РЕГУЛИРОВАНИЕ
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ
ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
TRANSNATIONAL BUSINESS REGULATION
IN THE CONDITIONS OF INTEGRATION PROCESSES
УДК 330 142
АЛЛАХВЕРДИЕВА Муслумат Аллахверди
доцент кафедры торговли и таможни Азербайджанского государственного экономического университета, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]
ALLAKHVERDIYEVA, Muslumat Allakhverdy
Associate Professor at the Commerce and Customs Department, Azerbaijan State University of Economics, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, [email protected]
АЛИЕВА Саадат Гусейн
магистрант Азербайджанского государственного экономического университета, aliyevasada@ gmail.ru
ALIYEVA, Saadat Gesein
Master's Student of the Azerbaijan State University of Economics, [email protected]
Аннотация.
Основной целью исследования является выработка путей совершенствования регулирования транснационального бизнеса в условиях интеграционных процессов на основе новой концепции формирования транснациональных корпораций (ТНК) и нового подхода к феномену действующих интеграционных структур в Азербайджанской Республике. Предложена классификация процесса регулирования транснациональных корпораций через следующие совокупные параметры - параметры индексных показателей ТНК: индекс транснационализации ТНК; индекс привлеченных входящих инвестиций ТНК; индекс потенциальных инвестиций. Для эффективного регулирования SOCAR1 предлагается создание нового структурного подразделения под названием «Блокрегулирования иностранных представителей», основной функцией которого является оперативный контроль над дочерними филиалами.
Ключевые слова: транснациональные корпорации, регулирование, национальная экономика, индекс транснационализации, блок регулирования, внешняя торговля.
1 SOCAR - State oil company of the Azerbaijan (Государственная нефтяная компания Азербайджана). © Аллахвердиева М. А., Алиева С. Г., 2016.
Abstract.
Main objective of our research is the development of ways of improvement of transnational business regulation in the conditions of integration processes based on justification of a new concept of multinational corporations formation (multinational corporation) and new approach to a phenomenon of operating integration structures in the Azerbaijan Republic. The paper offers the following classification of regulation process of multinational corporations through the following cumulative parameters: parameters of index indicators of multinational corporation: index of transnationalization of multinational corporation; an index of attracted entering investments of multinational corporation; index of potential investments. For effective regulation of SOCAR we offer a creation of a new structural division named as "Block of Regulation of Foreign Representatives" which main functions is the operating control over affiliated branches.
Keywords: multinational corporations, regulation, national economy, transnationalization index, regulation block, foreign trade.
В современных условиях становится ясно, что выход экономики Азербайджана на траекторию модернизации и устойчивого роста, являющийся одним из основных долгосрочных приоритетов и стратегических императивов рыночных реформ, невозможен без интеграции экономики страны в мировое хозяйство. А одной из важнейших особенностей современного мира является глобализация мировой экономики, приводящая к усилению взаимозависимости национальных экономик и различных процессов в мировом хозяйстве. Решающим фактором развития мирового хозяйства является деятельность транснациональных корпораций (ТНК). Развитие экономических связей с их участием в Азербайджане означает приток значительных объемов прямых иностранных инвестиций, технологическое обновление производства, привнесение новых стандартов управления.
Вместе с тем в Азербайджане транснациональные корпорации проходят становление в условиях рыночных реформ, усугубляющейся сырьевой специализацией и значительного технологического отставания от развитых стран. Все это значительно усиливает противоречия их развития в экономике Азербайджана, отдаляет их разрешение.
С проблемами формирования и развития транснациональных корпораций в рефор-
мируемой экономике Азербайджана связаны вопросы привлечения инвестиций, повышения национальной конкурентоспособности на мировом рынке, развития инноваций, увеличения бюджетных доходов, роста благосостояния населения. На сегодняшний день несовершенство взаимосвязей национального государства и транснациональных корпораций затрудняет использование их инвестиционных, инновационных, рыночно-конкурентных возможностей для развития национальной экономики, ее модернизации. Эта проблема не снимается по мере интеграции экономики Азербайджана в мировой рынок, выхода крупнейших корпораций страны на транснациональный уровень. Фактически субъекты системы транснационального капитала, их связи с представителями национального бизнеса не стали объектом государственного регулирования в Азербайджане.
Учитывая значимость данных вопросов для экономической политики государства, становится очевидной необходимость научной проработки регулирования транснациональных корпораций в национальной экономике. В конечном итоге ТНК - это объект государственного регулирования, что требует создания схемы этого процесса.
