Научная статья на тему 'Регрессия игры в дошкольный период детства'

Регрессия игры в дошкольный период детства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
758
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / РЕГРЕССИЯ ИГРЫ / СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верхотурова Ю.А.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Для ее развития требуется достаточно времени в режиме дня, наличие разнообразных материалов, игрушек и предметов заменителей, а главное помощь взрослого, который на равных, принимая на себя роль, способствует развитию основных характеристик игровой деятельности детей. На фоне позитивных изменений дошкольного образования отчетливо проявляется проблема регрессии игры дошкольников, возвращения к предыдущим этапам ее развития. Выявлению причин возникновения данной проблемы и возможных путей ее решения посвящена наша статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регрессия игры в дошкольный период детства»

Регрессия игры в дошкольный период детства

Верхотурова Юлия Анатольевна кандидат педагогических наук,

доцент,

Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия yula15118@mail.ru

Аннотация: Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Для ее развития требуется достаточно времени в режиме дня, наличие разнообразных материалов, игрушек и предметов - заменителей, а главное - помощь взрослого, который на равных, принимая на себя роль, способствует развитию основных характеристик игровой деятельности детей. На фоне позитивных изменений дошкольного образования отчетливо проявляется проблема регрессии игры дошкольников, возвращения к предыдущим этапам ее развития. Выявлению причин возникновения данной проблемы и возможных путей ее решения посвящена наша статья.

Ключевые слова: дошкольники, игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра, регрессия.

Дошкольное детство - важнейший период в жизни человека. Именно в это время формируются основы нравственного, физического, психического и социального здоровья личности.

Приобщение детей к миру взрослых, формирование социальных качеств личности осуществляется в ходе игровой деятельности. Она имеет мощный потенциал развития. В игре у дошкольника формируются такие личностные качества как самостоятельность, активность, инициативность. Игра способствует развитию изобретательности, воображения, позволяет ребенку проявить фантазию, творческие способности. В процессе игры формируются навыки общения, умения понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им. В совокупности именно сюжетно-ролевая игра обеспечивает формирование интегративных качеств личности дошкольника, выделяемых в качестве результата дошкольного образования в целом (Галигузова Л.Н., 1992).

Учитывая значимость сюжетно-ролевой игры в жизни детей, именно ее становлению должно уделяться основное внимание воспитателей и родителей.

Для развития сюжетно-ролевой игры на начальных этапах требуется достаточно времени в режиме дня, наличие разнообразных материалов, игрушек и предметов -заменителей, а главное - помощь взрослого, который на равных, принимая на себя роль, способствует развитию основных характеристик игровой деятельности. Данные требования отражены как в концептуальных основах дошкольной педагогики, так и в теории и методике дошкольного образования. Однако сегодня мы отмечаем «регрессию игры», смещение приоритетов в направлении чрезмерной интеллектуализации детей, жесткой регламентации жизнедеятельности дошкольников, замены личностного общения информационными технологиями.

Термин «регрессия» в самой обобщенной формулировке данного понятия рассматривается как возвращение к более раннему, незрелому уровню функционирования чего-либо. В данной статье мы используем термин регрессия для акцентирования проблемы недостаточного развития игровой деятельности современных дошкольников.

Выявлению причин возникновения данной проблемы и возможных путей ее решения посвящена наша статья. Для этого необходимо проанализировать режим жизнедеятельности современных дошкольников в разных возрастных группах, оценить возможности среды дошкольных образовательных организаций и семьи для развития игровой деятельности, а также изучить мнение воспитателей и родителей по данному вопросу.

Содержательные характеристики игры, ее влияние на главнейшие изменения в психике ребенка наиболее подробно рассматриваются в трудах Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева. Методологические основы игры раскрыты в работах Г.В. Плеханова, К.Д. Ушинского, которые подчеркивали связь игры с трудом и искусством, ее общественный характер. Являясь генеральной формой поведения, игра способствует развитию других видов деятельности.

Д.Б. Эльконин особо выделял значимость игры для развития социальных отношений, определяя игру как «школу морали». Он отмечает, что игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению и возникает из условий жизни ребенка в обществе (Эльконин Д.Б., 2000).

