Э.Р. Гималетдинова
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ И РАЗРЕШЕНИЕ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНЫМИ МЕРАМИ ГОСУДАРСТВА (В СФЕРЕ
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ)
Доктрина невмешательства государства в экономику, называемая экономистами laissez faire («позвольте делать» - франц.) приводит к тому, что у рынка образуются провалы (называемые также изъяном, несостоятельностью рынка, фиаско рынка). Фиаско рынка проявляется в том, что он не способен произвести определенные блага вообще или произвести их в оптимальном количестве. К таким благам может быть отнесена благоприятная экологическая среда, удовлетворяющая по своим качественным характеристикам потребности общества как в качестве окружающей среды, так и в качестве фактора производства (земля).
Имеются различные причины образования провалов рынка. Но с точки зрения предоставления рынком такого блага, как чистая окружающая природная среда, провалы рынка появляются по двум основным причинам. Во-первых, рынок не настраивает экономику на предоставление общественных благ, во-вторых, функционирование рыночной системы способствует образованию внешних эффектов.
К общественным благам относится, к примеру, чистый воздух, который является жизнеобеспечивающим фактором воспроизводства рабочей силы. Чистый воздух - общественное благо, а значит, на него распространяется принцип неисключительности потребления и неконкурентного потребления. Принцип неисключительности потребления распространяется на чистый воздух ввиду того, что он неделим. Общеизвестно, что неисключительность означает: выгоды от общественных благ могут получать и те люди, которые не несли никаких издержек на их производство. В нашем примере рыночная система не работает, так как индивиды не станут платить за благо (чистый воздух), которое они мо-
гут получить бесплатно. На чистый воздух, как мы уже говорили, распространяется принцип неконкурентного потребления. Неконкурентное потребление (nonrival consumption) возникает, когда потребление блага одним индивидом не снижает его доступности для других. Вдыхание чистого воздуха - неконкурентное благо, так как взимание платы, которое бы препятствовало потреблению данного товара, невозможно ввиду того, что он доступен и бесплатен для любого желающего.
Общественные блага приносят выгоду, но на их производство рынок не станет выделять ресурсы и, следовательно, чтобы общество могло пользоваться такими благами, обеспечивать их должен государственный сектор.
Рынок «близорук» по отношению к природе, он действительно не выделяет средств на производство такого общественного блага, как благоприятная окружающая среда, а значит, только путем вмешательства государства в рыночную систему возможно добиться улучшения качества природы. Тем самым, государство должно выполнять одну из трех своих функций (распорядительной, стабилизационной) - аллокационную.
Общеизвестно, что аллокационная функция - это часть политики государственных доходов и расходов, направленная на то, чтобы в экономике были произведены некоторые товары и услуги в виде общественных благ.
Как мы уже отмечали выше, одной из причин провала рынка является образование внешних эффектов. Внешний эффект имеет место, когда производство или потребление товара оказывает непосредственное воздействие на производителей и потребителей, не вовлеченных в процесс купли-продажи данного товара, когда эти побочные эффекты не находят полного отражения в рыночных ценах1.
Внешние эффекты связаны с функцией полезности и производственной функцией, поэтому внешние эффекты могут возникать между производителями, между производителями и потребителями, между потребителями.
Примером внешних эффектов, возникающих между производителями, могут быть выбросы в водные объекты загрязняющих веществ, при
производстве металла, отрицательно влияющих на сельскохозяйственное производство из-за ухудшения качественных характеристик водных ресурсов.
Примером внешних эффектов, образующихся между производителями и потребителями, могут быть те же выбросы в водные объекты загрязняющих веществ, при производстве металла, ведущие к ухудшению качества воды, делающие ее малопригодной по гигиеническим нормативам для питьевых целей.
Примером внешних эффектов, возникающих между потребителями, может быть следующее: упаковочный материал после употребления из-за своей ненадобности выбрасывается населением. В результате складирования на мусорных свалках такого рода материала помимо загрязнения почв и подземных вод, происходит ухудшение внешнего вида природного ландшафта, который вынуждены лицезреть жители близлежащих территорий.
В результате функционирования химической промышленности происходит образование отрицательных внешних эффектов. Они проявляются практически во всех сферах окружающей природной среды (водной, воздушной, земельной, растительной) и отражаются как на потребителях, так и на производителях.
