ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2014 Юридические науки Выпуск 3(25)
VI. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
УДК 341.217
РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НОРМАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ
A.И. Семешко
Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры трудового и международного права
Пермский государственный национальный исследовательский университет
614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
E-mail: [email protected]
B.Г. Куранов
Заведующий курсом правоведения
Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера Министерства здравоохранения Российской Федерации
614000, г. Пермь, ул. Петропавловская, 26
Е-mail: [email protected]
Аннотация: Введение: Одной из обязанностей медицинского работника является соблюдение норм врачебной этики. При этом Закон об охране здоровья не указывает, какие именно нормы необходимо соблюдать. Цель: Исследование механизма создания этических норм профессиональными медицинскими организациями. Результаты: Федеральное законодательство позволяет медицинским и фармацевтическим организациям принимать участие в создании этических норм. Обилие профессиональных медицинских ассоциаций, как на национальном, так и на международном уровнях, затрудняет определение юридической силы принимаемых ими этических кодексов. В ряде зарубежных стран врачи объединены в профессиональные организации с обязательным членством, наделенные определенными властными полномочиями. Обязательность членства в подобных ассоциациях подтверждена Европейским Судом по правам человека. Таким образом, уточнение статуса публичной профессиональной медицинской организации может позволить наделить ее рядом государственных полномочий. Анализ международного сотрудничества государств-участников ЕврАзЭС позволяет сделать вывод о стремлении государств к единообразному применению правовых норм в сфере здравоохранения. Выводы: Необходимо дальнейшее формирование среды для функционирования профессиональных медицинских ассоциаций в целях создания правовых норм с возможностью их реализации на национальном и международном уровнях.
Ключевые слова: медицинская организация; профессиональная ассоциация; международное право; нормы права; врачебная этика; Европейский Суд по правам человека; ЕврАзЭС; здравоохранение
Введение
Норма ч. 1 ст. 73 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Фе-
© Семешко А.И., Куранов В.Г., 2014
дерации» (далее - Закон об охране здоровья, Закон №323-Ф3) [9] устанавливает требование к медицинским работникам осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской
этики и деонтологии. Так, исходя из этого правила можно говорить о том, что морально-этические нормы выступают в качестве источника здравоохранительного права. При этом перечисление конкретных норм морали, которые необходимо соблюдать медицинским работникам, в законе отсутствует. Этот факт существенно затрудняет реализацию указанного законодательного положения, призванного регулировать процесс реализации правоотношений в области здравоохранения.
Положения, выносимые на обсужение
Решение видится в использовании механизма создания норм профессиональными медицинскими ассоциациями с целью последующего их применения для эффективной регламентации правоотношений в сфере здравоохранения. Правовая основа возможности применения такого механизма прослеживается в следующем. В соответствии с п. 1 ст. 76 Закона №323 (в редакции от 18.12.2013 г.), профессиональные некоммерческие организации создаются медицинскими и фармацевтическими работниками в целях реализации и защиты прав медицинских работников и фармацевтических работников, развития медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, содействия научным исследованиям, решения иных связанных с профессиональной деятельностью медицинских работников и фармацевтических работников вопросов. Указанные работники имеют право на создание на добровольной основе профессиональных некоммерческих организаций, которые могут формироваться в соответствии с критериями принадлежности к медицинским работникам или фармацевтическим работникам; принадлежности к профессии; принадлежности к одной врачебной специальности.
Медицинские профессиональные некоммерческие организации, на основании пункта 2 статьи 76 Закона об охране здоровья, могут принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья, в решении вопросов, связанных с нарушением этих норм и правил, порядков оказания
медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, программ подготовки и повышения квалификации медицинских работников и фармацевтических работников; могут принимать участие в аттестации медицинских работников и фармацевтических работников для получения ими квалификационных категорий; разрабатывают и утверждают клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.
