Научная статья на тему 'РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИПТОВАЛЮТНОГО РЫНКА: ПРОБЛЕМЫ, МИРОВАЯ ПРАКТИКА'

РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИПТОВАЛЮТНОГО РЫНКА: ПРОБЛЕМЫ, МИРОВАЯ ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CRYPTOCURRENCIES / DIGITAL ASSETS / VIRTUAL CURRENCY / MONEY / MONETARY POLICY / CRYPTOCURRENCY REGULATION / CENTRAL BANK / КРИПТОВАЛЮТЫ / ЦИФРОВЫЕ АКТИВЫ / ВИРТУАЛЬНАЯ ВАЛЮТА / ДЕНЬГИ / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИПТОВАЛЮТ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондарев М.С.

В современном мире криптовалюты широко распространены и могут использоваться как эквивалент деньгам, не подверженным регуляции со стороны государств. Однако в настоящий момент криптовалюты чаще относят к понятию актива, так как используются как платежный инструмент, либо финансовый актив. Идея криптовалют заключается в том, что регуляторные функции обеспечивает не центральный банк, как в случае с фиатными деньгами, а сообщество пользователей с использованием совместно разработанных криптографических протоколов. Исходный код зачастую открыт, что позволяет любому желающему беспрепятственно пользоваться данной децентрализованной технологией. Автором представлены основные принципы работы криптовалют, основанные на технологии блокчейн, проанализированы возможные предпосылки к негативному отношению со стороны финансовых регуляторов, в связи с имеющимися проблемами отрасли. Сильная децентрализация криптовалют не нравится финансовым регуляторам различных стран, которые не хотят неподконтрольных денежных потоков на территории страны. В статье рассмотрены варианты возможного регулирования криптовалютного рынка, международный опыт в установлении законодательного регулирования как отрасли, так и её субъектов. Особое внимание уделяется противоречивым позициям представителей власти в Российской Федерации. Автор отмечает важность международного сотрудничества и совместного проведения исследований, так как, с одной стороны, важно ограничить применение новой технологии в противоправных действиях, таких как финансирование терроризма и отмывание доходов, полученных преступным путем, а с другой, не загубить развивающуюся инновацию, не допустить нарушения правил честной конкуренции на рынке платежных услуг, не подвергать риску инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRYPTOCURRENCY MARKET REGULATION: PROBLEMS, WORLD PRACTICE

In the modern world, cryptocurrencies are widespread and can be used as an equivalent of money, which is not controlled by regulation by states. However, now, cryptocurrencies are more often compared to an asset, since they are used as a payment instrument or financial asset. The idea of cryptocurrencies is that regulatory functions are provided not by the central bank, as is the case with fiat money, but by a community of users collectively developed with using of cryptographic protocols. The source code is open, which allows anyone who wants to freely use this decentralized technology. The author presents the basic principles of cryptocurrencies based on blockchain technology, analyzes the possible prerequisites for a negative attitude from financial regulators, in connection with the existing problems of the industry. The strong decentralization of cryptocurrencies leads to dissatisfaction of the financial regulators of various countries who do not want uncontrolled cash flows in the country. The article considers options for the possible regulation of the cryptocurrency market, international experience in establishing legislative regulation of both the industry and its entities. Attention is paid to the conflicting positions of government representatives in the Russian Federation. The author notes the importance of international cooperation and coordinated research, since, on the one hand, it is important to limit the use of new technology in illegal activities, such as financing of terrorism and laundering of proceeds from crime, and on the other hand, not to ruin the developing innovation, to prevent violations rules of fair competition in the payment services market, do not expose investors to risk.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИПТОВАЛЮТНОГО РЫНКА: ПРОБЛЕМЫ, МИРОВАЯ ПРАКТИКА»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2020, №2, Том 12 / 2020, No 2, Vol 12 https://esj.todav/issue-2-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/11ECVN220.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Бондарев М.С. Регулирование криптовалютного рынка: проблемы, мировая практика // Вестник Евразийской науки, 2020 №2, https://esj.today/PDF/11ECVN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Bondarev M.S. (2020). Cryptocurrency market regulation: problems, world practice. The Eurasian Scientific Journal, [online] 2(12). Available at: https://esj.today/PDF/11ECVN220.pdf (in Russian)

