Научная статья на тему 'Регламентация административных процедур предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда'

Регламентация административных процедур предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
62
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология и право
ВАК
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА БЕЗРАБОТНЫМ / ТРЕНИНГ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ / ПОИСК РАБОТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА / АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ / ADMINISTRATIVE PROCEDURES / PUBLIC SERVICES TO THE UNEMPLOYED / SELF-PRESENTATION TRAINING / JOB SEARCH / SOCIAL ADAPTATION IN THE LABOUR MARKET / ACTIVE LIFE PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кругликова Любовь Николаевна

В статье рассмотрены административные меры воздействия органов власти на сокращение сроков трудоустройства безработных граждан на рынке труда, проведен анализ основных проблем социальной адаптации и предложены пути их решения на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Order of administrative procedures of social adaptation in the labour market public service provision to the unemployed citizens

The article reviews administrative measures of government bodies' influence on reduction of time necessary for employment of unemployed citizens in the labour market; it provides an analysis of basic problems of social adaptation and suggests their solutions on the regional level.

Текст научной работы на тему «Регламентация административных процедур предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда»

УДК 331.5

Л. Н. Кругликова

Регламентация административных процедур предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда

L. N. Kruglikova. Order of administrative procedures of social adaptation in the labour market public service provision to the unemployed citizens

В статье рассмотрены административные меры воздействия органов власти на сокращение сроков трудоустройства безработных граждан на рынке труда, проведен анализ основных проблем социальной адаптации и предложены пути их решения на региональном уровне.

Ключевые слова: административный регламент, государственная услуга безработным, тренинг самопрезентации, поиск работы, социальная адаптация на рынке труда, активная жизненная позиция.

Контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44; (812) 575-02-87; e-mail: fsu@spbame.ru.

The article reviews administrative measures of government bodies’ influence on reduction of time necessary for employment of unemployed citizens in the labour market; it provides an analysis of basic problems of social adaptation and suggests their solutions on the regional level.

Keywords: administrative procedures, public services to the unemployed, self-presentation training, job search, social adaptation in the labour market, active life philosophy.

Contact information: 190103, Saint-Petersburg, Lermontovskiy pr., 44; (812) 575-02-87; e-mail: fsu@spbame.ru.

Высокий уровень безработицы на региональном уровне обусловливает необходимость принятия мер государственной поддержки граждан в поиске нового места работы с использованием современных технических средств обработки информации и применения комплекса методик по адаптации безработных на региональном рынке труда. В этих целях разработана концепция административной реформы и специальная программа предоставления гражданам, активно ищущим рабочее место, государственной услуги в виде групповой или индивидуальной помощи самоутверждения и эффективного взаимодействия с работодателями.

Концепция административной реформы в 2006-2010 гг. в Российской Федерации нацелена на эффективную организацию и улучшение качества деятельности органов исполнительной власти и предполагает модернизацию административно-управленческих процессов, разработку и внедрение административных регламентов на основе стандартов качества и доступности государственных услуг с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий.

Внедрение стандартов и административных регламентов в первую очередь распространяется на предоставление массовых общественно значимых государственных услуг, непосредственно затрагивающих конституционные права и свободы граждан, в том числе государственные услуги, связанные с регистрацией и трудоустройством [1].

Любовь Николаевна Кругликова — аспирант кафедры социологии и управления персоналом Санкт-Петербургского университета управления и экономики.

© Л. Н. Кругликова, 2011.

В рамках реализации этой концепции в соответствии с законодательством о занятости населения Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило ряд административных регламентов в области содействия занятости населения, в том числе предоставление государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда.

Административный регламент предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) органов исполнительной власти и государственных учреждений службы занятости населения при осуществлении ими полномочий по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда. Получателями государственной услуги являются граждане, признанные в установленном порядке безработными в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения.

Государственная услуга по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда направлена прежде всего на получение навыков активного самостоятельного поиска работы. Она включает помощь в составлении резюме, проведении деловой беседы с работодателем, самопрезентации, преодолении последствий длительной безработицы, повышении мотивации к труду, самокорреляции поведения личности на рынке труда. Все это способствует сокращению периода поиска подходящей работы за счет формирования у безработного гражданина активной жизненной позиции.

Непосредственно на территории соответствующих муниципальных образований государственная услуга предоставляется безработным гражданам центрами занятости населения (ЦЗН). Государственная услуга предоставляется безработному гражданину бесплатно по его личному заявлению или по предложению работника ЦЗН в случаях, если безработный испытывает трудности в поиске работы.

К гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», относятся:

• инвалиды;

• лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

• несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет;

• лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости);

• беженцы и вынужденные переселенцы;

• граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей;

• одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;

• граждане, подвергшиеся воздействию радиации после чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;

• граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые.

