Научная статья на тему 'Реинжиниринг бизнес-процессов'

Реинжиниринг бизнес-процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3767
595
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / ОПТИМИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дентовская Юлия Сергеевна

В статье изложены теоретические основы и практические методы использовании механизма реинжиниринга бизнес-процессов, позволяющего улучшить ситуацию в части финансово-экономического состояния и результатов, способности выполнять государственный заказ и обеспечивать занятость населения. Практическая ценность также заключается в наличии возможности практического применения разработанных мероприятий в деятельности российских компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реинжиниринг бизнес-процессов»

Реинжиниринг бизнес-процессов Дентовская Ю. С.

Дентовская Юлия Сергеевна /Dentovskaya Yulia Sergeevna - студент, кафедра финансового менеджмента, факультет менеджмента и маркетинга, Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, специалист по оптимизации бизнес-процессов,

ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия», г. Москва

Аннотация: в статье изложены теоретические основы и практические методы использовании механизма реинжиниринга бизнес-процессов, позволяющего улучшить ситуацию в части финансово-экономического состояния и результатов, способности выполнять государственный заказ и обеспечивать занятость населения. Практическая ценность также заключается в наличии возможности практического применения разработанных мероприятий в деятельности российских компаний.

Ключевые слова: реинжиниринг бизнес-процессов, оптимизация бизнес-процессов, анализ хозяйственной деятельности предприятия.

Современные условия хозяйствования как в мировом, так и в национальном масштабах требуют использования эффективных подходов к управлению сложными производственно-экономическими системами. Приоритетным направлением развития предприятий различной отраслевой принадлежности является осуществление инновационной деятельности. Для достижения успеха в этой сфере компании изменяют подход к управлению, организационные структуры, модели бизнеса. Это становится возможным, в частности, в результате применения появившегося в конце ХХ в. реинжиниринга бизнес-процессов. Данная концепция управления изначально имела практическую направленность, поэтому ее теоретико-методологическая база оказалась недостаточно развитой в результате отсутствия единых трактовок основополагающих понятий. Однако продолжающиеся реформы, кризисные явления в отечественной и мировой экономике, нечеткость понятийно-категориального аппарата теории процессного управления и отсутствие эффективных методов и инструментов управления бизнес-процессами обусловливают малую распространенность процессно-ориентированного подхода к управлению. Одним из способов повышения эффективности бизнес-процессов является осуществление их реинжиниринга. Оформление теории реинжиниринга в самостоятельную концепцию управления произошло в 90-х гг. ХХ в. в работах М. Хаммера, Дж. Чампи, Т. Дейвенпорта. Основной причиной тому послужило снижение эффективности используемых моделей бизнеса и подходов к управлению. Существовавшие до этого времени методологии, инструменты управления предприятиями показали неудовлетворительный результат при переходе от рынка продавца к рынку покупателя 1. Под воздействием результатов «японского экономического чуда» произошло перераспределение сил в мировой экономике. Американская модель менеджмента явно проигрывала по эффективности японской, поэтому в качестве ответа на такие методы, как Total Quality Management (TQM), Lean Production и другие разработки японских управленцев, а также в качестве реакции на переход к постиндустриальному обществу появился реинжиниринг бизнес-процессов. За два с лишним десятка лет, прошедших со времени формирования данной концепции, условия, приведшие к ее возникновению, претерпели ряд изменений. Одним из определяющих факторов современного развития реинжиниринга бизнес-процессов

1 Хаммер М. Быстрее, лучше, дешевле: Девять методов реинжиниринга бизнес-процессов / М. Хаммер. - М.: Альпина Пабл., 2012. - с. 73.

| 39 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 2(14) 2016

является применение информационных технологий 1. Возникновение электронной коммерции в большинстве случаев является результатом реинжиниринга бизнес -процессов. Без информационных технологий роль реинжиниринга в управлении, его результативность были бы ничтожно малы, т. к. именно информационные технологии позволяют создавать разнообразный инструментарий для выполнения ключевого элемента реинжиниринга - описания бизнес-процессов. Применение реинжиниринга стимулирует и инновационная деятельность предприятий. Успешное создание и (или) реализация инновационных идей невозможны на неэффективных предприятиях. Гибкие структуры, получаемые в результате реинжиниринга, востребованы не только при производстве продукции или оказании услуг, но и в инновационной деятельности. Одной из тенденций современного развития инновативных предприятий является интеграция подразделений маркетинга и научноисследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), что создает условия для применения реинжиниринга. Несмотря на отсутствие общепризнанных методологий реинжиниринга, у всех приверженцев этой концепции сложилось единое понимание ее цели: повышение эффективности деятельности предприятия в кризисных ситуациях, разрешение его структурных проблем2.

