Научная статья на тему 'Реиндустриализация промышленного комплекса Волгоградской области'

Реиндустриализация промышленного комплекса Волгоградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛГОГРАД / РЕИНДУРСТРИАЛИЗАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хаба Жак

Предпринята попытка анализа промышленного комплекса Волгоградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реиндустриализация промышленного комплекса Волгоградской области»

«ЕЭС России»), корпоративными университетами энергокомпаний. Создание корпоративного университета в собственной компании позволит максимально эффективно принимать управленческие и инженерные решения, так как выделяемые средства будут направлены на решения вопросов собственной компании, стимулирование ее роста и капитализации, тем самым обеспечивая реализацию стратегии организаций электроэнергетики.

3. Издание учебно-методической литературы, тренинговых комплексов, программных продуктов, использование дистанционного обучения позволят обеспечить персонал удаленных энергообъектов новыми знаниями. Чаще бывает, что практические работники недооценивают значимость теоретических знаний.

Таким образом, для успешного развития предприятий энергетической отрасли необходимо создание конкурентоспособного персонала как ключевого аспекта управления кадровыми рисками в энергетических компаниях. Он поможет стать отрасли передовой, ставящей своей целью удовлетворение интересов государства и бизнеса, обеспечивая наилучшие условия развития других отраслей и населения России.

Список литературы

1. Зубеева Е.В. Подготовка кадров в области энергосбережения: опыт, проблемы, перспективы // Вестник ГУУ. 2017. №11. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-kadrov-v-oblasti-energosberezheniya-opyt-problemy-perspektivy (дата обращения: 01.06.2018).

2. Квалифицированные кадры - эффективная энергетика // [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://www.ruscable.ru/news/2017/04/27/Kvalifitsirovannye_kadry_effektivnaya_energetika/ (дата

обращения: 01.06.2018).

3. Лезина Е.Г., Меркулова И.Ф. Концепция корпоративного обучения как основа развития персонала на предприятиях электроэнергетики // УЭкС. 2015. №10 (82). // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http s://cyberleninka.ru/artic le/n/kontseptsiya-korporativnogo-obucheniya-kak-osnova-razvitiya-(дата обращения: 01.06.2018). О кадровых проблемах в электроэнергетике // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ipem.ru/news/ipem/858.html (дата обращения: 01.06.2018).

4. Сажнева С.В., Якубова А.А. Проблема кадрого обеспечения электроэнергетической отрасли // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://be5.biz/ekonomika1/r2013/2867.htm (дата обращения: 01.06.2018).

5. Энергетика будущего // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iz.ru/news/670767 (дата обращения: 01.06.2018).

6. Росстат: Промышленное производство в России. 2017 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wp s/wcm/connect/ro sstat_main/rosstat/ru/statistic s/enterprise/industrial/ (дата обращения: 01.06.2018).

РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Хаба Жак

Хаба Жак — магистрант, кафедра государственного и муниципального управления, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

Аннотация: предпринята попытка анализа промышленного комплекса Волгоградской области. Ключевые слова: Волгоград, реиндурстриализация, промышленность, экономика.

Основой для повышения благосостояния и качества жизни населения в настоящее время выступает устойчивый экономический рост и усиление конкурентоспособности Волгоградских промышленных предприятий, что невозможно без реиндустриализации промышленного комплекса региона. Чтобы достигнуть вышеупомянутой цели необходимым является проводить эффективную промышленную политику.

Крайне негативно, на мой взгляд, на развитие промышленности как в Волгоградской области, так и в России в целом повлияло достаточное позднее обсуждение законопроекта, внесенного в Государственную Думу Российской Федерации в 2008 г. «О национальной промышленной политике в

85

Российской Федерации». Отсутствие долгое время рамочного документа усложняло процесс разработки промышленной политики как на региональном уровне - Волгоградской области, так и на уровне муниципальном.

Принятие подобного законопроекта особенно необходимым являлось в условиях экономических санкций, чтобы сочетать внешнеэкономическую либерализацию с разумной долей "воспитательного", по Ф.Листу, протекционизма.

Помимо этого, в рамках региональной промышленной политики является необходимым определить приоритетные сектора и разработать систему стимулов и различных форм поддержки, прежде всего бюджетной, для того чтобы провести диверсификацию экономики, устранить структурные и территориальные дисбалансы, создать рабочие места. При определении приоритетов необходимо отказаться от традиционного деления на отрасли передовые и отсталые. Каждая отрасль может стать высокотехнологичной, все будет зависеть от того, насколько глубоко перерабатывается сырье, и какие технологии используются. Так, в Финляндии лесная промышленность относится к высокотехнологичной.

В настоящее время промышленную политику в Российской Федерации регулирует федеральное законодательство, а именно Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» [3]. Предметом регулирования данного закона выступают отношения, которые возникают между субъектами, реализующими свою деятельность в сфере промышленности, а также организациями, которые входят в состав инфраструктуры поддержки указанной деятельности, и публичными органами власти Российской Федерации при формировании и реализации промышленной политики в России.

