Научная статья на тему 'Регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля. Сравнение с правовым положением уполномоченных банков'

Регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля. Сравнение с правовым положением уполномоченных банков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1826
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CURRENCY RESTRICTIONS / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / EXCHANGE CONTROL / ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / УПОЛНОМОЧЕННЫЕ БАНКИ / AUTHORIZED BANKS / МЕГАРЕГУЛЯТОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧАСТНИКИ / PROFESSIONAL PARTICIPANTS / ЦЕННЫЕ БУМАГИ / SECURITIES / БАНК РОССИИ / BANK OF RUSSIA / АГЕНТ КОНТРОЛЯ / AGENT MONITORING / РОСФИННАДЗОР / FOREIGN EXCHANGE CONTROL / MEGA-REGULATOR / ROSFINNADZOR (FINANCIAL INSPECTION AGENCY OF RUSSIA)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кораблин Владислав Вадимович

В настоящей работе проведено одно из первых комплексных исследований деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг в качестве агентов валютного контроля, прав и обязанностей данных субъектов. Актуальность данной темы подтверждается существенными изменениями, которые произошли в регулировании их деятельности в связи с созданием в 2013 г. «мегарегулятора». Изучены вопросы, связанные с наделением отдельных частноправовых субъектов рядом государственных полномочий в валютной сфере; «за» и «против» такого делегирования полномочий частным субъектам. Особое внимание уделено сравнению правового положения профессиональных участников рынка ценных бумаг с положением уполномоченных банков, также являющихся агентами валютного контроля; вопросам передачи информации о совершенных валютных операциях и о выявленных правонарушениях. Детального изучения заслужила также проблема подчинения профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля над их деятельностью как агентов валютного контроля и как субъектов, осуществляющих валютные операции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulation of the activities of professional participants of the securities market as currency control agents. Comparison of the legal status of authorized banks

This paper deals with one of the first comprehensive research activities of professional participants of the securities market as currency control agents, rights and obligations of these entities. Relevance of the subject is confirmed by significant changes that have occurred in the regulation of their activities in connection with the creation of «megaregulator» in 2013. Issues are examined related to vesting private individual subjects with a number of government powers in the currency sphere; pros and cons of such a delegation of authority to private entities. Special focus is on the comparison of the legal status of professional participants of the securities market with the standing of authorized banks, which are also agents of foreign exchange control; the issue of communication of information about the effected currency transactions and identified violations. The author has also studied in detail the issue of subordination of professional participants of the securities market and control over their activities as currency control agents and as entities engaged in foreign exchange transactions.

Текст научной работы на тему «Регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля. Сравнение с правовым положением уполномоченных банков»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

В.В. Кораблин*

Регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля. Сравнение с правовым положением уполномоченных банков

Аннотация. В настоящей работе проведено одно из первых комплексных исследований деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг в качестве агентов валютного контроля, прав и обязанностей данных субъектов. Актуальность данной темы подтверждается существенными изменениями, которые произошли в регулировании их деятельности в связи с созданием в 2013 г. «мега-регулятора». Изучены вопросы, связанные с наделением отдельных частноправовых субъектов рядом государственных полномочий в валютной сфере; «за» и «против» такого делегирования полномочий частным субъектам. Особое внимание уделено сравнению правового положения профессиональных участников рынка ценных бумаг с положением уполномоченных банков, также являющихся агентами валютного контроля; вопросам передачи информации о совершенных валютных операциях и о выявленных правонарушениях. Детального изучения заслужила также проблема подчинения профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля над их деятельностью как агентов валютного контроля и как субъектов, осуществляющих валютные операции.

Ключевые слова: валютное регулирование, валютный контроль, валютные ограничения, уполномоченные банки, мегарегулятор, профессиональные участники, ценные бумаги, Банк России, агент контроля, Росфиннадзор.

В 2013 г. был принят Федеральный закон от ранее подконтрольными Банку России являлись 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изме- кредитные организации, а профессиональные нений в отдельные законодательные акты участники рынка ценных бумаг подчинялись Российской Федерации в связи с передачей Цен- уполномоченному государственному органу, а тральному банку Российской Федерации полно- именно Федеральной службе по финансовым мочий по регулированию, контролю и надзору рынкам РФ (ФСФР России). в сфере финансовых рынков» (далее — Закон о С принятием закона полномочия ФСФР внесении изменений), посвящённый наделению России переданы Банку России, который теперь Центрального банка РФ функциями «мегарегуля- осуществляет контроль над всеми участниками тора», то есть органа, контролирующего и регули- финансового рынка, включая уполномоченные рующего деятельность финансового рынка и всех банки, микрофинансовые организации и профес-его участников. сиональных участников рынка ценных бумаг.

