УДК 9965-783-68-3
И. Ж. Наргозиев
Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова ул. Джандосова, 55, Алматы, 050035, Республика Казахстан
E-mail: maktagali@mail.ru
РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ И ИНФЛЯЦИОННЫХ ОЖИДАНИЙ: МИРОВОЙ ОПЫТ И ПРАКТИКА КАЗАХСТАНА
Вмешательство Национального банка в функционирование рынка иностранных валют должно оставаться обязательным элементом денежно-кредитной политики. Для сдерживания темпов роста инфляции необходимо осуществление стерилизации поступлений иностранной валюты выпуском краткосрочных нот, проведением операций РЕПО, привлечением депозитов от банков второго уровня, усилением регулирующих воздействий ставки рефинансирования, норматива минимальных резервных требований путем их стабилизации и повышения.
В государствах СНГ, в том числе и в Казахстане, инфляция представляет собой комбинацию инфляций спроса и издержек производства. В результате реализации программы рыночных преобразований к настоящему времени сложились определенные предпосылки для макроэкономической адаптации. Можно предположить, что с устранением модели дефицитной экономики за последние годы удалось сбить инфляцию спроса и доминирующей становится инфляция издержек.
Подавление инфляции издержек чисто денежными механизмами, ограничением роста денежной массы представляется нереальным, по крайней мере в ближайшей перспективе. В экономической литературе выделяются жесткие и гибкие факторы инфляции издержек. При этом гибкие факторы инфляции издержек более или менее эластичны к проводимой денежной политике и в этом плане не отличаются от факторов инфляции спроса.
Жесткие факторы инфляции издержек производства в краткосрочной перспективе слабо реагируют на денежную политику и могут генерировать инфляцию без изменения денежной массы. В качестве жестких факторов инфляции издержек можно рассматривать структурные диспропорции в экономике, монополизм производителей, техническую и технологическую отсталость, отсутствие рыночных институтов. Подавление этих факторов инфляции одними монетарными методами невозможно, требуется продолжительный период на проведение институциональных преобразований и структурную перестройку экономики. Наличие жестких факторов инфляции издержек обусловило неадекватную реакцию предприятий на проводимую правительством денежно-кредитную политику и вызвало кризис платежей.
В этой связи представляется целесообразной корректировка денежно-кредитной и бюджетной политики правительства на последующий период. Подавление инфляции до 2-3 % в год может привести к спаду производства. Как известно, темпы инфляции характеризуют несоответствие между спросом и предложением, обозначившиеся структурные диспропорции. По мере их устранения темпы инфляции падают. В этой связи искусственное подавление инфляции до уровня инфляции в странах со сбалансированной экономикой способно только исказить картину, выдать желаемое за действительное, затянуть истинную перестройку экономики.
В основе рыночных преобразований, как известно, лежит стандартный пакет реформирования экономики, разработанный международными финансовыми организациями. Этот пакет стандартных мероприятий включает в себя либерализацию цен, осуществление кардинальных институциональных преобразований, резкое ограничение роли государства в управлении экономикой.
Процесс макроэкономической адаптации может быть проиллюстрирован следующим образом (рис. 1). Кривая «потенциального предложения» соответствует максимальному объему продукции, который может быть произведен при данном уровне реальной заработной платы. Следует иметь в виду, что для постсоциалистических стран характерной чертой является низкая эластичность спроса и предложений, что обусловлено отсутствием традиций предпринимательства и монополизмом производителей.
1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2007. Том 7, выпуск 3 © И. Ж. Наргозиев, 2007
Рис. 1. Модель глобальной адаптации
При реальной заработной плате Ж0 совокупный спрос равен В, однако предложение равно А, т. е. имеем дефицитную экономику. С началом проводимой реформы, когда были сняты все ограничения, в том числе и ценовые, подавленная инфляция переходит в открытую, и совокупный спрос снижается до точки С, но в силу инерционности и сохранения инфляционного давления экономика не может остановиться в этой точке, а падает ниже до точки В, которой соответствует реальная заработная плата Ж2. Можно отметить, что точка С является переломной в модели глобальной адаптации. Это объясняется тем, что в точке С достигается макроэкономическая стабилизация, дальнейшее уменьшение реальной заработной платы делает производство более прибыльным, и оно стимулируется ростом прибыли. В результате экономика выходит на новую точку равновесия, для которой характерным является более низкий уровень заработной платы Ж2 при более высокой загрузке производственных мощностей.
