Научная статья на тему 'РЕГУЛЯТОРЫ ВЫПУСКА НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ'

РЕГУЛЯТОРЫ ВЫПУСКА НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / ГИБРИДНАЯ МОДЕЛЬ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ / ИНФРАСТРУКТУРНО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Огородникова Екатерина Сергеевна, Гусева Татьяна Ивановна, Кочергина Татьяна Викторовна, Борисова Алена Александровна, Виниченко Виктория Александровна

Актуальность исследования обусловлена необходимостью определения путей регулирования выпуска негосударственных производителей сферы социальных услуг. В качестве метода исследования использован комплекс регрессионных моделей, позволяющих определить влияние на выпуск негосударственных производителей социальных услуг комплекса инфраструктурно-институциональных методов. Полученные результаты показывают, что на данный момент инфраструктурноинституциональные методы регулирования достаточно сформированы, однако причиной низкой гибридизации сферы социальных услуг является низкий охват методами стимулирования негосударственных субъектов сферы социальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Огородникова Екатерина Сергеевна, Гусева Татьяна Ивановна, Кочергина Татьяна Викторовна, Борисова Алена Александровна, Виниченко Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORS OF THE OUTPUT OF NON-STATE PRODUCERS OF SOCIAL SERVICES

The study provides rationale for determining the ways to regulate the output of non-state producers of social services. As a research method we have used a set of regression models to identify the impact of infrastructural and institutional methods on the output of non-state producers of social services. The results obtained show that currently the infrastructural and institutional methods of regulation are sufficiently developed; however, the reason for the weak hybridization of the social services is the low coverage of non-state actors in the sector of social services by incentive methods.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛЯТОРЫ ВЫПУСКА НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ»

Научная статья УДК 338.2

DOI 10.18101/2304-4446-2022-3-91-96

РЕГУЛЯТОРЫ ВЫПУСКА НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

© Огородникова Екатерина Сергеевна

кандидат экономических наук, доцент, Уральский государственный экономический университет Россия, 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62 cmb_8@mail.ru

© Гусева Татьяна Ивановна

старший преподаватель,

Уральский государственный экономический университет Россия, 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62 1 ^ guseva@yandex.ru

© Кочергина Татьяна Викторовна

кандидат экономических наук, доцент, Уральский государственный экономический университет Россия, 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62 tvkochergina@gmail.com

© Борисова Алена Александровна

доктор экономических наук, доцент,

Новосибирский государственный технический университет Россия, 630087, г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 136 a.borisova@corp.nstu. т

© Виниченко Виктория Александровна

кандидат экономических наук, доцент, Новосибирский государственный технический университет Россия, 630087, г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 136 vinichenko@corp.nstu.ru

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью определения путей регулирования выпуска негосударственных производителей сферы социальных услуг. В качестве метода исследования использован комплекс регрессионных моделей, позволяющих определить влияние на выпуск негосударственных производителей социальных услуг комплекса инфраструктурно-институциональных методов. Полученные результаты показывают, что на данный момент инфраструктурно-институциональные методы регулирования достаточно сформированы, однако причиной низкой гибридизации сферы социальных услуг является низкий охват методами стимулирования негосударственных субъектов сферы социальных услуг. Ключевые слова: сфера социальных услуг, гибридная модель, негосударственные производители, инфраструктурно-институциональные методы.

Для цитирования

Регуляторы выпуска негосударственных производителей социальных услуг /

Е. С. Огородникова, Т. И. Гусева, Т. В. Кочергина [и др.] // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2022. № 3. С. 91-96.

Считается, что на современном этапе формирование гибридной модели сферы социальных услуг должно осуществляться за счет расширения участия негосударственного сектора экономики, появления производителей, осуществляющих деятельность в рамках рыночной модели организационно-экономического механизма сферы социальных услуг и модели, действующей на основе социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО), стимулирования социального предпринимательства. Данный путь рассмотрен в работах следующих авторов: Т. Н. Савиной, И. М. Концовой [1], С. В. Дорошенко, О. В. Санаевой [2], В. В. Джабиева [3], С. Пулино, Р. Майолини, П. Вентури [4]. З. Э. Сабировой [5], А. В. Мамоновой [6], А. Е. Плахина [7]. Причем стимулировать данный путь развития, по мнению авторов, необходимо за счет средств государственного бюджета путем использования институционально-инфраструктурных методов, а именно предоставления предпринимателям, относящимся к негосударственному сектору, социальных услуг мер поддержки и снижения для них административных барьеров.

