Научная статья на тему 'Регулирование межбюджетных отношений на уровне муниципальных образований'

Регулирование межбюджетных отношений на уровне муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджиев М. Г.

Предлагается регулирование межбюджетных отношений на уровне муниципальных образований проводить федеральными органами власти совместно с муниципалитетами напрямую через уполномоченных представителей и специальные ведомства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulation of interbudgetary relations at the level of municipal organization

It is suggested that interbudgetary relations of municipal institutions are to be regulated by federal government organs together with municipalities through authorized represen-tatives and special departments.

Текст научной работы на тему «Регулирование межбюджетных отношений на уровне муниципальных образований»

Регулирование межбюджетных отношений на уровне муниципальных образований

М.Г. Гаджиев, Оренбургский ГАУ

Российская финансово-бюджетная система является в целом производной от ее административно-территориального устройства. Однако реформирование финансово-бюджетной системы затронуло в первую очередь субъекты Федерации и муниципалитеты.

В 1993-2002 гг. общее число муниципальных образований в России сократилось с 25 до 12,6 тыс. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в новой редакции стал фундаментом для определения территориальных основ местного самоуправления, для определения статуса муниципального образования, разграничения расходных и доходных полномочий. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» определил основные бюджетные полномочия местных бюджетов. В соответствии с принятыми законами, денежным фондом в виде бюджета может располагать орган власти лишь того поселения, которое имеет статус муниципального образования. Согласно Программе развития бюджетного федерализма в России до 2005 г., предусмотрено разделение муниципальных образований на муниципальные образования первого уровня и второго уровня. При этом определены

основные формы муниципальных образований: городское, сельское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения. Для большинства регионов возникает проблема дробления территорий существующих муниципальных образований с целью создания муниципалитетов на поселенческом уровне и выделения для них отдельных бюджетов.

Естественно, совершенствование административно-территориальной структуры местного самоуправления должно благоприятствовать укреплению финансовых основ, но в России процесс передачи дополнительных расходных полномочий не сопровождался выделением соответствующих доходных полномочий местного бюджета. В итоге субъекты Федерации и муниципальные образования в их составе потеряли значительную часть налоговых источников, сохранив повышенные расходные обязательства, что привело к увеличению зависимости от федерального бюджета.

Согласно данным Минфина РФ на 1 января 2001 г. сумма дотаций и субвенций местным бюджетам была равна 876,5 млн. руб., или 18,8% от общего количества доходов местных бюджетов Оренбургской области, а на 1 августа 2004 г. дотации и субвенции местным бюджетам от бюджетов других уровней составили 2,13 млрд. руб.

или 28,7% от общего количества доходов местных бюджетов. Реформирование бюджетной системы России происходит не в пользу местных бюджетов. С 2005 г. начисление налога на добычу полезных ископаемых в бюджеты субъектов Российской Федерации будет осуществляться в размере 5%, тогда как в настоящее время эти отчисления составляют 14,4%. Согласно данным областного финуправления, это приведет к недополучению бюджетом Оренбуржья порядка 1 миллиарда рублей, что естественным образом отразится на местных бюджетах.

Необходимо также отметить, что зависимость местных бюджетов от финансовой помощи из бюджетов субъектов Российской Федерации существенно выше, чем региональных. Доля доходов, получаемых муниципалитетами в виде финансовой помощи, составляла в 2000-2003 гг. порядка 30-40%.

В настоящее время с целью решения проблем финансовой обеспеченности муниципальных образований действует Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг. Данная Концепция относится к бюджетам всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно данной Концепции, органам власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления рекомендуется разработать и утвердить собственные планы по реализации Концепции в соответствии с проводимой социально-экономической политикой данных территориальных образований. Причем помимо созданного и функционирующего с 2002 г. в составе федерального бюджета Фонда реформирования региональных финансов планируется создание с 2005 г. Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, что существенно ускорит переход к новой системе организации бюджетного процесса в Российской Федерации, начиная с формирования бюджетов на 2007 г.

Итак, эффективность реформирования бюджетной сферы муниципальных образований зависит от объективности и адекватности принимаемых решений федеральным центром. Причем федеральным органам власти решение вопросов в этой сфере было бы обоснованнее проводить совместно с муниципалитетами напрямую через уполномоченных представителей и специальные ведомства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.