Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _
УДК 373.2 В.Ю. соколов
Регламентация образовательного процесса в Великобритании и России
соколов Виталий Юрьевич - специалист отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов Московского центра качества образования, аспирант Московского педагогического государственного университета (Москва, Россия)
Статья посвящена изучению английского дошкольного образования; анализу нормативного регулирования образовательного процесса для детей раннего (дошкольного) возраста; особенностям содержательного, организационного и оценочного компонентов образовательной деятельности на дошкольном уровне образования. На протяжении всей статьи автор описывает переведенные документы и эмпирическим методом производит сопоставительный анализ законодательных актов Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Российской Федерации для выявления особенностей английского дошкольного образования. Изучив историю возникновения и становления дошкольного образования Великобритании, автор обращает особое внимание на Закон об Образовании и Национальный учебный план и сопутствующие этому законодательному акту документы, которые регламентируют деятельность педагогов: «Официальные нормы, регулирующие работу педагогов с детьми раннего возраста, принятые стандартом обучения, развития и ухода за детьми от рождения до пяти лет», «Сведения об освоении основной стадии раннего возраста», «Практическое руководство педагогов, работающих с детьми раннего возраста» и «Методическое пособие по половому воспитанию и взаимоотношениям». Познакомившись со структурой Национального учебного плана, можно сделать первый вывод, что он значительно отличается от Федерального образовательного государственного стандарта дошкольного образования, но идеи, заложенные в обоих документах, схожи и отражают особенности дошкольного возраста, подчеркивают его самоценность. Анализ сопутствующих Национальному учебному плану документов и пособий позволяет также сделать вывод о значимости педагогического мониторинга, данные документы направлены на поддержку педагогов-практиков в проведении диагностики.
Ключевые слова: дошкольное образование, система образования Великобритании, дошкольное образование в Великобритании, Национальный учебный план, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Regulation of the Educational Process in the United Kingdom and Russia Vitali Ju. Sokolov, Expert of the Department Preschool Educational Quality in Moscow Center of Educational Quality, postgraduate student of Moscow State University of Education (Moscow, Russia) This article examines British early childhood education; regulation of the educational process for early (preschool) age children; and the features of content, organization and the estimation components of education in preschool stage. The author presents the translated documents and conducts comparative analysis of the legislative acts of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland and the Russian Federation to identify the characteristics of English preschool education. After studying the history and development of early childhood education in Great Britain, the author pays special attention to the Education Act and the National Curriculum and the documents accompanying this legislative act that regulate the activity of educators: Statutory guidance «Early years (under 5s) foundation stage framework (EYFS)», «EYFS learning and development requirements: exemptions for children», «Early years foundation stage profile: exemplification materials» and «Statutory guidance on sex and relationship education». The analysis of the structure of the National Curriculum makes it possible to draw the first conclusion that it significantly differs from the Federal Educational State Standard of early childhood education, but the ideas embodied in both documents are similar and reflect the features of preschool age, and emphasize its self-worth. The analysis of documents and guidebooks accompanying the National Curriculum also makes it possible to draw a conclusion about the importance of pedagogical monitoring, as these documents are aimed at supporting educators in conducting diagnostics. Keywords: early childhood education and care, educational system in the UK, early childhood education and care in the UK, Federal State Educational Standard, National curriculum in the UK.
Изучение зарубежного опыта, интеграция положительной практики в отечественную педагогическую науку и практику позволят усовершенствовать и повысить качество образовательного процесса в российской системе.
Сегодня остро осознается противоречие между возрастающим интересом к современному зарубежному, в частности английскому, дошкольному образованию, объективной необходимостью овладения новой информацией о модернизации его содержания и сравнительно малой изученностью соответствующих вопросов в российской педагогической науке (Баева Л.В., 2009).
Выбор этой страны обусловлен рядом причин:
• во-первых, Великобритания участвует в международных исследованиях качества образования, таких, как: Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (англ. Programme for International Student Assessment), Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного обра-
зования TIMSS (англ. - Trends in Mathematics and Science Study) и Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS (англ. Progress in International Reading Literacy Study) и показывает хорошие результаты;
• во-вторых, именно на территории современной Великобритании появились первые детские ясли (англ. infants' school). Они были открыты в 1816 году Робертом Оуэном в Нью-Ланарке (Шотландия) в рамках его исследования «Новый институт для формирования характера». В этих учреждениях детям целенаправленно предлагали не только уход и присмотр, но и элементарное начальное образование;
• в-третьих, у Британии давняя и богатая история системы образования, которая всегда отличалась вариативностью.
