Научная статья на тему 'Реинжиниринг бизнес-процессов как антикризисный инструмент управления предприятием'

Реинжиниринг бизнес-процессов как антикризисный инструмент управления предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
512
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ANTI-CRISIS TOOLS / ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ / INSTRUMENTS OF MANAGEMENT / РЕИНЖИНИРИНГ / REENGINEERING / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / BUSINESS PROCESS / ИНЖИНИРИНГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ENGINEERING ORGANIZATIONS / ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПАНИИ / INNOVATIVE COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симутин Юрий Александрович

Актуальность выбранной темы обусловлена потребностью разработки антикризисных инструментов для практического использования в управлении предприятиями в условиях финансового кризиса. В статье реинжиниринг бизнес-процессов рассматривается как один из эффективных инструментов антикризисного управления. Реинжиниринг бизнес-процессов применяется как способ вывода организации из кризисного состояния и позволяет ей сохранить успешность своей деятельности. Отмечена важность применения механизма реинжиниринга бизнес-процессов инжиниринговыми и инновационными компаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реинжиниринг бизнес-процессов как антикризисный инструмент управления предприятием»

8. Новости алкогольной отрасли. Дистанционная торговля алкоголем будет запущена в 2018 году — Минпромторг // Портал DrinkTime. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://drinktime.ru/law/539-distancionnaya-torgovlya-alkogolem-budet-zapuschena-v-2018-godu-minpromtorg.html/ (дата обращения: 16.03.2017).

РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ КАК АНТИКРИЗИСНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ Симутин Ю.А. Email: Simutin1793@scientifictext.ru

Симутин Юрий Александрович — магистрант, кафедра менеджмента, Институт менеджмента, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена потребностью разработки антикризисных инструментов для практического использования в управлении предприятиями в условиях финансового кризиса. В статье реинжиниринг бизнес-процессов рассматривается как один из эффективных инструментов антикризисного управления. Реинжиниринг бизнес-процессов применяется как способ вывода организации из кризисного состояния и позволяет ей сохранить успешность своей деятельности. Отмечена важность применения механизма реинжиниринга бизнес -процессов инжиниринговыми и инновационными компаниями.

Ключевые слова: антикризисные инструменты, инструменты управления, реинжиниринг, бизнес-процессы, инжиниринговые организации, инновационные компании.

BUSINESS PROCESS REENGINEERING AS ANTI-CRISIS ENTERPRISE

MANAGEMENT TOOL Simutin Y.A.

Simutin Yury Aleksandrovich — undergraduate, DEPARTMENT OF MANAGEMENT, INSTITUTE OF MANAGEMENT, ORENBURG STATE UNIVERSITY, ORENBURG

Abstract: the relevance of the chosen theme is driven by the need for the development of anti-crisis tools for practical use in the management of enterprises in the financial crisis. In article business process reengineering is regarded as one of the effective instruments of crisis management. Business process reengineering is used as the output method of the organization from of the economic crisis and allows it to maintain the success of their activities. Marked importance of the application of business process reengineering in engineering and innovative companies.

Keywords: anti-crisis tools, instruments of management, reengineering, business process, engineering organizations, innovative companies.

УДК 65.011.8 / 65.016.7 DOI: 10.20861/2304-2338-2017-93-001

Правильно выстроенная система управления предприятием является основой его успешности. Само по себе управление предприятием должно быть антикризисным, то есть направленным на предупреждение таких обстоятельств и исключение таких рисков, которые могут привести предприятие к финансовому банкротству [4].

Стабильный период развития рынка, при котором участники занимаются его развитием и борьбой между собой за получение конкурентных преимуществ на нем, недостаточно стимулирует руководителей к применению инструментов антикризисного управления.

В период возникновения экономического кризиса наряду с необходимостью разработки антикризисных мероприятий и созданием антикризисных стабилизаторов в общем пакете антикризисных мер большое значение приобретает поиск вариантов эффективных антикризисных инструментов управления организацией.

Существует множество антикризисных инструментов управления предприятием. В ряду таких инструментов менеджмент выделяет реинжиниринг бизнес-процессов хозяйствующего субъекта (РБП, Business process reengineering - BPR) [1].

Реинжиниринг организаций представляет собой разновидность специальных инструментов управления, направленных на оптимизацию внутренних бизнес-процессов, минимизацию издержек, повышение качества, результативности и эффективности деятельности коммерческой организации.

Реинжиниринг процессов помогает организации сократить процессный путь и непроизводственные расходы в достижении стратегических и тактических (операционных) целей, в повышении показателей деятельности предприятия.

Под реинжиниринг организации могут подпадать как механизмы управления предприятием, так и непосредственно производственные бизнес-процессы деятельности компании.

Выделяют два вида реинжиниринга: реинжиниринг развития и кризисный реинжиниринг. Первый вид предполагает использование инструментов реинжиниринга при эволюционном становлении и развитии предприятия для отладки внутренних процессов и сохранения положительной динамики развития. Второй вид реинжиниринга требуется, если организация на текущем этапе своего существования уже оказалась в кризисной ситуации. Если организация своевременно не использует реинжиниринг развития, то, в конечном результате, ей придется применить кризисный реинжиниринг как инструмент выхода из сложной экономической ситуации.

