Научная статья на тему 'Регулирование социальных конфликтов в сфере туризма'

Регулирование социальных конфликтов в сфере туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1446
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СФЕРЕ ТУРИЗМА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА / РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА / CONFLICT IN TOURISM / SOCIAL CONFLICT IN TOURISM / CONFLICT MANAGEMENT IN TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назина Н. А.

Социальные конфликты получают своеобразное проявление в современной российской действительности. Сегодня Россия переживает кризис, причины которого разнообразны и однозначно оценить их трудно. Изменения в общественных отношениях сопровождаются невиданным расширением сферы проявления конфликтов. Конфликтами охвачены все сферы жизни российского общества, в частности, сфера туризма. Эти конфликты порождены реальными противоречиями в ходе усугубления кризисного состояния общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Назина Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social conflicts in modern Russia surface in new spheres due to change in social relations. Conflicts arise in all spheres of life in the Russian society, including the tourism industry. The contradictions stemming out of the crisis situation produce new conflicts in society. The causes for the crisis are diverse and require complex assessment.

Текст научной работы на тему «Регулирование социальных конфликтов в сфере туризма»

УДК 316:48:338.48

РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Н. А. Назина,

заместитель руководителя Федерального агентства по туризму, действительный государственный советник РФ 3 класса, Москва, anazina@mail.ru

Social conflicts in modern Russia surface in new spheres due to change in social relations. Conflicts arise in all spheres of life in the Russian society, including the tourism industry. The contradictions stemming out of the crisis situation produce new conflicts in society. The causes for the crisis are diverse and require complex assessment.

Социальные конфликты получают своеобразное проявление в современной российской действительности. Сегодня Россия переживает кризис, причины которого разнообразны и однозначно оценить их трудно. Изменения в общественных отношениях сопровождаются невиданным расширением сферы проявления конфликтов. Конфликтами охвачены все сферы жизни российского общества, в частности, сфера туризма. Эти конфликты порождены реальными противоречиями в ходе усугубления кризисного состояния общества.

Key Words: conflict in tourism, social conflict in tourism, conflict management in tourism.

Ключевые слова: социальные конфликты в сфере туризма, социальные противоречия в сфере туризма, регулирование социальных противоречий в сфере туризма.

В современной литературе по социологии сложившиеся социологические направления подразделяются на две большие группы в зависимости от того, какое место в теоретических построениях занимает проблема социального конфликта. Указанное подразделение мы находим, прежде всего, у весьма авторитетного историка социологии Джеффри Александера. Теории Маркса, Вебера, Парет-то, а из ныне живущих — Дарендорфа — с этой точки зрения рассматриваются как те, в которых проблематика конфликта занимает доминирующее место при объяснении социальных процессов и изменений. Дюркгейм, Парсонс, Смелзер преимущественное внимание уделяют проблеме стабильности и устойчивости. Их теории ориентированы не столько на изучение конфликта, сколько на обоснование консенсуса. Это деление направлений социологических теорий можно признать верным лишь с определенной долей условности. Главным образом оно основывается на противопоставлении функционализма и социологии конфликта, сформулированных Ральфом Дарендорфом [1].

Социальный конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными

или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта. Каждая сторона воспринимает конфликтную ситуацию в виде некоторой проблемы, в разрешении которой преобладающее значение имеют три главных момента:

1) степень значимости более широкой системы связей, преимущества и потери, вытекающие из предшествующего состояния и его дестабилизации, — все это может быть обозначено как оценка доконфликтной ситуации;

2) степень осознания собственных интересов и готовность пойти на риск ради их осуществления;

3) восприятие противостоящими сторонами друг друга, способность учитывать интересы оппонента.

Туризм — одна из сфер деятельности современного общества, которая нацелена на удовлетворение потребностей людей и повы-

шение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей профессиональной деятельности индивида, ориентированных на использование природных ресурсов, туристская деятельность не приводит к истощению природной ресурсной базы, а при грамотном ее использовании, напротив, способствует сохранению и развитию природных экосистем.

