Научная статья на тему 'Реинжиниринг бизнес-процессов сбыта с использованием методологии моделирования IDEF0'

Реинжиниринг бизнес-процессов сбыта с использованием методологии моделирования IDEF0 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
462
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Н. В. Фирсова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реинжиниринг бизнес-процессов сбыта с использованием методологии моделирования IDEF0»



Н. В. Фирсова,

ЗАО ТДГМК

РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ СБЫТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДО-

В настоящее время стало очевидным, что конкурентоспособность любого предприятия зависит в первую очередь от качества его продукции и соизмеримости ее цены с предлагаемым качеством, т.е. от того, в какой степени продукция предприятия удовлетворяет запросам потребителей. При этом в понятие качества продукта уже давно включено и сопутствующее ему качество обслуживания клиента.

Пока скорость реакции конкурента на запросы потребителей выше, Ваша организация без рабочей модели обеспечения надлежащего качества с минимальными издержками будет "катиться вниз" по наклонной плоскости и вы будете тратить ресурсы на неэффективные действия.

Единственный выход - умение "угадывать" запросы потребителей и оперативно управлять качеством продукции в зависимости от изменяющихся запросов. Таким образом, ключевыми акцентами деятельности организации становятся:

• Акцент на потребителя

• Акцент на постоянное совершенствование

В данном свете на первый план выдвинулись процессный и системный подходы как основополагающие элементы менеджмента в организации.

Являясь сложной системой (многогранной по форме и содержанию), организация как совокупность взаимосвязанных компонентов может быть представлена самостоятельными, законченными "проекциями", количество которых определяется потребностями и задачами менеджмента.

Таким образом, базовым начинает выступать бизнес-процесс, актуализированное описание которого становиться необходимым инструментом его контроля и возможности последующего изменения (реорганизации) с целью повышения эффективности существующего бизнеса.

Исходя из вышеназванного, следуя типовому плану реинжиниринга бизнес-процессов (РБП), после составления списка всех процессов отдельно взятого для исследования предприятия был выбран процесс, наиболее приоритетный для изменений. Подразделением, которого в первую очередь коснулись изменения в обозреваемом проекте, стала служба сбыта.

Неудовлетворительные результаты диагностики существующих бизнес - процессов (низкая предварительная оценка существующего уровня обслуживания клиентов, выявление комплекса соответствующих проблем, подлежащих устранению) показали непригодность существующих процессов и необходимость их реорганизации.

ЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ IDEF0

Экономика, Статистика и Информатика

№3, 2005

■ ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА

Кроме того, этому способствовало изменение стратегии компании (переход к стратегии качественного закрепления на существующих ранках, посредством роста качества продукта и качества логистического обслуживания клиентов; инициализация и сосредоточение усилий в сторону неценовой конкуренции на рынке и поклиентной дифференциации сфер сбыта)

Основные идеи, которые были положены в основу проекта изменений:

переход к ритмичной работе производства (как средству ускорения скорости прохождения заявки потребителя и точности ее исполнения) с одновременной регламентацией обоснованных норм остатков товаров на складе готовой продукции

• четкое разделение функций между отделами автоматизация процесса обслуживания клиента

• переход к процессному подходу управления и регулярному менеджменту в рамках внедряемой системы менеджмента качества (СМК).

Перечень данных изменений требовал кардинальных преобразований, поэтому выбор был остановлен именно на РБП как инструменте коренных преобразований.

Для описания новых процессов верхнего уровня (в 3-х уровнях ее декомпозиции) использовалась методология функционального моделирования IDEF0, пример применения которой представлен на рис. 1.

Для решения задачи дальнейшей детализации подпроцессов с целью выхода на комплект рабочих инструкций, подразумевающих учет логических операций, т.е. различных вариантов исхода одного и того же события, а также в целях последующей интеграции модели с процессами внедряемых на предприятии стандартов ИСО 9000 СМК ипользовалась методология описания на основе стандартов ИСО9000

Основные выводы: практический опыт внедрения подобного проекта показал, что опробованная на практике методология функционального моделирования вполне может быть использована как прикладной инструментарий РБП.

№3, 2005

60

Информация от клиента

Заявка от клиента

Данные по оплат:

Сведения о реализации

(уст

месячный план

месячный план по регионам

и месячный план то ассортименту

Недельное планирование

Работа с действующими

0Е_

Заявка на предоставление приемо-сд^ У а груз;

Возврат от клиента

ГП с производ(

Возврат от клие нта кольцевика

тва

Возв рат от иента

амовывозника

И.

сам

Програм!

Подписанная накладная на возврат

Персонал

недельный план (по рссорт., поклиентский)

Работа

с нов ыми

клиентами

«р. 4

Сведения о

Заявка от клиента (через РМ) наличии ГП<

г*

I

Приемка, сортировка, комплектация и отгрузка заказов

Щ-

Договор у

Отпускные цены на продукцию

Формирование

приказов на выработку и на отгрузку

Экспедирование

>зврат от клиента кольцевик ГП клиенту

тр

Приказ

Дополнительный при

Уменьшение заявки

Приказ-задание приемо ; гру за и

График погрузки сам

Шриказ на отгрузку

Подписанный

Инф

Заявка на обеспечение

Отгрузочн^ге докум

на выработку

выработ^

юпк^

(в бухгалтерию)

ГП клиенту самовывознику

ГП клиенту

Возврат в производство

Управление движением готовой продукции

овыв

В

и б

руз

омп

ри

атчику груза и

15.01.2003 8:5

Рис.1.Декомпозиция процесса верхнего уровня А7 "Управление движением готовой продукции".

Самое сложное:

1.добиться понимания сотрудниками необходимости изменений и обеспечения их активной вовлеченности в процесс реинжининринга.

2.добиться интеграции проектных процессов с процессами стандартов ИСО900, задав таким образом им общее направление по внедрению эффективной системы менеджмента качества.

3. понять, что проведенный РБП- это только "начало пути" и необходимо разработать и внедрить процедуры и порядок применения методов непрерывного улучшения, а главное создать в коллективе так называемую "атмосферу стремления к непрерывному улучшению".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономика, Статистика и Информатика

61

№3, 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.