Законом Банк России наделен дополнитель- Роль профессиональных участников рынка

ными полномочиями по установлению порядка и ценных бумаг в качестве агентов валютного кон-контролю за соблюдением норм в различных от- троля практически не изучена в отечественной раслях законодательства на финансовом рынке, научной литературе. Исследование роли профес-в том числе в валютной сфере. Напомним, что сиональных участников рынка ценных бумаг, как

© Кораблин В.В., 2014

* Кораблин Владислав Вадимович — аспирант кафедры финансового права юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. [korablin.vladislav@mail.ru]

109029, Россия, г. Москва, ул. Нижегородская, д. 13А, кв. 82.

правило, ограничивается простои констатацией наличия данных участников в перечне агентов, а также перечислением видов профессиональных участников рынка ценных бумаг1.

Однако роль данных агентов валютного контроля, как и иных субъектов валютного контроля, является крайне важной и заключается в выполнении двух основных целей валютного контроля:

- в информационной цели, то есть сборе информации о валютных операциях; получении необходимых документов; установлении обратной связи. Обеспечение информацией признается крайне необходимым для поддержания стабильности финансового рынка и осуществления контрольной деятельности. Актуальность данного направления деятельности агентов валютного контроля не так сильно изучена в научной литературе, но в ряде работ обращено внимание на данную цель2;

- в поддержании состояния законности и финансовой дисциплины в валютной сфере. Данная точка зрения на цель финансового и валютного контроля превалирует в правовой доктрине3.

Закон о внесении изменений передал Банку России следующие важные полномочия в части регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее также — профессиональные участники, участники рынка ценных бумаг) как агентов валютного контроля:

- по координации их взаимодействия как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией;

- по установлению порядка представления профессиональным участникам рынка ценных бумаг резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций;

- по установлению порядка передачи профессиональными участниками рынка ценных бумаг информации.

Стоит сказать, что профессиональные участники рынка ценных бумаг, помимо собственно своих прямых функций, предусмотренных Федеральным законом от 22.04.1996 № 39 «О рынке ценных бумаг» (согласно ст. 3—9 Закона о рынке ценных бумаг, профессиональными участниками признаются брокеры, дилеры, управляющие ценными бумагами, депозитарии, реестродержатели, организаторы торговли) осуществляют несвой-

1 См.: Кучеров И.И. Валютно-правовое регулирование в Российской Федерации: эволюция и современное состояние. М., 2014. С. 193.

2 См.: Платонова И.Н. Международные валютно-кре-дитные финансовые отношения: учеб.-практ. пособие. М., 2003. С. 22.

3 См.: Химичева Н.И. Финансовое право: учеб. М., 2008.

С. 139.

ственные им функции, являясь агентами валютного контроля.

Частноправовые агенты валютного контроля (профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также уполномоченные банки) наделяются полномочиями по осуществлению действий от имени государства не в силу какой-либо доверенности или договора, а в силу прямого указания законодателя, действуют по его прямому поручению. Такая точка зрения подтверждается рядом авторов, исследовавших данную проблему4. Такие публично-правовые полномочия не совсем свойственны природе коммерческой организации, так как противопоставляют его частную природу публичным функциям5.

Институт агентов валютного контроля впервые введен в отечественное законодательство Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании и валютном контроле).

Среди агентов валютного контроля Закон о валютном регулировании и валютном контроле называет следующих субъектов: уполномоченные банки; не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг; государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»; таможенные органы и налоговые органы.

Роль профессиональных участников рынка ценных бумаг заключается в том, что указанные субъекты обладают обширной информацией, связанной с операциями с ценными бумагами; предоставляют данную информацию в Банк России.

Операции признаются валютными в том случае, если они обременены иностранным элементом: участием валютных ценностей (внешних ценных бумаг или расчетом за любые ценные бумаги иностранной валютой) или нерезидента (например, на счетах депо может осуществляться учет прав на иностранные финансовые инструменты, а брокер вправе осуществлять приобретение в интересах клиента внешних ценных бумаг, а также использовать в расчетах иностранную валюту).