В то же время существует проблема обоснования использования тех или иных методов активизации негосударственных субъектов в целях формирования гибридной модели сферы социальных услуг [8]. Как показывают результаты исследования [9], значительных успехов данные методы в сфере социальных услуг не принесли, выпуск негосударственного сектора остается на низком уровне, несмотря на значительный объем ресурсов, привлекаемый напрямую от населения, приобретающего платные социальные услуги у государственных производителей. Причиной низкого выпуска негосударственных производителей социальных услуг, то есть неразвитость гибридной модели организационно-экономического механизма, является низкая аллокативная эффективность функционирования данных участников. Соответственно, методология формирования гибридной модели организационно-экономического механизма сферы социальных услуг должна включать методы воздействия на производителей, позволяющие им достичь показателей аллокативной эффективности сопоставимых с государственными участниками. В целях определения регуляторов, воздействующих на алло-кативную эффективность негосударственных участников сферы социальных услуг, было осуществлено многоуровневое тестирование с применением корреляционно-регрессионного анализа. В первую очередь были протестированы гипотезы, касающиеся влияния на выпуск негосударственных производителей социальных услуг государственного задания, инструментов стандартизации и ин-фраструктурно-институциональных методов. Информационная база исследования включает реестры получателей поддержки, представленные на сайтах организаций поддержки малого предпринимательства в регионах, выборки, осуществляемые в разрезе получателей поддержки в базе данных СПАРК-

интерфакс1, информационные выборки портал ЕГИССО2, данные стандартов социальных услуг в регионах России.

Результаты тестирования гипотез исследования регрессионной модели представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты тестирования гипотез исследования влияния государственного задания, стандартизации и инфраструктурно-институциональных методов на параметры спроса и предложения

социальных услуг

Тестируемая Уравнение Достоверность R2 Степень

гипотеза регрессии модели воздействия факторов

Н1: Увеличение

объема государ-

ственного задания приводит к росту платежеспособного Vd = 122 + 16,6 G достоверная 0,34 средняя

спроса

Н2: Инструменты

стандартизации социальных услуг приводят к сокра- Vs = 31,8+0,16 Wi+ 0,6 W2 +13,2 W3 достоверная 0,41 средняя

щению предложе-

ния на рынке

Н3: Инфраструк-

турно-

институциональные методы приводят к изменению объема Vs = 31,8+0,16 Wi+ 0,6 W2 +13,2 W3 достоверная 0,26 слабая

предложения на

рынке социальных

услуг

Как видно из таблицы 1, проведенное исследование демонстрирует среднюю и слабую степень воздействия факторов на объемы спроса и предложения социальных услуг. Результаты тестирования влияния государственного задания, стандартизации и инфраструктурно-институциональных методов на выпуск социальных услуг негосударственными производителями показали среднюю и слабую степень воздействия факторов на результирующий показатель. Данный факт свидетельствует о том, что существующие инфраструктурно-институциональные методы не затрагивают фундаментальные факторы функционирования негосударственных участников сферы социальных услуг и, соответственно, не воздействуют на аллокативную эффективность их деятельности.

1 База данных СПАРК-интерфакс. URL: http://www.spark-interfax.ru (дата обращения: 21.07.2022). Текст: электронный.

2 Единая государственная информационная система социального обеспечения. URL: http://egisso.ru/site/ (дата обращения: 28.07.2022). Текст: электронный.

Для определения интенсивности поддержки именно субъектов производителей сферы социальных услуг выявлены отраслевая специфика субъекта и количество раз поддержки, им полученной (рис. 1). Для определения интенсивности поддержки именно субъектов производителей сферы социальных услуг отслеживается отраслевая специфика субъекта и количество раз поддержки, им полученной, информация формируется из реестров поддержи.

Деятельность профессиональная, научная... | 71

Деятельность по операциям с. 311 Деятельность в области здравоохранения. 617 Деятельность в области культуры, спорта,. 815

Образование 1234 Предоставление прочих видов услуг H I 2788

Транспортировка и хранение I *1 6815

Деятельность гостиниц и предприятий Г~ ■ 7693

Деятельность в области информации и связи Г *1 8411

Строительство Г ~1 8605

Обрабатывающие производства Г" *1 8700

Сельское, лесное хозяйство, охота Г i 9600

Торговля оптовая и розничная; ремонт i ~~1 15811

0 4000 8000 12000 16000

Рис. 2. Интенсивность применения мер поддержки субъектов производителей сферы социальных услуг 2017-2020 гг., количество раз

Полученные результаты позволили выявить, что субъекты, осуществляющие такую деятельность, как услуги социального обслуживания, услуги образования и здравоохранения по интенсивности получения мер поддержки не находятся на первом месте. Такая привязка использования методов инфраструктурного управления, которыми по сути являются меры поддержки субъектов, не позволяет успешно сформировать негосударственный сектор в сфере социальных услуг.

Дальнейшее подробное исследование отдельных мероприятий позволило выявить, что для создания новых субъектов производителей сферы социальных услуг наиболее действенными являются финансовые меры поддержки, в то время как обучение не формирует в большинстве случаев положительной динамики показателей выручки и активов новых участников.

