Научная статья на тему 'РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ'

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шайсултанов Д.Р.

В статье анализирует необходимость государственного регулирования экономики, в частности регулирование и поддержка субъектов естественных монополий и предоставления государственных и муниципальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ»

Шайсултанов Д.Р. студент 1 курса ЭФ-103 факультет информатики и робототехники ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный

технический университет» Россия, г. Уфа

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЭКОНОМИКИ

В статье анализирует необходимость государственного регулирования экономики, в частности регулирование и поддержка субъектов естественных монополий и предоставления государственных и муниципальных услуг.

Ключевые слова: государственное регулирование экономики, естественная монополия, государственные и муниципальные услуги.

Изучение роли государства является достаточно актуальным вопросом, поскольку в условиях глобализирующейся экономики роль государства как регулирующего и контролирующего органа экономических процессов (с использованием рычагов и методов, прямых и косвенных регуляторов) является весьма значительной и важной.

Следует сказать, что современная рыночная экономика немыслима без эффективного ее взаимодействия с государством, структурами его исполнительной и законодательной власти. В настоящее время имеет место государственное регулирование экономики во всех развитых странах мира. Сегодня трудно представить современное общество, где государство не осуществляло бы активную бюджетно-налоговую политику, не регулировало бы сферу финансовых отношений, не занималось бы решением социальных и других важных для общества проблем. Другими словами, государство оказывает воздействие на экономическое, социальное благосостояние и развитие всего общества. Заметим, что особенно это важно в условиях кризисных ситуаций [1,С. 374].

В рамках государственного регулирования остановимся на рассмотрении двух направлений: регулирование естественных монополий и предоставление государственных и муниципальных услуг.

Регулирование в сфере естественных монополий приобретает огромную роль, так как качественно функционирующие естественные монополии способствуют повышению надёжности и качества предоставляемых услуг, защите интересов потребителей товаров (услуг) субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, что целом повышает эффективность функционирования субъектов естественных монополий.

В Российской Федерации система регулирования монополий только формируется и предусматривает лишь комплексное воздействие на объемы производства, процессы ценообразования и качество продукции в заранее определенной области, либо функциональное воздействие на отдельные стороны хозяйственной деятельности [3, С. 390].

Для достижения поставленных целей государство осуществляет финансирование естественных монополий [5] (рис. 1).

п2013 г п2014 г п2015 г п2016 г п2017 г п2018 г п2019 г 1=12020 г

Рис.1. Объемы бюджетных ассигнований программы по увеличению эффективности функционирования естественных монополий в России Ежегодное финансирование данной сферы нацелено на получение следующих результатов: надежность и качество предоставляемых товаров (услуг) субъектами естественных монополий; сохранение доли устраненных нарушений в общем числе выявленных нарушений в сфере государственного регулирования; обеспечение баланса интересов долгосрочного развития субъектов естественных монополий и иных регулируемых организаций и потребителей их продукции [2, С. 919].

Следующим актуальным направлением государственного регулирования является предоставление государственных и муниципальных услуг. Данное направление является достаточно востребованным, поскольку речь идет о повышении качества и доступности государственных и муниципальных услуг; снижении административных барьеров и формирование единой национальной системы аккредитации в соответствии с требованиями международных стандартов. Кроме того, актуальность качественных государственных и муниципальных услуг заключается в развитии и внедрении системы оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, деятельности органов местного самоуправления, а также в повышении

результативности профессиональной деятельности государственных служащих [4, С.488].

Ежегодно планируется финансирование данного направления с целью совершенствования государственных и муниципальных услуг [5] (рис. 2).

В качестве результатов осуществления данной программы ожидается рост уровня удовлетворенности граждан качествам государственных и муниципальных услуг - до 90 процентов к 2018 году, а также увеличение доли граждан имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг - до 90 процентов к 2015 году. Также предполагается сокращение среднего времени ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти Российской Федерации для получения государственных и муниципальных услуг до 15 минут после 2014 года и обеспечение международного признания российский системы аккредитации в 2015 году.

129 805,90 127 693,40 125 573,80 123 411,20 121 303,70

258 777,30

826 499

353 448,90

□ 2013

□ 2014

□ 2015

□ 2016

□ 2017

□ 2018

□ 2019

□ 2020

Рис.2. Объемы бюджетных ассигнований программы совершенствования государственных и муниципальных услуг В заключении отметим, что к настоящему времени в России система государственного регулирования находится в стадии формирования. Государственному регулированию не присущ комплексный характер, оно было ориентировано до последнего времени на решение текущих задач. Многие инструменты экономической политики российского государства находятся в состоянии становления. В целом необходимо регулирование не отдельных сфер экономической деятельности, а разработка научно обоснованной, ориентированной на длительную перспективу концепции, стратегической программы государственного регулирования. В результате

чего справедливо подчёркивается необходимость совершенствования системы государственного регулирования экономики.

Использованные источники:

1.Балабанова А. В. Макроэкономика: механизмы повышения качества роста. -М.: Высшая школа, 2008.- 374 с.

2. Экономическая теория. Макроэкономика - 1,2. Метаэкономика. Экономика трансформаций: учебник /под ред. Г. П. Журавлевой. - М.: Дашков и К, 2009. - 919 с.

3.Капканщиков С. Г. Макроэкономика: учебное пособие.- М.: КНОРУС, 2008.- 390 с.

4.Современные макроэкономические проблемы России: учебное пособие /под ред. С. С. Носовой. - М.: КНОРУС, 2010. - 488 с.

5.Федеральная служба государственной статистики. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник.- М.: Росстат (ежегодное издание).

Шайхутдинова Н. А., к. э.н.

доцент Зиангирова А. Р. студент 3го курса Фатхуллина Д. Д. студент 5го курса ФГБОУ ВПО БашГАУ Россия, г. Уфа ПОВЫШЕНИЕ ЛИКВИДНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Актуальность изучения данной темы заключается в том, что показатели ликвидности определяют финансовое состояние предприятия, т.е. может ли оно своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам перед контрагентами [3].

Представим в таблице 1 показатели ликвидности предприятия ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов»

Таблица 1 Показатели ликвидности ОАО «Туймазинский завод

автобетоновозов»

Наименование показателя 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. к 2011 г.

абсолют относител

ное ьное

Коэффициент текущей 1,07 1,16 1,54 0,47 143,9

ликвидности

Коэффициент быстрой 0,25 0,25 0,34 0,09 136

(срочной)ликвидности

Коэффициент абсолютной 0,06 0,04 0,07 0,01 116,7

ликвидности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.