Научная статья на тему 'РЕГУЛИРОВАНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

РЕГУЛИРОВАНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1005
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОЦЕНЩИКОВ / СТАНДАРТЫ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лыкова П.А.

В статье рассматриваются особенности регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации. Особое внимание уделяется современной системе государственного нормативно-правового регулирования, а также саморегулированию в сфере оценочной деятельности. Сформулированы главная цель и основные задачи регулирования оценочной деятельности. Определено, что ключевыми механизмами нормативно-правового регулирования этой сферы на сегодняшний день являются: внедрение квалификационного экзамена, позволяющего сертифицировать качество услуг оценщиков; совершенствование системы Федеральных стандартов оценки; сведение к единой форме учебных программ и дисциплин для подготовки специалистов в области оценки; строгий надзор и контроль исполнения всеми субъектами оценочной деятельности законодательства Российской Федерации. Сделан вывод о несовершенстве действующего законодательства и обозначены ориентиры его модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF APPRAISAL ACTIVITY IN RUSSIA: THE ESSENCE, GOALS AND OBJECTIVES AT THE PRESENT STAGE

The article deals with the peculiarities of the regulation of assessment activities in the Russian Federation. Special attention is paid to the modern system of state regulation, as well as self-regulation in the field of assessment activities. The main goal and main objectives of the regulation of assessment activities are formulated. It is determined that the key mechanisms for regulating this area today are: the introduction of a qualification exam that allows you to certify the quality of appraisers' services; improvement of the system of Federal assessment standards; reduction to a single form of training programs and disciplines for training specialists in the field of assessment; strict supervision and control of the implementation of the legislation of the Russian Federation by all subjects of assessment activities. The conclusion is made about the imperfection of the current legislation and the guidelines for its modernization are outlined.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛИРОВАНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

УДК 338

РЕГУЛИРОВАНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Лыкова П.А., студент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

E-mail: lykova.pa@yandex.ru Научный руководитель: Глисин А.Ф., к.э.н.., доцент Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

E-mail: afglisin@fa.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации. Особое внимание уделяется современной системе государственного нормативно-правового регулирования, а также саморегулированию в сфере оценочной деятельности. Сформулированы главная цель и основные задачи регулирования оценочной деятельности. Определено, что ключевыми механизмами нормативно-правового регулирования этой сферы на сегодняшний день являются: внедрение квалификационного экзамена, позволяющего сертифицировать качество услуг оценщиков; совершенствование системы Федеральных стандартов оценки; сведение к единой форме учебных программ и дисциплин для подготовки специалистов в области оценки; строгий надзор и контроль исполнения всеми субъектами оценочной деятельности законодательства Российской Федерации. Сделан вывод о несовершенстве действующего законодательства и обозначены ориентиры его модернизации.

Ключевые слова: оценочная деятельность, регулирование оценочной деятельности, саморегулируемая организация оценщиков, стандарты оценки.

REGULATION OF APPRAISAL ACTIVITY IN RUSSIA: THE ESSENCE, GOALS AND OBJECTIVES AT THE PRESENT STAGE

P.A. Lykova, student

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: lykova.pa@yandex.ru Scientific adviser: A.F. Glisin, candidate of economic Sciences, associate Professor Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: afglisin@fa.ru

Abstract: The article deals with the peculiarities of the regulation of assessment activities in the Russian Federation. Special attention is paid to the modern system of state regulation, as well as self-regulation in the field of assessment activities. The main goal and main objectives of the regulation of assessment activities are formulated. It is determined that the key mechanisms for regulating this area today are: the introduction of a qualification exam that allows you to certify the quality of appraisers' services; improvement of the system of Federal assessment standards; reduction to a single form of training programs and disciplines for training specialists in the field of assessment; strict supervision and control of the implementation of the legislation of the Russian Federation by all subjects of assessment activities. The conclusion is made about the imperfection of the current legislation and the guidelines for its modernization are outlined.

Keywords: assessment activity; regulation of assessment activity; self-regulating organization of appraisers; assessment standards.

