Научная статья на тему 'Регламентация деятельности городских добровольных пожарных обществ Саратовской губернии(конец XIX – начало XX В. )'

Регламентация деятельности городских добровольных пожарных обществ Саратовской губернии(конец XIX – начало XX В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
183
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПЕРАТОРСКОЕ РОССИЙСКОЕ ПОЖАРНОЕ ОБЩЕСТВО / ГОРОДСКОЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ ПОЖАРНОЕ ОБЩЕСТВО / УСТАВ ОБЩЕСТВА / ПРОТИВОПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / IMPERIAL RUSSIAN FIRE SOCIETY / CITY VOLUNTEER FIRE SOCIETY / SOCIETY CHARTER / FIRE SAFETY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Адамова Людмила Геннадиевна

В статье рассматривается процесс создания добровольческой пожарной охраны в России, в частности, процесс формирования и регламентации деятельности городских добровольных пожарных обществ на рубеже XIX XX века

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF ACTIVITY OF CITY VOLUNTARY FIRE SOCIETIES OF THE SARATOV PROVINCE IN THE END OF THE XIXTHAND THE BEGINNING OF THE XXTH

In article process of creation of voluntary fire protection in Russia, in particular, process of formation and a regulation of activity of city voluntary fire societies at a turn of the XIX–XX century is considered

Текст научной работы на тему «Регламентация деятельности городских добровольных пожарных обществ Саратовской губернии(конец XIX – начало XX В. )»

Л. Г. Адамова. Регламентация деятельности городских добровольных пожарных обществ

вводная статья и редакция В. И. Буганова. М., 1966. С. 436.

8 Подробнее об этом см.: ОппоковаВ. И. Прошлое Саратовского края. Саратов, 1924. С. 42 ; Студенцов Н. Н. Две загадки Саратова. Саратов, 1989.

9 Тихомиров М. Н. Малоизвестные летописные памятники XVI в.: Летописный отрывок о постройке городов в Московском государстве // Исторические записки / отв. ред. Б. Д. Греков. 1941. Т. 10. С. 93-94.

10 Посольство в Персию Григория Борисовича Василь-чикова : Памятники дипломатических и торговых сношений Московской Руси с Персией : в 3 т. Т. 1 / под ред. Н. И. Веселовского // Труды Восточного отделения императорского Русского археологического общества. Т. 20. СПб., 1890. С. 149.

11 Какаш и Тектандер. Путешествие в Персию через Московию 1602-1603 гг. / пер. с нем. А. И. Станкевича // ЧОИДР. 1896. Кн. 2. Материалы иностранные. С. 1-54.

12 Бушев П. П. История посольств и дипломатических отношений русского и иранского государств в 15861612 гг. (по русским архивам). М., 1976. С. 143.

13 Посольство в Персию Григория Борисовича Васильчи-кова... С. 149-153.

14 Зимин А. А. В канун грозных потрясений : Предпосылки первой Крестьянской войны в России. М., 1986. С. 149-151 ; Кушева Е. Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией в ХУІ-ХУІІ вв. М., 1963. С. 272-278.

15 Разрядная книга 1475-1605. Т. 3, ч. 3. С. 197.

16 Там же.

УДК 614.842.831 (09)(470.44)

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДСКИХ ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ ОБЩЕСТВ САРАТОВСКОЙ ГУБЕРНИИ (конец XIX - начало XX в.)

Л. Г. Адамова

Саратовский государственный университет E-mail: adamovalg@mail.ru

В статье рассматривается процесс создания добровольческой пожарной охраны в России, в частности, процесс формирования и регламентации деятельности городских добровольных пожарных обществ на рубеже XIX - XX века.

Ключевые слова: Императорское Российское пожарное общество, городское добровольное пожарное общество, устав общества, противопожарная безопасность.

Regulation of Activity of City Voluntary Fire Societies of the Saratov Province in the End of the XiXth and the Beginning of the XXth L. G. Adamova

In article process of creation of voluntary fire protection in Russia, in particular, process of formation and a regulation of activity of city voluntary fire societies at a turn of the XIX-XX century is considered. Key words: Imperial Russian fire society, city volunteer fire society, society charter, fire safety.