Для изучения теоретических основ реинжиниринга необходимо четко обозначить его объект и предмет. По мнению ряда исследователей, объектом реинжиниринга являются бизнес-процессы, а не структуры предприятий или их отдельные функцииЗ. Немаловажным в формировании единой теоретико-методологической базы реинжиниринга является определение его сущности.

В трудах М. Хамера и Дж. Чампи под реинжинирингом бизнес-процессов понимаются фундаментальное переосмысление и радикальная модификация бизнеспроцессов для достижения перелома в работе по совершенствованию критических текущих показателей, таких как затраты, качество, обслуживание и скорость реализации бизнес-процессов4.

Дж. Пеппард и Ф. Роуланд определяют реинжиниринг бизнес-процессов как философию совершенствования, основной задачей которой является достижение фундаментальных улучшений путем перепроектирования процесса для максимизации ценности и минимизации прочих показателей5. По мнению А. О. Блинова, реинжиниринг представляет собой системную перестройку бизнес-процессов для достижения радикального, скачкообразного улучшения деятельности организации. У С. В. Рубцова реинжиниринг бизнес-процессов рассматривается как методическое направление, изучающее вопросы процессной организации систем управления и дающее решения по их построению.

О. С. Рудакова называет реинжинирингом кардинальное изменение структуры управления, которое базируется на выделении взаимодействующих бизнес-процессовб.

1 Репин В. В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В. В. Репин, В. Г. Елиферов. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - с. 315.

2 Гапоненко А. Инновации в менеджменте как фактор конкурентоспособности организаций / А. Гапоненко, М. Савельева // Пробл. прогнозирования. - 2014. - № 5. - С. 88-95.

3 Маслова Е. Л. Менеджмент: Учебник для бакалавров. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. - с. 226.

4 Хаммер М. Быстрее, лучше, дешевле: Девять методов реинжиниринга бизнес-процессов / М. Хаммер. - М.: Альпина Пабл., 2012. - с. 133.

5 Просветов Г. И. Финансовый менеджмент: Задачи и решения: Учебно-методическое пособие / Г. И. Просветов. - М.: Альфа-Пресс, 2014. - с. 281.

6 Рудакова О. С. Реинжиниринг бизнес-процессов: Учебное пособие для студентов вузов / О. С. Рудакова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - с. 64.

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 2(14) 2016 | 40 |

П. В. Кутелев под реинжинирингом бизнес-процессов понимает кардинальное изменение традиционной функционально ориентированной структуры управления производственно-экономической системы, основанное на выделении взаимодействующих бизнес-процессов, обусловленное необходимостью не устранять системные ошибки в несоответствующей современному рынку схеме организации управления предприятиями, а внедрять принципиально новую модель бизнеса 1.

В работе С. А. Ахриева реинжиниринг бизнес-процессов трактуется как научно обоснованная методология реструктуризации предприятий на основе концепции процессного управления2.

Анализ вышеприведенных определений реинжиниринга бизнес-процессов позволяет выделить его ключевые элементы:

- изменение подхода к управлению;

- создание новой модели бизнеса;

- разработка и внедрение бизнес-процессов в функциональные структуры;

- ориентация на добавление ценности входным ресурсам, сокращение затрат, улучшение уровня обслуживания клиентов, повышение качества и скорости реализации бизнес-процессов;

- улучшение существующих бизнес-процессов;

- системный характер изменений;

- резкое улучшение показателей эффективности деятельности предприятия и отдельных бизнес-процессов;

- изменение структуры предприятия.