Современные реалии таковы, что без применения профессиональных методов анализа и расчета стоимости материальных и нематериальных объектов не представляется возможным эффективное управление имуществом как на уровне отдельного экономического субъекта, так и государства в целом. Оценочная деятельность требует особого регулирования в связи с тем, что ее итоги и конечные выводы находят важное применение в различных сферах жизни общества: в

корпоративной практике ( подготовка финансовой отчетности, реализация сделок с различного вида активами компании и многое другое), реализация процедур банкротства, продажа земельных участков, определение рыночной стоимости объекта залога при кредитовании и другое. В связи с этим становится очевидным высокий уровень экономической и социальной значимости системы регулирования в сфере осуществления оценочной деятельности.

В большинстве случаев достоверность и адекватность определения стоимости объекта оценки напрямую влияет на эффективность и результативность управления этим объектом [6, с. 47]. Поэтому так популярна в наши дни процедура определения стоимости того или иного объекта, и востребованность оценочной деятельности только повышается каждый год. Актуальность изучения института оценки объясняется данной тенденцией, особенно изучения действующих форм регулирования профессиональной деятельности по оценке в нашей стране.

Оценочная деятельность - это вид профессиональной деятельности результатом которого является письменное заключение, независимо и беспристрастно подготовленное квалифицированным оценщиком с изложением достоверного мнения относительно стоимости того или иного имущества на конкретную дату, подкрепленное представлением и анализом соответствующей рыночной информации. В свою очередь регулирование данного вида деятельности заключается в формировании системы особых мер и процедур, направленных на повышение качества услуг оценщиков и их соответствия принятым строгим

профессиональным критериям

На сегодняшний день специалисты выделяют два основных направления в регулировании оценочной деятельности в мировой практике: осуществление регулирования

профессиональными саморегулируемыми

общественными организациями оценщиков и регулирование на основе выдачи лицензий от государственного органа.

Целью регулирования и контроля оценочной деятельности является создание благоприятных условий для определения стоимости объектов собственности, разработка законодательных актов и стандартов оценочной деятельности. Достижение целей регулирования помогают формировать необходимые условия для успешной работы оценщиков по определению объективной величины стоимости объектов оценки, определять обязанности, права и условия

функционирования субъектов оценочной деятельности. К основным задачам регулирования сферы оценочной деятельности можно отнести: во-первых, подготовка методологических требований к процедурам оценочной деятельности; во-вторых,

определение основных этических и моральных характеристик, которым должен соответствовать оценщик; в-третьих, установление уровня необходимой подготовки и знаний оценщика в его профессиональной области, уровня практического опыта деятельности по оценке.

На сегодняшний день в Российской Федерации законодательство в сфере оценочной деятельности охватывает около пятисот нормативно-правовых актов [5], которые регулируют различные вопросы независимой оценки, например законодательство в сфере финансовых рынков, корпоративное

законодательство, где действует большое число норм правового законодательства,

регулирующих отдельные предметные вопросы в данной области.

Однако на современном этапе развития система регулирования сферы оценочной деятельности в Российской Федерации определяется ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» N 135-Ф3 [1], иными нормативно-правовыми актами РФ,

принимаемыми в соответствии с N 135-ФЗ, а также через уполномоченные федеральные органы.

Например, в России в настоящий момент Министерство экономического развития РФ осуществляет современную систему

государственного правового регулирования оценочной деятельности. Его важнейшей целью в данной сфере является обеспечение нормативно-правового регулирования оценочной

деятельности, а также выработка единой государственной политики в сфере оценки. Основные направления работы

Минэкономразвития России, как регулятора оценочной отрасли, следующие [7]:

1) Формирование условий для минимизации рисков, которые связаны с

низким уровнем качества предоставления услуг в сфере оценки имущества, а именно:

а) Разработка мер, целью которых является повышение эффективности

функционирования ответственности саморегулируемых оценщиков (СРОО);

Ь) Выработка

системы оценщиков и организаций

и

последующее внедрение системы механизмов, направленных на повышение уровня квалификации и профессиональной компетенции оценщиков;

с) Модернизация информационной базы в сфере осуществления и регулирования оценочной деятельности.

2) Стандартизация деятельности по оценке, а также разработка усовершенствованных правил осуществления деятельности оценщиков, модернизация методологии оценки для различных видов имущества;

3) Разработка предложений о совершенствовании механизма

государственного регулирования

деятельности саморегулируемых

организаций оценщиков (СРОО), включая порядок осуществления контроля и надзора за выполнением названными субъектами требований Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ».