Опыт Соединенного Королевства сопоставим с событиями в системе отечественного образования. Во-первых, в сентябре 2000 года в Соединенном Королевстве был представлен документ, который выделил основные стадии (уровни) образования. Одной из таких стадий
является «стадия раннего возраста для детей в возрасте от 3 до 5 лет», которая стала частью национальной образовательной программы по закону «Об образовании» 2002 года.
Как мы можем заметить, возрастная периодизация в Соединенном Королевстве отличается от отечественной: дошкольный уровень в Великобритании называется «ранним возрастом», который принято считать от 3 до 5 лет, когда как в России ранний возраст - от рождения до 3 лет, а дошкольником считается ребенок от 3 до 7 лет.
Если вернуться к сравнению Закона об образовании Соединенного Королевства и России, то стоит отметить, что дошкольный уровень как первый уровень общего образования появился в России 10 лет спустя в законе «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Во-вторых, Федеральные государственные образовательные стандарты в России и Национальный учебный план в Соединенном Королевстве (далее - Учебный план) преследуют решение единых целей: они являются стержнями, которые нужны для гарантий качественного образования. Они обеспечивают преемственность между уровнями образования в России и стадиями в Великобритании. Хочется отметить, что в Учебном плане Великобритании дошкольная стадия была добавлена последней, эту же тенденцию можно проследить и в России: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) был разработан и утвержден также последним.
Однако Учебный план отличается от ФГОС ДО структурой: это - единый документ, описывающий программы по изучению и достижению определенных задач для всех субъектов образовательного процесса на всех стадиях образования (National Curriculum, 2014), который содержит внутри себя дополнительные законодательные акты: стандарты, пособия и методические рекомендации. В России для каждого уровня образования предусмотрен свой ФГОС.
В-третьих, каждая образовательная организация Соединенного Королевства обязана составить для своего учреждения «Базовую» программу. Для ее написания педагоги используют Учебный план и еще один документ: «Религиозное образование и половое воспитание» (National Curriculum, 2014). В Соединенном Королевстве частные школы могут не следо-
вать Учебному плану, но обязаны давать ученикам широкий круг сбалансированных знаний, включающий в себя английский, математику и науку. Религиозное образование и половое воспитание обязательно должно быть прописано в «Базовой» программе частной образовательной организации.
В России Основная образовательная программа дошкольного образования разрабатывается в соответствии с ФГОС ДО и с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования. Это касается государственных образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155).
структура Национального учебного плана и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Сам Учебный план нужен для того, чтобы дети изучали единообразный материал. Также в нем прописаны примерные результаты, которых должны достичь дети по каждому предмету прежде, чем перейти на другую стадию.
Учебный план состоит из блоков, соответствующих возрасту ребенка. Эти блоки называются «Ключевые стадии» (англ. Key stages) (см. таблицу 1). В конце каждого ключевого этапа педагог оценивает успехи ребенка.
Из таблицы видно, что помимо расхождения в возрастной периодизации дошкольного возраста воспитанники дошкольных групп в Соединенном Королевстве (согласно Учебному плану) поступают в начальную школу в основном в 5 лет (в Англии и Уэльсе дети идут в школу в 5 лет, в Шотландии с 4,5 лет (The Scottish Government), а в Северной Ирландии в 4 года) (Key stages. The national Curriculum).
В России возраст до 5 лет считается дошкольным, а возможность получения начального общего образования в образовательных организациях возможна только по достижении детьми шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»).
