РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1 "2 Ивашина А.В. , Нестеренко М.А.
1 Ивашина Алина Витальевна - студент, Нестеренко Марина Александровна - кандидат экономических наук, доцент,
кафедра государственного и муниципального управления, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, г. Краснодар
Аннотация: в статье раскрывается суть и значение регулирования туристского комплекса Российской Федерации, раскрыты принципы, концептуальные положения управленческого воздействия в данной сфере. Ключевые слова: туризм, туристский комплекс, государство, политика, развитие.
УДК 338.49
Государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок
Туризм — временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых,
религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания [3].
Государственная политика в сфере туризма (туристская политика) — составная часть внутренней и внешней
политики Российской Федерации и включает в себя систему вырабатываемых и реализуемых государством целей, приоритетов и способов государственного регулирования туристской деятельности, направленных на поддержку и развитие в Российской Федерации ответственного, устойчивого и всеобще доступного туризма.
Как указывается в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, туризм сегодня должен стать локомотивом развития регионов, связующим звеном между коммерческими интересами различных сфер бизнеса, приоритетами государственной политики и культурными потребностями общества. Единство целей и задач развития страны позволит успешно реализовывать программно-целевые инструменты для роста культурного уровня, духовного потенциала и благосостояния страны и каждого ее гражданина.
В этой связи целью развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года является комплексное развитие внутреннего и въездного туризма с учетом обеспечения экономического и социокультурного прогресса в регионах Российской Федерации [2].
Выполнение поставленной цели требует решения следующего комплекса задач:
- формирование доступной и комфортной туристской среды; V повышение качества и конкурентоспособности туристского продукта Российской Федерации на внутреннем и мировом рынках;
- реализация и усиление социальной роли туризма, в том числе развитие социального, лечебно-оздоровительного, детского, юношеского и молодежного туризма;
- совершенствование системы управления и статистического учета в сфере туризма;
- обеспечение роста экономики и качества жизни населения регионов Российской Федерации за счет развития туризма;
- комплексное обеспечение безопасности в сфере туризма и устойчивого развития сферы туристских услуг;
- продвижение туристского продукта Российской Федерации на внутреннем и международном туристских рынках;
Приоритетными направлениями развития туризма в Российской Федерации являются:
- развитие внутреннего и въездного туризма;
- унификация качества туристских услуг в стране, приведение их в соответствие с международными стандартами;
- создание и развитие комфортной информационной туристской среды, включая систему туристской навигации, знаки ориентирования, информацию о туристских ресурсах и программах регионов;
- усиление роли туризма в просвещении и формировании культурно-нравственного потенциала населения регионов Российской Федерации;
- координация усилий всех регионов по продвижению туристского продукта Российской Федерации.
При этом основными показателями достижения цели развития туризма в Российской Федерации следует считать:
- увеличение спроса на отечественный туристский продукт со стороны россиян, в том числе за счет переориентации части потребительского спроса с выездных туристских направлений на внутренние;
- привлечение большего количества иностранных туристов;
- увеличение количества повторных поездок, расширение набора потребляемых туристами услуг и удлинение периода пребывания туристов на отечественных курортах;
- развитие социального туризма.
Принципами развития туризма в Российской Федерации являются:
- использование комплексного подхода к развитию туризма;
- интеграция планов развития туризма во все сферы народного хозяйства и социальной жизни общества
(образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культура, искусство, наука, промышленность, сфера услуг);
- инновационный характер развития туризма; v стимулирование предпринимательских инициатив участников туристского бизнеса, создание условий для роста количества малых предприятий;
- обеспечение межкультурной коммуникации и международного сотрудничества при организации туристских программ;
- сбалансированность интересов всех участников процесса развития туризма (потребители, бизнес, некоммерческие организации, органы государственного управления, местные жители);
- ориентация на показатели качества жизни населения при оценке влияния туризма на социально-экономическое развитие регионов; устойчивость развития туризма, учет экологических и социокультурных рисков [1, 3].
Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 5 февраля 2007 г. № 12- ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 23 июля 2013 года № 249-ФЗ).
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года № 941-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года».
3. Бадретдинов P.P. Теоретические аспекты развития туристскорекреационного обслуживания в регионе/ P.P. Бадретдинов. Научное издание, 2017. 123 с.