Научная статья на тему 'РЕГИСТРАЦИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ВОЗМУЩЕНИЙ СРЕДЫ ПРИ ДВИЖЕНИИ ОБЪЕКТА'

РЕГИСТРАЦИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ВОЗМУЩЕНИЙ СРЕДЫ ПРИ ДВИЖЕНИИ ОБЪЕКТА Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ АТМОСФЕРЫ / ЛАЗЕР / АНАЛОГО-ЦИФРОВОЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Картуков Андрей Владимирович, Меркишин Геннадий Васильевич, Назаров Александр Николаевич, Никитин Дмитрий Андреевич

Статья посвящена проблеме регистрации аэродинамических характеристик в режиме реального времени. Существующие методы исследования не позволяют быстро регистрировать быстрое изменение параметров и колебаний неоднородностей в воздушной среде и дают усредненную в некотором отрезке времени картину. Представленная система позволяет проводить анализ проходящих колебаний давления в воздушной среде, возникающих под влиянием движущегося объекта, оценивать их амплитуду и частоту, длительность переходного процесса и может быть полезной при исследовании аэродинамических характеристик объектов различной формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Картуков Андрей Владимирович, Меркишин Геннадий Васильевич, Назаров Александр Николаевич, Никитин Дмитрий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL DISTURBANCE AERODYNAMIC PARAMETERS REGISTRATION WHILE OBJECT MOVING

A number of engineering problems associated with the object movement in the air require the information on the air state right behind the moving object. For example, while large aircraft takeoff we need to know the period of turbulence existence to impose restrictions on the time interval between two airplanes takeoff. For airplanes and helicopters landing we need air-cushion size evaluation to work out requirements on minimum overflight height over buildings and constructions in the entry area. The turbulence presence is of great importance also during aerial refueling operations. At the instant of beam breaking, one can observe strong pulses of positive and negative polarities, caused by recharging processes of capacitances in the circuit. After the end of breaking, the beam deflects to the areas with bigger pressure and oscillates in the region of red, blue and green zones. Approximately after 20 ms the beam returns to the yellow zone region, and oscillates with damped amplitude to the level, existing prior to beam breaking. The existing research techniques do not allow registering the fast parameters variation and non-uniformity fluctuations in the air, and yield the averaged picture at a certain time interval. The developed facilities allow registering the variations in medium density and disturbances behind a moving object in the form time function with resolution less than 0.1 ms. The paper presents the angle curves of the laser beam passing through disturbed environment fluctuations after four-channel square-shaped photoelectric detector. The emitter (laser diode) is set at the side of an automobile road, and its beam is directed perpendicularly to automobile movement at the height of 1 m. And photodetector is set at the other side of the road. Its output signals were fed to the computer through ADC, where they were registered and processed. After an automobile crossed the beam, the occurring in the air turbulence and disturbances caused the beam refraction and its movement along the four-channel photodetector aperture. The current beam position was determined according to signal levels in the photodetector channels relationship. The presented system allows performing analysis of pressure transmitted fluctuations in the air, occurring in response to the moving object, evaluate their amplitudes and frequencies, transient time. It can be useful for aerodynamic performance studies of the objects of various shapes.

Текст научной работы на тему «РЕГИСТРАЦИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ВОЗМУЩЕНИЙ СРЕДЫ ПРИ ДВИЖЕНИИ ОБЪЕКТА»

www.mai.ru/science/trudy/

Труды МАИ. Выпуск № 90

УДК: 533.6.01

Регистрация аэродинамических параметров возмущений среды при

движении объекта

Картуков А.В., Меркишин Г.В.*, Назаров А.Н.**, Никитин Д.А.***

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), МАИ, Волоколамское шоссе, 4, Москва, A-80, ГСП-3, 125993, Россия

*e-mail: merkishingv@rambler.ru **e-mail: prapor068@gmail.com ***e-mail: dimka1293@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена проблеме регистрации аэродинамических характеристик в режиме реального времени. Существующие методы исследования не позволяют быстро регистрировать быстрое изменение параметров и колебаний неоднородностей в воздушной среде и дают усредненную в некотором отрезке времени картину. Представленная система позволяет проводить анализ проходящих колебаний давления в воздушной среде, возникающих под влиянием движущегося объекта, оценивать их амплитуду и частоту, длительность переходного процесса и может быть полезной при исследовании аэродинамических характеристик объектов различной формы.

Ключевые слова: анализ атмосферы, лазер, четырёхоконный фотоприёмник, аналого-цифровой преобразователь.

Введение

В ряде технических задач, связанных с движением объекта в воздушной среде, возникает потребность в информации о состоянии среды непосредственно за движущимся объектом[1]. Например, при взлете большого самолета необходимо знать время, в течение которого существует турбулентность после пролета самолета, чтобы наложить ограничения на временной интервал между взлетами самолетов. Для посадки самолетов и вертолетов необходимо оценить размеры воздушной подушки для выработки требований по минимальной высоте пролета над имеющимися зданиями и сооружениями в зоне подхода. Важным также является наличие турбулентности в операциях по дозаправке самолета в воздухе.

Блок-схема измерительной системы представлена на рис.1.

Измерение параметров среды за движущимся объектом

При движении в воздушной среде объект оставляет после себя возмущенную область, параметры которой в ряде случаев необходимо знать: спутный след самолета при дозаправке в воздухе, спутный след автомобиля, аэродинамическое сопротивление как объекта в целом, так и отдельных навесных предметов на нем и др.