Все игры принято подразделять на творческие, возникающие по инициативе детей (сюжетно-ролевые) и игры с правилами, организуемые взрослыми (дидактические и подвижные). И если организованным формам работы с детьми, в том числе, в игровой форме, уделяется достаточно внимания в современном образовательном процессе, то времени для развития сюжетно-ролевой игры (ведущего вида деятельности) в режиме дня дошкольника практически не остается.

Анализ режима дня дошкольников, проведенный с участием воспитателей дошкольных образовательных организаций позволил выделить ряд временных периодов для развития игровой деятельности детей: в период утреннего приема (до одного часа), в промежуток времени между непосредственной образовательной деятельностью и прогулкой (10-20 минут), в ходе дневной и вечерней прогулки (по 30-50 минут). В совокупности, потенциал времени для развития сюжетно-ролевой игры в условиях детского сада составил 2 - 2,5 часа (при 11-ти часовом пребывании ребенка).

Как правило, данный потенциал времени для развития игры невозможно реализовать. Общеизвестно, что игровая деятельность детей имеет довольно сложную структуру и требует поступательного развития при непосредственном участии взрослого в качестве организатора среды или партнера по игре. В утренний период времени воспитатель должен вести прием детей, проводить работу с родителями, подготовиться к «занятиям» и модернизировать среду в группе с учетом темы. При этом более 50% детей родители приводят в садик к половине восьмого, а 10% - к восьми часам и позднее. В итоге дети в этот промежуток времени либо предоставлены сами себе, либо просто отсутствуют в группе. Выделить данный период в качестве эффективного для развития игровой деятельности нельзя.

Второй временной отрезок совершенно не предназначен для сюжетно-ролевой игры. Игра требует времени и 10-20 минут для развития сюжета явно недостаточно. Воспитатель в это время переодевается на прогулку, готовит материалы и не участвует в игре детей.

Значительный потенциалом для развития игровой деятельности детей обладает прогулка, однако она имеет достаточно строгую структуру (наблюдения, подвижная игра, спортивные игры и другие составляющие) и период свободной игровой деятельности детей также ограничен. Особо следует отметить, что в период утренней прогулки резко повышается потребность детей в движении после продолжительного периода непосредственной образовательной деятельности. В сюжетные игры, как правило, включаются девочки, а мальчики выбирают подвижные игры с большой амплитудой движений. Также возникает проблема организации сюжетно-ролевой игры

на прогулке в связи с относительной бедностью среды (в сравнении с групповым помещением) и погодными условиями.

Следовательно, оптимальный период развития сюжетно-ролевой игры детей -вечерняя прогулка при условии, что родители не забирают детей рано домой. В целом, анализ показал, что реальное время, которое может быть использовано воспитателем для развития сюжетно-ролевой игры детей составляет от получаса до часа в день, при этом четко прослеживается закономерность: чем старше ребенок, тем меньше у него остается времени для игры.

Возможно, основное время для развития сюжетно-ролевой игры можно выделить вечером? За вычетом времени прогулки до дома, ужина, гигиенических процедур и времени подготовки ко сну остается 1 - 1,5 часа свободного времени. Однако, опять возникает ряд проблем - бедность среды, однотипность игрушек, отсутствие бросового материала и предметов - заменителей, отсутствие партнеров по игре в связи с усталостью и занятостью родителей и других членов семьи, игнорированием интересов ребенка, вовлечением дошкольников в систему дополнительного образования. Остаются выходные дни, при условии, что ранее названные причины не сократят продолжительность игр детей до минимума.

Еще один тревожный момент - заменителем сюжетно-ролевой игры сегодня становятся компьютерные игры, которым отдают приоритет родители. Это очень удобно - ребенок занят, не требует дополнительного внимания и затрат, нет необходимости терпеть шумные компании детей и прибираться после их игр. Современные дошкольники могут проводить за компьютером до двух часов в день, а без соответствующего контроля - и более. Оставшееся свободное время тратится на просмотр телепередач. Постепенно дети сами теряют интерес к непосредственному взаимодействию со взрослыми и сверстниками и в полной мере реализуют свои потребности только в виртуальной среде.

Обратимся ко второму пункту нашего анализа и выделим основные проблемы организации развивающей среды в групповых помещениях детского сада с учетом требований сюжетно-ролевой игры.

Во-первых, среда группового помещения остается достаточно статичной. В соответствии с программами дошкольного образования формируются зоны игр в магазин, больницу, дом, гараж, стройку, парикмахерскую, лабораторию, школу, однако игровое пространство этих зон, как правило, заполняется однократно к началу сентября и остается статичным в течение всего учебного года.