Думается, данная формулировка закона - «принимают участие», -весьма специфична. Она говорит о том, что профессиональные ассоциации сами не могут принимать нормы медицинской этики, стандарты качества медицинской помощи, критерии квалификации медицинских работников, соглашения по тарифам на медицинские услуги в системе ОМС и т.д. Они только «принимают участие» в их разработке. Это означает, что должен присутствовать другой субъект, который, в свою очередь, наделен регулятивными полномочиями. Профессиональные ассоциации выступают всего лишь его партнером [12]. Анализ норм Закона об охране здоровья приводит к выводу, что такими уполномоченными субъектами выступают федеральные органы государственной власти в области охраны здоровья граждан (статья 5).
Кроме того, статья 17 Федерального закона от 19 мая 1995 г. №82 ФЗ «Об общественных объединениях» [8] четко проводит линию между государством и общественными объединениями: «Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом». Эта же статья дополняет, что вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений в предусмотренных законом случаях, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соот-
ветствующих общественных объединений или по согласованию с ними.
В приведенном аспекте трудно согласиться с тем, что документы, определяющие правила поведения врача, принятые профессиональными медицинскими ассоциациями, имеют общеобязательное юридическое значение. В частности, Л.А. Эртель [15, с. 28] считает, что Этический кодекс российского врача, утвержденный Конференцией Ассоциации врачей России (ноябрь 1994 г.) [14] подлежит применению, «поскольку принят в рамках, предусмотренных ст. 62 Основ полномочий профессиональной медицинской ассоциации - Ассоциации врачей России». Такой же точки зрения придерживаются Ю.Д. Сергеев и А.А. Мохов [13, с. 5152], определяя Этический кодекс российского врача как правовой обычай, поскольку был принят «с санкции законодателя», нашедшей свое отражение в статье 62 Основ об охране здоровья граждан и статье 5 Гражданского кодекса РФ [1]. Дополнительным аргументом против высказанной позиции выступает наличие достаточно большого количества общественных организаций, позиционирующих себя как профессиональные медицинские ассоциации: Ассоциация лучших врачей России, Ассоциация заслуженных врачей России, Ассоциация семейных врачей России и т.д. На данный момент созданы и успешно осуществляют деятельность Российское медицинское общество (представитель России во Всемирной медицинской ассоциации), Союз педиатров России, Российская ассоциация медицинской лабораторной диагностики, Российская ассоциация специалистов ультразвуковой диагностики в медицине, Российская ассоциация по клиническим исследованиям, Ассоциация профессиональных медицинских обществ по качеству, Общероссийское объединение медицинских работников, Национальная медицинская палата (с ее территориальными врачебными объединениями, в том числе НП «Медицинская палата Свердловской области»), а также одно из самых крупных объединений в сфере здравоохранения - Российская медицинская ассоциация. Возникает резонный
вопрос: решения каких медицинских организаций интересны с точки зрения правовой регламентации отношений в сфере здравоохранения?
Результаты
На сегодняшний день проблемой правового регулирования биомедицинских исследований занимается целый ряд международных межправительственных и неправительственных организаций, а именно: ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, Всемирная Ассоциация медицинского права, Совет Европы (в рамках Конвенции о защите прав и достоинства человека в области биомедицины [4]), Европейский Союз, ВМА, Международный совет медицинских научных обществ (CЮMS), Комитет по международному медицинскому праву (создан решением 47-й конференции Ассоциации международного права в 1956 г. по предложению Всемирной ассамблеи здравоохранения-высшего органа ВОЗ) и др. Принятые этими организациями документы играют важную роль в определении норм и правил, например, биомедицинских исследований.
Зарубежный опыт показывает, что в ряде стран врачи объединены в публичные корпорации, которые совмещают в себе элементы правового статуса как общественной, так и публичной организации. Как правило, предусматривается обязательное членство врача в такой структуре, наделенной по отношению к нему дисциплинарной властью. Необходимо отметить, что критерии, благодаря которым можно отличить общественный союз от публичной корпорации, сжато, но четко были сформулированы Европейским Судом по правам человека в решении «Ле Конт, Ван Левен и Де Мейер против Бельгии» от 23 июня 1981 г. [11]. Заявителями оспаривалась установленная законом обязанность вступать в Орден врачей Бельгии, что нарушало, по их мнению, статью 11 (свобода собраний и объединений) Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ). Европейский Суд по правам человека провел грань, указав, что Орден - институт публичного права: "Будучи созданным законо-
дателем, а не частными лицами, он интегрирован в государственные структуры, и в большинстве из его органов имеются судьи, назначаемые королем. Орден преследует цель, представляющий общественный интерес, т.е. охрану здоровья людей, обеспечивая в соответствии с законодательством некоторый публичный контроль за профессиональной деятельностью врачей. В рамках данной компетенции Орден должен определить свою структуру и членство в нем.