Именно в кризис пересмотр и перепроектирование внутренних процессов организации позволяют сделать рывок, потому что основная часть участников рынка пытается внешне приспособиться к условиям наступившего кризиса и ждет, когда ситуация разрешиться сама собой. Большинство руководителей рассуждает: «Зачем суетиться и что-то менять внутри, если оно и так работает. Причина кризиса не в предприятии, а во внешней среде». И лишь единицы, предложив новые подходы к структурированию управления, оказываются в чистом поле, оставив далеко позади всех прежних скептиков. Именно внешний кризис рынка, при котором прямое воздействие на него является для многих предприятий затруднительным, стимулирует обращение руководителей к разрешению внутриорганизационных вопросов. При этом необходимо изменить ситуацию с внутренним управлением от того «как оно есть» к тому, «как оно должно быть». Такой организационный переход и принято называть реинжинирингом бизнес-процессов организации, который имеет два основных этапа: определение оптимального варианта бизнес-процессов в организации и выработка наиболее рационального способа перехода к нему [6].

Возможности реинжиниринга представляют особый интерес в приложении к решению задач инжиниринговых предприятий, занимающихся внедрением в технические проекты инновационных технологий.

Деятельность инжиниринговых компаний имеет ряд отличительных особенностей. К ним можно отнести изначально высокую инновационную направленность. По количеству анализируемых, перерабатываемых и внедряемых в материальное производство технических инноваций такие компании, пожалуй, являются лидерами. Рынок инноваций и новых технологий является непрерывно изменяющимся. Такие активные изменения требуют не только значительных материальных и интеллектуальных ресурсов, но и быстро изменяемых, гибких инструментов управления внедрением открытых инновационных технологий и управлением инновационными проектами [5].

Необходимо отметить, что внедрение инноваций невозможно без такого же инновационного подхода и к самому процессу управления проектами. Проектное управление с использованием старых методов, схем и способов не позволяет в условиях кризиса достичь устанавливаемых организацией целей. Ручной подбор и распределение ресурсов, управление ролями, создание проектных групп, составление процессных карт, планирование и контроль исполнения этапов выполнения проектов в современных условиях сводит к минимуму эффективность внедрения инноваций в технических проектах.

Для устранения этого несоответствия необходима замена жестко установленных управленческих механизмов более гибкими, изменяемыми под конкретные проекты и задачи инструментами управления проектами предприятия [3].

Кроме этого, в последнее время инжиниринговым компаниям все больше приходится сталкиваться с многовариативностью содержания технических проектов. В каждом новом проекте предприятию приходится сталкиваться с уникальной целью, требующей нового, оригинального подхода и нового, ранее не использовавшегося механизма решения.

Повышение качества работ при сокращении времени их выполнения и снижении издержек так же является одной из актуальных задач инжиниринговых компаний.

Указанные особенности инжиниринговых компаний подталкивают их руководителей к принятию мер по разрешению вопроса повышения качества управления.

В этом случае одним из составляющих элементов реинжиниринга бизнес-проектов инжиниринговой компании является внедрение электронных систем управления, таких как: «ERP» (Enterprise Resource Planning) для планирования ресурсов предприятия, «РМ» (Project Manager) для управления рабочими проектами предприятия и «Документооборот» для учета и управления документальным обеспечением процессов предприятия. Непрерывное повышение уровня автоматизации и внедрение прикладных информационных технологий является частью реинжиниринга бизнес-процессов для предприятия, занимающегося инновационной деятельностью [2].

Грамотное использование инструментов системного реинжиниринга в инжиниринговой компании позволяет сделать её более гибкой к изменениям внешней среды и более устойчивой в жесткой конкурентной борьбе.

Список литературы / References

1. Алферов В.Н. Трансформация антикризисного управления в современных экономических условиях: Монография // М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016, ISBN 978-5-16-009908-8.

2. Башкатова Ю.И., Решетько Н.И. Современные информационные системы как фактор повышения качества управленческих решений и конкурентоспособности организаций // Интернет-журнал «Науковедение». Вып. 2 (21), 2014.

3. Вахрушев Е.А. Эволюционные и революционные методы развития бизнес-процессов промышленных предприятий // Вестник Удмуртского университета. Сер. 2. Экономика и право. Вып. 4, 2010.

4. Ряховская А.Н. Антикризисное управление как основа формирования механизма устойчивого развития бизнеса: Монография // М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016, ISBN 978-5-16011137-7.

5. Ташмен М., О'Райли Ч. Победить с помощью инноваций: Практическое руководство по управлению организационными изменениями и обновлениями // Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2014, ISBN 978-5-9614-4774-3.

6. Хаммер М. Быстрее, лучше, дешевле: Девять методов реинжиниринга бизнес-процессов // Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2014. ISBN 978-5-9614-1807-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.