Вместе с тем в сфере туризма существует ряд социальных противоречий, приводящих к социальным конфликтам социокультурно -го характера, экологического характера, несовершенной законодательной базы, отсутствия единого информационно-инвестиционного пространства, низкого уровня развития профессионального туристского образования и так далее.

Рассмотрим их более подробно. Противоречия социокультурного характера, прежде всего, связаны:

• с большой антропогенной нагрузкой на территории;

• с недовольством жителей, если они не ощущают значительных экономических выгод от развития туризма, в том случае если развитие туризма подчинено чуждым для населения интересам;

• с культурной деградацией территории;

• с чрезмерной коммерциализацей, сопровождающейся потерей регионом самобытности, обычаев, традиций, народного фольклора, ремесел и других культурных моделей;

• с усугублением сложных социальных проблем (наркомания, алкоголизм, проституция);

• необходимостью усиления мер безопасности.

Перечислим социальные противоречия экологического характера:

• загрязнение окружающей среды (почвы, воздуха, вод);

• ухудшение эстетики ландшафтов;

• проблемы утилизации отходов и бытового мусора;

• нарушение экологии природных зон (парки, заповедники и другие природные охраняемые объекты);

• ущерб историческим и природным памятникам.

В настоящее время важным приоритетом в реализации государственной политики должно стать устойчивое развитие туриз-

ма, обеспечивающее управление всеми видами ресурсов и удовлетворение экономических, социальных и эстетических потребностей людей при сохранении культурной целостности, основных экологических процессов, биологического разнообразия и систем жизнеобеспечения в регионе.

Совершенно очевидно, что в туризме, как и в любой отрасли, есть свои «болевые точки», требующие пристального внимания. К наиболее характерным из них можно отнести следующие:

• недостаточное развитие туристской инфраструктуры;

• значительный моральный и физический износ существующей материальной базы;

• малое количество гостиниц туристского класса (две-три звезды);

• отсутствие эффективной региональной инвестиционной политики;

• низкое качество оказываемых туристских услуг;

• обилие негативной информации по социальной и криминогенной обстановке в стране;

• отсутствие грамотного имиджевого позиционирования России как туристской державы;

• дефицит квалифицированных кадров и др. Все указанные проблемы носят системный характер и требуют комплексного государственного подхода, который даст возможность мобилизации всех здоровых сил отрасли для решения этих проблем; все большее значение в этих условиях будет приобретать институт частно-государственного партнерства, позволяющий привлечь в отрасль серьезные инвестиционные ресурсы.

Социальные противоречия в сфере туризма связаны с развитием и совершенствованием законодательной базы.

Анализ стратегических перспектив развития туризма как инновационной отрасли хозяйства показывает, что существенная часть резервов роста лежит в плоскости совершенствования и развития законодательной базы туризма. Так, Всемирный экономический форум (ВЭФ) совместно с Международной ассоциацией авиаперевозок (IATA), Всемирным советом по путешествиям и туризму (ЖГГС) и Всемирной туристической организацией ООН (UNWTO) опубликовал рейтинг конкурентоспособности стран мира в сфере путешествий и туризма, в котором Россия занимает 64 по-

зицию из 130 [2]. Результаты проведенных исследований позволяют ранжировать как позитивные, так и негативные факторы, оказывающие существенное влияние на развитие туризма в РФ. Система туристского законодательства и качество самой нормативной базы, регулирующей развитие туризма, является тревожным фактором, сдерживающим развитие туризма в РФ, что, несомненно, позволяет выявить основные приоритеты в развитии долгосрочной и текущей туристской политики.

Для развития туризма в нашей стране важное значение имеет Федеральный закон от 3 июня 2006 года № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [3], который сформировал правовую основу для создания и функционирования в России туристско-рекреационных особых экономических зон и развития государственно-частного партнерства.

