Научная статья на тему 'Региональный внутренний валютный рынок: разработка стратегии развития и регулирования'

Региональный внутренний валютный рынок: разработка стратегии развития и регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
69
53
Поделиться

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Тулайков Н.В.,

Текст научной работы на тему «Региональный внутренний валютный рынок: разработка стратегии развития и регулирования»

11 (38) - 2006

Финансы региона

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВНУТРЕННИЙ ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК: РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ

н.В. тулайков,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы, кредит и налогообложение» Орловской региональной академии государственной службы

Проводимая реформа местного самоуправления, тенденции финансового федерализма приводят к необходимости выбора оптимальных моделей повышения инвестиционной привлекательности регионов, а, следовательно, рационального регулирования финансово-кредитных и валютных отношений.

Подход к региону как к рынку, имеющему определенные границы (ареал), акцентом на общих условиях экономической деятельности и особенностях региональных рынков, обосновал в своих трудах академик РАН А. Г. Гранберг. Он обращает внимание на общие условия экономической деятельности и особенности региональных рынков различных товаров и услуг, выделяя при этом наличие рынков кредитно-финансовых и валютных ресурсов, ценных бумаг, информации, знаний и других [2].

Тем не менее следует отметить, что вопросы функционирования регионального внутреннего валютного рынка до сих пор не находили достаточного освещения в отечественной и зарубежной литературе и нуждаются в дальнейшем исследовании.

В настоящее время регионы вынуждены самостоятельно находить способы выхода из сложных экономических ситуаций. При этом устойчивая привязанность капиталов к национальным рынкам в условиях глобализации напрямую зависит от конкретных моделей национального развития, а также функционирования внутренних национальных рынков, в основе которых лежит прогноз состояния региональных рынков валют. Набор критериев прогноза национальных региональных

валютных рынков зависит от рассматриваемого рыночного инструментария и конкретной ситуации (временного момента). Поскольку в определенные моменты времени прослеживается явная взаимосвязь между конъюнктурой регионального валютного рынка и используемыми финансовыми инструментами, их отношения могут определяться объемами валютных потоков регионального образования. В современном понимании величина потока платежей предоставляет собой изменение финансовых активов и обязательств секторов экономики за период осуществления финансовых операций или сумму всех членов потока платежей на некоторый момент времени, совпадающий или упреждающий начало потока платежей [3]. То есть поток валютных средств представляется как разность между суммами поступлений и выплат средств в иностранной валюте агентов экономики за определенный период времени (обычно — за финансовый год).

Для прогнозирования развития регионального валютного рынка целесообразно использовать применяемое в математике стохастическое моделирование (метод решения класса задач статистического оценивания). В нашем случае роль и значение регионального валютного рынка можно определить с помощью варианта математической модели, характеризующей динамику его потоков и объемов:

^ = Vэ + Vнп - Vи - Vнр + Кп - Кв1, где S (¿1, 52, ¿3,...) — объем валютного рынка за определенный период;

1 Без учета оборотов нелегального рынка и тезаврации.

Уи — импортные валютные потоки за период;

Уэ — экспортные валютные потоки за период;

Унп — неторговые операции (наличная валюта, переводы, чеки и т. д.) — приход;

Унр — неторговые операции (наличная валюта, переводы, чеки и т. д.) — расход;

Кп — кредиты в инвалюте привлеченные;

Кв — кредиты в инвалюте выданные.

В основе построения таких моделей лежит обобщение вариантов значений. В случае, когда надо измерить влияние этих случайных величин, производится корреляционный анализ. Построение модели производится за счет факторов, находящихся в прямой взаимосвязи, и обобщения вариантов значений. В табл. 1 приведен практический пример расчета объемов регионального рынка на основании валютных потоков Орловской области.

Таблица 1

Расчет объемов регионального рынка на основании

валютных потоков Орловской области (тыс. долл.)

№ п/п Годы 2004 2005 2006 (прогноз)

1 Уи 61 075,7 77 595,2 95 872,3

2 Уэ 67 801,6 82 955,9 101 863,2

3 Унп 5 398 7 057 1 099

4 Унр 6 946 7 807 1 160

5 кп 44 829,1 50 886,7 63 083,2

6 Кв 28 588,4 29 674,6 24 051,8

7 Sобщ 14 638 17 527,21 34 775

Как видно, в исследуемом периоде сохранялся стабильный тренд к увеличению экспортных и импортных потоков, привлеченных кредитов, иностранной валюте при сокращении объемов неторговых операций с физическими лицами.

