Научная статья на тему 'Регионоведение стран АТР: оценка потенциала региона в развитии международного сотрудничества с КНР (на примере Иркутской области)'

Регионоведение стран АТР: оценка потенциала региона в развитии международного сотрудничества с КНР (на примере Иркутской области) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
199
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНОВЕДЕНИЕ / РЕГИОНОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ОРГАНИЗАЦИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ / ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Макеева С.Б.

На основе использования регионоведческого анализа, проведена оценка потенциала Иркутской области в развитии российско-китайского сотрудничества. Выявлена степень участия организаций Иркутской области в поддержании политического, социально-экономического, инвестиционного, культурного взаимодействия с КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Макеева С.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL STUDIES OF ASIA-PACIFIC COUNTRIES: ASSESSING THE POTENTIAL OF THE REGION IN THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL COOPERATION WITH CHINA (EXAMPLE OF IRKUTSK REGION)

Based On the use of regional studies analysis assessment of the potential of the Irkutsk region in the development of Russian-Chinese cooperation. Identified the degree of participation of organizations of the Irkutsk region in the maintenance of political, socio-economic, investment, cultural interaction with China.

Текст научной работы на тему «Регионоведение стран АТР: оценка потенциала региона в развитии международного сотрудничества с КНР (на примере Иркутской области)»

РЕГИОНОВЕДЕНИЕ СТРАН АТР: ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С КНР (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ)

Макеева С.Б.

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

к.ист.н, доцент

REGIONAL STUDIES OF ASIA-PACIFIC COUNTRIES: ASSESSING THE POTENTIAL OF THE REGION IN THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL COOPERATION WITH CHINA (EXAMPLE OF IRKUTSK REGION)

Makeyeva S.B.

Irkutsk state University, Irkutsk k.ist.sciences, associate Professor

АННОТАЦИЯ

На основе использования регионоведческого анализа, проведена оценка потенциала Иркутской области в развитии российско-китайского сотрудничества. Выявлена степень участия организаций Иркутской области в поддержании политического, социально-экономического, инвестиционного, культурного взаимодействия с КНР.

ABSTRACT

Based On the use of regional studies analysis assessment of the potential of the Irkutsk region in the development of Russian-Chinese cooperation. Identified the degree of participation of organizations of the Irkutsk region in the maintenance of political, socio-economic, investment, cultural interaction with China.

Ключевые слова: регионоведение, регионоведческий анализ, потенциал региона, российско-китайское сотрудничество, организации Иркутской области, проблемы региона.

Keywords: regional studies, regional studies analysis potential of the region, the Russian-Chinese cooperation, the organization of the Irkutsk region, the problems of the region.

Характерной особенностью развития науки в течение ХХ века стала интеграция научного знания, что нашло отражение в развитии междисциплинарного подхода в научных исследованиях. Появление в данных условиях такой новой области научного знания, как регионоведение, позволило интегрировать географические, социологические, экономические методы научного познания в рамках регионо-ведческих исследований.

Анализ современных отечественных исследований в области теории и методологии регионовед-ческого знания показывает, что регионоведение определяется как комплексная, интегральная социально-экономическая дисциплина, изучающая закономерности процесса формирования и функционирования социально-экономической системы региона с учётом исторических, демографических, национальных, религиозных, культурологических, экологических, политико-правовых, природно-ре-сурсных особенностей, места и роли в общерегиональном и международном разделении труда [1, с. 10].

Изучение региональных социально-экономических и культурно-исторических систем опирается на довольно широкий круг методов и способов. Особенно продуктивным и значимым представляется способ оценки потенциала региона,

действующий в рамках комплексного анализа политической, экономической, социальной, культурной сторон развития той или иной территории.

В настоящее время вопросам межрегионального сотрудничества России и Китая уделяется значительное внимание. Это обусловлено тем, что регионы являются важным звеном в развитии межгосударственных российско-китайских отношений. Иркутская область играет важную роль в межрегиональном российско-китайском взаимодействии. Удобное географическое расположение в системе транспортных потоков, историко-культурная специфика, религиозно-духовное своеобразие, уникальные рекреационные ресурсы - всё это привлекает жителей Поднебесной. Разносторонние отношения между Иркутской областью и провинциями КНР позволяют рассматривать регион Прибайкалья в качестве важного структурного звена российско-китайских отношений. Отдельные аспекты межрегионального сотрудничества между Иркутской областью и провинциями КНР отражены в работах Ю.В. Елохиной, Е.А. Матвеевой, И.В. Олейникова, А.И. Соболева, Гао Бэйна, Цао Фэйюнь.

Целью статьи является определение потенциала Иркутской области в развитии российско-китайских отношений, на основе регионоведческого анализа степени участия различных организаций Иркутской области в поддержании политического,

26

социально-экономического и культурного сотрудничества с КНР.

Сотрудничество Иркутской области с провинциями КНР развивается в таких сферах, как культура, образование и наука, медицина, сфера туризма. Особое значение отводится торгово-экономическому сотрудничеству, которое поддерживается в сфере энергетики, нефтеперерабатывающей, химической, лесной и деревообрабатывающей промышленностях. Обозначенные отрасли имеют первостепенное значение для развития экономики Иркутской области.

Основными субъектами, реализующими двустороннее сотрудничество между РФ и КНР на территории Иркутской области, являются Правительство Иркутской области и Администрация города Иркутска; Представительство Министерства Иностранных Дел РФ; Генеральное консульство КНР. При поддержке правительства Иркутской области и Администрации города Иркутска реализуются следующие формы сотрудничества: проведение встреч, конференций, выставок, презентаций; организация двусторонних совещаний, круглых столов и т.д. Реализация двустороннего межрегионального сотрудничества осуществляется в соответствии с соглашениями, договорами и меморандумами, которые были подписаны между Иркутской областью и провинциями КНР за последний период времени.

Особая роль в процессе реализации межрегионального российского-китайского сотрудничества между Иркутской областью и КНР отводится Представительству МИД России в г. Иркутске, которое было учреждено в 2001 г. в соответствии с распоряжением Правительства РФ и является территориальным органом МИД России в городе Иркутске. В рамках развития российско-китайского сотрудничества Представительство МИД РФ в г. Иркутске содействует координации международных и внешнеэкономических связей Иркутской области с провинциями КНР в соответствии с внешнеполитическим курсом России; осуществляет контроль за соблюдением норм международного права, международных договоров, участником которых является Россия; содействует развитию торговых, экономических, культурных и иных связей с китайскими партнёрами; выполняют функции, относящиеся к консульской службе. Кроме того, Представительство МИД РФ в г. Иркутске взаимодействует с территориальными и функциональными департаментами, управлениями МИД, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ в КНР; сотрудничает с другими российскими учреждениями и организациями, имеющими непосредственное отношение к работе с китайскими гражданами и консульствами КНР; оказывает содействие в подготовке и осуществлении официальных и рабочих визитов в Китай делегаций и должностных лиц субъектов РФ, входящих в регион деятельности Представительства; предоставляет услуги информационно-консультативного характера российским и иностранным юридическим и физическим лицам в налаживании деловых связей

с Китаем; выдаёт в установленном порядке заграничные паспорта гражданам РФ, выезжающим в Китай со служебными и деловыми целями; консультирует по вопросам выезда в КНР.