УДК 33

ГРНТИ 06.73.02

Бондарев Михаил Сергеевич

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

Аспирант Магистр

E-mail: deshpk@yandex.ru

Регулирование криптовалютного рынка: проблемы, мировая практика

Аннотация. В современном мире криптовалюты широко распространены и могут использоваться как эквивалент деньгам, не подверженным регуляции со стороны государств. Однако в настоящий момент криптовалюты чаще относят к понятию актива, так как используются как платежный инструмент, либо финансовый актив. Идея криптовалют заключается в том, что регуляторные функции обеспечивает не центральный банк, как в случае с фиатными деньгами, а сообщество пользователей с использованием совместно разработанных криптографических протоколов. Исходный код зачастую открыт, что позволяет любому желающему беспрепятственно пользоваться данной децентрализованной технологией. Автором представлены основные принципы работы криптовалют, основанные на технологии блокчейн, проанализированы возможные предпосылки к негативному отношению со стороны финансовых регуляторов, в связи с имеющимися проблемами отрасли. Сильная децентрализация криптовалют не нравится финансовым регуляторам различных стран, которые не хотят неподконтрольных денежных потоков на территории страны. В статье рассмотрены варианты возможного регулирования криптовалютного рынка, международный опыт в установлении законодательного регулирования как отрасли, так и её субъектов. Особое внимание уделяется противоречивым позициям представителей власти в Российской Федерации. Автор отмечает важность международного сотрудничества и совместного проведения исследований, так как, с одной стороны, важно ограничить применение новой технологии в противоправных действиях, таких как финансирование терроризма и отмывание доходов, полученных преступным путем, а с другой, не загубить развивающуюся инновацию, не допустить нарушения правил честной конкуренции на рынке платежных услуг, не подвергать риску инвесторов.

Ключевые слова: криптовалюты; цифровые активы; виртуальная валюта; деньги; денежно-кредитная политика; регулирование криптовалют; центральный банк

В настоящее время криптовалюты широко распространены и стремительно развиваются, для общей оценки состояния рынка используется понятие капитализации - это стоимость всех

криптовалют в обращении. На начало 2020 года она составляет1 более 260 млрд долларов США. Финансовые регуляторы многих стран уже давно обеспокоены развитием криптовалют и стремятся более точно определить их правовой статус, начиная с тотального запрета до абсолютной лояльности. В некоторых случаях поднимаются вопросы о внешнем влиянии и контроле, хотя это противоречит основной идее криптовалют - отсутствие центрального регулирующего аппарата. Российский регулятор 2 придерживается определения «децентрализованные виртуальные валюты».

Стремления к запретам объясняются страхом перед нерегулируемой природой криптовалют, транзакции которых лежат вне сформировавшейся денежно-кредитной политики. Единственная точка соприкосновения транзакций криптовалют и фиатных денег -их взаимный обмен участниками рынка на специализированных площадках. Таким субъектам навязываются требования по идентификации пользователей, совершающих операции на суммы выше определенного уровня. На западе этот принцип известен как KYC (Know Your Customer) - знай своего клиента. Деятельность таких площадок может облагаться налогами и подразумевать лицензирование или получение разрешений. В случаях прямого обмена между пользователями криптовалют, процесс не может быть подконтролен, когда, например, криптовалюты используются как средство платежа за товары или услуги. В такой ситуации остаются только абсолютные варианты - запрет или участие.

В статье рассматриваются принципы работы криптовалют, обосновывается необходимость регулирования. Приводятся различные примеры актуальных позиций финансовых регуляторов по всему миру, мнения специалистов и экспертов. Данная статья является частью диссертационного исследования автора.