Потребители вынуждены дышать загрязненным воздухом, употреблять в питьевых целях загрязненную воду, а в пищевых целях - продукты питания, произведенные на загрязненных сельскохозяйственных землях, ставших таковыми в результате выпадения кислотных дождей, причина которых - загрязнение атмосферного воздуха химической промышленностью.
Примером проявления отрицательных внешних эффектов является деятельность химической промышленности. Отрицательные внешние эффекты, образуемые в результате ее деятельности, приводят к тому, что терпят убытки (издержки) следующие виды производства:
1) сельское хозяйство: из-за несоответствия почв санитарнохимическим показателям на содержание тяжелых металлов, из-за несо-
ответствия водных ресурсов по качественным характеристикам для поливных целей сельхозкультур, а также недоиспользование земель, пригодных для сельскохозяйственных целей, так как они используются химической промышленностью под свалки, полигоны отходов;
2) лесное хозяйство: из-за утраты биологической устойчивости, снижения продуктивности, обеднения видового состава лесных ресурсов, причина которых - выпадение кислотных дождей (образующихся в результате загрязнения атмосферы), загрязнения водных ресурсов;
3) рыбное хозяйство: из-за снижения продуктивности, обеднения видового состава рыбных ресурсов, причина которых - загрязнение водных объектов химической промышленностью;
4) рекреационное хозяйство: из-за несоответствия рекреационных ресурсов (земельных, водных, лесных) по санитарно-гигиеническим нормативам для рекреационных целей.
В качестве иллюстрации примера мы берем график последствий отрицательных внешних эффектов, который представлен в работе Макконнелла К. Р., Брю С. Л. «Экономикс: Принципы, проблемы и политика».
Мы рассмотрим частный случай последствий отрицательных внешних эффектов, образуемые функционированием химической промышленности.
На оси абсцисс обозначается количество товара (0).
На оси ординат обозначается цена товара (Р).
Б
Р,.
Т
Б
Оо Ое о
Рис. 1. Влияние издержек перелива на кривую предложения Б - кривая фактического спроса; Б - кривая фактического предложения; Т - внешние издержки (издержки перелива, некомпенсируемые издержки); - кривая предложения, включающая издержки перелива; Ое
- реальный равновесный объем производства; О0 - оптимальный объем производства; Ре - равновесная цена; Р0 - оптимальная цена.
При анализе частного случая мы предлагаем следующее содержание образуемых за счет деятельности химической промышленности внешних издержек (руб.):
Т = Ип + Ис + Ил + Ирб + Ирк, где Ип - издержки потребителей;
Ис - издержки сельского хозяйства;
Ил - издержки лесного хозяйства;
Ирб - издержки рыбного хозяйства;
Ирк - издержки рекреационного хозяйства.
Равновесная цена (руб.) определяется следующим образом:
Ре = Зс + Зо + Зтр + П, где Зс - затраты на сырье;
Зо - затраты на оборудование;
Зтр- затраты на труд;
П - прибыль.
А оптимальная цена (руб.) в данном случае составляет:
Ро = Ре + Т.
График показывает (рис.1), что рынок не улавливает отрицательных внешних эффектов, поэтому ресурсы поступают на рынок в чрезмерном количестве (выражающееся в виде Ое > Оо), а цена оказывается ниже оптимальной (Ро > Ре). Складывается так, что потребители получают недостоверную информацию, а это в свою очередь, является причиной того, что не используются заменители химической промышленности, вторичное сырье, отходы, более прочные и долговечные материалы. А это отражается на качестве природных ресурсов.
Мы согласны с мнением Эрнста фон Вайцзекера, который утверждает, что рыночная экономика может погубить окружающую среду и себя, если не позволить ценам говорить экологическую правду. Исходя из вышеизложенного, констатируем, что цена товара должна учитывать внешние издержки, образуемые в природопользовании.
Возвращаясь к издержкам производства, повторимся: важнейшим фактором, определяющим способность фирмы поставить на рынок товар, являются издержки производства. Издержки фирмы, направленные на ликвидацию загрязнения окружающей среды, увеличивают общие издержки фирмы, поэтому предприниматель, даже зная об отрицательных внешних эффектах и желая их ликвидировать, не будет стремиться производить инвестиции, направленные на природосбережение ввиду того, что он будет вытеснен конкурентами с рынка.
