УДК 330.322.013
Ю.А. Журавский, М.Ю. Журавский
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНЕРЦИИ РОССИЙСКОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Проблемы перехода к рыночным инвестиционным отношениям не могут быть исследованы без учета в них взаимосвязи прогрессивных и регрессивных изменений. На нынешнем этапе наблюдаются такие регрессивные явления, как спад производства, взаимные неплатежи, банкротство, инфляция, несовершенство правовой инвестиционной базы. Регрессивные изменения могут быть вызваны отрицательными воздействиями на ход инвестиционного развития отмирающих его сторон и отклонением от намеченного пути достижения инвестиционного результата и конечной инвестиционной цели. Такое отклонение реформирующего воздействия на инвестиционную систему российской экономики вызвано, прежде всего, противоречивостью и инерционностью развития ее внутрисистемных взаимоотношений, а также взаимосвязей с внешней средой.
Учет фактора инерционности в исследовании проблем развития российской инвестиционной сферы и в поиске путей их преодоления приводит к глубоким теоретическим объяснениям российской специфики реального и портфельного инвестирования, к анализу связи содержания инвестиционной системы и ее развития, а также к выявлению истинной природы влияющих на нее внешних сил.
Учет инерционности инвестиционной системы и ее регулирование в процессе реформ подразумевает осознание того, что квинтэссенция экономической инерции заключается не в консерватизме инвестиционной системы, в неизменности качественных свойств и количественных характеристик ее элементов, а в ее активности и ди-
намизме. Поэтому необходимо своевременно создавать условия для полной реализации инерции инвестиционной системы, так как реформирование инвестиционных взаимосвязей также инерционно - как в реализации форм воздействия на них, так и в результате этого процесса. Следовательно, только при устранении всех сил, тормозящих развитие инвестиционных взаимоотношений в российской экономике, и использовании всех возможностей инвестирования обеспечивается максимальный инвестиционный прогресс.
Инерцию инвестиционной системы нельзя отождествлять только с устойчивостью взаимосвязей по поводу инвестирования. Экономическая инерция, безусловно, выступает тождеством противоположностей: изменчивости и устойчивости, и предстает как устойчивое сохранение определенных изменений. То есть сохранение определенной инвестиционной формы движения системы экономических взаимоотношений по поводу инвестирования неразрывно от ее изменений.
Становление подхода к анализу инерционности инвестиционной системы требует выделить ее внутреннюю противоречивость и формирование путей своевременного разрешения противоположностей, заложенных в ней. Изменчивость играет ведущую роль в совокупности сторон инвестиционного развития экономики. Качественное развитие инвестиционной системы означает, прежде всего, появление нового, изменение взаимосвязей и свойств элементов инвестиционных взаимоотношений. Устойчивость, в свою очередь, есть форма фиксации
достигнутого в инвестиционном процессе.
Таким образом, инерционность развития инвестиционных взаимоотношений в российской экономике отражает устойчивость их развития и соотношение взаимодействующих инвестиционных побудительных мотивов.
Исследование развития инвестиционной системы экономики с позиции инерции предполагает учет в инвестиционном процессе всего многообразия взаимодействующих сил, определение сил, сдерживающих реформирование инвестиционных отношений, которые порождаются самими реформами, раскрытие препятствий в росте инвестиций и совершенствовании субъектов инвестиционного процесса. В результате в ходе реформ могут воспроизводиться условия, противодействующие развитию инвестиционной системы.
Инерционность развития инвестиционных взаимосвязей можно охарактеризовать, используя такие качественные параметры, как: изменение объектов и субъектов инвестиционной системы (появление коммерческих банков, инвестиционных, лизинговых компаний, становление инвестиционной функции государства и пр.), длительность, темп и широта инвестиционного процесса (межрегиональная неравномерность инвестирования), соотношение противодействующих факторов, передового и консервативного, нового и старого, нарождающегося и умирающего в совершенствовании инвестиционной сферы, своевременность разрешения инвестиционных противоречий и их взаимодействие. Также к качествен-
ным характеристикам инерционного свойства взаимосвязей по поводу инвестирования можно отнести соотношение количественного и качественного изменения сторон инвестиционного процесса, взаимодействие объективного и субъективного в процессе его преобразований. Инерционность инвестиционной системы также отражает противоречивый характер реформирования инвестиционного процесса.