Краткая характеристика принципов работы

История криптовалют начинается в 2009 году с публикации документа, подтверждающего возможность реализации виртуальной валюты на алгоритме блокчейн, под названием «Биткоийн: Одноранговая Электронная Денежная Система». 3 Документ опубликован от имени Сатоши Накамото, представивший миру биткойн, децентрализованную криптовалютную систему, которая поддерживается всеми желающими и не регулируется каким-либо государством. Она ввела криптографически проверенную систему электронных платежей, позволяющую сторонам осуществлять операции напрямую, без посредников [1]. Ключевая цель технологии - перенос центра учреждения транзакций в сторону одноранговых системы на рынок с беспристрастным распределением контроля [2]. Одноранговая архитектура самой технологии, а также доступность с открытым исходным кодом и конфиденциальность, обеспечивают посредством шифрования прямой обмен ценностями между сторонами без вмешательства банков, правительств и других посредников.

Биткойн является основополагающей и самой распространенной криптовалютой. Свыше десяти лет развития привели к появлению более 5 тысяч4 новых криптовалют, их также называют «альткоины». Многие из них разрабатывались лишь с целью обогатить своих создателей и не представляют пользы для общества.

1 Взято автором, URL - https://coinmarketcap.com/charts/ (дата обращения - 26.02.2020).

2 Обзор по криптовалютам, ICO (Initial Coin Offering) и подходам к их регулированию / Банк России, декабрь 2017. URL: http://www.cbr. m/Content/Dociiment/File/36009/revJCO.pdr (дата обращения - 26.02.2020).

3 Bitcoin whitepaper, URL - https://bitcoin.org/bitcoin.pdr (дата обращения - 27.02.2020).

4 All Cryptocurrencies, URL: https://coinmarketcap.com/aU/views/all/ (дата обращения - 27.02.2020).

Обзор литературы

Еще в 2012 году аналитики Всемирного Банка совместно с ФБР США опубликовали отчет о виртуальных валютах [3], назвав Биткойн децентрализованной виртуальной валютой. Позже, комиссия по финансовым преступлениям (FinCEN) высказала мнение о том, что сделки по обмену криптовалют должны регулироваться также, как и операции по обмену национальных валют. Сервисы по обмену должны регистрироваться в качестве поставщиков финансовых услуг и получать соответствующие лицензии.

Эксперты Резервного банка Новой Зеландии подчеркивают, что криптовалюты - это децентрализованные валюты, которые используют криптографические протоколы для ведения общего реестра и проведения транзакций [4].

Эксперты Центрального банка Финляндии [5] заявляют, что Биткойн правильнее сопоставлять с деньгами, нежели с электронной платежной системой. Суммы комиссий за транзакции формируются пользователями самостоятельно, независимо от количества майнеров, а минимальная комиссия определяется загруженностью сети. Возможность увеличения комиссии предоставлена пользователям, желающим быстрого подтверждения транзакции. Эксперты считают, что нет необходимости в регулировании Биткойна, так как сеть построена на открытом протоколе и поддерживается разработчиками со всего мира.

Так же, как и на традиционном рынке ценных бумаг, на криптовалютном рынке существует проблема рыночных манипуляций. В общем случае, это намеренное создание ложной цены на продукт, актив или валюту. Минимальное регулирование криптовалютных бирж, связывающих деньги и криптовалюты, приводит к потере средств инвесторов в результате действий манипуляторов. В отличие от традиционных фондовых или товарных бирж, существует множество случаев, когда рыночные манипуляции совершаются с применением схемы накачать и сбросить (Pump&Dump) [6]. Исследователи обнаружили, что в 2013 году один человек или группа единомышленников могли повысить цену Биткоина с 100 до 1000 долларов с помощью ботов [7]. Некоторые криптовалютные биржи регистрируются в независимых юрисдикциях и могут не придерживаться требований об идентификации пользователей. Они даже могут вести свою деятельность без образования юридического лица. С отсутствием регулирующего надзора, эти биржи, работающие в глобальном масштабе, содействуют схемам отмывания и перемещения денег через национальные границы без особого контроля.