Значительное влияние на развитие российско-китайских отношений на уровне Иркутской области и провинций КНР оказывает Генеральное консульство КНР в г. Иркутске. Консульство - это государственный орган одного государства, находящийся на территории другого государства для осуществления официальных консульских отношений в пределах консульского округа, которым называется район, отведённый консульскому учреждению для выполнения консульских функций. В соответствии с положениями Венской конвенции 1963 года о консульских сношениях, основными консульскими функциями являются: защита в государстве пребывания интересов представляемого государства, его граждан и юридических лиц в пределах, допускаемых международным правом; содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений между ними; выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и представление сведений заинтересованным лицам; выдача, аннулирование, исправление, изъятие или задержание паспортов и других проездных документов гражданам представляемого государства и выдача, продление или аннулирование виз или соответствующих документов лицам, желающим поехать в представляемое государство; оказание помощи и содействия гражданам и юридическим лицам представляемого государства; определение с помощью компетентных органов государства пребывания местонахождения граждан представляемого государства, когда речь идёт об их имущественных или других интересах; исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязанностей, а также выполнение некоторых функций административного характера при условии, что в этом случае ничто не противоречит законам и правилам государства пребывания; охрана интересов граждан и юридических лиц представляемого государства в случае преемства «mortis causa» на территории государства пребывания в соответствии с законами и правилами государства пребывания; охрана в рамках, установленных законами и правилами государства пребывания, интересов несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности, когда требуется установление над такими лицами какой-либо опеки или попечительства; передача судебных и несудебных документов или исполнение судебных поручений или же поручений по снятию показаний для судов представляемого государства в соответствии с действующими

международными соглашениями или при отсутствии таких соглашений в любом ином порядке, не противоречащем законам и правилам государства пребывания; выполнение любых других функций, возложенных на консульское учреждение представляемым государством, которые не запрещаются законами и правилами государства пребывания или против выполнения которых государство пребывания не имеет возражений или, если они предусмотрены международными договорами, действующими между представляемым государством и государством пребывания.

Анализ вышеперечисленных функций показывает, что Генеральное консульство осуществляет значительный объём работы по регулированию процесса реализации двусторонних межрегиональных российско-китайских отношений. На территории Иркутской области Генеральное консульство было образовано ещё в 2009 г. Деятельность Генерального консульства КНР в г. Иркутске распространяется на весь Консульский округ, включающий пять субъектов РФ: Иркутскую область, Республику Бурятия, Забайкальский край, Республику Хакасия и Республику Тыва. В штат консульства входят 13 человек: консульский персонал, консул по экономическим делам, консул по науке и технике, консул по делам образования и т.д. В ежедневные основные обязанности консульства входят две главные задачи: 1) установление сотрудничества между консульскими округами, находящихся в подчинении у Генерального консульства в г. Иркутске и соответствующими регионами Китая в политической, экономической, научной, образовательной, культурной, информационных и других областях; 2) оказание услуг российским гражданам по оформлению виз, содействие двустороннему обмену, защита законных интересов китайских граждан в консульских округах.

За всё время функционирования Генерального консульства КНР в г. Иркутске пост генерального консула занимали Го Минь (2009 - 2012 гг.), Го Чжицзюнь (2012 - 2016 гг.), Цао Юньлун (с 2016 г. по настоящее время).

Одним из перспективных направлений российско-китайского сотрудничества на уровне Иркутской области и провинций КНР, развитию которого оказывает содействие Генеральное консульство КНР в г. Иркутске, является сфера туризма. Наибольшее внимание уделяются познавательному, медицинскому, экологическому и деловому туризму на территории Иркутской области. Оценивая взаимодействие между Иркутской областью и провинциями КНР в сфере туризма, необходимо отметить, что Генеральное консульство КНР в г. Иркутск оказывает визовую поддержку гражданам РФ и КНР, что позволяет туризму двух стран развиваться быстрыми темпами. Поступает множество предложений от китайских инвесторов на строительство в г. Иркутске гостиничных комплексов, крупных торговых и развлекательных центров и т.д. Генеральное консульство КНР в г. Иркутске особое внимание уделяет инвестиционному сотрудничеству, как основному определяющему

направлению российско-китайского взаимодействия. Крупные компании Китая намерены развивать инвестиционное сотрудничество с российскими предприятиями на территории Иркутской области, а также китайская сторона заинтересована в развитии отношений и новых проектах в сфере сельского хозяйства.

Анализируя современное положение Иркутской области в системе российско-китайского сотрудничества, необходимо отметить, что традиции поддержания связей в сфере экономики, культуры, образования и науки были заложены ещё в прошлом веке. С момента распада Советского Союза и образования РФ межрегиональное сотрудничество на территории Иркутской области начинает расширяться, опираясь на советский опыт взаимодействия с КНР в периоды с 1949-1960 гг., с 1980-1990 гг. Начиная с 1992 года развиваются дружеские связи между Иркутской областью и городами КНР, организован постоянный обмен делегациями школьников, спортсменов, артистов. Правительство Иркутской области и Администрация города Иркутска оказывают содействие в реализации различных форм сотрудничества с КНР. В настоящее время Иркутская область активно поддерживает дружественные связи с такими северо-восточными и северными провинциями Китая, как Хэйлунцзян, Ляонин, Цзилинь, Хэбэй, а также с городом центрального подчинения Шанхай. С 1994 года действуют соглашения о побратимских связях Иркутской области с провинциями Хэйлунцзян и Ляонин, на муниципальном уровне установлены побратим-ские отношения между городами Иркутск и Шэньян (провинция Ляонин), Ангарск и Цзинь-чжоу (провинция Цзилинь), Усть-Илимск и Хандань (провинция Хэбэй). На аллее городов-побратимов, которая появилась в Иркутске в июне 2011 года, установлен символ Китая - уменьшенная копия Императорского дворца Гу-Гун.