Таблица 1. Ключевые стадии
Возраст стадия обучения Название ключевой стадии Оценка
От 3 до 4 The early years foundation stage (Стадия раннего возраста)1
От 4 до 5 Reception2 (Приемная стадия) The early years foundation stage (Стадия раннего возраста) Педагогическая оценка (также существует необязательная оценка в начале года)
От 5 до 63 Year 14 (Первый год) Key stage 15 (Ключевая стадия 1) Анализ развития фонологической стороны речи
От 6 до 7 Year 2 (Второй год) Key stage 1 (Ключевая стадия 1) Прохождение Национального тестирования по английскому языку, математике и науке и педагогическая характеристика ученика
От 7 до 8 Year 3 (Третий год) Key stage 2 (Ключевая стадия 2)
От 8 до 9 Year 4 (Четвертый год) Key stage 2 (Ключевая стадия 2)
От 9 до 10 Year 5 (Пятый год) Key stage 2 (Ключевая стадия 2)
От 10 до 11 Year 6 (Шестой год) Key stage 2 (Ключевая стадия 2) Прохождение Национального тестирования по английскому языку и математике педагогическая характеристика ученика в области науки
От 11 до 12 Year 7 (Седьмой год) Key stage 3 (Ключевая стадия 3)
От 12 до 13 Year 8 (Восьмой год) Key stage 3 (Ключевая стадия 3)
От 13 до 14 Year 9 (Девятый год) Key stage 3 (Ключевая стадия 3)
От 14 до 15 Year 10 (Десятый год) Key stage 4 (Ключевая стадия 4) Некоторые ученики могут получить ОССО (Общее свидетельство о среднем образовании) (англ. GCSE General Certificate of Secondary Education)
От 15 до16 Year 11 (Одиннадцатый год) Key stage 4 (Ключевая стадия 4) Большинство учеников получают ОССО или любое другое государственное свидетельство
1 В России возраст от 3 до 5 считается дошкольным, когда как в Соединенном Королевстве это «ранний возраст» (относительно школы).
2 «Предшкольный» период.
3 В Соединенном Королевстве в 5 лет дети идут в школу.
4 Первый год обучения ребенка в школе.
5 Стадия - этап, который может включать в себя несколько лет обучения и заканчивается он (этап) определенной оценкой (заключение педагога, отметка за тест и т.д.).
Таблица 2. Образовательные области
№ п\п Национальный учебный план Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
1 Грамотность (англ. literacy) Речевое развитие
2 Коммуникация и язык (англ. communication and language)
3 Личное, социальное и эмоциональное развитие (англ. personal, social and emotional development) Социально-коммуникативное развитие
4 Физическое развитие (англ. physical development) Физическое развитие
5 Экспрессивное искусство и дизайн (англ. expressive arts and design) Художественно-эстетическое развитие
6 Математика (англ. mathematics) Познавательное развитие
7 Понимание мира (англ. understanding the world)
«Основная стадия раннего возраста» (англ. The early years foundation stage, далее - EYFS) устанавливает стандарты для обучения, развития и ухода за ребенком от рождения до 5 лет. EYFS относится только к школам и дошкольным образовательным организациям в королевстве Англии. В Шотландии и Уэльсе существуют собственные стандарты для детей раннего возраста (Early years foundation stage, 2017).
Выделенные семь главных направлений EYFS в образовании детей позволяют провести аналогию с российским Стандартом в части образовательных областей (см. таблицу 2).
Что касается «Религиозного образования и полового воспитания», о котором была речь выше, то оно не включается в содержание «Основной стадии раннего возраста», которое начинается с первого года обучения детей в начальной школе, то есть с Key stage 1. Это подтверждается Методическим пособием по половому воспитанию и взаимоотношениям (англ. Sex and Relationship Education Guidance) (DfEE, 2000).
В EYFS прописано, что в раннем возрасте дети обучаются в игровой форме (Early years foundation stage, 2017). Это можно проследить и в российском Стандарте. В п. 1.2 пп 4. сказано, что реализация Программы может проходить в форме игры (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155), ведь игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и одновременно является основной формой взаимодействия педагога с воспитанником и восприятия и познания мира ребенком.
Стоит выделить отдельно фразу: «Никакой тест ребенок проходить не будет» (Learning early years foundation stage, 2017), та же тенденция и в системе российского образования, т.к. согласно ст. 11, п. 2 закона «Об образовании», реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования не является объектом оценивания деятельности и подготовки обучающихся.
В структуру EYFS включен один документ: «Официальные нормы, регулирующие работу педагогов с детьми основной стадии раннего возраста, принятые стандартом обучения, развития и ухода за детьми от рождения до пяти лет» (далее - Официальные нормы) (англ. Statutory framework for the early years foundation stage. Setting the standards for learning, development and care for children from
birth to five) (DfE, 2017), который является одновременно и нормативным, регламентирующим действия педагога документом, и своего рода методическим пособием, которым могут воспользоваться педагоги в практической деятельности.