Борьба с огнем издревле представляла особую проблему для власти и общества. С развитием техники изменялись способы тушения пожаров: от ведер с водой до специально разработанных инструментов. Прогресс также шёл в организации борьбы с огнём: от народного ополчения к формированию профессиональных пожарных команд.

На рубеже XIX - XX века ряды огнеборцев значительно пополнились за счет появления такой общественной организации, как добровольные пожарные общества. Эту структуру возглавило

Соединенное Российское Пожарное Общество, которое было создано во время работы Всероссийской пожарной выставки в 1892 году. В следующем году император утвердил устав данной организации.

Устав Соединенного Российского Пожарного Общества ставил следующие задачи: «борьба с пожарными бедствиями, опустошающими из года в год наше отечество, путем всестороннего развития и усовершенствования пожарного дела во всех его отраслях»1.

Необходимо отметить, что в работе Соединенного Российского Пожарного Общества проявляли активную деятельность члены императорской семьи. Так, Великий князь Владимир Алексеевич был председателем Соединенного Российского общества. Его жена - княгиня Мария Павловна - также участвовала в его работе. 30 апреля 1898 года Николай II присвоил обществу титул Императорского2.

Добровольные пожарные общества действовали на основании уставов и представляли собой частные «необеспеченные определенными средствами» союзы, работающие на добровольных началах. Данные организации оказали, как было отмечено на Всероссийском пожарном съезде 1902 года в Москве, несомненную услугу отечественному пожарному делу. С одной стороны, они восполняли недостаточные пожарные городские силы, с другой - привлекали к пожарному делу местную интеллигенцию, которая раньше очень мало интересовалась противопожарной деятельностью3.

О роли добровольных пожарных организаций в деле противопожарной безопасности также го-

© Адамова Л. Г., 2013

ворил князь Д. А. Львов, отводя им место резерва для «городской команды при тушении сильно разгоревшегося пожара». При таком назначении они, по его мнению, могли оказать огромные услуги местному населению4.

В Саратовской губернии формирование организаций добровольной пожарной охраны можно отнести к 1884 году, когда был издан «Устав общества Саратовской вольной пожарной дружины»5.

Первые упоминания о желании создать в Саратове организацию добровольной пожарной охраны относятся к концу 19 века. На заседании городской думы, которое проходило 25 июня 1876 года, городской голова заявил о планах по образованию «Общества вольной пожарной дружины». Депутаты одобрили эту идею и постановили учредителям данной организации разрешить дальнейшие действия по ее созданию6. Однако устав общества был разработан только в 1880 году. Еще четыре года понадобилось на его согласование и публикацию, которая состоялась только в 1884 году.

Цель организации указана в § 1 данного документа: «во время пожаров в городе действовать пожарными снарядами, спасать людей и охранять имущество»7. Общество имело бессословный и добровольный характер, что определялось § 28.

По своей структуре общество делилось на четыре части. В состав «главного начальства» входили председатель и члены правления, отвечавшие за общее руководство (§ 22). Задачей «лестничного отряда» являлось спасение людей и ликвидация сгоревших построек (§ 22, 26). Тушение пожара осуществлял «трубный отряд» (§ 22). За спасение имущества, а также удержание публики на расстоянии от места пожара отвечал «охранный отряд» (§ 22, 32, 67)9.

Данная организация позиционировала себя как «учреждение самостоятельное, не зависящее от общественной пожарной команды»10, с достаточно жесткой, почти военной, дисциплиной11.

Открытие «Общества вольной пожарной дружины» опять затгивалось. М. И. Паули, председатель правления «саратовского общества взаимного от огня страхования» вновь поднял вопрос об его открытии лишь 1885 году12. Из его заявления на очередном заседании городской думы становится известным, что препятствием в этом деле послужило отсутствие определенных источников финансирования. Именно из-за этой причины, как заявлял М. И. Паули, городская управа до сих пор не могла начать прием заявлений от желающих вступить в данное общество. Он предложил разрешить набор в члены общества, и из членских взносов обеспечить материальную базу организации. Однако городская дума постановила оставить заявление М. И. Паули без удовлетворения и поручить городской управе изыскание денежных средств для открытия этого общества13. Дальнейшая работа в этом направлении в документах никак не отражена, что позволяет нам сделать

предположение о прекращении деятельности по созданию добровольного общества в Саратове.