Указанные моменты тесно связаны между собой. Очевидно, что игнорирование инвестиционных проблем предприятий приводит к замедлению разрешения макроэкономических противоречий, а преобладание количественного роста производства по сравнению с качественным не дает эффекта от инвестиций и порождает сдерживающие факторы в развитии инвестирования в основной капитал промышленных фирм с целью его скорейшего качественного и количественного обновления.
Учет инерции в совершенствовании инвестиционной системы предполагает определение условий ее функционирования и их роли в реформировании экономики. Практика российских экономических реформ показывает, что часто всевозможные противоположные воздействия на инвестиционные процессы не устраняются или преодолеваются с опозданием, с задержкой. В результате проявляется закономерность, отражающая зависимость между взаимодействующими факторами функционирования инвестиционной системы и реформирования экономики. Эта закономерность позволяет обнаружить инвестиционную инерцию, способность инвестиционной системы сохранять определенную устойчивую форму.
Анализ инерционности системы взаимоотношений по поводу инвестирования предполагает не только рассмотрение отдельных препятствий и про-
тиворечий в развитии инвестиционного процесса, но и главным образом, выявление их зависимостей, обусловленных
наличием своевременно неразрешенных противоречий в системе инвестиционных отношений, отражающих различные стороны инвестиционной системы. С методологической точки зрения это означает, что низкий уровень развития российской инвестиционной системы, несформированность экономических форм ее регулирования со стороны государства должны объясняться совокупностью связанных противоречий, отражающих движение разных ее сторон. Очевидно, что торможения в развитии инвестирования могут быть вызваны не только внутренними факторами, но и состоянием кредитноденежной и налоговой системы. Имеется взаимосвязь в развитии противоречий инвестиционной и правовой сферы, инвестиционного процесса и политической стабильности.
Инерционность инвестиционной системы связана не только с состоянием инвестиционной системы, но и с целой совокупностью экономических, социальных и политических отношений.
Комплексная взаимосвязь и взаимовлияние противоречий, их несвоевременное разрешение выступает главным фактором инерции. Поэтому разрешение противоречий развития инвестиционной системы тесно связано с совершенствованием российского законодательства и механизма приведения существующих законов в действие. Особое значение в этом деле имеет разрешение проблем в банковской сфере. Они во многом обусловлены тем, что коммерческие банки лишили государство возможности контролировать финансовые потоки в стране и стали источником финансовых спекуляций, прибыль от которых переправляется за рубеж. Рынок финансовых спекуляций отрезал реальный сек-
тор экономики от источников финансирования, что привело к разорению одной части предприятий, а другую побудило перейти на бартерную форму расчетов, лишив бюджет налоговых поступлений. Вышеуказанные моменты опустили занавес перед иностранными инвестициями.
В данной цепи зависимостей необходимо возвратить контроль государства за финансовыми потоками, минимизировать банковскую прибыль от финансовых спекуляций, максимизировать ее при кредитовании реального сектора экономики. В современных условиях важно усиление государственной банковской системы - конкурента коммерческим банкам. Необходимо принять закон о гарантировании государством всех частных вкладов в государственных банках и о контроле государственными банками экспортно-импортных опера-
ций.
Развитие инвестиционного процесса всегда связано с реформированием и использованием одних хозяйственных связей и устранением других. Устойчивость данных связей зависит от воздействующих на них сил. Если при некоторых изменениях условий функционирования экономических процессов инвестиционная система не перестраивается или незначительно отклоняется от первоначальных форм, то развитие данной системы по отношению к данным характеристикам называется устойчивым. Изменчивая система инвестиционных взаимосвязей проявляется в отклонениях от первоначальных форм при сравнительно малых воздействиях на их стороны.
Уравновешивание сил в реформировании инвестиционной системы относительно, а борьба противоположностей абсолютна. Поэтому противоречия инвестиционной системы выступают сущностной стороной ее реформирования. Следовательно, инерционность инвестици-
онной системы характеризуется не только наличием определенных неразрешенных противоречий в ее развитии, но и быстротой их выявления и разрешения.
