Научная статья на тему 'Регулирование инновационных процессов в условиях трансформации экономических систем'

Регулирование инновационных процессов в условиях трансформации экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИКАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ДИРЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / РЫНОЧНОЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ / МЕХАНИЗМЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ / ТРАДИЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коробкова Мария Александровна

В статье рассматриваются вопросы регулирования инновационных процессов в условиях трансформации экономических систем; изучаются основные формы и способы регулирования данных процессов в различных типах и моделях экономических систем; раскрывается особенности государственного регулирования и саморегулирования инновационных процессов в условиях модернизации российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коробкова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulation of Innovative Processes in the Context of Transformation of Economic Systems

The article isdedicated to the regulation of innovative processes in the context of transformation of economic systems; studies main forms and ways of regulations of these processes in different types and models of economic systems; and reveals the peculiarities of state regulation and self-regulation of innovative processes in the context of modernization of Russian economics.

Текст научной работы на тему «Регулирование инновационных процессов в условиях трансформации экономических систем»

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 2

Экономика

УДК 332

Регулирование инновационных процессов в условиях трансформации экономических систем

Коробкова М.А.

Старший преподаватель Академия управления «ТИСБИ» (Казань)

В статье рассматриваются вопросы регулирования инновационных процессов в условиях трансформации экономических систем; изучаются основные формы и способы регулирования данных процессов в различных типах и моделях экономических систем; раскрывается особенности государственного регулирования и саморегулирования инновационных процессов в условиях модернизации российской экономики.

Ключевые слова: регулирование; саморегулирование, директивное планирование, индикативное регулирование, рыночное саморегулирование, регулирование инновационных экономических процессов, трансформация экономических систем, механизмы саморегулирования, традиционная экономика, инновационная экономика.

Регулирование - это целенаправленный процесс, обеспечивающий поддержание или изменение экономических явлений и их связей. Регулирование может выступать в трех основных формах: директивного планирования, индикативного регулирования и саморегулирования. В реальной экономике в зависимости от типа и модели экономической системы, а также от конкретных условий её функционирования возможно или преобладание одной из форм регулирования, или сочетание их различных вариантов.

По мере трансформации экономических отношений постепенно вырабатывалось новое понятие регулирования, отличающегося от традиционно сложившегося определения. В целом, существует два подхода к определению регулирования - микроэкономический и макроэкономический подходы.

Микроэкономический подход к характеристике регулирования связан с определением и осуществлением мер по структурным, организационным, управленческим, мотивационным преобразованиям пред-

приятий, организаций и учреждений. Этот подход сочетает в себе формы и методы регулирования и саморегулирования, но доминируют здесь процессы саморегулирования.

При макроэкономическом подходе доминируют процессы регулирования, в которых используются в большей степени агрегированные, синтетические показатели для воздействия на развитие экономической системы как единого целого. Например, регулирование затрат общества на производство, распределение и использование ВВП [1, с. 56].

В реальной экономике при реализации основных форм и подходов регулирования и саморегулирования в определенных соотношениях происходит их сочетание и взаимодействие, как это показано в табл. 1.

Таблица 1

Основные формы и подходы регулирования и саморегулирования

экономических процессов

Формы и подходы регулирования экономических процессов

Директивное планирование Индикативное регулирование Саморегулирование

Форма - тотальный государственный контроль. Подход - макроэкономический Форма - влияние государства с помощью экономических рычагов. Подход - макроэкономический Форма - самореагирование объекта. Подход - микро-, мезо-, макро-, мегаэкономический

28

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 2

Экономика

Директивное планирование подразумевает установление государством плана производства в натуральной и стоимостной форме, цен на продукцию, определение поставщиков и потребителей. В условиях плановой экономики все основные хозяйственные пропорции устанавливались государством. Директивные задания государственных органов каждому конкретному предприятию определяли важнейшие параметры его деятельности: объем и ассортимент продукции, цены. Выбор поставщиков средств производства и потребителей произведенной продукции также зависел от государства. Предприятию спускали сверху плановые задания по повышению производительности, внедрению новой техники, снижению себестоимости продукции, формированию фонда оплаты труда и так далее. Решить самостоятельно на предприятии могли лишь сравнительно небольшой круг вопросов, не имеющих принципиального значения. Таким образом, для плановой экономики характерен принцип максимального регулирования: все экономические процессы, которые поддаются централизованному управлению, были отнесены к ведению государственных органов.

Индикативное регулирование - это воздействие государства на воспроизводственный процесс при помощи экономических рычагов (налоги, банковские проценты, различные санкции и нормы, денежная масса в обращении).