С учетом вышесказанного можно сказать, что реинжиниринг бизнес-процессов -это концептуально-методологический подход к созданию новой модели управления производственно-экономической системой за счет системных преобразований, в результате которых отдельные функции заменяются бизнес-процессами, а существующие неэффективные бизнес-процессы модифицируются для улучшения показателей их эффективности при минимальных затратах.

Для более глубокого понимания сущности реинжиниринга бизнес-процессов необходимо рассмотреть его различные виды.

В работе Дудченко Е. М. приведены следующие виды реинжиниринга бизнес -процессовЗ:

1. Систематический реинжиниринг, предполагающий изучение, документирование и анализ существующего бизнес-процесса для лучшего его понимания и систематического создания новых, лучших процессов.

2. Реинжиниринг с чистого листа, предполагающий полную ликвидацию существующего бизнес-процесса, его коренное переосмысление и создание нового бизнес-процесса с нуля.

В других работах указаны такие виды реинжиниринга бизнес-процессов, как4:

1. Кризисный реинжиниринг, означающий фундаментальное перепроектирование бизнес-процессов.

2. Реинжиниринг развития, предполагающий совершенствование бизнеспроцессов.

1 Незамайкин В. Н. Финансовый менеджмент: учебник для академического бакалавриата / В. Н. Незамайкин, И. Л. Юрзинова. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - с. 308.

2 Елиферов В. Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник / В. Г. Елиферов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - с. 217.

3 Дудченко Е. М. Особенности управления бизнес-процессами в компаниях, находящихся на этапе зрелости / Профессия - директор. - 2014 - № 3. - С. 23-28.

4 Лобанова Е. Н. Корпоративный финансовый менеджмент: учеб.-практическое пособие / М. А. Лимитовский, Е. Н. Лобанова, В. Б. Минасян, В. П. Паламарчук. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - с. 549.

| 41 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 2(14) 2016

Смолякова Н. В. выделяет четыре вида реинжиниринга 1:

- превентивный реинжиниринг, сутью которого является осуществление преобразований, направленных на использование потенциала и снижение возможных угроз внешней и внутренней среды предприятия;

- сопряженный реинжиниринг, т. е. преобразования, проводимые в экономически взаимосвязанных системах;

- риск-инжиниринг, представляющий собой инструмент реализации концептуальных положений риск-менеджмента в системе управления развитием;

- межотраслевой реинжиниринг, включающий в себя комплексные преобразования технологически и экономически связанных систем.

Реинжиниринг применяют в тех случаях, когда требуется достичь резкого (скачкообразного) улучшения показателей деятельности путем замены старых методов управления новыми.

Е. С. Мельникова и Т. Н. Сысо, М. Н. Зиявитдинова разделяют идею о применении реинжиниринга для прорывного улучшения значений показателей эффективности и оговаривают ситуации, в которых это применение необходимо2:

- фирма находится в кризисном состоянии (чрезмерно высокие издержки, полное отсутствие спроса на продукцию и т. д.);

- формирование неблагоприятных тенденций в рыночной конъюнктуре и внутренней среде компании;

- фирма реализует агрессивную, наступательную стратегию.

Ю. В. Тараскина в качестве наиболее подходящих ситуаций для реинжиниринга выделяет следующиеЗ:

- дифференциация продукта, увеличивающая многообразие бизнес-процессов;

- выполнение индивидуальных заказов, требующее значительной адаптации базового бизнес-процесса к потребностям конкретного клиента;

- реализация инновационных проектов в области техники и технологии, затрагивающих основные бизнес-процессы предприятия;

- многообразие связей с контрагентами, определяющих различные варианты проектирования бизнес-процесса;

- нерациональность организационной структуры, неэффективность документооборота.

Процесс оптимизации процессов начинается с моделирования бизнес-процессов, для их последующего реинжиниринга или оптимизации, что должно включать следующие основные работы4:

1) определение и классификация бизнес процессов;

2) описание границ и интерфейсов бизнес процессов;

3) описание процессов с использованием программного инструментария;

4) описание структуры подразделений, ролей, документов, бизнес сущностей;

5) сбор статистической информации по бизнес процессам;

6) анализ полученной информации и предложения по усовершенствованию.

