Научная статья на тему 'Регулирование неравномерности спроса при организации скоростных пассажирских перевозок на водном транспорте'

Регулирование неравномерности спроса при организации скоростных пассажирских перевозок на водном транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хохлов Е. А., Мельниченко В. И., Новикова Т. Е.

В статье рассматривается неравномерность спроса и, его регулирование при органи зации пассажирских перевозок в скоростных судах путем применения гибких тарифов по дням недели и часам суток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF IRREGULARITY OF DEMAND IN THE ORGANIZATION OF HIGH-SPEED PASSENGER TRANSPORTATION ON WATER TRANSPORT

The irregularity of demand and its regulation in the organizations of passenger transportation by high-speed vessels by the application of flexible tariffs in days of a week and hours of a day is examined in the article.

Текст научной работы на тему «Регулирование неравномерности спроса при организации скоростных пассажирских перевозок на водном транспорте»

Учетно-финансовые проблемы развития рыночных отношений

[5] Ефимова, О. В. Финансовый анализ / О. В. Ефимова. -М.: Бухгалтерский учет, 2002. - 526 с.

[6] Жмачинский, В. И. Антикризисное управление: Учебно-методическое пособие / В. И. Жма-чинский, И. Г. Ильюшенко, В, П. Шаронова. - Н. Новгород: Изд-во ВГАВТ, 2006. - 120 с.

[7] Ковалев, В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / В. В. Ковалев, О. Н, Волкова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 424 с.

[8] Крутик, А. Б. Антикризисный менеджмент / А. Б. Крутик, А. И. Муравьев/ - СПб: Питер, 2001; -432 с: ил. :

[9] Ришар, Ж. Аудити анализ хозяйственной деятельности предприятия / Ж. Ришар // Пер. с франц. - М.: «Аудит», Изд-во ЮНИТИ, 2001.- 375 с:

[10] Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г. В. Савицкая. - 3-е изд., испр. и доп. ~ М.: ИНФРА-М, 2005. - 425 с.

[11] Уткин, Э. А. Антикризисное управление / Э. А. Уткин. -М: Экмос, 1997.-400 с.

■ THE FINANCIAL ANALYSIS AS THE INSTRUMENT OF ANTI-CRISIS MANAGEMENT OF THE ENTERPRISE V. L Zkmachinsky, L G. Iljuschenko

The interrelation of the financial analysis and anti-crisis management of the enterprise in modern Russian conditions is defined, in the article.

УДК 656.62.003

Е. А Хохлов, к. э. п., старший преподаватель. В. Ж Мельниченко* директор филиала. Т. Ё. Новикова, преподаватель, ВГАВТ\ 603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕРАВНОМЕРНОСТИ СПРОСА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СКОРОСТНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ '

В статье рассматривается неравномерность спроса и,его регулирование при органы- ,

зации пассажирских перевозок в скоростных судах путем пргтенения гибких тарифов

по дням недели и часам суток.

Пассажирские перевозки, в отличие от грузовых, характеризуются высокой степенью неравномерности в зависимости не только от времени года, погодных условий, но и направления, что вынуждает транспортные, предприятия иметь весьма крупные резервы провозной способности для обеспечения освоения максимальных объемов пассажирских перевозок в отдельные летние месяцы. Это в конечном итоге приводит к повышению размеров пассажирских тарифов.

Неравномерность проявляется на всех видах транспорта.

Максимальный месячный пик пассажирских перевозок на основных видах транспорта совпадает с летним отдыхом населения страны.

На железнодорожном транспорте максимальный объем пассажирских перевозок приходится на июнь (рис. 1), а максимальный пассажирооборот - на шоль, то есть увеличиваются перевозки пассажиров на дальние расстояния.

Минимальный размер объема перевозок пассажиров и пассажирооборота приходится на февраль.

Средний коэффициент неравномерности перевозок по пассажирообороту на железнодорожном транспорте во всех видах сообщений составляет приблизительно 1,5, в том числе в дальнем следовании - 1,7, в пригородном - 1,3 [3].

Вестник ВГАВТ

%

150

140

130

120

110

100

90

80

70

0 I II Ш IV V VI VII VIII IX X XI

Месяцы

Рис. 1. Месячная неравномерность пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте: 1 - пассажиро-километры; 2 ■- объем перевозок (чел.)

Следует отметить, что наличие пика перевозок, растянутого по времени, в какой-то степени хорошо для транспорта. Он работает с максимальной загрузкой. Для пассажиров - плохо: очереди за билетами и неудовлетворенность спроса заставляет их искать альтернативный вид транспорта, даже менее привлекательный.

При падении объемов пассажирских перевозок в зимний период до минимума возникают расходы, связанные с содержанием неработающего подвижного состава.

Такая же ситуация и на воздушном транспорте, то есть ник перевозок пассажиров приходится на июль, и он почти совпадает с пиком, грузовых перевозок.

Неравномерность пассажирских перевозок в гражданской авиации несколько ниже, чем на железнодорожном транспорте, но значительно выше, чем при организации грузовых перевозок.

Неравномерное распределение пассажиропотока на внутреннем водном транспорте по месяцам навигации на примере крупнейшего Казанского транспортного узла показано на рис, 2.

Максимальный объем перевозок приходится на сентябрь. Неравномерность объема перевозок пассажиров по месяцам навигации весьма значительна и составляет от 33,8 тыс. чел. в мае до 215,9 тыс.. чел, в сентябре.

