Контактная информация: [email protected] УДК 796.92.093.642
РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫЕ РЕЖИМЫ ДЫХАНИЯ, КАК РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СТРЕЛЬБЫ В БИАТЛОНЕ
Валерий Владимирович Фарбей, кандидат педагогических наук, профессор, Надежда Александровна Ефремова, магистр,
Лариса Владимировна Дьякова, соискатель,
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург
Аннотация
Статья посвящена проблеме совершенствования качества стрельбы в биатлоне при помощи дыхательных упражнений, применяемых в определенной последовательности. Сделана первая попытка представить резервные дыхательные возможности организма, обеспечивающие повышение качества стрельбы в биатлоне. Проведена экспериментальная проверка эффективности применяемых дыхательных упражнений в третьей и четвертой зонах интенсивности при стрельбе лежа и стоя по установкам из пневматического и малокалиберного оружия.
Ключевые слова: дыхательные упражнения, качество стрельбы, факторная структура, взаимосвязь между дыханием и спортивным результатом.
REGULATED MODES OF BREATHING, AS RESERVES TO IMPROVE THE QUALITY OF SHOOTING IN BIATHLON
Valeri Vladimirovich Farbej, the candidate of pedagogical sciences, professor, Nadezhda Aleksandrovna Efremova, the magister,
Larisa Vladimirovna Diakova, the competitor,
The Herzen State Pedagogical University of Russia St.-Petersburg
Annotation
Article is devoted to the problem of perfection of quality of shooting in biathlon by means of the respiratory exercises applied in certain sequence. The first attempt to present the reserve respiratory abilities of the organism, providing improvement of quality of shooting in biathlon, has been taken. Experimental check of efficiency of applied respiratory exercises in the third and fourth zones of intensity has been made under lying and standing shooting conditions on installations from the pneumatic and small-caliber weapon.
Keywords: respiratory exercises, quality of shooting, factorial structure, interrelation between breath and sports result.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель - изучить возможность применения дыхательных тестов в реальной тренировочной нагрузке. В исследовании принимали участие 14 биатлонисток и 19 биатлонистов первого разряда и кандидатов в мастера спорта. Всего использовано 15 основных регламентированных дыхательных упражнений при стрельбе по установкам из положения лежа и стоя после стандартной беговой нагрузки на дистанции 2 км. Величина снижения насыщения артериальной крови кислородом HbO2 проверялась при помощи оксигено-метра «Sakyra - 18».
Известно, что повышение спортивных достижений происходит в результате обновления традиционной методики тренировки, связанных с изменением характера и объема применяемых средств, целенаправленной адаптации организма спортсменов к предлагаемым нагрузкам. Анализ показателей, характеризующий резервы повышения качества стрельбы в биатлоне позволил систематизировать дыхательные упражнения применяя их в определенной последовательности. Для этого мы использовали несколько мето-
дик. Это пять этапов правильного дыхания по методу «Бодифлекс», «Рыдающее дыхание», влияние регламентированных режимов дыхания на увеличение работоспособности в беге [3], а также наши дыхательные упражнения (табл. 1).
Таблица 1
Факторные нагрузки при стрельбе лежа и стоя из пневматического и малокалибер-__________ного оружия, используя регламентированные режимы дыхания____________
Факторы № Регламентированные режимы дыхания Стрельба по установкам (5 выстрелов) ньо2 Факторные нагрузки
ПВ Аншуль МВ БИ-7-2ПС
I 20,11% 1 Выдохнуть весь воздух через рот в течение 10 с. лежа ЧСС 170±5уд/мин 88,4 г=0,641 г=0,711
стоя, ЧСС 160±5уд/мин 90,1 г=0,635 г=0,709
2 Быстро вдохнуть через нос 2 - 3 с. лежа ЧСС 170±5уд/мин 76,8 г=0,631 г=0,699
стоя, ЧСС 160±5уд/мин 77,6 г=0,629 г=0,684
3 Из диафрагмы с силой выдохнуть весь воздух через рот лежа ЧСС 170±5уд/мин 71,0 г=0,594 г=0,690
стоя, ЧСС 160±5уд/мин 72,4 г=0,601 г=0,688
4 Задержать дыхание и сделать втягивание живота на 10-12с лежа ЧСС 170±5уд/мин 68,4 г=0,574 г=0,680
стоя, ЧСС 160±5уд/мин 66,0 г=0,581 г=0,679
5 Выдохнуть через рот весь застоявшийся в легких воздух лежа ЧСС 170±5уд/мин 69,7 г=0,560 г=0,666
стоя, ЧСС 160±5уд/мин 70,1 г=0,554 г=0,631
II 18,41% 6 Шумный вход ртом - выдох носом лежа ЧСС 170±5уд/мин 61,3 г=0,490 г=0,644
стоя, ЧСС 160±5уд/мин 59,4 г=0,471 г=0,621
7 Предельно редкий вдох (выдох делать мгновенно, через рот) лежа ЧСС 170±5уд/мин 84,1 г=0,485 г=0,639
стоя, ЧСС 160±5уд/мин 71,5 г=0,491 г=0,644
