УДК 931.973
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ АГРОМЕЛИОРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Л.А. Александровская Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А.К. Кортунова, ДГАУ
В статье автором дается краткий анализ состояния мелиоративной и водохозяйственной отрасли, на основе чего отражены отдельные недостатки, которые повлияли как на сокращение мелиорированных площадей, так и на сокращение производства продукции.
В соответствии с законом «О мелиорации земель» автором предлагается создать самостоятельный орган по мелиорации и водному хозяйству, который окажет существенное влияние на регулирование этой деятельности и на формирование рациональных агромелиоративных систем и эффективного природопользования на мелиорированных территориях, а также даются предложения по доведению площадей под овоще-кормовыми севооборотами до оптимальных величин.
Ключевые слова: экономика, экология, право, отношение, регулирование, деятельность, мелиорация, территория, система.
In article the author gives the short analysis of a condition of meliorative and water management branch on the basis of what separate shortcomings which have influenced both reduction of the reclaimed areas, and reduction in production of production are reflected.
According to the law "About Land Reclamation" the author offers to create independent body for melioration and a water management which will have significant effect on regulation of this activity and on formation of rational agromeliorative systems and effective environmental management in the reclaimed territories, and also offers on finishing the areas under a vegetable - fodder crop rotations up to the optimum sizes are given.
Key words: economy; ecology; right; relation; regulation; activity; melioration; territory; system.
Развитие мелиорации земель в России постоянно сопровождалось структурными и экономико-правовыми преобразованиями в организации и управлении агромелиоративным комплексом. Зарождение мелиорации земель в России относится к концу девятнадцатого столетия (1894 г.), а первым государственным учреждением по мелиорации земель стал отдел земельных улучшений в составе Российского министерства земледелия и государственных имуществ. Вплоть до 1917 г. происходило совершенствование и укрепление мелиоративной (ныне агромелиоративной) отрасли, превращение ее в важнейший компонент государственной деятельности, что позволило довести площадь мелиорированных земель до 1,7 млн га.
Отдел земельных улучшений просуществовал до 1919 г., и в дальнейшем (до 1965 г.) вопросами мелиорации сельскохозяйственных угодий занималось ведомство «Главводхоз», в 1954 - 1962 гг. в РСФСР было создано и осуществляло свою деятельность Министерство мелиорации и водного хозяйства. Затем, начиная с 1965 года и до начала реформенного 1991г., система мелиорации и водного хозяйства являлась структурным подразделением различных министерств и ведомств, а в последние годы в составе Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации в виде главка по мелиоративному строительству и эксплуатации мелиоративных систем
(Главводхоз), преобразованный с 1996 г. в Департамент мелиорации и водного хозяйства (Депмелиоводхоз).
Вместе с тем, более глубокий ретроспективный анализ и рассмотрение процесса реформирования мелиоративной отрасли за прошедший период указывают и на другие негативные причины снижения мелиоративного воздействия на уровень сельскохозяйственного производства и повышения плодородия почв, к которым, прежде всего можно отнести:
- сложившееся в дореформенный период полное государственное финансирование мелиорации земель, направленное, главным образом, на строительство новых оросительных систем и, следовательно, на расширение мелиорируемых площадей, т.е. экстенсивное развитие мелиоративной отрасли;
- недостаточно продуманное проведение организационно-реформаторских мероприятий, которые, как оказалось впоследствии, были направлены не на укрепление и развитие мелиоративной отрасли, а на ее разрушение;
- неоправданное и совершенно необоснованное распределение мелиорированных земель на земельные доли (земельные участки), введение на этой основе коллективно-долевой собственности и передел ранее созданного единого землепользования в условиях мелиорации земель;
- почти полное прекращение государственных капитальных вложений на строительство и эксплуатацию существующих мелиоративных систем, а также значительное снижение государственного контроля за использованием и охраной земельных ресурсов;
- разбалансированность между финансированием мелиоративных мероприятий и эффективностью использования мелиорированных земель;
- отсутствие четкой взаимосвязанной правовой базы, обеспечивающей устойчивое развитие мелиоративной отрасли в целом, рациональное и эффективное использование мелиорированных земель и повышение плодородия почв;
- отсутствие регламентов водопотребления и водопользования, которые призваны обеспечить четкое и научно обоснованное регулирование процессов охраны и использования земельных и водных ресурсов;
- введение платного землепользования и водопользования без учета их взаимосвязей и создание единого подхода к комплексной оценке земельных участков и водохозяйственных объектов;
- отсутствие четкой организационно-экономической и природоохранной стратегии в реорганизации и дальнейшем развитии мелиоративной отрасли.
