ДОГОВОРНОЕ ПРАВО
DOI:10.24412/2224-9125-2022-5-30-33 ЕЛФИМОВ Дмитрий Дмитриевич,
NIION: 2021-0079-5/22-039 студент магистратуры по направлению
MOSURED: 77/27-025-2022-05-039 «Международный менеджмент» ФГБОУ ВО
«Российский университет дружбы народов», г. Москва,
e-mail: 1032175042@pfur.ru.
Научный руководитель: ЕФРЕМОВ Виктор Степанович,
Д.э.н., профессор, заведующий кафедрой менеджмента экономического факультетаРУДН, г. Москва, e-mail: efremov-vs@rudn.ru
РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК
Аннотация. В статье определяется роль реинжиниринга бизнес-процессов в логистической компании в условиях изменения цепей поставок.Выявляется сущность и понятие реинжиниринга бизнес-процессов, ставится акцент на том, что рассматриваемая технология нацелена не на изменение компании или ее отдельных структур, а на переформатирование бизнес-процессов. Выделяются такие задачи реинжиниринга бизнес-процессов, как снижение стоимости логистических операций, сокращение времени движения материального потока, повышение качества логистических операций, что в целом приводит к сокращению издержек и повышению экономических показателей деятельности компании в условиях кризисных тенденций.
Ключевые слова: реинжиниринг, логистика, цепи поставок, бизнес-процессы, логистическая компания
ELFIMOV Dmitry Dmitrievich,
master's student in International Management, FSBEI HE "Russian University of Peoples' Friendship," Moscow
Supervisor: EFREMOV Viktor Stepanovich
D.E.N., Professor, Head of the Department of Management, Faculty of Economics, RUDN University, Moscow
RE-ENGINEERING OF BUSINESS PROCESSES IN THE LOGISTICS COMPANY IN THE CONTEXT OF CHANGING SUPPLY CHAINS
Annotation. The article defines the role of business process reengineering in a logistics company in the context of changing supply chains. The essence and concept of business process reengineering is revealed, the emphasis is placed on the fact that the technology under consideration is aimed not at changing the company or its individual structures, but at reformatting business processes. There are such tasks of business process reengineering as reducing the cost of logistics operations, reducing the time of movement of material flow, improving the quality of logistics operations, which generally leads to a reduction in costs and an increase in the economic performance of the company in a crisis.
Key words: reengineering, logistics, supply chains, business processes, logistics company
Введение. В условиях серьезных экономических, технологических, экологических, кадровых, управленческих, законодательных и прочих изменений, с которыми современные компании сталкиваются в последние годы, растет интерес руководства к совершенствованию систем управ-
ления компанией, в том числе регулированию и оптимизации отдельных бизнес-процессов. В этой связи повышается актуальность реинжиниринга как технологии радикального перепроектирования процессов в компании для достижения революционных изменений в показателях эффек-
тивности организационной деятельности. Основное отличие реинжиниринга бизнес-процессов от других управленческих технологий состоит в том, что объектом реинжиниринга являются не сама компания или ее отдельные подразделения, а бизнес-процессы - деятельность, происходящая в компании или отдельных ее отделах или структурах.
Так как реинжиниринг является практическим инструментом управления компанией, к сегодняшнему дню теоретико-методологическая база проработана недостаточно. Среди авторов, которые в последние годы посвятили свои работы вопросам реинжиниринга бизнес-процессов, можно особенно выделить Давенпорта Т. [1], Хам-мера М.[2], Чампи Дж. [3], а также российских исследователей, таких, как: Абдикеев Н.М. [4], Данько Т.П. [4], Абдуллаева Т.К. [5], Гамидуллаев Р.Б. [5], Григорян К.Г. [6], Очкур Г.В. [7] Тем не менее, следует отметить, что публикации, затрагивающие аспекты данной технологии в логистических компаниях, немногочисленны.