8 Длительный выдох после 3-4 коротких вдохов лежа ЧСС 170±5уд/мин 94,5 г=0,776 г=0,811
стоя, ЧСС 160±5уд/мин 92,6 г=0,731 г=0,829
9 Предельно частое дыхание с мелким дыхательным объемом лежа ЧСС 170±5уд/мин 91,2 г=0,444 г=0,625
стоя, ЧСС 160±5уд/мин 90,1 г=0,439 г=0,620
III 16,96% 10 Брюшное дыхание с сопротивлением на вдохе с создаваемым мышцами гортани и бронхов-выдох обычный лежа ЧСС 170±5уд/мин 81,9 г=0,431 г=0,626
стоя, ЧСС 160±5уд/мин 88,6 г=0,429 г=0,615
11 Задержка дыхания на вдохе после глубокого вдоха лежа ЧСС 170±5уд/мин 74,9 г=0,422 г=0,599
стоя, ЧСС 160±5уд/мин 79,4 г=0,411 г=0,584
12 Вдох носом - выдох ртом лежа ЧСС 170±5уд/мин 63,7 г=0,414 г=0,580
стоя, ЧСС 160±5уд/мин 64,0 г=0,409 г=0,566
13 Предельно редкое дыхание открыв рот лежа ЧСС 170±5уд/мин 69,4 г=0,398 г=0,531
стоя, ЧСС 160±5уд/мин 67,7 г=0,401 г=0,522
IV 13,03% 14 После 3-4 коротких вдохов -выдохов набрать как можно больше воздуха и быстро стрелять лежа ЧСС 170±5уд/мин 66,0 г=0,390 г=0,501
стоя, ЧСС 160±5уд/мин 61,7 г=0,402 г=0,497
15 10 - 15 с. задержка дыхания на вдохе лежа ЧСС 170±5уд/мин 59,6 г=0,384 г=0,441
стоя, ЧСС 160±5уд/мин 62,5 г=0,369 г=0,422
Примечание: пневматическая пятизарядная винтовка «Аншуль» кб. 4,5мм, упражнения ВП II - III; малокалиберная винтовка кб. 5,6 мм БИ-7-2 ПС; НЬ02 - величина снижения насыщения артериальной крови кислородом
Факторный анализ проводился с использованием пакета программ 81аИ8Йса 6.0. Результаты факторного анализа позволили выделить четыре фактора, характеризующих резервы повышения дыхания в биатлоне, на долю которых приходится 72,53% общей дисперсии выборки. Вклад первого фактора равен 20,11%. Так наибольшие факторные веса имеют пять первых показателей (см. табл. 1). Вклад второго фактора составляет 18,41 %. Это дыхательные упражнения по методу «Бодифлекс» и рыдающего дыхания,
которые характеризуют дыхательные возможности организма спортсменов и энерготраты. Третий из выделенных факторов в этой группе показателей имеет вклад 16,96% в обобщенной дисперсии выборки. В его состав вошли модифицированные показатели (упр. 10-13, см. табл. 1). На четвертый из выделенных факторов приходится 13,03% вклада в обобщенную дисперсию выборки. Это номера 14-15 (см. табл. 1).
ВЫВОДЫ
Выявленная взаимосвязь между дыхательными упражнениями и спортивным результатом, а также факторная структура специальной подготовленности и спортивных результатов позволили определить пути повышения эффективности учебнотренировочного процесса в бесснежном периоде.
Применяя различные регламентированные режимы дыхания в учебнотренировочном процессе резко возрастают границы возможностей дыхательной системы организма и опосредованно положительно влияют на спортивно-технические результаты. Так при ЧСС 170±5 уд/мин и стрельбе лежа по установкам, погрешности стрельбы (штраф) составил 2 мин. на 20 выстрелов. При стрельбе стоя и ЧСС 160±5 уд/мин (штраф) составил 3 мин. что говорит о неограниченных возможностях применения дыхательных упражнений в биатлоне.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильин, Е.П. Методические указания к практикуму по психофизиологии / Е.П. Ильин ; Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена. - Л. : [б.и.], 1981. - 83 с.
2. Козлов, И.М. Биомеханические факторы организации спортивных движений / И.М. Козлов ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 1998. - 141 с.
3. Милодан, В.А. Влияние регламентированных режимов дыхания на увеличение работоспособности в беге : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Милодан В.А. - СПб., 2008. - 23 с.
4. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - М. : Советский спорт, 2005. - 820 с.
5. Попов, Г.И. Биомеханика / Г.И. Попов. - М. : Академия, 2005. - 256 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 373.2.01
ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Светлана Октавьевна Филиппова, доктор педагогических наук, профессор,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Татьяна Ивановна Рогачева, заведующая,
Татьяна Николаевна Панова, воспитатель,
Государственное дошкольное образовательное учреждение № 6 Приморского района,
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматривается целесообразность и возможность формирования у дошкольников знаний в области физической культуры с целью активизации познавательной активности. Приведены основные положения программы «Умные движения» и обсуждаются результаты экспериментальной работы по ее реализации в дошкольном учреждении.
Ключевые слова: дошкольники, занятия физическими упражнениями, формирование знаний, активизация познавательной деятельности.