Таблица 3. структура «Официальных норм» и российского ФГОс ДО
«Официальные нормы»
• Краткое описание;
• Введение;
• Условия обучения и развития (англ. The learning and development requirements);
• Оценка
(англ. Assessment);
• Обеспечение безопасности и материальные условия (англ. The safeguarding and welfare requirements));
• Приложение А.
ФГОс ДО
• Общие положения;
• Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему;
• Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
• Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Оценка детских успехов в «Официальных нормах» и оценка индивидуального развития ребенка согласно ФГОс ДО
Согласно «Официальным нормам», оценка играет важную роль, помогая родителям (законным представителям), и воспитателям, и учителям раннего развития (англ. a practitioner) увидеть прогресс детей, понять детские потребности. В конце учебного года, когда воспитаннику исполнится пять лет, педагог оценивает его успехи. Такие данные помогают участникам образовательного процесса планировать свою деятельность и, если нужно, организовывать соответствующую поддержку. Непрерывная «анализ-оценка» является неотъемлемой частью процесса обучения и развития ребенка (Рис. 1). Анализ проводится посредством наблюдений, с помощью которых выявляются интересы ребенка, а также формы и стиль обучения, подходящие тому или иному воспитаннику. В каждодневном взаимодействии специалисты должны реагировать на изменения, которые происходят в развитии детей, и делиться этими успехами с родителями (законными представителями).
В России же с детьми раннего и дошкольного возраста на протяжении всего дошколь-
Рис. 1
ного детства взаимодействуют воспитатель и специалисты: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и т.д. Именно данные педагоги наблюдают за индивидуальным развитием ребенка-дошкольника, основываясь на зоне его ближайшего развития и индивидуальных особенностях.
Подходы к проведению педагогической диагностики в Официальных нормах
и фгос ДО
Согласно «Официальным нормам» сама анализ-оценка не должна занимать много времени, излишняя документация не должна отвлекать педагога от общения с ребенком, фиксации подлежит только самое необходимое для отслеживания динамики развития воспитанника.
Говоря о промежуточном анализе в два года, необходимо отметить, что анализ развития детей проводят педагоги-практики. Они должны проанализировать состояние ребенка и предоставить родителям (законным представителям) краткий письменный отчет. Результатом процедуры является описание состояния ребенка, его сильных сторон и областей, в которых прогресс оказался незначительнее, чем ожидалось. Если эти проблемы связаны со специальными образовательными потребностями или инвалидностью, то медицинские работники совместно с педагогами-практиками должны разработать индивидуальный план работы для дальнейшего успешного обучения и развития. В этот процесс включаются родители (законные представители) и другие специалисты (например, назначение тьютора или медицинского сотрудника).
Педагогам-практикам в резюме следует выделить области, где ребенок делает успехи; области, в которых, возможно, потребуется некоторая дополнительная поддержка; и указать направления, вызывающие опасение, что ребенок будет испытывать трудности (это может быть обусловлено особыми образовательными потребностями или инвалидностью) ^Е, 2017) (Рис. 2, 3).
Рис. 2
Рис. 3
Также в п. 3.2.3 ФГОС ДО прописано, что при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка может осуществляться педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образо-
вательных задач (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155). В п. 4.3 сообщается о невозможности проведения промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников при освоении Программы (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155).
сведения (портфолио) о развитии ребенка раннего возраста
После завершения обучения EYFS составляются «Сведения о развитии ребенка раннего возраста» (англ. the Early Years Foundation Stage Profile, EYFSP) - некая «биография». Само заключение составляется в последний семестр учебного года, по достижении ребенком полных пяти лет. Биография должна быть создана индивидуально для каждого и не позднее 30 июня (конец учебного года). EYFSP предоставляется родителям, врачам-специалистам. В данном документе описывается круг знаний ребенка, его особенности и наиболее проблемные области (Рис. 4).
Рис. 4
«Сведения» включают в себя постоянные записи наблюдений, описание бесед с родителями (законными представителями), а также взаимодействие с любыми взрослыми, которые внесли позитивный вклад в обучение и развитие воспитанника.