Иркутская область осуществляет внешнеторговые операции на постоянной основе с партнёрами более чем из 90 стран мира. Но одним из ведущих торговых партнёров Иркутской области является Китай. Сотрудничество с китайскими компаниями позволяет реализовывать различные экономические проекты, которые оказывают воздействие на экономику области. В сложившихся условиях руководство региона и бизнес-структуры области должны планомерно использовать различные рычаги для привлечения иностранных инвестиций в регион, повышая уровень экономической и правовой открытости для зарубежных инвесторов, интенсивно позиционируя территорию в международном пространстве. Зачастую, к одним из основных проблем в поддержании двустороннего экономического сотрудничества Иркутской области с китайскими провинциями можно отнести опасения китайских предпринимателей относительно инвестиционного сотрудничества, связанного с недостатком информации о перспективах реализации экономических проектов в будущем.

Основу экономического сотрудничества Иркутской области и провинций КНР составляют двусторонние торгово-экономические связи предприятий. В настоящее время, на территории Иркутской области зарегистрировано свыше 300 коммерческих организаций с долей инвестиций физических и юридических лиц КНР. Основными направлениями деятельности компаний являются оптовая и розничная торговля, туризм, строительство зданий и сооружений, лесопереработка, ресторанный бизнес, производство трикотажных изделий, техобслуживание и ремонт автотранспортных средств, растениеводство, производство пластмассовых и керамических изделий. Ежегодный товарооборот между Иркутской областью и КНР составляет около 3 миллионов долларов США.

Необходимо отметить, что сдерживающим фактором развития торгово-экономического сотрудничества между Иркутской областью и провинциями КНР, является, прежде всего, неразвитость приграничной инфраструктуры. Мощности пограничных переходов не соответствуют реальным объёмам грузопотоков и пассажирских перевозок, большое количество грузов скапливается на китайском направлении. В свою очередь, Иркутская область заинтересована в создании «Зоны свободной торговли» в районе одного из основных по-гранпереходов: «Забайкальск-Маньчжурия» и организации «Приграничного торгового комплекса» в городе Забайкальске (Забайкальский край), с активным привлечением российских и китайских компаний. Это связано с тем, что основной поток экспортных и импортных товаров, направляемых из Иркутской области в КНР, и из КНР в Иркутскую область соответственно, осуществляется через этот пункт пропуска.

Иркутская область стремится к развитию и совершенствованию всестороннего сотрудничества с КНР и имеет для этого все необходимые условия. По богатству и разнообразию ресурсного потенциала Иркутская область лидирует среди субъектов РФ. Мощный энергопромышленный и научно-образовательный потенциал определяет этот регион как привлекательный в инвестиционном плане для иностранного капитала.

Приоритетными направлениями экономического взаимодействия Иркутской области и провинций КНР на сегодняшний день являются: ориентирование развития промышленности на увеличение в общем объёме производства доли конкурентоспособной продукции высокой степени переработки, промышленное освоение разведанных запасов минерально-сырьевых ресурсов, реализация крупных международных нефтегазовых и инфраструктурных проектов. Наиболее перспективными являются следующие направления взаимодействия: создание на территории Иркутской области совместных лесоперерабатывающих предприятий, а также производств по использованию отходов лесоперерабатывающей промышленности (изготовление щитового паркета из сучков, лами-ната, паркета, бумаги); сотрудничество в сфере жилищного строительства; привлечение инвестиций

китайских бизнесменов к разработке углеводородных ресурсов Приангарья; развитие научно-технического сотрудничества; создание транспортно-ло-гистических комплексов, развитие грузоперевозок, обмен опытом по применению передовых технологий мирового уровня не только в области выращивания сельскохозяйственной продукции, но и в способах её переработки; совместное строительство в Иркутской области объектов туристской инфраструктуры, гостиничных комплексов и торгово-раз-влекательных комплексов.

Различные вопросы двустороннего экономического межрегионального сотрудничества ежегодно обсуждаются в рамках встреч на уровне представителей правительства Иркутской области и представителей провинций КНР. В основном все встречи касаются двусторонних экономических проектов. Так, например, 25 сентября 2013 года состоялась встреча экс-губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко с председателем постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей КНР Чжаном Дэцзяном, на которой обсуждались вопросы реализации двустороннего экономического сотрудничества. В июне 2014 года был подписан протокол по укреплению торгово-экономического сотрудничества между Иркутской областью и Автономным районом Внутренняя Монголия. В рамках совместного двустороннего экономического сотрудничества в 2014 году экс-губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко провёл встречи с китайскими инвесторами, где были рассмотрены перспективы торгово-экономического сотрудничества. В частности, состоялась встреча с президентом корпорации «Кегш» Хэ Ши-суном. Корпорация «Кегш» является профессиональной промышленной группой международного уровня по реализации и обслуживанию нефтяного оборудования и сосредоточена на увеличении производительности производства в области нефтегазового дела. Деловые отношения между Приан-гарьем и КНР регулярно укрепляются путём подписания соглашений и взаимных визитов. Об этом свидетельствует заявление экс-главы региона Сергея Ерощенко о том, что на протяжении последних лет именно Китай является лидером среди внешнеторговых партнёров региона, товарооборот по итогам 2013 года составил более 3 миллиардов долларов США.

В ноябре 2015 года состоялась встреча губернатора Иркутской области Сергея Левченко с заместителем Председателя Госсовета КНР Лю Янь-дуна, где обсуждались перспективы сотрудничества между Иркутской областью и провинциями КНР. В этом же году на встрече губернатора Сергея Левченко с президентом Центра исследований АТР, первым заместителем председателя Общества российско-китайской дружбы Сергеем Санакоевым и представителем провинции Ляонин был подписан протокол «О развитии сотрудничества между Иркутской областью и КНР». В ходе встречи был подтверждён приоритет развития сотрудничества между Иркутской областью и провинциями Ляонин

и Хэйлунцзян КНР в таких сферах, как строительство, транспорт, инфраструктура, сельское хозяйство, лесная промышленность, туризм и спорт. Помимо этого, стороны обсудили развитие туризма и реализацию совместных проектов по созданию ре-креационно-туристических мест. Одним из методов продвижения сотрудничества в сфере туризма является, организация взаимных презентаций туристских возможностей Иркутской области, провинций Ляонин и Хэйлунцзян в рамках выставочно-ярма-рочных мероприятий, проходящих в России и КНР. [3, с. 128-132]

В 2016 году на встрече с делегацией Народного правительства города Маньчжурии КНР в Приангарье был подписан ряд соглашений в области сельского хозяйства, лесопереработки, межбанковского сотрудничества, образования и туризма. Глава Иркутской области поддержал предложение китайской стороны по вопросам поставок сельскохозяйственных культур: пшеницы и рапса на территорию Китая. Глава делегации КНР, госпожа Сюй Айлянь, отметила, что Народное правительство Маньчжурии заинтересовано в развитии более тесных торговых отношений в области сельского хозяйства между двумя регионами. По мнению главы китайской делегации, в настоящее время у Иркутской области и Маньчжурии появился шанс выйти на новую ступень развития отношений. Маньчжурия - крупнейший сухопутный пропускной пункт из России в Китай, товарооборот которого составляет более 30 млн. долларов в год или 69% от всего товарооборота двух стран.

