Пилипцов Иван Николаевич
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЧАСТНОЙ ТОРГОВЛИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ ТАТАРСКОГО БАЗАРА Г. АСТРАХАНИ)
В статье рассматривается регулирование частной торговли как один из способов снабжения населения продовольствием в годы Первой мировой войны. Автор на примере Татарского базара показывает особенности принимаемых властями мер для регулирования торговли и оценивает их эффективность. В частности, анализируются занятость предоставленных Управой мест для торговли, разнообразие категорий продаваемых на базаре товаров и получаемая Управой прибыль от сдачи торговых мест в аренду. Делается вывод о недостаточном уровне снабжения населения продовольствием через частную торговлю. Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^/З^СИУММУ.^т!
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 4(78) C. 166-168. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/4/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
6. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega12.txt (дата обращения: 22.02.2017).
7. Савинцев В. И. Рациональные основания персоналистской концепции культуры Н. А. Бердяева // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. № 12. С. 114-121.
8. Эстетика: словарь / под общ. ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. 447 с.
THE PROBLEM OF DEHUMANIZATION IN JOSÉ ORTEGA Y GASSET'S AND N. A. BERDYAEV'S CREATIVITY
Nurmukhametova Viktoriya Vasil'evna, Ph. D. in Philosophy Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov viktonur@yandex. ru
The article contains an analysis of the essence of dehumanization first considered in J. Ortega y Gasset's and N. A. Berdyaev's creativity. The forms of manifestation of dehumanization in the modern society and in the space of the subject are determined. It is stated that dehumanization in the space of the subject is manifested in hardening of its consciousness and "closure" of the soul. The situation in art, science and technology in the era of dehumanization is characterized.
Key words and phrases: dehumanization; bestiality; Caesarism; naturalism; technicism.
УДК 339.16.012.32(470.46-25)"1914/1917" Исторические науки и археология
В статье рассматривается регулирование частной торговли как один из способов снабжения населения продовольствием в годы Первой мировой войны. Автор на примере Татарского базара показывает особенности принимаемых властями мер для регулирования торговли и оценивает их эффективность. В частности, анализируются занятость предоставленных Управой мест для торговли, разнообразие категорий продаваемых на базаре товаров и получаемая Управой прибыль от сдачи торговых мест в аренду. Делается вывод о недостаточном уровне снабжения населения продовольствием через частную торговлю.
Ключевые слова и фразы: частная торговля; Астрахань; Первая мировая война; Татарский базар; продовольствие; снабжение.
Пилипцов Иван Николаевич
Астраханский государственный университет honestfox@inbox. т
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЧАСТНОЙ ТОРГОВЛИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ ТАТАРСКОГО БАЗАРА Г. АСТРАХАНИ)
В годы Первой мировой войны губернские власти и органы местного самоуправления различными путями стремились улучшить снабжение населения продовольствием. Регулирование частной торговли было одним из основных способов снабжения. Сложности в снабжении были характерны главным образом для губернских центров, тогда как в сельской местности и уездных городах дефицит продовольствия практически не ощущался [2, с. 194-195].
До 1916 г. снабжение мирного населения практически полностью зависело от частных торговцев [1, с. 78]. Частная торговля с началом войны стала одним из главных предметов борьбы властей с удорожанием и дефицитом товаров. Основным способом регулирования частной торговли было введение предельных цен. Однако введение такс не оправдывало себя в полной мере. Напротив, подвоз некоторых категорий товаров сокращался, а другие - росли в цене [6, с. 100].
Традиционным местом для торговли в Астрахани являлись базары. Они представляли собой специально обустроенные площади для ведения в разной степени упорядоченной торговли. Основным товаром, в отличие от магазинов, являлась сельскохозяйственная продукция. В городе был ряд крупных рынков, одним из которых являлся Татарский базар. Он располагался недалеко от места слияния Варвациевского канала и Адмиралтейского затона. Основными продавцами на нём были татары, они же заселяли ближайшие улицы рядом с базаром [5, с. 110, 112].
В 1915 г. Астраханской городской Управой были составлены кондиции для осуществления торгов по сдаче мест на Татарском базаре сроком на один год с 1 января 1916 г. по 1 января 1917 г. Кондициями было определено количество мест для продажи отдельных категорий товаров, при этом размеры торговых площадок различались. Всего в указанный период в аренду сдавалось 321 место, из них под продовольственные товары отводилось 214 мест. Больше всего мест выделялось для торговли свежими фруктами; молоком и сливками; сметаной, творогом и чухонским маслом; частиковой рыбой. Помимо перечисленных товаров также осуществлялась торговля сухими фруктами; конфетами и халвой; колбасой; груздями; красной
ISSN 1997-292X
№ 4 (78) 2017
167
рыбой; студнем; рубцами; яйцами с корзин и дичью; квашеной капустой и солёными огурцами; грибами; бараньими башками; копчёной рыбой с коромысла; варёной и печёной рыбой; витыми; свежей свининой; свежей айвой и витушками [3, д. 1668, л. 3].
