УДК 332.1; 332.7
Гербеева Л.Ю., Буреш О.В., Исхакова А.Ф.
Оренбургский государственный университет E-mail: sakmara77@yandеx.ru
РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Для эффективного управления всеми видами и формами собственности на территории региона необходимо методическое обеспечение процесса регулирования территориального развития, которое позволит обеспечить защиту прав собственности, активность отношений собственности; эффективность использования объектов собственности. Методическое обеспечение должно включать в себя механизм регулирования территориального развития и методику оценки его эффективности и результативности.
Ключевые слова: управление, собственность, экономика, регион, мониторинг, эффективность, социально-экономическое развитие, благосостояние населения
В состав Российской Федерации входят регионы, социально-экономическое положение, которых определяется, как объективными составляющими факторами, а именно: специфическим положением региона в общественном разделении труда, особенностями отраслевой структуры, географическим положением, состоянием природных ресурсов, так и субъективными факторами, к которым относятся: методы регионального управления и стабильность условий ведения бизнеса [4].
Причем, современные условия, предоставляют российским регионам возможность обретать новую конфигурацию в пространственных потоках финансовой сферы, производстве товаров, использования рабочей силы, технологий и информации. Современная конфигурация предъявляет новые требования к системам управления региональным ростом [13].
Разработка, на уровне федерации и регионов, инструментов по регулированию региональных отношений должна основываться не только на механизме перераспределения финансовых ресурсов, но и на использовании средств развития институциональной среды, позволяющей последовательно изменять законодательную базу, и улучшать правовое поле функционирования экономики.
Основа регулирования территориального развития должна строиться на следующих принципах [2]:
- принцип сбалансированного сочетания централизации и децентрализации управления;
- принцип стратегической реализации;
- принцип инновационного развития;
- принцип мобильности;
- принцип адаптированности;
- принцип ресурсного обеспечения;
- принцип логичности действий.
Предлагаемая система принципов позволит
более широко учесть современные тенденции и процессные мероприятия, обозначенные актуальностью вопросов теории и практики управления экономикой региона для целей достижения роста качества жизни его населения.
Современная система управления экономикой региона обязана соответствовать таким требованиям как [2]:
- осуществлять научно обоснованное стимулирование развития территории согласно действующей общегосударственной социально-экономической политики и рыночным условиям хозяйствования;
- координировать целостность и сбалансированность регионального хозяйства посредством его внутренней консолидированности;
- способствовать формированию гибкости, адаптивности регионального хозяйства обеспечивая при этом эффективную реализацию имеющегося потенциала;
- контролировать процессы, осуществляемые в региональном хозяйстве;
- способствовать расширению инновационной модели развития региональной экономики;
- выстраивать стратегии и цели развития региона с последующей организации их эффективной реализации.
Эти характеристики должны составлять основу модели системы управления экономикой региона [5].
Актуализация модели формирует возможности внедрения систематизированного подхо-
да для решения большого перечня задач. Задачи должны быть увязаны по срокам, ресурсам, исполнителям.
Цели развития региона достигаются за счет механизма их преобразования в намеченные результаты. Следовательно, механизмом реализации целей и задач развития региона является система, включающая последовательные действия субъектов регионального развития, направленных на объект и воздействующих посредством выбранных методов, инструментариев, форм и средств решения в отношении обозначенных задач в установленные временные и пространственные границы, а также в предполагаемые результаты [7].
Механизм управления экономикой региона, с учетом мнения, ряда авторов (Р. Шни-пера, О. Ромашова и др.), должен формироваться как: фундаментальная часть единой системы, обозначенных производительными силами и производственными отношениями и обладать прямым и обратным производственно-экономическим, ресурсным, научно-техническим, финансово-кредитным и социальным взаимодействием в хозяйственном комплексе страны. В субъекте осуществляется полный цикл по воспроизводству трудовых ресурсов, обновления фондов, части национального богатства, отношения по поводу производства и распределения продукции. К компетенциям региона отнесено: финансовое прогнозирование и планирование, кредитная политика, регулирование денежного обращения, подготовительные мероприятия и эффективное использование имеющихся ресурсов, а также природного комплекса обозначенного его специализацией [8].