При участии Соединенного Российского Пожарного Общества для улучшения деятельности органов добровольной пожарной охраны был разработан «Нормальный устав городских пожарных обществ», утвержденный министром внутренних дел 23 января 1896 года. По постановлениям страхового комитета этот документ был дополнен 29 июня 1897 года и 29 июля 1900 года.

«Нормальный устав» имел большое значение в деле развития добровольной противопожарной охраны. Существенное новшество, которое он вносил, заключалось в том, что образующиеся на основании этого устава общества не нуждались в утверждении со стороны министерства внутренних дел. Достаточно было сделать заявление губернатору, который и решал вопрос об учреждении общества, а потом сообщал в министерство свое решение14. Еще одним важным нововведением было урегулирование отношения полиции к действиям добровольных пожарных обществ и команд на пожарах (§ 74)15. Также данным документом расширялись права добровольных пожарных обществ. В их ведение отдавался надзор за соблюдением обывателями противопожарных мер, и в случаях их несоблюдения данные организации при содействии полиции могли привлекать виновных к законной ответственности. Обществам разрешалось образовывать в своем составе особые трубочистные отряды, которые за плату могли проводить чистку городских труб (§ 2)16.

В начале XX века в связи с принятием «Нормального устава городских пожарных обществ» и облегчением процедуры их создания активизировался процесс открытия подобных организации. Также необходимо отметить, что параллельно с организацией городских добровольных пожарных обществ довольно активно начали возникать и сельские пожарные дружины.

В Саратовской губернии наблюдалась схожая тенденция. В течение 1901 года были основаны два добровольных городских пожарных общества. Кузнецкое вольное пожарное общество начало свою деятельность с 15 мая17, а 1 июня открылось Сердобское городское пожарное общество18. С

29 августа 1913 года приступило к работе Хва-лынское городское добровольное пожарное обще-ство19. В Вольске подобная организация была создана при Глухоозерском портланд-цементном заводе в 1916 году20. В период с 1900 по 1916 год в Саратовской губернии открылось более 30 сельских пожарных дружин21.

Как отмечалось ранее, все уставы добровольных обществ разрабатывались на основе «Нормального устава» и имели единые принципы организации. Члены общества делились на «действительных членов», «членов охотников» и «жертвователей» (§ 5)22. «Действительными членами» общества могли стать лица только мужского пола, принимающие участие в тушении

Л. Г. Адамова. Регламентация деятельности городских добровольных пожарных обществ

пожаров и заведующие делами общества, а также начальники пожарной команды и ее отрядов (§ 8). Обязанности «членов охотников» определялись в § 7 и заключались в тушении пожара. «Жертвователями», как указывалось в § 9, могли становиться как частные лица, так и различные общества и организации. Например, вольному пожарному обществу города Кузнецка оказывали материальную помощь саратовское губернское земство, местная городская управа, кузнецкое земство, кузнецкое общество взаимного кредита23. Женщины в соответствии с § 9 принимались в общество только в качестве членов «жертвователей», задачей которых являлось производить в пользу организации денежные взносы или выполнять безвозмездную работу. Членами организации могли быть люди не моложе 17 лет (§ 6, п. 1). Однако в приложении к этому параграфу оговаривалось, что лица в возрасте от 17 до 21 года обязаны предоставить согласие родителей или опекуна на вступление в организацию. Там же указывалось, что такие члены не имеют права голоса на общем собрании и не могут быть избраны в правление. В состав общества на основании § 6 не принимались нижние чины, состоящие на службе, и лица, «подвергшиеся ограничению по приговору суда»24.

Непосредственное руководство делами общества возлагалось на его правление, состоящее из председателя, его помощников, начальника пожарной команды и заведующего имуществом общества (§ 36). Эти должности занимали по результатам выборов, проходивших на общем собрании. Оно созывалось правлением ежегодно. Круг вопросов, рассматриваемых на общих собраниях, был очень широк и касался всех сфер деятельности общества. Решения по всем вопросам принимались простым большинством голосов. Безусловным правом голоса пользовались «действительные члены» общества (§ 24). Остальные наделялись этим правом только в особых случаях по постановлению особого собрания (§ 25).