Существующие методы исследования не позволяют регистрировать быстрое изменение параметров и колебаний неоднородностей в воздушной среде и дают усредненную в некотором отрезке времени картину [2].

Разработанная аппаратура дает возможность проводить регистрацию изменения плотности сред, возмущений за движущимся объектом в виде функции времени с разрешением менее 0.1 мс. Представлены угловые характеристики колебаний лазерного луча, проходящего через возмущенную среду после 4-х оконного преобразователя на квадратной фотоматрице [3].

Измерения выполнялись перпендикулярно трассе движущегося автомобиля типа "джип", который пересекал лазерный луч на скоростях 20, 40, 60 км/ч. В результате образовывались вихри после проезда автомобиля, длительность которых составляла 15, 7.5, 5 мс соответственно. Данный метод позволяет оценивать численные характеристики возмущений среды и давления [4].

Рис.1 Блок-схема измерительной системы 3

Излучатель (лазерный диод) устанавливался на обочине автомобильной трассы и его луч направлялся перпендикулярно движению автомобилей на высоте 1 м. С другой стороны трассы располагался фотоприемник. Выходные сигналы фотоприемника через аналого-цифровой преобразователь подавались в компьютер, где проходила их регистрация и обработка. После пересечения луча автомобилем возникающие турбулентность и неоднородности в воздушной среде вызывали рефракцию луча и его движение по апертуре четырехоконного фотоприемника. По соотношению уровней сигнала в фотоприемных окнах определялось текущее положение луча. В качестве автомобилей использовались седан (Шкода Октавия) и джип (Рено Дастер) (рис. 2). На рис. 3 показаны зависимости уровней сигналов на выходе четырех фотоприемных окон (каждое окно имеет свой цвет) в виде функций времени. Можно выделить три характерных участка на приведенных зависимостях. Начальный участок кривых соответствует записи сигналов до момента пересечения автомобилем трассы луча (рис.4). Колебания луча связаны с действием естественных движений воздуха и его турбулентностью[5]. Далее движущийся автомобиль перекрывает луч, и на границах этого участка возникают характерные импульсы, обусловленные перезарядом переходных емкостей схемы фотоприемника[6]. После того, как автомобиль перестает перекрывать луч, возникают его интенсивные колебания, движения по апертуре фотоприемника (рис.5). Они обусловлены образованием вихрей, которые вначале двигаются вслед за автомобилем и постепенно затухают[7] (рис.6). По временной шкале на

горизонтальной оси можно оценить длительность процесса затухания переходного процесса и время перехода к уровню исходных (до пересечения луча) колебаний. Расстояние между метками на горизонтальной оси равно 10 мс.

Рис. 2 Схема эксперимента на трассе

Рис.3 Соответствие цвет-канал

Рис. 4 Запись сигнала до момента пересечения автомобилем трассы луча

Рис.5 Сигнал после проезда автомобилем трассы луча

Рис.6 Затухание сигнала

Заключение

Из анализа приведенных графиков видно, что вначале (до перекрытия луча автомобилем) луч находится в области желтого окна и движется под влиянием естественных турбулентностей атмосферы. Скорость ветра составляла примерно 5 м/с.

В момент перекрытия луча наблюдаются сильные импульсы положительной и отрицательной полярности, обусловленные процессами перезаряда переходных емкостей схемы. После окончания перекрытия луч отклоняется в сторону областей с большим давлением и совершает колебания в районе красного, синего и зеленого окон. Примерно через двадцать мс луч возвращается в область желтого окна и совершает колебания с уменьшающейся амплитудой до уровня, существовавшего до перекрытия луча.

Представленная система позволяет проводить анализ проходящих колебаний давления в воздушной среде, возникающих под влиянием движущегося объекта, оценивать их амплитуду и частоту, длительность переходного процесса и может быть полезной при исследовании аэродинамических характеристик объектов различной формы.

Библиографический список

1. Статистические методы анализа безопасности сложных технических систем / Под редакцией В.П. Соколова. - М.: Логос, 2001. - 232 с.

2. Козинцев В.И. и др. Оптико-электронные системы экологического мониторинга природной среды. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. - 528 с.

3. Меркишин Г.В. Многооконные оптико-электронные датчики линейных размеров. - М.: Радио и связь, 1985. - 186 с.

4. Картуков А. В., Меркишин Г. В., Репин А. И., Сушко С. В. Исследование методов применения лазерного излучения для анализа параметров топлива поршневых двигателей // Труды МАИ, 2012, №57: http://www.mai.ru/science/trudy/published.php?ID=31096

5. Зуев. В.Е. Оптика атмосферного аэрозоля. - Л.: Гидрометиздат, 1989.- 254 с.

6. Павлов П.В., Горюнов А.Е. Аппаратно-программный комплекс неразрушающего контроля авиационных деталей // Труды МАИ, 2015, №80: http://www.mai.ru/science/trudy/published.php?ID=57019

7. Ребров С.Г., Голиков А.Н., Голубев В.А., Молчанов А.М., Яхина Г.Р. Численное моделирование процесса смесеобразования в модельной камере сгорания с лазерным зажиганием при работе на компонентах кислород-водород, кислород-метан // Труды МАИ, 2013, №69: http ://www.mai.ru/science/trudy/published.php?ID=43154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.