На это указывает и экономист Папенов К. В., специализирующийся на экономике природопользования: «Фирмы, пытающиеся в одностороннем порядке контролировать уровень загрязнения, сталкиваются с угрозой вытеснения их с рынка конкурентами за счет относительного роста цен на их продукцию. Государственное вмешательство необходимо для того, чтобы пренебрежение состоянием окружающей среды не могло стать залогом успеха фирмы в конкурентной борьбе»4.
Государственное регулирование может разрешить проблему отрицательных внешних эффектов в природопользовании, но методы государственного регулирования будут различными.
Общеизвестно, что у государства имеются два основных метода вмешательства в экономику: прямое (административное) и косвенное (экономическое). Эти два метода также используются государством при регулировании экономических отношений в области природопользования. У каждого из методов имеются положительные и отрицательные моменты и поэтому, исходя из конкретной экологической обстановки в стране, от уровня экономического развития, от форм собственности, от исторических особенностей территории, от национальных традиций и т. д., - используется тот или иной метод.
В современной экономической теории по степени вмешательства государства в природопользование различают две школы: неокейнсиан-скую и неоклассическую. Неокейнсианская школа видит решение экологических проблем в государственном регулировании, которое предполагает прямое государственное регулирование отношений между обществом и природой с помощью административно-распорядительных методов (нормативы, запреты, стандарты и т. п .)5. Неоклассическая школа видит разрешение проблем экологического характера в рыночном регулировании. Основной инструмент которого - ценовой механизм (налоговые платежи, компенсирующие ущерб от разрушения окружающей среды, купля-продажа прав на загрязнение)6.
Рассмотрим прямое государственное регулирование. Оно может использоваться в том случае, когда требуется достижение немедленных (или быстро наступающих результатов). Например, закрытие физически и морально устаревших предприятий из-за существенного загрязнения ими окружающей природной среды. Этот метод запрета применяется тогда, когда законодательная база (на данный период времени) не соответствует экологической обстановке. Прямое государственное регулирование носит в данном случае принудительный характер (используется метод запрета) и выполняет своего рода роль кнута.
Прямое государственное регулирование подразумевает обеспечение правовой базы, способствующей наиболее оптимальному использованию природных ресурсов. Государство устанавливает своего рода «правила игры», регулирующие отношения между всеми элементами рыночной системы, которые возникают по поводу использования, распределения, потребления природных ресурсов и воспроизводства их качества (между производителями, между производителями и потребителями, между потребителями). Мировая практика регулирования экологических проблем показала, что без фундаментально проработанной законодательной базы улучшить качество природы невозможно.
В РФ приняты следующие основные законодательные акты, призванные разрешить экологические проблемы: «Закон об охране окружающей среды», «Закон о недрах», «Лесной кодекс», «Водный кодекс», ФЗ «О государственном земельном кадастре», Закон «О национальной безопасности населения РФ», Закон РФ «О животном мире», ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ФЗ «Об экологической экспертизе», ФЗ « Об особо охраняемых территориях» и т. д.
Но в реальности мы видим, что часто происходит несоответствие закрепленного законом природосбережения с действительностью (техногенные катастрофы, чрезвычайные ситуации, связанные с многократными превышениями ПДК, ПДС, строительство жилых домов, дач на заповедных территориях и т. д.). Правовые акты и решения по вопросам улучшения качества природы во многом носят противоречивый и непоследовательный характер, они зачастую декларативны и не имеют действенных механизмов реализации. Закон не работает на полную мощь, и причины создавшегося положения, на наш взгляд, следующие. Общеизвестно, что исполняемость права реальна при наличии следующих факторов: одинаковость действия права, действенность (исполняемость права), целостность (непротиворечивость права). Все эти факторы нарушаются.
Закон может работать в том случае, если он един для всех: не может быть исключений в виде экономической несостоятельности пред-
приятия, ведущей к остаточному принципу финансирования экологических мероприятий, а также в виде невозможности реконструкции морально и физически устаревшего оборудования, нарушения технологий производства и т. д.
Для того чтобы закон работал, необходима гарантия его соблюдения. Эти гарантии не могут реализоваться на практике автоматически, в силу самого факта существования природосберегающего законодательства. Закон должен иметь финансовое (экономическое) обеспечение, без этого он не будет работать.