Для осуществления задач, которые бельгийское государство поставило перед ним, он пользуется в соответствии с законом очень широкими правами, в том числе административными и дисциплинарными, и использует в связи с этим процедуры, свойственные публичной власти". Одновременно Суд отметил, что обязанность вступления в Орден не затрагивает права вступления в общественные ассоциации, которые также созданы на территории Бельгии.
Приведенное решение показывает, что возможность создания публичных корпораций, которые наделяются отдельными государственно властными полномочиями, допускается. В литературе предлагается учитывать определенные требования в таком случае:
1. Корпорации создаются в силу закона в соответствии с нормами публичного, а не частного права.
2. Корпорации интегрированы в структуру органов государственного управления.
3. Они подотчетны и подконтрольны государству.
4. Существование публичных корпораций имеет глубокие исторические корни.
5. Деятельность публичной корпорации четко регламентирована на уровне закона.
6. Установление гарантий эффективной деятельности публичной корпорации, ответственной перед государством.
7. Гарантированность защиты прав члена публичной корпорации от возможного злоупотребления полномочиями [12].
Вышеизложенное позволяет сформулировать промежуточный вывод о том, что
при уточнении статуса профессиональных медицинских ассоциаций необходимо учитывать как существующий опыт правового регулирования, так и позиции, изложенные в решениях различных судебных инстанций. В любом случае это потребует внесение кардинальных изменений и дополнений в блок норм об охране здоровья граждан.
Необходимо также отметить особо, что на уточнение статуса профессиональных медицинских ассоциаций в юридической литературе указывается неоднократно. Однако авторы скептически дополняют, что наделение подобными полномочиями профессиональные медицинские ассоциации в настоящее время не представляется возможным.
На основе анализа деятельности приведенных выше объединений можно заметить, что ими вносится серьезный вклад в развитие системы российского здравоохранения в целом. Особенно стоит отметить деятельность Российской медицинской ассоциации (далее - РМА). В частности, по ее инициативе был сформирован Общественный совет при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, который позволяет пользоваться предоставляемым законом правом принятия участия в разработке норм медицинской этики. Также членами РМА был разработан Кодекс врачебной этики [3], который определяет главной целью профессиональной деятельности врача сохранение жизни человека, профилактику заболеваний и восстановление здоровья, а также уменьшение страданий при неизлечимых заболеваниях. В Кодексе прописаны такие проблемные вопросы отношений врача и пациента, как обращения с врачебной тайна, проведения биомедицинских испытаний и трансплантации человеческих органов.
Помимо указанного Кодекса Ассоциацией были приняты следующие акты: Концепция о правах и ответственности пациентов [6], Конвенция о правах и обязанностях врачей в Российской Федерации [5], Медико-социальная хартия Российской Федерации [7] и Декларация врачей России [2], что
говорит о ее активной и разноплановой деятельности.
Помимо Российской медицинской ассоциации в Российской Федерации осуществляют свою деятельность менее крупные объединения, например Российская Ассоциация специалистов ультразвуковой диагностики в медицине. Данная Ассоциация и подобные узкоспециализированные объединения в основном функционируют на основе устава, в котором в качестве целей указывается содействие в развитии приоритетных направлений научных исследований в соответствующей сфере, развитие сотрудничества с международными медицинскими обществами и ассоциациями, поддержка членов ассоциаций в их профессиональной деятельности. Однако, в отличие от Российской медицинской ассоциации, узкоспециализированные ассоциации для реализации уставных целей выбирают такие способы как организация съездов и конференций, анализ и обобщение научных исследований, утверждает свои филиалы и представительства, но не используют свое право на издание рекомендательных источников права, таких как декларации и конвенции.