Основным условием совершенствования механизма управления экономикой региона является гибкость и возможность быстрого реагирования на изменяющиеся приоритеты в развитии региональной экономики, которые меняются в зависимости от динамики целей и задач общей стратегии развития государства. Особые требования к механизму управления экономикой региона возлагаются на единство экономических и социальных аспектов воспроизводственного процесса региона, что обозначено особой ролью человеческого потенциала, опосредованного в качестве производителя и
потребителя продукции и услуг одновременно. Поэтому, каждое управленческое решение и его практическая реализация в области развития экономики региона, подвергается оценки с учетом меры гарантируемого совершенствования материальных и культурно-бытовых мероприятий по обслуживанию населения. Следовательно, второе требование к механизму управления экономикой региона - это возможность обладания им свойствами, которые обеспечивают целостность взаимодействия и сбалансированности экономической и социальной сфер хозяйствования региона. К следующему требованию относят: механизм должен обеспечивать эквивалентные экономические отношения между всеми звеньями хозяйственной системы. Эта эквивалентность предопределяет, возможности звеньев региональной экономики возмещать потери, которые связаны с отвлечением трудовых, транспортных, материальных ресурсов от основного производственного процесса. Особое внимание принадлежит взаимоотношениям развития и функционирования производственной инфраструктуры региона. Состояние производственной инфраструктуры формирует интересы всех субъектов региональной экономики, так как управление объектами производственной инфраструктуры их техническое состояние формируют режим и обеспечивают эффективность функционирования хозяйствующих субъектов региона. К четвертому и наиболее главному требованию механизма управления экономикой региона можно отнести его результативность и эффективность.
Все вышеперечисленные требования к механизму управления экономикой региона, обозначены как наиболее важные. Но выдвигаются и частные требования, в том числе к организации структуры управления и к организации процесса управления [1].
Система управления регионом может функционировать при условии ее эффективности, т.е. соотношения показателей, характеризующих принятые управленческие решения и полученные от этого процесса результаты. Сложность оценки показателей обозначены тем, что невозможно дать однозначную интегральную оценку изменениям ситуаций в регионе, которые зависят от тех или других решений управляющей системы. Но, эффективность системы управле-
Региональная экономика
ния всегда зависит от динамики мероприятии, изменяющих ее в определенной степени [9].
Исследование перечисленных условий может помочь управляющей системе выбрать нужный подход к правильному решению. Опираясь на то, что современные условия ведения хозяйственной деятельности проходят в условиях модернизации систем управления региональной экономики, обозначенной усилением самостоятельности территорий, следовательно, должен быть предложен механизм управления, в качестве гибкого и адаптивного ее элемента. Механизм управления следует обозначить процессом, оказывающим воздействие управляющих систем на управляемую. Заметим, что в состав механизма управления входят, в том числе и относительно устойчивые элементы, то есть те, которые подвергаются изменениям только в результате координационных перемен; и подвижные, которые изменяются в результате перманентных. Механизм управления экономикой региона, обозначенный ключевым элементом системы управления территориальными образованиями, необходим для конфигурирования управленческих воздействий на условия существования регионального сообщества через совокупность методов, инструментов, процессов прямого и косвенного воздействия с целью обеспечения роста качества жизни граждан [10].
Для того, чтобы оценить эффективность функционирования процесса управления в целом, необходима методика. Отличительной особенностью методики является то, что она позволяет определить изменения эффективности и результативности процесса управления, как в целом, так и в разрезе социальных и экономических показателей. К настоящему времени проблема оценки эффективности и результативности процессом управления экономикой региона не потеряла своей актуальности. В Российской Федерации велись разработки и были представлены к реализации различные методики. Мы предлагаем свое решение проблемы формирования методики оценки эффективности и результативности управления экономикой региона на основе социальных и экономических показателей [12].
Методика комплексной оценки эффективности и результативности процесса управления
экономикой региона формирует некоторый алгоритм и включает в себя экономические и социальные показатели в совокупности.
Опираясь на теоретические разработки, современных взглядов в области управления и руководствуясь практическим региональным опытом, по оценке результативности процессов управления экономикой регионов, целесообразно использовать два блока показателей: экономический, он отражает потенциал территории и обозначает степень ее развития; социальный, он характеризует уровень качества жизни людей. Эти показатели характеризуют эффективность и результативность процесса управления экономикой региона во взаимосвязи. Характеризуя эффективность и результативность процессов управления экономикой региона мы предлагаем использовать стоимостные показатели, которые отражают затраты или доходы от объектов управления, и натуральные значения, отражающие объемы удовлетворенных потребностей граждан в различных благах.
Оценка эффективности и результативности управления экономикой региона должна проводиться с учетом мониторинга данного процесса в соответствии со следующим алгоритмом (рисунок 1).