Меры финансовой поддержки действительно способствуют увеличению показателя выручки негосударственных субъектов производителей социальных услуг. Получатели мер поддержки, направленных как на привлечение заемных средств,

так и на привлечение инвестиций, демонстрируют рост выручки в году получения поддержки, так как меры финансовой поддержки формируют однонаправленную динамику выручки и активов негосударственных субъектов сферы социальных услуг, преимущественно положительно сказываясь как на величине активов получателя, так и на объеме выручки. Необходимо отметить, что по всем мероприятиям финансовой поддержки темп роста активов превышает темп роста выручки, что свидетельствует о преимущественном финансировании получателями поддержки покупки основных средств. Сферы социальных услуг и меры консультационной поддержки и обучения положительно сказываются на субъект, субъекты демонстрируют рост показателей хозяйственной деятельности.

Таким образом, можно сделать выводы о результативности сформированных на данный момент инфраструктурно-институциональных методах, однако причиной низкой гибридизации сферы социальных услуг является низкий охват негосударственных субъектов сферы социальных услуг.

Литература

1. Савина Т. Н., Концова И. М. Социальная политика современной России: проблемы и перспективы // Финансы и кредит. 2017. Т. 23. №. 7(727). Текст: непосредственный.

2. Дорошенко С. В., Санаева О. В. Оценка влияния институциональных факторов на развитие малого предпринимательства // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2021. № 1. С. 63-80. Текст: непосредственный.

3. Дорошенко С. В., Джабиев В. В. Эффективность институциональных механизмов развития предпринимательства на экономически изолированных территориях // Управление в современных системах. 2021. № 4 (32). С. 16-27. Текст: непосредственный.

4. Пулино С., Майолини Р., Вентури П. Опыт Италии по реформированию политики в сфере социального предпринимательства // Форсайт. 2019. Т. 13, №. 3. С. 77-88. Текст: непосредственный.

5. Сабирова З. Э. Стимулирование развития социального предпринимательства в регионе // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2016. № 1-1. С. 70-74. Текст: непосредственный.

6. Мамонова А. В. Становление социального предпринимательства в России // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. Екатеринбург. 2015. 2015. С. 2394-2401. Текст: непосредственный.

7. Кочерьян М. А., Плахин А. Е. Многофакторная оценка портфелей проектов стратегического сетевого взаимодействия // Вестник НГИЭИ. 2021. № 4 (119). С. 62-70. Текст: непосредственный.

8. Демиева А. Г. Конкуренция как стимул осуществления предпринимательской деятельности: правовой аспект // Журнал российского права. 2017. № 6(246). С. 61-68. DOI: 10.12737/article_59240a94b8c001.74124873. Текст: непосредственный.

9. Огородникова Е. С., Гусева Т. И., Шуралева Н. Н. Аллокативная эффективность моделей организационно-экономического механизма сферы социальных услуг сельских территорий // Научные труды Вольного экономического общества России. 2022. Т. 234, № 2. С. 131-153. Текст: непосредственный.

Статья поступила в редакцию 03.08.2022; одобрена после рецензирования 29.08.2022; принята к публикации 01.09.2022.

REGULATORS OF THE OUTPUT OF NON-STATE PRODUCERS OF SOCIAL SERVICES

Ekaterina S. Ogorodnikova

Cand. Sci. (Econ.), A/Prof.,

Ural State University of Economics

62 8th Marta St., Ekaterinburg 620144, Russia

cmb_8@mail.ru

Tatyana I. Guseva Senior Lecturer,

Ural State University of Economics

62 8th Marta St., Ekaterinburg 620144, Russia

t.i.guseva@yandex.ru

Tatyana V. Kochergina

Cand. Sci. (Econ.), A/Prof.,

Ural State University of Economics

62 8th Marta St., Ekaterinburg 620144, Russia

tvkochergina@gmail.com

Alyona A. Borisova

Dr. Sci. (Econ.), A/Prof.,

Novosibirsk State Technical University

136 Nemirovich-Danchenko St., Novosibirsk 630087, Russia

a.borisova@corp.nstu. ru

Viktoria A. Vinichenko

Cand. Sci. (Econ.), A/Prof.,

Novosibirsk State Technical University

136 Nemirovich-Danchenko St., Novosibirsk 630087, Russia

vinichenko@corp.nstu.ru

Abstract. The study provides rationale for determining the ways to regulate the output of non-state producers of social services. As a research method we have used a set of regression models to identify the impact of infrastructural and institutional methods on the output of non-state producers of social services. The results obtained show that currently the infra-structural and institutional methods of regulation are sufficiently developed; however, the reason for the weak hybridization of the social services is the low coverage of non-state actors in the sector of social services by incentive methods.

Keywords: social services, hybrid model, non-state producers, infrastructural and institutional methods.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

For citation

Ogorodnikova E. S., Guseva T. I., Kochergina T. V. et al. Regulators of the Output of NonState Producers of Social Services. Bulletin of Buryat State University. Economy and Management. 2022; 3: 91-96 (In Russ.).

The article was submitted 03.08.2022; approved after reviewing 29.08.2022; accepted for publication 01.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.