Можно предположить, что в Российской Федерации основная инициатива по принятию рекомендательных источников права исходит лишь от крупнейшей медицинской ассоциации, которая не способна в полной мере учесть интересы врачей разной специализации. Думается, что если бы инициатива исходила от менее крупных врачебных объединений, это способствовало бы качественному улучшению здравоохранения в целом. Однако, поскольку Закон не дает общественным объединениям право принимать обязательные для исполнения документы, более мелкие врачебные ассоциации не считают целесообразным принятие собственных рекомендательных актов.
Философия всех национальных профессиональных медицинских организаций заключается в том, что медицинская помощь становится наилучшей только тогда, когда качественные медицинское образование и подготовка являются достоянием медицинских работников. В каждой стране
профессионалы отстаивают такую позицию, но все чаще делать это становится трудно -контролировать качество медицинской помощи желают такие структуры, как правительство, страховые и коммерческие компании.
Если медицинские специалисты хотят сохранить и улучшить качество оказываемой помощи, то для этого им необходимо постоянно прикладывать весьма серьезные усилия. Это возможно только в случае единства цели и средств. А достижение такого единства возможно путем объединения национальных структур в региональные медицинские ассоциации. Несомненно, объединение стратегий должно начинаться на государственном уровне, но достижение единообразия и высокого качества оказания медицинской помощи представляется невозможным без объединения в более крупные региональные ассоциации. Реализация их деятельности направлена на организацию тесного взаимодействия профессиональных организаций и национальных медицинских ассоциаций.
В Европе образованы и действуют Европейский союз медицинских специалистов (UEMS) с его секциями, а также Совет Европы, европейские профессиональные сообщества по каждой из специальностей, а также зонтичные организации национальных медицинских ассоциаций, такие как Постоянная комиссия европейских врачей (Comité Permanent of European doctors -CPME), Европейская организация врачей-стажеров (PWG), больничных врачей (AEMH) и врачей на окладе (FEMS), Европейская ассоциация по изучению сахарного диабета, Европейская нейроэндокринологи-ческая ассоциация, Европейская медицинская лазерная ассоциация. В основном каждая группа появлялась с целью лоббирования своих собственных интересов, но были достигнуты успехи в достижении единства их целей и принципов.
Европейский союз медицинских специалистов (далее - ЕСМС) является крупнейшей медицинской ассоциацией Европы и существует с 1958 года.
Упрощенно ЕСМС можно рассматривать как три разноплановые, но связанные друг с другом структуры. Первой является Совет, на уровне которого организуются заседания национальных медицинских ассоциаций; во вторую входят секции и комитеты по различным медицинским специальностям; третья - самая молодая организация, «дитя» Европейского союза медицинских специалистов - Европейский аккреди-тационный совет по непрерывному медицинскому образованию (ЕАССМЕ).
Союз осуществляет деятельность по достижению единства медицинских работников на европейском уровне, при одновременном сохранении профессиональной независимости отраслевых групп, таких, как группа специалистов в области медицины, группа врачей общей практики и т.д.
Непрерывное медицинское образование и повышение профессиональной квалификации всегда были ключевыми элементами ЕСМС, так как они значимо способствуют улучшению качества медицинской помощи и обеспечивают максимальный уровень подготовки специалистов в области медицины. Данный постулат был узаконен в 1993 г., когда была принята «Хартия ЕСМС о непрерывном медицинском образовании». С тех пор в этом направлении была проделана большая работа, приняты соответствующие позиционные документы и декларации, такие как «Базельская декларация по программе непрерывного медицинского образования» (2001), «Декларация UEMS по продвижению качественной медицинской помощи» (2004).
Региональное взаимодействие по вопросам здравоохранения осуществляется также между членами Евразийского экономического сообщества. Проведение согласованной политики в области здравоохранения, реализация совместных мероприятий, направленных на повышение эффективности систем здравоохранения, относятся к приоритетным направлениям развития государств ЕврАзЭС, обеспечивающим повышение степени их интеграции. За последнее десятилетие страны ЕврАзЭС добились существенного роста экономики, что позво-
лило им увеличить финансирование здравоохранения и создать условия для улучшения качества медицинской помощи и повышения ее доступности.