В результате была разрушена организационная структура мелиоративного комплекса, то есть структура управления водохозяйственным комплексом, как по вертикали, так и по горизонтали, снизилась ответственность сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств за эффективное использование финансовых средств, выделяемых на земельные улучшения, значительно снизилось государственное регулирование деятельности системы мелиорации и водного хозяйства. Кроме того, в результате указанных причин прекратили свою деятельность многие строительные, проектно-изыскательские, снабженческие и другие организации, а также значительно снизился уровень научно-исследовательских работ в области мелиорации земель. В конечном итоге мелиоративная отрасль потеряла хорошо налаженную управляемость.
Таким образом, несмотря на сложившееся организационно-экономические и производственно-технологические трудности в мелиоративном комплексе, выращивание сельскохозяйственных культур на мелиорированных землях является экономически оправданным, как с точки зрения доходности, так и рентабельности производства соответствующей продукции.
В качестве иллюстрации можно привести примеры эффективного воздействия мелиорации на экономику и социальное развитие общества. Если взять биологическую норму потребления овощей населением области и сложившуюся среднюю урожайность овощных культур в размере 140-160 ц/га, то потребная площадь под овощные культуры составит ориентировочно 45-50 тыс. гектаров. В соответствии с агротехническими нормами площади овощных культур в структуре посевов на мелиорированных землях должны не превышать 10% их общей площади. Следовательно, мелиорированные площади в Ростовской области следует восстановить и довести до 45-50 тыс. га.
Кроме того, можно предположить, что в структуре посевов на мелиорированных землях кормовые культуры будут занимать примерно 50% их площади и планируемая дополнительная урожайность кормовых в 60-70 ц к.ед. с 1 га может обеспечивать производство кормов на таких землях в количестве 1,5-1,8 млн т к.ед. Исходя из норм кормления животных, при потребности на 1 голову крупного рогатого скота 3 т к.ед. в год, можно ежегодно содержать за счет кормов с мелиорированных площадей -500-600 тыс. голов крупного рогатого скота и получать дополнительно сотни тысяч тонн отечественного мяса высокого качества.
Следует отметить, что оптимальный вариант структуры посевных площадей на мелиорированных землях должен формироваться в процессе разработки технико-экономического обоснования в схеме комплексного развития мелиорации земель в Ростовской области, на основе многофакторного анализа и с учетом потребностей населения в обеспечении продовольственной безопасности в стране и ее регионах. В этой связи очевидна положительная роль мелиорации земель, как в системе сельскохозяйственного производства, так и в процессе земельных улучшений и реформирования экономико-правовых отношений в сфере агромелиоративной деятельности.
Кроме того, кризисное положение в мелиоративной отрасли углубилось потерей самостоятельности водохозяйственных органов в решении проблем мелиорации. Поэтому в целях сохранения существующих мелиорированных площадей, восстановления разрушенных оросительных систем и строительства новых нужно провести организационно-хозяйственные преобразования мелиоративных и водохозяйственных структур с учетом повышения уровня их самостоятельности и управляемости отраслью. Такие действия должны быть осуществлены в полном соответствии с Федеральным законом «О мелиорации земель» и другими законодательными актами Российской Федерации.