Стоит отметить, что, согласно буквальному толкованию положений ч. 3 ст. 22 Закона о валютном регулировании и валютном контроле, «уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг» рассматриваются как некое единое целое, о чем говорит союз «и», объединяющий перечисление двух данных видов агентов.

4 См.: Аббясова Е.В. Банк как субъект публично-правовых отношений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2011. С. 10.

5 См.: Бахрах Д.Н., Скороходова В.В. Делегирование коммерческим банкам властных полномочий // Современное право. 2007. № 11. С. 3.

Почему же законодатель изначально, еще в 2003 г., решил использовать такую формулировку, когда идей о создании «мегарегулятора» еще не было?

С одной стороны, можно предположить, что такая формулировка была использована исключительно для более красивого описания агентов и разделения термина «уполномоченные банки», используемого дважды.

С другой стороны, с учетом роста рынка ценных бумаг, а также того фактора, что банками не охватывается совершение ряда валютных операций с ценными бумагами, в том числе «в части учета движения ценных бумаг»6 (однако банки опосредуют расчеты по операциям), в целях максимального сбора информации о валютных операциях законодателем и было принято решение использовать формулировку, объединяющую два данных вида агентов при их перечислении в целях определения перечня лиц, являющихся агентами валютного контроля.

Сближает уполномоченные банки и профессиональных участников рынка ценных бумаг и их сходное правовое положение:

- во-первых, согласно ст. 23 Закона о валютном регулировании и валютном контроле, для них установлена схожая (но не одинаковая, о чем будет сказано ниже) совокупность полномочий как агентов валютного контроля, то есть совокупность прав и обязанностей;

- во-вторых, объединяет их то, что данных субъектов нельзя, в отличие от таможенных и налоговых органов, отнести к категории «суперагентов», то есть агентов, наделенных дополнительными полномочиями по составлению протоколов о совершенных административных правонарушениях;

- в-третьих, особенность правового положения уполномоченных банков и профессиональных участников рынка ценных бумаг выражается еще и в том, что они могут выступать как в качестве контролирующих субъектов, так и в качестве подконтрольных. Такие субъекты реализуют «как частный, так и публичный интерес» в зависимости от своего места в правоотношении7.

При этом, на наш взгляд, в качестве подконтрольных субъектов также наблюдается дуализм: подконтрольные как агенты (то есть проверка выполнения требований Закона о валютном регулировании и валютном контроле с точки зрения агентских полномочий) и подконтрольные как простые резиденты (то есть проверка выполнения требований Закона о валютном регулировании и

6 См.: Хаменушко И.В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: учеб.-практ. пособие. М., 2013. С. 225.

7 См.: Крохина Ю.А. Валютное право: учебник для магистров, для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Юриспруденция». М., 2013. С. 114.

валютном контроле с точки зрения соблюдения требований, установленных для резидентов). Между тем справедливо отметить, что для профессиональных участников лицензируемая деятельность строго очерчена законом, и в ее рамках осуществление валютных операций, как правило, является не совсем свойственным, так как профессиональные участники имеют иные функции, чем осуществление действий, предусмотренных п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании и валютном контроле.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг (как и другие субъекты валютного права) имеют определенные права и несут обязанности, выполнение которых — «гарантия осуществления валютных операций в соответствии с нормативными требованиями государства»8.

Отечественному правовому регулированию не совсем свойственно наделение частных субъектов публично-правовыми полномочиями, что «является отступлением от формального юридического равенства сторон»9. Возможно, такая оценка объясняется длительным периодом, когда неизменным был подход, согласно которому публично-правовые функции может осуществлять исключительно публично-правовой субъект. Кроме того, это объясняется тем, что «конфликт интересов бизнеса и надзора является негативным фактором, снижающим эффективность действующей системы валютного контроля»10.

Передача государственных полномочий с публичного уровня на частный с наделением соответствующими правами и возложением обязанностей (под страхом ответственности) позволяет высвобождать государственные мощности, а также более эффективно осуществлять контроль, который, казалось бы, не свойственен для выполнения представителем частного сектора, однако осуществление контроля именно таким путем влечет повышение эффективности деятельности государства по установлению дисциплины и поддержанию правопорядка в любой сфере жизнедеятельности, а также по сбору необходимой информации о происходящих в обществе процессах, так как информация является тем необходимым благом, которым должно быть обеспечено государство при контроле финансового рынка, важным «общественным благом»11; - в-четвертых, особенность данных субъектов заключается в том, что уполномоченный

8 Там же. С. 111.