Указанный закон впервые определил ту-ристско -рекреационную деятельность как целенаправленную и комплексную, включающую в себя элементы туристской, санаторнокурортной, инвестиционной и другой деятельности. Такой подход весьма значим для комплексного правового регулирования сферы туризма.

В результате реализации закона на территории России были определены 7 туристско-рекреационных особых экономических зон (Калининградская область, Краснодарский и Ставропольский края, Республика Алтай и Алтайский край, а также Иркутская область и Республика Бурятия). Общая площадь территории ТРОЭЗ составила около 858 кв. км.

Совершенно очевидно, что дальнейшее развитие туристско-рекреационных зон требует уже практических инфраструктурных решений (утверждения проектов, начала строительства и т. д.). Однако позитивный импульс развития, появившийся в этих регионах, даст возможность создавать современную туристскую инфраструктуру и увеличивать количество новых рабочих мест, что особенно важно для кризисных и депрессивных регионов Юга и Востока России.

Очень важным шагом в развитии законодательной базы туризма и Олимпийского движения внес Федеральный закон «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как

горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Россия — это великая уникальная страна с огромной территорией, многонациональным населением, с разнообразными природными, социально-экономическими особенностями. Наша страна играет огромную роль в обеспечении глобальной экологической устойчивости, основной потенциал которой сосредоточен сегодня в пяти крупнейших странах мира: России, Бразилии, Австралии, Канаде и США.

Перечисленные страны владеют очень весомым природным потенциалом, а следовательно, их концептуальный взгляд на пути развития природного потенциала в значительной степени определяет устойчивость мировой экосистемы. Россия — это своеобразный мост, обеспечивающий самую короткую и эффективную транспортную, инфраструктурную и информационную связь между главными экономическими и политическими центрами мира, что, несомненно, подчеркивает огромную значимость России как динамично развивающегося туристского региона. Она формирует основной потенциал глобального экологического равновесия всей планеты.

В расчете на душу населения природноресурсный потенциал России в 2—2,5 раза превышает ресурсный потенциал США, в 6 раз — Германии, в 18—22 раза — Японии. Природные запасы России оцениваются триллионами долларов. Ежегодный поток доходов от используемого природно-ресурсного потенциала превышает 60—80 млрд долл.

Вклад России в сохранение экономической устойчивости мировой экосистемы в 2 раза превышает вклад таких стран, как США и Канада, в 1,5 раза — Бразилии и Австралии [4].

Территория России простирается с запада на восток на 10 тыс. км и почти на 3 тыс. км от северных арктических широт до южных субтропических. Разнообразие ландшафтов позволяет развивать практически все виды туризма. У России есть курорты на южном Черном и северном Балтийском морях, что делает ее пригодной для пляжного отдыха, лечения и оздоровления. Крайний Север дает возможность наблюдать северное сияние и отправиться в этнические туры к северным народам, а также участвовать в сафари на оленях по тундре. Наличие гор открывает возможности для всех видов горного туризма (альпинизма, спелеотуризма, пеших походов, рафтинга по «ки-

пящим» горным рекам и горнолыжного туризма, полетов на дельтоплане), а также санаторно -курортного лечения в местах, где есть источники минеральных вод.

Полноводные, широкие и протяженные реки Волга, Енисей, Лена дают широкие возможности для круизов, рыбной ловли, сплавов на плотах, катамаранах и лодках. Леса центральной России, предгорий Кавказа, тайга Сибири и Дальнего Востока богаты дичью, что привлекает любителей охотничьих туров. В России достаточно мест с нетронутой, дикой природой, что создает идеальные условия для проведения экологических туров. В богатой истории России оставили свои следы викинги, древние славяне, монголо -татары, половцы, скифы, шведы, тевтонцы, греки, генуэзцы и другие народы. Наши предки наследовали от этих этносов внешность, веру, культуру, языки и традиции.