Инерция инвестиционного процесса связана со своими специфическими материальными носителями, которыми выступают, прежде всего, исторически определенные ее объекты и субъекты. Она отражает форму проявления скорости разрешения инвестиционных противоречий. Отсюда следует, что инвестиционная инерция - специфическое свойство развития инвестиционных отношений, а каждая экономическая система предполагает исторически определенный механизм ее регулирования.
Инвестиционную инерцию следует отличать от инвестиционных традиций, которые являются передачей исторически сложившихся правил и норм. Традиционный подход в инвестировании может выступать инерционным фактором в том случае, если он выражает устаревшие, уходящие формы инвестиционного процесса. Но традиции могут быть связаны с распространением положительного опыта инвестирования, а следовательно, с инвестиционным процессом.
Реформирование старого процесса инвестирования требует учета причин его устойчивости и всех взаимосвязанных с ним факторов. Например, закрытие нерентабельных, дотационных шахт в угольной промышленности не может пройти быстро, потому что с функционированием данных предприятий связана судьба шахтовых поселков, переквалификация работников, реинвестирование средств.
Анализ инерционности инвестиционной редукции предполагает изучение не только рыночных форм осуществления инвестиционного процесса, но и учет психологии уравнительного распределения ресурсов и иждивенчества.
Реформирование инвестиционного процесса характеризуется становлением новых подходов в инвестиционной сфере, повышением роли частных инвестиций, изменением форм государственного регулирования. Новые формы инвестиционного процесса могут иметь не только прогрессивное, но и отрицательное проявление. Все зависит от того, как они способствуют разрешению инвестиционных противоречий. Например, рыночные отношения повышают роль предприятий в инвестиционной сфере. Однако эта связь не получает развития, если не обеспечивается государственная поддержка частного инвестирования, своевременно не создаются налоговые и правовые условия для этого. Инерционность инвестиционной системы усиливается, если сохраняются старые административно-командные, цен-
трализованно-лимитные формы распределения оборудования.
Анализ инерционности инвестиционной системы предполагает учет того, что формы инвестиционных отношений имеют определенные границы в обеспечении роста производства, снятие которых происходит через процесс становления и развития новых экономических связей. Снятие старых форм инвестиционного процесса - это важный фактор разрешения его противоречий. Однако сам процесс российских экономических реформ породил новые проблемы в инвестировании.
Падение инвестиций в российской экономике в девяностые годы экономических реформ, сохраняющаяся инфляция, снижение котировок акций российских компаний подтверждают, что осуществление реформ методом шоковой терапии происходило с большим числом просчетов. Это касается форм и методов приватизации, порядка отпуска цен, либерализации экономики и осуществления контроля финансово-кредитной системы.
На современном этапе имеется настоятельная потребность изменения хода реформирования экономики по различным направлениям. Прежде всего, переход к рыночным инвестиционным отношениям нельзя превращать в самоцель. Эти преобразования необходимо сориентировать и на человека, и на повышение эффективности производства. Сейчас становится очевидным, что процесс реформирования российской экономики, в том числе инвестиционной сферы, не был научно увязан с временными и социальными факторами, хотя экономическая наука в предрефор-менный период накопила достаточный теоретический «багаж» по проблемам динамичности экономических отношений, их устойчивости, изменчивости и инерционности. Именно из-за недоучета свойств экономических отношений возник хаос, собственники оказались не в состоянии эффективно распорядиться имуществом и инвестициями, слабыми стали административные методы воздействия на экономику, не срабатывают и рыночные факторы саморегулирования производства из-за отсутствия условий для их проявления. В результате создается почва для процветания экономического криминала.
В предотвращении негативных сторон реформирования инвестиционного процесса важная роль принадлежит государству, которое должно регулировать процесс формирования эффективных собственников, малого бизнеса и подлинно рыночных отношений. Значимая роль в переориентации финансовой системы на реальный сектор экономики, на стимулирование структурной перестройки экономики с целью создания условий для роста инвестиций и повышения уровня жизни граждан принадлежит государству. Это связано с мощным экономическим рычагом, которым оно располагает, а именно с государственной собственно-
стью.