В § 49 четко определены источники финансирования обществ25. Прежде всего средства организаций формировались за счет членских взносов. Однако это далеко не единственная статья доходов. Уставом предусмотрена была возможность поступления пожертвований и субсидий, сборов от публичных увеселений, устраиваемых в пользу обществ, а также доходов с денежных капиталов и недвижимого имущества, поступлений за очистку труб и т. д. В финансовом отчете кузнецкого общества за 1915 и 1916 годы фигурируют такие статьи дохода, как членские взносы, пожертвования и пособия, доходы от продажи лошадей, квартирной платы и другие26. Расходовались средства на содержание пожарных инструментов, лошадей и обмундирование членов пожарной команды.

По результатам деятельности обществ составлялись годовые отчеты, которые предоставлялись губернатору, а затем в страховой комитет министерства внутренних дел27.

Пожарная команда, непосредственно принимавшая участие в тушении пожаров, состояла из «членов охотников» и «действительных членов», зачисленных в пожарную команду. В случае необходимости в её состав могли быть приглашены и вольнонаемные (§ 61). Личный состав подразделялся по роду служебных обязанностей на отряды «лазальщиков», «трубников», «водоснабжате-лей» и «охранителей» (§ 62). Возглавлял данное структурное подразделение начальник команды, который руководил действиями личного состава, следил за состоянием пожарного обоза, утверждал кандидатов на должность начальников отрядов, а также докладывал правлению о пожарах, учениях и смотрах (§ 65-67). В случае его отсутствия, управление брал на себя помощник начальника пожарной команды (§ 68). Эти должностные лица занимали свой пост по результатам выборов на общем собрании. Руководство отдельными отрядами осуществлялось их начальниками, в обязанности которых входило управление деятельностью своих подчиненных и надзор за исправным несением ими службы (§ 69). За пожарный обоз и другие материальные ценности отвечал заведующий имуществом, который должен был по необходимости принимать меры по ремонту вверенного ему оборудования и вести инвентаризационную ведомость (§70).

По своей организации пожарные команды напоминали военное подразделение. Четкая вертикаль власти, жёсткое распределение обязанностей и ответственности, прописанные в уставе, должны были обеспечить их успешное функционирование в условиях чрезвычайной ситуации.

Несмотря на то что добровольные пожарные общества являлись независимыми общественными организациями, им приходилось согласовывать свою деятельность с местными властями. Так, для создания такой организации было необходимо утверждение её устава губернатором. Иногда этот процесс мог затягиваться до полугода, как это случилось при открытии кузнецкого общества, устав которого был утвержден 29 ноября 1900 года28, а деятельность началась только с 15 мая 1901 года. В других случаях это занимало меньше месяца: устав общества города Хвалынска утвердили

7 августа, а работать оно начало уже 29 августа 1913 года29.

После открытия общества требовалось согласование кандидатур на руководящие должности, избранных общим собранием. Например, при согласовании должностей начальника пожарной команды и членов правления добровольного общества города Сердобска возникли некоторые трудности. Уездный исправник в рапорте саратовскому губернскому правлению выразил сомнения в правильности выбора кандидатов на эти должности30. В результате рассмотрения этого дела было принято решение членов правления о том, что агента земского страхования М. С. Зуб-ковского и его помощника В. А. Покровского в

Региональная история и краеведение

97

должностях утвердить, а утверждение начальника местной тюрьмы П. В. Васильева в должности начальника пожарной команды оставить без удов-летворения31. Похожая ситуация произошла при согласовании должностей кузнецкого общества: в должности помощника начальника пожарной команды не был утвержерден Макаровский, так как являлся помощником бухгалтера кузнецкого уездного казначейства32.

О своей деятельности общества должны были сообщать начальнику полиции. Так, § 19 и § 20 предусматривались необходимости его уведомления о дате проведения и повестке дня общих собраний общества33.

Деятельность общества могла быть прекращена на основании постановления общего собрания. Губернатор также имел право закрыть общество в случае нарушения устава или плохой работы данной организации34.