Все это стимулирует развитие внутреннего туризма, делая современных россиян интересными друг другу и другим народам. Кроме природных и историко -культурных предпосылок развитию въездного туризма способствуют некоторые социальные факторы: 1) высокая покупная способность иностранных валют, 2) обеспечение свободы перемещения на большей части территории страны, включая такие перспективные в туристском отношении районы, как Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова, Урал, Север России, а также Нижний Новгород и Самару, — города, закрытые ранее для иностранных туристов.

Въездной и внутренний туризм в России представлен большим разнообразием его видов. Наиболее активно развиваются экологический, спортивный, экстремальный, горнолыжный, познавательный, деловой, лечебнооздоровительный, круизный, рыболовный и охотничий, событийный и гастрономический виды туризма. Популярен также индивидуальный и детско-молодежный отдых.

Массовый туризм и путешествия поддерживаются крупными имиджевыми проектами, потому что любой позитивный образ региона нужно продвигать, применяя туристские и маркетинговые технологии. Именно поэтому был разработан народный проект «Большое Золотое Кольцо России», который инициировала российская общественность при поддержке регионами России в 2005 году. Проект направлен на восстановление объектов культуры и истории национального значения, разви-

тие патриотического и духовно-нравственного воспитания граждан, оказание содействия развитию внутреннего и въездного туризма.

Туризм является мощным фактором регионального развития, следовательно, грамотное применение маркетинговых и туристских технологий позволит регионам сконцентрировать усилия вокруг самых ценных региональных ресурсов, включив их в региональный туристский продукт, создавая ему уникальный образ, способный формировать позитивный имидж региона.

Широкая государственная и общественная поддержка проекта дает возможность гармонично соединить массовые советские туристские технологии и современные маркетинговые инструменты формирования и продвижения региональных туристских продуктов.

Учитывая, что туристский продукт носит массовый характер, его диверсифицировали с учетом трех основных категорий туристов: социальная категория (школьники, студенты, ветераны и т.д.), категория туристов со средними доходами и категория повышенного уровня обслуживания. Для каждой из выделенных категорий предполагается соответствующий уровень услуг. В программу посещения каждого региона планируется включить ознакомление с особенностями местной кухни, народными праздниками, культурными и этническими обычаями, промыслами, уникальными уголками природы и историческими местами, для того чтобы подчеркнуть уникальность каждого региона как драгоценного камня в короне России.

Чрезвычайно важно развивать эти виды туризма в малых городах РФ с населением до 10 тыс. человек, поскольку в таких городских агломерациях сельского типа экономически не эффективно развивать промышленное производство. И проблему создания рабочих мест можно решить через развитие туристской сферы, дающей возможность создать рабочие места с частичной и сезонной занятостью.

Особенно это важно для городов, включенных в маршруты круизного туризма, расположенных на берегах крупных судоходных рек (Волги, Оки, Енисея и пр.). Ежегодно по водным акваториям России более чем 100 теплоходов, вместимостью от 150 до 300 человек, совершают около 1,8 тыс. организованных круизов. Оборот от круизного туризма по рекам России в 2007 году составил более 2 млрд руб., а доход, поступивший в бюджеты всех уров-

ней, составляет около 200 млн руб. Вместе с тем нельзя недооценивать и очень важный социальный фактор развития круизного туризма, исторически поддерживающего экономику сотен малых городов и иных поселений России.

Серьезные результаты в эффективной организации туристской деятельности были достигнуты в том числе благодаря развитию туристской инфраструктуры и привлечению частных инвестиций при содействии государства через реализацию ряда федеральных целевых программ.

Ярким примером этому является федеральная целевая программа «Юг России», оказавшаяся практически единственным инструментом решения важнейших региональных проблем по развитию основных перспективных направлений экономики регионов при поддержке государства. В этой связи применение инструментария программно-целевых методов стратегического планирования позволило решать очень сложные социальные проблемы трудоизбыточных регионов Юга России, снизив тем самым социальную напряженность и создав предпосылки эффективного развития туризма.