Как говорится в «Программе действий: Повестке дня на 21 век»: «Большая часть законодательной деятельности в области окружающей среды и развития осуществляется бессистемно и несогласованно или же в ней отсутствуют механизмы обеспечения соблюдения законов и их своевременный
7
корректировки» .
Немецкий экономист Ламперт Хайнц поднимаем вопрос о слабой законодательной базе в области природопользования. В своей работе «Социальная рыночная экономика» он утверждает, что постоянно выдвигаемое утверждение, что рыночное хозяйство антиэкологично и «вызывает» побочные эффекты, является неверным, ибо дополнительные социальные расходы вызваны не рыночным хозяйством, а являются продуктом недостаточного, фрагментарного законодательства . Мы не можем согласиться с утверждением того, что рыночное хозяйство не «вызывает» побочных эффектов (см. выше об образовании при рыночной форме хозяйствования отрицательных внешних эффектов), но согласны с мнением, которое гласит, что «дополнительные социальные расходы... являются продуктом недостаточного, фрагментарного законодательства». Экологическая ситуация, создавшаяся в РФ, в определенной степени подтверждает это.
Для того чтобы законы в области природопользования действовали на территории РФ, необходимо, чтобы они были едины для всех, не противоречили друг другу, и имели экономическую базу для своего функционирования.
Помимо обеспечения правовой базы в области природопользования к прямому государственному регулированию относится также создание соответствующей нормативно-методической базы в области природопользования. Она включает в себя установление экологических ограничений на содержание загрязняющих веществ природных объектов, причина образования которых - производственная деятельность (ПДВ -предельно допустимые выбросы в атмосферный воздух; ПДС - предельно допустимые сбросы в водные объекты; ПДУ - предельно допустимый уровень шума, радиации, электромагнитных полей; ПДК - предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ для организма человека и т. д.). Нормативно-методическая база позволяет регулировать изъятие и использование природных ресурсов таким образом, чтобы суммарное воздействие различных производств на природу не ухудшало ее качества. Надо отметить, что данный вид прямого государственного регулирования сочетается с косвенным. Несоблюдение нормативной базы в области природопользования может предусматривать такой косвенный метод государственного регулирования, как применение штрафов.
По последним данным Госслужбы охраны окружающей природной среды Министерства природных ресурсов РФ в 2о7 городах страны с населением 64,5 млн. человек среднегодовая концентрация вредных веществ в атмосферном воздухе превышали ПДК9.
Административные методы государственного регулирования предусматривают контроль за осуществлением норм природопользования (к нему относятся: экологическая экспертиза, лицензирование определенных видов производства, чья деятельность связана либо с изъятием природных ресурсов, либо с загрязнением окружающей природной среды, лицензирование на складирование различного рода отходов, государственный инспекционный контроль, экологический мониторинг, экологическая паспортизация).
Цель экологической экспертизы - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспер-
тизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий. Введение экологической экспертизы - существенный шаг в решении вопроса защиты окружающей природной среды. Как показывает мировой опыт, экологическая экспертиза позволяет уже в проекте в определенной степени предвидеть экологические проблемы, которые могут возникнуть после ввода того или иного производства, и разрешить их еще до строительства или реконструкции производства. Экологическая экспертиза, ориентируясь на предотвращение загрязнения природы, в противовес дорогостоящей борьбы с загрязнением после введения предприятия в строй, дает существенный экономический эффект. Так, по оценкам западных специалистов, включение экологических факторов в процесс принятия решений еще на стадии проектирования оказывается в 3-4 раза дешевле последующей доустановки очистного оборудования1о. Экологическая экспертиза позволяет существенно снизить трансакционные издержки, так как государство располагает сведениями о загрязнении окружающей природной среды гораздо больше, чем отдельная фирма, и замечания, рекомендации, сделанные со стороны государства во время проведения экологической экспертизы, позволяет значительно снизить издержки на поиск информации. Экологическая экспертиза, с нашей точки зрения, - это своего рода аналог экономического анализа затрат и результатов. Экологическая экспертиза рассматривает все результаты (выгоды) и затраты (потери) не только с экономической, но и с экологической точки зрения от введения или реконструкции того или иного вида производства.