В октябре 2016 года была успешна осуществлена презентация Иркутской области в городе Пекине, в рамках которой были подписаны важные соглашения и меморандумы двустороннего межрегионального сотрудничества. Презентация состоялась в посольстве РФ в Пекине. В состав делегации Иркутской области вошли губернатор Сергей Левченко и заместитель председателя регионального правительства Антон Логашов. С китайской стороны присутствовали высокопоставленные гости и представители бизнеса.

В ходе презентации заместитель председателя регионального правительства Антон Логашов отметил, что в Иркутской области сосредоточены 31% запасов золота страны, 11% запасов леса, 8% запасов природного газа, 7% запасов угля, 3% запасов нефти. При этом, в настоящий момент в разработке находится лишь 24% разведанных месторождений области. В целях содействия развитию двусторонних контактов, увеличению объёмов товарооборота Правительство Иркутской области полагает целесообразным развитие взаимоотношений по таким направлениям, как создание российско-китайских транспортных коридоров и усиление сотрудничества в области воздушных перевозок; организация транспортно-логистических комплексов международного уровня на территории Иркутской области в системе развития российско-китайских грузоперевозок; развитие межбанковского сотрудничества; создание с использованием высокоэффективного оборудования и технологий

совместных производств по глубокой переработке леса, предприятий по производству целлюлозы, элементов деревянного домостроения; участие китайских инвесторов в реализации энергетических и инфраструктурных проектов Иркутской области.

В последние годы Иркутская область проявляет особую заинтересованность в реализации крупных совместных проектов, в привлечении инвестиций в развитие региона, создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на озере Байкал. Правительство Иркутской области выдвигает взаимовыгодные условия для участия китайского бизнеса в развитии промышленного потенциала Восточной Сибири, роста объёмов торговли и производства.

Залогом успешной реализации двустороннего экономического сотрудничества является развитие транспортной инфраструктуры. Иркутская область обладает разветвлённой транспортной инфраструктурой, представленную различными видами транспорта. Главной транспортной артерией Иркутской области является Транссибирская железнодорожная магистраль. По территории области проходит Восточно-Сибирская железная дорога, а от станции Тайшет начинается и проходит через Усть-Кут Байкало-Амурская магистраль (БАМ). Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования с твёрдым покрытием составляет более 12 тысяч километров. По территории области протекают крупнейшие судоходные реки - Ангара, Лена, Нижняя Тунгуска, обусловившие развитие водного транспорта, на долю которого приходится порядка 10% общего грузооборота. Необходимо отметить, что г. Иркутск сыграл важнейшую роль в становлении и развитии российско-китайских отношений. Через Иркутск направлялись первые дипломатические делегации в Китай, проходили торговые маршруты, связывающие Восток и Запад. Иркутск представляет интерес как развитый транспортный узел Восточной Сибири, расположенный на Транссибирской магистрали и федеральной трассе «Байкал». Здесь также находится одно из крупнейших авиастроительных предприятий России Иркутский авиационный завод «Иркут». За годы совместной работы значительно расширилась география перевозок между странами, увеличился их объём, произошли положительные изменения в развитии транспортной логистики. Иркутская область заинтересована в дальнейшем совершенствовании транспортной инфраструктуры региона, выступающей связующим звеном в обеспечении российско-китайского экономического сотрудничества. В августе 2016 года в г. Иркутске состоялась встреча представителей Иркутской области и руководителя комитета развития и реформ города Пекина, в рамках которой было подписано соглашение «О развитии транспортного сообщения между городами Пекин и Иркутск». В этом же году, состоялось Двадцатое заседание Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта Комиссии по подготовке регулярных встреч глав Правительств России и Китая. Российскую делегацию возглавлял министр

транспорта РФ Максим Соколов, китайскую - министр транспорта КНР Ян Чуаньтан. По итогам заседания, были подписаны соглашение «О взаимовыгодном сотрудничестве в области развития центров обработки данных и облачных сервисов в Азиатско-Тихоокеанском регионе», соглашение между Обществом с ограниченной ответственностью «Техкомпания Хуавэй», Корпорацией Centrin Data Systems, En+ Group Limited и закрытым акционерным обществом «Лаборатория новых информационных технологий «Ланит» и Правительством Иркутской области в рамках проекта Экономический пояс Шёлкового пути. Между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» и китайским холдингом «China Yingkou Port Group» было подписано соглашение «О сотрудничестве в целях практической реализации намерений о сопряжении инициатив Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шёлкового пути».

Международные авиаперевозки выступают связующим звеном в поддержании двустороннего российско-китайского межрегионального сотрудничества, наличие воздушной гавани способствует интенсификации туристических потоков, активизации бизнес-взаимодействия между Иркутской областью и провинциями КНР. Необходимо отметить, что среди ведущих направлений, в рамках которых происходит расширение географии международных воздушных перевозок, основным являются страны Восточной и Юго-Восточной Азии. На территории Иркутской области воздушные перевозки, в том числе и международные, осуществляются в основном двумя аэропортами, расположенными в городах Иркутске и Братске. Авиационное сообщение между Иркутской областью и городами КНР осуществляют 4 российские (S7 Airlines, ИрАэро, Ангара, НордСтар) и 3 китайские (JuneYao Airlines, Hainan Airlines, Tianjin Airlines) авиакомпании.

За последние годы наблюдается увеличение иностранного пассажиропотока и по-прежнему высокую долю среди иностранных гостей занимают жители КНР. Из международного аэропорта Иркутск по направлению Пекин, Тяньцзинь, Маньчжурия, Харбин, Шэньян, Далянь, Гонконг, Тайбэй, Шанхай выполняются регулярные авиарейсы как российскими, так и китайскими авиакомпаниями на разных типах воздушного судна. По направлению о. Хайнань выполняются чартерные сезонные рейсы.

Представители Иркутской области и провинций Китая ведут двусторонние переговоры об интенсификации авиасообщения и открытии новых регулярных рейсов. Сейчас многие компании осуществляют чартерные рейсы, но для развития в дальнейшем авиасообщения важным составляющим является то, чтобы их статус был переведён из чартерных в регулярные. Это окажет существенное влияние на транспортную отрасль в целом, и поспособствует расширению туристической сферы двух стран.