Изучив планы работы воспитателей более 20 детских садов, мы установили, что в планирование преимущественно включаются игры на производственные и общественные темы, а играм на героико-патриотические темы, по тематике литературных произведений, кино, теле- и радиопередач, играм на свободные темы, режиссерским играм внимания практически не уделяется.

Парадокс заключается в том, что к подготовительной группе сюжетно-ролевая игра детей должна достигать четвертого этапа развития, который предполагает совместный, коллективный характер деятельности детей (объединение до 5-6 человек), разнообразие тематики игр, их повторяемость и значительную продолжительность. Игре на этом этапе предшествует значительная подготовительная работа: распределение ролей, отбор игрового материала, изготовление игрушек-самоделок. В тоже время, в режиме дня группы практически не остается времени на развитие игры. Дети только выстроят замок, организуют поле битвы, а им предлагают «прибрать» игрушки и заняться другой деятельностью. Как показало наблюдение за деятельностью детей в течение дня, 80% игр в старших группах заканчиваются подготовительным этапом. Времени на развитие игры после садика не остается - дети либо посещают кружки, либо занятия по подготовке к школе. В выходные дни дети не встречаются между собой и возможности продолжить игру в сложившемся коллективе нет.

Итог - регрессия игры, когда она получает обратное развитие! Игры снова становятся непродолжительными, развиваются на основе созданной в группе среды и материалов. В связи с ограниченностью пространства, в игре участвуют 2-3 человека. Игра возвращается к третьему, а то и ко второму уровню.

Чтобы конкретизировать причины, которые приводят к регрессии игры дошкольников, мы провели анкетирование 30 воспитателей - участников курсов повышения квалификации. Все воспитатели имеют высшее профессиональное образование, квалификационную категорию и являются стажистами.

Ответы педагогов свидетельствуют о недостаточном уровне их подготовки по тематике сюжетно-ролевой игры, о недостаточном внимании к данной теме, об отсутствии взаимодействия с родителями по рассматриваемому направлению.

Воспитатели отмечают, что развивающая среда в групповом помещении и на площадке группы только на 50% позволяет реализовать потребности дошкольников в игре.

Среди ограничивающих игру причин они называют недостаточность времени у детей и воспитателя, оборудования и материалов, места для разворачивания игры и хранения игрового оборудования. Все воспитатели сходятся во мнении, что игровая деятельность детей, особенно в старших возрастных группах, не достигает возможного в данном возрасте уровня.

Представленные в данной статье аналитические материалы позволили сформулировать следующие выводы.

На фоне позитивных изменений в деятельности дошкольных образовательных организаций, обусловленных модернизацией дошкольного образования, четко прослеживается проблема регрессии игры дошкольников, что отчетливо проявляется в старших возрастных группах.

Среди основных причин данного явления мы выделили следующие:

- нивелирование самоценности дошкольного детства при чрезмерной направленности на интеллектуализацию детей;

- ограниченность времени, игрового пространства, оборудования и материалов в детском саду;

- недостаточная квалификация педагогов по теме развития сюжетно-ролевой

игры;

- игнорирование родителями потребности детей в игре;

- подмена сюжетно-ролевой игры компьютерными играми.

Степень влияния трех последних факторов возможно снизить посредством организации соответствующей методической и консультативной работы в детском саду с педагогами и родителями, налаживания конструктивного взаимодействия между ними, взаимоотношений сотрудничества в данном направлении.

Скорректировать воздействие первых двух названных факторов возможно только путем кардинальных изменений в деятельности детских садов через ведение всеохватывающей просветительской работы, сокращение контингента воспитанников и модернизацию программ дошкольного образования. Необходимо актуализировать знания воспитателей и родителей по вопросам развития сюжетно-ролевой игры, определить тематику игр для каждой возрастной группы и

Библиография

1. Выготский Л.С. 2004. Психология развития ребенка. М.

2. ГалигузоваЛ.Н., СмирноваЕ.О. 1992. Ступени общения: от года до 7 лет. М.

3. Регрессия. Национальная психологическая энциклопедия URL:

http://vocabulary.ru/dictionary/10/word/regresija. 20.09.13.

4. Эльконин Д.Б. 2000. Психология игры. М.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.