Государственную услугу могут также получить безработные граждане, которые стремятся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; состоят на учете в органах службы занятости более шести месяцев или утратили способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности) [3].

Административные процедуры, связанные с предоставлением государственной услуги, содержат конкретное и детальное описание действий, в том числе проведения занятий с безработными гражданами. Они позволяют работнику ЦЗН в рамках своей компетенции эффективно взаимодействовать с получателем услуги специалиста по социальной адаптации и работодателями.

Занятия по программам социальной адаптации безработных граждан проводятся в виде пяти этапов по групповой и индивидуальной форме и способствуют сокращению периода поиска подходящей работы, помогают преодолеть последствия безработицы, поднять самооценку, снять состояние стресса, развить умения правильно организовать поиск работы. В целом государственная услуга по социальной адаптации формирует у участников занятий позитивную установку на успех.

На подготовительном этапе работник ЦЗН устно или письменно извещает безработного гражданина о сроках начала проведения групповых или индивидуальных занятий, информирует о том, что занятия по групповой форме проведения сопровождаются видео- или аудиозаписью, получает согласие безработного гражданина на участие в занятиях по групповой форме.

В случае несогласия безработного гражданина на участие в занятиях по групповой форме проведения, сопровождающихся видео- или аудиозаписью, работник ЦЗН предлагает принять участие в индивидуальных занятиях. Безработный гражданин в случае невозможности участия в занятиях своевременно уведомляет работника ЦЗН и согласовывает с ним следующую предполагаемую дату начала занятий.

Для участия в проведении групповых занятий могут привлекаться не только работники ЦЗН, а также специалисты, осуществляющие функции по психологической поддержке безработных граждан, профессиональной ориентации и профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации, по содействию самозанятости безработных граждан.

В занятиях при проведении тренингов по поиску работы могут принимать участие представители работодателей, специалисты по социально-психологической и профессиональной адаптации, а также граждане, ранее снятые с учета в качестве безработных в связи с успешным трудоустройством.

Такой состав участников проводимых занятий, обладающий опытом поиска работы и способный сформировать позитивную психологическую реакцию личности на изменение ранее сложившихся установок, активизацию готовности к использованию ее собственных качеств, способствует позитивной установке на трудоустройство.

В ходе первого занятия проводится информирование безработных граждан о порядке и сроках проведения занятий, о направлениях социальной адаптации, тестирование (анкетирование) качеств безработных граждан в целях определения направлений социальной их адаптации. На этом же занятии выясняются причины, по которым гражданин испытывает трудности в поиске подходящей работы и трудоустройстве, в том числе отсутствие опыта работы, потеря способности к выполнению работы по прежней профессии или специальности.

Анализируются результаты предшествующих действий безработных по трудоустройству, информация о положении на региональном рынке труда, динамике спроса и предложения рабочей силы, о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) по имеющимся у безработных граждан и смежным профессиям (специальностям). С учетом проводимого анализа определяются возможные методы и способы поиска работы, выявляются, а также предоставляется возможность пройти обучение и переобучение.

Безработным гражданам даются задания по определению новых возможных направлений поиска работы (по смежным профессиям, должностям, видам деятельности), предлагается подготовить перечень профессиональных и личностных качеств, которые соответствуют требованиям работодателей на рынке труда, способствуют или препятствуют трудоустройству, и самим сформировать индивидуальные планы поиска работы. Работник ЦЗН проводит обработку материалов тестирования, анализирует полученные результаты и на основе их анализа формирует тематику и планы проведения следующих занятий.

На втором занятии с безработными гражданами проводится знакомство с результатами выполнения заданий, предложенных в ходе первого занятия, проводится их обсуждение. Работник ЦЗН дает рекомендации по вопросам технологии поиска подходящей работы и самопрезентации, информирует безработных граждан о структуре резюме, порядке его составления и приемах коррекции профессиональных и личностных качеств с учетом требований работодателей к кандидатурам работников, предлагает составить и обсудить резюме.

При необходимости в составленные резюме вносятся изменения и дополнения, связанные с предоставлением информации о безработном гражданине как претенденте на замещение свободного рабочего места (вакантной должности), обладающем профессионально-личностными качествами, соответствующими требованиям работодателя к кандидатуре работника.

В ходе занятия безработные граждане знакомятся с регистром получателей государственных услуг в сфере занятости населения (банком вакансий и работодателей), в котором можно каждому подобрать вариант подходящей работы, провести собеседование с работодателем (по телефону) и направить ему свое резюме. Даются рекомендации по формированию у безработных граждан навыков ведения переговоров с работодателем по телефону и при непосредственном контакте. Результаты собеседования с работодателем обсуждаются. Все действия проводятся с согласия безработного гражданина.