В целях определения изменений всего реального объема регионального валютного рынка Орловской области за исследуемый период воспользуемся формулой:

N = (£2 - £1) / £1 х 100 %, где N — изменение объема регионального валютного рынка за период времени в %;

Данные, полученные в результате математических расчетов, можно поместить в табл. 2, отражающей динамику изменений объема валютного рынка Орловской области за 2003 — 2005 гг. [1].

Таблица 2

Динамика изменений объема валютного рынка Орловской области

Годы Покзатели ^^^^^^^^ 2004 2005 2006 (прогноз)

N (%) - 19,7 98,4

S (тыс. $) 14 638,44 17 527,21 34 774,98

Таким образом, в целом за 2 года прирост валютного рынка Орловской области составил (S3 — S1) / S1 х 100 % = 137,6 %.

Практичность данного алгоритма расчета объема регионального внутреннего валютного рынка, по нашему мнению, заключается в том, что с его помощью можно определить не только тенденцию развития рынка, но и сопоставить его с состоянием других региональных рынков и национального валютного рынка в целом. Разработанная модель позволяет четкое разделение двух этапов операций. На первом этапе устанавливается величина чистого денежного потока от каждой сферы валютного рынка региона:

Уч = Vп — Уо, где Уч — чистый валютный поток (разница между притоком Уп и оттоком Уо валютных средств) от каждой сферы.

На втором этапе выявляется поправочный коэффициент (F), корректирующий влияние совокупных чистых потоков от каждой сферы на изменение объемов валютных средств в целом: Sобщ = Fх Уч, или F = Sобщ/VЧ.

В случае если показатель изменяется под воздействием многих факторов, то необходимо сделать больше наблюдений. Основной показатель при этом — коэффициент корреляции r. Обозначив потоки Орловского валютного рынка через x = 788 181, 07, X2 = 6 112 279 185; y = 22 313,543; / =

497 894 216, получим:__

^ xy - nxy

r =

= 0,935404179.

хА 2 - пх 2 - пу 2)

Таким образом, математические расчеты, проведенные в рамках модели Орловского регионального валютного рынка, дают возможность сделать вывод, что вышеуказанные факторы взаимосвязаны, находятся в корреляционной зависимости и положительно влияют на результаты деятельности регионального рынка валют. При этом исходной посылкой метода служит способность региональных властей управлять валютными средствами. В итоге, анализ движения валютных средств позволяет определить: какие суммы получены от текущей валютной деятельности региона, какие операции привели к валютным поступлениям или расходу средств в инвалюте, достаточно ли валютных средств вкладывается в инновационные программы, реинвестируются ли средства или направляются на погашение обязательств.

Полученные результаты позволяют накапливать детализированную информацию, осуществлять анализ всех сфер валютной деятельности региона.

Чтобы определить истинное место регионального валютного рынка в структуре национального финансового рынка, следует выделить несколько его важных особенностей, которые, на наш взгляд, необходимо учитывать при проведении валютной политики в регионах России:

1) уменьшение роли валютных бирж, находящихся под жестким контролем ЦБ в связи с увеличением объема операций на межбанковском рынке;

2) усиление роли коммерческих банков, увеличение размеров их собственных средств (капитала), позволяющее осуществлять крупные валютные операции;

3) включение в игру на российском валютном рынке банков с участием иностранного капитала. По нашему мнению, структуру органов Федерального и регионального регулирования внутреннего валютного рынка и их функции можно объединить в табл. 3.

Федеральное и региональное регули

Обобщая изложенные выводы, можно предложить модель региональной структуры внутреннего валютного рынка, инвариантную к его экономико-географическому положению (см. рисунок).

