Научная статья на тему 'РЕГУЛИРОВАНИЕ АЭРАЦИОННОГО РЕЖИМА МАГИСТРАЛЬНЫХ УЛИЦ СРЕДСТВАМИ ПЛАНИРОВКИ'

РЕГУЛИРОВАНИЕ АЭРАЦИОННОГО РЕЖИМА МАГИСТРАЛЬНЫХ УЛИЦ СРЕДСТВАМИ ПЛАНИРОВКИ Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — В.В. Балакин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛИРОВАНИЕ АЭРАЦИОННОГО РЕЖИМА МАГИСТРАЛЬНЫХ УЛИЦ СРЕДСТВАМИ ПЛАНИРОВКИ»

УДК 614.37: (613.298:667.633.26) :613.!2

А. Г. Пестова, Л. С. Коломиец, О. Г. Петровская

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОВЫХ ЛАКОВ ЭП-5186 И ЭП-5194, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ КОНТАКТА С ПРОДУКТАМИ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ

ВНИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимеров и пластических масс Минздрава СССР, Киев

Продовольственной программой предусмотрено увеличить объем и ассортимент консервов для детского питания, максимально сохранить их питательную ценность, обеспечить необходимые органолептнческие показатели, полную химическую и бактериальную безвредность.

В настоящее время планируется выпуск консервов в стеклянной таре с металлическими крышками, покрытыми лаками на эпоксифенольной основе марок ЭП-5186 и ЭП-5194.

С целью гигиенической оценки новых лаков нами изучены закономерности миграции из них мономеров эпи-хлоргидрина (ЭХГ), фенола и формальдегида в модельные среды, имитирующие консервы. Для этого на обезжиренные стекла наносили исследуемые лаки и нагревали их в сушильном шкафу в течение 10 мин при температурах 50—200 °С. Затем стекла выдерживали 1 сут в модельных растворах (вода, 0,5 % раствор уксусной кислоты с 2 % раствором поваренной соли и 1 % раствор лимонной кислоты).

Исследования показали, что при полимеризации лаков при температуре 50 и 100 "С в контактируемые растворы мигрируют ЭХГ, фенол и формальдегид в количествах, превышающих допустимые. Сушка лаков при 150—200 °С способствует резкому снижению накопления мономеров в модельных средах, причем уровень их миграции ниже допустимого в несколько раз.

С использованием уравнения [3]

С, = С0еЛ-',

где С — концентрация мономеров (в мг/л); Со — концентрация мономеров (в мг/л) при 0°С; к — температурный коэффициент миграции; / — температура сушки лаков (в С), рассчитана оптимальная температура затвердевания лаков. При длительности сушки 10 мин она соответствует 180°С. Кроме того, выявлена зависимость уровня накопления мономеров в модельных средах, контактировавших с лаками, от величины рН.

Для апробации полученных гигиенических регламентов использовали стеклянные банки с лакированными крышками, которые были высушены при разработанных условиях. Образцы наполняли модельными растворами, подвергали стерилизации при 100 °С в течение 1 ч, герметизировали и выдерживали 10 сут при комнатной температуре в перевернутом виде [2].

Установлено, что лаки хорошо переносят стерилизацию: внешний вид не изменяется, отслоение и трещины не появляются, вытяжки прозрачны, бесцветны, без постороннего запаха и привкуса. В вытяжках из лака ЭП-5186 обнаружен ЭХГ в концентрациях от 0 до 0,05 мг/л и следы формальдегида. В модельных растворах, контактировавших с лаком ЭП-5194, содержание фенола коле-

балось от 0 до 0,001 мг/л, обнаружены следы формальдегида.

Для выявления особенностей биологического действия вытяжек из лаков использовали 80 белых беспородных крысят 3-недельного возраста, разделенных на 4 группы. Животные 1-й группы в течение 2 мес с помощью автопоилок получали вытяжки из лака ЭП-5186, содержащие ЭХГ в концентрации 0,05 мг/л и следы формальдегида. Крысятам 2-й группы из автопоилок спаивали вытяжки из лака ЭП-5194, в состав которых входил фенол (0,001 мг/л) н формальдегид (следы). Животные контрольных (3-й и 4-й) групп получали кипяченую воду. Условия эксперимента соответствовали принятой методической схеме [I].

Установлено, что подопытные животные выпивали по 6—12 мл вытяжки из лаков. Внешних проявлений интоксикации у крысят не отмечалось.

Статистически достоверных различий в динамике массы тела, показателях морфологического состава периферической крови у подопытных и контрольных крысят не отмечено.