9 Сапожников Н.В. Правовые проблемы предпринимательской деятельности банков с валютными ценностями: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. С. 13.

10 Сазонова Е.С., Рожков Ю.В. Регулирование и контроль трансграничных валютных операций. Хабаровск, 2011. С. 147.

11 Стиглиц Д. Доклад Стиглица о реформе международной валютно-финансовой системы: уроки глобального кризиса. М., 2012. С. 141.

банк вправе при получении соответствующей лицензии и разделении внутренней деятельности (а также при соблюдении требований об информировании клиентов о совмещении функций) являться одновременно профессиональным участником рынка ценных бумаг, притом даже в нескольких ролях (например, брокера и депозитария). В таком случае к нему будет все равно применяться правовое регулирование, установленное для уполномоченных банков как агентов валютного контроля. Это объясняется теми различиями между уполномоченными банками и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, которые будут описаны далее, а также приоритетным характером уполномоченного банка как субъекта валютного контроля и его важнейшими функциями как агента, играющего роль «ока государева» в валютной сфере. Существуют и довольно важные различия в правовом положении уполномоченных банков и профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Главным отличием является то, что уполномоченные банки являются «операторами» валютных операций: они собирают информацию и документы о валютной операции клиента; имеют право отказать в ее проведении при представлении неполной или недостоверной информации; расчеты за проводимые валютные операции осуществляются исключительно через уполномоченные банки (кроме ч. 1.1 ст. 10; абз. 2—8 ч. 2 ст. 14; ч. 3 и 4 ст. 14 Закона о валютном регулировании и валютном контроле).

Профессиональные участники рынка ценных бумаг, не являющиеся уполномоченными банками, таких исключительных полномочий по исполнению валютных операций не имеют в силу своей специфики.

Кроме того, существенным отличием по-прежнему остается подконтрольность данных субъектов по вопросам валютного контроля:

- уполномоченные банки как по направлению своей основной деятельности, так и в рамках валютных правоотношений (и в качестве агентов валютного контроля, и в качестве резидентов) подчиняются, подконтрольны и проверяются Банком России;

- профессиональные участники рынка ценных бумаг, не относящиеся к уполномоченным банкам, в рамках своей основной деятельности теперь контролируются Банком России. По линии валютных правоотношений необходимо дополнительно проанализировать принятый Закон о внесении изменений. Позволим себе процитировать редакцию ч. 3

ст. 22 Закона о валютном регулировании и валютном контроле до внесения в нее изменений:

«Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центрально-

му банку Российской Федерации, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы».

Теперь обратимся к новой редакции указанной нормы:

«Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", таможенные органы и налоговые органы».

Положения ч. 4 и 5 ст. 22 Закона о валютном регулировании и валютном контроле остались неизменными:

«Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля».

Как можно видеть, до внесения изменений Закон о валютном регулировании и валютном контроле указывал, что агентами признавались профессиональные участники рынка ценных бумаг, подотчетные ФСФР России. Теперь такая приписка («подотчетные») убрана из данной нормы. Что это означало и о чем может свидетельствовать теперь?

Согласно п. 2 ч. 7 ст. 23 Закона о валютном регулировании и валютном контроле, агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.

В соответствии с ч. 11 и 12 ст. 23 Закона о валютном регулировании и валютном контроле:

- органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством РФ, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ;

- органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, за неисполнение функций, установленных за-

коном, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Порядок предоставления информации и документов в Росфиннадзор на настоящий момент установлен Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 166 «О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, необходимых для осуществления его функций документов и информации», в п. 2 которого по-прежнему используется термин «подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг» профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Указанный федеральный орган исполнительной власти (ФСФР России), согласно утратившим силу ст. 40 Закона о рынке ценных бумаг и Постановлению Правительства РФ от 30.06.2004 № 317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам», не обладал какими-либо полномочиями по контролю за исполнением участниками рынка ценных бумаг своих обязанностей как агентов валютного контроля.