Однако процесс стабилизации экономики занимает достаточно продолжительный период. Опыт других стран показывает, что для выхода на траекторию стабилизации и устойчивого роста требуется несколько лет. При этом для постсоциалистических стран потребовалось одновременно решать несколько макроэкономических проблем, которые не стояли перед другими развивающимися странами.
Главная проблема - неэластичность спроса и предложения - может быть снята только институциональными преобразованиями или введением нерыночных систем распределения продукции, в частности путем жесткого регулирования цен. Однако в рамках программы реформирования экономики ведущим направлением является полная либерализация цен. В этой связи неэластичность спроса и предложения привела, с одной стороны, к сокращению производства при многократном увеличении цен на продукцию, с другой - к незначительному, несмотря на рост цен, снижению спроса. В этих условиях естественным стало поведение предприятий, направленное на выживание любой ценой.
Нормализация денежного обращения является в этой связи необходимым условием для экономического роста. В этом отношении согласно неоклассической теории главное средство - подавление инфляции путем достаточно жесткой денежно-кредитной и бюджетной политики, строгого ограничения денежной массы. Вместе с тем следует различать природу инфляции, причины ее вызывающие.
Количественная теория денег показывает, что количество денег, необходимых для обращения, находится в прямо пропорциональной зависимости от уровня цен и объема массы товаров и услуг, обращающихся на рынке, и в обратной зависимости от скорости обращения денежной единицы:
М х V = Р х у,
гдеМ- количество денег в экономике;
Р - средний уровень цен;
V - скорость обращения денежной единицы;
У - масса товаров и услуг, обращающихся на рынке.
При небольших изменениях параметров можно использовать приблизительную формулу, в которой просто суммируются темпы прироста в левой и правой частях, выраженные в процентах:
М + V = Р + У.
Поскольку инфляция выражается в росте цен и представляет собой данный прирост в процентной форме, то данная формула показывает и основные факторы, влияющие на инфляцию.
Это, во-первых, объем товарной массы. Именно в периоды войн происходит отвлечение производства от гражданских отраслей, и инфляция -постоянный спутник войн и революций.
Во-вторых, рост количества денег в экономике. Одна из основных целей центрального банка - не допустить излишнего количества денег в обращении. Дополнительная эмиссия денег постоянно сопровождает революции и реформирование экономики, поскольку тогда производство - дело «второстепенное», а главное - совершение преобразования (перераспределение земель, переход собственности в другие руки и т. д.). Однако «за все надо платить», в том числе и за преобразования. Революции, войны и реформирование расплачиваются в основном посредством печатного станка, т. е. инфляционного налога.
В-третьих, инфляция зависит от скорости обращения денег. В обычных условиях это довольно статичная, медленно изменяющаяся характеристика денежного обращения. Но иногда она становится весьма подвижной величиной. Обычно это происходит как раз в периоды высокой инфляции, в периоды бегства от «горячих» денег. При гиперинфляции население торопится потратить деньги, пока они не подешевели, превратить их в реальные ценности. Скорость обращения при этом возрастает в несколько раз, становясь фактором дальнейшего раскручивания следующего витка инфляции.
В-четвертых, фактором инфляции является объем товарной массы, обслуживаемой деньгами. Сокращение объемов производства в период кризисов может вести к обесценению денег. Правда, при этом может сокращаться и количество покупок населения вследствие обеднения. Революции и революционные реформы также не сопровождаются ростом объемов производства. Более того, как правило, основные революционные преобразования осуществляются за счет инфляционного налога, т. е. при росте денежной массы.
В-пятых, для постсоциалистических стран, осуществивших переход к рыночной экономике, в начальный период характерным был кризис платежей, вызванный высокими темпами инфляции.
Так, индекс потребительских цен в Казахстане за 1994 г. составил 1 260 %, а цен производителей - 2 040 %. Повышение цен на энергоносители, в свою очередь, привело к такому же росту цен на промышленную продукцию, и в целом структура затрат и структура цен восстановились на более высоком уровне.
С количественной точки зрения выделяют инфляцию умеренную (примерно до 5-10 %), галопирующую (до 20-50 %) и гиперинфляцию (свыше 100 % годовых). Иногда под гиперинфляцией понимают 20-30 % уровня инфляции, но в месячном измерении. Годовой рост цен может в этом случае происходить в десятки раз.
Мировая практика знает много примеров перерастания инфляции в гиперинфляцию. Ярким примером гиперинфляции считается рост цен в Германии в ходе и особенно после Первой мировой войны. Так, к концу 1923 г. денежная масса выросла в триллионы раз по сравнению с необходимым объемом, а заработную плату стали выдавать ежедневно, чтобы люди могли потратить ее до очередного повышения цен.