Указанная программа должна выполнять роль своеобразного катализатора многих социально -экономических процессов, заставляя регионы концентрировать бюджетные средства всех уровней на решении первоочередных проблем социального и экономического развития территорий. Следует отметить и достаточную дисциплину выполнения этого проекта, что особенно важно для вопросов финансирования. В 2007 году на реализацию программных мероприятий по разделу «Туризм» из федерального бюджета было выделено 650 млн руб.

Снятие инфраструктурных ограничений и создание условий по благоустройству курортных территорий, обеспечение экологического благополучия послужит в дальнейшем импульсом для вложения капитала частными предпринимателями, в том числе иностранными, в создание современной индустрии отдыха на юге России.

Благодаря реализации ФЦП «Юг России» в 2006—2007 гг. в Республике Адыгея активно велись строительные работы подъездных автодорог — автодорога от поселка Гузерипль до плато Лаго-Наки. Развитие транспортной инфраструктуры в указанном регионе откроет доступ к Фишт-Оштеновскому горному мас-

сиву, что в свою очередь позволит приступить к строительству современных горнолыжных комплексов «Партизанская поляна» и «Оштен» с общей вместимостью порядка 2000 мест. Развитие туристской инфраструктуры откроет путь для круглогодичного функционирования этого туристского района, который имеет хорошие шансы на развитие популярного во всем мире спортивного и экстремального туризма (рафтинга, дельтапланеризма и др.).

Плодотворная работа по реализации ФЦП «Юг России» в 2006—2007 годах позволила на территории республики увеличить количество предприятий, осуществляющих туристскую деятельность, число рабочих мест со среднесписочной численностью работающих на туристских и санаторных предприятиях свыше 534 чел., что особенно важно для этого трудоизбыточного района.

Количество принятых туристов и экскурсантов выросло в 2007 году в указанном регионе, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 36%; объем оказанных туристских, санаторно-курортных услуг — на 39%, в результате сумма средств, перечисленных в бюджеты всех уровней, увеличилась на 46%.

В этой связи можно говорить о формировании единого информационно -инвестиционного пространства, способного улучшить взаимодействие между инвесторами и органами власти. В частности, в области государственной поддержки в вопросах бизнес-планирования, землепользования, получения кредитов и другое. Проведение работ, связанных с формированием национальной собирательной группировки видов деятельности и продуктов «Туризм». Комплекс действий по формированию системы статистического мониторинга туристской сферы позволяет в постоянном режиме анализировать показатели въездных и выездных потоков, динамики туристских услуг, количества и пр. Усилия, направленные на совершенствование статистики туризма, позволит государству, инвесторам, субъектам туристского бизнеса принимать более обоснованные решения по повышению эффективности деятельности и прогнозированию развития секторов туристской индустрии, продвижению туристского продукта внутри страны и за рубежом.

Регулирование социальных противоречий в области развития профессионального туристского образования позволяет разработать образовательный стандарт третьего поколения

по направлению подготовки «Туризм», преодолеть академизм и инерцию профессионального образования в сфере туризма и провести активную работу над образовательным стандартом «Гостиничный бизнес».

Одним из важных социальных противоречий является развитие в туристической сфере отрасли технического регулирования и стандартизации.

Необходимы разработка и утверждение новых или модернизация устаревших стандартов в сфере туризма. Национальной Перспективной программой стандартизации в области услуг населению на 2008—2011 годы предусмотрена разработка и совершенствование более 20 национальных стандартов в сфере туризма.

После четырех лет стабильного роста на рынке туристических услуг, продолжавшегося до мая 2008 года, уже в июне текущего года рост спроса существенно замедлился, а с сентября во многих регионах был отмечен спад. Так, за первый квартал 2008 года число туристических поездок выросло на 8,3%, во втором квартале этот показатель снизился до 2,6%, а в августе — до 1%. Динамика числа международных туристских прибытий представлена на рис. 1.

