров З.А. Методы концептуального анализа и синтеза в теоретическом исследовании и проектировании социально-экономических систем / Учебное пособие. В 2-х т. - Т. 1. Методология концептуального анализа и синтеза. Методология концептуального проектирования систем организационного управления. Организационное консультирование. 3-е издание, дополненное и исправленное. - М.: Концепт, 2008. - 264 с.
8. Кучкаров З.А. Методы концептуального анализа и синтеза в теоретическом исследовании и проектировании социально-экономических систем / Учебное пособие. В 2-х т. - Т. 2. Альбом концептуальных схем. 3-е издание, дополненное и исправленное. -М.: Концепт, 2008. - 236 с.
9. Кучкаров З.А. и др. Исследование социально-экономических систем //Методология. Теория. Следствия. — М.: Концепт. - 2007.
10. Пономарёв И.Н. Введение в математическую логику и роды структур: Учебное пособие. — М.: МФТИ, 2007. — 244 с.