Начиная с 2014 года мнения представителей власти меняются и отличаются друг от друга (таблица 1), хотя в целом мы видим запретительные намерения регуляторов.

Также стоит отметить влияние противоречивых взглядов на окончательное принятие закона о цифровых финансовых активах.

В марте 2018 года в Госдуму были внесены, а в мае приняты в первом чтении приняты три законопроекта «О цифровых правах», «О цифровых финансовых активах» и «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ», призванные заполнить упущения и в целом разработать меры по регулированию цифровой экономики. В том числе, был принят законопроект, предлагающий трактовку понятий "цифровое право", "цифровые деньги" для внесения в Гражданский кодекс. Принятие законов во втором чтении

Необходимость регулирования

Эволюция позиций Российских регуляторов

неоднократно откладывалось, крайним переносом отложено до марта, по заявлению Анатолия Аксакова5.

Таблица 1

Мнения представителей Российской власти

Период Представители Мнение

Январь-Февраль 2014 Герман Греф6 Интересный международный эксперимент

ЦБ РФ7 Предупреждение о рисках использования в связи с отсутствием юридического обеспечения, аналогия с денежными суррогатами, выпуск которых на территории РФ запрещен

Генпрокуратура8 Денежные суррогаты, не могут использоваться гражданами и юридическими лицами

Росфинмониторинг9 Использование криптовалют при совершении сделок является основанием для рассмотрения вопроса об отнесении таких сделок к сделкам, направленным на легализацию доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма

Март-Июль 2015 Алексей Моисеев, Замминистра финансов10 Будет принят запретительный закон, который предусматривает наказания за использование денежных суррогатов на территории России. В итоге, закон не был принят

Владимир Путин Использование криптовалют как формы расчетов допустимо в некоторых сферах, хотя есть фундаментальные проблемы с их широким использованием

Октябрь 2016 Алексей Оверчук, зам. руководителя ФНС В законодательстве нет прямого запрета, ФНС классифицирует операции с криптовалютами как валютные операции

Август-Октябрь 2017 Министерство Финансов Криптовалюту можно считать финансовым активом, но регулировать «как иное имущество», сделки по покупке и продаже должны осуществляться квалифицированными инвесторами

Эльвира Набиуллина Не легализовывать использование криптовалют как законного платёжного средства. Мы против частных цифровых денег

Январь-Февраль 2018 Дмитрий Медведев Сравнение с «пузырем доткомов», технология блокчейн останется, а новый вид активов перестанет использоваться в течение нескольких лет

Герман Греф Надо грамотно регулировать новую индустрию, чтобы дать возможность развиваться, а не губить её, запрещая

Ноябрь-Декабрь 2018 Герман Греф Правительства крупных стран не дают криптовалютам развиваться, эта сфера не получит широкого распространения в ближайшее время

Максим Орешкин Министр экономического развития Максим Орешкин (до 21 Января 2020) назвал цифровые деньги лопнувшим пузырем, но заявил что это хорошо, так как отрасль успела привлечь деньги для развития технологии блокчейн

Февраль 2019 Михаил Мишустин Будучи главой ФНС, выразил инициативу контролировать сделки с криптовалютой, поскольку государство не замечает таких форм оплаты и это опасно

5 Госдума может в марте принять закон о цифровых финансовых активах // РИА Новости URL: https://ria.ru/20200204/1564253451.html.

6 Греф обяжет Сбербанк принимать "биткойны"? // politonline.ru URL: http://www.politonline.ru/interpretation/20420958.html (дата обращения: 1.03.2020).

7 Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, Биткойн / Банк России: https://cbr.ru/press/PR/?file=27012014_1825052.htm (дата обращения: 1.03.2020).

8 В Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялось совещание по вопросу правомерности использования анонимных платежных систем и криптовалют // Генеральная Прокуратура РФ URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/news-86432/ (дата обращения: 1.03.2020).

9 Росфинмониторинг "Информационное сообщение «Об использовании криптовалют»" от 06.02.2014 URL: http://www.fedsfm.ru/news/957.