В ходе реформ государственная собственность стала не фактором активизации инвестиционного процесса, а источником обогащения для многих лиц. В связи с этим предпринимаются попытки по откату реформ, по национализации в основном путем перехода частных предприятий в государственную собственность в обмен на списание долгов в бюджет, а также по прямому устранению «нежелательных» субъектов рынка. Однако в рыночной экономике необходимо защищать право на существование различных форм собственности. Основным экономическим отношением в этих условиях выступает предприимчивость, создание условий для получения прибыли. Реализация данного экономического отношения происходит на плюралистической институцио-
нальной основе. Совершенствование инвестиционной системы требует нового типа руководства на федеральном, региональном и внутрипроизводственном уровне. Однако практика показывает, что нынешние руководители не могут управлять в новых условиях, ориентироваться в рыночных связях и в результате они тяготеют к административным методам управления.
Инвестиционную инерци-
онную цепь отражает «кейнсианский порочный круг нищеты», связанный с низким уровнем дохода, который в свою очередь обусловливает низкий уровень потребления и сбережений. Низкий уровень потребления неминуемо порождает неэффективный спрос, который определяет узость внутреннего рынка и низкие темпы роста инвестиций, а они приводят к узкой эффективности производства, низкой прибыльности и низким стимулам к росту производства, что и объясняет невысокие доходы и снижение потребления.
Сейчас образовался инерционный «порочный круг» -
инерционная цепь, заключающаяся в том, что без экономического роста не добиться большого объема инвестиций, в то же время без инвестиций невозможно осуществить экономический рост. Эта форма инерционности - результат своевременно не разрешенных противоречий, обусловленных замедлением обновления основных фондов, снижением эффективности общественного производства и его падением.
Для преодоления такого «порочного круга» негативного взаимовлияния недостатка инвестиций и недостаточных темпов экономического роста требуется реализация первоочередных мер:
- необходимо вовлечь в производство простаивающие мощности, в особенности в капиталоемких отраслях российское экономики - машиностроении, угольной промышленности;
- следует использовать рост поступлений валютной выручки от сырьедобывающих и экспортирующих предприятий для наращивания импортозамещающей продукции отечественными отраслями глубокой переработки, особенно пищевой, легкой и текстильной, радиоэлектронной промышленности, машино- и, главным образом, автомобилестроения;
- необходимо дальнейшее совершенствование российской налоговой истемы а плане ее «разворота» лицом к инвесторам. Налогообложение само по себе сегодня должно стимулировать инвестирование в отечественной экономике. Необходимо освободить от налогов ту часть средств, которая идет на инвестиции в основной капитал предприятий, и снизить таможенные пошлины на импортное оборудование;
- следует найти обоюдно выгодные формы превращения денежных сбережений граждан в инвестиции реального сектора общественного производства. Решение этой задачи требует
обеспечения защиты прав мелких акционеров, повышения их роли в управлении гос-
предприятием и получения ими доходов на вложенный капитал. Для трансформации сбережений в инвестиции необходимо оздоровить платежную систему, сбить инфляцию, ограничить бартер в реальном секторе экономики, реанимировать банковскую систему. Сегодня важно использовать опыт США в расширении неформальных индивидуальных инвесторов, или «бизнес - ангелов» (в США их насчитывается почти два миллиона, а ежегодный объем соответствующих капитальных вложений достигает 20 млрд. долл.).
Падение инвестиций в девяностые годы сопровождалось потерей трудовых мотиваций. На многих предприятиях ликвидированы отделы научной организации труда, нормирования, труда и заработной платы. В результате тарифные сетки и ставки не отражают реальных затрат труда работников. Отсутствие действенной тарифной системы, регулирования заработной платы, и, наконец, длительные задержки оплаты труда разрушают систему трудовой мотивации в производстве и в освоении новой техники.
Таким образом, интерес к инерционности в развитии инвестиционного процесса связан с переходом к саморегулируе-мым рыночным отношениям, разрешением экономических противоречий, устойчивостью и изменчивостью различных сторон инвестиционной системы.