Эту справку готовит «Ответственное лицо» (англ. a key person). Ответственное лицо -сотрудник педагогического состава, отвечающий за небольшую группу детей, который работает параллельно с педагогом, фиксируя в своих заметках определенные параметры. Также в обязанности ответственного входит ведение записей успеваемости ребенка: на каком уровне сформированности находится та или иная область, достиг ли ребенок тех результатов, которые описывались в промежуточном анализе (STA, 2017).
Департаментом образования Англии было разработано методическое пособие в помощь Ответственному. Этот документ иллюстрирует, как можно собирать информацию для заполнения «Сведений о развитии ребенка раннего возраста». Здесь также прописано, что эта форма носит рекомендательный характер, формулировки даны для примера и могут быть изменены. Методические рекомендации, разработанные Департаментом, описывают все образовательные области для всех возрастных этапов (STA, 2013).
Именно данное положение является значительным отличием от российского Стандарта, в котором не прописано, какие показатели должны входить в мониторинг. Также не указана необходимость предоставления его результатов в письменном виде родителям и/или законным представителям. В отечественной практике педагоги сами выбирают критерии педагогической диагностики, сроки и способы фиксации ее результатов. Однако в проектах примерных ООП ДО (размещенных на сайте ФИРО) также представлены диагностические материалы, формы для их предъявления, целевые ориентиры, которые не подлежат оценке, но подразумевается, что ребенок их достигает по завершению дошкольного детства.
Образовательные ориентиры для детей раннего возраста и целевые ориентиры ФГОс ДО
Сама оценка составляется на основе «Образовательных ориентиров для детей раннего возраста» (англ. the early learning goals).
В разделе 1 Statutory framework for the early years foundation stage дается описание этих ориентиров. Приведем несколько примеров. «Официальные нормы» выделяют три основных и четыре дополнительных области. К первым относятся: коммуникация и язык; физическое развитие; а также личное, социальное и эмоциональное развитие. Грамотность; математика; понимание мира; экспрессивное искусство и дизайн входят в дополнительные области.
Структура каждой вышеперечисленной области включает в себя: краткое описание, функции, задачи, конкретное описание образовательного ориентира. Рассмотрим содержание на примере области «Коммуникация и язык» (см. таблицу 4).
Таблица 4. Коммуникация и язык
Задачи:
Подразделы:
• предоставление возможности детям использовать богатство языковой среды;
• развивать уверенность в себе, навыки самовыражения, ведение диалога.
1. Слушание и внимание:
• вниманию детей предлагаются различные истории и ситуации, далее дети пробуют описать ключевые события, комментируют, задают вопросы;
• слушают друг друга;
2. Понимание:
• дети следуют инструкциям, используя несколько идей или действий одновременно; отвечают на вопросы «как» и «почему»;
• делятся личным опытом;
3. Говорение:
• дети четко выражают свои мысли;
• используют верные формы прошедшего, настоящего и будущего времен;
• сочиняют собственные рассказы и объяснения.
Все данные вносятся в Сведения о развитии ребенка раннего возраста, и копия отчета передается учителю Year 1 (англ. Year 1 Teacher). На начало года учителю Year 1 предоставляется информация об индивидуальных особенностях каждого ребенка, который переходит к нему на обучение в начальную школу (Рис. 5).
Таким образом, анализ нормативной базы по организации современного английского дошкольного образования и его содержания позволил найти много общего с отечественным Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: заинтересованность государства в вопросах организации системы дошкольного образования посредством стандартизации; комплексного решения задач преемственности образования; личностно-ориентирован-
Рис. 5
ного подхода в обучении и развитии детей; приоритета раннего обучения; подготовки детей к школьному обучению; описания образовательных ориентиров на этапе завершения дошкольного детства; построения целенаправленной работы по взаимодействию с семьями воспитанников.
В сравнительном анализе можно найти и явные отличия английской системы от российской системы дошкольного образования: на законодательном уровне закреплены обязательные образовательные ориентиры, которые подлежат оценке; детально представлен инструментарий для проведения педагогической диагностики; на государственном уровне разработаны методические рекомендации по педагогической оценке успехов воспитанника.