На настоящий момент также функционирует Совет по оценочной деятельности при Минэкономразвития РФ, в его состав входит 24 представителя. Этот совет помогает разрабатывать моральные и этические правила, которым должны соответствовать

профессиональные оценщики, проекты федеральных стандартов оценочной

деятельности, участвует в определении политики государства в сфере оценки [4].

В нашей стране помимо системы государственного регулирования сферы оценки успешно функционирует саморегулирование (определено ФЗ №135-РФ). В целом совокупность элементов функционирования области оценочной деятельности представляется не слишком обширной (рис. 1.)

Государственное регулирование оценочной деятельности

1

Сертификация Аттестация Разработка и принятие стандартов оценочной деятельности

Членство в профессиональной организации (СРО), выполнение требований устава

Саморегулирование

Совет по оценочной деятельности гри Минэкономразвития

Г

Этический кодекс

Система профессиональных знаний

Национальное объединение саморегулируемых организаций оценщиков

Разработка и принятие стандартов оценочной деятельности

Рис. 1. Функционирование системы регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации на 2020

год [3]

Саморегулируемую организацию оценщиков (СРОО) следует определять как профессиональное объединение оценщиков,

которое на законодательном уровне наделено рядом первостепенных и значимых функций, таких как участие в разработке и модернизации

профессиональных правил и стандартов оценочной деятельности, подготовка и реализация методического обеспечения своих членов - профессиональных оценщиков. Помимо вышесказанного, государство передало саморегулируемым организациям оценщиков

важнейшую функцию - это осуществление полнофункционального контроля за

осуществлением деятельности оценщиков.

Согласно законодательству,

саморегулирование в области оценочной деятельности требует обязательного членства субъектов оценочной деятельности в СРОО, и таким образом регулируется профессиональная деятельность. Саморегулируемая организация должна объединять не менее трёхсот физических лиц, которые отвечают всем требованиям к субъектам деятельности по оценке; иметь компенсационный фонд в денежной форме и коллегиальный орган управления. Необходимо также наличие стандартов и правил СРОО и официального сайта в сети «Интернет. Саморегулируемая организация должна представлять интересы своих членов; вести контроль за их деятельностью в части соблюдения Федерального закона об оценочной деятельности, Федеральных стандартов и правил СРОО; осуществлять экспертизу отчетов и другое.

СМАО (саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков) — стала первой в России СРОО, внесенной в государственный реестр в

России действует 14 СРОО [8]. Наиболее крупными являются: «Российское общество оценщиков» (РОО), «Саморегулируемая организация ассоциации российских магистров оценки» (АРМО), «Национальная коллегия специалистов оценщиков» (НКСО).

В настоящее время многие экономисты придерживаются мнения о том, что стандартизированное представление услуг по оценке во многом влияет на повышение уровня предоставления данного вида профессиональных услуг. Согласно распоряжению

Минэкономразвития РФ в 2014 году была опубликована единая Концепция, объединяющая все правила, требования и стандарты в сфере оценочной деятельности. К тому же при составлении данной Концепции были учтены

стандарты признанные

оценочной мировом

современные деятельности, сообществе.

В систему стандартов деятельности включены

Федеральных стандартов (табл.1). правил было всего тринадцать, однако 5 лет назад ФСО №6, объяснявшее требования к уровню знаний эксперта СРОО, было отменено.

оценочной двенадцать Ранее этих

2007 году. В настоящее время на территории

Таблица 1. Федеральные стандарты оценки РФ [2]

N стандарта Название стандарта Нормативный акт. утвердивший стандарт

ФСО К 1 Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки Приказ Минэкономразвития России от 20.0S.2015 N 297

ФСО N 2 Цель оценки н виды стоимости Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 298

ФСО К 3 Требования: к отчету об оценке Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 299

ФСО N 4 Определение кадастровой стоимости Приказ Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508

ФСО К 5 Порядок проведения экспертизы, треооьания к экспертному заключению и порядку его утверждения Приказ Минэкономразвития России от 04.07.2011 N328