В отличие от уполномоченных банков для профессиональных участников рынка ценных бумаг нет специальной нормы закона или положения, возлагающих обязанность по передаче ими информации и документов в орган валютного контроля, кроме Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 № 166, регулирующего порядок передачи документов всеми субъектами, кроме уполномоченных банков (для уполномоченных банков это, например, ч. 6 ст. 20 Закона о валютном регулировании и валютном контроле; Указание Банка России от 12.11.2009 № 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»).

Таким образом, стоит сказать, что до принятия Закона о внесении изменений профессиональные участники рынка ценных бумаг как агенты валютного контроля, а также как простые резиденты были полностью подконтрольны Росфиннадзору12.

После принятия Закона о внесении изменений есть основания говорить о двойном подчинении профессиональных участников рынка ценных бумаг:

1) Согласно ч. 4 и ч. 5 ст. 23 Закона о валютном регулировании и валютном контроле, контроль за осуществлением валютных операций профессиональными участниками рынка ценных бумаг по-прежнему осуществляет Росфиннадзор.

Как агенты профессиональные участники рынка ценных бумаг также подконтрольны, казалось бы, Росфиннадзору, так как указаний на их подотчетность другому субъекту не содержится; нет и специального акта Банка России, предусма-

12 См.: Кучеров И.И. Указ. соч. С. 199-201.

тривавшего их отчетность перед ним, предоставление документов в адрес Банка России или возможность Банка России привлечь к ответственности за нарушения валютного законодательства.

2) Однако Закон о внесении изменений дополнил Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» следующими положениями:

- Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций, в соответствии с федеральными законами (п. 9.1 ст. 4 Закона о Банке России);

- Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) в сфере их деятельности, в соответствии с федеральными законами.

Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка РФ, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, защита прав и законных интересов инвесторов (ст. 76.1 Закона о Банке России).

Из указанных нововведений можно сделать вывод, что, согласно п. 9.1 ст. 4 Закона о Банке России, Центральный банк РФ вправе также претендовать на осуществление контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг и как агентов валютного контроля, и за их валютными операциями. Это же следует и из духа закона, о чем приходится говорить в связи с отсутствием прямого регулирования, согласно которому Банк России как специалист в области финансовых рынков должен контролировать всех подотчетных ему субъектов (в составе Банка России имеется специальное подразделение, Департамент финансового мониторинга и валютного контроля, отвечающее за валютный контроль). Это не означает, например, вмешательство Центрального банка РФ буквально во все сферы деятельности профессиональных участников (обустройство офиса, дресс-код сотрудников или размещение рекламы), а лишь в те сферы, которые касаются деятельности участника на финансовом рынке, и их регулирование прямо определено законом.

Однако сторонники Росфиннадзора на это могут возразить, что, во-первых, редакции ч. 4 и 5 ст. 23 Закона о валютном регулировании и валютном контроле не изменены (следовательно, Рос-финнадзор продолжает контролировать операции профессиональных участников); во-вторых, абз. 2 ст. 76.1 Закона о Банке России указывает на немного другие цели регулирования, контроля и надзора; в-третьих, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 № 13-П, приоритетными признаются нормы за-

кона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений (это — Закон о валютном регулировании и валютном контроле).

Определенный ответ на поставленный вопрос могут дать проекты Постановлений Правительства РФ о внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с передачей Банку России полномочий «мегарегулятора»13 и об утверждении нового положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора14.

Первый из упомянутых проектов (проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты») посвящен вопросам приведения актов Правительства РФ в соответствие с Законом о внесении изменений и новой редакцией Закона о валютном регулировании и валютном контроле, а именно устанавливает следующее:

- координация взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией осуществляется Банком России;

- порядок представления профессиональным участникам рынка ценных бумаг резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций подлежит установлению Банком России;

- порядок передачи профессиональными участниками рынка ценных бумаг информации, в соответствии с ч. 9 ст. 23 Закона о валютном регулировании и валютном контроле, также должен устанавливаться Банком России. Указанные положения в случае принятия Постановления Правительства вступят в силу с момента определения Банком России правил, переданных под его ответственность.

На данный момент порядок представления резидентами и нерезидентами документов уполномоченным банкам регулируется Инструкцией Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», а также Указанием Банка России от

13 Единый портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения. URL: http://regulation.gov.ru/ project/10079.html (последнее посещение — 26 июня 2014 г.).

14 Там же. URL: http://regulation.gov.ru/project/8792.html (последнее посещение — 26 июня 2014 г.).