Но, несмотря на различия, стоит отметить общие векторы в работе с детьми раннего и дошкольного возрастов: активное взаимодействие с семьей, особая роль личностно-ориен-тированного подхода, важность механизмов преемственности дошкольного и начального общего образования. ■
Литература
1. Акт об образовательной реформе Великобритании [Электронный ресурс] -Электрон. дан. - Tourism London.ru - Режим доступа: http://tourism-london.ru/spavochnik-po-velikobritanii/doshkolnoe-obrazovanie-v-anglii/992-akt-ob-obrazovatelnoy-reforme-
velikobritanii.html - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 11.02.2017)
2. Баева Л.В. Развитие содержания дошкольного образования в Англии на современном этапе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 2006.
3. Веракса А.Н. Английская система дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. -2008. - №1 - С. 120-126.
4. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. - М.: Изд-во УРАО, 1999.
5. Вяземский Е.Е. Современная система образования в Великобритании // Проблемы современного образования. - 2010. - №6. -С. 68-84.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
7. Рейтинг английских школ [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Образование за рубежом для детей и взрослых - Режим доступа: http://www.estudy.ru/countries/england/ secondary-education/schools-rating/, свободный. - Загл. с экрана (Дата обращения: 11.02.2017).
8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
9. Чеснокова О.Б., Субботский Е.В. Психолог в системе дошкольного образования: английский вариант // Современное дошкольное образование. Теория и практика. -2013. - №1. - С. 60-69. - 2013. - №2. -С. 32-41.
10. Ball, C. 1994. Start Right: the Importance of Early Learning. London: Royal Society for the Encouragement of Arts, Manufactures & Commerce.
11. Children Act. 1989. Accessed February 11, 2017. http://www.legislation.gov. uk/ukpga/1989/41/contents
12. Department of Education and Science (DES). 1990. Starting with quality. London: Author.
13. Early years foundation stage. 2017. Accessed February 11, 2017. https://www.gov. uk/early-years-foundation-stage
14. Early years foundation stage profile. 2017 handbook. London: STA, 2016. - 50 p. (Reference: ISBN 978-1-78644-538-4 , STA/16/7838/e)
15. Early years foundation stage profile: exemplification materials. A series of materials for practitioners assessing children's development at the end of the early years foundation stage (EYFS). 2013. London: STA. Accessed June 08, 2017. https://www.gov.uk/government/publications/ eyfs-profile-exemplication-materials
16. Education Act. 2002. Accessed February 11, 2017. http://www.legislation.gov. uk/ukpga/2002/32
17. Key stages. The national curriculum. Accessed September 05, 2017. https://www.gov. uk/national-curriculum
18. Kwon, Young-Ihm. 2002. Changing Curriculum for Early Childhood Education in England. Early Childhood Research & Practice, 2002, vol. 4, no. 2. Accessed February 28, 2017. http://ecrp.uiuc.edu/v4n2/kwon.html
19. Learning early years foundation stage. Accessed February 10, 2017. http://www. familylearning.org.uk/early_years_foundation_ stage.html
20. National curriculum. The national curriculum for England to be taught in all local-authority-maintained schools. 2013. Accessed February 13, 2017. https://www.gov. uk/government/collections/national-curriculum
21. Owen, R. Accessed February 10, 2017. http://spartacus-educational.com/IRowen.htm
22. Practice guidance for the early years foundation stage. Setting the standards for learning, development and care for children from birth to five: 2007. Nonstatutory guidance. London: DfE, -114 p. (Reference: 00266-2008BKT-EN)
23. School Curriculum Assessment Authority (SCAA). 1996. Nursery education: Desirable outcomes for children's learning on entering compulsory education. London: SCAA and Department for Education and Employment.
24. The Scottish Government. Frequently Asked Questions. Accessed March 10, 2017. http:// www.gov.scot/Topics/Education/Schools/FAQs
25. Schwartz M. 2006. "For whom do we write the curriculum?" Journal of Curriculum Studies. 38 (4): 449 - 457.
26. Sex and Relationship Education Guidance. London: DfEE, 2000. -34 p. (Reference: DfEE 0116/2000)
27. Statutory framework for the early years foundation stage. Setting the standards for learning, development and care for children from birth to five. 2017. London: DfE, -37 p. (Reference: DFE-00169-2017)
Статья поступила в редакцию 7.08.2017 г.