В 2017 г. количество рейсов из Иркутской области в КНР, и обратно, по сравнению с 2013 г. увеличилось в 4 раза. Российские и китайские авиакомпании заинтересованы в развитии действующих направлений, а также в открытии новых маршрутов, тем самым расширяя географию полётов авиакомпаний. Представители Международного аэропорта «Иркутск» отмечают, что в ближайшей перспективе из столицы Приангарья может быть открыто ещё несколько международных направлений в города КНР, тем самым в ближайшие 2-3 года количество авиарейсов увеличится ещё в 4 раза. Несомненно, регулярное международное авиасообщение между регионами Прибайкалья и странами мира является залогом интенсификации процессов международного сотрудничества. В настоящее время для того, чтобы попасть из Иркутска в Восточную и Юго-Восточную Азию, необходимо пользоваться либо услугами чартерных рейсов, либо полагаться на возможности развитых столичных авиаузлов и стыковочных пунктов таких как, Москва, Пекин или Сеул. Недостаточная развитость международного авиасообщения пагубным образом сказывается на уровне позиционирования региона на мировой арене, страдают их экономические интересы, поток туристов зачастую сводится к минимуму.

Следовательно, Международный аэропорт «Иркутск» в качестве отправной точки для посещения КНР могут использовать и жители соседних субъектов РФ. Немаловажно, что конкуренцию большим международным авиакомпаниям за выполнение рейсов может составить региональный авиаперевозчик, входящий в группу компаний «Истлэнд», - авиакомпания «Ангара», эксплуатирующая новые самолёты Ан-148-100Е. В планах Иркутской авиакомпании освоение направлений из Иркутска в города Бэйдайхэ и Далянь (Китай), которые являются популярными для отдыха российских граждан. Реализация таких значительных планов напрямую зависит от финансовой поддержки авиаперевозчика в областном правительстве. Другая региональная авиакомпания — «ИрАэро» — уже осуществляет регулярные международные рейсы из Иркутска в города Северо-Восточного Китая: Харбин, Далянь и Маньчжурию. Рейсы из Иркутска в Пекин и Маньчжурию выполняет и китайская авиакомпания «Хайнаньские авиалинии», открывшая своё представительство в Иркутске ещё в 2008 г.

Таким образом, развитие международных авиаперевозок и авиасообщения является важным показателем вовлечённости региона в процессы международного сотрудничества, наличия экономических, культурных связей с зарубежными партнёрами. Создание современной авиационной инфраструктуры, пополнение парка лётных судов новыми модификациями будет в конечном счёте способствовать росту привлекательности Иркутской области для иностранных туристов и инвесторов из КНР.

Ещё одним важным направлением в реализации межрегионального экономического взаимодействия на уровне Иркутской области и провинций КНР является сотрудничество в банковской сфере. Иркутская область ведёт непосредственное сотрудничество с различными банками Азиатско-Тихоокеанского региона, большую часть которых составляют китайские банки. Важным показателем уровня сотрудничества являются совместные встречи и конференции. В 2014 году была проведена встреча главы Иркутской области с официальной делегацией «Торгово-промышленного банка Китая» (ICBC). На встрече, председатель совета директоров ICBC, Ltd Цзянь Цзянцин отметил, что «Торгово-промышленный банк Китая» является одним из крупнейших китайских коммерческих банков, имеет устойчивые позиции на рынке в качестве крупнейшего государственного банка в мире по рыночной стоимости, по депозитам клиентов и прибыли, а также сильный инновационный потенциал и конкурентоспособность на рынке. ICBC предоставляет широкий спектр финансовых продуктов и услуг. В рамках переговоров, был предложен проект по созданию международного банковского центра в Иркутске, который был успешно реализован уже в 2015 г. В настоящее время центр предложил совместно проработать возможность возобновления работы представительства Иркутской области в КНР. При этом центр будет оказывать необходимое консультационное и информационно-аналитическое сопровождение работы. Для более эффективного сотрудничества центр разработал рекомендации по содействию в развитии межбанковского взаимодействия между Иркутской областью и провинциями Ляонин и Хэйлунцзян КНР.

Это позволит расширить взаимодействие между центральными и коммерческими банками на уровне регионов, а также в дальнейшем будет способствовать развитию кредитно-финансового обслуживания в рамках двустороннего сотрудничества в различных областях, в том числе по линии финансирования программ ипотечного жилищного, проектного и производственного кредитования Иркутской области. Развитие межбанковского сотрудничества будет способствовать расширению взаимодействия между центральными и коммерческими банками двух стран, а также усовершенствованию кредитно-финансового обслуживания в рамках поддержания внешнеэкономических связей.

Иркутская область обладает рядом преимуществ для привлечения инвестиций с целью развития экономического потенциала региона. К ним можно отнести: выгодное географическое положение; высокий природно-ресурсный потенциал; низкая стоимость электроэнергии; уникальные условия для развития туризма и рекреационных зон; мощный промышленный комплекс; развитая научная и инновационная инфраструктура; наличие свободных промышленных площадок для размещения производств; налоговые льготы и государственная поддержка инвесторов.

Основными отраслями по привлечению инвестиций из КНР являются: добыча полезных ископаемых; транспорт и связь; обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; операции с недвижимостью; сельское хозяйство; образование; строительство; здравоохранение; оптовая и розничная торговля; рекреационно-развлекательная сфера.

Развитие межрегионального энергетического сотрудничества - важная составляющая экономического роста двух стран. Для привлечения инвестиций из КНР на территорию Иркутской области ведётся разработка совместных проектов в сфере энергетики. Приоритетным среди всех является проект по строительству Братского металлургического завода. Согласно планам, после завершения строительства завода предполагаемая мощность объекта составит 200 тысяч тонн мелкосортного проката в год. Стоимость проекта оценивается в 8,7 миллиардов рублей, 30% из стоимости приходится на инвестиции из КНР. Срок строительства объекта составит два с половиной года, а срок окупаемости проекта - 10 лет. Но при сложившихся в настоящий момент на рынке уровне цен на мелкосортный прокат, он может окупиться в течение шести лет.

В ходе презентации Иркутской области в октябре 2016 года в Китае, китайской стороне был представлен план строительства Зашихинского горнометаллургического комбината, который должен помочь в развитии в России производства тантала и ниобия. Как сообщил директор по стратегическому развитию компании-оператора проекта ЗАО «Техноинвест Альянс» Алексей Селезнёв, цель проекта заключается в получении из руды За-шихинского редкометалльного месторождения, расположенного в Нижнеудинском районе Иркутской области, чистых и особо чистых оксидов ниобия и тантала, а также неразделённых оксидов редкоземельных металлов с их последующей реализацией на российском и китайском рынках. По его словам, завершить привлечение инвестиций для проекта ожидается до конца 2018 года, а строительство инфраструктуры - до середины 2020 года. При этом полностью проект, включая строительство необходимой обогатительной фабрики и гидрометаллургического цеха совместно с китайской компанией, планируется завершить к концу 2021 года.