Сущность реинжиниринга бизнес-процессов. Впервые термин «реинжиниринг бизнес-процессов» (от англ. business process reengineering, BPR) был введен Майклом Хаммером в 1990 году [2]. Он определял цель данной технологии как достижение коренных улучшений ключевых показателей деятельности компании, а именно цены, качества, обслуживания и темпов развития через фундаментальное перепроектирование бизнес-процессов. Хаммер подчеркивал, что реинжиниринг бизнес-процессов является революционной технологией в управлении компанией, потому что превращает управление в инженерную работу. К настоящему времени данная технология широко распространилась в крупнейших компаниях по всему миру.
Сущность технологии реинжиниринга бизнес-процессов может быть рассмотрена также через ключевые принципы, а именно: принцип приоритетности процессов, при котором решаются сначала ключевые, приоритетные, задачи; организация деятельности компании не вокруг
задач, а вокруг результатов; комбинирование параллельных функций, а не только результатов; выстраивание процессов, над которыми осуществляется постоянный контроль; получение информации преимущественно у первоисточника и пр. [6]
Роль реинжиниринга бизнес-процессов для логистических компаний. В условиях кризисных тенденций, которые сложились в мире с началом пандемии нового коронавируса Covid-2019, и как следствие закрытии стран, объявлении локдау-нов и приостановки деятельности многих предприятий, в мире назрел серьезный логистический кризис. Он явился причиной кардинального изменения цепей поставок для многих компаний, в том числе и для логистических фирм. Кроме того, ситуация, сложившаяся с последствиями военной операции, проводимой Россией на территории Украины с февраля 2022 года, в результате чего были объявлены жесткие антироссийские санкции, еще больше усугубила этот кризис. Стало очевидно, что для логистических компаний, которые серьезно пострадали при кризисе, растет значение революционных технологий управления, которые позволят выйти из кризиса с минимальными потерями.
В настоящее время реинжиниринг бизнес-процессов применяется преимущественно в следующих случаях: когда вокруг компании сформированы неблагоприятные тенденции или негативные тенденции прослеживаются во внутренней среде; при необходимости компании вести агрессивную стратегию (в случае, например, завоевания новых рынков); при дифференциации продукта, при котором растет необходимость расширения количества бизнес-процессов; при реализации компанией инновационных проектов; в условиях кризиса, при котором компания должна в предельно короткие сроки полностью изменить подход к управлению бизнес-процессами с целью сохранения своего присутствия на рынке. Так, в общем виде можно выделить три категории компаний, которым необходим реинжиниринг бизнес-процессов (табл. 1).
Таблица 1 - Необходимость реинжиниринга бизнес-процессов для современных компаний
№ Компании Характеристика состояния Цель
1 Компании в состоянии глубокого кризиса Высокие издержки, низкие показатели финансово-хозяйственной деятельности, неконкурентоспособность продукции Предотвращение угрозы разорения
2 Компании с нестабильными темпами развития Имеется тенденция к ухудшению показателей деятельности, появление сильных конкурентов Стабилизация состояния компании
Максимальный отрыв от
3 Успешно и динамично Стабильные темпы развития, большая конкурентов и формирование
развивающиеся компании доля на рынке уникальных конкурентных преимуществ
Источник: составлено автором на основе: [6]
Основной целью реинжиниринга логистических бизнес-процессов сегодня является достижение целостного, системного моделирования и реорганизации сервисных, финансовых и информационных потоков [8]. При изменении цепей поставок руководству логистической компании важно оперативно осуществить перепроектирование тех процессов, которые оказались неэффективными в настоящих условиях. Так, при радикальном переформатировании процессов в логистике, можно добиться снижения стоимости логистических операций, сократить время движения материального потока, повысить качество логистических операций и пр.
При реализации процедуры реинжиниринга бизнес-процессов для логистической компании необходимо: определить последовательность выполняемых логистических операций, которая приведет к сокращению длительности цикла производства до цикла обслуживания клиентов; выделить проблемы, препятствующие нерациональному использованию ресурсов (материальных, технических, информационных, управленче-
ских) в логистических процессах; выстроить адаптивные логистические процессы, нацеленные на приспособления к изменившимся условиям и пр.
