УДК 7.036; 7.038.6; 77.04 И. А. Шик
специалист отдела научной документации Государственного Эрмитажа; e-mail: [email protected]
РЕИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЭСТЕТИКИ СЮРРЕАЛИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ ИСПАНСКОГО ФОТОГРАФА ЧЕМЫ МАДОСА
Статья посвящена проблеме реинтерпретации ключевых концептов сюрреалистической эстетики в современном искусстве. В качестве типичного примера рассматривается творчество испанского фотографа Чемы Мадо-са. Автор приходит к выводу, что испанский мастер, используя характерные для искусства сюрреализма мотивы и приемы, тем не менее, остается вне его проблемного поля и утопических идей.
Ключевые слова: сюрреалистическая фотография; реинтерпретация; эстетика сюрреализма; современное искусство; модернизм; постмодернизм; визуальная поэзия; испанская фотография; сюрреалистические объекты.
Shik I. A.
Specialist of the Register Department The State Hermitage Museum; e-mail: [email protected]
REINTERPRETATION OF THE SURREALIST AESTHETICS IN THE ART OF THE SPANISH PHOTOGRAPHER CHEMA MADOZ
The paper explores the problem of reinterpretation of the key concepts of the Surrealist aesthetics in contemporary art. The art of the Spanish photographer Chema Madoz is interpreted as its typical example. The author concludes that using typical motifs and methods of the Surrealist art the Spanish artist nevertheless remains outside its problem field and utopian aims.
Key words: Surrealist photography; reinterpretation; aesthetics of Surrealism; contemporary art; modernism; postmodernism; visual poetry; Spanish photography; Surrealist objects.
«Ни одно из художественных направлений прошлого века не проникло так глубоко в культуру, как дадаизм и сюрреализм. Особенно это относится к сюрреализму», - писал Д. Хопкинс [5, с. 8]. Эстетика сюрреализма активно эксплуатируется современным искусством, подвергаясь, тем не менее, серьезному переосмыслению. Характерным примером этого является творчество испанского фотографа Чемы Мадоса, лауреата Национальной премии в области фотографии. Чема Мадос родился в Мадриде в 1958 г. В 1980-1983 гг. учился в Мадридском университете Комплутенсе, где изучал историю искусств,
и параллельно - в Центре обучения фотографии. С начала 1990-х гг. любимым мотивом Мадоса становятся объекты [10]. Мастер создает черно-белые снимки обычных предметов в необычных сочетаниях, сообщающих им новые значения. На его счету более 50 персональных выставок [10]. В 2011 г. его выставки прошли в Московском доме фотографии и в Центре «Эрмитаж - Казань». Цель статьи - выяснить, как ключевые концепты сюрреалистической эстетики переосмысляются в творчестве испанского мастера.
Как отметил В. Хофман, сюрреалисты, вслед за романтиками уверены: «Самая возвышенная поэзия соседствует с нами, и обыденный предмет нередко предстает как ее излюбленнейший материал» (Новалис). Для них содержимое стакана, наполненного водой, столь же наполнено чудесным, как и морское дно (Элюар), и они, которым прискучили музейные произведения искусства, ищут прибежище в реальной реальности» [6, с. 420]. К подобному поиску чудесного в обыденном обращается и Чема Мадос, демонстрируя зрителю «скрытое лицо вещей» и рассказывая об их «непрожитых жизнях» [9]. Благодаря его снимкам, «мы знаем о ножницах, которые хотели бы быть согласными; о камне, который мечтал быть кактусом; о песке, который хотел бы быть водой и пустыней» [9].
Снимки Мадоса заставляют вспомнить о сюрреалистической практике создания объектов, в которых предметы, вырванные из своего привычного контекста, причудливым образом соединяются и превращаются художником в произведение искусства. У Мадо-са, тем не менее, отсутствует как «психологическое содержание» [5, с. 129], часто связанное для сюрреалистов с проблемами фетишизма и насилия («Моя няня», 1936 г. Мерет Оппенгейм, «Объект разрушения», 1932 г. Ман Рэя), так и стремление эпатировать зрителя (Курт Селигман «Ультра-мебель»,1938 г.).
Сочетания объектов Мадоса формируются по принципу «сближения двух более или менее удаленных реальностей»1, ключевому для художественной практики сюрреализма (поэзия, живопись, коллажи, объекты и т. д.). Вслед за сюрреалистами Мадос обманывает наши ожидания, подменяя тень ложки тенью вилки (Без названия, 2000 г.) или располагая луну поверх театрального занавеса (Без названия, 2004 г.). Тем не менее образы Мадоса доступны пониманию. Мастер создает визуальные загадки, но загадки простые и занима-
1 Цит. по: [7, с. 165].