Как показывают приведенные данные, мировой финансовый кризис отразится на динамике развития туристской индустрии, так как снизится спрос на туристские услуги. Согласно результатам исследований 2008 года, проведенным в разных странах мира, последствия мирового финансового кризиса уже привели к существенному сокращению расходов на деловые поездки. Компании корректируют свои планы с учетом кризиса, планируя большее количество однодневных поездок, не предусма-

тривающих размещение в отелях; бронируя железнодорожные билеты вместо авиабилетов на маршрутах, где это возможно, заменяют поездки видеоконференциями.

Значительные сокращения ожидают сферу тсепйуе-туров или поощрительных поездок, организуемых для своих сотрудников работодателями. Каждый двадцатый работодатель отказался от турпоездок для своих сотрудников.

Согласно опросу, проведенному компанией «РосБизнесКонсалтинг» в ноябре 2008 года, 41% опрошенных сообщили, что корпоративных поездок на предстоящие полгода их компания-работодатель не планирует. Среди тех, кто уже совершал подобные поездки в 2008 году, эта доля ниже — 9%.

Результаты исследования РБК «Туристический бизнес в 2008 году: влияние кризиса и перспективы» подтверждаются выводами экспертов относительно сокращения расходов со стороны работодателей: пятая часть участников опроса, ездивших в корпоративные поездки в 2008 году, сказали, что на ближайшие полгода их руководству пришлось отказаться от своих планов организовывать такие туры.

Вместе с тем сокращается спрос на частные туристские поездки, что подтверждается результатами опроса проведенного компанией «РосБизнесКонсалтинг» 7—10 ноября 2008 года (12768 респондентов) [4].

На вопрос «Повлиял ли кризис в экономике на Ваши планы поехать на отдых в ближайшие полгода?» ответы респондентов распределились следующим образом:

• у меня не было таких планов — 3562 (27,9%);

• я пока откладываю решение об отдыхе — 2185 (17,1%);

Рис. 1. Рост числа международных туристических прибытий по миру с 2004 по 2007 год и прогноз на 2008-2009 год, годовое измерение в %[4].

• да, мне придется пока отказаться от поездок на отдых — 2179 (17,1%);

• нет, у меня достаточно средств — 1727 (13,5%);

• нет, мои поездки на отдых не требуют больших расходов — 1279 (10,0%);

• да, придется обойтись более дешевым вариантом — 874 (6,8%);

• нет, поездка уже была полностью или частично оплачена — 622 (4,9%);

• затрудняюсь ответить — 340 (2,7%). Результаты опроса наглядно показывают, что 55% опрошенных отказались от отдыха по причине недостаточности средств и отсутствия определенности. Среди тех, кто отправится в поездку, более половины намерены обойтись более дешевым вариантом отдыха. Все это подчеркивает значительное снижение спроса на путешествия в ближайшей перспективе (1-2 года).

Как показывает опыт функционирования предприятий туристской сферы в кризисных условиях, в ряде случаев кризисная ситуация может стать своеобразным инструментом развития национальной экономики. Рецессия, сопровождающаяся падением курса национальных валют, повышает интерес к продуктам и услугам внутреннего туризма, туристско-рекреационные потребности под воздействием кризисной ситуации полностью не исчезают, а только трансформируются, то есть переходят в другие формы.

В частности, уже сегодня наблюдается рост интереса к продуктам внутреннего туризма и целому ряду российских туристских территорий. Этот фактор необходимо использовать для переориентации массовых туристских потоков с международного на внутренний туризм.

Однако для решения этой задачи необходимо принять целый комплекс мер, направленных на решение следующих задач:

• формирование и продвижение новых региональных туристских продуктов на базе перспективных туристских регионов России;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• развитие программ социального туризма, охватывающего малообеспеченные слои населения: детей-сирот, инвалидов, пенсионеров;

• туристских программ для молодежи и студенчества, в том числе развитие детско-юношеских и молодежных лагерей отдыха, спортивных лагерей;

• создание условий для продвижения региональных продуктов внутреннего туризма, в том числе за счет рекламноинформационной поддержки на общенациональных каналах ТВ и центральных СМИ;

• формирование единой медийной туристской политики, позволяющей готовить рекламно-информационные материалы (каталоги, проспекты, рекламные фильмы) на основе использования современных мультимедийных технологий.