Специфика реформируемой экономики Азербайджана, в которой транснациональные
корпорации проходят начальный этап своего развития, процессы интеграции экономики Азербайджана в глобальное хозяйство, его осуществление в условиях современного кризиса - все это затрудняет использование накопленного ранее зарубежного опыта. Важность исследования регулирования транснациональных корпораций обусловлена недостаточной разработанностью данной проблемы азербайджанскими экономистами.
Методические аспекты регулирования транснационального бизнеса.
В основе регулирования транснационального бизнеса лежат базовые характеристики и процесс интегрированного взаимодействия транснациональных корпораций. Однако какую бы характеристику транснациональные корпорации не имели, их деятельность во многом определяется государством, где они функционируют [1, с. 211].
Так, известный профессор Венгерской академии наук М. Шиман отмечает следующие взаимосвязанные процессы между государством и ТНК: взаимосвязь между государством и ТНК может носить нейтральный, конфликтный и координационный характер; деятельность, состав и структура транснациональных корпораций должны соответствовать правовым, нормативным и специфическим аспектам стран, где они функционируют; ТНК в определенной степени формируют конкурентоспособность стран по выработке конкурентных преимуществ на мировом рынке [2, с. 37-38].
Международные корпорации для каждого конкретного государства являются представителями мирового хозяйства и имеют ограниченную различными правилами автономию. В частности, они могут разрабатывать глобальную стратегию и создавать центры по принятию глобальных решений. Но поскольку государства - основные политические элементы международной системы, все компании должны действовать в определяемых ими юридических и институциональных рамках [3, с. 59].
Все эти задачи весьма сложны, требуют эффективно разработанную долговременную стратегию, гибкую систему управления,
обеспеченность необходимыми ресурсами. ТНК считаются основными факторами формирования конкурентоспособности стран и реализации их конкурентных преимуществ на международных рынках. Возможности и деятельность по техническому развитию, производству, продаже, рационализации и принятию риска делают их основными участниками конкуренции на мировом рынке, а также непосредственными победителями или побежденными в ее ходе . На основе вышеизложенного авторами составлена блок-схема регулирования транснационального бизнеса, включая транснациональные корпорации в экономике страны (рисунок 1).
Для успешного регулирования транснационального бизнеса, включая транснациональные корпорации, государство учитывает следующие особенности ТНК [5, с. 3-6]:
• зарубежная корпорация, приобретающая конкурирующую отечественную компанию, ранее экспортировала свою продукцию на этот рынок;
• согласовываются и договариваются две ранее конкурировавшие зарубежные фирмы, включая дочерние фирмы;
• зарубежная компания формирует условия для создания СП (совместные предприятия) вместо того, чтобы конкурировать;
• зарубежная компания, приобретающая отечественную компанию, может быть заинтересована в ликвидации конкурирующего производства, а не в усилении конкурентного потенциала приобретаемой компании;
• ТНК покупает конкурентную фирму, что приводит к ее доминированию на общем рынке или к усилению ее доминирующего положения на региональном или международном рынках.
К основным направлениям системы регулирования транснационального бизнеса, по мнению авторов, можно отнести:
• совершенствование правовой базы, которая создает необходимые условия для сбалансированного международного торгово-экономического сотрудничества;
• стандартизацию и упорядочение правовых, административных, организационно-технических приемов регулирова-
Рисунок 1
Блок-схема регулирования транснационального бизнеса в экономике страны
ния транснационального бизнеса и в целом внешнеэкономических связей отдельных государств, международную совместимость практики и техники торгово-политическо-го регулирования, что достигается системой многосторонних межгосударственных соглашений и договоренностей, создавая единое правовое, административное и организационно-техническое пространство;
• поднятие степени согласованности как национальных систем регулирования ТНК, так и мировой системы в целом заключается в возрастающей адаптивности применения методов и способов влияния на транснациональный бизнес;
• поднятие значимости экономических методов регулирования транснационального бизнеса по сравнению с применением адми-
нистративных мер, что находит отражение в расширении использования денежно-кредитных, финансовых, таможенных инструментов влияния на экспортно-импортные операции;
• повышение уровня информационно-коммуникационной обеспеченности систем регулирования транснационального бизнеса, что обеспечивает возможность сбора, обработки, анализа и распространения огромного количества данных статистического характера.