Работник ЦЗН также обсуждает с безработными гражданами индивидуальные планы поиска работы и дает рекомендации по их совершенствованию, а также по активизации действий по поиску подходящей работы, предлагает безработным гражданам закрепить практику проведения собеседования с работодателем (по телефону или при непосредственном обращении к работодателю).

На третьем занятии работник ЦЗН с согласия безработных граждан проводит обсуждение результатов проведения собеседования с работодателем и дает рекомендации, направленные на совершенствование навыков делового общения, проведения собеседования и самопрезентации.

В случае участия в проведении занятия представителей работодателя предлагается безработным гражданам провести тренинг по собеседованию с работодателем. В случае отсутствия на занятии представителя работодателя предлагается провести «деловую игру», в ходе которой отрабатывается техника собеседования, ведения деловых переговоров, самопрезентации, ориентации на психологические особенности собеседника.

Работник ЦЗН подводит итоги собеседований с представителями работодателя или «деловой игры», демонстрирует видео- или аудиозапись проведенных тренингов, формирует рекомендации безработным гражданам, выясняет у безработных граждан степень усвоения материала и приобретения навыков по проведению собеседования и предлагает регулярно осуществлять самостоятельный поиск свободных рабочих мест (вакантных должностей) и проводить собеседования с работодателями.

В ходе четвертого занятия работник ЦЗН предлагает безработным гражданам обсудить вопросы, связанные с подготовкой к выходу на новую работу, адаптацией в коллективе, закреплением на новом рабочем месте и планированием деловой карьеры. Проводится также обсуждение способов выполнения профессиональных обязанностей, позитивных факторов личности работающего человека, стиля поведения, формирования делового имиджа и уверенности в себе. Работник ЦЗН формирует рекомендации по обсуждаемым вопросам. В случае если в занятии участвовали специалисты по социально-психологической и профессиональной адаптации, они также принимают участие в обсуждении и представляют свои рекомендации.

При подведении итогов всех занятий демонстрируется видео- или аудиозапись проведенных тренингов и проводится опрос безработных граждан с целью выяснения их предложений и пожеланий по плану проведения дальнейших занятий, дается информация о времени и дате проведения следующего занятия.

В случае принятия решения об окончании предоставления государственной услуги, работник ЦЗН формирует информацию о результатах предоставления государственной услуги безработному гражданину и заносит ее в программнотехнический комплекс, содержащий регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения (банке работников).

Регламентом предусмотрено, что в случае принятия решения о необходимости продолжения проведения занятий безработным гражданам сообщается ориентировочная дата проведения следующего занятия и его тематика. При проведении дополнительных занятий выполняется последовательность действий, аналогичных административным процедурам проведения групповых занятий с безработными гражданами.

Регламентом установлено, что при проведении занятий работник ЦЗН применяет различные методы социологических исследований, в том числе:

• изучение общественного мнения, профессиональной ориентации и адаптации;

• анализ профессионально-квалификационной структуры граждан, психологического тестирования и социальной адаптации;

• повышение трудовой мотивации, укрепление уверенности в себе, технологии самостоятельного поиска работы;

• тренинг (видеотренинг) по методам самопрезентации, составления резюме, ведения телефонных переговоров, проведения собеседования с работодателем, формирования делового имиджа, получения навыков закрепления на рабочем месте;

• обработка информации с применением технических средств коммуникаций, связи и вычислительной техники.

При отборе методов, методик, тренингов и технологий, используемых при проведении занятий с безработными гражданами, учитываются следующие критерии:

• результативность, надежность, дифференцированность, прогностическая (информативная) ценность;

• наличие прогрессивных (инновационных) форм, методов и подходов, высокая степень валидности;

• возможность интеграции и сопряжения с другими применяемыми методами, методиками и тренингами;

• соответствие стандартам процедур обследования и обработки данных;

• оптимальность временных затрат на достижение результатов;

• возможность применения электронных версий с учетом профилирования безработных граждан.

Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда является не только экономической, но и в значительной степени социально-психологической проблемой, которая зачастую вызывает стрессовое состояние человека в связи с потерей работы.

Услуги по социальной адаптации безработных на рынке труда, оказываемые службами занятости населения, являются эффективным методом работы, который дает возможность безработным гражданам получить навыки самостоятельного активного поиска нового рабочего места и преодолеть последствия длительной безработицы.

Регламентация деятельности по предоставлению государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда, нацеленная на конкретизацию и упорядочение административных процедур при ее осуществлении, должна способствовать эффективной работе подразделений и должностных лиц служб занятости населения по предоставлению качественной услуги и возможности полноценной реализации заявителями услуг законного права на ее получение.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993.

2. Концепция административной реформы в 2006-2010 гг., одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 г. № 1789-р.

3. О занятости населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 19.04.1991 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 17. Ст. 5, п. 2.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 47. Ст. 4933.

5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.06.2007 г. № 400 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.