В качестве ограничения, затрудняющего структурный анализ регионального рынка валют, можно назвать тот факт, что данные в разрезе размерных групп территориальными органами Росстата не разрабатываются. Данная точка зрения подтверждается тем, что в программных документах практически не учитывается региональный аспект интеграции в мировое хозяйство, а это приводит к несогласованности стратегий развития внешнеэкономической деятельности российских регионов и страны в целом. Таким образом, существующая система показателей не отражает даже тех процессов, которые происходят в реальной стабильной экономике. Как правило, местные органы статистики оперируют только внутренней информацией,

Таблица 3

ание внутренним валютным рынком

Федеральные Функции Региональные Функции

регулирующие регулирующие

органы органы

Государственная Разработка и принятие законодательных Региональные Анализ и разработка стратегии

дума, актов по вопросам валютной политики госу- исполнитель- развития регионального валютно-

Правительство РФ дарства; распределение функций участников валютного рынка ные органы го рынка; оптимизация инвестиционного климата в регионе; создание благоприятных условий участникам ВЭД

Банк России. Разработка стратегии развития националь- Территориаль- Открытие структурных подразде-

ного валютного рынка; ные управления лений КО в регионе;

регулирование валютного рынка и оптими- ЦБ РФ оптимизация участия КБ, реги-

зация механизма его функционирования; ональных бирж в региональном

обеспечение связи с мировым рынком валютном рынке;

валют; контроль за деятельностью участ-

лицензирование кредитных организаций; ников ВЭД

регулирование курса национальной валюты;

регламентация деятельности участников

ВЭД

Министерство Разработка и реализация стратегических на- Коммерческие Оптимизация валютных потоков;

финансов, Минэко- правлений единой государственной валют- банки внедрение современных методов

номразвития РФ ной политики проведения валютных операций; развитие рынка купли/продажи валюты; — консалтинг участников ВЭД

Федеральная тамо- Защита интересов внутреннего валютного Региональные Защита интересов регионального

женная служба РФ рынка и национальных товаропроизводителей органы ФТС валютного рынка и товаропроизводителей

Торгово-промыш- Выработка стратегии оптимизации ВЭД Региональные Содействие участникам ВЭД в

ленная палата РФ торгово-промышленные палаты реализации контрактов, консалтинг, разработка инвестиционных проектов

Федеральная служ- Обеспечение статистического освещения Региональные Мониторинг регионального

ба государственной процесса функционирования внутреннего органы Росста- валютного рынка, освещение

статистики РФ валютного рынка та процесса его функционирования

ЦЕЛИ

Оптимизация внешнеэкономической деятельности региона; формирование благоприятного инвестиционного климата; стимулирование импортозамещающих отраслей; повышение уровня технологического развития; повышение благосостояния населения региона

ЗАДАЧИ

Сбор, контроль и анализ данных о ВЭД; эффективность внешнеторговых контрактов; поддержка перспективных проектов, рациональное размещение активов;

информирование участников ВЭД о состоянии национального и внутреннего регионального валютного рынка; увеличение объемов торговли валютой

МЕХАНИЗМЫ

• Доплаты участникам ВЭД из регионального бюджета;

• повышение статуса региональных торгово-промышленных палат в оптимизации ВЭД;

• снижение налогов с экспортеров - участников ВЭД;

• внутреннее страхование экспортных рисков;

• льготы банкам, кредитующим значимые для регионов контракты

Наблюдение

МЕТОДЫ

Проверка

Анализ

Обследование

РЕЗУЛЬТАТЫ

• Расширение источников инвестиций;

• ликвидация нелегального рынка валют;

• оптимизация региональной банковской системы;

• внедрение опыта зарубежных банков;

• улучшение инвестиционного климата;

• минимизация валютных рисков;

• формирование стабильного спроса на национальные деньги;

• сдерживание «бегства» капитала;

• развитие региональной экономики и социальная стабильность

Модель российского регионального внутреннего валютного рынка

которая аналитически неполная и не учитывает внешних факторов.

Следствием является недостаточно детальная разработка документов в области внешнеэкономической деятельности официальными региональными властями. В результате в стратегических планах не находит отражения целостное видение интеграции региона в систему мирохозяйственных связей.

Логическим продолжением анализа роли валютного рынка в экономике региона является

расчет эффективности его функционирования. В этом смысле оправданно искать надежные способы оценки экономического эффекта от ВЭД. При этом важно анализировать ее динамику по годам, распределению в географическом, товарном и отраслевом разрезах. Разрешению такой ситуации могла бы способствовать организация мониторинга внешнеэкономической деятельности на уровне отдельного региона, а также создание на государственном уровне структуры, занимающейся мониторингом внешнеэкономической информации по примеру Японии, США. Германии, Франции [4].