С 2005 года в ЕврАзЭС действует Совет по здравоохранению, членами которого являются министры здравоохранения государств ЕврАзЭС и их заместители [10]. На Совете регулярно рассматриваются вопросы сотрудничества в области гармонизации нормативно-правовой базы здравоохранения, подготовки кадров и научных исследований в данной области, проведения согласованной политики оказания медицинской помощи и формирования здорового образа жизни.
Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции, осуществляет мероприятия по реализации решений органов Сообщества и международных договоров по вопросам здравоохранения; рассматривает вопросы формирования и согласования приоритетных направлений политики Сторон в области здравоохранения и вносит в установленном порядке предложения по реформированию системы здравоохранения Сторон в Интеграционный Комитет ЕврАзЭС; осуществляет анализ национальных законодательств Сторон в сфере здравоохранения и тенденций развития системы здравоохранения; принимает участие в разработке и реализации межгосударственных проектов, программ и других совместных мероприятий Сторон в области здравоохранения; ежегодно представляет Интеграционному Комитету информацию о состоянии процессов интеграции в сфере здравоохранения и отчет о работе Совета; по поручению Интеграционного Комитета взаимодействует с аналогичными органами других международных организаций; осуществляет иные функции в пределах своей компетенции.
Совет имеет право разрабатывать и принимать в пределах своей компетенции решения, направленные на реализацию решений органов ЕврАзЭС и заключенных в рамках Сообщества международных договоров в области развития здравоохранения Сторон; вносить в установленном порядке предложения по вопросам сотрудничества в
области здравоохранения, а также по проектам решений Интеграционного Комитета и Межгосударственного Совета ЕврАзЭС; давать заключения по проектам международных договоров по вопросам, входящим в его компетенцию; разрабатывать рекомендации и конкретные предложения по гармонизации национальных законодательств государств-членов Сообщества в области здравоохранения с учетом действующих международных договоров; взаимодействовать с аппаратами органов ЕврАзЭС; запрашивать и получать необходимую информацию в соответствии с национальным законодательством Сторон и решениями органов Сообщества; вносить на рассмотрение Интеграционного Комитета предложения о разработке межгосударственных целевых программ и заключении договоров, связанных с направлением своей деятельности в пределах сметы расходов Интеграционного Комитета ЕврАзЭС, предусмотренных на эти цели; создавать при Совете рабочие группы, утверждать их состав, регламенты и планы работы, осуществлять контроль за их деятельностью.
Состав Совета формируется Секретариатом Интеграционного комитета по представлению государств-членов ЕврАзЭС и утверждается Интеграционным Комитетом. Членами Совета являются министры здравоохранения государств-членов ЕврАзЭС и их заместители. Члены Совета обладают равными правами при обсуждении вопросов. Член Совета имеет право получать необходимую информацию о деятельности органов ЕврАзЭС, выполнении решений Совета, а также ставить на обсуждение любые вопросы в пределах компетенции Совета.
В работе Совета могут принимать участие должностные лица и сотрудники Секретариата Интеграционного Комитета, а также представители профильных медицинских учреждений Сторон, международных организаций, общественных неправительственных объединений и ассоциаций.
Сотрудничество в рамках ЕврАзЭС в области здравоохранения сосредоточено на реализации следующих задач: проведение
согласованной политики в области оказания медицинской помощи, лекарственного обеспечения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; обеспечение систем здравоохранения квалифицированными медицинскими и фармацевтическими кадрами; унификация диагностических исследований инфекционных заболеваний; разработка комплекса согласованных мер по формированию здорового образа жизни и повышению медико-гигиенических знаний населения; использование межгосударственных инновационных технологий в области здравоохранения.
Стратегическая цель данного сотрудничества - создать на евразийском пространстве систему здравоохранения, обеспечивающую оказание общедоступной и качественной медицинской помощи на основе единых требований и с учетом передовых научных достижений. Для ее реализации был принят ряд соглашений между государствами-членами ЕврАзЭС.