На уровне транснациональных корпораций регулирование транснационального бизнеса получило название ограничительной торговой практики. Это не новое явление в мировой экономике. Международные картельные соглашения о разделе рынков, установлении цен и размеров экспорта и импорта известны со времени появления монополий. Однако в последние десятилетия развитие ТНК внесло существенные изменения в формы и методы ограничительной деловой практики, что усилило ее негативное влияние на развитие транснационального бизнеса.
Регулирование транснационального бизнеса осуществляется на трех уровнях - международном, национальном и региональном.
Методы регулирования транснационального бизнеса на национальном уровне в международных классификациях обычно делятся на следующие виды:
A. Тарифные методы.
B. Паратарифные методы.
C. Меры контроля над ценами.
Б. Финансовые меры.
Е. Количественный контроль.
К. Монополизация.
Ь. Лицензирование.
М. Установление технических барьеров.
Если обобщить методы, которые используются в мировой практике, то их можно разделить на следующие группы [6, с. 160]:
• первая группа направлена на сохранение и усиление конкурентных сил в транснациональных экономиках. На микроуровне - в рамках антимонопольного законодательства, на макроуровне - в рамках антиинфляционной политики;
• вторая группа направлена на регулирование отдельных отраслей и сфер хозяйство-
вания - фермерского хозяйства, а также малого отечественного предпринимательства; ограничение участия нерезидентов, в первую очередь ТНК, в приватизации стратегически важных сфер;
• третья группа направлена на создание мер влияния на стимулирование прибыли путем формирования системы налогообложения с учетом организационных особенностей ТНК: наличием зарубежных компаний и их дочерних филиалов.
• юридическая база и приемы выработки и принятия управленческих решений на уровне государственного и частного секторов требовали их унификации с точки зрения способов выработки решений, методов контроля, санкций во избежание многочисленных международных споров; требовали унификации и юридические принципы, используемые при урегулировании споров.
Следует отметить, что базовые условия решения задач транснационального бизнеса были заложены в Уставе ООН1.
Практика регулирования деятельности транснационального бизнеса в современных условиях.
В настоящее время вопросы регулирования транснационального бизнеса исследованы многими учеными в сфере экономики и права. Например, к ним можно отнести С. В. Шагурина и П. Д. Шимко, которые подробно изложили весь процесс регулирования деятельности транснационального бизнеса [5, с. 335].
Многие дискуссии привели к тому, что Кодекс поведения ТНК так и не был принят. Вместе с тем ряд регламентирующих документов в этот период все же был приняты. Среди них [7, с. 309]:
• Декларация о международных инвестициях и многонациональных предприятиях -принята ОЭСР в 1976 г. В приложении она содержит Руководящие принципы для многонациональных предприятий, соответствующие положениям национального права о картелях и конкуренции. Соблюдение документа носит добровольный характер;
1 www.icj-cij.org/homepage/ru/unchart.php
• Ломейские конвенции о сотрудничестве между странами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана и ЕС;
• конвенция между ЕС и Лигой арабских государств о взаимном поощрении и защите инвестиций;
• кодекс иностранных инвестиций стран Андского пакта, имеющий обязательную силу для стран-участниц и отражающий концепцию подчинения ТНК законам принимающих стран;
• свод справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой, часто применяемой ТНК;
• международный кодекс по передаче технологий, регулирующий передачу технологий, в том числе по каналам ТНК.
Выполнение этих соглашений контролируют различные международные организации, прямо или косвенно связанные с деятельностью ТНК.
Недостаточное развитие нормативно-правового регулирования хозяйственной деятельности ТНК во многих странах, включая и Азербайджан, предопределяет следующие перспективные направления государственной политики в отношении транснациональных корпораций, используя рекомендации, данные в статье Я. В. Антонова [6, с. 10]:
• повышение роли государства в сфере привлечения прямых инвестиций ТНК как основных источников прямых иностранных инвестиций в экономику страны;
• создание такой системы государственного регулирования деятельности ТНК как отечественного, так и иностранного происхождения, способствующей обеспечению национальной конкурентоспособности;
• выработка реальных экономических и организационно-правовых механизмов, использование принципа партнерства с отечественными ТНК, что будет способствовать обеспечению национальной конкурентоспособности и безопасности.
