Научная статья на тему 'Регистрационный учет граждан Российской Федерации в условиях цифровизации'

Регистрационный учет граждан Российской Федерации в условиях цифровизации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государство / Российская Федерация / Конституция / закон / административный регламент / регистрационный учет по месту пребывания и месту жительства / state / Russian Federation / Constitution / law / administrative regulations / registration at the place of stay and place of residence

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владимир Иванович Забавка

Приводится анализ регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ и пути его совершенствования в условиях цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Registration of citizens of the Russian Federation in the context of digitalization

Тhe registration of citizens of the Russian Federation at the place of stay and place of residence within the Russian Federation and ways to improve it in the conditions of digitalization are being analyzed.

Текст научной работы на тему «Регистрационный учет граждан Российской Федерации в условиях цифровизации»

JURISPRUDENCE

Научная статья ■УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-l-79-81 EDN: https://elibrary.ru/nrhspq NIION: 2015-0066-1/24-907 MOSURED: 77/27-011-2024-01-106

Регистрационный учет граждан Российской Федерации в условиях цифровизации

Владимир Иванович Забавка

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, zabavkavladimir@mail.ru

Аннотация. Приводится анализ регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ и пути его совершенствования в условиях цифровизации.

Ключевые слова: государство, Российская Федерация, Конституция, закон, административный регламент, регистрационный учет по месту пребывания и месту жительства

Для цитирования: Забавка В. И. Регистрационный учет граждан Российской Федерации в условиях цифровизации//Вестник экономической безопасности. 2024. № 1. С. 79-81. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-l-79-81. EDN: NRHSPQ.

Original article

Registration ofcitizens ofthe Russian Federation in the context ofdigitalization

Vladimir I. Zabavka

Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia, zabavkavladimir@mail.ru

Abstract. The registration of citizens of the Russian Federation at the place of stay and place of residence within the Russian Federation and ways to improve it in the conditions of digitalization are being analyzed.

Keywords: state, Russian Federation, Constitution, law, administrative regulations, registration at the place of stay and place of residence

For citation: Zabavka V I. Registration of citizens of the Russian Federation in the context of digitalization. Bulletin of economic security. 2024;(1):79-81. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-l-79-81. EDN: NRHSPQ.

Одной из существенных составляющих конституционного статуса личности в Российской Федерации выступает право на свободу передвижения человека и гражданина. Регистрационный учет граждан России строится на основополагающих принципах, закрепленных в Конституции Российской Федерации, которые должны лежать в основе функционирования всех сфер общественной жизни, деятельности государственных и муниципальных органов власти на различных уровнях. Это право гарантируется как национальным законодательством, так и международными нормами [1]. Вместе с тем постановка на регистрационный учет по месту пребывания либо месту жительства является обязанностью лица, а не его правом. Данное действие ни в коей мере не ограничивает право человека на свободу передвижения, поскольку выбор места пребывания (жительства) осуществляется непосредственно гражданином. Снятие граждан с учета проис-

© Забавка В. И., 2024

ходит либо по заявлению о регистрации их по новому месту жительства, либо по иным, указанным в законе, причинам.

Существование института регистрации обосновывается необходимостью ведения такого учета в целях контроля за передвижением граждан и получения статистических данных о миграции населения.

Современный режим регистрации граждан выступает не как добровольное уведомление соответствующих государственных органов о фактическом местонахождении гражданина, а как регулятор миграционных процессов в интересах безопасности государства. Под миграцией населения в настоящее время понимаются процессы, затрагивающие перемещение населения, связанное со сменой места жительства. Миграционные процессы входят в число самых важных проблем народонаселения и исследуются не как простое механическое передвижение людей, а как сложный обществен-

но 1 /2024

Bulletin of economic security

79

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни.

Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» [2] и другими нормативно-правовыми актами вопросы регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах в Российской Федерации возложены на Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальные органы.

Согласно данногому закону регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства и их снятии. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.

Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 31 декабря 2017 г. № 984, определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне), а также порядок их взаимодействия с территориальными органами федеральных и региональных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации [3].

Каждый дееспособный гражданин Российской Федерации выбирает место своего жительства по личному усмотрению. Согласно вышеуказанному закону, граждане России обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Свободный выбор места жительства - одно из важнейших прав человека. Вместе с тем, в соответствии с Конституцией РФ, ограничение права гражданина на свободу передвижения возможно только лишь на основании положений федерального закона и только в той мере, которая необходима для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и

законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Провозглашая принцип свободы выбора места жительства, закон устанавливает, что возможно и ограничение этого права: в пограничных зонах; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение и другие.

Право свободного выбора места жительства признается за дееспособными гражданами. Лица в возрасте от 14 до 18 лет, обладающие частичной дееспособностью, а также лица, дееспособность которых ограничена судом, могут выбирать место жительства лишь с согласия родителей, усыновителей, попечителей. Для отдельных категорий граждан предусматривается легальное, т. е. определенное самим же законом место жительства. Например, местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их родителей, усыновителей, опекунов.