Мы предполагаем, что количество выделяемых Управой мест под определённые категории товаров зависело от потребностей в этих товарах для снабжения населения. Однако следует подчеркнуть, что из-за разной площади торговых мест суммарная площадь, выделяемая для продажи товара в меньшем количестве лавок, могла быть больше или приблизительно равна суммарной площади товара, продаваемого в большем количестве лавок. Так, мелочный товар с полков продавался с 12 мест, размер стороны которых был равен одной сажени. Если мы представим длину одной стороны места в два аршина, то получим уже 27 мест. В то время как для торговли свежими фруктами выделялось 34 места с величиной стороны в два аршина [Там же]. Отсюда создание большого количества незначительных по площади мест связано не только с желанием стимулировать торговцев на продажу необходимого населению товара, но и создать между ними наибольшую конкуренцию.
Согласно кондициям, торговцы, арендовавшие места на Татарском базаре, были обязаны соблюдать множество правил и требований, установленных Астраханской городской управой. Так, в соответствии со вторым пунктом кондиций, им предписывалось соблюдать чистоту места, не оскорблять покупателей; не менять места и не занимать пространства больше установленного; торговать только определёнными товарами. При нарушении этих правил место передавалось городу, а арендная плата не возвращалась.
В соответствии с третьим пунктом соглашения запрещалось отдавать в аренду более двух мест в одни руки; проходы между рядами должны были быть свободными для передвижения. Нарушители облагались штрафом в размере 10 рублей, а за повторное нарушение место отбиралось. Также Городская управа оставила за собой право возвращения мест из аренды в любое время с последующим расчётом [Там же].
Несмотря на множество ограничений со стороны городских властей, препятствующих получению торговцами максимальной прибыли, арендаторы находили возможности для оптимизации торговли. Так, была распространена субаренда. В частности, Асфендиар Резепов сдавал в аренду оба свои места для торговли свежими фруктами. Место № 16 сдавалось им за 35 рублей 85 копеек; а место № 17 - за 66 рублей 70 копеек. При этом сам Асфендиар Резепов арендовал у города место № 16 за 30 рублей 20 копеек, а место № 17 - 66 рублей 70 копеек [Там же, л. 10]. Другой арендатор - Сабир Давыдов - сдавал арендованные ранее места № 33 и № 34 также для торговли свежими фруктами. Место № 33 сдавалось им за 53 рубля 60 копеек, а место № 34 - за 76 рублей 70 копеек, что равняется суммам уплаченных ранее самим арендатором [Там же, л. 14].
Многие из предложенных для аренды мест были не заняты. Наиболее сложная ситуация сложилась в торговле свежими фруктами; молоком и сливками; сметаной, творогом и чухонским маслом; частиковой рыбой; яйцами с корзин и дичью; бараньими башками; копчёной рыбой с коромысла; груздями. Кроме того, все места для торговли свежей айвой и витыми не были арендованы [Там же, л. 88-101].
Все двенадцать мест для торговли персидскими (сухими) фруктами также были не заняты арендаторами, что было связано с высокой арендной платой, которая составляла от 51 рубля до 280 рублей 25 копеек за место [Там же, л. 89]. В связи с этим арендаторы написали заявление в адрес Управы о снижении арендной платы на 30% [Там же, л. 102]. Всего невостребованных мест для продажи продовольственных товаров по Татарскому базару было девяносто четыре.
Полностью были заняты только места для торговли грибами; рубцами; витушками; вареной и печёной рыбой. Удовлетворительной можно считать ситуацию с торговлей конфетами и халвой; колбасой; красной рыбой; студнем; квашеной капустой и солёными огурцами; свежей свининой [Там же, л. 98-101].
Торги на Татарском базаре показали низкую активность арендаторов и, по-видимому, общий упадок торговли в городе. С началом войны многие розничные торговцы были вынуждены уйти с рынка в связи с отсутствием запасов товаров и оборотного капитала [4, с. 69]. Только на не значительное количество мест претендовало несколько человек сразу. В частности, на место № 17 для торговли свежими фруктами претендовали Абдулхан Давыдов и Асфендиар Резепов; на место № 33 и № 34 также для торговли свежими фруктами претендовали Асфендиар Резепов и Сабир Давыдов [3, д. 1668, л. 11-14]. На место № 3 для торговли конфетами и халвой претендовали Андрей Зубанов и Устина Камашева [Там же, л. 18-20]. На место № 1 для торговли квашеной капустой и солёными огурцами - Анна Язынина и Екатерина Норкина. На места № 1 и № 2 для торговли грибами - Василий Шишкин и Наталья Шишкина [Там же, л. 59-61].