Первый этап оценки эффективности и результативности процесса управления экономикой региона определяются значением определенных показателей. На втором этапе определяется интегральный показатель эффективности и результативности процесса управления экономикой региона по следующей формуле:
Пупр =(Пф + П рез ) П , (1)
где Пупр> - показатель эффективности и результативности процесса управления экономикой региона;
П эф - показатель эффективности процесса управления экономикой региона (^ П^ );
П^ - показатель результативности процесса управления экономикой региона (^ През );
п - количество показателей, характеризующих процесс управления экономикой региона.
На третьем этапе осуществляется мониторинг управления экономикой региона.
На четвертом этапе обосновывается выбор решения по повышению эффективности
Рисунок 1. Алгоритм определения эффективности и результативности процесса управления
экономикой региона
и результативности управления экономикой региона.
Предложенная методика оценки эффективности и результативности управления экономикой региона позволяет учитывать влияния ряда факторов, обозначить их характер и качественность влияния. Методика формирует
возможности оперативной оценки на различных этапах социально-экономического развития региона. Кроме того, методика дает возможность оценивать оперативно и на любом этапе состояние социально-экономического развития региона, как текущее, так и в динамике.
17.11.2014
Список литературы:
1. Буреш О.В., Прядкина, Н.Н., Теоретические аспекты управления экономикой региона / О.В. Буреш, Н.Н. Прядкина // Вестник Оренбургского Государственного Университета.- 2011. -2 том. - №13 (132). - С. 99-104.
2. Буреш О.В., Исхакова А.Ф., Государственное управление экономикой региона / О.В. Буреш, А.Ф. Исхакова // Российское предпринимательство. - 2012. № 24. - С. 222-228.
3. Буреш О.В., Гербеева Л.Ю., Бекбергенева Д.Е., Управленческие аспекты трансформации отношений собственности в период рыночных преобразований / О.В. Буреш, Л.Ю. Гербеева, Д.Е. Бекбергенева // Экономические науки. 2010. № 63. С. 232-236.
4. Гербеева, Л.Ю., Коротченко, Ю.И., Роль института собственности в национальной экономике / Гербеева Л.Ю., Коротченко Ю.И. //Вестник Оренбургского государственного университета.- 2012. № 13. С. 79-83.
5. Gеrbееvа L.yu., Когс^сЬепко Уu.I.,Еffесtivе аррНсайоп ой^юпа1 ргорейу / L.yu., Gеrbееvа, УиЛ.Когс^сЬепко // Есопот^, оrgаnizаtiоn аndmаnаgеmеnt оf еntеrрrisеs, industriеs аnd соmрlехеsinmаrkеt соnditiоns: mеthоds, mесhаnisms, кюЫ аndtесhnоlоgiеs Ed. B.I. Bоуаrintsеv. Kirav, 2013. С. 117-122.
6. Гербеева Л.Ю., Коротченко Ю.И. Система мониторинга управления собственностью региона. Вестник Оренбургского государственного университета, 2014. - № 4 (165). - С. 82-87
7. Гербеева Л.Ю. Управление региональным хозяйством административно-территориальных образований. Экономика и предпринимательство, 2013. - № 12-1 (41). - С. 423-425.
8. Буреш О.В., Гербеева Л.Ю. Развитие земельного менеджмента в контексте управления трансформацией отношений собственности на землю. Вестник Оренбургского государственного университета. - 2008. - № 81 - С. 80-87
9. Гербеева Л.Ю. Методология развития, функционирования и управления земельно-имущественным комплексом региона. Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010. - № 13 - С. 12-18
10. Гербеева Л.Ю. Теоретико-методологические основы совершенствования управления экономикой региона на базе трансформации отношений собственности. Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 13(132) - С. 129-132
11. Гербеева Л.Ю. Мониторинг региональной собственности основа управления экономикой территории. Экономические науки. 2012. - № 11 (96). - С. 63-65.
12. Гербеева Л.Ю. Концептуальные основы управления регионом. Вестник экономической интеграции. - 2013. - № 11 (68). -С. 104-109.
13. Гербеева Л.Ю. Собственность региона как основа развития экономики территории. Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - № 8 (169). - С. 75-78.
Сведения об авторах: Буреш Ольга Викторовна, декан факультета экономики и управления Оренбургского государственного университета, профессор, доктор экономических наук
Гербеева Людмила Юрьевна, заведующий кафедрой управления бизнесом Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент Исхакова Альфия Фаритовна, соискатель Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6303