Большинство государств мира, осознавая

важность туризма для национальной экономики, вкладывают значительные средства в продвижение национального туристского продукта с учетом специфики основных направляющих и принимающих рынков.

Широкая рекламная кампания туристских возможностей страны способствует росту количества иностранных и отечественных туристов, а следовательно, и росту поступлений в экономику.

Опыт европейских стран, продолжительное время вкладывающих значительные средства в государственную рекламу своего туристского продукта, показывает, что необходимо вкладывать средства не только на увеличение въездного туристского потока, но и на поддержание стабильности существующих туристских направлений.

Имидж туристской территории (страны, региона, турцентра), ее репутация в отечественных и зарубежных политических и деловых кругах является основой успешного продвижения на внутренних и внешних рынках. Известное имя региона само по себе повышает его туристскую привлекательность, формируя основу успешного туристского брендинга.

Позитивный имидж страны и входящих в нее туристских территорий как продукт целенаправленной и созидательной деятельности всех заинтересованных субъектов управления выступает своеобразным гарантом проведения крупных форумов, в том числе мирового масштаба, которые в значительной степени формируют событийный календарь страны или региона.

К сожалению, при действующем в настоящее время бюджетном финансировании, которое составляет 0,59 евро на привлечение одного иностранного туриста, меры по продвижению российского национального турпродукта могут лишь минимально изменить параметры

существующего туристского потока, а главное — недостаточное финансирование не может в полной мере способствовать развитию успешных национальных, региональных и локальных туристских брендов.

Практика и международный опыт показывают, что только широкая имиджевая некоммерческая рекламная кампания туристических возможностей страны, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынков и носящая агрессивный характер, позволит сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей всей туристской сферы России.

Вместе с тем даже существующее финансирование программ продвижения может принести приличный эффект, если будут намечены обоснованные и разумные меры.

Перечислим первоочередные меры, направленные на формирование и продвижение имиджа России.

1. Разработка стратегических и тактических подходов к формированию позитивного имиджа России на основе комплексного подхода, позволяющего выделять разные профили имиджа: бизнес-имидж, официальный имидж, туристский имидж, медиаимидж и пр. Подобный комплексный подход к формированию и продвижению имиджа территории (страны, региона) позволит разработать стратегическую программу имиджевого позиционирования России, включающую в себя подпрограммы формирования имиджа субъектов РФ на комплексной и многофункциональной основе.

2. Формирование эффективной информационной политики в области туризма, позволяющей развивать связи с отечественными и зарубежными СМИ на основе совместных информационных программ продвижения территорий. Вместе с тем необходимо предпринимать шаги для повышения индекса цитирования региональных событий в средствах массовой информации, увеличивая частоту упоминаний России и ее регионов в ведущих мировых СМИ, новостных, аналитических и познавательных программах ведущих мировых телеканалов.

3. Совершенствование и развитие выставочной деятельности, предполагающее повышение эффективности деятельности участия российского турбизнеса и государственных органов управления туризмом. В данном случае необходимо менять стратегические подходы: и методы работы на крупных международных вы-

ставках, уделяя большее внимание продвижению туристских территорий (регионов РФ), имеющих ценные туристско -рекреационные ресурсы. При этом усиливая режим адресной информации, ориентированной на мировые туристские потребительские сегменты (сегмент экологического, экстремального, историкокультурного и других видов туризма).

4. Разработка совместных программ продвижения туристских брендов России на основе инструментов взаимовыгодного частногосударственного партнерства и создания стратегических альянсов между отдельными секторами экономики. Такие программы продвижения российского туристского продукта на внутреннем и мировом рынках позволят подключить крупные транспортные и страховые компании, банки, промышленные корпорации (Аэрофлот, РЖД, Ингосстрах) к финансированию дорогих рекламных и пропагандистских проектов, которые государственные организации финансировать не в состоянии. Все это позволит частному бизнесу проводить имиджевую рекламную кампанию всей страны, а не только своего продукта.