Так, например, Соглашение о сотрудничестве государств - членов Евразийского экономического сообщества в области подготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических кадров, обмена научными и медицинскими специалистами было принято решением Межгоссовета Евразийского экономического сообщества 28 сентября 2012 года. Его реализация позволяет углубить сотрудничество между учебными заведениями сторон, содействовать проведению совместных исследований между образовательными и научными учреждениями и профильными организациями сторон. Практическое применение соглашения также будет содействовать: осуществлению обмена учебной и научной литературой, бюллетенями, нормативными правовыми актами, периодическими публикациями, компьютерными программами, фильмами и информацией в области медицинского и фармацевтического образования с целью оказания содействия взаимному пониманию процессов выработки знаний; предоставлению стипендии для получения медицинского и фармацевтического образования в учебных заведениях государств-
членов ЕврАзЭС в соответствии с их национальным законодательством; проведению совместных мероприятий, представляющих взаимный интерес.
Также Соглашение о сотрудничестве государств-членов Евразийского экономического сообщества в сфере обращения лекарственных средств (лекарственных препаратов), изделий медицинского назначения и медицинской техники (медицинских изделий) было принято 28 сентября 2012 г. Реализация Соглашения позволяет улучшить обеспечение населения безопасными и эффективными лекарственными средствами, ускорить гармонизацию и унификацию требований, предъявляемых к лекарственным средствам, изделиям медицинского назначения и медицинской техники при проведении регистрационной экспертизы, обеспечить стандартизацию и контроль качества за указанными товарами.
Соглашение о порядке допуска специалистов, имеющих право на занятие медицинской или фармацевтической деятельностью в одном из государств — членов Евразийского экономического сообщества, к аналогичной деятельности в других государствах-членах Евразийского экономического сообщества было принято 28 сентября 2012 года. Оно позволяет лицам, получившим медицинское или фармацевтическое образование и допущенным в установленном в одном из государств порядке к медицинской или фармацевтической деятельности, участвовать в аналогичной деятельности с учетом номенклатуры специальностей в других государствах-членах ЕврАзЭС. Также оно обеспечивает возможность странам Сообщества самостоятельно разрабатывать порядок выдачи документа, дающего право на занятие медицинской или фармацевтической деятельностью специалистам государств-членов ЕврАзЭС после прохождения указанной процедуры. Министерства здравоохранения каждой страны определены ответственными за реализацию данного Соглашения.
Вполне вероятно, этот документ значительно упростит взаимный допуск специалистов к медицинской и фармацевтической практике.
Выводы
Резюмируя вышесказанное, стоит подчеркнуть, что региональное сотрудничество по исследуемым вопросам является неотъемлемым элементом повышения качества медицинского обслуживания в целом, способствует единообразию применения норм в сфере здравоохранения а также позволяет учесть интересы стран в конкретных регионах.
Думается, основная задача сегодня -создание среды для профессиональных ассоциаций, в которой могли бы создаваться правовые нормы четко направленного характера с возможностью реализации их на национальном уровне в последующем, однако качество таких норм должно обеспечиваться исключительно высокое.
Библиографический список
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 нояб. 1994 г. №51-ФЗ // Рос. газета. 1994. 8 дек.
2. Декларация врачей России. URL: http://www.rmass.ru/publ/info/deklar.vrach ey (дата обращения: 07.08.2014).
3. Кодекс врачебной этики. URL: http://www.rmass.ru/publ/info/kodex (дата обращения: 07.08.2014).
4. Конвенция о защите прав и достоинства человека в области биомедицины. URL: http://conventions.coe.int/Treaty/RUS/Trea ties/Html/195.htm (дата обращения 07.08.2014).
5. Конвенция о правах и обязанностях врачей в Российской Федерации. URL: http://www. rmass.ru/publ/info/konvencia (дата обращения: 07.08.2014).
6. Конвенция о правах и ответственности пациента. URL: http://www.rmass.ru/publ/ info/ prava (дата обращения: 07.08.2014).
7. Медико-социальная хартия Российской Федерации. URL: http://www.rmass.ru/publ/info/ chartia-2 (дата обращения: 07.08.2014).
8. Об общественных объединениях: Федер. закон Рос. Федерации от 19 мая 1995 г. №82 ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. №21, ст. 1930.
9. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 21 нояб. 2011 г.
№323-Ф3. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. №48, ст. 6724.
10. Положение о Совете по здравоохранению при Интеграционном Комитете Евразийского экономического сообщества. URL: http://www.evrazes.com/about/ comission/comission/view/11 (дата обращения: 07.08.2014).
11. Постановление Европейского суда по делу «Ле Конт, Ванн Левен и де Мейер против Бельгии» (Lemple, Van Leuven and De Meyere v. Belgium) от 23 июня 1981 г., Series A, №43, pp. 26-27, par. 6266.
12. Романовская О.В. Профессиональные медицинские ассоциации в системе субъектов публичных правоотношений. 2009. URL: http://www.juristlib.ru/book_ 6584.html (дата обращения 07.08.2014).
13. Сергеев Ю.Д., Мохов А.А. Основы медицинского права России: учеб. пособие / под ред. Ю.Д. Сергеева. М, 2007. 324 с.
14. Этический кодекс российского врача [Электронный ресурс]: утв. 4-й конференцией Ассоциации врачей России (Москва, ноябрь, 1994 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».
15. Эртель Л.А. О необходимости правового регулирования проблем пренатального периода (постановка проблемы) // Административное право и процесс. 2006. №3. С. 25-31.
References
1. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Feder-atsii. Chast pervaya ot 30 noyab. 1994 g. №51-FZ [Civil code of the Russian Federation. Part one: The federal law of the Russian Federation of November 30, 1994 №51-FZ] // Ros. gazeta - Russian newspaper. 1994. 8 dek. (In Russ).
2. Deklaratsiya vrachey Rossii [Declaration of doctors of Russia]. URL: http://www. rmass.ru/publ/info/deklar.vrachey (data obrashcheniya: 07.08.2014). (In Russ).
3. Kodeks vrachebnoy etiki [Code of medical ethics]. URL: http://www.rmass.ru/publ/ info/kodex (data obrashcheniya: 07.08.2014). (In Russ).
4. Konventsiya o zashchite prav i dostoinstva cheloveka v oblasti biomeditsiny [Conven-
tion of Human Rights and Dignity Protection in Sphere of Biomedicine]. URL: http://conventions.
coe.int/Treaty/RUS/Treaties/Html/195.htm (data obrashcheniya 07.08.2014). (In Russ).
5. Konventsiya o pravakh i obyazannostyakh vrachey v Rossiyskoy Federatsii [Convention of Rights and Duties of Doctors in Russian Federation]. URL: http://www. rmass.ru/publ/info/ konvencia (data obrashcheniya: 07.08.2014). (In Russ).
6. Konventsiya o pravakh i otvetstvennosti patsiyenta [Convention of Patient Rights and Responsibility]. URL: http://www. rmass.ru/ publ/info/prava (data obrashcheniya: 07.08.2014). (In Russ).
7. Mediko-sotsialnaya khartiya Rossiyskoy Federatsii [Medical and Social Charter of Russian Federation]. URL: http://www. rmass.ru/publ/ info/chartia-2 (data obrashcheniya: 07.08.2014). (In Russ).
8. Ob obshchestvennykh obyedineniyakh: Feder. zakon Ros. Federatsii ot 19 maya 1995 g. №82 FZ [About public associations: The federal law of the Russian Federation of May 19, 1995 №82 FZ] // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federatsii - Russian Federation Code. 1995. №21, st. 1930. (In Russ).
9. Ob osnovakh okhrany zdorovya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii: Feder. zakon Ros. Federatsii ot 21 noyab. 2011 g. №323-FZ [About bases of protection of public health in the Russian Federation: The federal law of the Russian Federation of November 21, 2011 №323-FZ]. // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federatsii - Russian Federation Code. 2011. №48, st. 6724. (In Russ).
10. Polozheniye o Sovete po zdravookhraneni-yu pri Integratsionnom Komitete Yev-raziyskogo ekonomicheskogo soobshchest-va [The provision on Council for health care at Integration Committee of the Euroa-sian economic community]. URL: http://www.evrazes.com/about/ comission/comission/view/11 (data obrashcheniya: 07.08.2014). (In Russ).