Примерно в это же время происходили аналогичные процессы в России. Хотя гиперинфляция была немного умереннее (рубль обесценился примерно в 50 миллиардов раз), но страдания населения (голод, отсутствие тепла) были острее.
Высокий уровень инфляции в странах СНГ при либерализации цен привел к обесценению оборотных средств предприятий, которые не были своевременно проиндексированы. В соответствии с этим доля оборотных средств в ВВП резко сократилась и уже не могла обеспечить проведение нормальных расчетов между контрагентами, особенно в сочетании с массовыми задержками банковских расчетов. В этой связи рост неплатежей явился одним из способов восполнения предприятиями оборотных средств с целью сохранения производства. Однако
это, в свою очередь, приводит к последующему росту дефицита оборотных средств предприятия и к дальнейшему спаду производства. Поэтому простое совершенствование системы взаиморасчетов без решения проблемы восстановления оборотных средств до нормального уровня не могло решить проблему неплатежей.
Для оценки влияния неплатежей на инфляцию и экономический рост можно воспользоваться следующим подходом. Уравнение обмена денег позволяет исследовать слияние изменения объема денежной массы в обращении на общий уровень цен и объем производства в краткосрочной перспективе, что особенно важно для выработки денежно-кредитной и финансовой политики в рамках общей экономической стратегии борьбы с инфляцией. При этом неплатежи, с одной стороны, инициируют дальнейший спад производства из-за отсутствия средств на приобретение сырья и материалов, оплату труда и т. п. С другой стороны, высокой является роль неплатежей в сохранении инфляционных процессов. Взаимные неплатежи представляют собой по сути товарные кредиты по всей технологической цепочке и играют роль квазиденег.
Учитывая распространенность практики неплатежей, можно считать, что в обращении находится денежная масса в объеме:
Отсюда получим, что М\ х V = Р х у - М2. Предположим, что в этом периоде экономика функционировала нормально и неплатежей не было.
Имеющаяся денежная масса способна полностью обеспечить потребности экономики. Тогда, уравнение обмена денег можно записать следующим образом:
Основные предпосылки количественной теории денег состоят в том, что скорость обращения денег не может быстро меняться в краткосрочном периоде и является величиной постоянной V = const.
Кроме того, физический объем произведенной за этот период продукции считаем неизменным, т. е. Yi = Y. Тогда данное тождество будет справедливым при другом уровне цен, отличном от фактически сложившегося при наличии неплатежей. Нетрудно получить, что Pi х Yi = P х Y - М2 , или Pi = (P х Y - М2) / Yi = P - М2 / Yi. Отсюда следует, что P1 = P - М2 / Y1 характеризует, какая часть сложившегося на сегодня общего уровня цен приходится на неплатежи. В этой связи снижение темпов инфляции в странах в значительной мере зависит от решения проблемы взаимозадолженностей.
Для измерения уровня инфляции статистики предлагают использовать показатель дефлятора ВВП. В качестве «весов» в этом случае будет выступать объем текущего ВВП. Это индекс цен Паше:
Другим методом измерения инфляции выступает индекс цен Ласпейреса. Он в качестве «весов» для измерения цен использует базовый объем ВВП. Данным методом широко пользуются для измерения роста потребительских цен, оптовых цен и т. д. Формула индекса Ласпейреса:
М = М1 + М2,
где М\ - реальная денежная масса, находящаяся в обращении;
М2 - фиктивная денежная масса, равная сумме неплатежей. Тогда уравнение обмена можно представить следующим образом:
М х V + М2 = Р х у.
М1 х Vi = Pi х Yi.
где 1р - индекс цен Паше;
I Р х Q1 - текущий объем ВВП в ценах текущего периода; IР х Q1 - текущий объем ВВП в ценах базисного периода.
=1Р^а
Р_ IР х Qo ’
где 1Р - индекс цен Ласпейреса;
IР х Q0 - базисный объем ВВП в ценах текущего периода;
IР0 х Q0 - базовый объем ВВП в ценах базисного периода.
Практика показывает, что индекс цен, измеренный по Ласпейресу, в условиях роста цен дает завышенные значения. Он же, измеренный по Паше, занижает уровень инфляции.
По нашему мнению, в подобных случаях необходимо использовать усредненные значения. Одним из них является индекс Фишера 1Р, который исчисляется как среднегеометрическое:
1Рр =у11Р х 1Р .
Инфляция всегда означает определенное перераспределение богатства. Во-первых, в связи с тем что на дополнительно выпущенные бумажные банкноты, не обеспеченные товарной массой, правительством куплены определенные услуги и блага (например, оружие в периоды войн, услуги полицейских, чиновников). Именно по этой причине инфляция всегда сопровождается инфляционным налогом.