В настоящее время к полномочиям органов государственной власти Волгоградской области в сфере промышленной политики относится: принятие законов и иных правовых актов, которые по своей сущности направлены на установление и изменение мер стимулирования различных видов деятельности в сфере промышленности (что соответственно осуществляется за счет средств бюджета Волгоградской области); содействие развитию межрегионального и международного сотрудничества субъектов деятельности в сфере промышленности; информирование в различных формах субъектов промышленности о наличии трудовых ресурсов в Волгоградской области и о потребностях в создании новых рабочих мест на территории Волгоградской области.

Что является весьма важным, вышеназванный федеральный закон, также закрепляет право органов государственной власти Волгоградской области на передачу части собственных полномочий в сфере промышленной политики органам местного самоуправления, иначе говоря - отдельным муниципальным образования, чаще всего - г. Волгограду.

Говоря о реиндустриализации промышленности в Волгоградской области, рациональным представляется раскрыть существующие меры стимулирования деятельности в сфере промышленности. Так, в настоящем времени поддержка промышленности в Волгоградской области реализуется при помощи финансовой, информационно-консультационной поддержки, поддержки развития кадрового потенциала, а также предоставления государственных и муниципальных преференций. Данная система поддержки очень близка поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области. Также стоит отметить и то, что связь между предпринимательством и промышленностью является важным элементом проведения успешной государственной и муниципальной промышленной политики.

В распоряжении промышленности Волгоградской области есть и специальный инвестиционный контракт, который также регулируется Федеральным законом «О промышленной политике в Российской Федерации». По данному специальному инвестиционному контракту одна из сторон -инвестор - берет на себя обязательства по созданию или же модернизированию производства промышленной продукции на территории России, а другая сторона - Волгоградская область берет на себя обязательство реализовывать меры стимулирования деятельности в сфере промышленности.

Для успешного проведения реиндустриализации промышленности Волгоградской области во главу угла необходимо поставить принцип реализации промышленной политики на муниципальном уровне в подчиненности интересам социального развития территории, развития производства по выпуску новой импортозамещающей и конкурентоспособной продукции, предназначенной, в первую очередь, для внутреннего рынка.

Таким образом, при постановке данной цели перед органами государственной и муниципальной власти Волгоградской области становятся следующие задачи:

1) развить до достаточного уровня механизм государственно-частного партнерства, для которого уже многие годы отсутствует проблема коллизионности в регулировании или пробелов в праве;

2) осуществлять активную муниципальную поддержку инвестиционной деятельности при помощи инструментов, предусмотренных федеральным законодательством о промышленной политике;

86

3) проводить активную политику по созданию новых и развитию уже существующих экономических кластеров на территории Волгограда и Волгоградской области. Кластерное развитие может быть успешно использовано в нефтехимическом, машиностроительном, металлургическом и строительном комплексах Волгограда и области. Волгоградская агломерация весьма перспективна в плане создания крупного комплекса взаимодополняющих химических производств и организации выпуска различных минеральных удобрений, что обусловлено наличием месторождений поваренной соли, калийных и магниевых солей, фосфоритов, карбонатных пород.

4) необходимо рационально размещать производительные силы, учитывая, в первую очередь, их социальную и экологическую направленности и оптимизировать использование производственных площадей, расположенных в черте Волгограда.

5) поддерживать субъекты малого и среднего предпринимательства, находящиеся в тесной взаимосвязи с крупными промышленными предприятиями [1; С. 137].

6) разработать эффективную маркетинговую стратегию развития Волгограда, а также проводить активную маркетинговую политику для поиска партнеров (потребителей и поставщиков) за пределами Волгограда и Волгоградской области, тем самым увеличивая инвестиционный климат для промышленности Волгограда в целом.

7) заполнять «пробелы» в нормативно-правовом обеспечении развития промышленности города, разрабатывать постановления о размещении производительных сил на территории Волгограда.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что следование принципу «опора на взаимные экономические интересы» является необходимым условием успешной реализации региональной промышленной политики. В настоящее время, с момента принятия Федерального Закона о промышленной политике 2014 года, в распоряжении региональных и муниципальных органов власти Волгоградской области есть целый комплекс инструментов проведения промышленной политики.

Список литературы

1. Аналитическая оценка потенциала малого бизнеса Ставропольского края и перспективы его

развития / А.А. Рядчин // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2017. № 5.

С. 136-143.

2. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О развитии малого и среднего

предпринимательства в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

3. Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской

Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВУЗОВ КАК ИНСТРУМЕНТА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

ОБРАЗОВАНИЯ Чудаева Н.А.

Чудаева Надежда Александровна — магистрант, кафедра социально-экономического планирования, Институт экономики, управления и природопользования, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Аннотация: в статье рассматривается рейтингование как один из инструментов определения и оценки качестве деятельности высших учебных заведений, также приводится авторский комментарий на объективность и релевантность критериев, используемых в методике расчета мониторинга эффективности высших образовательных учреждений, обосновывается необходимость модернизации существующей методики, предлагается разделить показатели мониторинга в соответствии с целевой группой на основании опроса.

Ключевые слова: целевая группа, качество образования, мониторинг эффективности, высшее образование, рейтинг.

Рейтингование высших учебных заведений может служить инструментом стратегического управления всей системой высшего образования, так как полученные результаты деятельности вузов принимаются во внимание и используются для повышения качества подготовки выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.