РЕГУЛЯЦИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
REGULATION OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL LOAD IN SPORTS ACTIVITIES
Тюрина Ирина Владимировна
доцент
Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Tyurina Irina Vladimirovna assistant professor Orel state university named after i. S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. В статье рассматривается влияние предстартовых состояний на организм спортсмена. Понимание того, что одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико-тактической подготовленности является психическая готовность спортсмена к соревнованию, которая формируется в процессе психической подготовки человека.
Abstract. The article deals with the influence ofprelaunch States on the athlete's body. Understanding that one of decisive factors of success at rather equal levels of physical, technical, and tactical readiness is mental readiness of the athlete to competition, which is formed in the course of mental preparation of the person.
Ключевые слова: соревнование, предстартовые состояния, психологическая подготовка.
Keywords: competition, prelaunch States, psychological preparation.
Соревнование - мощный стрессор, сила психофизиологической нагрузки. Каждый спортсмен испытывал перед состязанием странное состояние, ощущение дрожи во всем теле, онемение в ногах, беспокойные мысли. Это так называемое «предстартовое состояние» ... Влияние предстартового состояния на организм не однозначно. Оно или возбуждает нервную систему, и спортсмен теряет самоконтроль, или наоборот, происходит сильная заторможенность нервной системы, ведущая к скованности, которая мешает свободе действий. Оптимальное состояние находится где-то по середине, когда человек держит под контролем свое психическое состояния.
Мы выделяем три разновидности предстартовых состояний:
1. Предстартовая лихорадка (чрезвычайно высокий уровень эмоционального возбуждения). Это состояние проявляется в сильном волнении, тревоги, повышенной нервозности (раздражительности), неустойчивости настроения (резком переходе от бурного веселья к слезам), беспричинной суетливости, рассеянности, ослаблении памяти, снижении остроты восприятия, повышенной отвлекаемости внимания, понижении гибкости и логического мышления, неадекватных реакциях на обычные раздражители, капризности, переоценке своих сил (излишней самоуверенности), неспособности полностью контролировать свои мысли, чувства, настроение и поведение, неоправданной
торопливости. Высокое нервно-психическое напряжение понижает работоспособность мышц и притупляет мышечно-двигательное чувство, ухудшает способность к расслаблению, нарушает координацию движения.
2. Стартовая апатия (относительно низкий уровень эмоционального возбуждения из-за возникновения охранительного торможения и ослабления возбуждения). Ей соответствует вялость, сонливость, отсутствие желания соревноваться, угнетенное настроение, неуверенность в своих силах, отсутствие интереса к соревнованиям, ослабление внимания, притупление остроты восприятия, снижение продуктивности памяти и мышления, ухудшение координации привычных действий, неспособностью собраться к моменту старта, резкое снижение волевой активности.
3. Боевая готовность характеризуется оптимальным уровнем эмоционального возбуждения. Этому состоянию соответствуют выраженные, но умеренные вегетативные сдвиги. Психологический синдром: напряженное ожидание старта, возрастающее нетерпение, легкое, а иногда значительное эмоциональное возбуждение, трезвая уверенность в своих силах (реальная оценка своих сил), высокая мотивация деятельности, способность сознательно регулировать свои мысли, чувства, поведение и управлять ими, хорошая концентрация внимания на предстающую деятельность, обострение восприятия и мышления, высокая помехоустойчивость по отношению к неблагоприятным факторам.
Анализируя подробно разновидности предстартовых состояний, мы понимаем, что одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико-тактической подготовленности является психическая готовность спортсмена к соревнованию, которая формируется в процессе психической подготовки человека.
Исходя из того, что психические состояния служат фоном, придающим ту или иную окраску течению психических процессов и действий человека, состояние психической готовности можно представить как уравновешенную, относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсмена, на фоне которых развертывается динамика психических процессов, направленных на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условиях соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям само регуляцию собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, связанных с решением частных соревновательных задач, ведущих к достижению намеченной цели.
Следовательно, психическая подготовка направлена на формирование у спортсмена установки на соревновательную деятельность и на создание условий для адаптации к экстремальным условиям такой деятельности. Это обусловлено, с одной стороны, неповторимостью условий соревнований, а с другой - неповторимостью, индивидуальным своеобразием личности спортсмена.
Психическая подготовка создает такое психическое состояние, которое способствует наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой - позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.).
Выделяют общую психическую подготовку и психическую подготовку к конкретному соревнованию. Первая предполагает обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам само регуляции эмоциональных состояний, уровня активации, концентрации и распределения внимания, способам самоорганизации и мобилизации на максимальные волевые и физические усилия. Вторая предполагает обучение приемам моделирования в тренировочной деятельности условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных и натурных моделей.
При всей важности психогигиенических мероприятий психическая подготовка является прежде всего воспитательным процессом, направленным на развитие личности путем формирования соответствующей системы отношений. Это позволяет перевести неустойчивый характер психического состояния в устойчивый, т.е. в свойство личности. При этом психическая подготовка спортсмена к продолжительному тренировочному процессу осуществляется, во-первых, за счет непрерывного развития и совершенствования мотивов спортивной тренировки, и, во-вторых, за счет создания благоприятных отношений к различным сторонам тренировочного процесса.