тельные. Сочетания предметов Мадоса только на первый взгляд могут показаться абсурдными. Часто они обладают символизмом и внутренней логикой, которая достаточно прозрачна (например, часы, помещенные мастером на крышке гроба (Без названия, 1998 г.), аллюзия на memento morí). Сюрреалистический автоматизм кажется здесь чуждым. Работы Мадоса носят концептуальный характер, они апеллируют к разуму зрителя, его опыту и воспоминаниям.
Для искусства сюрреализма характерна тесная связь визуального образа и языка. Одним из наглядных примеров здесь является «реализация словесных метафор» в произведениях Рене Магритта, таких как одеревеневшая женщина в «Открытии» (1927), слепая любовь в «Любовниках» (1925) [2, с. 142]. Работы Мадоса также связаны с опытом языка, с такими фигурами речи, как метонимия и метафора (дверной глазок, помещенный на книге (Без названия, 2005 г.), воплощает собой метафору книга - дверь в иной мир, облако, замещающее собой крону дерева (Без названия, 2009 г.) - облако листвы). Произведения Мадоса часто характеризуются как визуальная поэзия, но это поэзия, лишенная свойственного сюрреализму стремления шокировать. В отличие от мастеров сюрреализма, Чема Мадос не дает своим произведениям сложных многообещающих или эпатажных названий, сообщая им постмодернистскую открытость различным интерпретациям. «В конечном счете, нас оставляют со многими вопросами, некими знаками, подсказками ... и приглашают посмотреть на каждую работу еще множество раз, чтобы отыскать новые значения» [12, с. 11-12].
Если сравнить снимки объектов Чемы Мадоса с работами фотографов-сюрреалистов (Ман Рэй, Жак-Анри Буаффар, Морис Табар, Рауль Юбак, Ганс Беллмер и др.), можно заметить, что мастер ориентируется прежде всего на сюрреалистическую живопись в ее «хрестоматийной наглядно-предметной стилевой форме» [3, с. 194] и практику создания объектов, а не на опыт исторической сюрреалистической фотографии. Метаморфозы объектов Мадоса ассоциируются в первую очередь с образами Рене Магритта (особенно отчетливо это проявляется в работе, запечатлевшей «гибрид» трубки и духового инструмента (Без названия, 1999 г.), дающей новое прочтение знаменитой фразы «Этого не трубка»).
Поиски фотографов-сюрреалистов в области специфического выразительного языка фотоискусства, сопровождаемые
техническими экспериментами (фотограмма, соляризация, брюл-ляж, манипуляции с зеркалами и т. д.) не получают развития в творчестве испанского мастера. Образы Мадоса создаются по принципу монтажа1, который позволяет продемонстрировать зрителю парадоксальные сочетания образов в предельно «реалистичном» виде. Подобный «монтажный» принцип, восходящий к коллажам Макса Эрнста [5, с. 110], лежит в основе сюрреалистических объектов и фигуративной живописи, с которыми ассоциируются работы Мадоса. Фотомонтаж применялся в исторической сюрреалистической фотографии (Морис Табар «Сидящая обнаженная» 1930 г.), но не занимал в ней ведущих позиций, будучи лишь одной из многих экспериментальных техник. Напротив, в фотографии второй пол овины XX - начала XXI вв., ориентирующейся на сюрреализм, именно фотомонтаж становится наиболее популярным, начиная от Джерри Ульсманна и заканчивая Луисом Белтраном.
Однако, если сравнить снимки людей, сделанные Мадосом (менее многочисленные, нежели снимки объектов, о которых преимущественно шла речь выше), с произведениями фотографов-сюрреалистов, можно обнаружить в них характерную для сюрреалистической фотографии способность представить «реальность как репрезентацию» [1, с. 117]. Например, снимок, запечатлевший девушку, перед которой стоит бокал с красным вином (Без названия, 1987 г.), напоминает о таком произведении Ман Рэя, как «Скрытое эротическое» 1933 г., а работа, в которой дым сигареты замещается причудливо извивающейся дорожкой (Без названия, 1990 г.), ассоциируется с находками мастеров репортажной фотографии, близких сюрреализму (Анри Картье-Брессон «У вокзала Сен-Лазар», 1932 г.). Для снимков людей Мадоса также характерен интерес к явлению мимикрии (человек в грязном плаще на одном из его снимков почти теряется на фоне стены (Без названия), а лежащая на каменной скамье фигура в костюме и шляпе сливается с асфальтом (Без названия)), который разделяет и историческая сюрреалистическая фотография [11, с. 45-56]. К примеру, женские фигуры в работе Рауля Юбака «Битва Амазонок» 1939 г. почти полностью сливаются с пространством, как бы поглощаясь им [11, с. 44].