В рамках развития проектов в сфере газохимии планируется обсуждение организационных вопросов между правительством Иркутской области и представителями китайской компанией С№С. На территории области находится самое крупное в России из неосвоенных месторождений газа Ко-выктинское, которое оценивается в 3 триллиона кубометров газа, при этом месторождение является второй очередью как источник газа для газопровода «Сила Сибири». В постановлении правительства РФ есть пункт о строительстве трубы от Ковыктин-ского месторождения до города Саянска, где располагаются газохимические действующие производства. Однако, планируется расширять сотрудничество не только на основе нефти, но и на основе газа. Переговоры с компанией С№С уже ведутся, уже

одобрена китайская технология, предложенная для газохимии. В начале октября 2016 г. вице-президент С№С Сюй Вэньжун сообщил, что разработки могут быть введены в эксплуатацию до 2020 года.

В конце мая 2014 г. «Газпром» и С№С подписали договор о поставках российского газа в Китай по восточному маршруту. Договор заключён сроком на 30 лет и предполагает поставку российского газа в Китай в объёме 38 миллиардов кубометров в год по магистральному газопроводу «Сила Сибири». Протяжённость трубы на территории России составит около 3000 километров. В окончательном виде трубопровод пройдёт от Ковыктинского месторождения в Иркутской области через Чаяндин-ское месторождение в Якутии до города Благовещенск в Амурской области. Далее газопровод пересечёт границу РФ-КНР через реку Амур и от города Хэйхе начнётся его китайская часть протяжённостью 3170 километров, которая дойдёт до Шанхая.

Самым перспективным направлением двустороннего межрегионального экономического сотрудничества является создание совместных инвестиционных площадок и экономических зон. В настоящее время на территории Иркутской области действуют две инвестиционные площадки -ТОСЭР в городе Усолье-Сибирское и ОЭЗ в городе Байкальск. Наиболее привлекательной, по мнению китайских инвесторов является ОЭЗ в городе Бай-кальск - это особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала», созданная постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2007 года № 72 по инициативе Правительства Иркутской области. Общая площадь территории составляет 756,97 га. Срок действия составляет 49 лет.

По мнению отечественных исследователей Т.П. Малахова и И.В. Олейникова для усовершенствования данного направления в России существуют объективные предпосылки: открытость для массового туризма, большой природный, культурный и исторический потенциал, привлекательный и перспективный рынок [3, с. 67]. Иркутская область входит в первую десятку регионов-лидеров по приёму китайских туристов в России, что обусловлено наличием на территории региона уникальных при-родно-рекреационных ресурсов, в первую очередь, озера Байкал - самого глубокого пресноводного озера в мире. Благодаря своим уникальным природным свойствам озеро занесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это не только природный феномен, но и сокровищница материальной и духовной культуры Центральной Азии, о чём свидетельствуют археологические памятники, ритуальные шаманские тексты и сохранившиеся обряды байкальских бурят.

Удобное географическое положение Иркутской области способствует продвижению внутреннего и въездного туризма в регионе, даёт преимущества и предоставляет выгодные возможности для реализации ряда проектов в туристской индустрии. Регион обладает значительным культурно-историческим потенциалом, на территории Иркутской об-

ласти действует порядка 60 музеев, наиболее популярными среди туристов из КНР являются: архитектурно-этнографический музей «Тальцы» и инженерно-архитектурный комплекс мирового значения Кругобайкальская железная дорога. Однако основные территории, на которых идёт развитие туризма, прилегают к озеру Байкал это - Иркутский, Ольхонский и Слюдянский районы, наиболее высокой туристской привлекательностью обладает областной центр - город Иркутск. Необходимо отметить, что туристские ресурсы в Иркутской области сосредоточены не только на территориях, прилегающих к озеру Байкал, но и в других районах области: Ангарский, Усольский, Братский, Усть-Илим-ский, Казачинско-Ленский, Усть-Кутский, Усть-Удинский, Бодайбинский и Нижнеудинский районы, Усть-Ордынский Бурятский округ. На территории одного из районов расположен самый крупный в мире Ангаро-Ленский артезианский бассейн хлоридных натриевых вод, разведано около 300 источников и скважин с лечебной водой, имеется 7 крупных грязевых озёр с иловыми, сапропелевыми и торфяными пелоидами.

Одним из важнейших структурных элементов в процессе организации туристской деятельности на территории Иркутской области является -Агентство по туризму Иркутской области. Это самостоятельный исполнительный орган государственной власти Иркутской области, осуществляющий функции по государственному регулированию туристской деятельности, а также по управлению в области организации и функционированию лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения. Агентство находится в ведении министерства экономического развития Иркутской области. Образовано в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года №413/192-пп для осуществления функций в сфере туризма, организации и функционировании лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения.

За последние 50 лет на территории области сформировалась туристская инфраструктура, включающая в себя культуру обслуживания, кадры, экскурсионные и туристические маршруты. Через территорию области проходят международные и межрегиональные туристические маршруты: «Великий чайный путь», «Байкал-Хубсугул», «Восточное кольцо России». Несомненно, Иркутская область является привлекательным регионом для посещения китайских гостей. По данным Агентства по туризму Иркутской области, в 2015 году количество иностранных туристов, посетивших Иркутскую область, выросло на 85% по сравнению с предыдущим годом, и составило 146,9 тыс. человек. Высокую долю среди иностранных туристов занимали гости из КНР (42,3%), Германии (19,2%), Монголии (11,9%), Южной Кореи (6,6%), Франции (5,1%), США (4,4%). Показатель внутреннего туристического потока в 2016 году по отношению к 2015-му вырос на 5%, к 2013 году - на 40% и составил 1 млн 372 тыс. человек. В свою очередь, Китай - это одно

из самых востребованных и популярных туристических направлений среди жителей Иркутской области. Агентство по туризму Иркутской области является активным участником мероприятий, проводимых Ростуризмом по взаимодействию с КНР, в результате чего Иркутск неоднократно становился площадкой проведения значимых международных мероприятий.