Заключение. В условиях мирового логистического кризиса, с которым столкнулись компании по всему миру и который привел к серьезному изменению цепей поставок, для логистических компаний становится важным вопрос глубокого переформатирования бизнес-процессов с целью удержания своих позиций на рынке. Реинжиниринг бизнес-процессов для логистической компании в целом позволяет сократить издержки, повысить эффективность функционирования систем логистики, усилить позиции компании на нестабильном рынке. Данная технология может использоваться не только при кризисных ситуациях, но и для вполне успешно развивающихся компаний. Однако наиболее актуальным реинжиниринг бизнес-процессов является для компаний в состоянии кризиса, в каком к сегодняшнему дню оказались многие логистические компании по всему миру.
Список литературы:
[1] Davenport T. Process innovation: reengineering work through information technology. - Boston, Mass.: Harvard Business School Press, 1993. - 337p.
[2] Хаммер М. Быстрее, лучше, дешевле: Девять методов реинжиниринга бизнес-процессов / М. Хаммер. - М.: Альпина Пабл., 2012. - с. 73.
[3] Хаммер, М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе. 4-е изд. -М.: Мир, 2019. - 288 с.
[4] Абдикеев, Н.М. Реинжиниринг бизнес-процессов / Н.М. Абдикеев, Т.П. Данько, и др.. - М.: Эксмо; Издание 2-е, испр., 2019. - 590 с.
[5] Абдуллаева Т.К., Гамидуллаев Р.Б. Сравнительные характеристики реинжиниринга в системе экономических категорий науки управления // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2020 - №3 - С.30-33.
[6] Григорян К.Г. Теоретические основы реинжиниринга бизнес-процессов // Вестник науки. -2021. - №8 (41). Т.3. - С.9-13
[7] Очкур Г.В. Реинжиниринг бизнес-процессов компании //Актуальные проблемы современности: наука и общество. - 2019. - №1. - С.23-27
[8] Шульженко Т.Г. Методологический подход к реинжинирингу логистических бизнес-процессов в транспортных цепях при внедрении технологии смарт-контрактов // Управленческие науки. №10(2)-2021. - С.53-66
Spisok literatury:
[1] Davenport T. Process innovation: reengineering work through information technology. - Boston, Mass.: Harvard Business School Press, 1993. - 337p.
[2] Hammer M. Bystree, luchshe, deshevle: Devyat' metodov reinzhiniringa biznes-processov/ M. Hammer. - M.: Al'pina Pabl., 2012. - s. 73.
[3] Hammer, M., CHampi D. Reinzhiniring korporacii. Manifest revolyucii v biznese. 4-e izd. - M.: Mir, 2019. - 288 c.
[4] Abdikeev, N.M. Reinzhiniring biznes-processov / N.M. Abdikeev, T.P. Dan'ko, i dr.. - M.: Eksmo; Izdanie 2-e, ispr., 2019. - 590 s.
[5] Abdullaeva T.K., Gamidullaev R.B. Sravnitel'nye harakteristiki reinzhiniringa v sisteme ekonomich-eskih kategorij nauki upravleniya // Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universi-teta. Obshchestvennye i gumanitarnye nauki. 2020 - №3 - S.30-33.
[6] Grigoryan K.G. Teoreticheskie osnovy reinzhiniringa biznes-processov // Vestnik nauki. - 2021. - №8 (41). T.3. - S.9-13
[7] Ochkur G. V. Reinzhiniring biznes-processov kompanii //Aktual'nye problemy sovremennosti: nauka i obshchestvo. - 2019. - №1. - S.23-27
[8] SHul'zhenko T.G. Metodologicheskij podhod k reinzhiniringu logisticheskih biznes-processov v transportnyh cepyah pri vnedrenii tekhnologii smart-kontraktov // Upravlencheskie nauki. №10(2)- 2021. -S.53-66
'■smmmmmmmmmmmmms^^