Минимальная ставка на торгах составляла 5 копеек, в результате стоимость аренды 26% сданных мест увеличилась на величину минимальной ставки. Таким образом, Городская управа потеряла большую часть возможной прибыли от аренды торговых мест. Не более чем на 10% (с учётом минимальной ставки) выросла цена 57 мест, от 10% до 50% выросла стоимость аренды 41 места, от 50% до 100% - 14 мест, наконец, 6 мест подорожали более чем на 100%. Важно, что рост цен на торговые места зачастую не был связан с правом на продажу определённых товаров. Так, аренда места № 1, № 4 для торговли свежими фруктами подорожала на 1%, а места № 16 и № 17 - на 115% каждое [Там же, л. 88-89]. Аренда места № 2 для торговли частиковой рыбой подорожала на 2%, а места № 26 и № 28 - на 52% каждое [Там же, л. 95-96]. Наконец, место № 1 для продажи копчёной рыбы с коромысла выросло в цене на 1%, а место № 4 - на 54% [Там же, л. 98]. Рост арендной платы на определённые места, помимо торгов, возможно, связан с их более выгодным положением в рядах. Наибольший средний рост арендной платы произошёл на местах для торговли сметаной, творогом и чухонским маслом - 89%. По нашему мнению, сильный рост арендной платы в данном случае может быть связан с наличием спроса и установлением таксы, удовлетворявшей интересы торговцев.
Если в 1915 г. за счёт сдачи торговых мест на Татарском базаре Городская управа получила 4882 рубля 20 копеек прибыли, то в 1916 г. - только 2506 рублей 50 копеек, то есть произошло снижение доходов на 51%.
Таким образом, в результате сдачи в аренду мест для торговли на Татарском базаре Астраханская городская управа преследовала две цели. Во-первых, обеспечить продажу, а следовательно, снабжение населения продовольственными товарами, а во-вторых, получить прибыль от аренды торговых мест. Кроме того, Управа жёстко регулировала деятельность торговцев. Первая цель была выполнена частично, так как 44% всех мест, предназначенных для продажи продовольственных товаров, не были арендованы. Кроме того, необходимо отметить, что, несмотря на большое разнообразие категорий торговых мест, на Татарском базаре продавались далеко не все необходимые населению продовольственные товары, в частности, там отсутствовали: ряд сортов мяса и масла; крупы; сахар; соль; не полностью была представлена хлебная и молочная продукция. Вторая цель также была выполнена не полностью, рост цен не смог нивелировать большое количество не занятых арендных площадей.
Список источников
1. Белова И. Б. Первая мировая война и российская провинция. 1914 - февраль 1917 г. М.: АИРО-XXI, 2011. 288 с.
2. Голубинов Я. А. Продовольственный вопрос в российской провинции в годы Первой мировой войны (на материалах Самарской губернии) // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2007. № 5-3 (55). С. 194-200.
3. Государственное казенное учреждение Астраханской области «Государственный архив Астраханской области» (ГКУ АО «ГААО»). Ф. 94. Оп. 1.
4. Данилов Н. А. Влияние Великой мировой войны на экономическое положение России. Петроград: ГИЗ, 1922. 95 с.
5. Таркова Р. А. Некоторые особенности городского быта Астрахани: из истории бань, базаров и ресторанов // Астраханские краеведческие чтения: сборник статей / под ред. Р. А. Тарковой. Астрахань: Сорокин Роман Васильевич, 2009. С. 109-113.
6. Тимофеева Е. Г., Байгушкин А. И., Лебедев С. В., Олейников А. В., Федина К. С. Астрахань в событиях Великой войны: 1914-1918 годы. Астрахань: ООО «Типография Нова», 2014. 300 с.
PRIVATE TRADE REGULATION IN THE YEARS OF THE FIRST WORLD WAR (BY THE EXAMPLE OF TATAR FAIR OF ASTRAKHAN CITY)
Piliptsov Ivan Nikolaevich
Astrakhan State University honestfox@inbox. ru
The article examines private trade regulation as one of the means to provide the population with food in the years of the First World War. By the example of Tatar fair the paper shows specificity of measures taken by the authorities to regulate trade and evaluates their efficiency. In particular, the author analyzes occupancy of shopping spaces provided by the City Council, assortment of goods sold at the fair and profit earned by the City Council from renting shopping space. The researcher concludes on insufficient food supplies through private trade.
Key words and phrases: private trade; Astrakhan; The First World War; Tatar fair; food; supply.
УДК 32.019.5 Политология
Статья посвящена особенностям формирования политической культуры как элемента политической системы общества, а также политической культуры молодежи - в частности. Рассмотрены уровни ориентации, характерные черты, функции и типы политической культуры. Особое внимание уделено результатам проведенного исследования уровня политической активности и политической культуры молодежи г. Пенза и Пензенской области, которое выявило ряд проблем, касающихся недоверия молодежи к политическим решениям органов власти, а также причины ее политической пассивности в целом.
Ключевые слова и фразы: политическая культура молодежи; политическая система общества; политическая активность; выборы; электорат.
Питерова Анна Юрьевна, к.и.н.
Андросова Любовь Александровна, к. соц. н., доцент
Тетерина Евгения Александровна, к.и.н.
Пензенский государственный университет yuganovs@mail.ru; Lana1654@yandex.ru; evgenia_t@bk.ru
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)
В настоящее время термин «политическая культура», помимо политической сферы, приобретает популярность и в других сферах общественной жизни. Данное понятие прочно вошло в лексикон журналистов,