ФСО К 7 Оценка недвижимости Приказ Минэкономразвития России от 25.09.2014 N 611

ФСО N 8 Оценка бизнеса Приказ Минэкономразвития России от 01.06.2015 N 326

ФСО К 9 Оценка для цепей залога Приказ Минэкономразвития России от 01.06.2015 N 327

®CON 10 Оценка стоимости машин и оборудования Приказ Минэкономразвития России от 01.06.2015 N 328

ФCON 11 Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности Приказ Минэкономразвития России от 22.06.2015 N 385

ФCON 12 Определение ликвидащюнной стоимости Приказ Минэкономразвития России от 17.11.2016 N721

ФCON 13 Определение инвестиционной стоимости Приказ Минэкономразвития России от 17.11.2016 N722

Следовательно, необходимо перечислить лежащих в основе государственного совокупность определенных инструментов, регулирования оценочной деятельности в России.

Все они определяются нормативно-правовыми документами и функциями отдельных федеральных органов. Ключевыми механизмами нормативно-правового регулирования

деятельности по оценке следует отнести: внедрение квалификационного экзамена, позволяющего сертифицировать качество услуг оценщиков; совершенствование системы Федеральных стандартов оценки; сведение к единой форме учебных программ и дисциплин для подготовки специалистов в области оценки; строгий надзор и контроль исполнения всеми субъектами оценочной деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

законодательства Российской Федерации.

В заключении необходимо отметить, что в последние годы нормативно правовая база, регулирующая сферу оценочной деятельности, постоянно меняется и дополняется. Эта динамика говорит нам о необходимости доработки действующего законодательства, однако в тех изменениях, которые принимаются в настоящее время, отчетливо можно увидеть стремление законодателя к совершенствованию и модернизации нормативно-правового

регулирования в области оценочной деятельности, а также признание социальной и экономической важности деятельности оценщиков как субъектов, которые способствуют развитию рыночной экономики нашей страны, со стороны государства.

На определенном этапе развития оценочной деятельности в Российской Федерации стало вполне очевидно, что должна быть более активной позиция органов регулирования. Однако в данной области необходимо сохранять базовый принцип оценочной деятельности -саморегулирование.

Система нормативно-правового

регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации продолжает

модернизироваться и претерпевать

положительные изменения, учитывая опыт применения действующих международных стандартов оценки. В Российском

законодательстве в сфере государственного регулирования сферы оценочной деятельности прослеживается направленность на соответствие отечественных ФСО международным. Однако очевидна необходимость систематического проведения критического анализа действующего регулирования отрасли, оценка соответствия его современным реалиям, а также изучение международного опыта и внедрение проверенных решений в нашу систему. Процесс совершенствования государственного

регулирования и саморегулирования в области оценки тяжелый, но необходимы для ликвидации недобросовестной деятельности оценщиков, устранения несбалансированности на

экономических рынках, тем самым увеличивая их эффективность

Список использованных источников

1. Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-Ф3 (последняя редакция)

2. Федеральные стандарты оценки РФ. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12689 6/ (дата обращения: 12.03.2021).

3. Федотова, М.А. История финансовой мысли. Корпоративные финансы и оценочная деятельность: учебник / Федотова М.А., Лосева М.А. и др. — Москва: КноРус, 2019. — 224 с. — (бакалавриат). — ISBN 978-5406-07078-9. — URL: https://book.ru/book/932542 (дата обращения: 12.03.2021). — Текст: электронный.

4. Киселева А.М. Государственное регулирование оценочной деятельности в России и за рубежом: сравнительная характеристика // E-Scio. 2020. № 1 (40). С. 460-470.

5. Купин А.А., Иванова Е.А. Правовые основы регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации. // Экономика и управление народным хозяйством. — 2019. — № 5. — С. 159-166.

6. Федорова, Т.А. Роль оценочной деятельности в реформировании экономики России / Т.А. Федорова, Е.А. Федорова // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2018. - № 6. - С. 46-56.

7. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс] URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d22/oce nochnaya_deyatelnost/ (дата обращения: 12.03.2021).

8. Единый государственный реестр СРО оценщиков [Электронный ресурс] URL: https://rosreestr.gov.ru/site/ (дата обращения: 12.03.2021).

V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.