Экологическая экспертиза в РФ набирает обороты. Так, к примеру, в 2оо1 г. Министерством природных ресурсов РФ была организована и проведена экологическая экспертиза по 165 объектам. Наиболее значимые из них технико-экологическое обоснование строительства объекта уничтожения химического оружия на территории Оричевского района Кировской области и Комплексная программа перепрофилирования Байкальского ЦБК и развития г. Байкальска. Подписывая экологическую
экспертизу, чиновники из Министерства природных ресурсов подтверждают экологическую безопасность объектов. Но имеются большие опасения того, что экологическая экспертиза будет носить формальный характер т. к. служащие соответствующих ведомств имеют низкие доходы и соответственно возникнет проблема со взяточничеством.
К административным методам прямого государственного регулирования относится введение экологического мониторинга. Экологический мониторинг - это комплекс выполняемых по научно-обоснованным программам наблюдения, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управления решений, необходимых и достаточных для обеспечения управлением состоянием окружающей природной среды и экологической безопасностью. Экологический мониторинг, по нашему мнению, - это своего рода экономический баланс природных ресурсов, именно поэтому он позволяет решать вопросы воспроизводства качества природы за счет учета всех природных ресурсов страны, тем самым способствуя ликвидации расточительного природопользования, а также за счет оценки природно-ресурсного потенциала территории, которая лежит в основе объема и регламентации выдачи лицензии на пользование и изъятие природных ресурсов. Министерство природных ресурсов организует экологический мониторинг и по его результатам осуществляется подготовка материалов: о состоянии геологической среды, подземных вод, их добыче и использовании, о состоянии недр, водного кадастра и т. д. Данные материалы используются для подготовки ежегодного «Государственного доклада о состоянии окружающей природной среды в РФ», который в свою очередь применяется для соответствующего анализа, принятия решений, прогнозирования.
К прямым методам государственного регулирования в области природопользования также относится недавно введенная экологическая паспортизация предприятий, чья деятельность связана с воздействием на окружающую природную среду. Экологический паспорт - это документ, который содержит информацию об уровне использования природополь-зователем природных и вторичных ресурсов, степени воздействия его
производств на окружающую среду, а также сведения о разрешениях на право природопользования, нормативах воздействий предприятий данного вида отрасли на окружающую природную среду и размерах платежей за ее загрязнение и нормативы использования природных ресурсов. Предназначение экологического паспорта - оценить и регламентировать для любого предприятия объем вовлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов (водных, земельных, воздушных, минеральных, биологических, лесных вторичных), их первоначальное состояние и уровень воздействия предприятия на качество природных ресурсов и состояние окружающей природной среды. Экологический паспорт необходим для получения объективной информации о действительном экологическом состоянии производственных объектов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных регионов, для регулирования социальноэкономических отношений в области природопользования.
Основные разделы экологического паспорта:
- общие сведения о предприятии, цехах, производственных объектах;
-использование земельных, водных, минеральных, топливноэнергетических ресурсов;
-характеристики выбросов, плата за них;
-использование очистных сооружений;
-характеристики отходов и полигоны для их захоронения (складирования), плата за размещение отходов;
-эколого-экономические показатели функционирования предприятия.
Экологическая паспортизация, как в медицине (предупредить болезнь гораздо легче, чем лечить), позволяет предвидеть кризисную ситуацию и соответственно принять необходимые меры, направленные на ее разрешение.
Надо также отметить, что экологическая паспортизация позволяет выполнять контрольную функцию, как в бухучете. Контролируются: эффективность использования природных ресурсов, источники загрязне-
ния окружающей природной среды, уровень ее загрязненности и т. д. Имея все данные по региону или по стране можно суммируя просчитать воздействие всех источников загрязнений на природную среду региона, страны. И при этом просчитать, соответствуют ли эти данные с возможностями ассимиляционного потенциала природы региона или страны в целом.
Помимо экологической паспортизации к прямым методам государственного регулирования в области природопользования относится контроль за соблюдением существующих регламентов природопользования. Цель последних - улучшение качества природы, которое осуществляется различного рода государственными органами. За нарушение норм природопользования предусматривается предъявление исков за экологические правонарушения, наложение штрафов за нарушение природоохранного законодательства. Данные меры в какой-то степени позволяют разрешать вопрос внешних эффектов.