Поэтапное открытие национальной экономики и связанное с этим углубляющееся взаимодействие национальной и мировой экономики, в том числе за счет участия в этом процессе транснациональных струк-
тур, требуют от государства формирования новых подходов к повышению уровня инсти-туционализации государственного регулирования хозяйственной деятельности ТНК в условиях усиливающихся глобализационных тенденций.
Во многих странах, включая и Азербайджан, помимо традиционных функций, таких как законодательное регулирование, социальное развитие, обеспечение безопасности, появляются такие новые функции, как поддержка развития и становления конкурентоспособных на мировом рынке отечественных ТНК, соблюдение баланса интересов, поддержание экологического равновесия. Под воздействием глобализации государству действительно следует отказаться от некоторых традиционных функций, прежде всего от непосредственного вмешательства в хозяйственную деятельность компаний и предприятий. Однако глобальные процессы ставят его перед необходимостью решения многих новых задач, связанных с формированием более сложных структур международных отношений.
Не имея единого правового статуса, транснациональные корпорации в настоящее время не являются самостоятельной правовой моделью. Однако в условиях все более взаимосвязанного и взаимозависимого мира, а также резкой активизации деятельности транснациональных корпораций и других негосударственных участников в международных отношениях, нельзя в то же время пытаться игнорировать реальное участие негосударственных субъектов в международных правоотношениях на основе и в рамках современного международного публичного права [9, с. 63-69].
Балансирование экономических интересов ТНК и государства.
Для более эффективного правового регулирования ТНК наиболее перспективным является международно-правовая унификация норм, регулирующих создание и деятельность транснациональных корпораций. Основным условием возникновения у ТНК международной правосубъектности де-юре может стать наличие в источниках международного права норм, которые бы определяли их правосубъектность.
Проблемы регулирования транснационального бизнеса во многом определяются структурными сдвигами и изменениями в деятельности транснациональных корпораций. С этой целью проводится экономико-организационная диагностика деятельности транснациональных корпораций. Важно понимать, что новая организация мирового хозяйства предполагает сложную сеть взаимоотношений, а не наборы двойственных или тройственных союзов. Подразделения большой транснациональной корпорации, ее производственные центры и исследовательские лаборатории связаны сотнями нитей друг с другом и с подразделениями других корпораций. Как заметил Питер Дискен1, глобальные сети отличаются многосторонностью и полигамностью.
Для целей анализа транснационализации с точки зрения реализации национальных экономических интересов необходимо разделить производства транснациональных бизнес-структур по критерию роста и снижения эффекта вне зависимости от страны функционирования. Одновременно надо различать природу роста эффекта для последующей дифференциации мер государственного воздействия на ТНК. Если рост эффекта связан с монополией, то необходимы ограничивающие меры регулирования, так как стремление к прибыльности в данном случае не способствует реализации общенациональных экономических интересов.
Данный процесс можно представить в виде блок-схемы основных направлений обеспечения реализации государственных экономических интересов в процессе транснационализации производства (рисунок 2) [8].
Следует отметить, что регулирование единственной на сегодня транснациональной корпорации Азербайджана - SOCAR2 осуществляется через ее финансовую деятельность. Регулирование финансовой деятельности SOCAR протекает со стороны Комитета
стандартизации международного бухгалтерского учета на базе Стандартизации отчетов международных финансов. Составление финансовых отчетов включает в себя как деятельность SOCAR в целом, так и его дочерних предприятий.
SOCAR состоит из группы консолидированных финансовых отчетов следующих дочерних предприятий .
Группа осуществляет контроль инвестиций дочерних предприятий SOCAR в следующих случаях:
• юридическое право контроля инвестиционных объектов;
• рисковые ситуации и изменения доходов инвестиционных объектов;
• возможные способы воздействия на доходы инвестиционных объектов.
За 2012-2013 гг. общие доходы SOCAR возросли с 17139 до 38433 млн манат. Общая прибыль увеличилась с 3262 до 3270 млн манат. В регулировании финансовой деятельности SOCAR значимое место отводится вопросам управления рисками, которое основывается на концепции кредитного риска. Концепция кредитного риска в первую очередь включает в себя движение денежных средств и эквиваленты денежных средств, которые учитывают максимальные ставки финансовых активов. Как видно, максимальные кредитные риски за 2012-2013 гг. снизились с 6212 до 6208 млн манат3.
Однако многие дочерние предприятия SOCAR регулируются в основном зарубежными партнерами, так как доля их капитала достигает 100%.