Исследование инерционности инвестиционной системы имеет важное значение для практического решения задач по оздоровлению инвестиционного процесса. Инерционность инвестиционной системы подчас рассматривают лишь как фактор, противодействующий реформированию инвестиционной сферы. Очевидно, что эти две стороны необходимо исследовать во взаимосвязи. Исходя
из этого, повышение уровня реформирования инвестиционного процесса усиливает инерцию, а возросшая инерция должна регулироваться в соответствии с целью реформирования.
Исследование инерции инвестиционного процесса предполагает выделение его временных и пространственных границ. Определить инерционность инвестиционной системы можно по отношению к предшествующему периоду (месяцу, году, пятилетию) или по отношению к другому развивающимуся объекту. В основе этих соотношений могут лежать объемы инвестиций, их эффективность, структурные изменения, рост производства, обновление основного капитала.
Изменение инерционности инвестиционной системы требует рассмотрения вопроса об ее мере. Мерой инерционности инвестиционной системы является время для обеспечения ускорения реформирования инвестиционных отношений, формирования нового инвестиционного мышления работников. Очевидно, что в процессе реформирования инвестиционного процесса первостепенное значение имеет устойчивость и изменчивость инвестиционных отношений, и осознание новых инвестиционных подходов работниками. Инерционность инвестиционной системы отражает не только устойчивость инвестиционных связей и мышления, невозможность их немедленного преобразования, но и устойчивую их изменчивость, противодействующую рефор-
мированию инвестиционного процесса.
Взаимодействие инвестиционных противоречий, проявляющихся в ходе реформирования экономики, порождает ускоряющие и инерционные тенденции. В ходе реформирования инвестиционного процесса появляются новые их элементы и отмирают старые. Они вступают во взаимодействие. Для
осуществления поступательного развития возникает необходимость в наиболее полном использовании возможностей прошлых и новых прогрессивных инвестиционных отношений. В условиях реформирования экономики появляется потребность в регулировании инерции инвестиционного процесса. Это обусловлено необходимостью максимального использования потенциала общественного производства, сокращения издержек реформ.
Дальнейшее реформирование инвестиционной системы невозможно без учета её инерционности. На посткризисном этапе российских реформ анализ инерции инвестиционной системы приобретает важное значение. Необходимо дальнейшее исследование, во-первых, противоречивости, многогранности и сложности инвестиционного процесса, соотношения ускорения инвестиционных реформ и инерции инвестиционного процесса. В-вторых, требуется рассмотрение механизма появления и сохранения инерции в процессе реформирования инвестиционной сферы, вычленение конкретных форм проявления инвестиционной инерции и доказательства того, что они развиваются вместе с реформированием всего общественного производства, а инерция нового инвестиционного мышления связана с изменяющейся практикой, процессом её познания.
Таким образом, реформирование инвестиционного процесса опосредуется инерцией, то есть сохранение инвестиционной формы движения неразрывно от ее изменений.
Повышение роли государства в регулировании системы инвестиций обусловлено, во-первых, тем, что оно само является собственником части средств производства, во - вторых, оно определяет правила игры в инвестиционной сфере, контролирует процентные ставки, регулирует налоги, внешне-
экономическую деятельность.
Главными направлениями государственного воздействия на инвестиционную систему с целью устранения ее инерционности на посткризисном этапе, должны стать следующие:
1. Стимулирование накопления и создание благоприятного климата для инвестиций. Для этого необходимо осуществлять снижение инфляции, развитие частного сектора, защиту прав собственников, совершенствование налоговой системы, ускорение амортизации.
2. Содействие повышению
эффективности инвестиций,
создание благоприятных условий, прежде всего для частных инвестиций, смягчение инвестиционных рисков, расширение предоставления гарантий инвесторам.
3. Обеспечение роста государственных инвестиций вместе с увеличением их роли в структурной инвестиционной политике государства, распределение государственных инвестиций в производство на конкурсной основе.
4. Управление системой вывоза капитала. Контроль над вывозом капитала является резервом инвестиционных ресурсов. С учетом всех нелегальных операций вывоз капитала из России за 1989 - 1999 гг. составил 250 млрд. долл. Необходима поддержка мер по недопущению нелегального вывоза капитала, совершенствованию налогообложения внешней торговли, лицензированию внешнеэкономической деятельности и регистрации внешнеэкономических контрактов. По оценке Центрального Банка России, в последнее время незаконный отток капитала составляет около 1,5 млрд. долл. в месяц. Уменьшение этого вывоза хотя бы на 10 млрд. долл. в год позволило бы удвоить объемы производственных капитальных вложений [1, с.34-35; 2, с.272].