11. Postanovleniye Yevropeyskogo suda po delu «Le Kont, Vann Leven i de Meyer pro-tiv Belgii» (Lemple, Van Leuven and De Meyere v. Belgium) ot 23 iyunya 1981 g. [The resolution of the European court on
business "Le Comte, Vann Levene and de Meyer against Belgium" (Lemple, Van Leuven and De Meyere v. Belgium) of June 23, 1981.], Series A, №43, pp. 26-27, par. 62-66. (In Russ).
12. Romanovskaya O. V. Professionalnyye med-itsinskiye assotsiatsii v sisteme subyektov publichnykh pravootnosheniy [Professional medical associations in system of subjects of public legal relationship]. 2009. URL: http://www.juristlib.ru/book_6584.html (data obrashcheniya 07.08.2014). (In Russ).
13. Sergeyev Yu.D., Mokhov A.A. Osnovy med-itsinskogo prava Rossii: ucheb. posobiye [Bases of the medical right of Russia: stud-
ies. grant] / pod red. Yu.D. Sergeyeva. M, 2007. 324 s. (In Russ).
14. Eticheskiy kodeks rossiyskogo vracha [Ethical code of the Russian doctor] [El-ektronnyy resurs]: utv. 4-y konferentsiyey Assotsiatsii vrachey Rossii (Moskva, noy-abr, 1994 g.). Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «KonsultantPlyus». (In Russ).
15. Ertel L.A. O neobkhodimosti pravovogo regulirovaniya problem prenatalnogo peri-oda (postanovka problemy) [About need of legal regulation of problems of the prenatal period (problem statement)]// Administra-tivnoye pravo i protsess - Administrative law and process. 2006. №3. S. 25-31. (In Russ).
REGULA TION OF THE RELA TIONSHIPS IN HEALTHCARE BY THE NORMS OF PROFESSIONAL MEDICAL ORGANIZATIONS ON THE INTERNATIONAL REGIONAL LEVEL
A.I. Semeshko
Perm State National Research University 15, Bukirev st., Perm, 614990 E-mail: [email protected]
V.G. Kuranov
Perm Vagner State Medical Academy 26, Petropavlovskaya st., Perm,614000 e-mail: [email protected]
Abstract: Introduction: One of the medician duties is to comply with medical ethic rules. But the Healthcare Act does not show, just what norms should be observed. Aim: To research the mechanism of ethical norms constitution by professional medical associations. Results: Federal legislation allows medical and pharmaceutical organizations to take part in ethical norms constitution. The abundance of professional medical associations on national and international level renders difficult of ruling of ethical norms legal force, created by such organizations. In some of foreign states doctors are joined in professional associations having obligatory membership and clothing by some authoritative powers. Such obligatory membership in these associations is confirmed by the European Court of human rights. In such a manner, if the legal status of public professional medical organization will be more specific, it gives an option to clothing such associations by some state powers. Analyzing the international cooperation of states-members of EuroAsian Economic Community, it is possible to make conclusion about the tendency to legal healthcare rules uniform application. Conclusion: It is necessary to form the conditions for function of professional medical associations in the aim of legal rules constitution and its realization on the national and international level.
Keywords: medical organization; professional association; international law; legal norms; medical ethic; European Court of human rights; EuroAsian Economic Community; health care
Информация для цитирования:
Семешко А.И., Куранов В.Г. Регламентация отношений в сфере здравоохранения нормами профессиональных медицинских организаций на региональном международном уровне // Вестник Пермского университета. Сер.: Юридические науки. 2014. Вып. 3(25). C. 196-206.
Semeshko A.I., Kuranov V.G. Reglamentatsiya otnosheniy v sfere zdravookhraneniya normami professionalnykh meditsinskikh organizatsiy na regionalnom mezhdunarodnom urovne [Regulation Of the Relationships In Healthcare By the Norms Of Professional Medical Organizations On the International Regional Level] // Vestnik Permskogo universiteta. Ser.: Juridicheskie nauki -Perm University Herald. Series: Yuridical Sciences. 2014. №3(25). P. 196-206. (In Russ).