Содержание пировиноградной и молочной кислот, активность холинэстеразы в крови были одинаковыми у животных всех групп. Суточный диурез, а также содержание белка, мочевины и хлоридов в моче у подопытных и контрольных животных не выходили за пределы физиологических колебаний.

Через 2 мес от начала эксперимента только у крысят 1-й группы возросла активность АСТ и АЛ Т. Однако в отдельные периоды опыта и в контроле отмечалось повышение активности этих ферментов. Следовательно, эти изменения следует рассматривать как физиологические.

При патоморфологических исследованиях изменений во внутренних органах ж выявлено.

Результаты проведенных исследований позволяют рекомендовать лаки ЭП-5186 и ЭП-5194 для покрытия металлических крышек, предназначенных для герметизации стеклянных банок с продуктами детского питания.

Литература

1. Инструкция по токсикологической оценке полимерных материалов, применяемых в пищевой промышленности: Исходные и вспомогательные продукты синтеза: Мигрирующие вещества. — М., 1984.

2. Методические указания по гигиенической оценке лакированной консервной тары. — Киев, 1982.

3. Методические указания по планированию эксперимента при изучении стойкости пестицидов в объектах окружающей среды. — Киев, 1980.

Поступила 09.10.86

УДК 614.71/.72: (614.78:625.712.1

В. В. Балакин

РЕГУЛИРОВАНИЕ АЭРАЦИОННОГО РЕЖИМА МАГИСТРАЛЬНЫХ УЛИЦ СРЕДСТВАМИ ПЛАНИРОВКИ

Волгоградский инженерно-строительный институт

Качество воздушной среды на примагистральных территориях жилых районов существенно зависит от начальной концентрации выбросов автотранспорта в уличном

пространстве. Однако в методиках расчета загазованности воздуха автомагистралей, используемых в настоящее время проектными организациями, практически не учитывается

Характеристика скорости ветра (относительно таковой на открытой местности) над проезжей частью в зависимости от

ширины улицы и плотности застройки

Скорость ветра (в м/с) прн плотности застройки

Ширина

улицы, м 0,3 0.4 0,5 0,6 0.7 0,8 0,9 1.0

15 0,76 0,67 0,64 0,67 0,78 0,92 0,98 1,00

30 0,83 0,72 0,71 0,72 0,82 1,03 1,10 1,12

45 0,73 0,6Н 0,65 0,67 0,74 0,88 0,94 0,96

60 0,70 0,62 0,62 0,63 0,71 0,85 0,93 0,95

90 0,80 0,73 0,72 0,75 0,84 0,95 0,99 1,01

влияние этажности и плотности застройки улиц на начальный уровень концентрации вредных веществ. В большинстве проектов параметры поперечного профиля городских улиц устанавливаются без учета аэрацнонного режима и условий рассеивания отработанных газов автотранспорта.

В целях изучения влияния плотности застройки и ширины улицы на формирование аэрацнонного режима проезжей части магистрали была предпринята анемометриче-ская съемка с использованием моделей застройки в масштабе 1 : 20.

Скорость ветра определяли на высоте 10 см в наиболее характерных точках по продольному и поперечному сечениям улицы, а также на свободной от застройки площадке на высоте 0,1, 1, 2, 3 и 4 м. Исходное направление ветра фиксировалось анеморумбометром.

Измерения проводились несколькими операторами в определенной последовательности. Продолжительность экспозиции 10—20 мин в зависимости от силы ветра.

Испытано 36 макетов застройки городских улиц, всего выполнено 7380 измерений.

При обработке результатов замеров учитывалось основное условие подобия: скорость невозмущенного потока при моделировании ит должна относиться к скорости ветра в натуре и„ как корень кубический из масштаба уменьшения моделей [3], т. е. при масштабе 1 : 20

Измерения проводились при скорости ветра у поверхности площадки 0,5—2 м/с, что по условиям подобия соответствовало режиму аэрации в натурных условиях 1,4— 5,4 м/с. Указанные скорости наиболее близки к комфортным и допустимым по теплоощущениям человека и вместе с тем обеспечивают разбавление воздуха магистральных улиц разных категорий, снижая на 70—90 % уровни загрязнения при штилевом состоянии атмосферы [1).

В результате исследований установлено, что невозмущенный ветровой поток, взаимодействуя с застройкой, изменяет скорость и направление на разных уровнях от земли. Поэтому скорость ветра у проезжей части на высоте 1,5 м на конкретных участках улицы может быть вычислена по формуле:

«,,$ = иф-ф-К,

где иф—скорость ветра, измеренная на метеостанции на высоте флюгера (в м/с); ф — коэффициент приведения скорости ветра к высоте 1,5 м (для флюгера на высоте 10 м Ф = 0,73 [4|); /( — коэффициент, учитывающий изменение скорости ветра в застройке.