10 Минфин: надо принять закон о запрете оборота денежных суррогатов // РИА Новости URL: https://ria.ru/20150320/1053571143.html#14269544177233 (дата обращения: 2.03.2020).

Период Представители Мнение

Август 2019 Дмитрий Медведев Поручение Госдуме и Минфину ускорить разработку и принятие закона «О цифровых финансовых активах»

Источник: составлено автором на основе информации из изданий и ресурсов представителей власти

Международная практика регулирования криптовалют

Чтобы проиллюстрировать различные подходу к нормативному регулированию, приведем некоторые юрисдикции с различными мнениями их представителей.

Канада. Здесь используют понятие цифровой валюты и относят ее к товарам, попадающим под действие Закона о подоходном налоге (Income Tax Act) [8]. С одной стороны, в этой стране разрешено использование цифровой валюты для покупки товаров и услуг в Интернете, и её использование в магазинах, которые принимают такие валюты, а с другой стороны, цифровые валюты не считаются законным платежным средством. Канада признает только банкноты и монеты, выпущенные Банком Канады, как законное платежное средство. Можно покупать и продавать цифровую валюту на биржах, обменивать на товары и услуги. В связи с этим товары, приобретенные с использованием цифровой валюты, должны быть включены в доход продавца для целей налогообложения.

Индия. В январе 2018 года министр финансов Индии Арун Джейтли объявил, что Биткойн не является законным платежным средством. Будучи виртуальной валютой и не имея физических атрибутов, в Индии она не считалась ни валютой, ни монетой, поэтому без официального разрешения Резервного банка Индии, было запрещено применять криптовалюты в качестве средства обмена. Это не удивительно, так как использование криптовалют сделает неэффективными строгие меры валютного контроля в стране [9]. Финансовый регулятор в Индии относит криптовалюты к активам, рост капитала от которых должен учитываться как прирост капитала. Налоговый департамент и Министерство финансов запросили подробности у ряда обменников об их сделках с пользователями из Индии [10]. До настоящего времени было запрещено использование криптовалют как класса активов не только для бизнеса, но и для физических лиц. Конвертация национальной валюты в криптовалюты являлась незаконной.

Однако, теперь директива Резервного банка Индии «о запрете подотчетным организациям оказывать банковские услуги криптовалютным компаниям» отменена. После этого, банки Индии начали интеграцию финансового инструмента xCurrent 4.011, позволяющего передавать сообщения и осуществлять мгновенные транзакции между пользователями сети Ripple [11]. Платежная информация может передаваться банками друг другу во время и после транзакций. Опыт Индии является отличным примером успешной интеграции инновационной технологи.

Китай. В этой стране регуляторы предпочитают определение «виртуальные валюты». Китайское правительство выражало резко негативную позицию в отношении индустрии криптовалют, совершенно не признавая виртуальные валюты, запрещая торговлю и организацию первичного размещения монет. В сентябре 2017 года регуляторы центрального правительства выпустили Объявление о предотвращении Финансовых рисков от первичного размещения монет (правила ICO) в целях защиты инвесторов [12]. Правила ICO запрещают биржам иметь дело с виртуальными валютами, конвертировать их в законное платежное средство и устанавливать цены. Это, привело к оттоку капитала внутренних Китайских

11 xCurrent A brief technical overview for financial institutions on RippleNet October 2017 URL: https://ripple.com/files/xcurrent_brochure.pdf.

инвесторов, которые переместились в Гонконг и другие офшорные центры [13]. Однако, Китай известен самым большим в мире сосредоточением майнеров Биткойна [14].

Великобритания. С его угрозой покинуть Европейский Союз, на Соединенное Королевство оказали влияние политическая и экономическая неопределенность, которая побудила многие платформы переехать в Париж, Амстердам, и Франкфурт. Управление по финансовому поведению Великобритании объявило, что будет работать с Комитетом Казначейства Соединенного Королевства с целью анализа рисков и возможностей, связанных с криптовалютой и технологиями блокчейн [15].