Отраслевые показатели транснационального бизнеса опираются прежде всего на внешнюю торговлю. В экономической литературе данные показатели определяются по уровню международного разделения труда и международной специализации производства (таблица 1).
1 www.colorado.edu/ibs/intdev/gadconf/papers/dicken.html
2 SOCAR (State oil company of the Azerbaijan Republic).
3 SOCAR // Годовой отчет, 2015. URL: Http://www.socar.az/socar/assets/documents/az/socar-annual-reports/ illik-hesabat 2015az.pdf
Рисунок 2
Блок-схема основных направлений обеспечения государственных интересов и бизнеса в транснациональном бизнесе
При расчете показателей важно соблюдать следующие принципиальные особенности [11]:
• принцип наиболее полного учета всех составляющих затрат и результатов. Неполный учет затрат и полученных результатов может исказить выводы об оценке отраслевой эффективности; принцип сравнения с базовым вариантом. Все познается в сравнении, в том числе и эффективность. За базовый вариант может быть принято положение дел до принятия решения, один из вариантов принятия решения или состояние дел на рынке, у конкурента;
• принцип приведения затрат и результатов в сопоставимый вид. Сравниваемые показатели должны быть сопоставимы;
• принцип приведения разновременных затрат и результатов к одному моменту времени. Соблюдение данного принципа - одно из важнейших положений теории оценки эффективности.
Практический расчет показателей эффективности будет в значительной степени зависеть от вида операции на внешнем рынке, ее целей, условий и других особенностей конкретной сделки.
Ниже приводится конкретная методика определения отраслевой эффективности на внешнем рынке1.
1 Авторская разработка.
Таблица 1
Показатели уровня международного разделения труда и международной специализации производства [10, с. 7-8]
Индекс Формула Характеристика
Экспортная квота в производстве отрасли (11) е - объем экспорта отрасли, РР - объем промышленной продукции отрасли. Чем выше значение показателя, тем выше степень участия страны в МРТ
Удельный вес экспорта в общей стоимости экспорта (Кэ) (/£) Л * II е1 - объем экспорта отрасли, е - общий объем отрасли. Значительно более высокое значение коэффициента соответствует- международно-специализированным отраслям
Экспортная (1э). импортная 1; и внешнеторговая квота Í vo - объем внешнеторгового оборота, vo = е + i, где е - объем экспорта, i - объем импорта. Данные коэффициенты позволяют судить о степени открытости экономики страны: если внешнеторговый оборот составляет более 25% VVP, то экономика страны считается открытой
Коэффициент структурной специализации отраслей промышленности (I ) е0 - объем экспорта отрасли, е - общий объем экспорта. Р0 - объем производства отрасли, Р - общий объем производства Is > 1 - отрасль МСП. Чем выше значение показателя, тем более экспортоори-ентированной является отрасль
Коэффициент относительной экспортной специализации отрасли ..-S Y1 - удельный вес товара (совокупности товаров отрасли в экспорте страны) Y2 - удельный вес товара (товаров-аналогов) в мировом экспорте. Чем выше значение показателя (>1), тем более явной является международная специализация соответствующей отрасли
Проведенные исследования показали, что регулирования транснационального бизнеса на уровне отрасли в основном связаны с внешней торговлей, включая экспортно-импортные операции. Особенную значимость в области регулирования транснационального бизнеса приобретает транснациональная корпорация SOCAR, так как значительная доля внешнеторгового оборота республики приходится на энергоресурсы и их компоненты.
Для выявления параметров регулирования транснационального бизнеса на уровне отрасли нами предлагается следующая методика последовательности проведения исследований:
• системный анализ динамики внешнеторгового оборота, включая экспорт и импорт;
• исследование и анализ внешнеторгового оборота по видам операций;
• исследование и диагностика внешней торговли по классификации международных стандартов торговли;
Таблица 2
Определение экспортной квоты (см. таблицу 1), млн долл. США
Годы Расчетная квота Экспортная квота, 1э, % Объем экспорта, е Валовой внутренний продукт, УУР
2005 32,8 4347,2 13238,7
2006 30,4 6372,2 20983,0
2007 18,3 6058,2 33050,3
2008 97,7 47756,0 98852,5
2009 33,2 14701,4 44297,0
2010 40,7 21560,2 52909,3
2012 40,3 26570,9 65951,6
2013 34,3 23908,0 69683,9
2014 32,6 23975,4 73560,5
Базовые расчеты по определению экспортной квоты
• определение экспортной квоты респу- • определение импортной квоты республики; блики;
• определение внешнеторговой квоты республики;
• определение удельного веса экспорта в общей стоимости экспорта республики;
• определение показателя экспортной квоты в производстве отрасли республики;
• определение коэффициента структурной специализации отраслей промышленности;
• определение коэффициента относительной экспортной специализации отрасли.