Моделирование и оптимизация бизнес-процессов позволяет понять и

проанализировать не только работу предприятия в целом, но и процесс взаимодействия с внешними организациями, заказчиками и поставщиками, а также организованность деятельности предприятия на каждом отдельно взятом рабочем

1 Смолякова Н. В. Место реинжиниринга бизнес-процессов в инновационном менеджменте банка // Креативная экономика. - 2015. - № 1 (97). - С. 137-148.

2 Тавер Е. И. Менеджмент на основе процессного подхода // Методы менеджмента качества. - 2014. - № 2. - С. 22-26.

3 Лытнев О. Н. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. - М.: Директ-Медиа, 2014. - с. 274.

4 Рудакова О. С. Реинжиниринг бизнес-процессов: Учебное пособие для студентов вузов / О. С. Рудакова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - с. 228.

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 2(14) 2016 | 42 |

месте. Моделирование и оптимизация бизнес-процессов позволяет добиться устойчивости работы предприятия, увеличивает вероятность того, что поставленная задача будет выполнена вовремя и с надлежащим качеством.

В оценке экономической эффективности бизнес-процессов компании следует использовать набор финансовых и общеуправленческих показателей.

В финансовую составляющую оценки включаются показатели, влияющие на долгосрочную стоимость компании для акционеров: прибыль, выручка, EBITDA и т. п. В клиентскую составляющую входят показатели, отражающие то, как компания обслуживает клиента: характеристики продукта или услуги (цена, качество, функциональность, время), взаимоотношения с клиентами, восприятие бренда.

Проекция внутренних процессов состоит из показателей, характеризующих управление операциями, взаимоотношениями с клиентами, инновациями, социальными процессами (трудоустройство, отношения с муниципалитетом, обеспечение соблюдения трудового законодательства и правил охраны труда), контроль воздействия на окружающую среду.

Проекция обучения и развития определяет нематериальные активы, требуемые для создания акционерной стоимости: человеческий, информационный, организационный и социальный капитал.

Учитывая стратегические цели реинжиниринга бизнес-процессов, в оценку экономической эффективности следует включить следующие показатели:

1. Финансы: выручка, чистая прибыль, объем дебиторской задолженности, объем обязательств, рентабельность продаж, коэффициент автономии (коэффициент финансовой независимости, коэффициент концентрации собственного капитала).

2. Клиенты: доля рынка в сетевой розничной торговле, удовлетворенность клиентов, количество жалоб в жалобной книге по итогам года, выручка на одного покупателя, процентный показатель возврата товара.

3. Внутренние бизнес-процессы: среднее время обслуживания одного клиента, издержки обращения, оборачиваемость запасов готовой продукции, процентный показатель брака и порчи товара, сумма штрафов от надзорных органов.

4. Обучение и развитие: расходы на обучение персонала, доля работников с высшим образованием, текучесть кадров, уровень удовлетворенности работников, выполнение плана по карьерному росту сотрудников, средняя заработная плата по организации.

На основе выбранных показателей составим матрицу оценки экономической эффективности бизнес-процессов компании (таблица 1).

| 43 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 2(14) 2016

Таблица 1. Матрица оценки экономической эффективности бизнес-процессов компании

Проекция Цель Показатель Источник информации

Финансы 1. Увеличить чистую прибыль 2. Сократить себестоимость продаж 3. Сократить объем дебиторской задолженности 4. Сократить объем обязательств 5. Повысить рентабельность продаж 6. Повысить коэффициент автономии 1. Выручка, тыс. руб. 2. Чистая прибыль, тыс. руб. 3. Дебиторская задолженность, тыс. руб. 4. Обязательства, тыс. руб. 5. Рентабельность продаж, % 6. Коэффициент автономии Отчетность компании и результаты расчетов

Клиенты 1. Увеличить долю рынка 2. Реорганизовать систему сервиса 3. Улучшить качество товара и обслуживания 4. Увеличить выручку на одного покупателя 5. Сократить возврат товара 1. Доля рынка в сетевой розничной торговле 2. Удовлетворенность клиентов 3. Количество жалоб в жалобной книге по итогам года 4. Выручка на одного покупателя 5. Процентный показатель возврата товара Отчетность компании, маркетинговые исследования, опросы клиентов, жалобная книга

