Н. В. Фирсова,
ЗАО ТДГМК
РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ СБЫТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДО-
В настоящее время стало очевидным, что конкурентоспособность любого предприятия зависит в первую очередь от качества его продукции и соизмеримости ее цены с предлагаемым качеством, т.е. от того, в какой степени продукция предприятия удовлетворяет запросам потребителей. При этом в понятие качества продукта уже давно включено и сопутствующее ему качество обслуживания клиента.
Пока скорость реакции конкурента на запросы потребителей выше, Ваша организация без рабочей модели обеспечения надлежащего качества с минимальными издержками будет "катиться вниз" по наклонной плоскости и вы будете тратить ресурсы на неэффективные действия.
Единственный выход - умение "угадывать" запросы потребителей и оперативно управлять качеством продукции в зависимости от изменяющихся запросов. Таким образом, ключевыми акцентами деятельности организации становятся:
• Акцент на потребителя
• Акцент на постоянное совершенствование
В данном свете на первый план выдвинулись процессный и системный подходы как основополагающие элементы менеджмента в организации.
Являясь сложной системой (многогранной по форме и содержанию), организация как совокупность взаимосвязанных компонентов может быть представлена самостоятельными, законченными "проекциями", количество которых определяется потребностями и задачами менеджмента.
Таким образом, базовым начинает выступать бизнес-процесс, актуализированное описание которого становиться необходимым инструментом его контроля и возможности последующего изменения (реорганизации) с целью повышения эффективности существующего бизнеса.
Исходя из вышеназванного, следуя типовому плану реинжиниринга бизнес-процессов (РБП), после составления списка всех процессов отдельно взятого для исследования предприятия был выбран процесс, наиболее приоритетный для изменений. Подразделением, которого в первую очередь коснулись изменения в обозреваемом проекте, стала служба сбыта.
Неудовлетворительные результаты диагностики существующих бизнес - процессов (низкая предварительная оценка существующего уровня обслуживания клиентов, выявление комплекса соответствующих проблем, подлежащих устранению) показали непригодность существующих процессов и необходимость их реорганизации.
ЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ IDEF0
Экономика, Статистика и Информатика
№3, 2005
■ ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА
Кроме того, этому способствовало изменение стратегии компании (переход к стратегии качественного закрепления на существующих ранках, посредством роста качества продукта и качества логистического обслуживания клиентов; инициализация и сосредоточение усилий в сторону неценовой конкуренции на рынке и поклиентной дифференциации сфер сбыта)
Основные идеи, которые были положены в основу проекта изменений:
переход к ритмичной работе производства (как средству ускорения скорости прохождения заявки потребителя и точности ее исполнения) с одновременной регламентацией обоснованных норм остатков товаров на складе готовой продукции
• четкое разделение функций между отделами автоматизация процесса обслуживания клиента
• переход к процессному подходу управления и регулярному менеджменту в рамках внедряемой системы менеджмента качества (СМК).
Перечень данных изменений требовал кардинальных преобразований, поэтому выбор был остановлен именно на РБП как инструменте коренных преобразований.
Для описания новых процессов верхнего уровня (в 3-х уровнях ее декомпозиции) использовалась методология функционального моделирования IDEF0, пример применения которой представлен на рис. 1.
Для решения задачи дальнейшей детализации подпроцессов с целью выхода на комплект рабочих инструкций, подразумевающих учет логических операций, т.е. различных вариантов исхода одного и того же события, а также в целях последующей интеграции модели с процессами внедряемых на предприятии стандартов ИСО 9000 СМК ипользовалась методология описания на основе стандартов ИСО9000
Основные выводы: практический опыт внедрения подобного проекта показал, что опробованная на практике методология функционального моделирования вполне может быть использована как прикладной инструментарий РБП.
№3, 2005
60
Информация от клиента
Заявка от клиента
Данные по оплат:
Сведения о реализации
(уст
месячный план
месячный план по регионам
и месячный план то ассортименту
Недельное планирование
Работа с действующими
0Е_
Заявка на предоставление приемо-сд^ У а груз;
Возврат от клиента
ГП с производ(
Возврат от клие нта кольцевика
тва
Возв рат от иента
амовывозника
И.
сам
Програм!
Подписанная накладная на возврат
Персонал
недельный план (по рссорт., поклиентский)
Работа
с нов ыми
клиентами
«р. 4
Сведения о
Заявка от клиента (через РМ) наличии ГП<
г*
I
Приемка, сортировка, комплектация и отгрузка заказов
Щ-
Договор у
Отпускные цены на продукцию
Формирование
приказов на выработку и на отгрузку
Экспедирование
>зврат от клиента кольцевик ГП клиенту
тр
Приказ
Дополнительный при
Уменьшение заявки
Приказ-задание приемо ; гру за и
График погрузки сам
Шриказ на отгрузку
Подписанный
Инф
Заявка на обеспечение
Отгрузочн^ге докум
на выработку
выработ^
юпк^
(в бухгалтерию)
ГП клиенту самовывознику
ГП клиенту
Возврат в производство
Управление движением готовой продукции
овыв
В
и б
руз
омп
ри
атчику груза и
15.01.2003 8:5
Рис.1.Декомпозиция процесса верхнего уровня А7 "Управление движением готовой продукции".
Самое сложное:
1.добиться понимания сотрудниками необходимости изменений и обеспечения их активной вовлеченности в процесс реинжининринга.
2.добиться интеграции проектных процессов с процессами стандартов ИСО900, задав таким образом им общее направление по внедрению эффективной системы менеджмента качества.
3. понять, что проведенный РБП- это только "начало пути" и необходимо разработать и внедрить процедуры и порядок применения методов непрерывного улучшения, а главное создать в коллективе так называемую "атмосферу стремления к непрерывному улучшению".
Экономика, Статистика и Информатика
61
№3, 2005