Скандинавские страны. Норвегия, как и многие другие юрисдикции, рассматривает Биткойн как налогооблагаемый актив, но не как валюту. Банк Норвегии, однако, движется к прямой интеграции валюты [16]. Точно так же, Швеция приняла технологию и планирует запустить собственную валюту под названием электронная крона.

Европейский Союз. В поправке к закону об НДС объясняется, что он распространяется на поставку товаров и оказание услуг, а транзакции в Биткойнах были отнесены к платёжным операциям с валютами, и потому не подлежат обложению НДС.12 Суд рекомендовал всем странам-членам Евросоюза исключить криптовалюты из числа активов, подлежащих налогообложению. В январе 2019 года ЕС выпустил набор руководящих принципов для ICO. Существуют четкие различия между Европейскими странами и всеми остальными. Эти принципы предназначены для согласования политики и правил, касающихся ICO и криптовалют.

В случае быстро меняющегося криптовалютного рынок и других инновационных технологий, есть необходимость пересечения права и технологий с юридической и экономической литературой.

Блокчейн-приложения не являются экзогенными для процесса регулирования, что создает потребность в законодательном регулировании. Тем не менее, приложения блокчейна не всегда несут пользу, в особенности поскольку они могут обеспечивать финансирование незаконной деятельности и других противоправных действий на рынке.

На этой ранней стадии правового и институционального развития, есть много исследований, которые помогут лучше понять соответствующие правовые и надзорные правоприменительные режимы, которые сведут к минимуму негативные внешние эффекты от приложений блокчейн, и узаконят полезные. В дальнейшем, необходима дополнительная работа по международному сотрудничеству и гармонизации регулирования, так как инновации с блокчейном изначально были разработаны без учета национальных границ.

Что же касается будущего криптовалют в России, по-нашему мнению, финансовым регуляторам стоит обратить внимание на зарубежный опыт и участвовать в совместных исследовательских проектах с другими странами.

1. Arslanian, Henri, and Fabrice Fischer. 2019. The Rise of Bitcoin. In The Future of Finance. Cham: Palgrave Macmillan. Bauer, Sharon, and Imran Ahmad. 2017. The

12 The exchange of traditional currencies for units of the 'bitcoin' virtual currency is exempt from VAT, Court of Justice of the European Union, PRESS RELEASE No128/15 Luxembourg, 22 October 2015 URL: https://curia.europa.eu/jcms/upload/docs/application/pdf/2015-10/cp150128en.pdf.

Страница 6 из 8

Заключение

ЛИТЕРАТУРА

11ECVN220

Lawyers Daily. URL: https://www.wolfelawyers.com/resources/Cryptocurrency-and-Cybersecurity—The-Implications—The-Lawyer%27s-Daily.pdf.

2. Биткойн как новый этап эволюции денег Корниенко Ж., Петренко А.С. В сборнике: инструменты и механизмы современного инновационного развития сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 105-108.

3. Bitcoin Virtual Currency: Intelligence Unique Features Present Distinct Challenges for Deterring Illicit Activity // URL: https://www.wired.com/images_blogs/threatlevel/20 12/05/Bitcoin-FBI.pdf.

4. Kumar A., Smith C. Crypto-currencies - An introduction to not-so-funny moneys. Reserve Bank of New Zealand Analytical Note Series AN2017/07. November 2017. Available at: https://www.rbnz.govt.nz/media/ReserveBank/Files/Publications/Analyti cal%20notes/2017/an2017-07.pdf.

5. Huberman G., Leshno J.D., Moallemi C. Monopoly without a monopolist: An Economic analysis of the bitcoin payment system. Bank of Finland Research Discussion Papers 27, 2017.

6. Как работают схемы манипуляции «Pump and Dump» на криптобиржах, Yulia Rieth 29 November 2017, https://decenter.org/ru/kak-rabotayut-skhemy-manipulyatsii-pump-and-dump-na-kriptobirzhakh.

7. Gandal, Neil, J.T. Hamrick, Tyler Moore, and Tali Oberman. 2018. Price manipulation in the Bitcoin ecosystem. Journal of Monetary Economics 95: 86-96.