К административным методам государственного регулирования в области природопользования относится финансирование экологических программ, проектов и т. д., в основе которых лежит производство такого общественного блага как чисто окружающей среды. Направления экологических программ могут быть различными: внедрение очистных сооружений на отдельных предприятиях, экологическая пропаганда населения, подготовка специалистов в области природопользования, организация НИОКР в области природосбережения и т. д. Цели экологических программ и проектов едины: экологическая безопасность страны, улучшение и воспроизводство качества природы.
Мировая практика свидетельствует о высокой эффективности вложений в государственные программы, направленные на улучшение качества природы.
В РФ имеются федеральные целевые программы экологической направленности, к примеру, «Программа по оздоровлению экологической обстановки на реке Волга», «Программа по охране озера Байкал и рациональному использованию природных ресурсов его бассейна» и т. д.
Но при этом в РФ на экологические программы со стороны государства практически мало выделяется средств. Нельзя решить проблемы воспроизводства качества природы, когда государство выделяет средства на решение экологических проблем по остаточному принципу: происходит измельчение мер, направленных на разрешение экологических проблем, бессистемное «латание» дыр. Без изменения создавшейся ситуации экологические проблемы в РФ не разрешимы.
Административные методы государственного регулирования в области природопользования имеет наряду с положительными моментами и отрицательные. Так, к примеру, при осуществлении государственных программ экологического характера требуется целевое расходование средств, а также использование конкретных методов очистки, а это может быть препятствием применения более дешевых способов сокращения загрязнения.
Второй момент, на который мы хотели акцентировать внимание, это тот, когда предприятие или фирма удовлетворяет нормам загрязнения, у нее отсутствуют стимулы к дальнейшему снижению объема загрязнения, к разработке более эффективных методов очистки.
Бюрократическая волокита при оформлении документов на лицензирование той или иной деятельности, при проведении экологической экспертизы, также являются негативной стороной государственного регулирования в области природопользования, так как происходит увеличение издержек производства и потеря времени.
Те недостатки, которые характерны для административных методов в области природопользования, можно нейтрализовать с помощью методов экономических, но это уже другое исследование.
Использованная литература:
1.Новиков В. О праве собственности на внешние эффекты // Вестник МГУ. Сер. Экономика. 2004. № 1. С. 141-146.
2. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. Киров, АССА, 1995. 624 с.
3.Ламперт Хайнц. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М., «Дело ЛТД», 1994. 224 с.
4.Макконнелл К.РБрю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. М., Республика, 1993.
5.Неверов А.В. Экономика природопользования. Учебн. пособие для вузов. Мн., Высшая школа, 1990. 216 с.
6.Папенов К.В. Возможные экологические последствия экономического развития // Вестник МГУ. Сер. Экономика. 1997. № 5. С. 26-42.
7. Программа действий: Повестка дня на 21 век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Сост. М. Китинг. Женева, 1993. 70 с.
Т .1. 1993. 399 с.
Т .2. 1993. 400 с.
8. Фишер СДорнбуш РШмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. 2-го изд. М., «Дело ЛТД», 1993. 864 с.
9. Шмидхейни С. и члены Совета предпринимателей. Смена курса. Перспективы развития и проблемы окружающей среды: подход предпринимателей. М., Илион, 1994. 384 с.
10.Экономика природопользования. Под ред. Т. С. Хачатурова. М, Изд-во МГУ, 1991. 217 с.
11.www.eco-net.ru/ Официальный сайт Министерства природных ресурсов РФ.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. С. 65.
2 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Т.1. С. 97; Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е. А. С. 144.
Шмидхейни С. и члены Совета предпринимателей. Смена курса. Перспективы развития и проблемы окружающей среды: подход предпринимателя. М., 1994. С. 90.
4 Папенов К.В. Возможные экологические последствия экономического развития // Вестник МГУ. Серия экономика... С. 31.
5 Неверов А.В. Экономика природопользования.С. 55.
2Там же. С. 56.
7 Программа действий: Повестка дня на 21 век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро... С. 16.
Ламперт Хайнц. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М., 1994. С. 49.
9
www.eco-net.ru
10 Экономика природопользования / Под ред. Т.С. Хачатурова. М., 1991. С. 97.