Для прогнозирования уровня загазованности уличного пространства на перегонных участках магистралей с постоянными характеристиками транспортного потока скорость ветра целесообразно выражать с помощью средневзвешенного коэффициента:

к = 2

•I 1

где Л- — протяженность элементарных участков улмПы с

постоянной относительной скоростью ветра К<\ £ — общая длина рассматриваемого участка магистрали.

Исследования показали, что наилучшие условия для аэрации складываются при ориентации улицы по направлению ветра. При таких условиях ветровой поток сохраняет и увеличивает свою скорость в уличном пространстве. Самым неблагоприятным для аэрации магистралей направлением является перпендикулярное, при котором за экранирующими зданиями образуются Зоны с локальной циркуляцией воздуха, минимальными скоростями и максимальными уровнями загрязнения воздуха [1].

С увеличением плотности застройки магистрали вдоль красных линий до 6 = 0,5 наблюдается снижение скорости движения воздуха, достигающей минимальных значений прц К от 0,61 до 0,72 в зависимости от ширины улицы. Наибольшему снижению скорости ветра над проезжей частью улицы способствует периметральная с разрывами застройка одно-, двухсекционными зданиями со средней плотностью вдоль красней линии 0,4—0,6.

Дальнейшее уплотнение застройки ведет к усилению скорости ветра над проезжей частью до /(=0,95—1,12. Такое парадоксальное явление связано, по-видимому, с особен- р ностями обтекания малосекционных зданий ветровым потоком. По данным литературы [2] и нашему мнению, наличие многочисленных поперечных вихрей в торцевых частях зданий точечного типа вносит более ощутимое тормозящее воздействие на обтекающую сверху часть потока, чем у многосекционных зданий. Кроме того, фронтальная застройка является своего рода стимулятором направления потока вдоль улицы, поэтому на плотно застроенных участках магистралей характер движения воздуха часто напоминает каньониый (долинный) ветер со скоростью, незначительно отличающейся от скорости ветра вне застройки.

При увеличении ширины улицы (В) в линиях застройки отмечается возрастание скорости ветра. Максимум наблюдается при В—2Н, где Н — высота здания, независимо от плотности застройки. При этом максимальная относительная скорость ветра при различной плотности застройки находится в пределах от 0,71 до 1,12. При В, равном 2— 4 Н, скорость ветра несколько ослаблевает (К=0,61— ^ 0,93), однако последующее увеличение ширины улицы приводит к восстановлению скорости ветрового потока при В, равном 6—10 Н. Это согласуется с результатами работы [2], в которой установлена величина циркуляционной зоны между двумя протяженными зданиями, равная 8— 10 Н. При превышении этого параллельно стоящие здания рассматриваются как отдельно стоящие.

В целях ускорения прогноза аэрацнонного режима магистралей могут быть использованы данные таблицы, в которой приводятся скорости на наиболее типичных по размерам улицах.

Выводы. 1. Оптимальная ширина улицы, с точки зрения аэрации проезжей части, определяется расстоянием между линиями регулирования застройки при В. равном 2Н, 6—10 Н и более, в зависимости от плотности застройки вдоль красной линии.

2. Максимальному снижению скорости ветра над проезжей частью способствует периметральная с разрывами застройка улицы одно- и двухсекционными зданиями при средней плотности в = 0,4—0.6.

Литература

1. Балакин В. В. // Гиг. и сан. — 1980. — № 6, —С. 5—7.

2. Никитин В. С., Максимкина Н. Г., Самсонов В. Т., Плотникова Л. В. Проветривание промышленных площадок и прилегающих к ним территорий. — М., 1980.— С. 13-89.

3. Серебровский Ф. Л, Иванов М. Г., Пресман Л. И. // Вопросы изучения окружающей среды селитебных и промышленных территорий городов. — Челябинск, 1976.— С. 70-76.

4. Справочник проектировщика: Градостроительство / Под ред. В. Н. Белоусова, 2-е изд. — М., 1982, —С. 51.

Поступила 01.09.86

УДК 613.6:681.327.6;

Н. X. Амиров, Е. Б. Резников, В. Н. Краснощекова, Н. А. Багрянова

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИИ ТРУДА АППАРАТЧИКОВ ПРОИЗВОДСТВА МАГНИТНОЙ ЛЕНТЫ

Казанский медицинский институт

Производство магнитной ленты включает ряд технологических операций, в том числе изготовление лавсановой основы ленты, которая производится методом экструзии из полиэтнлентерефталатной смолы (ПЭТФ). Этот процесс сопровождается выделением пыли при загрузке диметилте-рефталата, тепловыделением и газовыделением продуктов термодеструкцин смолы (терефталевая кислота, пары эти-ленглнколя, окись углерода).