Внутренние бизнес- процессы 1. Сократить среднее время обслуживания клиента, сохранив качество обслуживания 2. Уменьшить расходы 3. Ускорить оборачиваемость запасов готовой продукции 4. Сократить объемы брака и порчи товара 5. Улучшить контроль за соблюдением законодательства 1. Среднее время обслуживания одного клиента 2. Издержки обращения 3. Оборачиваемость запасов готовой продукции 4. Процентный показатель брака и порчи товара 5. Сумма штрафов от надзорных органов Отчетность компании, учетная документация

Обучение и развитие 1. Увеличивать расходы на обучение персонала 2. Нанимать сотрудников с высшим образованием, способствовать получению высшего образования нанятыми работниками 3. Сокращать текучесть кадров, улучшая условия труда 4. Повышать уровень удовлетворенности работников 5. Способствовать карьерному росту отличившихся сотрудников 6. Планомерно увеличивать среднюю заработную плату по организации 1. Расходы на обучение персонала 2. Доля работников с высшим образованием 3. Текучесть кадров 4. Уровень удовлетворенности работников 5. Выполнение плана по карьерному росту сотрудников 6. Средняя заработная плата по организации Кадровая документация, опросы персонала

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 2(14) 2016 | 44 |

Проведем оценку бизнес-процессов компании в соответствии с данными за 20132014 годы по предложенной модели (таблица 2).

Таблица 2. Оценка бизнес-процессов по предложенной модели

№ п/п Показатель 2013 год 2014 год Достижение целей бизнеспроцессов

1 Финансы

1.1 Выручка, тыс. руб. 30598684 45017509 +

1.2 Чистая прибыль, тыс. руб. 763005 1301730 +

1.3 Дебиторская задолженность, тыс. руб. 1423721 2148078 -

1.4 Обязательства, тыс. руб. 10154297 12437366 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.5 Рентабельность продаж, % 1,19 1,03 -

1.6 Коэффициент автономии 0,385 0,427 -

2 Клиенты

2.1 Доля рынка в сетевой розничной торговле, % 4,2 4,1 -

2.2 Удовлетворенность клиентов, % 72 78 +

2.3 Количество жалоб от оптовых клиентов компании, ед. 108 111 -

2.4 Выручка на одного покупателя, руб. 6743 6918 +

2.5 Процентный показатель возврата товара, % 0,5 0,8 -

3 Внутренние бизнес-процессы

3.1 Среднее время обслуживания одного клиента, мин. 3 2,4 +

3.2 Расходы (себестоимость + коммерческие расходы), тыс. руб. 30234297 44556012 -

3.3 Оборачиваемость запасов готовой продукции 15,44 16,68 +

3.4 Процентный показатель брака и порчи товара, % 0,36 0,64 -

3.5 Сумма штрафов от надзорных органов, тыс. руб. 382 417 -

4 Обучение и развитие

4.1 Расходы на обучение персонала, тыс. руб. 1928 2338 +

4.2 Доля работников с высшим образованием, % 68,4 74,2 +

4.3 Текучесть кадров 0,32 0,48 -

4.4 Уровень удовлетворенности работников, % 68,1 65,9 -

4.5 Выполнение плана по карьерному росту сотрудников, % 83,4 88,5 +

4.6 Средняя заработная плата по организации, руб. 36727,8 39289,1 +

Всего показателей в системе: 22

Достигнуты цели: 10

Эффективность бизнес-процессов, %: 45,5

Таким образом, по результатам оценки за 2014 год наблюдается эффективность бизнес-процессов предприятия только на 45,5 %, что указывает на необходимость проведения корректирующих мероприятий в отношении бизнес-процессов.

В соответствие с логикой, связывающей конкурентоспособность продукта, его себестоимость, цену и качественно-стоимостные показатели реинжиниринг бизнеспроцесса должен быть основан на увеличении комплексного показателя качества

| 45 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 2(14) 2016

процесса производства продукта IP. Эффективность реинжиниринга для предприятия может быть оценена с помощью качественно-стоимостного показателя следующего вида:

Рс

IP

где С - себестоимость продукции.