Иркутск имеет все возможности для организации достойных условий для иностранных туристов. По мнению представителя Агентства по туризму Иркутской области Михаила Лаврика, поток китайских туристов в Приангарье растёт с каждым годом и для увеличения отдыхающих в регионе созданы все условия. Иркутская область входит в число 17 регионов страны, где организован безвизовый режим с Китаем. В целях углубления взаимопонимания и укрепления дружбы между народами двух стран, для облегчения совершения групповых туристических поездок граждан двух государств, для развития обменов и сотрудничества между двумя государствами в области туризма в 2000 году между Правительством РФ и Правительством КНР было принято «Соглашение о безвизовых групповых туристических поездках». Кроме того, в областном центре находится генеральное консульство КНР, что облегчает оформление документов для граждан обеих стран. В целях привлечения туристов из КНР и обеспечения безопасного и комфортного отдыха, существует реестр туристических компаний и туроператоров, осуществляющих деятельность в рамках данного соглашения на территории Иркутской области. Все компании, представленные в реестре, получили полномочия осуществления деятельности в рамках реализации Соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года по состоянию на 2016 г.

Не менее значимым событием для развития туристической сферы стала Презентация Иркутской области, которая состоялась в октябре 2016 года в посольстве РФ в городе Пекине, где был определён крупнейший объект сотрудничества особая экономическая зона «Ворота Байкала», призванная развивать туризм в регионе.

ОЭЗ «Ворота Байкала» создана постановлением правительства РФ в феврале 2007 года. Её территорию определили в Слюдянском районе и в поселке Большое Голоустное Иркутского района. Здесь развивается деловой, экскурсионный, горнолыжный, водный, лечебно-оздоровительный туризм. Реализация этих задач осуществляется на федеральном уровне. Чтобы сделать проект привлекательным для бизнеса, необходимо предоставить резидентам налоговые преференции и создать объекты инженерной инфраструктуры за счёт государственных средств. В августе 2016 году ОЭЗ передали в управление Иркутской области.

Для привлечения иностранных инвестиций в регион, в рамках проведения Презентации Иркутской области, агентства по туризму и туроператоры

китайских провинций Ляонин и Хэйлунцзян подписали ряд соглашений с Агентством по туризму и туроператорами Иркутской области. В целях развития туристического сектора, в мае 2016 года губернатор Иркутской области Сергей Левченко провёл рабочую встречу с делегацией инвесторов и специалистов туриндустрии из КНР, возглавлял которую ответственный секретарь Отделения туристического отдыха Китайской туристической ассоциации господин Вэй Сяоань. Согласно предварительным договорённостям, интерес инвесторов из КНР сфокусирован на проектах, связанных с развитием гостиничного бизнеса, экологическом и оздоровительном туризме, а также на возможностях работы на Байкале и Енисее комфортабельных туристических экологически чистых судов, модернизации и строительства причалов и другой сопутствующей инфраструктуры для судов, включая утилизацию отходов. Развитие совместных проектов в сфере туризма между Иркутской областью и провинциями КНР в итоге позитивным образом отражаются на развитии туристической отрасли Прибайкалья и экономики региона в целом.

Наблюдаемый за последние десятилетия процесс активного расширения российско-китайского сотрудничества оказывает благоприятное влияние на усиление международных коммуникаций в образовательной сфере. Одним из стратегически важных российских регионов для расширения международного сотрудничества является Иркутская область. Интеллектуальный потенциал вузов Иркутской области в значительной степени используется в рамках российско-китайского межгосударственного сотрудничества в образовательной сфере. Практически все ведущие образовательные учреждения Иркутской области осуществляют международную деятельность с учебными заведениями КНР, основываясь на давних традициях, накопленном опыте партнёрства в образовательной сфере.

Вузы Иркутской области воспринимают в Китае как серьёзных партнёров, признают их достижения в ряде областей исследовательской деятельности, что открывает новые возможности для активизации международных коммуникаций. Развитие экономических и культурных связей Китая и России требует специалистов нового типа, ориентирующихся в тенденциях развития экономики двух великих держав, знающих особенности их культуры и, конечно, владеющих китайским языком. Особенно нужны такие выпускники в Иркутской области, территориально близкой к КНР. На сегодняшний день такие вузы Иркутской области, как Иркутский государственный университет, Иркутский национальный исследовательский технический университет, Байкальский государственный университет, Иркутский государственный университет путей сообщения, Братский государственный университет и другие ведут активное сотрудничество с вузами провинций КНР [2, с. 169].

В настоящее время высшие образовательные учреждения Иркутской области и провинций Китая

в процессе взаимодействия между собой используют следующие формы международных коммуникаций:

- разработка и реализация совместных программ обучения;

- развитие взаимовыгодных партнёрских связей между учебными учреждениями;

- совместное участие в международных программах и проектах, конференциях, научно-практических исследованиях;

- проведение семинаров и олимпиад, летних и зимних школ для российских и китайских студентов;

- содействие в организации прохождения стажировок в КНР сотрудниками университетов;

- обмен преподавателями для чтения лекций;

- выполнение совместных российско-китайских научных, образовательных, методологических работ и публикация их результатов.

В рамках развития российско-китайского образовательного сотрудничества активное участие принимают средние общеобразовательные школы Иркутской области. Рост популярности в изучении китайского языка в последние годы создаёт условия для реализации различных форм сотрудничества с Китаем на уровне средних школ. В Иркутской области преподавание китайского языка по обязательной программе осуществляется в Центре образования № 47 (г. Иркутск), школе № 26 (г. Иркутск), гимназии № 2 (г. Иркутск), а факультативно в лицее № 36 ОАО РЖД (г. Иркутск), в средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов № 64 (г. Иркутск), в гимназии № 1 (г. Ангарск), в средней общеобразовательной школе № 27 (г. Ангарск), в лицее № 1 (г. Усолье-Сибирское). Стоит отметить, что на данный момент, по информации Министерства образования и науки РФ, количество изучающих китайский язык в школах РФ уже достигло 4 тысяч человек и продолжает активно увеличиваться. Причём за последние пару лет прирост заметно ускорился, а российские школьники вместо английского, немецкого, французского и других европейских языков теперь всё чаще выбирают китайский. По мнению многих учащихся и их родителей, китайский язык - это, в первую очередь, перспективное направление. В основном вводится в программу изучения государственный язык Поднебесной преимущественно в школах, пользующихся хорошей репутацией.

В школе № 26 (г. Иркутск) и в Центре образования № 47 (г. Иркутск) существуют лингвистические классы. Там с пятого класса ученики к основному английскому языку выбирают второй дополнительный, который обязательно изучают до окончания школы. Это может быть немецкий, испанский, французский или китайский язык.