5. Дальнейшее совершенствование визовой политики, которая значительно влияет на туристскую привлекательность страны, так как упрощение визовых формальностей способствует увеличению въездного туристского потока, а следовательно, и росту доходов от туризма. Инструментами реализации данной задачи должны стать значительное упрощение визовых формальностей для туристов из основных стран, направляющих туристов в Россию (Европа, США, Япония), снятие дискриминационных тарифов для иностранных граждан на посещение объектов показа (музеев, театров, национальных парков), снятие ограничений на посещение иностранными туристами северных приграничных территорий.

Таким образом, социальные противоречия в сфере туризма выступают как нормальные проявления социальных отношений. В России идет процесс формирования некоего промежуточного типа экономики, в котором рыночный тип отношений, основанный на частной собственности, сочетается с отношениями государственной собственности и монополией на присвоение средств производства. Создается общество с новым отношением классов и социальных групп, в котором еще длительное время будут существовать различия в доходах, статусе, культуре и т. д. Поэтому со-

Зарубежный опыт развития социальных гостиниц...

циальные противоречия в сфере туризма неиз- лировать, стремиться к тому, чтобы разрешить

бежны, нужно научиться управлять ими, регу- с наименьшими издержками для общества.

Литература

1. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования) / Под ред. Е.И. Степанова. М., 2000.

2. Travel & Tourism Competitiveness Report-2008.

3. Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

4. Проект ГЭФ «Сохранение биоразнообразия» (2009), выполненный в рамках программы «Национальная стратегия сохранения биоразнообразия и общественный договор о сохранении живой природы России» / Авторы: С.И. Бобылев, А.А. Гусев, В.Н. Данилов-Данильян, А.С. Мартынов, А.А.Тишков).

5. Туристический бизнес в 2008 году: влияние кризиса и перспективы: Аналитический обзор. М.: РосБизне-сКонсалтиг, 2008.

6. КауроваА.Д. Организация сферы туризма: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: «Издательский дом Герда», 2005.

7. Барзыкин Ю.А. Текущие вопросы формирования принципов государственного регулирования туристкой деятельности //Национальный туристский журнал. Туристские фирмы. 2004. Вып. 34.

УДК 640.4:006(075.8)

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГОСТИНИЦ В БЮДЖЕТНОМ СЕКТОРЕ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

И. П. Салманова,

ассистент кафедры «Менеджмент», iesmgus@pochta.ru,

ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The development of hotel industry is accompanied by differentiation of accommodation types. Various factors lead to the active growth of the budget sector in tourism, including the hotel industry. The author discusses the international experience in the improvement of the budget sector, the diversity of business in the sector, characteristics of the services, and their social functions.

Развитие гостиничной индустрии сопровождается значительной дифференциацией видов предприятий размещения. Различные факторы обусловили активное развитие бюджетного сектора в туризме и в частности в гостиничном хозяйстве. В статье рассматривается зарубежный опыт развития бюджетного сектора, множественность форм предприятий этого сектора, особенности предоставляемого ими сервиса, а также их социальные функции.

Key Words: budget hotel, social hotel, simplified hotel, hostel, services.

Ключевые слова: бюджетная, социальная гостиница, упрощенная гостиница, хостел, сервис.

Развитие индустрии туризма и путешествий в мире закономерно приводит к дифференциации форм и видов предоставляемых услуг. Особенно наглядно это видно на примере развития гостиничной индустрии. Традиционное выделение высшего, среднего и низшего сегмента гостиниц в настоящее время, как

показывает практика, недостаточно полно иллюстрирует структуризацию гостиничного хозяйства, качество и полноту предоставляемого сервиса. Виды гостиниц, которые ранее были исключительным признаком элитного секто -ра туризма, активно осваиваются операторами бюджетного сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.