В отношении продукции общее значение показателя за 2014 год составит:

п _ 45017509 Рс ~ 36649635

1,23

Для оценки эффективности реинжиниринга бизнес-процесса предприятия целесообразно ввести в рассмотрение показатель, отражающий ценность продукции для покупателя, то есть отражающий как качественные показатели продукта, значимые для потребителя, так и его затраты на приобретение и использование этого продукта:

IP

г

где С т - цена продукта на рынке.

Показатель Рст определяет конкурентоспособность продукта, объем его продаж, выручку и прибыль предприятия от реализации этого продукта на рынке.

Значение показателя за 2014 год:

45017509

Рст = ~ — = 4005 1 1 646 тыс . ед.

0,1124

Очевидно, что эффективность реинжиниринга бизнес-процесса определяется условием:

Р' > Р

1 гт 1 п

где и - показатели ценности продукта для покупателя до и после

реинжиниринга.

Следует учесть, что улучшение конкурентных преимуществ продукта после реинжиниринга, которые позволяют продукции предприятия занять большую долю на рынке и улучшить финансовые показатели предприятия, должно быть заметно потребителю и стимулировать возрастание объемов его потребления. Поэтому новое значение показателя ценности продукта должно быть не просто больше предыдущего значения, а превышать некий пороговый уровень для этого показателя. Это означает, что цена нового продукта должна удовлетворять условию:

где /Р ' - комплексный показатель качества продукта после реинжиниринга бизнес -процесса;

- пороговый уровень показателя ценности продукта для увеличения занимаемой доли на рынке.

Для оценки финансовой эффективности реинжиниринга бизнес-процессов может быть использован подход, рассматривающий реорганизацию деятельности предприятия как инвестиционный проект. Эффективность затрат на улучшение качества продукции предприятия может характеризоваться различными показателями, используемыми в финансовом анализе для оценки эффективности проектов.

Таким образом, введенные в рассмотрение качественно-стоимостный показатель Pc, характеризующий эффективность бизнес-процесса на предприятии, и показатель ценности продукции , характеризующий конкурентоспособность продукта на рынке, позволяют оценить эффективность вложения денежных средств в улучшение качественных характеристик бизнес-процессов и более надежно планировать финансовые показатели предприятия.

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 2(14) 2016 | 46 |

В целом, определяются следующие последствия реинжиниринга: переход от функциональных подразделений к командам процессов; работа исполнителя изменяется от простой к многоплановой; требования к работникам изменяются: от контролируемого исполнителя предписанных заданий к принятию самостоятельных решений; изменяются требования к подготовке сотрудников: от курсов обучения к образованию; изменяется оценка эффективности работы и оплаты труда: от оценки деятельности к оценке результата; критерий продвижения в должности изменяется: от эффективности выполнения работы к способности выполнять работу; изменяется цель исполнителя: от удовлетворения потребностей начальника к удовлетворению

потребностей клиентов. Перечисленные процессы определенно положительно повлияют на деятельность компании.

Литература

1. Блинов А. О. Диагностика реинжиниринга бизнес-процессов современных организаций / А. О. Блинов // Вестн. Уфим. гос. ун-та экон. и сервиса Наука. Образование. Экономика. Сер.: Экономика. 2014. - № 2 (8). - С. 44-50.

2. Гапоненко А. Инновации в менеджменте как фактор конкурентоспособности организаций / А. Гапоненко, М. Савельева // Пробл. прогнозирования. - 2014. - №

5. - С. 88-95.

3. Дудченко Е. М. Особенности управления бизнес-процессами в компаниях, находящихся на этапе зрелости / Профессия - директор. - 2014 - № 3. - С. 23-28.

4. Елиферов В. Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник / В. Г. Елиферов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 319 с.

5. Лобанова Е. Н. Корпоративный финансовый менеджмент: учеб.-практическое пособие / М. А. Лимитовский, Е. Н. Лобанова, В. Б. Минасян, В. П. Паламарчук. -М.: Издательство Юрайт, 2014. - 990 с.

6. Лытнев О. Н. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 324 с.

7. Маслова Е. Л. Менеджмент: Учебник для бакалавров. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. - 336 с.

8. Незамайкин В. Н. Финансовый менеджмент: учебник для академического бакалавриата / В. Н. Незамайкин, И. Л. Юрзинова. - М.: Издательство Юрайт,

2014. - 467 с.