Центр образования № 47 реализует различные формы взаимодействия с образовательными учреждениями Китая. Проект сотрудничества с КНР работает с самого открытия школы. Тогда китайский в российской школе был такой же редкостью, как русский - в Поднебесной. Сегодня более 200 учащихся ЦО № 47 занимаются китайским языком. За

эти годы десятки школьников получили качественное лингвистическое образование в области китайского языка, продолжили обучение в лингвистических вузах России и КНР, работают по полученным специальностям, связанным с использованием китайского языка. ЦО № 47 имеет договоры о сотрудничестве со средней школой города Шань Дунь и школой № 80 города Пекина. Эффективно сотрудничает и с Шэньянской школой иностранных языков. Учащиеся и учителя этих заведений могут участвовать в проектах по обмену творческими коллективами, спортивными командами. Два-три раза в год учащиеся Центра образования № 47 выезжают на лингвистическую практику по изучению китайского языка в Шэньянскую школу иностранных языков.

Иркутская область в 2016 г. и 2017 г. вошла в число регионов, где проводилась апробация единого государственного экзамена и основного государственного экзамена по китайскому языку. В экзамене было две части: письменная и устная. У экзаменуемых проверяли аудирование, грамматику, чтение. Восьмой и девятый классы сдавали письмо, а десятые и одиннадцатые ещё и эссе. К тому же разговорная часть у них была сложнее. Количество человек, которые могли сдать такой экзамен, было ограничено.

Стоит отметить, что продвижение и популяризация китайского языка - это государственная задача Поднебесной, выстроившей целую стратегию по продвижению своего языка в мире. Головным центром реализации стратегии КНР по популяризации языка является Государственная канцелярия по распространению китайского языка - Ханбань, которая занимается открытием Институтов Конфуция по всему миру.

В последние годы на территории Иркутской области проходит отборочный тур Всероссийского конкурса по китайскому языку среди школьников Сибирского федерального округа «Китайский язык - это мост». Конкурс проводится с целью выявления и поддержки одарённых школьников, развития творческой инициативы и повышения мотивации к углублённому изучению китайского языка, демонстрации успехов в организации преподавания китайского языка в российских школах, а также для отбора школьников для участия во Всемирном конкурсе по китайскому языку, который проходит в Китае. Участниками Конкурса могут быть школьники от 14 до 18 лет (ученики 8 - 11 классов), имеющие российское гражданство, которые родились и выросли в России в семье, не говорящей на китайском языке, и для которых русский язык является родным. От участников требуется не только умение бегло и грамотно говорить по-китайски. Важную роль играют чистота произношения, навыки в каллиграфии, знание китайской литературы, культуры и истории, а также немалые творческие способности.

Образовательные учреждения Иркутской области реализуют различные формы сотрудничества с КНР на уровне не только вузов, но и средних об-

щеобразовательных школ. Результатом использования высшими образовательными учреждениями Иркутской области и КНР таких форм международных коммуникаций, как обмен студентами для прохождения практик; разработка и реализация совместных образовательных, научных, культурных программ; обмен преподавателями для чтения лекций; содействие в организации прохождения стажировок в КНР сотрудниками университетов стала возросшая академическая мобильность. Ежегодно на научные и производственные стажировки, конференции, семинары, учёбу в КНР выезжают сотни студентов, аспирантов, преподавателей Иркутской области. Это развивает российско-китайское стратегическое партнёрство, способствующее общему научно-техническому прогрессу.

Таким образом, регионоведческий анализ потенциала Иркутской области в развитии российско-китайских отношений, определяет ведущую роль Иркутской области в поддержании политического, социально-экономического, культурно-образовательного сотрудничества с КНР, несмотря на то, что данный регион РФ не имеет общей границы с Китаем. В настоящее время определены и успешно реализуются различные направления и формы межрегионального сотрудничества. Общие торгово-экономические, инвестиционные, транспортно-ло-гистические, культурные, рекреационно-туристи-ческие проекты иркутские и китайские организации реализуют совместно. Многие предприятия Иркутской области ориентированы в своей деятельности на сотрудничество с провинциями КНР.

Значительное влияние на экономику Иркутской области оказывают такие перспективные направления росийско-китайского сотрудничества, как взаимодействие в сфере туризма, а также инвестиционное сотрудничество. Это отвечает интересам общей системы взаимоотношений России и КНР. Позитивные результаты в развитии связей Прибайкалья с Китаем в настоящий период времени позволяет российскому руководству повышать общий уровень российско-китайского сотрудничества и решать внутренние экономические проблемы регионов за счёт системы взаимодействия с КНР, экономика которой выступает лидирующей в мировом экономическом пространстве.

Литература

1. Игнатов В .Г. Регионоведение (экономика и управление): учебное пособие / В.Г. Игнатов, В.И. Бутов. - М. : ИКЦ «Март», 2004. - 528 с.

2. Макеева С.Б. Влияние российско-китайских отношений на развитие Иркутской области (регионоведческий аспект) // IX Международная научно-практическая конференция «Advances in Science and Technology». 31 июля 2017. - М.: Научно-издательский центр «Актуальность.РФ». -С.168-170.

3. Олейников. И.В. Международное сотрудничество регионов Байкальской Сибири в 90-х гг. XX века - начале XXI века (на примере Иркутской области и Республики Бурятия): учебное пособие / И.В. Олейников, Е.А. Матвеева, Ю.В. Елохина. -Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. -177 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Д1ЯЛЬН1СТЬ М1ЖНАРОДНИХ Л1ВИХ ОБ'еДНАНЬ У ПЕРШ1Й ТРЕТИН1 ХХ СТ.: ЮТОРЮГРАФ1ЧНИЙ АСПЕКТ

Малець О.О.

доцент

кафедра суспшьних дисциплт та ф1зично'1 культури, Мукач1вський державний утверситет

ACTIVITIES OF INTERNATIONAL LEFTIST ASSOCIATIONS IN THE FIRST THIRD XX CENTURY: HISTORIOGRAPHICAL

ASPECT

Malets O.O.

Associate Professor Department of Social Disciplines and Physical Culture,

Mukachevo State University

АНОТАЦ1Я

У статп розглянуто дослщження, присвячеш вивченню процесу становлення та дiяльностi мiжнарод-них лiвих об'еднань у першш третиш XX ст. Особливу увагу придiлено науковим роботам, яю стосуються дiяльностi комунiстичних оргашзацш на теренах Захвдно! Укра!ни та 1хньо1 взаемодп iз мiжнародним лiвим рухом. Встановлено, що украшсьш дослщники здебiльшого зосереджували свою увагу на ор-ганiзацiйнiй структурi та практичнш дiяльностi цих органiзацiй, водночас оминаючи питання 1хньо1 вдео-логИ. Зроблено висновки про те, що попри свою велику к1льк1сть та багату архiвну джерельну базу, б№-шють наукових праць мають iдеологiчне забарвлення, нав'язане офiцiйною iдеологieю радянсько! дер-жави.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.