Более конкретные исследования процессов регулирования транснационального бизнеса на уровне отрасли включают в себя ряд относительных показателей, к числу которых относят квоты внешнеторгового оборота, экспортные квоты, импортные квоты, а также показатели экономического эффекта и эффективности.
Проведенные нами расчеты по определению экспортной квоты в республике показали, что за 2005-2014 гг. они колебались по-разному (таблица 2). Как видно, наиболее высокий показатель экспортной квоты приходится на 2008 г. (97,7%), а наименьший - на 2007 г. (18,3%). По другим годам за исследуемый период экспортная квота республики колебалась с 30,4 до 40,7%, что вполне соответствует международным нормам.
Следовательно, для успешного регулирования транснационального бизнеса по экспорту следует руководствоваться показателями экспортной квоты в пределах от 30 до 40%.
Результаты расчета импортной квоты республики показали, что за 2005-2014 гг. они складывались по-разному. Наиболее высокие показатели импортной квоты приходятся на 2005 г. (31,8%) и 2006 г. (25,1%). Начиная с 2007 по 2014 г. импортные квоты колебались в пределах с 12,5 по 17,3%. Мировая практика показывает, что если импортная квота не превышает 20%, то данная страна вполне имеет все возможности обеспечивать себя необходимыми товарами и продукцией.
Следовательно, основная цель регулирования транснационального бизнеса по импорту должна сводиться к тому, чтобы не допустить превышения импортной квоты более 20%. На сегодняшний день в республике проводится успешная работа по регулированию транснационального бизнеса по импорту.
Полученные результаты по определению внешнеторговой квоты республики представлены. Данные свидетельствуют о том, что наиболее высокие показатели внешнеторговой квоты за исследуемый период приходятся на 2008 г. (112,4%), а по остальным годам колебание составило от 35,1 до 65%.
По международным нормам наиболее оптимальные внешнеторговые квоты стран должны достигать до 60-70%. Следовательно, следует повысить эффективность регулирования внешнеторговой квоты республики, чтобы колебание составляло в пределах от 60 до 70%.
К показателям регулирования транспортного бизнеса на уровне отрасли можно отнести коэффициент структурной специализации отраслей промышлености .
Как видно, за период с 2009 по 2014 г. коэффициент структурной специализации отраслей промышленности практически не изменился (0,999-1,070), что свидетельствует о том, что следует проводить более глубокую политику регулирования траснационального бизнеса во внешней торговле, эффективно развивать все отрасли промышленности, т. е. наряду с добывающей расширить деятельность обрабатывающей промышленности. И, наконец, завершающим показателем регулирования транснационального бизнеса можно считать коэффициент относительной экспортной специализации отрасли. По данным 2009-2014 гг., коэффициенты относительной экспортной специализации отрасли колебались с 2,330 до 2,796, т. е. наблюдается тенденция их снижения.
По нашему мнению, тенденция снижения данного коэффициента будет способствовать процессу сближения его с мировыми стандартами.
Формально индекс транснационализации можно представить следующим образом [8]:
П =
где У( - индекс транснационализации; 51 - стоимость зарубежных активов; 5 - стоимость общих активов; Р1 - объем продаж за рубежом;
P - общий объем продаж;
- численность сотрудников подразделений ТНК за рубежом;
Q - общий штат корпорации.
Результаты индекса транснационализации ARDN$ сгруппированы в таблице 3.
Как видно, за 2012-2013 гг. индекс транснационализации SOCAR увеличился с 0,363 до 0,395.
Важное значение имеет определение индекса привлеченных входящих инвестиций SOCAR. Индекс привлеченных входящих инвестиций SOCAR за 2012-2013 гг. снизился с 0,961 до 0,861.