1 Здесь мы имеем в виду монтаж в первую очередь как принцип работы, а не как фотографическую технику.
Работы Мадоса отличаются формальным совершенством - он мастерски выстраивает композицию и работает со светом. В этом отношении искусство Мадоса ближе к опыту сюрреалистической фотографии, отличающейся профессионализмом и высоким художественным качеством (вспомним, например, знаменитый снимок Ман Рэя «Скрипка Энгра» 1924 г. или его серию «Черное и белое» 1926 г.), нежели сюрреалистической живописи, не всегда обладающей этими свойствами.
Сюрреализму, как и модернизму в целом, были свойственны «утопические жизнестроительные интуиции, проекты тотального изменения мироздания» [4, с. 54]. Сюрреалисты стремились преобразить мир, «подрывая сознательное с помощью процессов, использующих иррациональное и загадочное, и исследуя творческие возможности террора и эротизма» [8, с. 7]. Ключевые для сюрреализма проблемы свободы, насилия, сексуальности, колониализма, коммунизма, фашизма и попытки их решения во многом соответствовали исканиям своего времени. Используя формальные приемы сюрреализма, мастера современного искусства могут оставаться вне его проблемного поля и утопических устремлений. Примером этого является творчество Чемы Мадоса, исследующего взаимоотношения между предметами, выражающего с их помощью свои идеи и эмоции, которое не претендует на глобальное изменение мира и человека. Соответствует этому и иное, нежели в историческом сюрреализме, отношение между художником и зрителем. Мастера сюрреализма стремились шокировать зрителя, выбить его из колеи, заставляя заглянуть в глубины своего подсознания. Творчество Чемы Мадоса удивляет, восхищает, приглашает думать и вспоминать, развлекает зрителя. Работы Мадоса привлекательны своим точно найденным сочетанием чудесного и необычного с простотой и логичностью, внутренней содержательностью и в то же время отсутствием серьезных проблем. Его искусство умеет располагать к себе зрителя.
Таким образом, ключевые концепты сюрреализма в творчестве Чемы Мадоса подвергаются активной переработке. В изменившихся социальных и культурных условиях художник берет от сюрреализма то, что считает нужным. Сюрреалистический черный юмор сменяется тонкой иронией, абсурд - занимательными логическими задачками, имеющими множество решений. Все это, безусловно, не отменяет оригинальности художественных идей Мадоса и наполненности
его образов психологическим и философским подтекстом. Среди творений мастеров современного искусства, эксплуатирующих сюрреалистическую эстетику, произведения Чемы Мадоса выгодно выделяются тонким вкусом и содержательностью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы / пер. с англ. - М. : Художественный журнал, 2003. - 320 с.
2. Крючкова В. А. Антиискусство. Теория и практика авангардистских движений. - М. : Изобразительное искусство, 1985. - 304 с.
3. Полевой В. М. Искусство XX века. 1901-1945. - М. : Искусство, 1991. -304 с.
4. Рыков А. В. Искусство модернизма: основные принципы // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 2. - Вып. 4. - 2011. - С. 51-57.
5. ХопкинсД. Дадаизм и сюрреализм. Очень краткое введение / пер. с англ. А. А. Крымова. - М. : АСТ, 2009. - 221 с.
6. Хофман В. Основы современного искусства: введение в его символические формы / пер. с нем. А. Белобратовой. - СПб. : Академический проект, 2004. - 560 с.
7. Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм / пер. с фр., коммент. С. Дубина. - М. : Новое литературное обозрение, 2002. - 411 с.
8. Alexandrian S. Surrealist Art. - London : Thames & Hudson , 2012. - 256 p.
9. Arenas L. El rostro oculto de las cosas. Chema Madoz y la poética de la transubstanciación // Pagina web de Chema Madoz. - URL: http://www. chemamadoz.com/autor.html
10. Castro Flores F. Chema Madoz. - Madrid : La fábrica, 2012. - 108 p.
11. Krauss R. Corpus Delicti // October. - 1985. - Vol. 33. - P. 31-72.
12. Sanchez de Saravo O. Chema Madoz. Metamorfosis del pensamiento. -Caracas : Odalys, 2011. - 40 p.