Научная статья на тему 'Регулирующая роль банка России в инвестиционной активности банков региона'

Регулирующая роль банка России в инвестиционной активности банков региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рагимова Ф.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулирующая роль банка России в инвестиционной активности банков региона»

- продуктовая, предполагающая ориентацию клиентов на услуги, по своим характеристикам и качествам превосходящие аналоги;

- торговая, исходящая из предположения, что при свободе выбора потребитель предпочитает пользоваться меньшим количеством услуг данного банка. Поэтому необходимо использовать все возможности маркетинга для обеспечения максимума реализации услуг.

- традиционная, при которой цели маркетинговой деятельности могут быть достигнуты только путем анализа потребностей и мотивации отдельных групп и контактных аудиторий.

- социальная, отдающая предпочтение общечеловеческим приоритетам, а не узковедомственным интересам.

- стратегическая, направленная на смещение акцента с клиента на внешнее окружение банка.

Сбор информации, анализ и прогноз каждого из элементов системы маркетинга в банке, выявление его конкурентных преимуществ должны найти свое отражение в стратегии управления маркетинговой деятельностью.

Рагимова Ф.Н.

Регулирующая роль Банка России в инвестиционной активности банков региона

Деятельность Центрального Банка России проявляется в осуществляемых им функциях. Они приводятся в ст.4 Федерального Закона о Банке России. Одной из таких функций ЦБ РФ является осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций в рамках пруденциального регулирования.

Основным инструментом банковского дистанционного надзора на сегодняшний день принято считать обязательные экономические нормативы, которые в «целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать» согласно ст.62 Федерального закона РФ «О Центральном Банке РФ». Они позволяют оценить состояние капитала, источники ресурсов и их соотношение с активами кредитных организаций. Банк России при разработке соответствующих нормативов руководствовался методологией, принятой Базельским комитетом по банковскому надзору. В условиях, когда главный банк страны стремится к достижению международных стандартов в финансовой и бухгалтерской отчетности, установление жестких нормативных требований вполне оправданно (к примеру, норматив достаточности капитала и расчет рисков по категориям банковских активов). Но современная российская банковская система по многим параметрам (уровни капитализации и ликвидности, величины суммарных активов и собственных средств) далеко не соответствует этим международным стандартам. По данным банковской статистики РФ на 1.01.2003 года суммарные активы и собственные средства оценивались достаточно скромно - в 135,8 млрд. дол. и 19,1 млрд. дол. соответственно

(источник: Вестник банковской статистики №2 -2003 года с.62), что в несколько раз меньше соответствующих показателей одного крупного банка США или Японии. Поэтому для российской банковской системы в период ее становления и развития критические значения экономических нормативов, установленные ЦБ РФ по международным стандартам являются почти экстремальными.

Банк России достаточно часто вносит коррективы и дополнения в соответствующие редакции инструкции №1 « О порядке регулирования деятельности банков», которая регламентирует экономические нормативы, тем самым адекватно реагируя на изменения на финансовых рынках. Речь идет о предельных значениях нормативов (к примеру - абсолютная величина капитала), методике расчета, переводе нормативов из обязательных в оценочные (Н11), отмене ряда нормативов.

Банк России с момента создания двухуровневой банковской системы оказывает определенное влияние на инвестиционную активность кредитных организаций посредством установленных им экономических нормативов. Основополагающим документом, который регламентирует эти нормативы является Инструкция ЦБ РФ №1 «О порядке регулирования деятельности банков». Данный документ за последние 10 лет довольно часто подвергался корректировкам и дополнениям, адекватно тем изменениям, которые происходили на финансовых рынках. Речь идет о предельных значениях нормативов (к примеру - абсолютная величина капитала), методике расчетов, переводе нормативов из обязательных в оценочные (на примере норматива Н11), отмене ряда нормативов.

Абсолютная величина минимального размера капитала Н1 является самым первым ограничительным фактором, так как достаточность капитала считается фундаментальным гарантом стабильности отечественной банковской системы. Норматив Н1 вводит ограничения на общую сумму активных операций с учетом степени риска и имеющегося капитала. Не выходя за рамки этого норматива, банк может менять структуру активных операций, ориентируясь на активы с минимальным риском и высокой доходностью.

Капитал банка согласно установленной методике определяется как сумма основного и дополнительного капиталов, скорректированная на целый ряд величин. Однако эти расчеты, на наш взгляд не совсем обоснованны: если вычитание из собственных средств убытков и некоторые другие корректировки вполне объяснимы, то вызывает сомнение целесообразность уменьшения собственных средств на вложения в капитал кредитных организаций-нерезидентов, а также в акции дочерних и зависимых хозяйственных обществ, приобретенные для инвестирования.