Психическая подготовка в виде последовательных воздействий представляет собой один из вариантов управления совершенствованием спортсмена, в случае же применения воздействий самим спортсменом она является процессом самовоспитания и само регуляции.
Управление на первых этапах, до периода непосредственной предсоревновательной подготовки, подразумевается, как целенаправленное и систематическое применение методов, направленных на:
- оптимизацию условий тренировочной деятельности по формированию навыков решения оперативных задач;
- развитие волевых и психических качеств, определяемых способностями к решению этих задач;
- регуляцию психических состояний, сопутствующих решению этих задач.
Такая подготовка непосредственно включается в тренировочную
деятельность спортсмена или проводится в виде специально организованных мероприятий.
В процессе общей подготовки совершенствуются и корректируются свойства и черты личности (мотивационная направленность, психическая устойчивость), психические качества, оптимизируются психические состояния.
В процессе тренировки психическая подготовка включается в другие виды подготовки (физическую, техническую, тактическую) и имеет свои цели и свои задачи. Цель психической подготовки - реализация потенциальных возможностей данного спортсмена, обеспечивающих эффективную деятельность, задача (формирование установок, воспитание волевых качеств, совершенствование двигательных навыков, развитие интеллекта, достижение психической устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам) приводит к тому, что любое тренировочное средство в той или иной мере способствует решению задач психической подготовки.
О специальной психической подготовки в повседневной тренировке можно вести разговор, когда возникает необходимость предупредить или снизить
психическое перенапряжение как следствие чрезмерных тренировочных нагрузок.
Если психическая подготовка проводиться в период, непосредственно предшествующий ответственному соревнованию, на первый план выдвигается формирование готовности к высокоэффективной деятельности в нужный момент. Отсюда - такие частные задачи, как ориентация на социальные ценности, формирование у спортсмена или команды психических «внутренних опор», преодоление «барьеров», психологическое моделирование условий предстоящей борьбы, форсированная оптимизация «сильных» сторон психической подготовленности спортсмена, установка и программа действий и т.д. На этом этапе особую психическую нагрузку несут также влияние окружение, состояние места занятий и восстановления, работа средств массовой информации, внимание и поведение любителей спорта.
Содержание психической подготовки, ее построение, средства и методы определяется спецификой вида спорта. В них больше различного, чем общего. Мало что можно сказать о психической подготовке спортсмена вообще, но очень много - баскетболиста, лыжника, стрелка и т.д.
Таким образом, психической подготовкой спортсмена (команды) называется процесс усиления его (ее) потенциальных психических возможностей в объективных результатах, адекватных этим возможностям.
Построение психической подготовки связано с использованием определенных принципов:
- принцип сознательности означает, что любые средства психической подготовки могут быть продуктивными лишь в случае сознательного применения спортсменом, с верой, что данный прием соответствует его индивидуальности и будет полезен в данной конкретной ситуации. Спортсмен должен иметь осознанность - это знание механизмов их воздействия, владение навыками самоконтроля и самоанализа;
- принцип систематичности означает систематическое, целеустремленное, последовательное применение системы психических средств с учетом всех сопутствующих факторов. Работа по плану и преемственность, когда каждое новое воздействие содержит влияние предшествующих и готовит к будущим.
- принцип всесторонности соединяет средства и методы психической подготовки в единую структуру, обеспечивающую единство общей и специальной подготовки спортсмена, т.к. сами психические воздействия дают гораздо больший эффект, когда предусматривается воздействие не на одну сферу, а на всю психику: направленность личности спортсмена, его нейродинамический статус, психомоторику, интеллект;
- принцип согласованности относится к технологии психической подготовки, организации ее мероприятий во времени. Они должны планироваться в увязке с другими мероприятиями, логически составляющими систему спортивной подготовки. Например, психорегулирующая тренировка должна согласовываться с тренировочными занятиями и в зависимости от частных задач занимать самостоятельное место до занятий, после них или в перерывах;
- принцип индивидуализации требует от психолога или тренера всестороннего знания особенностей спортсмена с последующим выбором таких психических воздействий, которые соответствуют всем его индивидуальным
свойствам и качествам.
Литература
1. Худадов Н., Блюменштейн Б. Легкая атлетика. - 1981. - no. 2. - 6 с.
2. Алексеев А. В. Себя преодолеть. Психическая подготовка в спорте / А. В. Алексеев. - М., 1985.
3. Андреас С. Сердце мозга / С. Андреас, К. Андреас. - Екатеринбург, 1993.
4. Пуни А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте / А. Ц. Пуни. - М., 1969.
References
1. Xudadov N., Blyumenshtejn B. Legkaya atletika - Track and field athletics. 1981, no. 2, 6 p.
2. Alekseev A. V. Sebya preodolet\ Psihicheskaya podgotovka v sporte [Overcoming yourself. Psychic training in sports]. Moscow, 1985.
3. Andreas S., Andreas K. Serdce mozga [The Heart of the Brain]. Ekaterinburg, 1993.
4. Puni A. Cz. Psihologicheskaya podgotovka k sorevnovaniyam v sporte [Psychological preparation for competitions in sports]. Moscow, 1969.