Случай с инфляционным налогом связан с количеством возросшей денежной массы, которое распределяется на прежний объем товарной массы. Данное положение равнозначно установлению потоварного (в зависимости от объема производства или потребления) налога на весь валовый внутренний продукт.
В то же время для установления налога необходимо, как правило, согласие представителей в лице законодательного собрания. В случае с выпуском дополнительного количества денег эти вопросы не обсуждаются.
Расчет величины потерь от «инфляционного налога» ведется по следующей формуле:
Ч1 -т+п >100%'
где х - «инфляционный налог» в процентах;
п - темп инфляции, измеренный в долях единицы (уровень базовых цен принимается равным единице).
Во-вторых, инфляция по-разному отражается на различных категориях населения. Теряют те люди, кто оплачивает нынешние покупки. Те же, кто покупал в кредит и теперь расплачивается «похудевшими» деньгами, могут выигрывать в результате инфляции.
В-третьих, инфляция по-разному отражается и на людях с различным положением относительно центра эмиссии денег. В лучшем положении оказываются люди, раньше получающие деньги. Их деньги успевают «похудеть» на меньшую величину.
Наконец, инфляция ведет к обогащению спекулянтов, ловких мошенников, предпринимателей, перекладывающих тяготы инфляции на других.
Сложившаяся макроэкономическая ситуация в Казахстане способствует усилению инфляционных тенденций на потребительских рынках. В результате инфляция на конец года (декабрь 2005 к декабрю 2004 г.), по данным Агентства по статистике, составила 7,5 % (в 2004 г. - 6,7 %), а среднегодовая инфляция - 7,6 % (рис. 2).
В 2006 г. рост потребительских цен (инфляция) к концу года достиг 8,8 %, среднегодовой уровень ее составил 8,5 % [1]. Продовольственные товары стали дороже на 8,1 %, непродовольственные - на 5,9 %, платные услуги - на 8,0 %. Наибольший рост продемонстрировали цены на газоснабжение - 34,5 %, на фрукты и овощи - 23,1 %, на услуги учреждений образования - 19,5 %, на рис - 18,3 %, а также на мясо и мясопродукты - 12,5 %.
Углубление инфляционного процесса вынуждает правительство увеличивать расходы на социальные нужды и заработную плату работникам бюджетной сферы.
I I Инфляция на конец года • Инфляция в среднем за год Рис. 2. Динамика инфляции
Рост расходов государственного бюджета, с одной стороны, стимулировал экономическую активность, но, с другой стороны, способствовал увеличению инфляционного давления. Дополнительным инфляционным фактором стали инфляционные ожидания, вызванные ростом доходов населения.
Эффектом такой фискальной политики стало повышение процентной ставки на внутреннем рынке ссудного капитала и увеличение показателя ВВП в номинальном выражении, что отражает наличие инфляционных процессов в экономике. Правительством проводится компенсационная политика, направленная на поддержание покупательской способности населения в условиях роста инфляции. Но такое действие сказывается на дальнейшем увеличении инфляции. Рост денежной массы значительно опережает не только рост производства товаров и услуг, но и темпы роста импортозамещения.
Основной проблемой компенсационной политики является ограниченность резервов роста бюджетных доходов. В отношении государственного бюджета этот предел достигнут, о чем наглядно свидетельствует прогнозируемая правительством среднегодовая цена на основной экспортоориентированный продукт (нефть) 60 долларов за баррель. В то время как прогнозируемая цена многих иностранных компаний, реализующих казахстанскую нефть, в среднем составляет около 40 долларов.
Основным источником бюджета в 2007-2009 гг. будут так называемые «гарантированные трансферты из Национального фонда РК». Это значит, что рост доходов бюджета на две трети будет обеспечен финансовыми вливаниями из Национального фонда, а не ростом производства по отраслям, что послужит дополнительным стимулом для нового витка инфляции. Кроме того, необходимо отметить, что дефицит бюджета 2007 г. без учета трансфертов из Национального фонда может составить критические 20,5 %. Относительно ограниченности резервов роста бюджетных доходов, необходимо учитывать пределы наполняемости и расходования средств Национального фонда [2].
Согласно данным Министерства финансов РК, 90 % поступлений в Национальный фонд -это прямые налоги от предприятий нефтяного сектора (за исключением налогов, зачисляемых в местный бюджет).