20.07.2007 № 1868-У «О представлении физическими лицами — резидентами уполномоченным банкам документов, связанных с проведением отдельных валютных операций».

Для профессиональных участников рынка ценных бумаг по-прежнему действует Постановление Правительства РФ от 17.02.2007 № 98 «Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков», согласно которому:

- резиденты и нерезиденты обязаны представлять подтверждающие документы и информацию по запросам профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиентами которых они являются;

- запрос о представлении подтверждающих документов и информации подается профессиональным участником резиденту или нерезиденту путем направления заказного почтового отправления с уведомлением о вручении или вручается резиденту или нерезиденту лично либо его уполномоченному представителю;

- срок представления резидентом и нерезидентом подтверждающих документов и информации устанавливается в запросе и не может составлять менее 7 рабочих дней со дня подачи запроса.

Порядок передачи информации и документов в Росфиннадзор, а также информации о выявленных нарушениях в сфере валютного законодательства на данный момент устанавливается для профессиональных участников Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 166. Представление информации и документов осуществляется профессиональным участником по письменному запросу. В случае выявления нарушений участник рынка ценных бумаг обязан передать указанную информацию в Росфиннадзор в течение 7 рабочих дней со дня, следующего за днем ее выявления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для уполномоченных банков действует иной порядок, установленный «Положением о порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» (утв. Положением Банка России от 20.07.2007 № 308-П). Согласно Положению, уполномоченный банк сообщает о нарушениях в территориальное учреждение Банка России в виде электронного сообщения ежемесячно.

Необходимо отметить, что, несмотря на изменение редакции абз. 3 ч. 6 ст. 22 Закона о валютном регулировании и валютном контроле, согласно которой координацию деятельности участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене инфор-

мацией осуществляет Банк России, не изменена редакция абз. 4, устанавливающего, по сути, обязанность уполномоченных банков передавать таможенным и налоговым органам информацию, согласно установленному Банком России порядку. Таким образом, указанная обязанность не распространена на участников рынка ценных бумаг, для которых по-прежнему актуальны требования Постановления Правительства РФ от 11.09.2006 № 560 «Об утверждении Правил по обеспечению взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации».

Второй из обозначенных документов (Постановление Правительства РФ от 04.02.2014 № 77 «О федеральной службе финансово-бюджетного надзора») мог бы по-новому решить вопрос контроля над участниками рынка ценных бумаг.

Предлагалась редакция п. 5.2 Положения, согласно которой Росфиннадзор должен осуществлять контроль над соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в сфере финансовых рынков) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля. Таким образом, на уровне подзаконного акта предлагалось установить, что как резиденты профессиональные участники подконтрольны Банку России. Вопрос, насколько правильно решать данную проблему на уровне подзаконного акта, да еще и прямо противоречащего Закону о валютном регулировании и валютном контроле, остается открытым.

Однако в итоге принятая редакция п. 5.2 Положения указывает, что Росфиннадзор осуществляет контроль над соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.

Таким образом, так и остался неизменным порядок контроля над профессиональными участниками как агентами валютного контроля. По нашему мнению, подотчетность Банку России (которая в настоящий момент понимается как возможность установления порядка координации с другими агентами и органами валютного контроля, а также порядка передачи информации в контролирующий орган) должна быть дополнена возможностью проводить проверки и привлекать к ответственности.

На наш взгляд, более правильным было бы полное подчинение профессиональных участников рынка ценных бумаг именно Банку России, внесение указанных положений именно в Закон, а также доработка положений ст. 23.60 КоАП РФ, которая

должна позволять привлекать к административной ответственности нарушителей, подотчетных и подконтрольных Банку России, от имени Банка России его уполномоченными сотрудниками (например, соответствующими лицами, осуществляющими инспекционную деятельность).

Как уже было отмечено, профессиональные участники рынка ценных бумаг могут участвовать в ряде валютных операций, тем самым обладая необходимой информацией об их осуществлении (как и уполномоченные банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг осуществляют наблюдение, аккумулируют у себя информацию в виде распоряжений и поручений клиентов), однако не могут не осуществить операцию, то есть возникает определенное противоречие между профессиональным участником как агентом валютного контроля и профессиональным участником как оператором рынка ценных бумаг, который должен выполнять свои гражданско-правовые обязательства перед клиентом.