8. Al-Shikarchy, Mariam, Steven Baum, and Laura Gheorghiu. 2017. Gowling WLG, Canadian Taxation of Cryptocurrency ... So Far. Lexology. Available online: https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=6283077e-9d32-4531-81a5-56355fa54f47.

9. Nupur, Anand. 2018. Arun Jaitley Has just Killed India's Cryptocurrency Party. Available online: https://qz.com/india/1195316/budget-2018-busts-bitcoin-arun-jaitley-has-just-killed-indias-cryptocurrency-party/.

10. Jain, Rupam, and Manoj Kumar. 2018. India Sends Tax Notices to Cryptocurrency Investors as TradingHits $3.5 Billion. Available online: https://www.reuters.com/article/us-markets-bitcoin-india-taxes/india-sends-tax-notices-to-cryptocurrency-investors-as-trading-hits-3-5-billion-idUSKBN1F8190.

11. Judith Riseshine. 2019. All Indian Banks Adopt Ripple's Latest xCurrent Version 4.0, to Boost XRP Utility // News Logical URL: https://newslogical.com/all-indian-banks-adopt-ripples-latest-xcurrent-version-4-0-to-boost-xrp-utility/.

12. Pilarowski, Greg, and Lu Yue. 2017. China Bans Initial Coin Offerings and Cryptocurrency Trading Platforms, China Regulation Watch (21 September 2017). URL: http://www.pillarlegalpc.com/en/news/2017/.

13. Perper, Rosie. 2018. China Is Moving to Eliminate All Cryptocurrency Trading with a Ban on Foreign Exchanges. URL: https://www.businessinsider.com/china-eliminates-all-cryptocurrency-trading-2018-2.

14. Huang, Zheping. 2018. This Could Be the Beginning of the End of China's Dominance in Bitcoin Mining. URL: https://qz.com/1172632/chinas-dominance-in-bitcoin-mining-under-threat-as-regulators-hit-where-it-hurts-electricity/.

15. Tomzack, Alex. 2018. Cryptocurrency Regulation to Be Welcoming for Business -United Kingdom. URL: https://ethereumworldnews.com/cryptocurrency-regulation-to-be-welcoming-for-business-united-kingdom/.

16. Mandelli, Anthony. 2017. Norway's Largest Online Bank Adopts Direct Bitcoin Integration. URL: https://www.ccn.com/banking-bitcoins-age-norway-bank-adopts-direct-bitcoin-integration/.

Bondarev Mikhail Sergeevich

Financial university under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: deshpk@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Cryptocurrency market regulation: problems, world practice

Abstract. In the modern world, cryptocurrencies are widespread and can be used as an equivalent of money, which is not controlled by regulation by states. However, now, cryptocurrencies are more often compared to an asset, since they are used as a payment instrument or financial asset. The idea of cryptocurrencies is that regulatory functions are provided not by the central bank, as is the case with fiat money, but by a community of users collectively developed with using of cryptographic protocols. The source code is open, which allows anyone who wants to freely use this decentralized technology. The author presents the basic principles of cryptocurrencies based on blockchain technology, analyzes the possible prerequisites for a negative attitude from financial regulators, in connection with the existing problems of the industry. The strong decentralization of cryptocurrencies leads to dissatisfaction of the financial regulators of various countries who do not want uncontrolled cash flows in the country. The article considers options for the possible regulation of the cryptocurrency market, international experience in establishing legislative regulation of both the industry and its entities. Attention is paid to the conflicting positions of government representatives in the Russian Federation. The author notes the importance of international cooperation and coordinated research, since, on the one hand, it is important to limit the use of new technology in illegal activities, such as financing of terrorism and laundering of proceeds from crime, and on the other hand, not to ruin the developing innovation, to prevent violations rules of fair competition in the payment services market, do not expose investors to risk.

Keywords: cryptocurrencies; digital assets; virtual currency; money; monetary policy; cryptocurrency regulation; central bank

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.