Саморегулирование - это самоорганизация экономической системы, которая обладает коммуникативно-синергетическим эффектом. Саморегулирование достигается с помощью обратной связи и осуществляется в форме самонастройки и самоорганизации. Саморегулирование это свойство любой экономической системы и её структурных элементов. Поэтому мы считаем целесообразным и возможным использовать эту форму регулирования на всех уровнях (микро-, мезо-, макро-, мегаэкономики), во всех секторах (реальном и финансовом) и сферах (традиционной и инновационной) экономических систем и моделей их реализации.

В этой связи, в условиях трансформации рыночных отношений механизм регулирования экономическими процессами должен стать постоянным функционирующим механизмом. Системы свободного рынка и директивного управления экономическими процессами перестали быть доминирующими в экономических системах. Им на смену приходит система регулирования с доминированием самоуправления экономическими процессами. Там где рынок не может обеспечить оптимальное распределение финансовых ресурсов, рыночное саморегулирование должно быть наполнено различными формами государственного участия [2, с. 85].

Примером не связанного, рассогласованного взаимодействия сил власти и сил рынка является то,

что традиционные методы государственного воздействия на процесс обновления капитала в настоящее время не дают ожидаемого эффекта, также как и рыночные рычаги, которые принуждают владельцев капитала самим осуществлять его обновление и расширение в условиях инновационной трансформации рыночных отношений в необходимой мере не срабатывают. В целях активизации инновационной деятельности хозяйствующих субъектов требуется поиск новых инструментов и методов регулирующего взаимодействия бизнеса, власти и социума. Так, например, государство с помощью инструментов преимущественно экономического регулирования должно предварять ориентацию хозяйствующих субъектов на рост инновационно-инвестиционного спроса в будущем. Все элементы системы регулирования (виды, формы, методы) бизнеса, власти и социума призваны обеспечить скоординированное, устойчивое инновационное развитие экономики в принятом направлении.

Воздействие на социально-экономические процессы с применением разнообразных форм и методов как косвенных, так и прямых, имеет целью обеспечить эволюцию национального хозяйства, сопровождающуюся экономическим ростом, последовательное неуклонное развитие социальной сферы в определенных временных периодах функционирования данной социально-экономической системы.

Весь процесс регулирования экономических процессов характеризуется многообразием объективных и субъективных факторов, условий функционирования экономики, использованием разных категорий, их элементов. Поэтому важно разграничить по этим основаниям систему регулирования, классифицировать её на типы, виды, формы, методы и модели [3, с. 110].

Типы регулирования включают: экономическое (с их частями - финансовым, ценовым, кредитным, валютным, оплатой труда); административное.

Виды финансового регулирования охватывают: налоговое, бюджетное, государственно-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное (внутрифирменное, в пределах предприятия, организации, корпорации и т.д.).

Формы регулирования объединяют процессы, протекающие в перечисленных видах: например, в бюджетном виде формами являются финансирование (субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом - прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом - внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг.

Методы регулирования могут быть как специфичными для отдельных форм (например, метод ставки в налогах, конверсия в займах), так и применяться для использования в нескольких формах (например, метод сбалансирования в бюджетах и в финансовых планах хозяйствующих субъектов, образования ре-

29

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 2

Экономика

зервов в этих формах, метод индексации для разных форм и видов и т.д.). Методы разграничиваются на самостоятельные способы, приемы и являются наиболее подвижными, изменяющимися элементами системы регулирования. Например, в налогообложении применяются методы санкций, декларирования доходов, имущества, активов, лъготирование, авансовые платежи и др. При бюджетном финансировании - нормирование расходов, процентные отчисления средств, методы финансирования дефицита бюджета, использования бюджетного излишка и т.д. Основными методами в валютно-финансовом регулировании являются: валютный курс; процентные ставки на денежный капитал; курсы международных платежных средств и ценных бумаг; разнообразные методы страхования от валютных рисков. Применяемые элементы-регуляторы действуют в сложной взаимосвязи в едином экономическом механизме. Государство, устанавливая курс финансовой, денежнокредитной политики, должно тщательно учитывать экономическое положение и социальное состояние общества и при выборе определенных видов, форм и методов воздействия на экономические и социальные интересы бизнеса, власти и социума, верно определять их стратегические и оперативные цели инновационного развития.

В условиях современной трансформации экономических систем преобладают экономические, а не административные регуляторы. Финансово-кредитная система представляет богатый арсенал финансовых и денежно-кредитных регуляторов экономических процессов, основные из которых представлены на рис. 1.