9. Просветов Г. И. Финансовый менеджмент: Задачи и решения: Учебно-

методическое пособие / Г. И. Просветов. - М.: Альфа-Пресс, 2014. - 340 с.

10. Репин В. В. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление / В. В. Репин. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 512 с.

11. Репин В. В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В. В. Репин, В. Г. Елиферов. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 544 с.

12. Рудакова О. С. Реинжиниринг бизнес-процессов: Учебное пособие для студентов вузов / О. С. Рудакова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 343 с.

13. Сидоров Д. А. Управление изменениями. Реорганизация и реструктуризация предприятия. Реинжиниринг бизнес-процессов: учебное пособие. - М.: МГТУ ГА,

2015. - 44 с.

14. Смолякова Н. В. Место реинжиниринга бизнес-процессов в инновационном менеджменте банка // Креативная экономика. - 2015. - № 1 (97). - С. 137-148.

15. Тавер Е. И. Менеджмент на основе процессного подхода // Методы менеджмента качества. - 2014. - № 2. - С. 22-26.

16. Хаммер М. Быстрее, лучше, дешевле: Девять методов реинжиниринга бизнеспроцессов / М. Хаммер. - М.: Альпина Пабл., 2012. - 356 с.

17. Харрингтон Дж., Эсселинг K. C., Нимвеген X В. Оптимизация бизнес-процессов. Документирование, анализ, управление, оптимизация. - СПб.: «Азбука», 2012. - 336 с.

| 47 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 2(14) 2016

18. Официальный сайт «Федеральная служба государственной статистики» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru.

19. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/.

Анализ российского опыта реализации проектов в области smart-жилья Носкова А. О.

Носкова Алиса Олеговна / Noskova Alisa Olegovna - студент, кафедра организации строительства и управления недвижимостью, институт экономики, управления и информационных систем в строительстве и недвижимости, Национальный исследовательский

Московский государственный строительный университет, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются проекты реализации строительства smart-квартир в России, их преимущества и недостатки, а так же возможность широкого внедрения на рынок строительства жилья.

Ключевые слова: smart-жилье, жилищное строительство, инвестиционный проект.

Рассматривая «голубые океаны» жилищного строительства Российской Федерации [1-3], можно привести в качестве примера проекты smart-квартир. Каждая компания, занимающаяся реализацией проектов жилья, на сегодняшний день, стремится продать как можно больше квадратных метров. Но, как известно - количество, не значит качество. По этой причине дома становятся все шире, а комнаты в квартирах, вытягиваются вглубь, тем самым теряя естественное освещение и удлиняя коридоры.

В переводе с английского языка «smart» означает «интеллектуальный». Идея этих квартир появилась на Западе, сначала в США.

Новая тенденция строительства smart-квартир была заимствована оттуда и подразумевает повышение эффективности использования квадратных метров. Подход основан на рациональном планировании площади, и позволяет разместить все необходимое для жизни, максимально задействовав пространство [4]. В отличие от обычных домов, дома-smart более узкие и располагают в себе квартиры правильной формы, ориентированные по длине фасада здания, что делает их светлее и визуально просторнее.

Грамотное зонирование - главная отличительная особенность стандарта «smart».

В первую очередь, в такой квартире нет лишних стен, несущие стены расположены только по периметру, что позволяет реализовать свои задумки по планировке. При этом строительство smart-квартиры предполагает ее продажу сразу с дизайнерской отделкой по индивидуальному проекту, тем самым увеличивая прибыль девелопера. Дополнительное преимущество для покупателя состоит в том, что любой проект позволяет разместить мебель стандартных размеров.

Планировка smart-квартиры включает в себя следующие принципы:

1. Прихожая - так как основное назначение прихожей хранение верхней одежды, она не требует большой площади. Прихожая представляет собой нишу 50-70 см под шкаф и место под обувь.

2. Зоны кухни, гостиной и столовой объединяются в одно пространство -называемое living area, благодаря которому отсутствуют ненужные коридоры и организуется участок принципиально похожий на квартиру-студию, лишь условно разделяемый по функциональному назначению.

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 2(14) 2016 | 48 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.