5. Обеспечение комплексного подхода к формированию государственной политики при-
влечения иностранных инвестиций. Создание системы государственного привлечения иностранных инвестиций предполагает концентрацию комплексных усилий в формировании открытой экономики, благоприятной среды для реинвестирования российского капитала, вывезенного за рубеж, повышения рейтинга страны (реципиента капитала) за счет снижения некоммерческих инвестиционных рисков, стабилизации налогового режима, таможенного регулирования.
Государство также должно поощрять расширение форм привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику (концессионные договоры, соглашения о разделе продукции, инвестиционные соглашения с иностранными фирмами).
Создание совместных предприятий с иностранным участием на территории России стало возможным благодаря Закону «Об иностранных инвестициях», первая редакция которого была принята на начальном этапе реформ в 1991 г. [3]. Анализ нормативно-правовой базы привлечения иностранных капиталовложений в реальный сектор российской экономики показал, что предприятия, доля иностранных инвестиций в которых составляла 30 и более процентов, получили право на экспорт до 100% произведенной ими на территории России продукции. Кроме того, иностранные инвестиции в рамках соглашений о разделе продукции в России регулируются также Законом «О соглашениях о разделе продукции» [4]. Его суть заключается в том, что налогообложение доходов таких инвесторов фактически заменяется разделом готовой продукции между участниками соглашения, т.е. государством и иностранной фирмой. Таким образом, основным аспектом привлекательности соглашений о разделе продукции выступает налоговое стимулирование такого пути привлечения прямых иностран-
ных инвестиций в обновление основного капитала промышленных фирм. Оно заключается в следующем:
1. Создается специальный налоговый режим, при котором инвестор платит минимум налогов в том случае, когда осуществляет максимальные капиталовложения. Государство, в свою очередь, получает максимальные доходы в виде платы за пользование природными ресурсами, налога на прибыль и своей доли от прибыли только после того, когда инвестор окупит свои затраты по проекту.
2. Обеспечивается стабиль-
ность условий соглашения о разделе продукции, закрепляемой договором между государством, предприятиями-
получателями инвестиций и иностранными инвесторами на весь срок реализации проекта (до 30-50 лет). Таким путем реализуются гарантии защиты прав инвесторов от действий региональной администрации и федеральных органов государственного управления, которые могут повлечь за собой крупные издержки.
3. Заменяется взимание федеральных налогов разделом продукции. Уплата налога может производиться в денежной или в натуральной форме, т.е. в виде произведенного продукта. Из этого следует, что налогом на прибыль облагается часть прибыли от продаж продукции, принадлежащая инвестору, и уменьшенная на сумму налоговых платежей инвестора в форме произведенной продукции. Налогом на добавленную стоимость не облагается стоимость машин и оборудования, передаваемых иностранным инвестором российскому предприятию в рамках соглашений о разделе продукции.
4. Освобождаются от упла-
ты таможенных пошлин и акцизов комплектующие изделия, сырье и материалы, необходимые для работы оборудования, полученного российскими
предприятиями от иностранных
инвесторов в рамках соглашений о разделе продукции. Это распространяется также на стоимость произведенных в рамках таких соглашений товаров, являющихся собственностью иностранных инвесторов. Наконец, элементы основного капитала, используемые в рамках соглашений о разделе продукции и находящиеся в собственности иностранного инвестора или переданное им государству с сохранением за ним права пользования, не облагаются налогом на имущество.
Таким образом, формирование и развитие соглашений о разделе продукции между иностранными инвесторами и российским государством, стимулирование промышленного лизинга, инвестиционного кредитования и эмиссий облигационных займов российскими фирмами выступают значимыми направлениями реализации внутрипроизводственных на-
правлений преобразования отношений по обновлению основного капитала. Активизация внутренних и внешних источников инвестирования обусловливает необходимость развития государственных методов воздействия на процесс обновления основного капитала.