Рис. 1. Основные денежно-кредитные регуляторы

В мировой практике в зависимости от преобладания той или иной группы регуляторов различают две модели регулирования, названия которых соответствует лежащим в их основе научным концепциям: кейнсианскую и неоклассическую. Вариант преобладания финансовых мер принято называть кейнсианской экономической политикой. Политика, в которой упор сделан на кредитно-денежный механизм, получила в экономической науке название «монетаризма».

30

Практика реализации экономического регулирования в западных странах показала, что наиболее рациональным является сочетание обоих направлений. В зависимости от конкретных особенностей того или иного периода и задач, стоящих перед правительством, используются либо преимущественно монетарные (точнее сказать, базирующиеся на монетаризме или других неоклассических теориях), либо кейнсианские методы регулирования. Если экономика находится в затянувшейся депрессии, падение экономического роста сопровождается массовой безработицей и социальными потрясениями, имеет место необходимость структурных изменений в экономике, применяются кейнсианские методы регулирования. Если экономика подвержена инфляции или стагфляции, разбалансированию денежного обращения, нестабильности национальной валюты, хроническому бюджетному дефициту, то господствуют неоклассические методы регулирования.

Моделям регулирования инновационных процессов в условиях трансформации экономических систем свойственна циклическая взаимозаменяемость. Кризис в экономике всегда приводит к смене модели регулирования. Следовательно, регулирование - это динамичная система, зависимая от конъюнктурных колебаний. Конъюнктурное регулирование - воздействие на совокупный спрос и предложение в зависимости от фазы экономического цикла - более характерно для кейнсианского подхода к регулированию, тогда как неоклассические концепции провозглашают борьбу с циклом как единым целым.

Особенностью регулирования инновационных процессов в условиях трансформации экономических систем является то, что его важнейшей и доминирующей формой выступает саморегулирование. Поэтому в данном аспекте саморегулирование трактуется нами как процесс и всеобщая форма инновационного развития, как самостоятельное реагирование объекта регулирования на внешнее инновационное воздействие (возмущение), нарушающие его традиционное функционирование [4, с. 284].

Саморегулирование инновационных экономических отношений непосредственно связано с равновесием экономической системы. Состояние экономического равновесия характеризуется тем, что ни один из экономических агентов не заинтересован в его изменении с помощью средств, которыми он располагает. Саморегулирование в инновационной экономике предполагает приоритет интересов индивида, коллектива и регионов. Это обосновывается тем, что конечным социальным результатом инновационной деятельности является состояние конкретного производства, уровень жизни и социальные условия граждан государства [4, с. 289].

Однако коммуникативно-синергетическая эффективность саморегулирования инновационной деятельности бизнеса в условиях трансформации

Экономика

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 2

экономических систем может быть достаточной и полной лишь при согласованном их регулирующем инновационном взаимодействии с властью и социумом.

Таким образом, продуктивность согласованного регулирующего инновационного взаимодействия в российской экономике в современных условиях её модернизации во многом зависит от способности структур власти и социума комплексно осуществлять следующие мероприятия:

- своевременно модернизировать и видоизменять формы организации финансовых отношений для достижения максимального регулирующего эффекта;

- для покрытия социально-экономических потребностей необходимо своевременно аккумулировать денежные средства;

- выявлять инновационно-инвестиционные направления расходования финансовых ресурсов и проводить своевременную оценку эффективности их использования;

- анализировать причины отклонений формирования и использования фактических средств от необходимых для инновационного развития экономических процессов;

- проводить контрольные мероприятия деятельности экономических субъектов с учётом инновационно-инвестиционного вектора модернизации российской экономики.

Литература:

1. Баженова В.С., Пивоваров Н.А. Государственное регулирование инновационно-технологического развития в современных условиях. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006 - 200 с.

2. Косов Н.С., Лютиков С.А. Повышение действенности государственного регулирования инвестиционной сферы. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. - 124 с.

3. Барышникова Н.Л. Малое предпринимательство как объект финансового регулирования // Социально-экономические процессы: эффективность и качество управления: Сб. науч. тр. - Саратов: Изд. центр СГСЭУ, 2006. - С. 195.

4. Посталюк М.П. Инновационные отношения в экономической системе: теория, методология и механизмы реализации. - Казань: Казан. гос. ун-тет, 2006. - 420 с.

Regulation of Innovative Processes in the Context of Transformation of Economic Systems

M. Korobkova

University of Management «TISBI»

The article isdedicated to the regulation of innovative processes in the context of transformation of economic systems; studies main forms and ways of regulations of these processes in different types and models of economic systems; and reveals the peculiarities of state regulation and self-regulation of innovative processes in the context of modernization of Russian economics.

Key words: regulation, self-regulation, directive planning, indicative regulation, market self-regulation, regulation of innovative economic processes, transformation of economic systems, mechanisms of selfregulation, traditional economics, innovative economics.

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.