Однако оценивать удовлетворение спроса пассажиров на перевозки с учетом месячной неравномерности, на наш взгляд, неправомерно даже для пассажиров, едущих на длительный отдых.

Средние коэффициенты месячной неравномерности пассажирских или грузовых перевозок сглаживают влияние максимальных или минимальных объемов на работу транспорта, на потребность в подвижном составе и, следовательно, неадекватно отражают пики перевозок, Очевидно, что неравномерность скоростных перевозок пассажиров следует оценивать отношением максимального размера пассажирооборота к минимальному за более короткий отрезок времени.

В отличие от грузовых перевозок смягчения неравномерности скоростных пассажирских перевозок на водном транспорте добиться весьма сложно из-за специфики их организации и особенностей пассажиропотоков, которые заключаются в следующем:

/ %

\

\

7 \

/г 4 ?

4 А / V

У, V Г 2%>

V г

У четно-финансовые проблемы развития рыночных отношений

1. Перевозки пассажиров скоростным флотом осуществляются только в светлое время суток в отличие от других видов транспорта и видов перевозок;

2. Количество пассажиров за время рейса судна изменяется;

3. Устойчивая и значительная неравномерность пассажиропотоков по дням недели, в течение суток и по направлениям перевозок.

%

250 1 215,9

200 177,4 189,2^

150 V И7Ж

100 51,7

50 f 33,8

О май июнь июль август сентябрь октябрь Рис. 2. Распределение пассажиропотока по месяцам навигации в Казанском транспортном узле

Анализ показывает, что неравномерность пассажиропотока по дням недели и в течение дня имеет четко выраженную тенденцию (рис. 3);

в рабочие дни максимальный поток в утренние часы и после 15-16 часов; в субботу - максимальный поток пассажиров в 18-19 часов; в воскресные дни - максимум возникает в утренние часы в 7-9 часов утра. Такие особенности пассажирских потоков связаны с массовым выездом горожан из города. Эти особенностй перевозок необходимо предвидеть.

' .'200

. ' 180 .. ■ 160- ' v

140 .

о

| 120

| : ¡00 ■ {3 '80

60

40

20

часы отправления

Рис. 3. Распределение пассажиропотока по дням недели и времени суток в Казанском порту ишшмшигмшиш. Рабочие дни; **** тт **** **** Суббота; шяяшт « « «ш«*»« Воскресенье

Суда в этом случае загружены максимально, а в обратном направлении следуют практически порожнем.

В рабочие дни объем пассажирских перевозок резко снижается.

Вестник ВГАВТ

На наш взгляд, цена (тариф) на перевозки пассажиров должна адекватно отражать спрос на них. С увеличением спроса должна расти и цена (тариф) на перевозки. Это будет способствовать сглаживанию спроса и снижению неравномерности перевозок. Очевидно, в рабочие дни; в понедельник, вторник, среду, четверг необходимо установить льготы на поездки такой категории пассажиров, как пенсионеры. Это увеличит загрузку скоростных судов в рабочие дни, повысит эффективность работы судов в целом.

Гибкие тарифы можно установить и по отдельным направлениям перевозок пассажиров, в определенные дни и часы.

Гибкие тарифы устанавливались раньа1е на пассажирские перевозки в водоизме-щающих судах в весенний и осенний период навигации, когда спрос на перевозки был низким, что способствовало привлечению пассажиров на водный транспорт.

Гибкие ставки тарифов должны возмещать судовладельцу издержки по перевозке пассажиров, то есть тарифы должны определяться по следующему выражению:

1+0 - (р )

п

1 +

где m - средний расчетный размер тарифа, руб/чел;

тв - размер тарифа в субботний и воскресный дни, руб/чел; (р -процент снижения тарифа в рабочие дни, %;

пв, пБ- число пассажиров соответственно в субботний, воскресный и рабочие дни, чел. Установление гибких тарифов на перевозки пассажиров будет способствовать подвижности населения, росту перевозок, лучшему использованию пассажировместимости скоростных судов и удовлетворению спроса на пассажирский флот в часы пик.

Список литературы

[]] Деружинский, Г.В. // Основные принципы формирования транспортных тарифов // Проблемы водного транспорта Российской Федерации, Спец. выпуск. - М, С- 96-97.

[2] Деружинский, Г,В. // Совершенствование тарифов и тарифного регулирования, ж. Проблемы водного транспорта Российской Федерации. Спец. выпуск. - М., 2003, С 98-99.

[3] Дмитриев. Н.В, // Экономика железнодорожного транспорта, - 1997, 375 с.

[4] Домни в, С.В. // Проблемы повышения эффективности скоростного пассажирского флота. Сб. Наука и техника на речном трансаорте. Вып. II. ¡VI., ЦБНТИ Минтранса РФ, 2001, С. 37-39.

[5] Хохлов, Е.А, Научно-методические основы обоснования тарифов на скоростные пассажирские перевозки на водном транспорте в современных условиях / Е.А. Хохлов // Вестник ВГАВТ. Судовождение и безопасность плавания, водные пути, гидротехнические сооружения и экологическая безопасность судоходства, - 2005. - Вып. 12.

REGULATION OF IRREGULARITY OF DEMAND IN THE ORGANIZATION OF HIGH-SPEED PASSENGER ■ TRANSPORTATION ON WATER TRANSPORT E. A. Khokhlov, V, I. Melnichenko, T. E. Novikova

The irregularity of demand and its regulation in the organizations of passenger transportation by high-speed vessels by the application of flexible tariffs in days of a week and hours of a day is examined in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.