В нашем случае под мониторингом понимается постоянно осуществляемое комплексное наблюдение за состоянием валютного рынка региона. Систематический сбор и обработка информации могут быть использованы для улучшения процесса принятия решения, косвенно для информирования общественности, или прямо как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ или выработки региональной валютной политики. В основе этой политики лежат мероприятия в сфере валютно-экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими задачами региона. Таким образом, разработка методических основ руководства внешнеэкономической деятельностью в рамках регионального валютного рынка на основе мониторинга позволит:

1) оценить внешнеэкономические возможности региона и уровень их использования;

2) определять краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели развития внешнеэкономической деятельности;

3) разрабатывать и корректировать программы развития экспорта и импорта, привлечения иностранных инвестиций и рабочей силы;

4) согласовывать стратегию развития внешнеэкономической деятельности в рамках регионального валютного рынка с перспективным развитием национального внутреннего валютного рынка;

5) обеспечить эффективное функционирование внешнеэкономического комплекса в целом и его отдельных составляющих;

6) осуществлять межрегиональную координацию действий на внутреннем валютном рынке.

Таблица 4

Задачи и функции мониторинга регионального валютного рынка органами статистики

Задачи Функции

• Сбор, контроль и анализ данных о ВЭД; • формирование сводной база данных и получение на их основе информации; • предоставление информации заинтересованным лицам • Обработка и анализ данных о внешнеэкономической деятельности региона; • осуществление взаимодействия с органами, не задействованными в проведение мониторинга; • координация деятельности всех участников мониторинга; • хранение, защита и актуализация базы данных и информации; • информация заинтересованных органов; • совершенствование методологического инструментария мониторинга ВЭД; • изучение и систематизация зарубежного и отечественного опыта по мониторингу ВЭД

Таблица 5

Методика оценки внешнеэкономической деятельности региона

№ Качественный критерий Весовой коэффициент (%)

1 Соответствие задачам экономического развития региона, его стратегии 15

2 Соответствует мнению руководства региона эффективность вложения валютных средств в контракты ВЭД 10

3 Обеспечивает максимальную прибыль в конкретных условиях 15

4 Обеспечивает эффективность на действия конкурентов 15

5 Может использоваться для улучшения: • финансового положения банковской системы; • привлечения новых клиентов в региональные банки; • повышения конкурентоспособности банка 20

6 Модернизация валютных операций 15

Помимо этого, проведение мониторинга внешнеэкономической деятельности во всех российских регионах определит перспективные направления региональной интеграции в мировой валютный рынок и поможет правильно разрабатывать концепцию регионализма в этом плане. Говоря об организационном обеспечении регионального мониторинга, следует подчеркнуть, что это сложный процесс, в котором предполагается участие многих субъектов. Вместе с тем главную и координирующую роль в проведении мониторинга регионального валютного рынка должна играть региональная служба статистики.

Задачи и функции мониторинга регионального валютного рынка органами статистики представлены в табл. 4.

Проведение мониторинга регионального рынка валют позволит решить и более узкие задачи. Например, мониторинг экспортных валютных потоков региона позволит:

1) оценить экспортную специализацию региона;

2) определить степень диверсификации товарной структуры экспорта;

3) оценить отклонение товарной структуры экспорта по географической направленности;

4) выявить степень зависимости экономики региона от экспорта в целом и от поставок в определенную страну;

5) определить соответствие экспорта отраслевой структуре;

6) оценить масштабы производства на экспорт.

В целом методика оценки внешнеэкономической деятельности в регионе может включать критерии, показанные в табл. 5.

Проведенный анализ приводит к выводу о необходимости приоритетного исследования проблемы развития валютных рынков российских регионов, обозначив предметом исследования функции регионального валютного рынка (международные расчеты, диверсификация валютных резервов, страхование валютных рисков, валютообменные операции ит. д.), участие региональных банковских структур и агентов экономики во внешнеэкономической деятельности, а объектом исследования — самих участников внутреннего регионального рынка валют, т. е. кредитные институты и используемые ими инструменты (валютные ссуды, ценные бумаги в инвалюте, переводы, аккредитивы, фьючерсы, деривативы и т. д.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Бюллетень банковской статистики. — М. 2003 — 2005 гг.

2. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. — М.: «ТашБ», Государственный университет. Высшая школа экономики, 2000. С. 42.

3. Денежно-кредитная и валютная политика // Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований. — М.: Финансы и статистика, 2003. С. 39.

4. Рубченко М. Л. Призрак роста // Эксперт. — 2004. № 4. С. 33.