Таким образом, в регламентации деятельности добровольных пожарных обществ большое значение имело принятие «нормального устава», который существенно ускорил и облегчил процесс создания организаций данного типа. В пользу этого утверждения говорит тот факт, что в начале XX века наблюдалась активизация деятельности по созданию добровольных пожарных обществ и команд, которые появляются не только в городах, но и в сельской местности. Так, в Саратовской губернии за период до 1896 года была предпринята только одна попытка создания добровольного пожарного общества, в самом Саратове. После принятия «нормального устава», с 1900 по 1916 год, было создано четыре городских добровольных пожарных общества и более 30 сельских пожарных команд. Как уже было отмечено выше, в основе нормативных документов всех обществ лежал «нормальный устав», регламентирующий все стороны их функционирования и вносящий четкость в их структуру.

Примечания

1 Д. П. Струков Десятилетие Императорского Российского Пожарного Общества. Исторический очерк. СПб., 1903. С. 11.

2 Государственный архив Саратовской области. Ф. 1. Оп. 1. Д. 10231 (далее - ГАСО). Л. 84.

3 Труды Всероссийского Пожарного Съезда 1902 года в Москве. СПб., 1903. Т. 2. С. 283.

4 Городские пожарные команды. Опыт руководства к их устройству и отправлению ими службы. Практическое руководство пожарного дела под редакцией князя А. Д. Львова. СПб., 1890. С. 10.

5 Устав общества Саратовская вольная пожарная дружина. Саратов, 1884. 9с.

6 Протоколы заседания Саратовской городской думы за 1876 год. Саратов, 1876. С. 511.

7 Устав общества Саратовской вольной пожарной дружины. Саратов, 1880. С. 1.

8 Там же.

9 Там же. С. 4, 7.

10 Там же. С. 7.

11 Там же. С. 5.

12 Протоколы заседания Саратовской городской думы за 1885 год. Саратов, 1885. С. 715.

13 Там же С. 717.

14 Итоги деятельности главного совета Соединенного Российского Пожарного Общества за время с 17 мая 1893 года по 1 декабря 1896 года // Пожарный календарь на 1897 год / сост. С. Вайнштейн. СПб., 1897. С. 74.

15 Нормальный устав городских пожарных обществ // Пожарный календарь на 1897 год / сост. С. Вайнштейн. СПб., 1897. С. 108.

16 Итоги деятельности главного совета Соединенного Российского Пожарного Общества за время с 17 мая 1893 года по 1 декабря 1896 года // Пожарный календарь на 1897 год / сост. С. Вайнштейн. СПб., 1897. С. 75.

17 Государственный архив Саратовской области. Ф. 176. Оп. 1. Д. 485. Л. 56. (далее - ГАСО)

18 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 8195.

19 Там же. Ф. 176. Оп. 1. Д. 162.

20 Там же. Д. 507.

21 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 8085, 8111, 8122, 8133, 8166, 81 74, 8192, 8345, 8347, 8354, 8357 ; Ф. 176. Оп. 1. Д. 72, 107, 150, 152, 201, 238, 280, 370, 397, 416, 446.

22 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 8113. Л. 39. Д. 8195. Л. 3 об.; Ф. 176. Оп. 1. Д. 162. Л. 4 об. Д. 505. Л. 10.

23 Там же. Ф. 176. Оп. 1. Д. 485. Л. 56.

24 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 8113. Л. 39. Д. 8195. Л. 3 об.; Ф. 176. Оп. 1. Д. 162. Л. 4 об. Д. 505. Л. 10.

25 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 8113. Л. 42. Д. 8195. Л. 9.; Ф. 176. Оп. 1. Д. 162. Л. 9 об. Д. 505. Л. 15.

26 Там же. Ф. 176. Оп. 1. Д. 485. Л. 55 об., 56 об.

27 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 8113. Л. 43. Д. 8195. Л. 9 об.; Ф. 176. Оп. 1. Д. 162. Л. 10. Д. 505. Л. 16.

28 Там же. Ф. 176. Оп. 1. Д. 485. Л. 56.

29 Там же. Д. 162. Л. 33.

30 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 8195. Л. 26-27.

31 Там же. Л. 32, 32 об.

32 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Л. 34, 36 об.

33 Там же . Д. 8113. Л. 40, 40 об. Д. 8195. Л. 4.; Ф. 176. Оп. 1. Д. 162. Л. 5 об. Д. 505. Л. 11 об., 12.

34 Там же. Д. 8113. Л. 43. Д. 8195. Л. 11.; Ф. 176. Оп. 1. Д. 162. Л. 12. Д. 505. Л. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.