Учитывая динамику роста бюджетных расходов и увеличение размеров гарантированных трансфертов из Национального фонда в республиканский бюджет, можно предположить, что объемы ежегодных поступлений в Национальный фонд, несмотря на некоторый рост (за счет планируемого увеличения объемов добычи нефти), будут меньше, чем размеры трансфертов, гарантированные республиканскому бюджету.
Помимо практически стопроцентного расходования государством средств, полученных от экспорта продукции, инфляционный процесс характеризуется зависимостью экономики государства от импортных товаров, вследствие продолжающегося инфраструктурного кризиса в производственных отраслях и сельском хозяйстве, а также ограничением конкуренции, которое обусловлено клановыми интересами, в результате чего возникает явление «искусственного дефицита». В 2007 г., по прогнозам Правительства РК, в страну планируется импортировать товаров на сумму, которая составит более 27 % ВВП.
Инфляционный процесс также стимулируется объемными операциями по конвертации валют при импорте товаров и услуг. На начальном этапе приток экспортной выручки в иностранной валюте необходимо обеспечить денежной массой в национальной валюте. Далее,
происходит конвертация тенге в иностранные валюты. При этом курс национальной валюты в полугодовой перспективе может колебаться в пределах 4-7 %, что дает основание сделать вывод о масштабности объемов спекулятивных операций, прибыль от которых является одной из главных доходных статей ряда системообразующих банков РК. В настоящее время посредством популяризации таких финансовых инструментов, как ипотека, потребительское кредитование и образовательные кредиты, казахстанские банки активно формируют кредитные портфели. Параллельно этому в обывательской среде распространяется мнение об очевидной выгоде всевозможных кредитов в условиях непрекращающейся инфляции.
В данной ситуации всю тяжесть по сдерживанию инфляции и стабилизации финансовой сферы должна принять на себя денежно-кредитная политика.
Для сдерживания инфляции необходимо дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики. Широкий показатель денежной массы и темпы роста банковского кредитования остаются весьма высокими. Продолжается быстрый рост внешних заимствований банков. Значительное укрепление национальной валюты привело к снижению цен на импортные товары.
Для замедления роста денежной массы и объемов кредитования необходимо дальнейшее повышение базовой процентной ставки, которая остается на уровне ниже мировых ставок и является отрицательной в реальном выражении. Следует рассмотреть вопрос о повышении резервных требований. Стремление избежать номинального укрепления курса тенге приведет к неизбежному его укреплению в реальном выражении вследствие повышения темпов инфляции.
Укрепление курса национальной валюты приведет к снижению стоимости международных резервов НБК, выраженных в тенге, что подразумевает значительные (нереализованные) убытки от переоценки курса [3].
Наряду с мерами денежно-кредитной политики должны быть предприняты важные шаги по ужесточению пруденциального регулирования. В частности, требуется ужесточения в отношении кредитования связанных сторон, жилищного кредитования, трансграничных ссуд, а также установления более жестких нормативов в отношении валютной ликвидности банков.
Пруденциальные меры будут препятствовать повышению уязвимости банковского сектора. Тем не менее, если не произойдет существенного замедления темпов роста банковского кредитования и внешних заимствований, то потребуется принятие дополнительных мер. В таких условиях дальнейшее ужесточение и повышение лимитов внешних заимствований возможно, с целью покрытия средне- и долгосрочного внешнего долга банков в дополнение к их краткосрочному долгу, будет наряду с нормативами валютной ликвидности, способствовать снижению уязвимости банков в случае резкого сокращения доступности внешнего финансирования. Следует рассмотреть вопрос о корректировке весов рисков при определении достаточности капитала с целью замедления темпов роста кредитования и ограничения риска быстрого ухудшения качества ссудного портфеля.
Список литературы
1. Челекбай А. Д. «Перегрев» экономики, «голландская болезнь» и «ресурсное проклятие»: проблемы и пути выхода // Каржы-Каражат (Финансы Казахстана). 2007. № 2.
2. Среднесрочная фискальная политика Правительства РК на 2007-2009 годы // Казахстанская правда. 2006. 1 авг.
3. Основные направления денежно-кредитной политики Национального банка на 2006-2008 годы // Казахстанская правда. 2006. 11 марта.
Материал поступил в редколлегию 30.07.2007
I. Zh. Nargoziev
Regulation of Inflation and Inflationary Expectations:
World Experience and Practice of Kazakhstan
The intervention of National bank in functioning the market of foreign currencies should remain an obligatory element of money-credit policy. For restraint of rates of growth of inflation the realization of sterilization of receipts of foreign currency by release of the short-term notes, realization of operations REPO, attraction deposits from banks of the second level, amplification of regulating influences of the rate of refinancing, specification of the minimal reserve requirements is necessary by their stabilization and increase.