Данные корректировки, введенные указанием ЦБ РФ от 31.12.1997 года « О внесении изменений и дополнений к Инструкции БР №1 от 1.10.1997г. «О порядке регулирования деятельности банков» №123-У и Положением ЦБ РФ от 10.02.2003 года «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций» № 215-П, ограничивают инвестиционную активность банков по названным конкретным направлениям вложений, а также лимитируют (при расчете других нормативов) привлечение средств для формирования кредитных ресурсов банков. Сужение ре-

сурсной базы, ограничение инвестиционных вложений и других активных операций уменьшает доходность банковской деятельности. Дискуссионно также расчетное уменьшение капитала за счет недосозданных обязательных резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение вложений в ценные бумаги, кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим акционерам (участникам) и инсайдерам сверх установленных лимитов, вложений банка в акции дочерних и зависимых хозяйственных обществ, приобретенных для инвестирования, (данное Указание ЦБ РФ введено от 1.03.44.2001г. №930-У как дополнение к инструкции от 1.10.1997 года №1).

Кроме собственно санкций, применяемых к банкам за недосозданный размер резерва, предусмотренных нормами, определенными указанием Банка России от 25 декабря 1997 года №101-У «О введении инструкции «О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам», сокращение размера капитала на указанную сумму представляется дополнительным двойным наказанием. То же касается кредитов и гарантий предоставляемых банком своим акционерам и инсайдерам, который в свою очередь регулируются нормативами Н9.Н9.1, Н10.Н10.1.

Уменьшение собственных средств за счет названных корректировок размера капитала ухудшает значение целого ряда обязательных экономических нормативов вплоть до критического уровня; при этом величина собственных средств находится в числителе (Н1) или знаменателе расчетных формул нормативов. В данном случае это:

Н1 - норматив достаточности капитала как отношение собственных средств к активам, взвешенным с учетом риска, за вычетом большинства созданных резервов под потери и обесценение определенных активов;

Н6 - максимальный размер риска на одного или группу связанных заемщиков в отношении к капиталу;

Н7 - максимальный размер крупных кредитных рисков как соотношение совокупной величины крупных кредитов, выданных банком, и его капитала;

Н9 - максимальный размер риска на одного заемщика -акционера (участника) -отношение суммы кредитов, поручительств и гарантий,

Н9.1 - норматив, ограничивающий совокупную величину кредитов и займов, выданных акционерам (участникам) банка к его капиталу;

НЮ и Н10.1 - подобные Н9 и Н9.1 нормативы в отношении инсайдеров банка.

Перечисленные нормы имеют косвенное отношение к инвестиционной деятельности банка. Однако через расчетную величину капитала они напрямую влияют на активность кредитного учреждения в данном направлении.

Прямо ограничивают объем инвестиций банка нормативы Н4, Н8, Н11.Н12 и Н12.1, Н13. В знаменателе расчетных формул здесь также присутствует капитал, который за счет вычитания названных корректировок ухудшает расчетные значения данных нормативов и уменьшает величину, находящуюся в числителе и ограничиваемую соответствующим нормативом.

С целью строгого соблюдения на практике требований сбалансированности по срокам активов и пассивов введен норматив Н4. Он определяется как отношение всей задолженности банку сроком свыше года к его собственным средствам (капиталу), а также обязательствам по депозитным счетам, полученным кредитам и другим долговым обязательствам сроком погашения свыше года. Данный норматив ограничивает долгосрочные вложения банка максимально допустимым значением 120%. Этот показатель позволяет судить о том, насколько доходные и одновременно наиболее рискованные активы покрыты вкладами. Долгое время в банковской практике США он считался ведущим и во многом определял активность ссудной политики любого американского банка. Увеличение максимально допустимого значения позволило бы банку наращивать объем инвестиций при достигнутом уровне собственных средств (капитале) и сложившейся пассивной базе. Этот вопрос остается до сих пор спорным между банковской ассоциацией и Банком России. Однако нужно учитывать, что необоснованное увеличение предельного значения Н4 может многократно повысить риски потери ликвидности банка следовательно, привести к потере устойчивости банковской системы в целом. Поэтому было принято решение о сохранении его значений на прежнем уровне. Вместе с тем, в условиях нынешнего состояния финансового рынка данный норматив, на наш взгляд, теряет свой смысл и для большинства банков вообще не работает. Это объясняется тем, что ресурсы, предоставляемые на срок более года (кроме централизованных) остаются большой редкостью, как на федеральном, так и на региональных рынках.

Норматив Н8 - максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика) лимитирует (максимально - 25%) привлечение банком средств одного или корпоративного клиента по отношению к капиталу. При увеличении максимально допустимого значения норматива банк мог бы увеличить объем кредитных ресурсов, предназначенных, в том числе, для инвестирования.