Работа ведется в зданиях без естественного освещения и проветривания, что обусловлено особенностями технологии, необходимостью поддерживать в помещении термо-влажностный режим и исключительную чистоту воздуха. Вентиляционные системы обеспечивают кондиционирование воздуха.

Как показали проведенные исследования, средняя температура воздуха в отделении изготовления лавсановой основы магнитных лент в теплый период года достигает 26,9 °С. Относительная влажность остается низкой в течение всего года (от 29,75 до 32,74 %).

Уровни звукового давления составляли 85 дБ А. По спектральному составу шум средневысокочастотный и его уровни не превышают допустимых. Искусственное освещение осуществляется общей системой освещения с применением люминесцентных ламп типа ДРЛ. Фактическая освещенность рабочих мест в контрольных точках (80— 150 лк) значительно меньше требуемой для установленного разряда работ (400 лк). Исследование состояния воздушной среды в цехе показало, что концентрации продуктов термодеструкции ПЭТФ не превышают ПДК.

В обязанности аппаратчиков входят контроль за показанием приборов, наблюдение за технологическим процессом и устранение неисправностей. Технологический процесс непрерывный, работа ведется в 4 смены, не связана с физической нагрузкой, однако требует длительного сосредоточенного наблюдения.

Изучение состояния организма аппаратчиков носило комплексный характер и включало исследование функции ЦНС, сердечно-сосудистой и нервно-мышечной систем. Физиологические исследования проводились 3 раза за рабочую смену. Всего обследовано 20 аппаратчиц в возрасте 20— 40 лет со стажем работы 3—5 лет, обслуживающих агрегат ПТЭФ в 3 смены.

Хронометражными наблюдениями установлено, что до 90 % рабочего времени аппаратчиц занимает наблюдение за пультом управления, '/г часть времени аппаратчицы тратят на устранение неполадок, подправку ленты, ликвидацию ее обрывов и снятие рулонов готовой продукции.

Функциональное состояние ЦНС изучалось методами

хронорефлексометрин, тремометрин, с помощью корректурных таблиц Анфимова.

Изменения показателей латентного периода двигательных реакций на световой и звуковой раздражители, полученные методом хронорефлексометрин, к концу смены по сравнению с исходным состоянием достигают 10,8 и 23,2 % соответственно. Методом тремометрин выявлено, что общее количество касательных движений в секунду в течение смены существенно не увеличивалось при выполнении одинакового объема работы. Корректурные пробы показали, что количество ошибок к концу рабочего дня существенно не увеличивалось при выполнении всех предложенных заданий: на упрочение условной реакции, реакций условного торможения н дифференцированного торможения. Однако время выполнения заданий к концу рабочего дня достоверно увеличивалось.

АД к концу смены существенно не повышалось. Частота сердечных сокращений увеличивалась с 78,4±2,2 до 82±1,2 в минуту. Средневзвешенная температура кожн до начала работы составляла 31,0±0,3°С, к концу рабочего дня — 32,18±0,09°С. Исследование состояния нервно-мышечного аппарата свидетельствует о развитии процессов утомления к концу рабочей смены, что выражается в снижении силы на 24,8 %, выносливости на 27,5 %.

Таким образом, физиологические изменения в организме аппаратчиков свидетельствуют о функциональном напряжении ЦНС, нервно-мышечной и терморегуляторной систем.

Учитывая сложные конструктивные особенности помещений без естественного освещения и проветривания, следует предъявлять высокие требования к вентиляции и искусственному освещению. Производственная вентиляция, организованная по типу кондиционирования, должна поддерживать оптимальные параметры микроклимата на рабочем месте. Искусственное освещение следует оборудовать люминесцентными лампами со спектром, близким к таковому дневного света при уровне освещенности не менее 400 лк.

В цехе необходимо оборудовать фотарий или установить эритемные лампы в помещениях с непостоянным пребыванием людей (бытовые помещения, коридоры и т. д.). Следует оборудовать комнату отдыха с естественным светом и установить регламентированные перерывы в работе, а в цехе создать с помощью художественных и светотехнических средств имитацию оконных проемов.

Приведенные рекомендации внедряются на обследованном производстве магнитной ленты.

Поступила (И.11.86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.