Таким образом, в части регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг имеет место ряд противоречий, но отказываться от указанных субъектов как агентов валютного контроля было бы неправильным, несмотря на их иную профессиональную направленность. Информация, получаемая от профессиональных участников рынка ценных бумаг, представляет большую ценность для органов валютного контроля и валютного регулирования, позволяет определять объемы оттока капиталов через фондовый рынок.

Несвойственная профессиональному участнику рынка ценных бумаг функция агента валютного контроля, а также потенциальный конфликт интересов не должны, по нашему мнению, являться основанием для лишения их такого статуса. В то же время, вероятно, правильной была бы полная передача профессиональных участников рынка ценных бумаг (и в плане их деятельности как субъектов валютных операций, и как агентов валютного контроля) Банку России, которому нужно предоставить право самостоятельно проверять и привлекать к ответственности подконтрольные организации. Для профессиональных участников рынка ценных бумаг за неоднократные серьезные нарушения в сфере валютного законодательства можно предусмотреть ответственность в виде лишения лицензии профессионального участника15, но также и наделить правомочием по отказу в проведении сделки, а также перевода или приема ценных бумаг при их несоответствии валютному законодательству.

15 Приказ ФСФР России от 20.07.2010 № 10-49/пз-н «Об утверждении Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 38.

Библиография:

1. Аббясова Е.В. Банк как субъект публично-правовых отношений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2011. 23 с.

2. Бахрах Д.Н., Скороходова В.В. Делегирование коммерческим банкам властных полномочий || Современное право. 2007. № 11. С. 2-5.

3. Крохина Ю.А. Валютное право: учеб. для магистров, для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Юриспруденция». M., 2013. 551 с.

4. Кучеров И.И. Валютно-правовое регулирование в Российской Федерации: эволюция и современное состояние. M., 2014. 233 с.

5. Платонова И.Н. Mеждународные валютно-кредитные финансовые отношения: учеб.-практ. пособие. M., 2003. 150 с.

6. Сазонова Е.С., Рожков Ю.В. Регулирование и контроль трансграничных валютных операций. Хабаровск,

2011. 164 с.

7. Сапожников Н.В. Правовые проблемы предпринимательской деятельности банков с валютными ценностями: дис. ... канд. юрид. наук. M., 1997. 238 с.

S. Стиглиц Д. Доклад Стиглица о реформе международной валютно-финансовой системы: уроки глобального кризиса. M., 2012. 324 с.

9. Хаменушко И.В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: учеб.-практ. пособие. M., 2013. 480 с.

1G. Химичева Н.И. Финансовое право: учеб. M., 2008. 767 с.

References (transliteration):

1. Abbyasova E.V. Bank kak sub»ekt publichno-pravovykh otnoshenii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. SPb., 2011. 23 s.

2. Bakhrakh D.N., Skorokhodova V.V. Delegirovanie kommercheskim bankam vlastnykh polnomochii || Sovremennoe pravo. 2007. № 11. S. 2-5.

3. Krokhina Yu.A. Valyutnoe pravo: ucheb. dlya magistrov, dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedenii, obuchayush-chikhsya po napravleniyu «Yurisprudentsiya». M., 2013. 551 s.

4. Kucherov I.I. Valyutno-pravovoe regulirovanie v Rossiiskoi Federatsii: evolyutsiya i sovremennoe sostoyanie. M., 2014. 233 s.

5. Platonova I.N. Mezhdunarodnye valyutno-kreditnye finansovye otnosheniya: uchebno-prakticheskoe posobie. M., 2003. 150 s.

6. Sazonova E.S., Rozhkov Yu.V Regulirovanie i kontrol' transgranichnykh valyutnykh operatsii. Khabarovsk, 2011. 164 s.

7. Sapozhnikov N.V. Pravovye problemy predprinimatel'skoi deyatel'nosti bankov s valyutnymi tsennostyami: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 1997. 238 s.

S. Stiglits D. Doklad Stiglitsa o reforme mezhdunarodnoi valyutno-finansovoi sistemy: uroki global'nogo krizisa. M.,

2012. 324 s.

9. Khamenushko I.V. Valyutnoe regulirovanie v Rossiiskoi Federatsii: pravila, kontrol', otvetstvennost': ucheb.-prakt. posobie. M., 2013. 480 s.

1G. Khimicheva N.I. Finansovoe pravo: ucheb. M., 2008. 767 s.

Материал поступил в редакцию 11 мая 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.