Для соблюдения норматива Н8 банку необходимо поддерживать пропорцию между инвестициями на срок более 1 года и ресурсами, которые будут находиться в его распоряжении также более года. Балансы практически всех кредитных организаций республики свидетельствуют о том, что значение норматива Н8 значительно ниже утвержденного Банком России. Это следствие недоиспользования потенциала долгосрочного инвестирования. Поэтому проблема расширения банками региона долгосрочных инвестиций приобрели в современных условиях актуальное значение, но банки республики пока не проявляют активности в корректировке инвестиционного портфеля в сторону долгосрочных инвестиций.

Аналогично действие на инвестиционную активность банка норматива Н11, который устанавливает максимальный размер (100%) привлеченных во вклады средств населения в отношении к собственным средствам. Его значение для большинства банков очень велико, ибо деньги населения являются стабильнейшим, а для многих кредитных учреждений -основным источником кредитных ресурсов. Нормативу Н11 Банка России придан характер оценочного (расчетного).

Не преувеличивая значение Н11, все же отметим, что ряд банков не могут увеличить (возможно на выгодных для граждан условиях) прием средств населения во вклады, что является одной из причин хранения на руках наличных денег, особенно инвалюты. Данная проблема может быть решена с принятием и вступлением в силу Федерального закона о гарантированном страховании вкладов физических лиц, который обсуждается Госдумой РФ на протяжении 10 лет.

Нормативу Н11 подобен норматив Н11.1 - максимальный размер обязательств банка перед нерезидентами: банками и финансовыми организациями (также в отношении к капиталу). Этот норматив введен Указанием ЦБ РФ от 31.12.1997 года №132-У в связи со значительным увеличением сумм обязательств банков перед зарубежными кредитными и финансовыми учреждениями. Норматив был ориентирован, в основном, на крупные банки, максимально допустимое значение достаточно велико- 400%.

Норматив Н12, регламентирующий использование капитала банка для приобретения долей (акций) других юридических лиц ограничивает инвестиционную деятельность банка предельным значением в 25% - вложения в акции, приобретенные для инвестирования (исключая суммы, уменьшающие расчетный показатель собственных средств) и частично для перепродажи в отношении к капиталу банка. Идентичный ему норматив Н12.1 определяет данное соотношение (максимально-10%) в расчете на приобретение акций (долей) одного юридического лица из круга клиентов, в отношении которых рассчитывается Н12. Повышение максимально допустимых значений Н12 и Н12.1 позволило бы увеличить инвестиции банка в реальный сектор экономики.

Снижение максимального значения норматива Н13 лимитирующего величину вексельных обязательств в отношении к капиталу банка с 200% до 100% сократило возможность привлечения банками средств клиентов под собственные векселя и использование этих средств как кредитные ресурсы, в том числе на инвестиции.

Для повышения надежности кредитных учреждений Банка России с течением времени ужесточает требования к исполнению банками экономических нормативов за счет как изменения методики расчетов и предельно допустимых значений. При этом, в большинстве случаев, сокращаются предложение денег экономике и кредитные ресурсы банков, что в частности негативно влияет на инвестиционную деятельность последних.

К примеру, уменьшение максимально допустимого значения норматива Н12 с 45% на 1.07.1996 года и до 25% на 1.01.1997 года в течение полугода сократило возможность вложения собственных средств банков в акции (доли) других юридических лиц. Думается, что устойчивость банковской системы должна укрепляться не такими мерами, а исключительно вследствие стабилизации и роста экономики страны, в частности при активизации инвестиционной деятельности, а регулирование банковской деятельности должно предполагать не только достижение надежности, но и стимулирование эффективности функционирования кредитной системы и инвестиционной активности.

Напротив, существующие предельно допустимые значения экономических нормативов, а также методика расчета капитала, думается, не стимулируют, а ограничивают инвестиции банков. Причем ужесточение допустимых значений нормативов происходит порой в очень сжатые сроки и часто в кратное число раз. Жесткость данных норм в последнее время отмечается и самим ЦБ РФ, который признал целый ряд обязательных нормативов, препятствующими нормальному развитию банковского бизнеса. Так в документах оперативного характера №121 от 20.08.2003 года и №124 от 21.08.2003 года ЦБ РФ дал разъяснения своим территориальным учреждениям при осуществлении банковского надзора не применять меры воздействия за неисполнение установленных значений нормативов Н8,Н9,Н11,Н11.1, Н13 и Н14 а также не учитывать невыполнение этих норм при классификации кредитных организаций по степени финансовой устойчивости. Но статус данных нормативов остался прежним, изменен только порядок оценки степени соблюдения нормативов банками: санкции будут применяться не автоматическом режиме, а при условии ухудшения финансового положения банков.