Также необходимой видится скорейшая организация системы гарантий, защиты и страхования иностранных инвестиций, развитие системы залоговых операций на федеральном и региональном уровнях. В России имеются резервы по развитию системы информационного и консультативного обеспечения, маркетинга инвестиционных программ и проектов, созданию сети инвестиционных бюро в зарубежных странах, формированию банка данных по инвестиционным проектам и справочных материалов об условиях инвестирования для зарубежных инвесторов, подготовке специальных информационных изданий, проведению конференций в регионах, охватывающих круг российских предпри-
нимателей. Однако до сих пор недостаточно развиты формы организационно-правовых структур привлечения ино-
странных инвестиций: международные консорциумы, международные венчурные фонды, международные лизинговые компании.
Государству необходимо расширять сферу договорноправовой основы участия России в международном инвестиционном сотрудничестве: подготовка и подписание соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, участие в разработках многосторонних соглашений по инвестициям. Это будет способствовать развитию инвестиционного сотрудничества с международными финансовыми институтами и организациями.
Для активизации инвестиционной деятельности необходимо разработать федеральную программу формирования свободных экономических зон на территории РФ и программу содействия регионам в привлечении отечественных и иностранных инвестиций, включающую нормативно-правовые акты, системы гарантий и льгот за счет региональных источников, обзоры инвестиционного климата по отдельным регионам.
С целью привлечения инвестиций необходимо адаптировать федеральное и региональное законодательство к требованиям международного права,
предоставить гарантии государства инвесторам от незаконных действий региональных органов власти.
Таким образом, необходимость повышения роли государства в регулировании инвестиционной системы с целью устранения ее инерции обусловлена, во-первых, тем, что оно само является собственником части средств производства, во-вторых, оно определяет правила игры в инвестиционной сфере, контролирует процентные ставки, налоги, внешнеэкономическую деятельность. На современном этапа формирования инвестиционной политики характерно обновление инвестиционного законодательства с целью создания условий для привлечения иностранных инвестиций, стабилизации и роста экономики.
Следует обеспечить защищенность расходов бюджета на инвестиционную деятельность, уйти от остаточного принципа распределения расходов на инвестиционную деятельность, сократить дебиторскую и кредиторскую задолженность, поддержать практику формирования бюджетов развития, которые позволяют мобилизовать средства отечественных и зарубежных инвесторов для финансирования инвестиционных проектов.
Система инвестиционной деятельности постепенно формируется как сфера бизнеса и рынка. В результате этого
должны быть другие критерии отбора инвестиционных проектов, основанных на конкурсных принципах. В условиях рынка усиливаются факторы неопределенности, поэтому государственные органы должны контролировать риски, которые на российском инвестиционном рынке высоки в связи со слабостью законодательной, нормативной базы, отсутствием механизма защиты интересов мелких инвесторов. Следует создать компенсационные механизмы покрытия рисков и повышения доверия инвесторов.
Таким образом, экономическая инерция относится к качественным свойствам всех систем, в том числе инвестиционной. Она отражает свойство инвестиционной системы национальной экономики сохранять свою качественную и количественную устойчивость в результате отсутствия или уравновешивания внешних воздействий. Подобная идеализация осуществляется умозрительным, теоретическим путем, а не опытом, потому что в реальной жизни такие условия отсутствуют. Здесь не могут быть только какие-либо однонаправленные или противоположные силы, фактически невозможно в действительности обеспечить и полное уравновешивание различных воздействий на инвестиционный процесс.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Булатов А. С. Особенности капиталообразования в современной России // Деньги и кредит. 2GGi. №7. С.34-36.
2. World Economic Outlook // International Monetary Fund. 2GGG. May. P. 272 - 273.
3. Федеральный закон от G9.G7.i999 г. № ^G-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".
4. Федеральный закон от 3G.i2.i995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (с изменениями от 7 января i999 г., iS июня 2GGi г.).
□ Авторы статьи:
Журавский Юрий Арсеньевич
- докт.экон.наук, проф., зав. каф. экономической теории факультета гуманитарного образования
Журавский Михаил Юрьевич
- канд.экон.наук, соискатель каф. экономической теории факультета гуманитарного образования