В соответствии с законом «О мелиорации земель», по нашему мнению, следует образовать Министерство мелиорации и водного хозяйства Российской Федерации, что позволит создать конструкцию самостоятельной системы мелиорации и водного хозяйства как специфической отрасли. Структура и содержание этой системы должны базироваться на адаптации ее к рыночным условиям и на решении важнейших задач, каждая из которых имеет свои особенности и характер воздействия на формирование рыночных водохозяйственных экономико-правовых и эколого-мелиоративных отношений в развитии агромелиоративных систем, включающих следующие концептуальные инновационные положения:
- углубление рыночных начал и традиций в организационно-экономической деятельности агромелиоративных и водохозяйственных предприятий;
- создание организационных и экономических условий для построения взаимовыгодных отношений сельскохозяйственных предприятий-водопотребителей с водохозяйственными организациями;
- разработку обоснованной концепции сочетания государственных интересов с интересами землепользователей и водопользователей в системе мелиорации и водного хозяйства;
- разграничение форм государственной монополизации, обусловленной как технологическими причинами процесса мелиорации, так и сложившейся формой централизованного управления агромелиоративной и водохозяйственной отраслями;
- создание привлекательных условий для альтернативных государственным источникам финансирования внебюджетных инвестиций в мелиоративную и водохозяйственную деятельность с привлечением отечественных и зарубежных инвесторов;
- разработку экономического механизма обеспечения экологически устойчивого развития и функционирования агромелиоративного природопользования;
- создание условий для эколого-экономического обоснования развития мелиоративных и водохозяйственных организаций для целей строительства, реконструкции и эксплуатации агромелиоративных систем;
- обеспечение технологически обусловленной зависимости эколого-экономических показателей деятельности мелиоративных и водохозяйственных объектов от показателей коммерческой деятельности водопотребителей на рынке сельхозпродукции;
- разработка системы четких взаимоотношений водохозяйственных предприятий и водопотребителей, обеспечивающих углубление рыночных отношений между ними.
Таким образом, практически все перечисленные задачи имеют свои характерные особенности и каждая из них будет способствовать реорганизации отрасли мелиорации и водного хозяйства в условиях становления и развития рыночных отношений в аграрном секторе экономики. Кроме того, каждая из поставленных задач может рассматриваться как самостоятельная специфическая проблема, решение которой может оказать содействие в реорганизации отрасли на коммерческой основе и переходе на рыночные отношения агромелиоративной отрасли в общей системе экономического развития и формирования эффективного агромелиоративного природопользования, под которым понимается деятельность, в процессе которой проходит целенаправленное использование природных ресурсов на агромелиоративной основе, служащей пространственным базисом развития сельского хозяйства в условиях мелиорации, где устанавливаются порядок и условия их использования принципом управления природными ресурсами в агромелиоративных системах и организации условий для оптимального воздействия между обществом и природной средой, размещения и эффективного функционирования агрохозяйственных, эколого-мелиоративных и водохозяйственных объектов в рамках агромелиоративных систем.
Исходя из этого, формирование самостоятельной отрасли мелиорации и водного хозяйства, ее новой и единой организационной структуры, обеспечивающей эффективное использование и охрану земельных и водных ресурсов, должно стать важнейшим и приоритетным направлением государственной политики в обеспечении эколого-экономической и продовольственной безопасности страны в целом и ее регионов в частности, а также в создании эффективного агромелиоративного природопользования.
Литература
1. Чешев А.С., Сухомлинова Н.Б. Земельные ресурсы Ростовской области и их хозяйственное использование. - Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2006.
2. Александровская Л.А., Чешев А.С., Поляков В.В. Организационно-экономические аспекты агромелиоративного природопользования. - М.: Вузовская книга, 2011.
2. Александровская Л.А. Формирование и развитие агромелиоративного природопользования. М.: Вузовская книга, 2012.
Людмила Анатольевна Александровская - кандидат экономических наук, доцент кафедры землепользования и землеустройства Новочеркасского инженерно-мелиоративного института им. А.К. Кортунова, ДГАУ.
Lyudmila Anatolyevna Aleksandrovskaya - Candidate of Economic Sciences, the associate professor Zemlepolzovaniya and land management of Novocherkassk engineering-meliorative institute of A.K. Kortunov DGAU.
346428, г. Новочеркасск, ул. Пушкинская, 111 346428, Novocherkassk, PushkinskayaSt., 111 Тел.: +7(8635) 22-43-23; e-mail: alika2007@rambler.ru