Отсутствие самостоятельной правовой модели ТНК связано со многими причинами. На взгляд авторов, ТНК способны обходить стандарты благодаря своей комплексной корпоративной структуре и широким возможностям выбора места размещения своих фирм, ориентированного на сугубо экономические интересы. Для более эффективного правового регулирования ТНК наиболее перспективным
является международно-правовая унификация норм, регулирующих создание и деятельность транснациональных корпораций. Основным условием возникновения у ТНК международной правосубъектности де-юре может стать наличие в источниках международного права норм, которые бы определяли их правосубъектность. Предпосылками разработки этих норм могут служить нормы «мягкого права», отразившие желаемые стандарты поведения ТНК в различных сферах их деятельности.
Для эффективного регулирования SOCAR нами предлагается создание нового структурного подразделения под названием «Блок регулирования иностранных представителей», основными функциями которого является оперативный контроль над дочерними филиалами.
Таким образом, определение показателей регулирования транснационального бизнеса на уровне, отрасли и транснациональных корпораций дали следующие результаты:
Таблица 3
Определение индекса транснационализации SOCAR(ARDN§ ) млн манат
Годы Расчетная формула Yt S1 S P1 P С1 С
2013 0,363 14031 21866 1393 3282 1585 66234
2014 0,395 15099 23046 1651 3270 1571 61088
Базовые расчеты индекса транснационализации:
14031 /21866 + 139-3 /3282 4-1585/66234
V — -'-'-'-— П ЧйЧ
* t 2D13 — g — Uj^UO
Примечания: Yt - индекс транснационализации; - стоимость зарубежных активов; S - стоимость общих активов; P1 - объем продаж за рубежом; P - общий объем продаж; Q - численность персонала ТНК за рубежом; Q - общий штат корпорации.
SOCAR // Годовой отчет, 2015 Http://www.socar.az/socar/assets/documents/az/socar-annual-reports/illik-hesabat2015az.pdf
Расчет показателей эффективности регулирования транснационального бизнеса на уровне отрасли (внешней торговли) дал следующие результаты:
• за 2005-2014 гг. рост внешнеторгового оборота страны возрос с 8558,6 до 34687,9 млн долл. США, в том числе импорт -с 4211,2 до 10712,5 млн долл. США; экспорт -с 4347,2 до 23975,4 млн долл. США; сальдо -с 136,0 до 13262,9 млн долл. США;
• за исследуемый период индекс транснационализации SOCAR увеличился с 0,363 до 0,395.
Следовательно, вышеизложенные положительные результаты использования «Блока регулирования иностранных представителей» SOCAR дают основания предположить об эффективности регулирования данной транснациональной корпорации. И могут быть рекомендованы для широкого использования аналогичными структурами.
Список литературы
1. Rugman Alan M. The Regional Multinationals: MNEs and «Global» Strategic Management. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2005. 290 р.
2. Поисковое система Интернета. URL: http://vasilievaa.narod.ru/5_3_99.htm (дата обращения: 04.05.16).
3. Бондаренко В. А. и др. Маркетинговая деятельность в условиях глобализации. М.: ЦКБ «Биб-ком», 2012. 260 с.
4. Саришвили Г. Н. Регулирование деятельности ТНК в мировой экономике // Российский внешнеэкономический вестник. 2012. № 12. С. 3-6.
5. Шагурин С. В., Шимко П. Д. Экономика транснационального предприятия. СПб.: ГПУ, 2008. 335 с.
6. Антонов Я. В. Формирование государственной политики в сфере регулирования деятельности ТНК // Управление общественными и экономическими системами. 2011. № 1. С. 1-9. Электронный журнал: http://umc.gu-unpk.ru/umc/zj2011_1.php
7. Тарасова Л. Н. К дискуссии о правомерности признания ТНК международной правосубъектности. Working Paper. URL: http://www.intlaw.rudn.com/research/ publications/mezhdunarodnaya-pravosubektnost/k-diskussii-o-pravomernosti-priznaniya-za-transnacionalnymi-korporaciyami-mezhdunarodnoi-pravosubektnosti/at_download/ file (дата обращения: 04.05.16).
8. Близнюк О. В. О национальных экономических интересах в условиях транснационализации производства. М.: ФУПРФ. 2012.
9. Батманова Е. С., Томилов П. С. Мировая экономика и МЭО. Екатеринбург: ГОУВПО УГТУ - УПИ, 2005. 111 с.
10. Hausmann Ricardo, Dani Rodrik. Economic development as self-discovery // Journal of Development Economics. 2013. № 72. Р. 603-633.
11. Dunning, John H., Sarianna M. Lundan. Multinational Enterprises and the Global Economy. 2d ed. Northampton, MA: Edward Elgar, 2008. 891 р.