Процессы информатизации затронули деятельность подразделений по вопросам миграции, в первую очередь в сфере представления электронных услуг. Сервисы портала государственных услуг продолжают совершенствоваться. В новой версии портала появился «Госбар» - навигационная панель, которая помогает ориентироваться на портале и получать услуги физическим и юридическим лицам и имеет привязку к региону, в котором пользователь получает государственную услугу. Предполагается создание и внедрение системы автоматизированной регистрации (САР) граждан, прибывающих в населенные пункты, что позволит производить проверку в автоматическом режиме.

Автоматизация процесса должна быть на всех этапах подготовки и оформления регистрационных документов и позволит обеспечить информационное взаимодействие между уполномоченными органами, осуществляющих регистрацию граждан. С помощью современных интегрированных средств и систем анализа данных в рамках информационных технологий достигается не только согласованное эффективное управление подразделениями и службами МВД, но и повышением качества работы конкретных сотрудников ОВД. Значительное увеличение количества информационно-аналитических задач, решаемых на основе использования адекватных современных методов анализа данных, позволяет выйти на существенно новый уровень решения задач охраны правопорядка и борьбы с преступностью.

Вместе с тем значительное увеличение количества информационных задач, необходимость согласованного эффективного управления подразделениями и службами системы УВМ обусловливает развитие и широкое применение современных 1Т технологий. В частности,

80

Вестник экономической безопасности

№ 1 /2024

JURISPRUDENCE

речь идет о системах поддержки принятия решении на основе средств интеллектуального анализа данных, геоинформационных систем, видео технологий и т. п. 1Т технологии являются мощным и перспективным инструментом для обоснования и принятия решений в области правоохранительной деятельности. Этому, несомненно, способствует дальнейшее развитие и совершенствование ЕИТКС ОВД, создание информационных систем обработки данных, интеграция ведомственных информационных и вычислительных ресурсов и другие.

В настоящее время внедряется федеральная государственная информационная система «Единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации». Согласно Федерального закона «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации» от 8 июня 2020 г. № 168-ФЗ, федеральный регистр сведений о населении - это информация, которая уже собрана, обработана и хранится в государственных информационных системах органов государственной власти Российской Федерации и органах управления государственными внебюджетными фондами и представляет собой компиляцию персональных данных [4].

Также с учетом развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость внедрить механизмы регистрации граждан не по месту пребывания или жительства в результате посещения органа власти или МФЦ, а с привязкой к имеющимся индивидуальным средствам связи, что позволит более эффективно достигать установленной законодательством цели.

Таким образом, регистрационный учет как инструмент регулирования внутренних миграционных процессов играет важную роль в реализации основных направлений деятельности органов государственной власти по регулированию миграционных потоков. С учетом развития информационно-коммуникационных технологий совершенствуются механизмы регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания или жительства, чтобы обеспечить каждому гражданину и обществу в целом комфортное и безопасное сосуществование.

Список источников

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Феде-

рации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ). Ст. 4398.

2. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (ред.от 21.01.2023) // СЗ РФ, 1998 №6, ст. 783.

3. Приказ МВД России от 31 декабря 2017 г. № 984 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: «КонсультантПлюс».

4. Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: «КонсультантПлюс».

References

1. The Constitution of the Russian Federation, adopted by popular vote on December 12, 1993 (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation dated December 30, 2008 No. 6-FKZ, dated 02/05/2014 No. 2-FKZ, dated 07/21/2014 No. 11-FKZ, dated 03/14/2020 No. 1-FKZ)//Art. 4398.

2. The Law of the Russian Federation of 25.06.1993 № 5242-1 «On the right of citizens to freedom of movement, choice of place of stay and residence within the Russian Federation» (ed. of 21.01.2023) // SZ RF, 1998 No. 6, Art. 783.

3. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 31.12.2017 № 984 «On approval of the Administrative Regulations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on the provision of state registration services for citizens of the Russian Federation at the place of stay and at the place of residence within the Russian Federation» // [Electronic resource]. Access mode:«ConsultantPlus».

4. Federal Law «On the Unified Federal Information Register containing information about the population of the Russian Federation» dated June 8, 2020 No. 168-FZ // [Electronic resource]. Access mode: «ConsultantPlus».

Информация об авторе

В. И. Забавка - доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.

Information about the author V. I. Zabavka - Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences.

Статья поступила в редакцию 20.09.2023; одобрена после рецензирования 20.11.2023; принята к публикации 16.01.2024.

The article was submitted 20.09.2023; approved after reviewing 20.11.2023; accepted for publication 16.01.2024.

№ 1 / 2024

Bulletin of economic security

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.