Согласно новому проекту изменений Инструкции №1 «О порядке регулирования деятельности банков» опубликованному для обсуждения в печати, устанавливаются основные обязательные нормативы деятельности банков: по достаточности капитала, ликвидности, рискам на заемщиков и пр. При этом пять обязательных нормативов (Н8, Н9, Н11, Н11.1 и Н14) за невыполнение которых Банк России рекомендовал не применять санкций должны быть отменены. Кроме того, ЦБ РФ смягчает требования по текущей ликвидности НЗ, снижая минимальный предел с 70% до 50%. Но главной новацией данного проекта инструкции является ужесточение порядка соблюдения всех обязательных нормативов. Если в настоящий момент кредитные организации представляют сведения о соблюдении нормативов ежемесячно, то после принятия новой редакции Инструкции №1 с будущего года ЦБ РФ может требовать эти данные и на промежуточные даты, а в случае необходимости и ежедневно. На наш взгляд, такая новация со стороны Банка России не создаст предпосылки для повышения устойчивости банковского сектора, но может повлечь рост значительных трудозатрат как банков, так и его главного регулятора. Положительным моментом такого надзорного режима представляется, то, что финансово-устойчивые банки могут отстроить ежедневный контроль за рисками и ликвидностью. Проблемным же банкам будет сложно регулировать ежедневно эти показатели, что, возможно, приведет к «выводу» операций, влияющих на нормативы, со своих балансов на другие структуры.

Необходимо остановиться еще на одной функции Банка России, которая ограничивает возможности банков по инвестированию средств в реальный сектор экономики. Речь идет об обязательном резервировании средств коммерческих банков в Центральном Банке РФ на бесплатной основе. Банки по инструкции ЦБ РФ обязаны депонировать в ЦБ РФ суммы, равные 7% от остатков на счетах физических лиц, и 8% - юридических лиц. На 1.01.2003 года размер обязательных резервов, депонированных в Банке России, составил 201,1 млрд. рублей. (Бюллетень банковской стати-

стики №1 2003 год с.31). Причем пользоваться этими средствами сами банки не имеют права. Ссылки на то, что резервируемые средства могут помочь в случае банкротства банка, не имеют ничего общего с реалиями: кризис 1998 года, в следствии которого обанкротились многие крупные и средние банки, тому свидетельство.

Между тем, Центробанк РФ предлагает расширить состав инструментов и рисков, по которым банки должны формировать резервы на возможные потери. Сюда относятся внебалансовые операции, срочные сделки, государственные ценные бумаги и т.д. Таким образом, у региональных банков отнимаются последние возможности развития и зарабатывания прибыли. Вместе с тем, согласно федеральному закону «О банках и банковской деятельности» кредитная организация как юридическое лицо сама должна обеспечивать минимизацию рисков своей деятельности. Таким образом, Банк России своими действиями, инструкциями и распоряжениями ограничивает инвестиционные возможности банков второго уровня и сдерживает развитие реального сектора.

Нурмагомедов А.Д.

Оценка уровня организации управления развитием строительного производства

На современном этапе экономических и социальных преобразований вопрос о дальнейшем развитии первичных звеньев, отраслей и национального хозяйства, как было отмечено выше, неотделим от проблем совершенствования управления. Поэтому обеспечение эффективного функционирования всех его подсистем и элементов следует рассматривать требованием естественного движения производства строительного предприятия по пути прогресса и устойчивого развития в условиях быстрых изменений внешней среды, усиления роли НТП и человеческого фактора.

Решение задачи повышения эффективности управления развитием строительного предприятия представляет сложный и многогранный процесс, охватывающий различные стороны его действия, в т.ч. организации. Для того, чтобы она способствовала максимизации эффективности управления и производства необходима информация в виде данных о техническом оснащении производства и его организации, использования материальных и трудовых ресурсов, а также результатах хозяйственной деятельности предприятия. На практике они представлены отдельными показателями, которые в различных сочетаниях отражают технико-экономический, технический, научно-технический, организационный, и др. уровни производства.

Прогрессивный характер развития, как процесса непрерывных изменений любого объекта, предполагает максимальное (теоретически абсолютное) соответствие принципов, лежащих в основе проводимых преобразований, современным достижениям науки, техники и производства. Это в полной мере относится к совершенствованию организации управления строительным предприятием. Выполнение данного требования предопределяет порядок разработки организационных мероприятий, обеспечивающих повышение эффективности управления развитием производства и предприятия в целом. Он включает формирование концептуальных положений и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.